Рассматривается делопроизводство в сиротских судах Тобольской губернии. Приведены примеры оформления документов: заявлений об установлении опеки над малолетними детьми, отказов опекунов от возложенных на них обязанностей, запросов на установление попечительства и выдачи наследства, отношений в другие учреждения, справок из церкви, оценочных ведомостей, выписей из метрических книг, объявлений и торговых листов о продаже имений, отчетов опекунов по управлению имением, расходно-приходных книг по опеке, рапортов опекунов в сиротский суд, описей недвижимого имущества. На основании этих документов восстановлен алгоритм процедур установления опеки, ее снятия, назначения попечительства, продажи имений.
Proceedings of orphans’ courts in Tobolsk governorate.pdf Деятельность сиротских судов с момента их появления находится в кругу исследовательских интересов многих ученых. Возможно выделить несколько аспектов деятельности сиротских судов, которые подвергаются всестороннему анализу со стороны научного сообщества: во-первых, правовая регламентация деятельности данной институции [1, 2]; во-вторых, деятельность сиротских судов и их взаимодействие с органами местного управления [3-5]; в-третьих, документальные комплексы, зафиксировавшие особенности их деятельности [6]. Определенный опыт осмысления деятельности данного социального института накоплен в современной историографии, но остается еще много аспектов, которые требуют дальнейшего изучения, и одним из них является организация делопроизводства. В данном случае предлагается рассмотреть этот вопрос на примере сиротских судов Тобольской губернии. В фокусе нашего исследования находятся два взаимосвязанных элемента любой управленческой структуры: люди и документальные комплексы, создаваемые ими. В качестве субъектов отношений выступают, с одной стороны, служащие сиротских судов, а с другой - опекуны. В Учреждении для управления губерний 1775 г. было сказано, что городовой сиротский суд создавался для купеческих и мещанских вдов и малолетних сирот и его действия распространялись на тот город или уезд, в котором он учреждался [7. Ст. 293]. В связи с этим основным в деятельности суда являлись организация попечения и его документальное сопровождение. В состав сиротского суда входили председатель в лице городского головы и члены, избираемые частными собраниями купеческого, мещанского и ремесленного сословий сроком на три года, а также делопроизводитель. Причиной заведения в сиротском суде дела могло являться прошение вдовы, уведомление городского головы, ближних родственников малолетнего, свидетельство посторонних лиц и приходского священника, повеление Наместнического правления губернии, палат, Губернского магистрата или же сообщение другого суда. В прошении, посылаемом в сиротский суд, по центру верхнего поля указывалась дата его составления, затем место отправления в дательном падеже, например: «В Тюменский сиротский суд» и имя отправителя в родительном падеже «тюменского мещанина Алексея Иванова Шахова». После этого следовало наименование вида документа «заявление» [8. Л. 310]. В тексте прошения могла указываться причина. Если основанием являлось оставшееся после умершего мещанина или купца имение, то подробно описывалось его местонахождение и наличие наследников. После получения судом прошения в конце страницы, на свободном от текста месте, или на обороте листа председатель или кандидат председателя писал свою резолюцию, указав сведения, которые необходимо было собрать. Внизу страницы проставлялась дата исполнения. Сиротский суд для сбора полной информации по делу отправлял запросы в другие учреждения, которые оформлялись отношениями. Формуляр этого документа выглядел следующим образом: в левой верхней части листа указывалось наименование учреждения «Тюменский городовой сиротский суд», а справа - получатель «В Тюменское окружное полицейское управление», «Причту Градо-Тюменской Спасской церкви». Затем под наименованием учреждения проставлялись дата оформления документа, его регистрационный номер и место составления. Отношения подписывали председатель сиротского суда и делопроизводитель [9. Л. 8]. Запрошенные сведения могли быть присланы отдельным документом или же оформлены на оборотной стороне того же отношения. Так, например, справка из церкви содержала в себе информацию о церкви, части метрической книги, годе составления и номере статьи записи. Если сведения содержались в первой части -«О родившихся», - то записывался их пол, родители, число и месяц рождения и крещения [8. Л. 105]. С.Н. Щербич, О.А. Тимофеева, Э.Р. Карпова 68 Вместо справки могла присылаться выпись из метрической книги, в названии которой указывался номер части, ее название и год. Так, при использовании третьей части - «Об умерших» - выписывались порядковый номер записи, пол, месяц и день смерти и погребения, звание, имя и возраст умершего, причина смерти. Помимо этого, указывали лиц, проводивших исповедь и приобщение, и информацию о месте погребения. Выпись из первой части - «О родившихся» - содержала порядковый номер записи, пол и имена родителей, имя новорожденного с указанием даты рождения и крещения. Также записывали лиц, совершивших таинство крещения, и свидетелей записи [9. Л. 9]. Помимо вышеприведенных документов, из городской управы запрашивался посемейный список, составленный на определенный год. Данный список составлялся в табличной форме, в 1-й и 2-й графах которого записывалось порядковый номер записи о семействе и номер по ревизской сказке, в 3-й - звания и имена лиц мужского пола. Информация о возрасте заносилась в графы 4-6. При этом в столбце 4 указывался возраст, записанный в ревизской сказке, в 5 - лета к 1 января того года, в котором составлен посемейный список, а в 6 - дата рождения по метрике. В графе 7 проставлялась отметка о прибыли и убыли лиц мужского пола после составления списка, а в 8 - отметка о поступивших по призыву на действительную службу ко времени составления посемейного списка и в течение предшествующих шести лет, с указанием года призыва. Лица женского пола, являющиеся членами семейства, записывались в графе 9 [8. Л. 98]. Установление же опеки над имениями совершеннолетних жителей производилось мещанским собранием и оформлялось приговором, в котором записывались дата его проведения, причина созыва и принятое решение. Данный документ подписывали все присутствующие мещане [Там же]. Назначенный опекуном горожанин мог отказаться от возложенных обязанностей, но для этого у него должны были быть уважительные причины. К ним относились болезнь, растрата собственного состояния или же нехватка времени в связи с занятостью из-за другой деятельности. Отказ в назначении оформлялся заявлением, в котором прописывались причины. В верхней части листа указывались получатель и отправитель [10. Л. 5]. При установлении опеки над совершеннолетними горожанами вследствие сумасшествия, глухоты, немоты или расточительного образа жизни сиротским судам необходимо было опубликовать информацию в Сенатских объявлениях по образцу, представленному в Собрании узаконений и распоряжений Правительства от 16 декабря 1889 г. № 140. Обязательным было указание учредителя опеки, причины, основания ее установления и лица, находящегося под присмотром [Там же. Л. 7]. Имущество малолетнего, переданного под опеку, подлежало оценке, которая оформлялась документом «Частная оценочная ведомость оценочной комиссии». Текст ведомости был представлен в анкетной форме, в ней содержались заранее напечатанные вопросы, на которые необходимо было ответить оценщикам. Помимо этого, часть информации заполнялась в табличной форме «Ежегодные расходы и доходы», в графах которой указывались предметы дохода и расхода, их оценка серебром и примечание. В конце документа записывалась общая оценка имущества по стоимости и по доходности. Подписывали ведомость член оценочной комиссии и опекун [Там же. Л. 49]. После проведения процедуры оценки имущества опекуну выдавалось наставление, примерная форма которого была приведена в «Учреждении для управления губерний». Текст данного документа представлял собой выписку статей из свода законов Российской империи. При этом содержание документа могло быть различным. Во-первых, могла использоваться форма, включавшая статьи по таким пунктам, как возраст и права несовершеннолетних, обязанности опекунов по попечению, управлению имуществом малолетнего и по их тяжбам и искам [8. Л. 115]. Во-вторых, текст наставления мог ограничиваться двумя пунктами: «О попечении малолетних», «На управление имуществом малолетних» [7. Ст. 305]. Опекуны были обязаны ежегодно сдавать отчеты и шнуровые книги, которые вместе с рапортом отправляли в сиротский суд. Отчет представлял собой таблицу, в графах которой указывались статьи по приходу или расходу и их сумма серебром в рублях и копейках. В наименовании документа записывались опекун, являющийся составителем, предмет его опеки и год составления отчета [Там же. Ст. 209]. Что касается оформления шнуровых книг, то по центру верхнего поля указывалось наименование документа с обозначением опеки и даты ее начала, например: «Книга на записку прихода и расхода сумм по опеке умершего Ялуторовского мещанина Михаила Александрова Первухина». Текст оформлялся в табличной форме, состоящей из 4 граф. В них указывались месяц и число внесения записи, относилась ли она к приходу или расходу и сумма. Книгу подписывал опекун [11. Л. 20]. При оформлении опекунами этих документов нередко встречались ошибки, неточности, поэтому Тобольское губернское правление присылало в сиротские суды разъяснения. Например, рекомендовалось группировать в отчетах статьи прихода и расхода по предметам. Если опека была установлена над имениями с наследниками, то следовало дать пояснения по поводу места их проживания и средств для содержания. Часты были нарекания по оформлению шнуровых книг, в частности отмечалось отступление от присылаемой, не заполнялась графа, предназначенная для указания даты внесения записи. Помимо этого, для нумерации статей прихода и расхода оформлялась одна графа. Что касается содержания книги, то все записи должны были содержать расписки квартирантов и других лиц об уплате денег, записанных в таблицу с приложением документов (квитанции, расписки). В случае непредставления указанных бумаг опекун обязан был предоставить объяснения [12. Л. 25]. На основании предоставленных опекунами отчетов в сиротском суде составлялся сводный отчет о состоя- Делопроизводство в сиротских судах Тобольской губернии 69 нии опек, который отправлялся в Губернский магистрат. Если по каким-либо причинам опекуны не представляли отчеты, то сиротским судам предоставлялось право командировать своих членов в квартиры опекунов для проверки капитала и имущества, вверенных им в управление, и их состояния сохранности. Вместе с тем в обязанность командированных чиновников входили установление новых сроков для представления отчетов на ревизию и оказание помощи в правильном их составлении. Если сроки нарушались во второй раз, то опекунам назначался штраф в пользу казны. Требования к оформлению отчетов содержались и в указах Тобольского Губернского правления от 29 декабря 1887 г. и 13 мая 1888 г. Так, в первом из них говорилось о том, что в начале отчетов по опекам необходимо было помещать сведения о дате начала опеки, лицах, в ней состоящих, и наследниках, их возрасте и кто управляет опекой [13. Л. 170]. Второй же указ был издан в связи с тем, что сиротские суды не представляли в срок реестры о домах в опеке или отправляли неполные реестры, без отметок. В связи с этим суды получили новую форму ведомости, в которую необходимо было вносить следующие данные: ФИО лица, давшего обязательства, вопрос, срок, адресат, размер долга, место предъявления иска, а также действия опеки [9. Л. 9]. Опекун в процессе управления имением мог прийти к выводу о необходимости его продажи или внесения под залог для уплаты долгов или же по другим причинам. Он подавал рапорт в сиротский суд, который затем отправлялся в Гражданскую палату с приложением мнения опекунского учреждения, в Губернское правление и далее в Правительствующий Сенат, который и принимал решение по этому вопросу. После этого опекуны могли продать имение под контролем сиротского суда по вольной цене в пользу малолетнего. В рапорте опекуна записывались выставляемое на продажу имущество, его оценка и причина продажи. После основного текста проставлялись дата составления рапорта и подпись опекуна или же, при его неграмотности, другого лица. В последнем случае указывалось: «За неграмотного по его личной просьбе расписался» [14. С. 50-51]. При наличии в имуществе вещей, подверженных тлению и приводящих к убытку в результате последующего хранения, опекуну необходимо было разрешение Правительствующего Сената с приложением особых реестров с оценкой для проведения торгов. При этом разрешалась продажа движимого имения, подверженного тлению и порче [9. Л. 14]. При этом все строения, находящиеся на продаваемом участке земли, включались в опись строениям с указанием их владельца и местоположения. В наименовании документа записывалась дата его составления. Текст описи оформлялся в виде таблицы, состоящей из 3 граф. В них записывались наименование строения, их оценка в рублях и копейках и отметки оценщика, представляющие собой запись суммы в словесной форме. При этом общая оценка давалась после перечисления строений. Опись подписывалась опекуном, городским оценщиком и присутствующими членами сиротского суда [8. Л. 205]. После получения из Сената разрешения на продажу имения сиротский суд доводил до сведения городских жителей эту информацию посредством объявлений, включающих сведения об основании для проведения публичных торгов, имя прежнего владельца имущества, его адрес и описание. После этого указывалась сумма оценки имения по описи, произведенной присяжными оценщиками, с которой начинался торг. Заинтересованные в покупке лица могли обратиться к опекуну, чье имя указывалось в объявлении. В конце текста проставлялись дата его составления, а также подписи председателя сиротского суда и делопроизводителя [Там же. Л. 12]. В день проведения назначенных торгов составлялся торговый лист на продажу имения. Наименование документа записывалось по центру верхнего поля листа с указанием прежнего владельца имущества, его местоположения и даты проведения торгов. Сведения заносились в следующие графы таблицы: наименование строений, оценка в рублях и копейках, кому продано имущество и сумма продажи. После таблицы указывались лицо, производившее продажу, и присутствующие лица, которыми являлись председатель и члены сиротского суда. В случае, если торги не состоялись, записывались дата их проведения и следующая фраза: «За неявкою покупателей торги не состоялись». Также после указания присутствующих лиц назначалась новая дата в виде резолюции сиротского суда, которую подписывали председатель, члены и делопроизводитель [Там же. Л. 25]. При достижении 17-летнего возраста малолетний мог отправить запрос для установления попечительства. Для этого в сиротский суд подавалось заявление, в котором он просил снять опеку и установить попечительство с указанием выбранного им попечителя. При этом несовершеннолетний мог также затребовать выдачу унаследованных денег. После этого избранное в попечители лицо должно было подписаться в согласии на назначение. При указании же отправителя указывались его имя и место проживания с обозначением фамилии владельца дома [Там же]. О числе опек сиротские суды отчитывались перед Тобольским губернским правлением, предоставляя общую ведомость о состоянии опек. Сведения, заносимые в таблицу, содержали информацию о числе опек в отчетном году и количестве дел к началу нового года, а также вновь открытых и прекращенных из-за достижения опекаемыми лицами возраста или по другим причинам. Отдельно записывалось число опек, остающихся в ведении сиротского суда по малолетству, безумию, сумасшествию и глухонемоте от рождения. В дополнение к этому указывались ценность имущества, состоящего в опекунском управлении, общий валовый доход, расход на содержании наследников и управление имением, количество полученных и отправленных отчетов сиротским судом [15. Л. 36]. Сиротские суды обязаны были предоставлять отчетные документы также губернскому прокурору. К ним относилась ведомость о неисполнении решений, состоящая из трех частей. В первую часть включались С.Н. Щербич, О.А. Тимофеева, Э.Р. Карпова 70 сведения об общем числе неисполненных решений к началу отчетного года. Вторая часть содержала информацию о том, когда они должны были быть исполнены (с установленными сроками более 15 и 10 лет) и остались не приведенными в исполнение за последние восемь лет. В третью часть вносились данные об учреждениях и лицах, по вине которых исполнение решения было приостановлено. К ним могли относиться министерства, генерал-губернатор и начальник губернии, губернские правления, управы благочинные, палаты казенных и государственных имуществ, судебные места 1-й и 2-й степени, другие места ведомства министерства юстиции, городовая и окружная полиция. Анализ материалов делопроизводства сиротских судов Тобольской губернии позволяет реконструировать этапы их деятельности от назначения опеки до ее снятия, документационное сопровождение данных процедур, действия опекунов и попечителей. Кроме того, эти документы фиксируют правоприменительную практику относительно детей-сирот и вдов. В области делопроизводства сиротских судов четкого соблюдения правил не прослеживается при наличии простых унифицированных форм документации. Основной причиной являлось малограмотность опекунов и их доверенных лиц, что неизбежно приводило к ошибкам в оформлении как первичных документов, так отчетов сиротских судов Тобольской губернии. ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ 18 января В Тюменский Сиротский Суд, Тюменского мещанина, Алексея Иванова Шахова, Заявление. По смерти Тюменского мещанина Андрея Петрова Нагибина, умершего тому назад около 10 лет, остается пустопорожнее с места земли, состоящее в 3 уч. г. Тюмени за рекою Турою по Набережной улице, выходя со двора тюменского мещанина Степана Степанова Коколникова, а с левого тюменского мещанина Васютина. Наследниками к означенному пустопорожнему месту земли считаются малолетние дети тобольского мещанина Дмитрия Павлова Хмельницкого, а именно: девица Марья 12 лет и сын Алексей 6 лет, рожденные от родной внучки Нагибина, почему и представляется необходимым учредить над означенным местом земли опеки, потому более увольнение, что означенное место земли может приносить значительный доход, ибо оное до сего времени находилось в арендном содержании тюменского мещанина Петра Львова Рогожникова под окладом лесных материалов по условию, которому срок ныне окончился. О чем заявляя Сиротскому Суду покорнейше прошу учредить над малолетними наследниками - детьми умерших Хмельницких, проживающими у Тюменского мещанина Николая Шахова, а опеку с назначением в оную опекуном для воспитания сирот. Января 18 дня 1890 г. Алексей Шахов Предварительно учрежденной опеке затребовать сведения об имении умершего мещанина Андрея Нагибина, а равно и о семействе из Тюменской арендной Управы и о семействе Хмельницкого из Тобольской Городской Управы. Кандидат Председателя Я. Рогожникова Исп. 22 января №№ 89 и 90 ТЮМЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СИРОТСКИЙ СУД Августа 7 дня 1912 г. № 473 г. Тюмень Причту Градо-Тюменской Спасской церкви Сиротский Суд просит Причту прислать ему метрические справки о смерти и погребении Ишимского мещанина, умершего около 2 месяцев, Федора Евстафьева Темченкова и о рождении и крещении детей его: Любовь 13 лет и Александры 6 лет для приложения к делу опеки. Председатель Делопроизводитель 9 марта В метрической книге Градо-Тюменской Спасской церкви за тысяча восемьсот девяностый год (1890) год, в первой части о родившихся, в статье под № 12 мужского пола значится так: родился пятнадцатого (15), а крещен двадцать второго (22) февраля Павел, законный. Мать. Владимирской губернии Ковровская мещанская вдова Александра Павлова Колесова, православная. В том удостоверяем своим подписью с приложением церковной печати 1890 года 8 марта. Псалмописец Николай Смольнов Делопроизводство в сиротских судах Тобольской губернии 71 ВЫПИСЬ ИЗ МЕТРИЧЕСКОЙ КНИГИ, ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ, ОБ УМЕРШИХ за 1912 год Счет о умерших Месяц и день Звание, имя, отчество и фамилия умершего Лета умершего Отчего умер Кто исповедовал и приобщал Кто совершал погребение и где погребен муж ского жен ского смерти погребе ния муж ского жен ского 52 июнь Федор Михалов Темченко, Ишимский мещанин 56 От старости Священник Г еоргий Волков Священник Георгий Волков с дьяконом Александром Комаровым 22 24 С подлинным верно Протоирей Андрей Грамматин 1912 г. Августа 10 дня № 478 дьякон Александр Комаров Получено 12 Октября В Ялуторовский Городовой Сиротский Суд Секретаря оного Ивана Иванова Бурдакова Заявление На предъявленный мне приговор мещанского общества о выборе опекуном к имуществу чиновника Страуфмана имею честь заявить Сиротскому Суду, что при многосложных обязанностях по должностям Секретаря Городско Думы, Сиротского Суда и Управы, торгового депутата и Словесного Судьи, выбор меня еще и опекуном считаю не совсем честным при том мне успевать иметь попечение об особе малолетнею и управлять его имуществам положительно не имею времени, а потому покорнейше прошу Сиротский Суд выбор меня опекуном отменить предложив мещанскому обществу не найдет ли оно возможным опекуном назначить кого-либо из соседей чиновника Страуфмана. Октября 31 дня 1887 Городской староста Н. Бурдаков Бессарабская дворянская опека. По указу Правительствующего Сената от 20 февраля 1890 г. учреждена опека по расточительности над имуществом дворянина Александра Иванова Дульского. С-Петербург. дворянская опека. По Высочайшему повелению, распубликованному в Собрание узаконений и распоряжений Правительства за 1890 г. №16, ст.48, учреждена опека над личностью и имуществом вдовы генерал-лейтенанта Марии Семеновой Акитовой. ЧАСТНАЯ ОЦЕНОЧНАЯ ВЕДОМОСТЬ ОЦЕНОЧНОЙ КОМИССИИ г. Тюмени № участка 4, за рекой Турой По улице Принадлежит Нагибину, Андрею Петровичу Все недвижимое имущество сего владельца занимает по улице 26/19 сажен_аршин по переулку 22 сажен_аршин Всего в нем квадратных сажен 486 Постройки 1, Дом одноэтажный 20 р 2, Флигель двухэтажный 30 р 3, Надворные службы 10 р 60 р Употребление пустопорожней земли Общая сумма оценки По стоимости Шестьдесят рублей По доходности Пятьдесят один руб., десят коп. Ежегодные расходы и доходы Предметы дохода и расхода Серебром Примечание Руб. Коп. ОЦЕНКА На основании 132 ст. наставления, имение № 254 оценивается следующим образом По стоимости в 60 р. По доходности, считая таковую 10 % в 51 р. Подлинную подписал Член Комиссии Д. Рыжиков Эта оценочная ведомость мне предъявлена 21 января 1885 г. оценкою остаюсь доволен доверенный Нагибина, мещанин Дмитриц Павлов Хмельницкий на подлинной своей рукою подписана С подлинным верно: И.д. секретаря Сверял: Письмоводитель Опекун Первухин 29 Апреля 913 г. В Тюменский Сиротский Суд В Т. Городскую управу 3 мая №226-227 ст. X т. 72 С.Н. Щербич, О.А. Тимофеева, Э.Р. Карпова Отчет Чмутина о управлении опекой Колмагорова За 1863 год № 1 Прихода Приходу Личного капиталу Недвижимые имения Движимые имения на В 1863 г. в приходе Приобретено опекуном процентов на капитал 4 20 Объяснение: наследница Татьяна по знании веры своем признается занятием тому случаю, что в течении года необходимо ремонта дома Опекун Григорий Чмутин Серебром Руб. Коп. 60 12 351 29 14 41 Книга на записку прихода и расхода сумм по опеке умершего Ялуторовского мещанина Михаила Александрова Первухина Началась 12 июля 1901 года №№ статей Месяц и число Приход / Расход Июля 1 18 Август 1 15 При учреждении опеки в оную поступило Недвижимого имения Движимого Итого К тому поступило вновь: Поступили на приход деньги, внесенные мещанином Александром Васильевым Первухиным за овен, принадлежащий умершему Михаилу Первухину, приобретенный совместно с отцом всего в двадцать один руб. Последовало в расход: Уплачено Агенту Русского страхового общества Бурдакову за застра-хование дома опеки всего семь руб. сорок коп. /Предвар. Свидет. №480919/ Сумма р к 234 80 3 237 80 7 40 Опекунши над имуществом умершей Марии Екимовны Темченковой Лукерии Екимовны Комаровой Рапорт Осталось имущество по смерти Темченоковой дом с подворными пристройками которое оценено членами Сиротского суда в 100 руб. в виду всего, строение пришло в ветхость и может со временем сгнить до возраста наследников в виду этого покорнейше просит Сиротский Суд назначить торги и продать все имущество и деньги вложить в банк на сирот Темченковой. 25 апреля 1913 года Чем и подписуюсь - а за неграмотную по ее личной просьбе расписался Константин Яковлев Комаров Делопроизводство в сиротских судах Тобольской губернии 73 Опись Строениям умершего ишимского мещанина Федора Евстафьевича Темченко, состоящим на городской земле в 3 уч. г. Тюмени по 2-й Кузнечной улице под № 11-м Составлена 24 марта 1913 года. Наименование строения Оценка р к Отметка оценщика 1 Дом деревянного строения одноэтажный, крытый деревом, в нем три жилых помещения, 1 печь и камин, кругом семь окон, три двери, при нем тесовое крыльцо 25 Двадцать пять рублей 2 Флигель деревянный, крытый деревом, в нем два жилых помещения, 1 печь, кругом 2 окна, 2 двери 15 Пятнадцать рублей 3 Амбар из теса 5 Пять рублей 4 Погреб 2 Два рубля Ворота двухстворчатые с калиткой и пять звеньев заплотов из теса 3 Три рубля Итого 50 Опись производила опекунша Лукерья Екимовна Комарова неграмотная за нее расписался мещанин Федор Мащиков Оценку налагал Г ородской оценщик Коршунов Присутствовал: Член Сиротского Суда Находился понятый Федор Александров Дрогалин ОБЪЯВЛЕНИЕ Тюменский Сиротский Суд объявляет, что на основании 1166 ст. X т. I ч. Зак. Гражд. и с разрешения Губернского Начальства, Судом назначены в присутствии своем на 15е число ноября н. г. публичные торг с переторжною чрез три дня на продажу состоящего на опекунском управлении недвижимого имения умершего крестьянина Тюменского округа Троицкой волости Петра Федотова Заводского находящегося в 3-м участке города Тюмени за Тюменкой и заключающегося в деревянном одноэтажном доме со службами и местом земли, которое значится по описи длинною по лицу и в задах по 7 саж. 1 арш. и поперечнику с обеих сторон по 7 саж. 2 арш. Имение это при описи оценено присяжным оценщиком в 75 руб. с каковой цены и начнется торг. Желающие осмотреть имение в натуре, за указанием такого могут обращаться к опекуну тюменскому мещанину Ивану Астафьеву Зырянову. Октября 8 дня 1890 г. Председатель А. Багаев Делопроизводитель И. Бесединых Торговый лист на продажу принадлежащих умершим Федору Евстафьевичу и Марии Темченковых строений, состоящих на городской земле в 3 уч. г. Тюмени по 2-й Кузнечной улице под № 11 -м, на сколе, как движимость. Составлен 19 июня 1913 года. Наименование строения Оценка Кому продано Сумма р к имущество р к 1 Дом деревянного строения одноэтажный, крытый деревом, в нем три жи- Нестеров Андрей 156 лых помещения, 1 печь и камин, кругом семь окон, три двери, при нем тесовое крыльцо 25 Дмитриевич 2 Флигель деревянный, крытый деревом, в нем два жилых помещения, 1 печь, кругом 2 окна, 2 двери 15 3 Амбар из теса 5 Итого 45 На сумму 156 Продажу производил Городской Аукционщик Д. Колмаков Присутствовали: Председатель Шетунов Члены М. Петухов Мих. Чукомин Коравин С.Н. Щербич, О.А. Тимофеева, Э.Р. Карпова 74 28 июня 1917 В Тюменский Сиротский Суд Мещанской дочери гор. Ишима, Любови Федоровой Темченко, живущей в Тюмени по 2 кузнечной ул., в доме Комарова № 15 Заявление В виду достижения мною 18 летнего возраста, покорнейше прошу Сиротский Суд опеку над имением и личностью моею снять и учредить попечительство, избрав попечительницею мою родную тетку Лукерью Екимовну Комарову. Независимо сего выдать мне наследственную часть денег, сколько причтется с процентами. 28 июня 1917 Любовь Федорова Темченко На выбор меня попечительницею и на выдачу сироте денег препятствий не встречаю. Лукерья Комарова неграмотную расписалась Мария Орловская.
Думенко О.Е. Сиротские суды в законодательстве Российской империи // Вестник Тверского государственного университета. Сер. История. 2010. № 3. С. 106-115.
Киприянова Н.В. Деятельность сиротского суда г. Владимира в конце XVIII - первой половине XIX в. // Вестник Московского государ ственного областного университета. Сер. История и политические науки. 2010. № 1. С. 32-41.
Дамешек Л.М., Плотникова М.М. Модели городского самоуправления в Восточной Сибири в конце XVIII - первой четверти XIX в. // Вест ник Томского государственного университета. 2015. № 394. С. 114-120.
Короткова Ю.А. Особенности функционирования системы провинциальных судебных органов первой инстанции в начале XIX в. в Россий ской империи // Вестник Владимирского юридического института. 2013. № 3 (28). С. 153-156.
Короткова Ю.А. Социальная деятельность судебных учреждений России в 18 веке (сиротские суды Владимирской губернии) // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 3. С. 59-62.
Думенко О.Е. Документы сиротских судов в справочниках региональных государственных архивов // Отечественные архивы. 2012. № 3. С. 30-34.
Учреждение для управления Губерний Всероссийской Империи от 7 ноября 1775 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. Т. XX. № 14392.
Государственный архив Тюменской области (ГБУТО ГАТО). Ф. И.32. Оп. 1. Д. 30.
ГБУТО ГАТО. Ф. И.32. Оп. 1. Д. 33.
ГБУТО ГАТО. Ф. И.188. Оп. 1. Д. 23.
ГБУТО ГАТО. Ф. И.32. Оп. 1. Д. 24.
ГБУТО ГАТО. Ф. И.188. Оп. 1. Д. 48.
ГБУТО ГАТО. Ф. И.188. Оп. 1. Д. 20.
Гуляев П.Н. Об опеках, учреждаемых на основании узаконений над имениями дворян и градских жителей, по случаю малолетства и вдовства, объявления от наследников имений споров, по залогам в банковых заведениях, казенным недоимкам, безумию и сумасшествию владельцев, расточительству и накоплению долгов... // Универсальная коллекция. СПб. : Издатель Фариков, 1831. URL: http://dlib.rsl.m/viewer/01003559304#?page=59 (дата обращения: 20.05.2017).
ГБУТО ГАТО. Ф. И.32. Оп. 1. Д. 35.