Традиционные жилища алтайцев России и монголов Китая: сравнительно-этнографический анализ | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2022. № 78. DOI: 10.17223/19988613/78/20

Традиционные жилища алтайцев России и монголов Китая: сравнительно-этнографический анализ

Дается характеристика важнейшей части материальной культуры алтайцев России и монголов Китая: рассматриваются типы традиционных жилищ как особый вид архитектуры, формировавшийся в тесной связи с ландшафтом, основными занятиями и образом жизни. Определяются факторы, повлиявшие на выбор типов жилищ данных народов. Выделяются сходства и различия видов жилищ кочевых народов Горного Алтая и Монголии. Делается вывод о сходствах традиционных жилищ алтайцев и монголов, что вызвано подобными условиями проживания и традициями хозяйствования. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Traditional dwelling of Russian Altai people and Chinese Mongols: comparative ethnographic analysis.pdf Актуальность исследования обусловлена важной ролью систематизации сведений о традиционных жилищах кочевых народов, которая позволяет решать проблемы этногенеза и этнической истории, определяющих национальное самосознание, а также дает возможность выявления этнокультурных контактов между народами Центральной Азии на разных этапах исторического развития. Цель данной работы - проведение сравнительно-этнографического анализа традиционных жилищ алтайцев России и монголов Китая для выявления общего и особенного в их материальной культуре, что направлено на реконструкцию исторических процессов в Центральной Азии и Южной Сибири. Следует отметить, что вопросы этногенеза и этнической истории являются непременной частью национальных идеологий и порой становятся предметами спекуляции. Поэтому знание этих проблем необходимо для обнаружения фальсификаций исторических фактов. Не менее актуальна проблема, связанная с экологией. Решение экологических проблем, учитывая последствия индустриального развития общества, является одним из актуальных направлений современности. Опыт жизни в экосистемах, накопленный кочевыми народами, должен быть востребован. Традиционные типы жилья алтайцев и монголов могут стать важной частью развития этнографических музеев под открытым небом, а также подходящими жилищами на базах отдыха в зонах экотуризма. Источниковая база представлена как письменными средневековыми источниками, так и материалами российских этнографов XIX - начала XX в. Последние можно рассматривать не только как источники, но и как начальный этап формирования историографического направления сибирской этнографии. Упоминания кочевых народов Центральной Азии, описание их быта и нравов имеются уже в ранних китайских письменных источниках. Большой интерес представляет «Сокровенное сказание», или «Секретная история монголов», написанная в 1240 г. [1], в которой наряду с описанием их политической истории имеются и отдельные этнографические сведения. На рубеже XIII-XIV вв. персидским ученым Рашид-ад-Дином создается «Сборник летописей», посвященный событиям в Центральной Азии в период правления Чингисхана и его потомков [2]. Научная новизна исследования состоит в том, что предпринята попытка систематизации сведений о традиционных жилищах кочевых народов Горного Алтая и Китая. В российской историографии проблеме происхождения и эволюции жилищ кочевых народов посвящено исследование Н.Н. Харузина [3]. Традиционные жилища автохтонного населения Горного Алтая описаны В. Вербицким [4. C. 15] и В. Радловым во второй половине XIX в. [5. C. 172-174]. В советской историографии описанию типов жилищ алтайцев посвящена специальная работа Е.М. Тощаковой [6]. Вопросы генезиса традиционных жилищ алтайцев частично рассмотрены Л.И. Шерстовой [7. C. 110-115]. Изучению тувинского жилища посвящена работа С.И. Вайнштейна [8]. Учитывая этногенетические связи южных алтайцев и тувинцев, это исследование важно при проведении сравнительно-этнографического описания жилищ кочевников Центральной Азии. Изучение традиционных жилищ монголов нашло отражение в китайской историографии. В работах Чао Гэцзиня «Изменения кочевой культуры во Внутренней Монголии» [9], Чжана Бочэна «Краткий анализ эволюции юрт и изменений монгольской кочевой культуры» [10], Ма Цзяньцина «Эстетические характеристики традиционной архитектуры кочевников во Внутренней Монголии на примере юрты» [11] даны описания различных типов жилищ монголов Китая, выявлены их конструктивные особенности, показана высокая степень их адаптации к природно-ландшафтным зонам Центральной Азии. Имеются сведения и о менталитете монголов. Алтайцы являются коренным народом, населяющим горы и предгорья Алтая. Проживают в России, главным образом в Республике Алтай. Несколько тысяч человек издавна живут также в прилегающих областях Монголии и Китая. Этносы Горного Алтая принято делить на две группы: северные - тубалары, куман-динцы и челканцы, и южные - алтай-кижи, теленги-ты и телеуты. Впервые такая классификация была предложена В. Вербицким в издании «Алтайские инородцы» [4]. В основу подразделения алтайцев на северных и южных он положил различия в ведении хозяйства. В современной историографии такое деление автохтонного населения Горного Алтая является общепринятым [12. C. 375]. Целью данного исследования является изучение жилищ южных алтайцев -алтай-кижи и теленгитов, которые занимаются скотоводством. Поэтому в тексте термин «алтайцы» употребляется по отношению именно к южным алтайцам, т.е. к алтай-кижи и теленгитам. Жизнь и традиционная культура южных алтайцев тесно связаны с природой Алтая. Особенность этого народа в том, что весь их быт, культура, традиции пропитаны искренней любовью и глубоким уважением к родной земле Монгольский народ вошел в историю как великий завоеватель и покоритель новых просторов. Его историческое и культурное наследие является одним из богатейших в мире. Монголы Китая проживают преимущественно на территории Внутренней Монголии, которую иначе называют «царством пастбищ». Это предопределило основной род занятий проживающих там кочевников - скотоводство. Климат Внутренней Монголии резко континентальный. Зимы очень суровые и малоснежные, либо вовсе без снега. Лето жаркое и засушливое. Возможны песчаные бури, а зимой -метели. Монгольский народ представляет собой не единый этнос, а целую группу этнических групп (в прошлом -«племен»). Большая их часть делится на две группы - Мэн Ян. Традиционные жилища алтайцев России и монголов Китая 157 нирун и дарлекин. Происхождение восточных, северных, западных и южных монголов значительно различается. В состав восточных монголов входят следующие этносы: халха-монголы, дариганга, дархаты, сартулы, хотогойты. Группу северных монголов образуют различные этнические группы бурят. Южные монголы включают в себя этносы, преимущественно проживающие на территории Внутренней Монголии: авга, ав-ганары, аоханы, асуты. В западных аймаках страны -Убсунурском, Кобдоском, Баян-Улэгейском - проживают дербэты, баяты, захчины, торгуты и олеты. В их этногенезе принял значительное участие тюркский компонент, что до сих пор прослеживается в некоторых элементах материальной и духовной культуры [13. C. 59]. Образ жизни западных монголов более схож с бытом алтайцев, что обусловлено проживанием в районах, в которых горно-таежные ландшафты перемежаются остепненными долинами, пригодными для круглогодичного выпаса скота. Горные хребты Алтая перемежаются межгорными котловинами, в южной части региона преобладают степные пространства. Горный Алтай отличается большим количеством солнечных дней. Лето засушливое и теплое, зима мягкая, снега выпадает довольно мало, что способствует развитию скотоводства в этих районах. Также уместно провести параллель между западными монголами и алтай-кижи, восточными монголами и теленгитами, территории обитания которых представлены широкими межгорными долинами. Этнические и этнокультурные процессы, происходившие в прошлом и происходящие в настоящем в жизни алтайцев России и монголов Китая, напрямую влияют на особенности их жилищ. Специфика построения жилищ этих народов обусловлена кочевым образом жизни, а также проживанием в суровых, неблагоприятных климатических условиях. Тысячелетняя история этих народов накопила опыт безущербного природопользования, при котором кочевники практически не наносят вреда окружающей экосистеме. Согласно взглядам кочевников, человек является частью природы, и поэтому он должен находиться в гармонии с ней. Традиционным жилищем алтайцев России и монголов Китая является мобильное, легкое и комфортное сборно-разборное жилище - юрта, которая алтайцами именуется аил, а монголами - гэр. Юрты идеально приспособлены к суровым условиям пустыни, степи. Они верно служат своим хозяевам более пяти тысяч лет, с эпохи первых кочевников-скотоводов. Основой экономики алтайцев издревле являлось скотоводство. Разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз. Достаточно суровые естественные условия Центрального и Западного Алтая привели к тому, что алтайцы кочевали таким образом, чтобы сохранить сенокосные угодья и пастбища для зимней тебеневки [14. С. 559]. На зиму они располагались под защитой южных, залесенных склонов гор, в травянистых логах и распадках. Обычным способом выпаса скота в зимнее время является тебеневка. Летом скот отгоняли на высокогорные пастбища и на субальпийские луга, где ставили летние стоянки. Таким образом, алтайцы приспособились к окружающей среде, избегая падежа скота и связанных с ним голодовок. У южных алтайцев России бытовало несколько типов традиционных жилищ: 1) конусообразная, коническая, покрытая корой березы или лиственницы постройка - чадыр; 2) цилиндрическая, решетчатая, покрытая войлоком юрта - кереге; 3) рубленный многоугольный шалаш - аил. Конусообразная юрта алтайцев чадыр имеет некоторое сходство с традиционными жилищами монголов Китая, основное отличие их заключается в конструкции и материале покрытия жилища. Основу чадыра составляют три толстые жерди и множество более тонких, в нижней части они образуют круг, в верхней -связываются вместе. В центре земляного пола расположен очаг, над ним - отверстие. Сверху чадыр покрывали корой. Алтайская юрта кереге появилась в степных, бедных древесной растительностью районах и была связана с постоянными передвижениями. Отсюда ее «складное устройство» и легкость транспортировки. Основой цилиндрической юрты является войлок. Подобные войлочные юрты можно встретить только Кош-Агачском районе Республики Алтай - у теленгитов. Сейчас такие юрты используются в весенне-летний период для временного проживания. Основу юрты составляют жерди, которые скрепляются в виде решеток. Сверху жилище покрывается войлоком или шкурами животных, что позволяет поддерживать комфортную температуру внутри круглый год. Пол в юрте чаще всего был земляным. В центре - очаг, над ним, наверху, купол - дымоход. Над очагом размещали горизонтальные жерди для вяления мяса и сыра. По своей конструкции и форме, а также по отдельным деталям такое жилище сходно с монгольской юртой, возникновение которой также было вызвано необходимостью частого передвижения в степях Внутренней Монголии. Вообще различают два вида юрты - тюркский и монгольский. Распространение у южных алтайцев юрты монгольского типа объясняется тесными контактами с различными монгольскими этносами, начиная с древности и Средневековья, когда территория Горного Алтая стала частью Монгольской империи. Усиление монгольского культурного влияния вплоть до середины XVIII в. было обусловлено включением Горного Алтая в состав Джунгарского ханства, когда местная знать демонстрировала свою верность и через заимствование некоторых монгольских элементов культуры, в том числе и престижного типа жилища - юрты [Там же. С. 556]. Кроме того, у южных алтайцев широко распространены аилы. Срубные жилища становятся постоянными стационарными жилищами населения Горного Алтая очень рано - это отражено в эпосе, в археологических памятниках (погребальные камеры Пазырык-ских курганов). Построение аилов требует специальных знаний и особой строительной техники. Их и по сей день можно встретить на территории Горного Алтая как постройки для проживания в летнее время. Летом многоугольное жилище становится кухней, а зимой Проблемы антропологии, этнологии и этнографии / Problems of anthropology, ethnology and ethnography 158 превращается в амбар. В современной культуре алтайцев аилы приобрели символическое значение - они являются важным элементом в свадебной обрядности. В основе аила - сруб. Крыша сруба имеет куполообразную форму, как у юрты, и покрыта корой лиственницы. Окон в аиле не делают, в зимнее время источником света является очаг, расположенный в центре, в летнее -открытая дверь. В отличие от юрты и чадыра вход в кажан-аил не обязательно расположен с восточной стороны, главное, чтобы через него была хорошо видна коновязь - столб для привязывания лошадей. Современный Китай является многонациональным государством. Монголы Китая - один из крупнейших по численности «неханьских» народов. Основным видом деятельности населения Автономного Района Внутренняя Монголия (АРВМ) является кочевое скотоводство. Оно существует в районах сплошного монгольского населения, занимающих западную часть АРВМ, главным образом в аймаках Уланцаб, Силин-гол и в западной части аймака Хуна. Монголы Китая разводят овец, коз, лошадей, крупный рогатый скот и верблюдов. В скотоводческих районах наибольший процент поголовья приходится на мелкий скот - коз и овец, за ними следует крупный рогатый скот, далее лошади и в отдельных районах верблюды. В юго-западных и северо-западных полупустынных районах целесообразность разведения коз и овец вызвана тем, что высокогорные и полупустынные пастбища наиболее полно используются именно этим видом скота [9]. Разведение мелкого рогатого скота стимулировало развитие текстильной промышленности. Из местного сырья производят шерстяные ткани, развиты войлочное, овчинно-шубное производство, изготовление одеял и пледов. В юго-западной и северо-западной частях Внутренней Монголии скот круглый год содержится на пастбищах. Количество перекочевок со скотом в течение года зависит от места расположения стада. В бедном пастбищами Гобинском районе стада чаще перекочевывают, нежели в районах, прилегающих к Хингану. Это обусловлено тем, что весной скот пасется на южных склонах гор и в долинах рек, а летом и осенью он перегоняется в открытые степи. На зиму монголы перекочевывают к подножиям гор и в горные пади, где их жилища надежно защищены от ветра. Пастбища располагаются на южных и юго-западных склонах гор, где, разрывая копытами снег, животные добывают корм. Воду в этот период заменяет снег [10. C. 112]. Жилищем кочевого населения служит войлочная юрта - гэр. Необходимость создания ветроустойчивого и теплого жилища привела к тому, что монгольская юрта невысокая и с покатой крышей. Основу ее составляют раздвижные решетчатые стены (ханы), количество которых колеблется от 4 до 8, а в исключительных случаях доходит до 12. Ханы расставляются по кругу и в местах стыков связываются волосяными шнурами. Верхняя часть юрты имеет форму усеченного конуса, состоящего из длинных палок (уни), которые одним концом прикрепляются к решетке, другим вставляются в отверстие обруча (тоно), служащего одновременно как для проникновения света в юрту, так и для выхода дыма из очага. Остов юрты покрывается войлочными покрышками и обвязывается волосяными веревками. В отличие от юрты алтайцев вход в юрту обращен на юг, а не на восток [11]. С внутренней стороны юрты делается двустворчатая деревянная дверь, над которой снаружи спускается войлочная стеганая покрышка в виде занавеса. Внутри юрты, под отверстием в крыше, помещается очаг; иногда это железная печь, иногда железный таган с поставленной на нем чугунной чашей. Последняя служит для варки мяса и кипячения чая и молока. Правая половина от входа считается женской. Здесь обычно находится хозяйка с детьми, размещаются полочки с посудой, сундуки с провизией и низкая деревянная семейная кровать, покрытая войлоком. Прямо против дверей ставятся столик с изображением Будды и сундуки для разных вещей. Левая сторона считается мужской половиной, в ней находится хозяин, размещаются гости-мужчины. Ближе к дверям складываются седла, сбруя, охотничьи принадлежности, летом здесь ставят кожаные бурдюки с квашеным молоком, в зимнее время помещают маленьких ягнят и телят. Шалаш выступал альтернативой юрте. Он более прост по конструкции, но в то же время менее надежен и благоприятен для проживания. Среди алтайцев шалаши не были распространены, а вот монголы часто строили конические шалаши. Одним из древнейших видов жилья, также имевшим широкое распространение среди кочевых народов, в том числе алтайцев и монголов, является постройка, аналогичная универсальному чуму. Чумом принято называть постройку в виде шалаша, сделанную из жердей и накрытую сверху войлоком, различными шкурами животных или берестой. Многие историки считают чум одним из первых искусственно созданных видов жилья. Алтайцы именовали чум чадыром, или же содон аилом, к его подготовке подходили долго и тщательно, поэтому он служил своим жителям на протяжении десятилетий. При его постройке использовали жерди. Чадыр алтайцев был схож по конструкции с чумом, состоял из трех основных жердей в основании. Среди монголов аналог чума-чадыра, который они именовали алачугом, был свойствен для кочевников-бедняков. Монголы также часто использовали кер теркены -неразборные жилища на телегах, которые были гораздо менее удобными, но сравнительно более простыми по конструкции и доступными для изготовления. Эти неразборные монгольские жилища на повозках сохранили, вероятно, конструкцию шалашей хуннуского типа, распространившуюся у кочевников еще в конце I тысячелетия до н.э. [10. C. 113]. Жилье кочевников Горного Алтая отличалось от жилья кочевников Китая большей проработанностью и стремлением к более оседлому образу жизни. Монголы зачастую использовали жилье, которое в любой момент можно было собрать и перевезти в место миграции, алтайцы же отдавали предпочтение уюту и комфорту и зачастую были готовы даже оставить свое жилище в случае необходимости покинуть зону проживания. И все же из всех вышеперечисленных типов Мэн Ян. Традиционные жилища алтайцев России и монголов Китая 159 жилья юрта представляется наиболее характерным и оригинальным жилищем в условиях частой смены пастбищ, получив широкое распространение среди кочевых народов Горного Алтая и Китая. Таким образом, в культуре алтайцев и монголов имеется несколько типов жилищ, обусловленных средой обитания и образом жизни. У алтайцев - алтай-кижи превалируют чадыр и срубное жилище - аил, юрта-кереге чаще встречалась у теленгитов. Юрта для алтай-кижи, как отмечалось, являлась престижным жилищем. У западных монголов преобладает чадыр, у восточных - юрты, гэр. Юрта обнаруживает явные сходства в конструкции, организации внутреннего пространства, в используемых для ее строительства материалах у южных алтайцев и монголов. Для монголов она была основным типом жилища, тогда как у алтайцев превалировал аил. Существуют и другие типы жилищ, свойственные как для алтайцев (аланик, чадыр), так и для монголов (алачуг, кер теркен). При этом данные жилища не нарушают окружающую экологическую среду. Они идеально «вписываются» в ландшафт и поэтому привлекательны для продвижения экотуризма в степных, горно-степных и пустынных ландшафтах. Таким образом, появление общих типов жилищ алтайцев и монголов можно объяснить как похожей средой обитания, так и этногенетическими связями, т.е. общим происхождением и разновременными этнокультурными контактами, особенно когда речь идет о западных монголах и южных алтайцах. При этом следует отметить, что традиционные жилища кочевников Горного Алтая и Китая имеют определенные сходства. Эти строения являются надежным, комфортным укрытием от непогоды и суровых климатических условий, оптимальным типом жилищ в условиях ведения подвижного образа жизни, связанного со скотоводством и потребностью в новых пастбищах. Генезис жилища кочевых народов Центральной Азии достаточно сложен. Результатом данного процесса явилось изобретение в середине I тысячелетия н.э. чрезвычайно приспособленного к кочевому быту узкоспециализированного типа жилища - юрты. В этот период завершается формирование хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов. У каждого народа существовал свой вариант юрты, тем не менее сходство бытования юрты у алтайцев и монголов можно объяснить как спецификой их хозяйства и образа жизни, так схожим климатом в местах их проживания. Не следует забывать и о бурной истории Центральной Азии, когда возникали и рушились великие империи, наследниками которых являются современные тюркские и монгольские народы, между которыми существовали прочные и тесные культурные контакты.

Ключевые слова

алтайцы, монголы, кочевая культура, экосистема, типы жилищ, национальная культура

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мэн ЯнТомский государственный университетаспирант кафедры российской истории факультета исторических и политических наукmengyang777@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Чигиринский М.Ф. «Юань-чао ми-ши» и первое полное русское издание текста и перевода этого памятника // Страны и народы Востока / под общ. ред. М.Н. Боголюбова. СПб. : Петербургское Востоковедение, 1998. Вып. 29: Борис Иванович Панкратов. Монголистика. Синология. Буддология.С. 66-104.
Рашид-ад-Дин. Сборник Летописей. История Монголов. М., 1858. 322 с. (Записки императорского археологического общества; т. 14).
Харузин А.Н. Курганы Букеевской степи. М. : тип. т-ва А. Левенсон и К°, 1890. 244 с. (Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Московском университете. Труды антропологического отдела; т. 11, вып. 2).
Вербицкий В.И. Алтайские инородцы : сб. этногр. ст. и исслед. М. : Скоропеч. А.А. Левенсон, 1893. 221 с.
Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи. СПб. : Тип. Императорской Акад. наук, 1866. Ч. 1: Поднаречия Алтая: алтайцев, телеутов, черновых и лебединских татар, шорцев и саянцев. 453 с.
Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX - начало XX в.). Новосибирск : Наука, 1978. 157 с.
Шерстова Л.И. Бурханизм: истоки этноса и религии / отв. ред. В.П. Зиновьев. Томск : Том. гос. ун-т, 2010. 288 с.
Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. М. : Изд-во вост. лит., 1961. 218 с.
Чао Гэцзинь. Нэймэнгу цюйюй юму вэньхуадэ бяньцянь (Изменения кочевой культуры во Внутренней Монголии) // Миньцзу луньтань. 2018. № 6. С. 131.
Чжан Бочэн. Цяньси мэнгубаодэ яньбянь юй мэнгуцзу юму вэньхуадэ бяньцянь (Краткий анализ эволюции юрт и изменений монгольской кочевой культуры) // Оценка культурных реликвий. 2018. № 3. С. 112-113.
Ма Цзяньцин, Ань Сяокэ. Нэймэнгу чуаньтун юму цзяньчжудэ мэйсюэ тэдянь - и мэнгубао вэй ли. (Эстетические характеристики традиционной архитектуры кочевников во Внутренней Монголии на примере юрты) // Цзюаньцзун. 2018. № 18. С. 249.
Тюркские народы Восточной Сибири / сост. Д.А. Функ, Н.А. Алексеев. М. : Наука, 2008. 422 с.
Цзи Хулинь. Бяньцяньчжундэ яньсюй: цинхай мэнгуцзу «Цзоуаотээр» сисудэ бяньцянь цяньси (Продолжение изменений: краткий анализ изменений в обычаях монгольского народа, традиция Цзоуаотээр) // Сибу миньцзу луньтань. 1895. С. 59-62.
Ченчулаева Э.В., Куликова И.В. Традиционные жилища коренных народов Алтая // Избранные доклады 67-й Университетской науч.-техн. конф. студентов и молодых ученых. Томск : ТГАСУ, 2021. С. 556-563.
 Традиционные жилища алтайцев России и монголов Китая: сравнительно-этнографический анализ | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2022. № 78. DOI: 10.17223/19988613/78/20

Традиционные жилища алтайцев России и монголов Китая: сравнительно-этнографический анализ | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2022. № 78. DOI: 10.17223/19988613/78/20