Тюмень: опыт постиндустриальной трансформации городского пространства
Рассматриваются особенности развития Тюмени как регионального центра. Первая закономерность развития Тюмени - миграция населения в пригороды. Второй паттерн трансформации городского пространства -запуск механизмов территориального инновационного развития. Третья модель трансформации городского пространства представлена формированием Тюменской городской агломерации. Приоритетными направлениями Стратегии социально-экономического развития Тюмени являются IT-кластер, нефтехимия и нефтепереработка. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Tyumen: experience of post-industrial transformation of the city space.pdf Введение Развитие и трансформация постсоциалистического города - одна из актуальных проблем современной российской урбанистики. Тюмень в наши дни - активно развивающийся город, обеспеченный всеми современными удобствами, административный центр Тюменской области. Исторически город выполняет функцию промышленной и научно-технической базы Западно-Сибирского нефтегазового комплекса и имеет благоприятную демографическую структуру населения. В перспективе он может стать крупнейшим инновационным инжиниринговым нефтесервисным центром страны. Методологической основой для анализа тенденций и перспектив постиндустриальной трансформации городского пространства Тюмени стали работы таких зарубежных и отечественных авторов, как П. Бурдье [1], Чэнь Сяоянь [2], М. Ильченко [3], Р.Дж.Р. Киркби [4], Танг Винг-Шинг [5], К. Фезер [6], М. Пиетерзак-Франгер [7], Б. Энгель [8], О. Хазерлей [9], К.С. Ной-гебауэр [10], Е. Посохова [11]. Тюмень как российский областной центр в своем развитии имеет ряд особенностей. Прежде всего это запаздывание трансформации: процессы индустриализации и урбанизации 1930-х гг. обошли город стороной. Первый индустриальный всплеск отмечен в годы Великой Отечественной войны. После некоторого периода стагнации (1945-1955) основной индустриальный этап начался взрывообразным развитием с середины 1950-х до конца 1980-х гг., сопровождавшимся четырехкратным увеличением численности населения и осуществлявшимся по трем векторам: 1) формирование научно-образовательного кластера, ориентированного на потребности ускоренного освоения нефтегазовых ресурсов Тюменского региона; 2) формирование собственной индустрии, прежде всего машиностроительного комплекса; 3) создание системы логистико-сервисной инфраструктуры и промышленности, ориентированной на потребности нефтегазового освоения севера региона. Процессы форсированной индустриализации и урбанизации городского пространства в течение 30 лет породили, в свою очередь, комплекс проблем, остро актуализированных к 1990 г. Ключевыми из них являлись: во-первых, крайне неудачное планирование городского ландшафта, без учета потребностей расширения автомобильного транспорта и формирования естественной социально-ориентированной городской среды; во-вторых, серьезное отставание развития социальной инфраструктуры даже от невысокого среднего советского уровня. Крушение советской экономики породило сжатие и атомизацию городского пространства. Вход в новый цикл развития определялся правилами игры, которые диктовались условиями уже постиндустриальной экономики. Сжатие сопровождалось системной деиндустриализацией, которая, в свою очередь, трансформировала отношения внутри города как системы по линии центр-полупериферия-периферия. После достижения определенного уровня развития, в нашем случае порога населения в 500 тыс. человек, город начинает трансформироваться в самостоятельную экономическую систему, которая своими потребностями будет неизбежно провоцировать переход к новой индустриальной парадигме. Сильные и слабые стороны города Анализ социально-экономического развития Тюмени стал основой для определения сильных и слабых сторон города, а также возможностей и рисков (угроз) дальнейшего развития. Сильными сторонами Тюмени являются: 1. Размещение бизнес-подразделений и дочерних структур (крупнейшие нефтедобывающие, перерабатывающие и сервисные компании - дочерние предприятия и филиалы открытых акционерных обществ: «Газпром», «ТНК ВР Менеджмент» (дочерняя компания «ТНК-ВР Сибирь»), «Тюменьнефтегаз», «Транснефть» («Сибнефтепровод»), ЛУКОЙЛ (Тюмень, дочернее предприятие «ЛУКОЙЛ - Уралнефтепродукт»), «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь». 2. Статус нефтесервисного центра определяется производственной специализацией и расположением в Тюмени международных инжиниринговых компаний -Schlumberger, Halliburton, KCA Dentag, Bentec. 3. Статус крупнейшего нефтегазового научно-исследовательского центра (более 20 научно-исследовательских институтов и лабораторий). 4. Интенсивное долгосрочное взаимодействие с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами по программам межрегионального сотрудничества, обеспечивающее мультипликативный экономический эффект. Реализация этих программ позволила Проблемы отечественной истории /Problems of history of Russia 28 надолго сохранить единое экономическое пространство. 5. Наличие и реализация комплекса взаимосвязанных целевых региональных и муниципальных программ. 6. Тюменский индустриальный университет, который может стать базой для создания Национального исследовательского университета углеводородных и криогенных ресурсов. 7. Тюменский государственный университет, где может быть сформирован Национальный исследовательский университет IT-технологий. 8. Высокий уровень развития городского благоустройства и коммунальной инфраструктуры: в течение нескольких лет Тюмень находится на третьем месте во Всероссийском конкурсе на звание «Лучший благоустроенный город России». 9. Активная политика формирования архитектурных аспектов города: охрана памятников истории и архитектуры, реконструкция существующих и строительство новых скверов и бульваров, учет чувства юмора при проектировании городского пространства (аллея «Сибирских кошек», административные здания и дорожные индикаторы (индикатор «Фары и ремень безопасности»)). 10. Активное участие в государственной политике энергосбережения и повышения энергетической эффективности. 11. Успешная реализация программы «Расширение горизонтов» для повышения уровня IT-образования населения Тюменской области и обеспечения доступа к информационным технологиям в соответствии с Федеральной программой «Информационное общество на 2011-2020 годы». 12. Географическое расположение города (железнодорожные пути, федеральные дороги, федеральный международный аэропорт) в центре области с общей численностью населения более 0,9 млн человек. Слабыми сторонами Тюмени являются: 1. Отсутствие активной системной политики агрессивного маркетинга для продвижения города на региональном и федеральном уровнях. 2. Нечастое участие в федеральных программах муниципального развития. 3. Ограниченная транспортная сеть города и слабая взаимосвязь между урбанизированными территориями, высокая плотность застройки, вызывающая дорожные заторы. 4. Недостаточная плотность дорог и отсутствие искусственных сооружений: дорожных линий, многоуровневых транспортных развязок, дорожных переходов. 5. Дефицит парковочных мест, что приводит к нарушениям правил парковки и снижению пропускной способности, блокированию пешеходных зон, ухудшению посадки в транспорт. 6. Отсутствие выставочных площадок международного уровня с развитой инфраструктурой. 7. Отсутствие логистических центров, всего лишь несколько высокоуровневых складских площадей, дефицит специально оборудованных площадей. 8. Несоответствие системы профессионального образования требованиям развития города. 9. Низкий уровень обеспеченности социальными, культурными и спортивными объектами, например дошкольными учреждениями. Стратегическая задача инновационного развития экономики города требует использования внутренних ресурсов, высоких технологий и инновационного развития. Данная задача не может быть решена за короткий срок и только путем принятия административных решений. Необходимо последовательно создавать условия для развития инновационной и сервисной экономики (постиндустриальной экономики) в течение длительного периода. Тюменский индустриальный комплекс получил огромный стартовый капитал для внедрения современных технологий мирового уровня на действующих и создаваемых в рамках реиндустриализации предприятиях города. Формирование полноценной инновационной инфраструктуры наряду с уже происходящими процессами реиндустриализации может стать одним из главных преимуществ Тюмени. Последнее могло бы обусловить высокую привлекательность города для интенсивных инноваций. Существующая ситуация дает все необходимые предпосылки для последовательного и успешного выполнения стратегических задач. Важно проявить политическую волю и скоординировать деятельность общества - органов государственной власти и местного самоуправления, бизнес-структур и жителей города. Модели городского развития Современная экономика требует от городской среды формирования новых паттернов развития. Опыт Тюмени показывает, как естественные процессы приводят к формированию городского ландшафта нового типа. Первый паттерн - миграция населения в пригороды. Традиционный тип городского расселения, развивавшийся в тридцатилетие активного развития Тюмени (1960-1990), предполагал жительство в многоквартирных многоэтажных домах. Серьезный рост стоимости городской недвижимости в последнее десятилетие привел к тому, что экономически наиболее целесообразной моделью решения жилищной проблемы стало строительство загородного дома, на что влияет ряд факторов: 1) вдвое меньшая стоимость квадратного метра в загородном доме, включая стоимость земельного участка; 2) владение собственным земельным участком с возможностью локальной трансформации обитаемого пространства; 3) экологическая целесообразность загородного проживания; 4) относительная независимость коммуникаций и в целом меньшие затраты на ЖКХ. Вторым паттерном трансформации городского пространства стал запуск механизмов инновационного территориального развития. В долгосрочной перспективе целевой установкой являются инновационное развитие кластеров, формирование индивидуального архитектурного облика и достижение европейского уровня благоустройства города. Деев А.С., Красовская Н.В., Черноморченко С.И. Тюмень: опыт постиндустриальной трансформации 29 Западно-Сибирский нефтегазовый инновационный центр должен стать площадкой для технологического развития и научных исследований в нефтегазовой отрасли, в то же время быть открытым для проектов опережающего развития из разных отраслей. Сотрудничество и взаимосвязь Западно-Сибирского нефтегазового инновационного центра с высшими учебными и научно-исследовательскими институтами и промышленными предприятиями города как основой технологического развития инновационных идей создает необходимые условия для эффективного развития инноваций вплоть до их коммерческого внедрения. Целесообразно также рассмотреть возможность интеграции Западно-Сибирского нефтегазового инновационного центра в мегапроект «Корпорация развития Уральского федерального округа». Для Западно-Сибирского нефтегазового инновационного центра существует реальная возможность стать активным участником проекта «Инновационный центр “Сколково”» и активно развивать научно-исследовательское сотрудничество. В процессе разработки модели планирования пространства была определена структура планирования Тюменского муниципального района, включающая существующие социально-экономические, экологические и транспортные структуры и согласованная с пространственной организацией территории Российской Федерации. Модель дает информацию о районе и долгосрочных перспективах ее развития в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тюменского района до 2020 г. В основе планировочной модели муниципального района лежат две главные оси: природно-планировочная ось - река Тура, и градостроительная ось - Транссибирская железная дорога. Последняя проходит через центр города, пересекая муниципальный район с запада на юго-восток. Параллельно проходит федеральная автомобильная дорога Екатеринбург-Тюмень-Омск. Генеральный план развития Тюмени предполагает концентрическое территориальное развитие, предусматривающее циклическое транспортное планирование территории муниципального района. В соответствии с моделью планирования пространства определены следующие тенденции развития территории: - строительство новых федеральных автодорог для обеспечения межрегиональных перевозок и интеграции отдельных региональных маршрутных сетей в единую транспортную систему России; - завершение строительства объездного круга автомобильного транспорта; - строительство Южной железной дороги - пропуск для грузовых поездов на перегоне между станциями Подъем и Войновка. Радиальная транспортная система создает основу для модели структуры планирования. Тюменский городской внешний транспортный круг, являясь центральной частью единой планировочной структуры муниципального района, обеспечивает оптимальный доступ к городским территориям и выход на внешние направления. Третий паттерн трансформации городского пространства представлен формированием Тюменской городской агломерации. В последние годы в Тюменской области демографическая ситуация положительная, численность населения увеличилась за счет положительных миграционных процессов и естественного воспроизводства. Основной вклад в воспроизводство населения внесли Тюмень, Ялуторовск и Тюменский муниципальный район, который выгодно расположен и непосредственно граничит с г. Тюмень, который является центром Тюменской агломерации. Рост города был обусловлен как расширением пригородов, так и с урбанизацией района. Условия жизни в окрестностях города все больше приближаются к условиям жизни в большом городе, который является центром притяжения. Урбанизация - это исторический процесс, повышающий роль города в развитии общества и обусловливающий изменения в месте производства и переселения населения. Современный тип урбанизации определяется не столько высоким ростом доли городского населения, сколько интенсивно развивающимися урбанизационными процессами: появляются новые пространственные формы городского жилья - мегаполисы, население города переселяется в пригороды. Расширенное зонирование территорий по приоритетным направлениям предопределило зоны опережающего развития и точки роста, соответствующие приоритетным направлениям экономического развития муниципального района (агропромышленный комплекс, лесопромышленный комплекс, комплексный строительный комплекс, машиностроительный комплекс, туристический комплекс и другие сферы хозяйственной деятельности). Модель организации пространства послужит основой для дальнейшего развития системы территориального планирования (ТПС) Тюменского муниципального района и позволит: 1) осуществлять территориальное, функциональное и экономическое развитие всех поселков района в тесной координации с развитием Тюмени; 2) увеличить численность населения, объемы жилищного строительства и, как следствие, повысить уровень жизни за счет новой модели экономики. Формирование Тюменской агломерации - одна из перспективных форм освоения пространства района, где центральное место занимает город, а группы сел представляют собой локальные системы расселения. Агломерация - это единое социально-экономическое и инвестиционное пространство с общей системой социальных удобств, инженерно-транспортного обслуживания и единой неделимой природно-экологической составляющей. Тюменская агломерация позволит объединить экономические возможности и финансовые ресурсы для решения общих задач, обмениваться технологиями, знаниями и специалистами, совместно развивать транспортную и социальную инфраструктуру. Экономические и социальные эффекты агломерационного этапа урбанизации района дадут следующие преимущества всем муниципальным образованиям: Проблемы отечественной истории /Problems of history of Russia 30 - возможность реализации крупных инфраструктурных проектов транспортировки; - развитие информационных коммуникаций, образовательной и научной инфраструктуры; - последовательное «внедрение» городского образа жизни (высокий уровень сервиса, широкие возможности выбора работы, медицинских и образовательных учреждений) в селах с сохранением их природных преимуществ (экология, индивидуальное жилье и др.)). Проект территориально-экономических центров развития Тюменского муниципального района позволяет принимать взаимосвязанные решения на разных уровнях планирования. Научно-исследовательская работа «Прикладные научные исследования по подготовке документов для градостроительства на территории Тюменского муниципального района» обеспечит: - преемственность и взаимосвязь решений территориального планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; - определение местоположения планируемых региональных объектов на муниципальных территориях с учетом решений и документов муниципального территориального планирования; - создание единого банка данных на основе электронного мониторинга реализации планируемых региональных и локальных объектов; - использование ТПС для решения большого количества задач государственного и муниципального управления, правового регулирования отношений земельной собственности на основе принятых решений в области градостроительства, а также совершенствования информационных ресурсов региональной инфраструктуры космических данных. Заключение Тюмень представляет собой особый случай успешного постсоциалистического развития российской региональной столицы. В течение ХХ - начала ХХІ в. город пережил несколько этапов трансформации - от небольшого города через промышленный центр нефтегазового развития до постиндустриального города, объединив функции логистического, образовательного и административного центра для трех регионов России. В ближайшие годы Тюмень должна стать «умным городом» будущего. Последнее подтверждается продолжающимся ростом качества жизни, правильными интеллектуальными решениями в экономике, муниципальном управлении, архитектуре и др. Можно выделить следующие стратегические приоритеты: - создание надлежащей бизнес-среды, социальной и транспортной инфраструктуры; успешное озеленение и архитектурные решения; формирование «умного города»; - стимулирование бизнеса в инновационной сфере; дальнейшее привлечение международных компаний; организационные, законодательные и административные решения; - повышение уровня жизни. В Тюмени должны быть сформированы инновационная и инвестиционная инфраструктура полной стоимости, надлежащие условия для роста малого и среднего бизнеса и инновационного развития приоритетных кластеров, повышения уровня жизни населения и достижения европейского уровня благоустройства города. Город станет современным нефтесервисным центром, городом с лучшими инфраструктурными условиями для привлечения инвестиций, способствующим реализации крупных проектов. Стратегическая экономическая политика способствует развитию конкурентоспособных видов предпринимательской деятельности и проведению институциональных реформ. Приоритетными направлениями Стратегии социально-экономического развития Тюмени являются: инновационное развитие нефтегазового кластера и кластера международных инжиниринговых компаний; поддержка IT-кластера; инновационное развитие нефтехимии и нефтепереработки. Таким образом, Тюмень представляет собой успешный пример постсоветского городского развития, когда сочетание благоприятной экономической конъюнктуры и рациональной и продуманной политики местных и региональных властей позволило преодолеть проблемы постиндустриального этапа и выйти на качественно новый уровень развития городской среды.
Ключевые слова
постиндустриализм,
город,
урбанистика,
инновационное развитиеАвторы
Деев Алексей Сергеевич | Тюменский государственный университет | кандидат философских наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса финансово-экономического института | alksl 6@gmail.com |
Красовская Надежда Викторовна | Тюменский государственный университет | кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса финансовоэкономического института | nadezda_3161@inbox.ru |
Черноморченко Светлана Ивановна | Тюменский государственный университет | кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента и бизнеса финансовоэкономического института | chernomorchenko@rambler.ru |
Всего: 3
Ссылки
Бурдье П. Социология социального пространства : пер. с фр. /отв. ред. пер. Н.А. Шматко. М. : Ин-т экспериментальной социологии ; СПб. : Алетейя, 2007. 288 с.
Chen Xiaoyan: Monitoring and Evaluation in China’s Urban Planning System: a Case Study of Xuzhou. 2009. URL: http://www.unhabitat.org/grhs/2009 (accessed: 20.08.2018).
Ilchenko M. Utopian spaces: Symbolic transformation of the “Socialist Cities” under post-Soviet conditions// Re-Imagining the City: Municipality and Urbanity Today from a Sociological Perspective / ed. by M. Smagacz-Poziemska, K. Frysztacki, A. Bukowski. Jagiellonian University Press, 2017. P. 32-52.
Kirkby R.J.R. Urbanization in China: Town and Country in a Developing Economy, 1949-2000. New York : Columbia University Press, 1985. xii, 289 p.
Tang Wing-Shing. Chinese Urban Planning at Fifty: An Assessment of the Planning Theory Literature // Journal of Planning Literature. 2000. Vol. 14 (3). P. 347-366.
Füzér K. The Projectified City of Postmillennial Pécs: Urban Strategies, Development Projects, and Partnerships on Europe’s Periphery // Re-Imagining the City: Municipality and Urbanity Today from a Sociological Perspective / ed. by M. Smagacz-Poziemska, K. Frysztacki, A. Bukowski. Jagiellonian University Press, 2017. P. 167-192.
Pietrzak-Franger M., Pleßke N., Voigts E. Transforming Cities: Discourses of Urban Change // From Socialist to Post-Socialist Cities : Cultural Politics of Architecture, Urban Planning and Identity in Eurasia / ed. by A.C. Diener, J. Hagen. London, 2014. Р. 44-47.
Engel B. Public space in the “blue cities” of Russia // The Post-Socialist City. Urban Form and Space Transformations in Central and Eastern Europe after Socialism / K. Stanilov (ed.). Springer Science & Business Media, 2007. Vol. 92. P. 285-300.
Hatherley O. Soviet squares: how public space is disappearing in post-communist cities // The Guardian. URL: http://www.theguardian.com/cities/2016/apr/21/soviet-squares-public-space-post-communist-cities?CMP=share_btn_tw (accessed: 20.08.2018).
Neugebauer C.S. Loss and (re-)construction of public space in post-Soviet cities // Int. J. Sociol. Soc. Pol. 2015. Vol. 35, is. 7-8. URL: http://www.emeraldinsight.com/doi/full/10.1108/IJSSP-04-2015-0042 (accessed: 20.08.2018).
Посохова Е. Формирование Тюменской агломерации - одна из перспективных форм пространственного развития Тюменского района // Институт территориального планирования «Град». URL: https://itpgrad.ru/node/2320 (дата обращения: 21.08.2018).