Вопросы изучения истории Томской епархии в современных исторических исследованиях | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2022. № 77. DOI: 10.17223/19988613/77/14

Вопросы изучения истории Томской епархии в современных исторических исследованиях

Приводится краткий историографический обзор исследований, посвященных истории Томской епархии и входящей в ее состав Алтайской духовной миссии, ее территориально-административного делению, духовенству, направлениям деятельности. Выделены четыре научные школы (Алтайская, Кемеровская, Новосибирская и Томская), изучающие различные аспекты православия на территории Западной Сибири, определены их особенности, основные авторы и их труды. Отмечена необходимость проведения комплексного пространственного анализа динамики развития Томской епархии. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Questions of studying the history of the Tomsk diocese in modern historical research.pdf Вопросы, связанные с историей Русской православной церкви, на сегодняшний день активно разрабатываются на различных уровнях. Особенно историков привлекает период XIX - начала XX в. Связано это с множеством факторов, среди которых можно выделить открытие церковных фондов архивами и музеями для исследователей, удовлетворительную степень сохранности церковной документации, появление и развитие множества направлений исторической науки, а также стремление восполнить пробелы в исследовании церкви, связанные с отношением к данной теме советской идеологии. Исходя из этого мы определили необходимость краткого историографического обзора изучения Томской епархии Русской православной церкви для определения направления будущих исследований. Интерес ученых к региональным аспектам церковной истории возрос после 1993 г., когда был издан справочник по документам РПЦ, хранящимся в центральных и региональных архивах [1, 2]. Так, в период 1992-2001 гг. появились труды посвященные истории Санкт-Петербургской, Иркутской, Тобольской, Астраханской, Пензенской, Владивостокской и Приморской, Самарской, Екатеринбургской и других епархий. За последние 20 лет сфера изучения жизни РПЦ в досоветском обществе значительно расширилась: социокультурное значение РПЦ в образовании, просвещении, миссионерстве, политической жизни общества; история регионов, благочиний, приходов, отдельных монастырей и храмов; биографии представителей духовенства; церковная мемуаристика; анализ церковных СМИ; религиозная география; взаимодействие с другими конфессиями. Это лишь некоторые из актуальных и активно развивающихся сегодня направлений изучения истории церкви. Одним из таких вопросов является история Томской епархии, ее роль и влияние на другие сферы жизни. Томская епархия в начале XX в. включала в себя территории современных Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Алтайского края, Республики Алтай, часть территории Казахстана, Красноярского края и Тюменской области. Данный факт отразился и на изучении местной церковной истории в XXI в. Сложилось несколько самостоятельных, но взаимодополняющих направлений исследования Томской епархии. При этом работы отражают традиции, подходы и имеющийся опыт той научной школы, к которой принадлежал исследователь, а на объекты их интересов во многом влияет содержание документальных источников, которые доступны исследователям в родном регионе. Так, условно можно выделить четыре школы: Алтайскую, Кемеровскую, Новосибирскую, Томскую. Характерными чертами Алтайской школы церковной истории можно назвать системный подход, широкий круг рассматриваемых вопросов, использование ГИС-технологий для пространственного анализа. При этом поле внимания алтайских исследователей, как правило, территориально, не выходит за границы Алтая. Во многом это связано с Алтайской духовной миссией (АДМ) - структурным подразделением РПЦ на территории Алтая, которое во многих вопросах было автономно от епархиального руководства, подчиняясь напрямую Святейшему Синоду. Заментый импульс изучению православия в Западной Сибири, а особенно на Алтае, дала публикация ключевых документальных источников по церковной истории [3]. Значительную работу по сбору, поиску и обнародованию материалов по Алтайской духовной миссии провел протоиерей Ю.А. Крейдун. Помимо публикации документальных и визуальных архивных документов по культовым сооружениям Алтайской духовной миссии, были составлены компьютерные объемные проекции ряда зданий на основе чертежей и фотоматериалов, что может быть использовано как в учебно -информационных целях, так и в научной реконструкции архитектуры [4]. Данный автор также рассмотрел строительный процесс, архитектурную стилистику и провел ряд экспедиций с использованием археологических и этнографических методов, пытаясь ответить на нетривиальный вопрос: «Как строили храмы?», -и составил проект всей технологической цепочки строительства культовых сооружений в XIX - начале XX в. [5]. Также Ю.А. Крейдун провел обстоятельное исследование истории АДМ, ее структуры, подразделений и миссионерской деятельности [6]. Большой вклад в изучение АДМ внесла Н.В. Расо-ва [7]. Она уточнила и дополнила хронику развития миссии, дала характеристику ее служащим и собрала документальные и мемуарные сведения, дающие оценку их деятельности. Развитие и эволюцию системы женских обителей на территории Алтая, а также их просветительскую и благотворительную деятельность рассмотрела А.П. Адлыкова [8]. Становление и развитие миссионерства изучал и В.Ю. Софронов, но в более широких временных (конец XVII - конец XX в.) и территориальных (миссии Западной Сибири) границах [9]. Отличительными чертами его работы стали сравнительный анализ Алтайской миссии с Обдорской, Кондин-ской и Сургутской миссиями, рассмотрение методов и результатов взаимодействия православной миссии с представителями других конфессий, старообрядчества, различных сект. Роль и деятельность РПЦ в контексте Столыпинской реформы на Алтае обозначили в коллективной монографии В.Н. Разгон, А.А. Храм-ков, К.А. Пожарская [10]. Нельзя обойти вниманием и развитие в среде алтайских историков такого направления, как историческая геоинформатика. Данная технология позволяет Зноско Ю.А. Вопросы изучения истории Томской епархии в современных исторических исследованиях 117 обобщить картографическую, статистическую и текстовую информацию из различных источников и создать уникальный информативный картографический продукт, на основе которого можно визуализировать различные исторические процессы, проследить связи и закономерности, неочевидные ранее. Одним из признанных специалистов в этой сфере исследований является В.Н. Владимиров, чей ученик М.Е. Чибисов применил опыт перенесения информации текстовых источников, а именно клировых ведомостей, в графический формат с использованием ГИС-технологий [11]. Им были составлены карты приходов Барнаульского духовного правления с указанием различных параметров, что дает обширную базу для пространственного анализа. Однако по данным картам невозможно проследить динамическое различие приходских и волостных границ, границы благочиний, центры приходов и населенные пункты, входящие в них. Д.Е. Сарафанов осуществил картографическую реконструкцию демографической картины Барнаула XIX в. на основе документации церковно-приходского учета населения [12], а также критический анализ такого типа источников, проведя сравнение данных церковных и светских органов управления [13]. Подобный подход к обработке и использованию источников дает потенциал для изучения не только демографических, но и социальноэкономических, культурных и других процессов. Кемеровская школа исследователей Томской епархии выделяется фундаментальным подходом в своих работах, используя основной массив источниковой базы, а также вводя в научных оборот необработанные ранее документы. Важную роль в дальнейших исследованиях сыграла источниковедческая работа В.В. Шиллера [14], в которой были определены основные методики и практики использования в исторических исследованиях церковной документации. Количество приходов Томской епархии, их социальный состав, состав причта и его взаимодействие с прихожанами изучил А.М. Адаменко [15]. Сбор сведений о каждом приходе позволил отобразить общую картину приходской структуры. Критериями для обобщения были выбраны приходская церковь и населенный пункт, где она находилась, а также количество представителей каждого из сословий. К данным за 1914 г. добавляется количество населенных пунктов в приходе, количество православных, раскольников и язычников, состав причта, обеспеченность землей и жилым помещением, источники содержания причта, однако за этот год не приводятся сведения о сословном составе прихода. К тому же большой временной промежуток между сводными данными (1855, 1875 и 1914 гг.) не дает полной возможности отследить динамику изменения прихода, его размеров, кадрового и материального обеспечения, а также оценить влияние факторов, связанных с активным переселением в Западную Сибирь в конце XIX - начале XX в. Вопрос развития монастырской сети, роль и место монастырей в управленческой, миссионерской, общественной и хозяйственной жизни Томской епархии стал объектом изучения В.А. Овчинникова [16]. Им были рассмотрены динамическое развитие монастырей и обителей, их типологизация, характеристика и численность монашествующих лиц, а также приведены примеры процедуры открытия новых монастырей и обителей. Развитие православия в Кузбассе изучалось Л.А. Тресвятским [17]. Рассматривая историю развития отдельных приходов, церквей и их причта, автору удалось собрать и обработать колоссальный объем документов и ввести их в научный оборот, но, к сожалению, период XX в. в его работах отражен слабо. В данном контексте нельзя не упомянуть коллективную монографию об истории строительства, архитектурно-стилевых особенностях православных храмов на территории современной Кемеровской области [18]. Развитие, положение и организацию системы церковно-приходского образования изучила Ю.Ю. Гизей [19]. Ею проведен системный анализ места и роли церковноприходской школы в системе начального образования Западной Сибири, деятельности Томского епархиального училищного Совета в организации образовательного процесса, дана характеристика образа учительского персонала. Однако вопросы процесса и оценки подготовки педагогических кадров остается, на наш взгляд, не полностью проработанным, а именно не дана оценка качества курсов учительской подготовки. Старообрядцы и инородцы в пореформенный период занимали особое место в социальной структуре Российской империи. К началу XX в. санкционная политика по отношению к ним со стороны православной церкви и государства ослабевает, создается и поддерживается система единоверческих церквей, и в связи с этим они становятся более «открытыми» для статистического учета и анализа, который осуществлялся епархиальным начальством. Благодаря этому К.Ю. Иванову удалось рассмотреть положение и статус сибирского старообрядчества и его взаимоотношения с православным духовенством [20]. Алтайская духовная миссия также интересовала кузбасских исследователей. Так, в 1996 г. Д.В. Кацюба обобщил наработки исторической науки по вопросам данной миссии на тот момент, что стало опорой для следующего поколения исследователей [21]. Одна из основных работ по истории Томской епархии принадлежит О.Н. Устьянцевой (Тереховой) [22]. Она дала институциональные характеристики Томской епархии как управленческой структуре, выполняющей ряд социальных и культурных функций, проанализировала в динамике ее общее состояние, процесс храмостроительства, социальное и финансовое положение духовенства. Автором проведен анализ изменений территориально-административного деления епархии, просчитана динамика роста приходов и дано сравнение местных тенденций с общегосударственными, однако ряд вопросов остался незатронутым или не до конца раскрытым. Среди таких вопросов движение приходских и благочинных границ, проблема приписки населения к приходам, отсутствие визуализации динамики количественных и качественных статистических показателей церковного административно -территориального деления, проблемы, вызванные различиями границ светской и духовной власти, особенно при выполнении государственных обязанностей. Проблемы историографии, источниковедения... /Problems of historiography, source studies... 118 Обобщенный опыт кузбасских исследователей Томской епархии был собран в виде коллективной монографии [23]. В Томске, что удивительно, проблемы истории Томской епархии XIX - начала XX в. специально практически не изучалась. Исключение составляет монография В.П. Бойко, С.В. Смокотина и Е.В. Ситниковой о храмовом строительстве в Томской губернии [24]. Фактически это издание незащищенной диссертации безвременно почившего иерея С.В. Смокотина по истории деятельности РПЦ в Томской губернии, дополненное иллюстрациями храмов и чертежей церквей. Можно отметить лишь несколько работ, посвященных биографическому обзору томских архиереев [25] и проведенных томскими учеными на должном уровне. Трансформации, культурные и ментальные характеристики сибирского старообрядчества основательно изучила Е.Е. Дутчак [26]. Различные аспекты деятельности РПЦ рассмотрены при изучении колонизации Сибири [27], ее хозяйственного освоения [28] и общественно-политической жизни [29]. В Новосибирске роль православной церкви в региональных исторических процессах и различные аспекты ее деятельности попали в поле научных интересов с начала 1980-х гг. Пионером данного направления была Н.Д. Зольникова. Именно она во многом заложила основу и обозначила вектор дальнейших исследований региональных конфессиональных обществ. Обозначенные ею вопросы - взаимодействие церкви и государства [30], состояние приходской системы [31], изучение культуры и быта различных региональных ветвей старообрядчества [32]. Это позволило уже к концу 1980-х гг. использовать материалы духовного ведомства для дополнения картины исторических процессов, происходивших в конце XIX - начале XX в, например, в просвещении, где без изучения церковного образования, которое к тому периоду занимало с переменным успехом более половины рынка начального образования, невозможно было дать объективную оценку. Обращение к этим материалам позволило К.Е. Зверевой полноценно представить организацию и процесс начального образования в указанный период [33]. Позднее данный вопрос развивали в своих работах А.В. Ремнёв [34], Е.И. Соловьёва, Д.В. Константинов [35]. Использовав наработки коллег, а также изучив ранее недоступные документы церковного делопроизводства, Т.В. Батурина смогла дать характеристику роли и влияния православной церкви на переселенческие процессы в Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв. [36]. Открытие доступа исследователям к церковным фондам архивов и избавление от идеологических ограничений в конфессиональном вопросе позволили М.М. Громыко [37] и Н.А. Миненко [38] системно изучить культурологические и мировоззренческие вопросы сибирского населения. Именно они во многом определили современное представление о роли религии в культурной жизни сибиряков. Однако в наши дни актуальным и востребованным становится вопрос об особенных социокультурных характеристиках самого духовенства, как его отдельных представителей, так и группы в целом. Так, образ священника-миссионера, формируемый и транслируемый через церковную периодическую печать, детально разобрала Н.А. Лысенко [39], определив, что епархиальное руководство старалось представить миссионера исследователем, первооткрывателем и проводником для инородцев в цивилизованный мир. И, несмотря на критику, этот образ был довольно устойчив. В свою очередь, социокультурный облик духовенства как отдельного класса с набором особенных характеристик рассмотрела А.В. Васильева [40]. На сегодняшний день мы имеем целый ряд работ, которые обозревают различные направления деятельности духовенства Томской епархии, что дает в итоге более объективную картину ее значения, масштаба влияния и взаимодействия с обществом. Среди таких направлений можно выделить роль церкви в культурномассовой жизни [41], борьбу с пьянством [42], попечение бедных и сирот [43], санитарную и медицинскую деятельность [44], миссионерство и борьбу с сектантством [45], благотворительность [46], женские объединения [47]. Также здесь стоит отметить контекстное изучение роли духовенства в глобальных процессах на региональном уровне. В первую очередь это связано с деятельностью представителей церкви в период Первой мировой войны, события, которое на территории Томской губернии изучали Ю.А. Фабрика [48], И.А. Еремин [49], А.И. Тимошенко, В.В. Введенский [50], М.В. Шиловский [51]. Последний также рассматривал политическое и общественное влияние духовенства региона в условиях революции 1904-1905 гг. [52], а также революционных событий 1917 г. [53]. Отдельно стоит выделить работы, посвященные истории православной церкви в условиях революций 1917 г., Гражданской войны, отдельных вех советского государства. Одним из первых в современной России проблемы взаимоотношений советской власти и церкви обозначил М.Л. Белоглазов [54]. Им определено, что главными сложностями, с которыми столкнулась церковь, были внутренний раскол и репрессивные меры со стороны государства. Одним из специалистов по истории церкви 1920-х гг. является С.Г. Петров [55]. Публикация документов центральных архивов, иллюстрирующих действия государства по отношению к церкви, осуществленная им в соавторстве с академиком Н.Н. Покровским, дала неоценимую источнико-вую базу для изучения взаимоотношений советской власти и духовенства в раннесоветский период [56], а анализ и критика этого корпуса документов позволяет использовать их более эффективно [57]. Вопрос дискриминации и репрессий духовенства со стороны советской власти является в наше время неполностью изученным вследствие слабой сохранности документальной базы, однако попытки оценить этот процесс стоит отметить. Так, ограничения в правах и свободах, вводимые государством против православного духовенства, и его реакцию на данную дискриминацию исследовала Д.Н. Москаленская [58]. Историю церковных репрессий на территории Томской области рассмотрели М.В. Фаст, Н.П. Фаст [59], В.Н. Уйманов [60], на Алтае - В.Ф. Гришаев [61], в Новосибирской Зноско Ю.А. Вопросы изучения истории Томской епархии в современных исторических исследованиях 119 области - И.В. Затолокин [62]. Книги памяти жертв политических репрессий также содержат сведения о представителях духовенства. В последние годы они составляются и обновляются регионами: Томская область [63], Новосибирская область [64], Кемеровская область [65], Алтайский край [66], Республика Алтай [67]. Стоит также отметить интерактивную ГИС проекта «Родиновед», руководителем которого является уже упомянутый протоиерей И.В. Затолокин [68]. На данный момент на этой платформе собраны сведения о церквях, монастырях, архиерейских домах и других культовых православных сооружениях на территории бывшей Томской епархии. Эти данные включают: координаты местонахождения объекта, историю объекта, сведения о нынешнем состоянии (сохранилось / не сохранилось / восстановлено), информацию о служителях данных объектов, фотоматериалы. Несмотря на большой объем проделанной работы и обработанной информации, данный проект нельзя назвать полностью завершенным. Во-первых, акцент сделан в первую очередь на объекты, находящиеся на данный момент на территории Новосибирской области, охват других регионов, входивших в Томскую епархию, произведен, но не полностью. Во-вторых, отсутствует возможность хронологически на карте проследить развитие храмовой сети региона, хотя в представленном каталоге церквей есть возможность отсортировать их по году постройки. В-третьих, не показаны границы приходов и благочиний, что не поволяет оценить, какие населенные пункты, не имеющие собственной церкви, к какой из соседних церквей были приписаны. Резюмируя все вышеупомянутое, нужно отметить, что на сегодняшний день изучение Томской епархии, ее структуры, деятельности и представителей развивается в основных центрах, которые она ранее объединяла, что лишь подтверждает многогранную роль, которую церковь играла в Российской империи к началу XX в. В каждом из центров изучения имеются своя научная школа, свои традиции, интересы и набор методологических технологий. Такой подход не только позволяет внутри каждой школы готовить новых специалистов, передавать навыки опытным путем, но и свидетельствует о децентрализации научного сообщества, имеющей как позитивные, так и негативные стороны. Набор вопросов, сюжетов, проблем, в рамках которых изучается духовенство Томской епархии, постоянно расширяется, вводятся в научный оборот ранее необработанные документы. Однако использование пространственного анализа приходского и благочинного устройства Томской епархии остается одной из важнейших задач, решение которой будет способствовать системному и многофакторному представлению процессов, происходивших в территориально-административном делении, социальной структуре, выявлению влияния топогеографических факторов как на развитие приходской системы управления церкви, так и на процессы переселения в Западную Сибирь в начале XX в.

Ключевые слова

Русская православная церковь, Томская епархия, Томская губерния, духовенство, Алтайская духовная миссия, церковная история, церковно-административное деление

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зноско Юрий АнатольевичНовосибирский государственный педагогический университет; Средняя школа № 153аспирант кафедры отечественной и всеобщей истории; учитель истории и обществознанияznosko1868@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

История Русской Православной церкви в документах региональных архивов России : аннот. справ.-указ. / сост. М.В. Бельдова и др. М. : Новоспас. монастырь, 1993. 681 с.
История Русской Православной церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга : аннот. справ.указ. / сост. М.В. Бельдова и др. М. : Новоспас. монастырь, 1995. 397 с.
Документы по истории церквей и вероисповедания в Алтайском крае. Барнаул, 1997. 407 с.
Крейдун Ю.А. Храмы, станы и монастыри Алтайской духовной миссии : чертежи, панорамы, 3Э-модели. Барнаул : Алт. дом печати, 2013. 287 с.
Крейдун Ю.А. Миссионерское храмоздательство на Алтае. Воссоздание облика утраченных храмов XIX - начала XX в. Барнаул : Алт. дом печати, 2013. 262 с.
Крейдун Г., свящ. Алтайская духовная миссия в 1830-1919 годы: структура и деятельность. М. : Изд-во ПСТГУ, 2008. 200 с.
Расова Н.В. Миссионерская деятельность Русской Православной церкви на Алтае в XIX - начале XX вв. : дис.. канд. ист. наук. Новоси бирск, 2002. 287 с.
Адлыкова А.П. Монастыри Алтайской Духовной миссии во второй половине XIX - начале XX века : дис.. канд. ист. наук. Новосибирск, 2003. 214 с.
Софронов В.Ю. Миссионерская деятельность Русской Православной церкви в Западной Сибири в конце XVII - начале XX веков : дис.. канд. ист. наук. Барнаул, 2007. 450 с.
Разгон В.Н., Храмков А.А., Пожарская К.А. Столыпинские мигранты в Алтайском округе. Барнаул : Азбука, 2013. 346 с.
Чибисов М.Е. Клировые ведомости как источник по истории приходов Барнаульского духовного правления Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа (1804-1864 гг.) : дис.. канд. ист. наук. Барнаул, 2006. 243 с.
Сарафонов Д.Е. Материалы церковно-приходского учета населения как источник для изучения численности и демографического развития населения Барнаула в XIX в. : автореф. дис. канд. ист. наук. Барнаул, 2006. 27 с.
Сарафонов Д.Е. Опыт сравнительного анализа материалов церковно-приходского и административного учетов населения (на примере населения Барнаула XIX в.) // Материалы церковно-приходского учета населения как историко-демографических источник / под ред. В.Н. Владимирова. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2007. С. 217-240.
Шиллер В.В. Этноконфессиональное взаимодействие в Кемеровской области в конце XIX - XX в. (источники и методы изучения) : автореф. дис. канд. ист. наук. Кемерово, 2004. 30 с.
Адаменко А.М. Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири в XVIII - начале XX века. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2014. 190 с.
Овчинников В.А. Православные монастыри, архиерейские дома и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX вв. : автореф. дис.. канд. ист. наук. Кемерово, 2002. 26 с.
Тресвятский Л.А. Православие на Кузнецкой земле в дореволюционный период. Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2013. 267 с.
Кимеев В.М., Кандрашин Д.Е., Усольцев В.Н. Православные храмы Кузбасса. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1996. 307 с.
Гизей Ю.Ю. Церковно-приходская школа Западной Сибири конца XIX - начала XX вв. (по материалам Томской Епархии) : автореф. дис.. канд. ист. наук. Кемерово, 2004. 24 с.
Иванов К.Ю. Старообрядчество юга Западной Сибири во второй половине XIX - начале XX века : автореф. дис.. канд. ист. наук. Кемерово, 2001. 272 с.
Кацюба Д.В. Алтайская Духовная миссия. Вопросы истории, просвещения, культуры и благотворительности. Кемерово : Изд-во КемГУ, 1996. 155 с.
Устьянцева О.Н. Томская епархия в конце XIX - начале XX века : дис.. канд. ист. наук. Кемерово, 2003. 259 с.
Русская православная церковь юга Западной Сибири (ХІХ-ХХ вв.) : исторические очерки / А.М. Адаменко, Ю.Ю. Гизей, А.В. Горбатов и др. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2007. 319 с.
Бойко В.П., Смокотин С.В., Ситникова Е.В. Православное храмовое строительство в Томской губернии в XVII - начале ХХ века. Томск : Изд-во ТГАСУ, 2021. 164 с.
Исаков С.А., Дмитриенко Н.М. Томские архиереи : биогр. словарь, 1834-2002. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2002. 111 с.
Дутчак Е.Е. Старообрядческие таежные монастыри: условия сохранения и воспроизводства социокультурной традиции (вторая половина XIX - начало XXI в.) : автореф. дис.. д-ра ист. наук. Томск, 2008. 55 с.
Черная М.П. Роль христианизации в русской колонизации (XVII-XIX вв.) // Американский и Сибирский фронтир : материалы междунар. науч. конф. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1997. Вып. 2. С. 115-124.
Храпова Н.Ю. Место и роль Алтайской духовной миссии в процессе колонизации и хозяйственного освоения Горного Алтая (1828-1905 гг.) : автореф. дис.. канд. ист. наук. Томск, 1989. 24 с.
Общественно-политическая жизнь Томской губернии в 1880-1919 гг. / сост. В.П. Зиновьев, О.А. Харусь. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2013. Т. 1: 1880 - февраль 1917 г. 402 с.
Зольникова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношениях церкви и государства в Сибири (XVIII в.). Новосибирск : Наука, 1981. 183 с.
Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск : Наука, 1990. 288 с.
Покровский Н.Н., Зольникова Н.Д. Староверы-часовенные на востоке России в XVIII-XX вв.: проблемы творчества и общественного сознания. М. : Памятники истор. мысли, 2002. 466 с.
Зверева К.Е. Просвещение крестьянства Сибири в конце XIX - начале XX вв. : дис.. канд. ист. наук. Новосибирск, 1988. 249 с.
Ремнёв А.В. Правительственный взгляд на церковное и школьное строительство в зоне Сибирской железной дороги на рубеже XIX- XX веков // История культуры советского общества. Омск : ОмГУ, 1990. С. 67-70.
Соловьёва Е.И., Константинов Д.В. Деятельность фонда имени императора Александра III в церковно-школьном строительстве Сибири // Культурный потенциал Сибири в досоветский период. Новосибирск : Изд-во НГПИ, 1992. С. 105-114.
Батурина Т.В. Русская православная церковь и крестьянские переселения в Сибирь на рубеже XIX-XX вв. : дис.. канд. ист. наук. Новосибирск, 1999. 204 с.
Громыко М.М. Мир русской деревни. М. : Молодая гвардия, 1991. 446 с.
Миненко Н.А. Культура русских крестьян Зауралья. М. : Наука, 1991. 222 с.
Лысенко Н.А. Идеал сибирского священника-миссионера в официальных периодических изданиях Русской православной церкви второй половины XIX - начала XX в. : дис.. канд. ист. наук. Новосибирск, 2014. 222 с.
Васильева А.В. Социокультурный облик православного духовенства в Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. : дис.. канд. ист. наук. Омск, 2015. 261 с.
Дегальцева Е.А. Культурно-просветительские объединения Томской губернии в последней трети XIX - начале XX вв. : автореф. дис.. канд. ист. наук. Новосибирск, 1999. 300 с.
Караваева Е.В. Из истории трезвеннического движения в Томской епархии (конец XIX - начало XX века) // Сибирский медицинский журнал. 2010. Т. 25, № 3-1. С. 96-101; № 4-1. С. 148-153.
Караваева Е.В. Призрение сирот при монастырях и женских общинах в последней четверти XIX - начале XX в. (на примере Томской епархии) // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4-3. С. 95-100.
Караваева Е.В. Санитарно-просветительская и медицинская деятельность русской православной церкви среди сельского населения во второй половине XIX - начале XX в. (по материалам Томской губернии) : дис.. канд. ист. наук. Новосибирск, 2011. 290 с.
Ильин В.Н. Противораскольническое братство святителя Димитрия, митрополита Ростовского в Томской епархии // Известия АлтГУ. 2013. № 4 (80). С. 157-161.
Быкасова Л.В. Благотворительность в истории культурной жизни Западной Сибири конца XVIII - начала XX века. Новокузнецк : СибГИУ, 2007. 164 с.
Катионов О.Н., Зноско Ю.А. Кружки дам духовного звания Томской губернии в годы Первой мировой войны // Интерэкспо-ГЕО-Сибирь-2016 : XII Междунар. науч. конгресс. Новосибирск : СГУГиТ, 2016. Т. 1. С. 26-30.
Фабрика Ю.А. Сибирь сражающаяся. Омский (Сибирский) военный округ в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Новосибирск : Сиб. кн. изд-во, 2014. Т. 1. 688 с.
Ерёмин И.А. Томская губерния как тыловой район России в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.). Барнаул : Изд-во БГПУ, 2005. 276 с.
Сибирский тыл в исторической динамике XX столетия: теория и практика реализации идеи / А.И. Тимошенко, В.В. Введенский, В.А. Ису-пов и др. Новосибирск : Параллель, 2016. 379 с.
Шиловский М.В. Первая мировая война 1914-1918 годов и Сибирь. Новосибирск : Автограф, 2015. 329 с.
Шиловский М.В. Православное духовенство и погромы в Сибири в конце 1905 г. // Сибирь на перекрестье мировых религий : материалы межрегион. науч.- практ. конф. Новосибирск, 2011. С. 132-135.
Шиловский М.В. Сибирские объединения РПЦ в революции 1917 г. (на примере Томской епархии) // Известия Иркутского государственного университета. Сер. История. 2017. Т. 21. С. 96-100.
Белоглазов М.Л. Взаимоотношения органов государственной власти и православной церкви на Алтае (октябрь 1917 - 1925 гг.) : автореф. дис.. канд. ист. наук. Томск, 1992. 19 с.
Петров С.Г. Новые данные об обновленческом Поместном соборе 1923 года // История Русской Православной Церкви в XX веке (19171933) : материалы конф., Сэнтендре (Венгрия), 13-16 ноября 2001 г. Сэнтендре, 2002. С. 259-283.
Архивы Кремля: Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. : в 2 кн. / изд. подгот. Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. Новосибирск : Сиб. хронограф ; М. : РОССПЭН, 1997-1998.
Петров С.Г. Документы делопроизводства Политбюро ЦК РКП(б) как источник по истории Русской церкви (1921-1925 гг.) / отв. ред. Н.Н. Покровский. М. : РОССПЭН, 2004. 406 с.
Москаленская Д.Н. Православные священно- и церковнослужители-«лишенцы» Западной Сибири в середине 1920-х - середине 1930-х гг.: статус, облик, поведение : дис.. канд. ист. наук. Новосибирск, 2017. 227 с.
Фаст М.В., Фаст Н.П. Нарымская голгофа: материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск ; М. : Водолей, 2004. 560 с.
Уйманов В.Н. Ликвидация и реабилитация: политические репрессии в Западной Сибири в системе большевистской власти (конец 1919 -1941 гг.). Томск : Том. гос. ун-т, 2012. 562 с.
Гришаев В.Ф. Невинно убиенные. К истории сталинских репрессий православного духовенства на Алтае. 2-е изд. Бийск : Бия, 2007. 238 с.
Ложок : из истории Искитимского «каторжного» лагеря. 4-е изд. / сост. И.В. Затолокин. Искитим, 2019. 200 с.
Боль людская : книга памяти жителей Томской области репрессированных в 1920-х - начале 1950-х гг. : в 3 т. 2-е изд., доп. и перераб. / сост. В.Н. Уйманов. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2016.
Книга памяти жертв политических репрессий в Новосибирской области / сост. и отв. ред. С.А. Папков. Новосибирск : К-2, 2018. Вып. 5. 382 с.
Сталинск. Годы репрессий (по материалам Новокузнецкого городского краеведческого музея) / авт.-сост. Л.И. Фойгт. Новокузнецк : Кузнецкая крепость, 1994. Вып. 1. 38 с.
Жертвы политических репрессий в Алтайском крае / отв. ред. Г.Н. Безруков. Барнаул : Управление архивного дела Администр. Алт. края, 1998. Т. 1: 1919-1930. 483 с.
Книга памяти жертв политических репрессий / сост. П.И. Чепкин, О.Н. Вразовская, Т.А. Бурак. Г орно-Алтайск : Юч-Сюмер, 1996. Т. 1.285 с.
Родиновед : сайт сибирских краеведов. URL: http://rodinoved.ru/ (дата обращения: 11.08.2021).
 Вопросы изучения истории Томской епархии в современных исторических исследованиях | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2022. № 77. DOI: 10.17223/19988613/77/14

Вопросы изучения истории Томской епархии в современных исторических исследованиях | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2022. № 77. DOI: 10.17223/19988613/77/14