История томского нотариата в первое десятилетие советской власти (1917-1927 гг.)
Рассмотрен процесс формирования и функционирования института нотариата в первое десятилетие советской власти на территории современной Томской области. Основное внимание уделено проблемам организационно-структурных и функциональных изменений нотариальной работы в 1917-1927 гг. и особенностям перехода деятельности томских нотариальных органов на государственные начала. С учетом новых данных сделаны выводы о причинах и этапах реорганизации института томского нотариата, а также о специфике деятельности томских нотариусов в 1917-1927 гг. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The history of the Tomsk notary in the first decade of Soviet power (1917-1927).pdf Нотариат в Российской Федерации представляет систему, объединяющую нотариусов, занимающихся частной практикой, которые осуществляют свою деятельность от имени Российской Федерации. В данном понимании именно государство (в лице соответствующих государственных органов) делегирует (передает) «частнопрактикующим» нотариусам свои полномочия по осуществлению нотариальных действий. Данная особенность предопределена историческими событиями, происходившими в России: на протяжении предшествующих 100 лет нотариат, реорганизованный в советское время, являлся государственным органом. Становление власти Советов и смена курса государственной политики в России в октябре 1917 г. повлекли за собой трансформацию государственного устройства страны, общественно-политические, социально-экономические и культурные изменения в жизни общества. Происходила структурная реорганизация государственных органов, суда, прокуратуры, нотариата и т.д. История нотариата советского периода в общероссийском масштабе изучена многими историками и ис-следователями-правовиками (более 700 работ). В последнее двадцатилетие наметилась тенденция изучения региональной истории нотариата, выявления особенностей создания и работы региональных нотариальных контор. Организация и функционирование нотариальных органов, с учетом обширной территории страны, в разных регионах проходили неравномерно, а история нотариата Сибири с 1917 г. и вовсе шла по своему историческому сценарию. Сегодня в контексте сибирской региональной истории рассмотрены и изучены нотариаты Алтая [1], Красноярского края [2-4], Республики Хакасия [5], встречаются научные работы по истории нотариата Республики Тыва [6]. В 2021 г. авторским коллективом впервые рассмотрены основные положения по истории томского нотариата [7]. В большинстве своем данные работы появились в рамках научно-публицистического проекта «Золотые страницы истории российского нотариата», организованного Федеральной Нотариальной Палатой Российской Федерации. Вместе с тем остаются открытыми многие вопросы становления и развития государственного нотариата Томской области XX в., актуальность изучения которого обусловлена спецификой географического расположения, проводимой советской властью политикой территориального планирования, социально-экономическим развитием региона и т.д. Томская губерния в 1917 г. являлась одной из самых крупных в стране. Ее площадь составляла более 860 тыс. км2 и равнялась пятой части территории Европейской России [8. С. 45]. В состав Томской губернии входили территории современных Томской, Кемеровской, Новосибирской областей и Алтайского края, часть Красноярского края и Тюменской области. Регион административно делился на семь уездов: Змеиногорский, Бийский, Барнаульский, Кузнецкий, Мариинский, Каинский и Томский. В июне 1917 г. из Бийско-го и Барнаульского уездов была создана Алтайская губерния. В 1919 г. часть юго-западных уездов Томской губернии перешла в образованную Омскую губернию. В июне 1921 г. из состава Томской губернии выделились Каинский и Новониколаевский уезды, и образовалась Новониколаевская губерния. На протяжении последующих пяти лет Томская губерния включала территории Томского, Мариинского, Кузнецкого и Щег-ловского уездов и Нарымского края [9. С. 48, 66]. Большевистское руководство отрицало капиталистическую сущность и частную собственность, в связи с чем негативно относилось и к институту нотариата как элементу имперской системы, в основной функционал которого входило «утверждение всевозможных актов, устанавливающих переход права собственности на недвижимое имущество» [10]. Первые изменения положения государственных правоохранительных и судебных органов в центральной России были зафиксированы в Декрете «О суде» от 24 ноября 1917 г. и касались фактической ликвидации ранее существовавшей системы судебных органов, присяжной адвокатуры, судебных следователей и прокурорского надзора, но организацию нотариата не затронули [11]. Вместе с тем намеченный курс на национализацию земли и других природных ресурсов повлек постепенное сужение нотариальной функции. Так, 14 декабря 1917 г. был принят Декрет Совета народных комиссаров (СНК) «О запрещении сделок с недвижимостью» [12], согласно которому нотариусы под контролем советов рабочих и солдатских депутатов и городских самоуправлений приостанавливали «какие бы то ни было сделки по продаже, покупке, залогу и т.п. всех недвижимостей и земель в городах» [Там же]. Впервые перестройка нотариального дела была отражена в части 4 «О судопроизводстве и подсудности» Декрета «О суде» № 2 от 7 марта 1918 г. В ст. 11 этого документа указывалось, что надписи о понудительном исполнении по векселям, закладным и нотариальным заемным письмам на основании правил о понудительном исполнении делаются нотариусами, а в местностях, где таковых нет, - лицами, их заменяющими, причем эти лица, а равно и нотариусы, взимают пошлину и прочие сборы в установленном размере [13]. То есть можно прийти к заключению, что у действующего политического режима не стояла задача полностью свернуть деятельность нотариата как института, а требовалась организационная перестройка его функционала под конкретные задачи. В центральных регионах страны началась реорганизация системы дореволюционного нотариата. Например, Постановлением Совета народных комиссаров Москвы и Московской губернии от 23 марта 1918 г. было отменено действие Положения о нотариальной части от 14 апреля 1866 г. и утверждено Временное положение о нотариальных отделах при советах депутатов. В свою очередь, для территорий Петроградской, Псковской, Новгородской, Олонецкой, Вологодской и Архангельской губерний данные изменения начались с принятием 16 сентября 1918 г. Постановления Совета Комиссаров Союза Коммун Северной области о прекращении действия Положения о нотариальной части и утверждении Временного положения и инструкции о порядке деятельности Нотариальных Отделов при совдепах [14. С. 235]. Проблемы отечественной истории /Problems of history of Russia 54 27 апреля 1918 г. был принят Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) «Об отмене наследования», который определял дальнейшее «усечение» нотариальной функции: все имущество после смерти гражданина становилось государственной собственностью [15]. Декрет ВЦИК и СНК «О дарениях» от 20 мая 1918 г. также вносил свои ограничения: «Дарение и всякое иное безвозмездное предоставление (передача, переуступка и т.п.) имущества на сумму свыше 10 тысяч рублей признается недействительным» [16]. При этом дарение на сумму от 1 до 10 тыс. руб. допускалось и подлежало в обязательном порядке оформлению в виде нотариального или судебного акта, без которых сделка признавалась ничтожной [Там же]. 20 августа 1918 г. был принят Декрет ВЦИК «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах» [17]. Принятие указанных актов привело к значительному сокращению оборота документов дарения, завещания и крепостных актов. Наряду с определением полномочий нотариусов продолжался курс на уничтожение «буржуазного» наследия нотариата. Так, принятое коллегией Народного комиссариата юстиции РСФСР (НКЮ РСФСР) решение от 19 ноября 1918 г. об уничтожении крепостных актов, о передаче заведующими юридическими отделами губернских советов депутатов в Совет Народного Хозяйства нотариальных архивов, архивов бывших судебных палат, окружных и коммерческих судов и уездных съездов в целях уничтожения всяких следов частной собственности привело к ликвидации огромного количества ценных документов по истории нотариата дореволюционной России [18. С. 62]. Согласно Кодексу законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятом ВЦИК 16 сентября 1918 г., нотариусы в Нотариальных отделах при местных Советах Депутатов продолжали удостоверять факт регистрации брака [19]. Вместе с тем в декабре 1918 г. НКЮ РСФСР издал Циркуляр об упразднении нотариальных столов при местных советах и передаче их функций отделам социального обеспечения, записи актов гражданского состояния, местным народным судьям и т.д. В декабре этого же года руководство нотариальной деятельностью передавалось в ведение органов внутренних дел. Фактически же это была попытка распределить существовавшую единую нотариальную функцию по засвидетельствованию сделок на множество отдельных в зависимости от отраслевой принадлежности. Однако данное «размытие» привело к путанице среди населения -в какие органы обращаться, чтобы заверить тот или иной документ, и бюрократизации ранее вполне понятных процессов. Для устранения этой проблемы в феврале 1919 г. НКЮ РСФСР приостановил исполнение Циркуляра и принял решение о создании нотариальных столов в губернских отделах юстиции и местных народных судах в уездах, с оговоркой «при необходимости». К компетенции местных народных судов относились такие «простые» нотариальные действия, как засвидетельствование копий и подлинности подписей. Указанные изменения по организации нотариата нового типа были характерны главным образом для центральных территорий России, где установилась советская власть. При этом к Сибири, включая Томскую губернию, с октября 1917 по декабрь 1919 г. еще продолжалась социально-классовая борьба за сферы влияния между «красными» (созданная большевиками РабочеКрестьянская Красная Армия) и «белыми» (противники новой власти, состоявшие из генералов и офицеров бывшей царской армии). Такие политические и общественные противостояния создавали эффект «организационных качелей» в части работы томского нотариата. К осени 1917 г. реальная власть в Томской губернии была сосредоточена в руках Военно-революционного комитета и 70-тысячного томского гарнизона. В конце 1917 г. за власть в губернии соперничали объединенный Совет рабочих и солдатских депутатов и Сибирский областной совет. В декабре 1917 г. - марте 1918 г. в губернии установилась советская власть. Работа дореволюционных нотариальных контор как противоречащая революционному правосознанию была приостановлена в первых числах января 1918 г. согласно Декрету СНК РСФСР «О суде» от 24 ноября 1917 г. Осуществление нотариальной функции некоторое время возлагалось на начальника милиции. Позже - ориентировочно март-апрель 1918 г. - функции по освидетельствованию документов были переданы в организованный комиссариатом юстиции томский нотариат, заведующим которого был назначен Семен Михайлович Плетнев [20. С. 195]. Примечательно, что Семен Михайлович имел богатый опыт работы нотариусом в дореволюционную эпоху: с 1908 г. в Каинске, с 1910 г. -Томске [21. С. 100]. В конце мая 1918 г. в результате мятежа Чехословацкого корпуса произошло оживление антибольшевистских сил (например, деятельность Временного Сибирского правительства). Сначала деятельность Временного Сибирского правительства находила понимание и даже поддержку у значительной части населения Томской губернии, но уже к осени 1918 г. его жестокая политика в отношении крестьянства и городских рабочих привела к многочисленным протестам и вооруженному сопротивлению, и уже с ноября 1918 по декабрь 1919 г. Томск перешел под контроль правительства А.В. Колчака, который возродил всю дореволюционную систему работы органов управления. При Томском окружном суде функционировал нотариальный архив во главе со старшим нотариусом. Также в штате Томского окружного суда возобновили свою работу нотариусы дореволюционной эпохи, ранее трудившиеся в Томске: Павел Александрович Са-кенко, Иван Николаевич Петров, Болеслав Константинович Жера, Михаил Прокопьевич Шеремет [22. Л. 332, 334, 336.]. Нотариусы, несмотря на перерыв в профессиональной деятельности, продолжили вносить записи и вести учет в уже начатых ранее дореволюционных нотариальных реестрах, а в формулярах нотариальных актов использовали старую стилистику. 17-18 декабря 1919 г. в результате антиколчаковского восстания большевиков, меньшевиков и эсеров город был освобожден, 5-я Красная армия вошла в Томск [23. C. 271]. 22 декабря 1919 г. в Томской губернии окончательно установилась советская власть. Румянцева Е.Н. История томского нотариата в первое десятилетие советской власти 55 «Это было поистине страшное время, которое переживал в ту пору разграбленный и изувеченный войной Томск: железнодорожная ветка до Тайги бездействовала - зияли рваными ранами развороченные пути, чернели опрокинутые вверх колесами вагоны, не было продовольствия и топлива, город был охвачен голодом и т.д. Перед советским руководством стояли сложные и неотложные задачи: преодолеть разруху в промышленности и на транспорте, ликвидировать топливный голод и эпидемию тифа, оказать помощь сельскому хозяйству, прекратить существующий разгул спекуляции и бандитизма» [8. С. 103]. На томской земле начались значительные организационные преобразования во всех сферах деятельности. Изначально, в декабре 1919 г., после восстановления советской власти административный центр Томской губернии был перенесен в г. Новониколаевск, но уже в апреле 1920 г. губернское правление снова было восстановлено в Томске. Работой по воссозданию советских порядков и ликвидации последствий Гражданской войны в Сибири руководили Сибирское бюро ЦК РКП(б) и Сибирский революционный комитет [3. С. 112]. Декрет «О суде» № 2, официально датированный мартом 1918 г., на территории Томской губернии начал действовать лишь в декабре следующего года. Начался процесс «размытия» нотариальной функции путем наделения нотариальными полномочиями различных органов государственного аппарата. В свою очередь, подведомственность нотариусов претерпевала многократные изменения: менялось подчинение органам исполнительной власти, юстиции, судам. В начале 1920-х гг. наступает переломный этап в истории института нотариата. Этому в значительной степени способствовал наметившийся на X съезде РКП(б) в марте 1921 г. переход к новой экономической политике и развитию хозяйственной жизни страны, что требовало установления государственного контроля над законностью совершаемых договоров и сделок [24. С. 37]. Действительно, проводимая советским руководством политика по ликвидации нотариальных учреждений однозначно привела бы к тому, что возродившиеся в условиях НЭПа в 1921 г. хозяйственный оборот и товарно-денежные отношения остались без надлежащего юридического оформления и контроля, за которыми последовали бы многочисленные гражданско-правовые нарушения и, как следствие, ослабление советской власти. Декрет СНК РСФСР от 19 июля 1921 г. разрешил «частную» торговлю, способствуя, хоть и в четко установленных государством рамках, развитию частного капитала в торговле и промышленности [25]. А это, в свою очередь, явилось предпосылкой расширения функций нотариальных органов. Структурные подразделения советов и органов юстиции, обеспечивая минимальный набор удостоверительных функций, в условиях роста гражданского оборота не справлялись с возложенным на них объемом работы, что потребовало дальнейшего пересмотра организационной модели нотариата. Декрет СНК РСФСР от 12 августа 1921 г. возложил засвидетельствование сделок и договоров на нотариальные столы губернских отделов и уездные бюро юстиции [26]. Фактически главной задачей в работе нотариата в указанные годы стало пополнение государственного бюджета. С октября 1920 г. по 1 сентября 1922 г. при Томском губернском отделе юстиции была создана и функционировала Нотариальная часть под руководством народного судьи. В свою очередь, Томский губернский отдел юстиции входил в состав Томского губернского исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Функции в сфере нотариата по административной, информационной и финансовой части оставались у Томского Губотдела юстиции вплоть до его упразднения, а затем были переданы суду. В 1920-1921 гг. в компетенцию народного судьи в части нотариальной работы входило обслуживание населения города Томска по совершению гражданских сделок и удостоверению фактов, имеющих значение для гражданского состояния, чаще всего это были действия по засвидетельствованию копий и подлинности подписей. В 1920 г. народными судьями было выполнено 5 049 нотариальных действий, в 1921 г. - 1 447 [27]. Незначительное количество дел в 1921 г. связано, вероятнее всего, не столько с уменьшением объема нотариальных действий, сколько со структурной реорганизацией томского нотариата. Так, с сентября 1921 г. в архивных материалах Государственного архива Томской области встречаются первые сведения о работе Первой Томской государственной нотариальной конторы. Соответственно, 1921 г. фактически можно считать временем ее открытия и начала деятельности [28]. С 1921 по 1927 г. Томскую государственную нотариальную контору возглавлял нотариус Михаил Прокопьевич Шеремет, уволенный 15 апреля 1927 г. с занимаемой должности в связи «с лишенным избирательным правом» [29. Л. 19]. 4 октября 1922 г. был принят первый советский законодательный акт о нотариате - Положение о государственном нотариате [30]. Положение предусматривало обязательное создание государственных нотариальных контор (и нотариальных архивов) в городах при президиумах губернских советов народных судей. Президиумы советов народных судей осуществляли надзор и контроль за деятельностью нотариальных контор: обследование и проверки установленных отчетов. Руководство нотариатом страны возлагалось на НКЮ РСФСР. Местоположение нотариальных контор определялось исполкомами местных советов с последующим утверждением НКЮ РСФСР. Руководили нотариальными конторами нотариусы, назначаемые президиумами губернских советов народных судей из числа лиц, пользующихся правом избирать и быть избираемыми в Советы рабочих и крестьянских депутатов и выдержавших соответствующее испытание в комиссии, назначенной Президиумом совета народных судей по выработанной НКЮ РСФСР программе [Там же]. В местностях, в которых нотариальные конторы не учреждались, их функции, за исключением совершения актов и засвидетельствования договоров, возлагались на народных судей с оплатой нотариальных действий по существующей таксе. Проблемы отечественной истории /Problems of history of Russia 56 Положение о государственном нотариате от 4 октября 1922 г. в Томской губернии было введено в действие с 15 января 1923 г. Нотариальное отделение при вновь образованном Томском губернском суде, которое ведало работой томского нотариата, образовано 14 февраля 1923 г. Тогда же при президиуме губернского совета народных судей открылся нотариальный архив. Томское нотариальное отделение при губернском суде выполняло следующие функции: 1. Организационная: рассылка нормативно-справочной документации нотариальным органам; вопросы создания, реорганизации и ликвидации нотариальных контор; кадровый учет специалистов ноторганов и т.д. 2. Инструктивная: ревизия и дача указаний и разъяснений всем нотариальным конторам и выполняющим нотариальные функции народным судьям о порядке выполнения работы и в спорных вопросах и т.д. [27. Л. 60]. 3. Учетно-отчетная: учет работы по нотариату всей губернии, сбор и анализ отчетов нотариальных органов об их деятельности, составление сводного отчета о нотариальной деятельности по Томской губернии, финансовый контроль по получению доходных сборов нотариальных органов [31. Л. 14 об.]. В нотариальном отделении велись следующие наряды: по общей переписке, руководящих бумаг, распоряжений по всему нотариату, личного состава, отчетности и оправдательных документов по расходованию на содержание нотариального отделения. В первой половине 1920-х гг. нотариальное отделение возглавляли: февраль 1923 г. - М.П. Шеремет (совмещал обязанности нотариуса Первой Томской гос-нотконторы), октябрь 1923 г. - П.А. Сакенко, ноябрь 1923 г. - Л. Чернобровин, январь 1925 г. - В.Н. Шипунов, февраль 1925 г. - Г.Д. Гершевич, сентябрь 1925 г. - В.Ф. Оранский. Вместе с нотариальным отделением 14 февраля 1923 г. официально открылась Первая Томская государственная нотариальная контора, но фактически, как указывалось ранее, она функционировала с сентября 1921 г. В 1923 г. штат Первой Томской государственной нотариальной конторы состоял из нотариуса и секретаря. За 1924 г. в архивных документах имеются сведения о нотариусе, заместителе нотариуса и реестран-те [32. Л. 3]. С 10 мая 1925 г. штат увеличился за счет принятия на службу делопроизводителя [33. Л. 82 об.]. В Томской губернии наряду с Томской госноткон-торой открывались другие государственные нотариальные конторы: в п. Ленино1 (с 1925 г., нотариус Н. Кологривова), г. Щегловске (с 17 октября 1923 г., нотариус А.Ф. Фролов), г. Кузнецке (с ноября 1923 г. нотариус Г.В. Тузиков, в 1925 г. нотариус Н.С. Запла-тин) и г. Мариинске (в 1924 г. нотариус В.П. Карпов) [34. С. 234; 35. С. 289]. Штатная численность государственных нотариальных контор предполагала в каждой только одного нотариуса [31. Л. 14]. В Первой Томской государственной нотариальной конторе самыми распространенными были следующие нотариальные действия: 1. Совершение нотариальных актов: об отчуждении не муниципализированных строений; об аресте строений, помещений и предприятий; завещания. 2. Засвидетельствование сделок: об учреждении торговых и торгово-промышленных предприятий; о подрядах и поставках; договоры госучреждений и госпредприятий. 3. Совершение протестов векселей. 4. Засвидетельствования доверенностей, копий документов и выписей из торговых книг, подлинностей подписей и другие. 5. Удостоверение бесспорных обстоятельств (время предъявления документов, нахождение лица в определенном месте и т.п.). 6. Прочие нотариальные действия: передача заявлений лиц и учреждений другим лицам и учреждениям, регистрация арестов, их снятие и наложение, принятие документов на хранение, засвидетельствование верности переводов, совершение переводов и т.п. [32. Л. 4-5]. За выполнение нотариальных действий взималась плата: нотариальный, гербовый, местный, канцелярский сборы и плата за техническую работу [36. Л. 24, 30]. Принимая во внимание обширность территории, входящей в округ Томского губернского суда, отдаленность крупных уездных центров от Томска, трудность связи с городом из-за отсутствия путей сообщения в осенние и весенние периоды, исполнение нотариальных обязанностей в уездах и городах Томской губернии в отсутствие нотариальных контор возлагалось на уполномоченных Томского губернского суда и народных судей, местные исполкомы, органы милиции [37. Л. 6]. Так, нотариальной работой на территории Томской губернии ведали 20 народных судей Мариинского, Щегловского и Кузнецкого уездов [Там же. Л. 7; 38. Л. 1]. Народные судьи в сельских районах могли выполнять все нотариальные действия, за исключением совершения и свидетельствования актов и доверенностей [37. Л. 11 об.]. При этом нотариальные действия народные судьи выполняли, совмещая со своей основной работой по судебной линии. За выполнение нотариальных действий судьями взимались те же сборы, что и в нотариальной конторе. Необходимо отметить, что сборы, получаемые от совершаемых нотариальных действий, не смешивались со сборами, получаемыми судьями по судебным делам, так как те и другие являлись независимыми и самостоятельными источниками дохода [36. Л. 27 об.]. В свою очередь, органы милиции, волостные и сельские исполкомы могли выполнять только самую простую нотариальную работу: удостоверять подлинность подписей на почтовых повестках и свидетельствовать доверенности на право получения денежной и посылочной корреспонденции [Там же. Л. 16 об.]. Таким образом, Положение 1922 г. законодательно закрепило место нотариата в системе государственных органов, и нотариальные конторы стали полностью контролироваться государственным аппаратом. 24 августа 1923 г. была принята новая редакция Положения о государственном нотариате [39], которая расширила компетенцию нотариальных органов и формально была связана с нормами статей Гражданского кодекса РСФСР 1923 г. Организационные вопросы выполнения нотариальной функции возлагались на органы судебного управления. Румянцева Е.Н. История томского нотариата в первое десятилетие советской власти 57 В 1925 г. в результате окружного административнотерриториального деления был образован Сибирский край с центром в г. Новониколаевске (с 12 февраля 1926 г. - Новосибирск) [9. С. 16, 165, 166]. 25 мая 1925 г. Томская губерния прекратила свое существование. В состав Сибирского края вошло 16 округов, в том числе и Томский. Томский округ состоял из 25 районов и сохранил свои административные границы до 1930 г. В соответствии с Положением о судоустройстве Сибирского края ВЦИК и СНК РСФСР 23 ноября 1925 г. в краевом центре Новониколаевске учреждался краевой суд [40]. В это же время была проведена реорганизация судебных органов в округах Сибирского края, итогом которой стала замена губернских судов окружными. В соответствии с Постановлением Сибревкома от 20 ноября 1925 г. и Предписанием Сибирского краевого суда от 26 ноября 1925 г. № 236 деятельность нотариального отделения Томского губернского суда ликвидировалась, а губернский суд подлежал закрытию. Первая Томская государственная нотариальная контора и народные судьи в отношении исполнения ими нотариальных действий перешли в подчинение нотариальному отделению Сибирского краевого суда [34. Л. 101; 41. Л. 56]. 14 мая 1926 г. Постановление ЦИК и СНК СССР «Об основных принципах организации государственного нотариата» [42] закрепило все нормы Положения 1922 г. Данное положение определяло за губернскими судами ведение государственных нотариальных контор, а также контроль и наблюдение за их деятельностью. Новым дополнением был п. 16 Постановления, указывающий, что выполнение нотариальных действий для находящихся за границей учреждений, организаций и граждан, а также для иностранных юридических лиц и граждан по сделкам, которые исполнялись на территории СССР, могло возлагаться на консульские учреждения СССР. Согласно данному Постановлению нотариусы назначались по представлению Томского окружного суда «из числа лиц, имеющих право быть избранными в народные судьи». Новое Положение о судоустройстве РСФСР, утвержденное Постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 г., устанавливало некую двойственность подчинения нотариальных контор. С одной стороны, наблюдение и контроль за их деятельностью находилось в ведении судебных органов и НКЮ РСФСР, с другой - утверждение сети нотариальных контор, назначение и увольнение нотариусов относилось к компетенции исполкомов по представлению председателей судов. Кроме того, утверждение сметы нотариальных органов не осуществлялось без согласования с Народным комиссариатом финансов РСФСР. С 1 апреля 1927 г. согласно Циркуляру НКЮ РСФСР № 230 нотариальное отделение Сибирского краевого суда закрывалось. Все его функции передавались нотариусам, председателям окружных судов и правовому отделу Госнотариата НКЮ РСФСР [43. Л. 5]. В свою очередь, в Томске в то же время был образован Томский окружной суд, в ведение которого и перешли все вопросы, связанные с деятельностью государственных нотариальных контор. Пленум окружного суда давал разъяснения по вопросам деятельности госнотконторы, связанным с неясностью или неполнотой действующих законов [44. С. 224]. Организационно-инструкторский отдел окружного суда выполнял такие задачи в нотариальной части, как учет и распределение личного состава, районирование нотариальных контор по округу, учет и систематизация материалов деятельности нотариата, оперативное руководство деятельностью органов юстиции округа через инструктирование, организация документационного обеспечения управления и др. [45. Л. 183]. В 1927 г. в Томском округе изначально действовали две нотариальные конторы: Первая Томская государственная нотариальная контора под руководством нотариуса Глеба Гавриловича Синицына (позднее переименована в Томскую окружную государственную нотариальную контору) и Мариинская районная государственная нотариальная контора во главе с нотариусом Виктором Петровичем Карповым2. С 1927 г. Томская окружная государственная нотариальная контора выполняла следующие функции: 1. Нотариальная: осуществление нотариальных действий и сопровождение нотариальных сделок. 2. Контроль и консультирование по разрешению административных, хозяйственных и финансовых вопросов в области нотариата [46. Л. 23]. 3. Инструктивная работа с нотариальными конторами округа районного значения и низовыми нотариальными звеньями - народные суды, районные исполкомы (РИКи) и сельсоветы. 4. Финансово-отчетная работа в сфере нотариата по округу. 5. Общественная работа томского нотариуса. По новому Положению о Госнотариате 1926 г. на Томскую государственную нотариальную контору как контору окружного центра помимо основных выполняемых нотариальных обязанностей были возложены функции упраздненного нотариального отделения Сибирского краевого суда по Томскому округу, что отразилось как на характере работы госнотконторы, так и на ее возросшей загруженности. В связи с этим в апреле 1928 г. для разгрузки Томской государственной нотариальной конторы дополнительно открывалась Анжеро-Судженская государственная нотариальная контора, которую возглавил нотариус Иван Юрьевич Дзенис [Там же. Л. 20]. Штат Томской окружной государственной нотариальной конторы в 1927 г. включал трех человек: нотариуса, машинистку и делопроизводителя. Народные суды, райисполкомы и сельсоветы продолжали оставаться низовыми органами по выполнению нотариальной функции. Рассматривая организационно-структурные и функциональные изменения томского нотариата, важно обратить внимание на такие показатели, как доходность и финансирование томских государственных нотариальных контор. Томский нотариат в 1918-1927 гг. считался «доходным» государственным органом. Основную долю доходности нотариальной работы определяла проводимая государством новая экономическая политика, которая способствовала росту томской тор- Проблемы отечественной истории /Problems of history of Russia 58 говли. Так, в конце июня 1921 г. Томским Губиспол-комом издано постановление о разрешении мелкой частной торговли, и жизнь в городе забурлила, ожил центральный базар, цены на продовольственные товары стали быстро падать, на промышленные же товары, наоборот, - расти. По данным городской переписи 1923 г., в Томске действовало 837 торговых заведений, в уезде в тот же год было зарегистрировано 885 магазинов и лавок. Часть их принадлежала государству, кооперативам, но в подавляющем большинстве - 80% -томская торговля имела характер именно частного предпринимательства [47. С. 318-319]. Взимаемые сборы и надбавки с 1922 г. делали нотариальную работу очень прибыльной деятельностью и выгодной для местного бюджета. В связи с этим уже со второй половины 1920-х гг., в условиях ужесточения финансовой дисциплины, со стороны Народного комиссариата юстиции РСФСР и Наркомата финансов РСФСР вопросу о правильном и целесообразном ассигновании и расходовании нотариальных средств было уделено самое пристальное внимание. В свою очередь, финансирование деятельности самих государственных нотариальных контор было незначительным и в режиме постоянной экономии. Еще в апреле 1927 г., согласно ст. 101 Положения о Госнотариате 1926 г., Томская госнотконтора перешла на бюджетное финансирование за счет спецсредств НКЮ РСФСР, образующихся из сборов за нотдействия и техническую работу и сдаваемых на хранение в кассу окружного финансового отдела. Другими словами, госнотконтора могла производить расход только в том случае, если он покрывался поступившими сборами. О произведенных расходах и поступивших сборах госнотконтора ежемесячно отчитывалась перед НКЮ РСФСР, окружным судом и Финконтролем. Режим жесткой экономии средств в вопросе финансирования на содержание нотариальных органов был отражен в инструктивных письмах вышестоящих органов, а также в переписке между Томской госнотконторой и подотчетными низовыми звеньями в области нотариата. Например, нотариус Г.Г. Синицын сообщал нарсудьям Томского округа 3 декабря 1927 г.: «Ввиду общего сокращения ассигнований на содержание нотучрежде-ний вам надлежит до минимума сократить почтовотелеграфные и канцелярские расходы, не выходя в текущем бюджетном году за пределы ассигнованной суммы, указанной выше, имея в виду, что дополнительные ассигнования на этот предмет будут допускаться только в исключительных случаях, при учете количества нотариальной работы у вас» [48. Л. 30]. Таким образом, 1917-1927 гг. в России связаны не только с установлением и укреплением советской власти, сопровождающемся социально-классовым противостоянием, экономическим упадком и последующим восстановлением в большинстве отраслях народного хозяйства, но и определением дальнейшего вектора развития страны, масштабной реорганизацией системы государственного аппарата, определением роли и направления деятельности государственных органов, прокуратуры, суда и нотариата для достижения поставленных руководством страны задач. Реформирование и развитие института нотариата на томской земле проходили по своему особому сценарию, на них оказали влияние политические и социальноклассовые события, действующее законодательство, экономическое развитие в регионе, а также проводимая в рассматриваемый период административно-территориальная реформа в Сибири и последующие организационно-структурные изменения. Томский нотариат в указанный период претерпел значительные изменения: от отказа от дореволюционного института нотариата, «размытия» нотариальной функции до определения места и направления нотариальной деятельности. Несмотря на принятые положения о государственном нотариате 1922, 1923, 1926 гг., организационная структура и подведомственность нотариальных органов окончательно не были закреплены и продолжали изменяться на протяжении всего советского периода, от подчинения органам исполнительной власти до принадлежности к системе юстиции и судов. Нотариальная функция в Томском регионе в 1917-1927 гг. разделялась между Томской государственной нотариальной конторой, государственными конторами уездных городов (районов), судебными органами в лице нарсудов и низовыми государственными органами - райисполкомами и сельсоветами. Стремление политической управленческой элиты к отказу от буржуазного наследия и упрощению общественных отношений в 1917 - первой половине 1921 г. путем национализации крупной и средней промышленности, государственного контроля мелкой промышленности, сокращения денежного оборота, отмены частной торговли хлебом и другими продуктами первой необходимости привело к усечению нотариальной функции. Однако сохранившиеся незначительный гражданский оборот и товарно-денежные отношения в первое десятилетие советской власти отразили всю важность существования нотариальной работы и профессиональную компетентность нотариусов, а также подтвержденную прибыльность для государства деятельности государственных нотариальных контор. Несмотря на постоянные организационно-структурные изменения и существующие трудности (отсутствие должного финансирования, загруженность работой нотариусов и т.д.), томский нотариат занял свою нишу в системе государственных органов и продолжил функционирование на качественно новых - государственных - началах. Примечания 1 Поселок Кольчугино 10 июля 1922 г. был переименован в п. Ленино, с 6 июня 1925 г. преобразован в город Ленинск-Кузнецкий, а Кольчу-гинская нотариальная контора была переименована в Ленинскую [9. С. 164-165]. 2 В 1924 г. Кузнецкий и Щегловский уезды были объединены в Кольчугинский уезд. В 1925 г. в результате административно-территориального деления с образованием округов Кольчугинский уезд, который включал в себя Ленинский район, выделился из состава Томской губернии и вошел в состав Кузнецкого округа. В связи с этим в 1924-1925 гг. Щегловская, Ленинская и Кузнецкая нотариальные конторы вышли из ведения Томского округа.
Ключевые слова
история нотариата,
советский нотариат 1917-1927 гг,
государственные нотариальные органы,
Первая Томская государственная нотариальная контора,
томский нотариусАвторы
| Румянцева Екатерина Николаевна | Томский государственный университет | аспирант кафедры истории и документоведения факультета исторических и политических наук | katerum3007@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Васильев А.А. История нотариата на Алтае / Федеральная нотариальная палата, Алтайская краевая нотариальная палата. Барнаул : Колибри, 2017. 187 с.
Жулаева А.С., Карчаева Т.Г., Немтушкина М.А., Северьянов М.Д. Нотариат Красноярского края: история и современность / Федеральная нотариальная палата, Нотариальная палата Красноярского края. Красноярск : Класс Плюс, 2018. 287 с.
Жулаева А.С., Карчаева Т.Г., Северьянов М.Д. История нотариата Приенисейской Сибири (XVIII-XX вв.). Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2019. 262 с.
Карчаева Т.Г. Организация нотариального дела в Сибири до 1896 г.: на материалах Енисейской губернии // Вестник Кемеровского государ ственного университета. 2018. № 1 (73). С. 39-45.
Карчаева Т.Г., Северьянов М.Д., Жулаева А.С., Задорин А.В. Нотариат Республики Хакасия: история и современность / Федеральная нота риальная палата, Нотариальная палата Республики Хакасия. Абакан : Добромир, 2020. 247 с.
Карчаева Т.Г., Доржу З.Ю., Северьянов М.Д., Седен А.В. История нотариального дела на территории Тувы: от нойонов и старших выбор ных до Первой Кызылской нотариальной конторы (1914-1940-е гг.) // Oriental Studies. 2022. Т. 15, № 1. С. 51-62.
Румянцев П.П., Румянцева Е.Н., Сорокин А.Н. История нотариата на Томской земле. Томск, 2021. 290 с.
Томская область : путеводитель с картами / сост. А. Юдин; вып. ред.: К. Павлов, В. Петров. 1-е изд. М., 2001. 219 с.
Административно-территориальное деление Сибири (август 1920 г. - июль 1930 г.), Западной Сибири (июль 1930 г. - сентябрь 1937 г.), Новосибирской области (с сентября 1937 г.) : справочник / сост. И.Ф. Астраханцева, А.А. Дудоладов, М.И. Тимошенко; Архивный отд. Новосиб. облисполкома, Гос. архив Новосиб. обл. Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1966. 220 с.
Высочайше утвержденное Положение о нотариальной части (14 апреля 1866 г.) // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. СПб., 1868. Т. XLI, отд. 1-е: 1866 г. С. 357-358. № 43186.
Декрет о суде от 24 ноября 1917 г. № 1 / СНК РСФСР// Собрание узаконений РСФСР (СУ РСФСР). 1917. № 4. Ст. 50.
Декрет о запрещении сделок с недвижимостью от 14 декабря 1917 г. / СНК РСФСР // Су РСФСР. 1917. № 10. Ст. 154.
Декрет о суде от 15 февраля 1918 г. № 2 / СНК РСФСР // СУ РСФСР. 1918. № 26. Ст. 347.
Систематический сборник важнейших декретов. 1917-1920. М., 1920. 268 с.
Декрет об отмене наследования от 27 апреля 1918 г. / ВЦИК РСФСР // СУ РСФСР. 1918. № 34. Ст. 456.
Декрет о дарениях от 20 мая 1918 г. / ВЦИК и СНК РСФСР // СУ РСФСР. 1918. № 43. Ст. 525.
Декрет об отмене права частной собственности на недвижимости в городах от 20 августа 1918 г. / ВЦИК // СУ РСФСР. 1918. № 62.Ст. 674.
Зацепина С. Обратив в бумажную массу.. (очерк истории советского нотариата) // Нотариальный вестник. 1999. № 5-6. С. 61-66.
Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16 сентября 1918 г. / ВЦИК РСФСР // СУ РСФСР. 1918. № 76-77. Ст. 818.
Советы Томской губернии: март 1917 - май 1918 г. : сб. док. и материалов / Гос. архив Том. обл., Парт. архив Том. обкома КПСС. Томск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, Том. отд-ние, 1976. 219 с.
Памятная книжка Томской губернии на 1910 г. Томск, 1910. 609 с.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 220. Оп. 1. Д. 108.
Историческая энциклопедия Сибири : в 3 т. / гл. ред. В.А. Ламин ; редкол.: С.С. Букин и др. Новосибирск, 2010. Т. 3. 783 с.
Шамба Т.М., Кокин В.Н., Шамба Н.Т. Нотариат в Российской Федерации : учебник / под ред. Г.Г. Черемных. М. : Норма, 2010. 303 с.
Инструкция о порядке открытия и производства всякой торговли и правила надзора за ней : декрет СНК РСФСР от 19 июля 1921 г. // СУ РСФСР. 1921. № 57. Ст. 356.
Декрет о взимании платы за засвидетельствование сделок и договоров от 12 августа 1921 г. / СНК РСФСР // СУ РСФСР. 1921. № 60. Ст. 417.
ГАТО. Ф. Р.-448. Оп. 1. Д. 1.
ГАТО. Ф. Р.-448. Оп. 1. Д. 7.
ГАТО. Ф. Р.-448. Оп. 1. Д. 84.
Положение о государственном нотариате РСФСР от 04 октября 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. № 63. Ст. 807.
ГАТО. Ф. Р.-117. Оп. 3. Д. 5.
ГАТО. Ф. Р.-448. Оп. 1. Д. 47.
ГАТО. Ф. Р.-448. Оп. 1. Д. 17.
Вся Сибирь : справочная и адресная книга на 1924 год : с приложением карты Азиатской части СССР и планов расположения рудников Кузнецкого бассейна и городов: Ново-Николаевска, Омска, Читы и Благовещенска. Л., 1925. 606 с.
Вся Сибирь со включением Уральской области : справочная и адресная книга на 1925/26 г. : с приложением карты Азиатской части СССР и планов городов: Новониколаевска, Омска, Томска, Барнаула, Красноярска, Иркутска, Читы, Благовещенска, Владивостока и Свердловска. М., 1925. 607 с.
ГАТО. Ф. Р.-117. Оп. 3. Д. 1.
ГАТО. Ф. Р.-117. Оп. 3. Д. 6.
ГАТО. Ф. Р.-117. Оп. 3. Д. 5.
Положение о государственном нотариате РСФСР от 24 августа 1923 г. // СУ РСФСР. 1923. № 75. Ст. 726.
Об утверждении Положения о судоустройстве Сибирского края : декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 23 ноября 1925 г. // СУ РСФСР. 1925. № 82. Ст. 619.
ГАТО. Ф. Р.-117. Оп. 3. Д. 49.
Об основных принципах организации государственного нотариата : постановление ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 г. // Собрание законов СССР. 1926. № 35. Ст. 252.
ГАТО. Ф. Р.-448. Оп. 1. Д. 121.
Кожевников М.В. История советского суда. 1917-1956 гг. / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М. : Госюриздат, 1957. 383 с.
ГАТО. Ф. Р.-224. Оп. 1. Д. 43.
ГАТО. Ф. Р.-448. Оп. 1. Д. 116.
Дмитриенко Н.М., Васильев Е.А., Плетнева Л.М. Томская область : исторический очерк / под ред. В.П. Зиновьева. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. 656 с.
ГАТО. Ф. Р.-448. Оп. 1. Д. 102.