Интернационализация образования и алгоритмы академического обмена (на опыте Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники)
Рассматривается интернационализация высшего образования с точки зрения содержания, мотивов, алгоритмов академического обмена студентов на примере ТУСУРа. Этот процесс носит многосторонний характер, но наиболее активным его элементом выступает обучающийся. В связи с этим актуализируется значение ценностноаксиологического аспекта, а также принципов межкультурного взаимодействия в принимающей стране. Этот подход определяет выбор учебного заведения и одновременно обязывает вузы в условиях конкуренции разработать четкие и последовательные действия в реализации запроса.
Internationalization of education and algorithms for academic exchange (on the experience of Tomsk State University of C.pdf Глобальное развитие мира сегодня требует расширения интернационализации в области высшего образования. Этот процесс направлен на создание общих элементов национально-образовательных практик различных стран и обусловлен сходством или выравниванием их технологического и социально-экономического развития. Вместе с тем это порождает актуальность вопросов межкультурного взаимодействия и выработки соответствующих норм, а также сохранения культурного разнообразия, от которого никто не собирается отказываться. Первоначальной стадией обобществления образования в рамках высшей школы является академический обмен, который, несмотря на обстоятельства пандемии, не прекратился и нашел новые формы выражения. В частности, было положено начало развитию сетевого международного взаимодействия, управлению рисками, включению новых методик, платформ и сервисов, распространению инноваций и лучших практик. Тематика интернационализации как быстро растущей тенденции социума находится на стадии активной теоретической и научно-практической разработки и поставлена как фундаментальная задача управления социально-экономическими системами и процессами в области образования. Она имеет непосредственную связь с проблемами достижения благополучия в обществе. Эта проблематика отражена в работах таких авторов как Г. Леви, М. Коул, Й. Энгестром, Л. Маттсон, Дж. Даннинг, М. Форсман, М. Портер, Н.Н. Гасанов, М.Д. Магаррамов, А.И. Куропяник, М.С. Куропяник [1-8]. Импульс проблемам осмысления интернационализации как феномена социума, в том числе образовательной среды, был задан рядом исследователей, таких как Ю.В Попков, Ю.В Арутюнян, Л.М. Дробижева, Ю.В. Бромлей, Д.П. Гавра, С.Г. Ларченко, С.Н. Еремин, У. Опелло, C. Росоу, C. Уолтерс и др. [9-15]. Поискам новой идеологии межнационального взаимодействия посвящена работа А.И. Куропятник и М.С. Ку-ропятник [7]. Авторы обращают внимание на перспективы интеркультурализма как модели интеграции в контекстах разнообразия. В работах Х. Пол, Й. Машизуми, М. Ватанабе, Й. Фукаси, Й. Зенба, К. Такахаши, Х. Ву, Й. Чан, М. Хонг, Т. Люк-Мартинез, Н. Фараони и других исследователей акцент ставится на разделении понятий глобализации и интернационализации относительно высшего образования [16-20]. Рассмотрение глобализации как интеграции стран с учетом стирания национальных границ, а интернационализации как проникновения глобальных ценностей и идей с учетом сохранения культурной идентичности характерно для работ другого направления [21]. Вслед за Ю.В. Попковым мы также признаем наличие взаимосвязи между процессами глобализации и интернационализации [22]. Современная концепция интернационализации определена как системный ин-терсубьективный социальный процесс взаимодействия национальных общностей, который «ведет к становлению не унифицированного и однородного, а внутренне различного единства», отражает сложность изменений социальной среды. Цель данной работы - изучение сущности и выделение алгоритмов интернационализации в рамках академического обмена на примере Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Основными подходами исследования являются трансакционная модель коммуникации, анкетный опрос иностранных студентов и опрос по адаптированному варианту методики «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой. Это позволяет в рамках процессно-информационного диалога, основанного на интерсубъективности, рассмотреть контексты, идентифицировать сущность интернационализации и выделить существенные алгоритмы этого процесса. Интернационализация образования и алгоритмы академического обмена 181 Создание комфортной безбарьерной интернациональной среды (нормативно-правовая база, инфраструктура, цифровые сервисы, социальные гарантии и пр.) способствует гармонизации процессов интернационализации. Напротив, негативные процессы в социо -экономической или геополитической сфере могут повлечь за собой деструктивные тенденции в области интернационализации образования. Институту образования присуща дуальность: с одной стороны, открытость в плане сетевых взаимодействий, международного обмена и интеграции научных инновационных исследований, с другой стороны, закрытость, обусловленная сохранением и поддержанием национальной идентичности, а также защитой собственной безопасности государства. Интернационализация связана с позиционированием университета, которое, в свою очередь, обосновано в коммуникации его научным и социально-культурным уровнем, рамками пространства лаборатории, ситуационными исследованиями. Рассматривая интернационализацию в рамках ценностно-аксиологического направления, определим важность личностных смыслов и обоснования системы ценностей индивида в качестве предикторов межкультурного диалога, позитивного межэтнического взаимодействия. Найти себя в том, что не обозначено личностными смыслами, невозможно. В основе формирования личностных смыслов в контексте интернационализации лежат когнитивные априорные установки, предварительные представления о цели деятельности (образ будущего), должном (качество), желаемом и допустимом (среда) (рис. 1). Эти компоненты, в сущности, характеризуют основы профессионализации студента и находятся в центре внимания и дискуссий [23. С. 165]. Рис. 1. Компоненты ценностно-аксиологического аспекта интернационализации Рисунок 1 обозначает профессиональное становление индивида как продукта интернационализации, принадлежащего пересекающимся множествам: «качество» - «среда» - «образ будущего». Эти параметры задаются как установками и стереотипами предшествующих поколений, так и принятием тех ценностей, которые выходят за рамки национальных границ. Одним из доминантных факторов интернационализации для студента является его выбор, вхождение в «среду», где ему предстоит получать образование. Например, поколение, появившееся на рубеже XX-XXI вв., как отмечают исследователи [24], вполне естественно и комфортно воспринимает вхождение в инокультурную общность. Темпы внутренних и внешних изменений «среды» определены уровнем социальной устойчивости университета и его успешной конкуренцией в быстро меняющемся глобальном мире. Начиная с 50-х гг. XX в. экспорт образовательных услуг занимал значительную долю в деятельности советских, а далее российских университетов [25]. Сегодня данная тенденция сохраняется, и очевидно, что большинство иностранных студентов в России -представители стран СНГ. Вместе с тем условия глобального мира и региональные инициативы по позиционированию и брендированию вузов все больше привлекают представителей дальнего зарубежья - как в столичные, так и в периферийные вузы, как правило, обладающие определенными конкурентными преимуществами. Несомненно, Томск, являясь многонациональным студенческим городом, выступает центром интеграции молодежи, заинтересованной как в получении качественного образования, так и в расширении собственного культурного горизонта. В условиях реализации в Российской Федерации проекта повышения международной конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научнообразовательных центров развитие международного сотрудничества и повышение значений показателей, используемых мировыми рейтинговыми агентствами для оценки деятельности университетов, остаются в числе приоритетных направлений деятельности Томского М.Ю. Раитина, Е.М. Покровская, В.И. Зиновьева 182 государственного университета систем управления и радиоэлектроники. Развитие данного направления является результатом закономерного развертывания инновационных образовательных программ и применения новейших технологий, демонстрирующих высокий уровень качества образования и востребованность выпускников вуза на рынке труда. Так, сегодня в ТУСУРе 126 иностранных студентов трудоустроены как в университетской среде, так и на предприятиях наукоемких технологий, в числе которых стратегические партнеры ТУСУРа в рамках учебно-научно-инновационного комплекса. В последние годы процессы интернационализации усилили тенденции прироста количества иностранных студентов в вузах РФ, в том числе в ТУСУРе, и относительно студентов из дальнего зарубежья (рис. 2). 2500 ■ иностранные студенты ■ Студенты из дальнего зарубежья Рис. 2. Динамика количества иностранных студентов в ТУСУРе Данные показатели обусловлены системным взаимодействием ТУСУРа с рейтинговыми агентствами (например, QS (Великобритания)), рекрутинговыми агентствами (через создание цифрового рекрутинга, CRM-платформ) в ключевых регионах дальнего зарубежья - Азии (Монголия, Китай), Африке (Алжир, Тунис, Марокко, Камерун, Кот-д'Ивуар), реализацией совместных образовательных программ с вузами Франции, Индии, Белоруссии, Казахстана и др., программами двойных дипломов на английском языке, соглашениями о научно-образовательном сотрудничестве с зарубежными университетами и организациями (Кот-д'Ивуар, Китай, Камерун, Казахстан, Франция, Таджикистан). В перспективе планируется расширение географии и установление партнерства с организациями Латинской Америки. Актуальность академического обмена подтверждается исследованиями, проведенными в осеннем семестре 2020 г. на базе ТУСУРа. Посредством Google-форм был проведен анкетный опрос представителей ближнего и дальнего зарубежья в онлайн-формате методом случайной выборки. В исследовании участвовал 71 человек, из них 47 представителей ближнего зарубежья, дальнего - 24. В анкете содержалось 12 вопросов, касающихся значимости высшего образования, причин, обусловивших выбор страны обучения и вуза (ТУСУРа), оценки качества обучения в вузе, уровня межкультурной коммуникации и трудоустройства по специальности. Анализ показал, что подавляющее большинство респондентов из дальнего зарубежья являются представителями африканских стран (Кот-д’Ивуар, Камерун, Алжир), что подтверждает популярность России как страны, предоставляющей привлекательные условия для получения высшего образования. Ближнее зарубежье преимущественно представлено студентами из Казахстана, Узбекистана и Киргизии, что является закономерным, так как на протяжении многих лет ТУСУР сотрудничает со странами СНГ. Бренд ТУСУР известен как инновационный технический университет и дружелюбный многонациональный вуз, что также подтверждают ответы респондентов. Другим значимым инструментом влияния на формирование общественного мнения является рейтинг вуза, который содержит объективные измеримые сведения. В вопросе о причинах выбора университета большинство респондентов в качестве ответа указали учет мнения знакомых, данные интернет-ресурсов. Авторитетными источниками в области принятия правильного решения об обучении остаются семья и советы знакомых. Предоставляемая вузом информация о перспективах работы по специальности повышает осознанность студентов в своем выборе. Кроме того, и это отражается в ответах, применение рейтингов для планирования карьеры крайне востребовано в рамках интернационализации образования. Наиболее способные из числа иностранных студентов уже на этапе обучения привлекаются в научные коллективы кафедр для работы в групповом проектном обучении. Согласно опросу, ожидания поступивших иностранных студентов оказались оправданы: удовлетворенность качеством обучения была оценена как хорошая и отличная, в этом уверены 89% респондентов (рис. 3). Интернационализация образования и алгоритмы академического обмена 183 9% 2% 8% хорошо 81% Рис. 3. Оценка удовлетворенности качеством обучения иностранными студентами ТУСУРа Одна из миссий университета - способствовать успешной адаптации, социализации и самоактуализации молодежи. Указанные цели являются достижимыми на базе развития успешной межкультурной коммуникации. По результатам опроса иностранных студентов ТУСУРа по адаптированному варианту методики «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой [26], С.В. Рыжовой [27], 91,7% респондентов определены в рамках этнической нормы. Это показывает достаточно высокий уровень этнотолерантности, принятия межкультурных различий, что рассматривается как условие комфортного безбарьерного межкультурного взаимодействия в образовательной среде. Вместе с тем конфронтация по культурным основаниям не очень значительная и составляет не более 10%. Проблемы в бытовой сфере могут возникать из-за различий в предпочтениях национальных кухонь, обустройстве быта, жестикуляции, тональности речи (привычка громко разговаривать, употреблять определенные междометия и пр.) [28]. Большинство опрошенных респондентов в вопросах планировании карьеры намерены продолжать обучение в магистратуре, в особенности это касается студентов из ближнего зарубежья (67%). Вместе с тем студенты из дальнего зарубежья связывают свое будущее с продолжением карьеры в России. Таким образом, можно отметить определенные алгоритмы академического обмена. Определение «среды» обучения. Прежде всего зарубежные студенты принимают решение относительно выбора страны для получения образования. В понятие «среды» они вкладывают как ценностные установки гражданского общества, сложившиеся дружественные отношения между странами, так и прагматические соображения: размер оплаты за обучение, возможность получения правительственных квот, грантов и пр. Процессы адаптации и социализации иностранных студентов свойственны для всего периода обучения. Социокультурная адаптация иностранных граждан начинается с программ довузовской подготовки, при которой особое внимание уделяется вопросам мотивации иностранных граждан к обучению в ТУСУРе. Межкультурное взаимодействие. Повышение мотивации иностранных студентов к внутрикультурному и межкультурному диалогу связано с готовностью делиться своими идеями, ценностями, социальным и культурным опытом. Это поддерживает атмосферу дружелюбия, взаимопонимания, устраняет коммуникативные барьеры в рамках учебного процесса. Следование дидактическим принципам системности, последовательности, наглядности способствует лучшему пониманию учебного материала. Наряду с официальными контактами с административными службами вуза существенную роль играют общественные организации университета, центры внеучебной работы, различные клубы. Они укрепляют обратную связь и обращают внимания на важность двустороннего взаимодействия преподавателя и студента, а также российских и иностранных студентов. Важнейшими образовательными практиками выступают такие регулярные общеуниверситетские мероприятия, как «Фестиваль национальных культур», «Студенческая весна» и т.п. Карьерный рост. Образовательные программы ориентируют студентов на саморазвитие, а участие в групповой проектной работе способствует продолжению их обучения на более высоких ступенях (магистратура, аспирантура) и карьерному росту в рамках полученной специальности. Опыт командной проектной работы актуализирует потенциал со-творчества и совместной деятельности. Развитие инфраструктуры, интернационализации вуза в рамках профильных летних и зимних школ в университете, реализующих программы по вовлечению и активному участию в мероприятиях культурно-образовательной направленности, также работают в данном направлении. Примером являются офлайн- и онлайн-занятия по русскому языку и академическому письму [29], тематические заседания разговорного клуба по английскому языку и др. [30, 31]. Таким образом, академический обмен как форма интернационализации имеет ценностный аспект расширения международных связей, усиления культурного обмена, подготовки специалистов и их ориентации на творческий рост. В своем практическом значении интернационализация образования способствует сближению стран, распространению передовых технологий в различных областях и усиливает гуманитарную направленность процессов глобализации.
Ключевые слова
глобализация,
интернационализация,
межкультурное взаимодействие,
образовательное пространство,
интернациональная средаАвторы
Раитина Маргарита Юрьевна | Томский университет систем управления и радиоэлектроники | кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии | raitina@mail.ru |
Покровская Елена Михайловна | Томский университет систем управления и радиоэлектроники | кандидат философских наук, заведующая кафедрой иностранных языков, доцент кафедры философии и социологии | pemod@yandex.ru |
Зиновьева Валентина Ивановна | Томский университет систем управления и радиоэлектроники | кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социальной работы, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра ИСР | valentina.zinoviyeva@gmail.com |
Всего: 3
Ссылки
Levey G.B. Interculturalism vs. Multiculturalism: a Distinction without a Difference? // Journal of Intercultural Studies. 2012. Vol. 33, is. 2. P. 217-224 DOI: 10.1080/07256868.2012.649529
Cole M., Engestrom Y. Cultural-historical approaches to designing for development // The Cambridge Handbook of Sociocultural Psychology. New York : Cambridge University Press. 2007. P. 484-507. DOI: 10.1017/CBO9780511611162.026
Johansson J., Mattsson L.G. Internationalization in Industrial Systems - a network approach // Strategies in Global Competition. New York : Croom Helm, 1988. P. 287-314.
Dunning J.H. Location and the Multinational Enterprise: a Neglected Factor? // Journal of International Business Studies. 1998. Vol. 29, № 1. P. 45-66.
Forsman M., Hinttu S., Kock S. Internationalization from a SME perspective // Industrial Marketing and Purchasing Group. 2011. URL: https://www.researchgate.net/publication/242515904 (accessed: 14.06.2021).
Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
Куропятник А.И., Куропятник М.С. Интеркультурализм: постмультикультуральный дискурс социальной интеграции // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2018. Т. 18, № 2. С. 259-261.
Гасанов Н.Н., Магаррамов М.Д. Интернационализм: новое осмысление // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 1. С. 112-128.
Попков Ю.В. Мультикультурализм, интеркультурализм, интернационализация в социокультурной динамике // Сибирский философский журнал. 2015. Т. 13, № 2. С. 49-50.
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология перед вызовами времени // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 85-95.
Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история и современность. М. : Наука, 1987. 333 с.
Гавра Д.П. Основы теории коммуникации : учебник для академического бакалавриата. М. : Юрайт, 2018. 231 с.
Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1991. 174 с.
Opello W.C., Rosow S. The nation-state and global order: a historical introduction to contemporary politics. Boulder : Lynne Rienner, 2004. 317 p.
Globalisation, adult education and training / ed. by S. Walters. London et al. : ICAE, 1997. 288 p.
Pohl H. Internationalisation, innovation, and academic-corporate co-publications. Scientometrics, 2021. DOI: 10.1007/s11192-020-03799-6
Mashizume Y., Watanabe M., Fukase Y., Zenba Y., Takahashi K. Experiences within a cross-cultural academic exchange programme and impacts on personal and professional development // British Journal of Occupational Therapy. 2020, Vol. 83, № 12. P. 741-751. DOI: 10.1177/0308022620929887
Wu X., Zhang Y. The motivation of internationalization, the heterogeneity of productivity and the mode of state-owned enterprises entering overseas market // System Engineering Theory and Practice. 2020. Vol. 40, № 10. P. 2581-2601. DOI: 10.12011/1000-6788-2019-1210-21
Hong M. A comparative study of the internationalization of higher education policy in australia and china (2008-2015) // Studies in Higher Education. 2020. Vol. 45, № 4. P. 768-779. DOI: 10.1080/03075079.2018.1553154
Luque-Martrnez T., Faraoni N. Meta-ranking to position world universities // Studies in Higher Education. 2020. Vol. 45, № 4. P. 819-833. DOI: 10.1080/03075079.2018.1564260
Leask B., Jones E., de Wit H. Towards Inclusive Intercultural Learning for All // University World News. 2018. № 532. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20181205093157690 (accessed: 14.06.2021).
Попков Ю.В. Рефлексивная концепция интернационализации как методологическая основа национальной политики // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 35-41.
Глобальная геополитика / под ред. И.И. Абылгазиева, И.В.Ильина, И.Ф. Кефели. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2017. 280 с.
Шамис Е. Теория поколений в России. URL: www.rugenerations.su/ (дата обращения: 14.06.2021).
Арефьев А.Л. Экспорт российских образовательных услуг : стат. сб. / М-во науки и высш. образования РФ. М. : ГИРЯ им. А.С. Пушкина, 2020. Вып. 10. 557 с.
Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М. : Смысл, 1998. 388 с.
Рыжова С.В. Этническая идентичность в контексте толерантности. М. : Альфа-М, 2011. 280 с.
Зиновьева В.И., Покровская Е.М., Раитина М.Ю. Международный обмен: особенности адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российской вузовской системе (на примере Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники) // Русин. 2020. № 62. С. 235-249. DOI: 10.17223/18572685/62/13
Международная зимняя школа в онлайн-формате стартует в ТУСУРе. URL: https://tusur.ru/ru/novosti-i-meropriyatiya/novosti/prosmotr/-/novost-mezhdunarodnaya-zimnyaya-shkola-v-onlayn-formate-startuet-v-tusure (дата обращения: 14.06.2021).
Международная конкурентоспособность. URL: https://tusur.ru/ru/sotrudnichestvo/mezhdunarodnaya-konkurentosposobnost (дата обращения: 14.06.2021).
На зимнюю школу ТУСУРа по электронике записались уже более 50 магистрантов со всего мира. URL: https://tusur.ru/ru/novosti-i-meropriyatiya/novosti/prosmotr/-/novost-na-zimnyuyu-shkolu-tusura-po-elektronike-zapisalis-uzhe-bolee-50-magistrantov-so-vsego-mira (дата обращения: 14.06.2021).