Кадровый состав дирекции народных училищ Западно-Сибирского учебного округа
Проанализирован вопрос формирования кадрового состава служащих дирекции народных училищ, показано положение директоров и инспекторов в чиновничьей иерархии. Определено, что формирование кадрового состава прошло несколько этапов. Так, первыми служащими являлись лица, направленные в учебный округ из центральной части страны, в дальнейшем пополнение кадров осуществлялось из числа местных жителей. Основными критериями отбора служили уровень образования и стаж работы.
The staff of the directorate of primary schools in the West Siberian educational district.pdf Создание Дирекции народных училищ ЗападноСибирского учебного округа вывело систему управления образованием на новый уровень. Организация надзора способствовала развитию школьной системы, конечной целью которой должно было стать всеобщее начальное обучение. Система Дирекции предусматривала наличие штата служащих, осуществлявших в первую очередь надзор за организацией и ведением школьного дела в учебном округе. В штат Дирекции входили директора народных училищ и инспекторы. Правовым основанием для ее учреждения стало решение Государственного совета от 6 декабря 1899 г., а порядок деятельности определен в Положении 1874 г. Структурно Дирекция учебного округа включала в себя дирекцию Тобольской губернии, дирекцию Томской губернии, дирекцию Акмолинской и Семипалатинской областей. Внутри каждая дирекция подразделялась на инспекторские районы. В Положении 1899 г. указывалось: «...создать с 1 января 1900 г. должность директора народных училищ с присвоением ему всех должностных обязанностей и привилегий, предусмотренных Положением 1874 г...» [1. Л. 31]. В Положении от 25 мая 1874 г. отмечалось: «... присвоить директору следующие оклады содержания и, вообще, служебные права ...» [2. Л. 49]. Содержание одного директора обходилось государству в 2 500 руб., из которых 1 000 руб. шло на жалование, 800 руб., на наем квартиры и канцелярские расходы, 700 руб. на разъезды. Директору присваивался V класс. За период функционирования Тобольской дирекции должность директора занимали Н.К. Рамзевич, И.М. Курочкин, Г.Я. Маляревский. Первым директором был назначен статский советник Николай Кириллович Рамзевич. Он окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета и поступил на службу в Министерство народного просвещения с 1 августа 1879 г. в должности инспектора пятого района Новгородской губернии. В марте 1900 г. Николая Кирилловича направили в Тобольскую губернию. Прослужив два года, он по собственному желанию перевелся в Томскую дирекцию, возглавив ее. С 1902 по 1918 г. Рамзевич возглавлял управление народными училищами в губернии [3. С. 32]. После перевода Н.К. Рамзевича его место в Тобольской дирекции занял статский советник Иван Михайлович Курочкин, окончивший курс в Санкт-Петербургском историко-филологическом институте в звании учителя гимназии. В личном деле И.М. Курочкина сказано, что с 10 июня 1884 г. он преподавал древние языки в Томской гимназии, а с 10 июня 1886 г. по 13 июля 1902 г. возглавлял ее в качестве инспектора. Четыре года Иван Михайлович руководил Тобольской дирекцией, а в 1906 г. на основе личного прошения перевелся в Омскую гимназию [4. Л. 40]. Перевод Ивана Михайловича Курочкина поставил перед попечителем Западно-Сибирского учебного округа серьезную задачу: найти в короткое время достойного человека на вакантное место. Новым директором назначили Григория Яковлевича Маляревского - уроженца Тобольской губернии. В формулярном списке Г.Я. Маляревского значилось: «Григорий Яковлевич Маляревский - 1867 года рождения. Родился в семье священника. Среднее образование получил в Ишим-ском духовном училище, после поступил в Тобольскую семинарию и завершил обучение в Казанской духовной академии в 1891 г. со степенью кандидата. После окончания учебы два с половиной года работал учителем истории и географии в Тобольском женском епархиальном училище. В период с 1897 по 1906 г. состоял епископским наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты при Тобольской епархии. Имел награды - орден Святого Станислава 2-й и 3-й степени и Святой Анны 3-й степени. За время службы его трижды вызывали в Санкт-Петербург для участия в совещаниях по организации статистической части церковных школ». [1. Л. 34]. Узнав о вакансии на должность директора, Г.Я. Маляревский подал ходатайство на имя Тобольского губернатора. Губернатор направил его прошение попечителю учебного округа с пометкой - рекомендовать кандидата в Министерство народного просвещения. Департамент народного просвещения принял постановление от 9 декабря 1906 г. за № 90, на основании которого Г.Я. Маляревский с января 1907 г. приступил к работе. В должности он прослужил до момента ликвидации дирекции - до 1918 г. [4. Л. 34]. Кадровый состав дирекции народных училищ Западно-Сибирского учебного округа 51 В Томской дирекции проходили службу два директора. Первым в 1900 г. стал Виктор Петрович Щепе-тев. Информация о нем незначительна. Известно, что до июня 1892 г. он работал воспитателем в пансионе при гимназии, 4 июня 1892 г. по собственному прошению был уволен. С 1900 г. по 1902 г. Виктор Павлович возглавлял дирекцию. В 1902 г. место директора занял Николай Кириллович Рамзевич. Для Акмолниской и Семипалатинской областей в 1902 г. была создана одна дирекция. Первым директором стал статский советник Александр Ефимович Алекторов [5. С. 21]. Он управлял дирекцией до 9 марта 1909 г., после чего перешел на место окружного инспектора Западно-Сибирского учебного округа. После А.Е. Алекторова дирекцию возглавил статский советник Михаил Васильевич Филиппов, выпускник Казанской духовной академии. До назначения на должность директора он служил инспектором Ордынской школы [6. Л. 50]. Таким образом, за период существования Дирекции народных училищ Западно-Сибирского учебного округа в ней прошли службу 7 директоров. Все они соответствовали требованиям, указанным в Положении 1874 г. Согласно Положению, директора представлялись к должности на основании рекомендации попечителя учебного округа и утверждались в Министерстве народного просвещения. Однако, как показала практика, в этом процессе активное участие принимал и губернатор, о чем свидетельствует ситуация назначения на должность Г.Я. Маляревского. Основную массу служащих составляли инспекторы народных училищ. Изначально их деятельность регулировалась постановлением Государственного совета от 26 мая 1869 г. «Об учреждении Инспекторов народных училищ», а с изданием Положения 1874 г. - его нормами. Инспектору полагался VI класс по должности. Размер денежного довольствия составлял 2 000 руб., их них 900 руб. предусматривалось на жалование, 600 руб. шло на наем квартиры, а 500 руб. - на разъезды [7. С. 1222]. Всего в Дирекции служили более пятидесяти инспекторов. Назначение их на должность происходило на основании решения попечителя учебного округа, утверждения в Министерстве народного просвещения не требовалось. Статья 21 Положения предъявляла всего одно требования к кандидату - педагогический опыт, не уточняя, какой уровень образования должен иметь кандидат. При назначении на должность определенное значение имела и протекция губернатора. Можно сказать, что губернатор принимал непосредственное участие в функционировании Дирекции, помогая кандидатам занять определенную должность. Поскольку основной кадровый состав был представлен инспекторами, на протяжении всего времени существования Дирекции насущной проблемой являлись их нехватка и довольно высокая ротация кадров. Причины такого положения носили как субъективный, так и объективный характер. Конечно, главным фактором являлась специфика самого сибирского региона. Именно этим в первую очередь и были обусловлены указанные проблемы. Можно также назвать довольно частую реорганизацию инспекторских районов, вызванную их увеличением, тяжелые условия службы, несоразмерную оплату труда, перевод инспекторов с одного места на другое внутри дирекций или между ними и др. Указанные обстоятельства становились причиной того, что инспекторы, получив назначение и прослужив менее года, подавали прошение об увольнении или о переводе в другое место. Особенно остро вопрос стоял в первые годы функционирования Дирекции. О реальности проблемы можно судить по реакции руководства (директоров и попечителя) на правонарушения, допущенные инспекторами. Нередкими были случаи их непристойного поведения, грубость, заносчивость, неисполнение непосредственных обязанностей и др. Результатом становились жалобы на поведение чиновников министерства, поступавшие на имя директора или даже попечителя. Однако, несмотря на это, начальство, зная о реальном положении дел, не спешило применять жесткие санкции к нарушителям. Крайне редко можно встретить информацию об увольнении как мере наказания. Как правило, дело ограничивалось переводом в другой инспекторский район. Следует отметить, что хотя случаи вопиющего поведения и имели место, они не становились правилом, а оставались, скорее, исключением. Большинство инспекторов были достойными служащими, находились на хорошем счету у начальства и пользовались уважением населения. В качестве положительного примера инспектора народного училища можно рассмотреть Владимира Петровича Куминова. Он прошел всю служебную лестницу от учителя сельского училища до инспектора района дирекции. Куминов - выходец из мещанской семьи, 1860 г. рождения. Служебную карьеру начал в 1876 г. с Министерства государственных имуществ в Акмолинской области в качестве учителя сельского Атбассарского училища. Отработав два года, он поступил в Омскую учительскую семинарию, где обучался в течение трех лет, с 1878 по 1881 г. После окончания семинарии получил назначение учителем Тобольского приходского училища. В 1883 г. Куминов выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и получил перевод учителем русского языка в Тобольское уездное училище, одновременно с этим преподавал русский язык и арифметику в Тобольской фельдшерской школе. В 1888 г. администрация Тобольской Мариинской школы пригласила его к себе на службу. За добросовестное выполнение обязанностей Владимир Петрович получил орден Святого Станислава 3-й степени. В 1893 г. по предложению директора был назначен смотрителем Ишимского и Тюкалинско-го училищ. В 1898 г. подал прошение на занятие инспекторского места в Тобольской губернии, но его кандидатуру попечитель отклонил. Искомого места В.П. Куминов добился только в 1906 г., получив пятый инспекторский район. В 1908 г. он выслужил пенсию, но подал прошение на имя попечителя округа продлить срок службы еще на пять лет. Ходатайство было удовлетворено. В результате увеличения инспекторских районов Тобольской губернии В.П. Куминов был переведен на место инспектора первого района Ишим-ского уезда с 1 июля 1907 г. [8. Л. 3]. О.А. Голикова 52 Чтобы составить представление об инспекторском составе Дирекции, а также выделить особенности его формирования, была проведена выборка по ряду наиболее значимых характеристик: месту рождения и службы до назначения в Дирекцию, образовательному и возрастному цензам, классному чину. Изучив имеющиеся данные, можно отметить, что большинство инспекторов Тобольской дирекции являлись уроженцами Западной Сибири (64%): Е.Ф. Соколов, В.П. Куминов, И.И. Куминов, М.А. Пятницкий, П.Ф. Давыдов, К.В. Хавский, Н.К. Головин. Из центральной части России прибыли инспекторы Н.Л. Осипов, А.Н. Тиховский, Ф.А. Васильев, А.Я. Манис. В Томской дирекции ситуация выглядела противоположным образом - только треть служивших инспекторов являлись сибиряками: Н.П. Воинов, А.М. Шалаев, М.К. Елистратов. Основная часть были приезжими: А.Л. Степанов, В.М. Курочкин, К.И. Копосов, П.А. Гуринов, Р.Ф. Щербаков, А.Ф. Ушаров. Такую ситуацию можно объяснить тем, что на момент учреждения Дирекции Томская губерния развивалась более быстрыми темпами, чему способствовало строительство Транссибирской железной дороги, в то время как Тобольская губерния оказалась вне зоны досягаемости магистрали. Также центром культурной жизни Западной Сибири, безусловно, становится Томск, Тобольск же, наоборот, утрачивает свои позиции. В связи с этим служба в Томской губернии являлась более привлекательной для инспекторов, в том числе и для прибывших. Протяженность Тобольской губернии и труднодоступ-ность ряда районов, особенно в северной части, делали ее неприглядной для службы [3. С. 2]. В Акмолинской и Семипалатинской дирекции из четырех инспекторов Акмолинской области два являлись местными жителями - П.В. Степанов и А.Х. Комаров, и два прибывшими - Н. Греховодов и И. Хохлов. В Семипалатинской области из трех инспекторов двое были местными жителями - М.В. Лопачев и И.В. Мирошниченко, и один приезжий - И.М. Скорковский. Прибывших служащих можно разделить на две категории: те, кто проявил личную инициативу и направил соответствующие ходатайства попечителю Западно-Сибирского учебного округа, и те, кого попечитель сам пригласил на должность. В каждую категорию вошли по двое инспекторов. Так, инспектором первого района Тобольской губернии был назначен А.И. Гуляев. 9 ноября 1899 г. попечитель Западно-Сибирского учебного округа Л.И. Лаврентьев обратился к попечителю Санкт-Петербургского учебного округа с просьбой перевести инспектора Петергофского 8-классного городского училища надворного советника Алексея Ивановича Гуляева на службу в Западно-Сибирский учебный округ. Согласие было получено, и 18 ноября 1899 г. А.И. Гуляев подал прошение о переводе. 20 декабря 1899 г. Л.И. Лаврентьев подписал приказ о назначении с 1 января 1900 г. А.И. Гуляева инспектором Тобольского, Тюменского, Туринского, Березовского и Сургутского уездов с местопребыванием в г. Тобольске. В 1899 г. попечитель просил статского советника Николая Ларионова, учителя-наставника Череповецкого училища и преподавателя физики и математики учительской семинарии Санкт-Петербургского учебного округа занять одну из должностей инспекторов в Томской губернии. Ларионов согласился и 7 декабря 1899 г. подал прошение о переводе [9. Л. 26]. Два инспектора самостоятельно направили прошения попечителю округа Л.И. Лаврентьеву о назначении. 19 сентября 1899 г. - Андрей Петрович Нечай, имевший чин надворного советника и являвшийся инспектором Санкт-Петербургского Свято-Троицкого четырехклассного городского училища. Ходатайство было удовлетворено в декабре 1899 г. С января 1900 г. А.П. Нечай получил назначение инспектором народных училищ Курганского, Ялуторовского и Ишимско-го уездов с местом пребывания в г. Кургане [10. Л. 39]. Надворный советник Владимир Добровольский также в сентябре 1899 г. обратился к Л.И. Лаврентьеву с просьбой о получении места инспектора ЗападноСибирского учебного округа. С января 1900 г. В. Добровольский зачислен в штат инспекторов народных училищ Томской дирекции [11. Л. 27]. Уроженцем Западной Сибири стал учитель Курганского приходского Троицкого училища статский советник Елпидифор Федорович Соколов, окончивший Омскую учительскую семинарию в звании домашнего учителя по русскому языку. За время работы домашним учителем он проявил себя как ответственный педагог, но должность занимал недолго, так как считал, что его услуги слишком низко оплачиваются. Благодаря тобольскому губернатору Е.Ф. Соколов получил место делопроизводителя школьных дел губернии, а в 1900 г. губернатор ходатайствовал о назначении Е.Ф. Соколова инспектором народных училищ первого района Тобольской губернии. Таким образом, можно отметить, что первых инспекторов попечитель старался приглашать из центральной части страны. Более заметно эта тенденция проявилась в Тобольской губернии. Когда из Министерства народного просвещения пришел приказ попечителю о необходимости формирования кадрового состава, он, несмотря на отличные характеристики трех претендентов из числа местных жителей, выбрал только одного, за которого ходатайствовал лично губернатор. Двух других инспекторов попечитель пригласил из Санкт-Петербургского учебного округа. Подобные действия можно объяснить ответственностью подхода к организации управления. Понимая, что у местных претендентов отсутствует необходимый навык службы в данной сфере, Леонид Иванович Лаврентьев предпочтение отдавал более опытным сотрудникам. Говоря об образовательном цензе, следует отметить, что из рассмотренных служащих только трое имели высшее образование. Двое из них окончили Казанскую духовную академию - В.М. Курочкин и Р.Ф. Щербаков, выпускником Томского университета был А.М. Шалаев. Все трое служили в Томской дирекции. Остальные инспекторы получили среднее образование. Большинство инспекторов являлись выпускниками духовных и учительских семинарий, мужских гимна- Кадровый состав дирекции народных училищ Западно-Сибирского учебного округа 53 зий. Из них двое окончили Томскую духовную семинарию - инспекторы Томской дирекции Н.К. Головин и К.В. Хавский, один Тобольскую губернскую гимназию - инспектор училищ Семипалатинской области А.Г. Ещенко, один Вятскую мужскую гимназию -И.С. Хохлов, инспектор училищ Акмолинской области. Шесть инспекторов окончили Омскую учительскую семинарию, созданную в 1872 г., имевшую трехгодичный курс обучения и являвшуюся единственным профессиональным учебным заведением в Западной Сибири до 1902 г. Учительская семинария готовила учителей для начальной школы. В нее принимались лица с 16 лет всех сословий православного исповедания, представившие отзыв о «благонравном поведении» и выдержавшие приемные испытания в объеме программы двухклассных начальных училищ Министерства народного просвещения. Срок обучения в семинарии составлял 3-4 года. Основная масса выпускников Омской учительской семинарии оставалась служить в Тобольской дирекции в силу установленных министерством обязательств. Выпускниками Омской учительской семинарии стали Е.Ф. Соколов, В.П. Ку-минов, И.И. Куминов, П.Ф. Давыдов - инспекторы Тобольской дирекции, Н.П. Воинов - инспектор Томской дирекции, П.В. Степанов - инспектор училищ Акмолинской области. Один инспектор окончил Вейверскую учительскую семинарию - инспектор Тобольской дирекции А.Я. Ма-нис и один Благовещенскую - инспектор Томской дирекции А.Л. Степанов. Тринадцать инспекторов окончили учительские институты - закрытые мужские средние учебные заведения, в которых принимались лица всех сословий не моложе 16 лет с образованием не ниже городского училища. Каждый поступающий в институт давал подписку прослужить не менее 6 лет в должности учителя городского училища по назначению учебного начальства. После окончания выпускники получали аттестат на звание учителя городского училища и право преподавания в нем. Трое окончили Санкт-Петербургский учительский институт: Ф.А. Васильев - инспектор Тобольской дирекции, К.И. Копосов - инспектор Томской дирекции, М.В. Лопачев - инспектор училищ Семипалатинской области. Трое являлись выпускниками Оренбургского учительского института: Н.Л. Осипов - инспектор Томской дирекции, Н. Греховодов и А.Х. Комаров - инспекторы училищ Акмолинской области. Двое инпекторов окончили Московский учительский институт - А.Ф. Ушаров - инспектор Томской дирекции, и И.В. Мирошниченко - инспектор училищ Семипалатинской области. Выпускником Казанского института был А.Н. Тиховский - инспектор Тобольской дирекции, выпускником Глуховского учительского института был П.А. Гуринов - инспектор Томской дирекции, Виленский учительский институт окончил инспектор училищ Семипалатинской области И.М. Скорковский. М.К. Елистратов, инспектор Томской дирекции, окончил Томский учительский институт. Таким образом, можно сказать, что инспекторы Дирекции имели в основном среднее педагогическое образование, получали его как на территории региона, так и в европейской части страны. Самым распространенным видом учебных заведений являлись учительские и духовные семинарии, подготавливавшие выпускников для начальных школ. Говоря о положении в чиновничьей иерархии, следует отметить, что согласно Положению 1874 г. инспектору полагался VI класс (коллежский советник) по Табели о рангах, с возможностью карьерного роста. Большинство инспекторов имели пятый класс (статский советник). Он был присвоен инспекторам Тобольской дирекции Е.Ф. Соколову, Н.Л. Осипову, И.И. Куминову, А.Н. Тиховскому, М.А. Пятницкому, П.Ф. Давыдову, Н.К. Головину, Ф.А. Васильеву, инспекторам Томской дирекции Н.П. Воинову, В.М. Курочкину, К.И. Копосову, инспекторам училищ Акмолинской области П.В. Степанову, Н. Греховодову, И.С. Хохлову, инспектору училищ Семипалатинской области И.М. Скорковскому. Инспектор училищ Акмолинской области А.Х. Комаров служил в чине коллежского советника. Надворными советниками являлись инспектор Тобольской дирекции К.В. Хавский и инспектор Томской дирекции Р.Ф. Щербаков. Чин коллежского асессора имели М.К. Елистратов и П.А. Гуринов - инспекторы томской дирекции. Титулярным советником был один из последних инспекторов Тобольской дирекции - А.Я. Манис. Таким образом, чин статского советника имел наибольшее распространение среди инспекторов. Самым низким являлся чин титулярного советника, принадлежавший только одному инспектору. Говоря о возрасте инспекторов при назначении на должность, следует указать, что большинство назначений происходило в возрасте от 40 до 50 лет. Это был уже достаточно зрелый сотрудник, имевший определенный педагогический опыт, что соответствовало требованию ст. 21 Положения 1874 г. В качестве главного критерия она указывала на опыт педагогической деятельности, поскольку основной задачей инспектора являлась проверка именно образовательного процесса. Подводя итог, следует отметить, что за период своего существования Дирекция народных училищ Западно-Сибирского учебного округа столкнулась с рядом проблем, одной из которых стала проблема формирования кадрового состава. Подбор чиновников имел важное значение, так как именно от него зависело качество работы Дирекции в целом. За 18 лет деятельности в Дирекции прошли службу несколько десятков чиновников ведомства Министерства народного просвещения в должности директоров и инспекторов народных училищ. Именно инспекторы составляли основную категорию служащих, осуществляя контроль за вверенными в их управление районами. Согласно петровской Табели о рангах директора и инспекторы относились к разряду гражданских чинов и занимали определенное положение в служилой иерархии.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 41
Ключевые слова
Западно-Сибирский учебный округ, дирекция, инспекция, народное образованиеАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Голикова Ольга Александровна | Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний | кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин |
Ссылки
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 126. Оп. 4. Д. 50.
ГАТО. Ф. 126. Оп. 4. Д. 51.
Отчет о состоянии начальных училищ Тобольской дирекции за 1909 год. Тобольск, 1910. 36 с.
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 733. Оп. 186. Д. 2044.
ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1625.
ГАТО. Ф. 126. Оп. 1. Д. 50.
Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб., 1871. Т. 4: Царствование императора Александра II, 1865-1870.
РГИА. Ф. 733. Оп. 177. Д. 227.
ГАТО. Ф. 126. Оп. 1. Д. 1130.
ГАТО. Ф. 126. Оп. 4. Д. 3022.
ГАТО. Ф. 126. Оп. 4. Д. 1205

Кадровый состав дирекции народных училищ Западно-Сибирского учебного округа | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2021. № 74. DOI: 10.17223/19988613/74/6
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 392