Славянский мир Древней Руси в современной художественной литературе | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2022. № 79. DOI: 10.17223/19988613/79/7

Славянский мир Древней Руси в современной художественной литературе

Ставится проблема переживания в общественном сознании современного российского общества процесса становления постсоветской государственности. Кризис национальной идентичности, связанный с потерей традиционных идеологических ориентиров после распада СССР, привел к росту популярности эскапистской исторической литературы. Обращаясь к мифологизированным началам русско-славянской государственности, данная литература выдержана в героизирующей тональности, подчеркивая особенные позитивные качества древних славян и тем самым формируя ответ на травму через создание новой исторической мифологии. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The Slavic world of ancient Russia in modern artistic literature.pdf Обращение к историческому прошлому является важнейшим фактором формирования национальной и государственной идентичности, самосознания. В условиях современной России, которая переживает период постсоветского становления новой государственности, вопрос о русской самости оказывается одним из самых острых и насущных. В этом смысле неудивительно, что поиск и осмысление исторических корней русского народа и государства активизировался именно в 1990-е и 2000-е гг. Это явление может быть рассмотрено в русле концепции исторической травмы как реакция коллективной памяти на глубокую социально-психологическую фрустрацию, вызванную разочарованием в пропагандируемых идеалах (как советских, так и либеральных). В подобных условиях обращение к историческому прошлому, его реконструкция или пересоздание являются средством ответа на эмоционально насыщенный и травмирующий опыт переживания современных событий. Наиболее ярко подобное переживание отражается в художественной литературе; рефлексия на процессы в современном русскоязычном пространстве, выраженная в художественном восприятии, не ограничена требованиями академического языка, политической пропаганды или журналистской полемичности и в этом смысле представляет собой квинтэссенцию общественного дискурса. С.О. Шмидт одним из первых подчеркнул важность художественной литературы для истории и историков в небольшом, но емком докладе «Художественная литература и искусство как источник формирования исторических представлений» [1. С. 113-115]. Являясь отражением запросов общественного сознания современности, художественная литература одновременно формирует позиции, взгляд на историческое прошлое, его картину в том же общественном сознании. А. Ассман подобным образом рассматривает новеллу Гюнтера Грасса «Длинная тень прошлого» [2. С. 210-215]. Так сложилось, что профессиональные историки, в отличие от филологов, крайне редко заходят на обозначенное исследовательское поле. О том, что историки выставляют своеобразную границу между историей и филологией, писал А.М. Эткинд в своей статье «Новый историзм, русская версия» [3. С. 12-13]. В последнее время, однако, ситуация начинает меняться, о чем свидетельствует издание в 2018 г. Институтом российской истории Российской академии наук сборника статей «История и художественная литература». Это дает надежду на то, что такая граница и дальше будет размываться, обогащая познавательные возможности исторической науки. Во введении к данной работе напрямую говорится о том, что перед историками открыто безбрежное море для извлечения новых возможностей для изучения истории, и, что особенно обнадеживает, анонсируется издание целой серии книг, в числе которых этот сборник лишь первый из многих [4. С. 7-8]. Каждое художественное произведение, обращаясь к какому-либо периоду в истории, выявляет эмоционально насыщенный, «горячий» элемент коллективной исторической памяти и при этом задает определенное русло его трактовки, тем самым трансформируя саму память. В историческом прошлом, связанном с российской государственностью и русским этносом, если судить по количеству обращений к нему в современной отечественной художественной литературе, таких актуальных для современности элементов достаточно много. Все они ложатся в основу неофициального, неосознанного, но социально обусловленного конструирования «русского мира», активно происходящего в настоящий момент. В этой связи особое место занимают произведения, связанные с историей Древней Руси, ранней историей славянского мира, ее ми-фологизацикй и героизацией. Именно такие произведения в первую очередь определяют интерес к поиску собственной идентичности, к попыткам определить, «кто мы есть и откуда пошли». Появившийся в обществе интерес к сюжетам российской истории, особенно актуализирующийся после распада СССР, был замечен издателями очень быстро. В середине 1990-х гг. издательства АСТ и «Армада» начинают масштабный издательский проект «Россия», включающий в себя несколько серий, таких как «Рюриковичи», «Романовы. Династия в романах», «Смутное время», «Сподвижники и фавориты» и др. Хорошо по тем меркам изданные, в красивых суперобложках, они привлекали читателя как внешним видом, так и содержавшимися в них материалами. Немалое место в этих сериях заняли художественные произведения, повести и романы, посвященные ранней истории Руси. В качестве примеров можно привести романы Михаила Альшевского «Варяги» (о Рюрике), Владимира Зимы «Исток» (об Аскольде и Дире), Бориса Тумасова «И быть роду Рюриковичей» (о правлении князя Олега), а также тетралогию Андрея Сербы «Князь Игорь и княгиня Ольга». Этими романами список книг, касающихся истории Древней Руси, вышедших в рамках указанного выше проекта, не ограничивается; практически каждому древнерусскому правителю был посвящен отдельный том. Все эти книги объединяет одно: попытка их авторов разобраться в том, как возникало древнерусское государство, каковы были особенности генезиса государственности у восточных славян, основы ментальности древнерусского этноса. Практически все они подчеркивали героизм наших предков и мудрость их правителей. В те же годы, в середине 1990-х гг., начинают свою активную творческую деятельность, которая продолжается до наших дней, две писательницы, чьи произведения практически полностью посвящены рассматриваемой нами теме, - Мария Семенова и Елизавета Дворецкая. В библиографии указанных авторов большое место занимают произведения, формально фэнте- Коньков Д.С., Меркулов С.А., Юшников А.В. Славянский мир Древней Руси 61 зийные, однако написанные в славянском сеттинге, где древнеславянская история и славянская мифология смыкаются, но также у них есть и чисто исторические романы на древнерусском материале. Справедливости ради стоит отметить, что Мария Семенова начинает пробовать писать еще в 1980-е гг., когда в журналах выходят ее повести на древнерусскую тематику, такие как «Хромой кузнец» (1980), «Ведун» (1985), «Лебеди улетают» (1989) и др., но по-настоящему известной она становится после выхода в 1995 г. романа «Волкодав», положившего начало знаменитому циклу. Этот роман, как и вся серия, классифицируется как героическое фэнтези, однако погружение героев не в привычную для тогдашнего фэнтези кельтскую или германскую мифологию, а в мифологию древнеславянскую, стало чем-то новым; неслучайно многие авторы именно ее называют одной из родоначальниц славянского фэнтези [5]. На древнеславянском материале М. Семеновой был написаны еще ряд романов: «Валькирия» (другое название - «Тот, кого я всегда жду»; 1995), «Поединок со Змеем» (1996), «Лебединая дорога» (1996) и др. Сама Мария Семенова трактует произведения не как славянское фэнтези, но некоторые из них как художественный пересказ славянских и скандинавских мифов, а другие как чисто исторические романы. В любом случае эти произведения пользуются популярностью среди читателей, о чем свидетельствуют регулярные переиздания, и, безусловно, оказывают большое влияние на формирование представлений читателей о жизни славян, истории и культуре славянского мира. Особняком стоит опубликованная М. Семеновой энциклопедия «Мы - славяне!» (другое название - «Быт и верования древних славян»), в которой она в популярной форме старается донести до читателя имеющуюся на момент написания (первое издание вышло в 1997 г., после чего книга неоднократно переиздавалась) информацию о древних славянах, их жизни и верованиях. Похожим образом обстоит дело и с творчеством другого популярного автора, Елизаветы Дворецкой. Уже первые ее романы «Ветер с Варяжского моря» (1997) и «Колодец старого волхва» (1998) обозначили ее интерес к истории Древней Руси. Затем, попробовав себя в жанрах скандинавского (цикл «Корабль во фьорде») и славянского (циклы «Князья леса» и «Лес на той стороне») фэнтези, она вновь вернулась к жанру исторического романа на древнерусском материале. В ее творчестве довольно трудно провести грань между чисто историческим романом и историческим фэнтези, поскольку она старается представить в романах свое понимание мира древнего славянина, где боги и духи действуют в его сознании наравне с людьми. За последние десять с лишним лет ею было написано несколько циклов, посвященных истории «Руси изначальной». Первым из них стала дилогия «Рюрик», изданная в 2009 г. под псевдонимом «Павел Алёхин». Своего рода хронологическим продолжением этой дилогии стал ее следующий цикл - «Огнедева», состоявший из пяти книг, выходивших с 2010 по 2015 г. После этого Елизавета Дворецкая приступила к работе над своим следующим циклом, который хронологически продолжает «Огнедеву», но с другими персонажами. Речь идет о цикле «Княгиня Ольга», включающем 12 книг, который она начала в 2015 и завершила в 2020 г. На этом писательница не остановилась: она написала примыкающий к циклу роман «Малуша», а сейчас работает над новым подциклом «Свенельд» в этой же «вселенной», о ходе работы над которым регулярно уведомляет своих читателей в группе «Мир Елизаветы Дворецкой» в социальной сети «ВКонтакте» [6]. Как и Мария Семенова, Елизавета Дворецкая старается максимально точно показать детали быта древних славян, насколько вообще возможно сейчас его реконструировать. В этом плане их тексты действительно можно воспринимать как исторические романы, несмотря на некоторое участие в них сверхъестественных сил. Другое дело, когда за древнерусские сюжеты берутся представители так называемого жанра «попа-данческой литературы». Этот жанр берет за основу возможность попадания героя, чаще всего нашего современника, в прошлое или в какие-нибудь фэнтезийные миры, где он начинает действовать с разной степенью успешности. Если говорить именно о «попаданцах» в прошлое, то чаще всего авторы подобного рода текстов, заполонивших российский книжный рынок, отправляют своих героев в более близкие эпохи, вызывающие у современного читателя уже упоминавшуюся в нашей статье историческую травму, в первую очередь в периоды Гражданской и Великой Отечественной войн, где они с разной долей удачи пытаются переписать историю, изменить ее в выгодном для себя свете, тем самым доставив определенное удовольствие читателю. Однако есть примеры обращения и к другим странам и эпохам, в том числе и к эпохе Древней Руси. В этой связи необходимо отметить творчество Александра Мазина, в частности его «Варяжский цикл». «Варяжский цикл» Александра Мазина, который на данный момент насчитывает 16 книг, включая три книги в соавторстве с Павлом Мамонтовым, был начат в 2001 г. с романа «Варяг» и продолжается до сих пор. Последний на данный момент роман цикла вышел в 2021 г. Изначально введя в повествование о Древней Руси бывшего десантника из нашего времени, Александр Мазин показывает, что его не совсем устраивает общепризнанная сегодня версия древнерусской истории, но при этом, надо отдать ему должное, большое внимание он уделяет внешнему описанию мира древних русичей, стараясь быть максимально точным в деталях там, где позволяют общее развитие сюжета и эрудиция самого писателя. Другие авторы, работающие в этом жанре и затрагивающие древнерусскую тематику, как правило, более вольно обращаются с историческим материалом. В качестве примера можно привести цикл из восьми книг Андрея Поснякова, получивший название «Вещий князь» (2005-2007), в котором сознание современного рок-музыканта, впавшего в кому, чудесным образом перемещается в голову ярла Хельги, которому суждено будет стать русским князем Олегом. Здесь не толь- Проблемы отечественной истории /Problems of history of Russia 62 ко параллельно с «попаданческим» фантастическим допущением в сюжете действуют черные колдуны-друиды, но и само обращение с историческим материалом представляется довольно вольным. Однако это один из самых переиздаваемых циклов автора, в которых он отправляет «попаданцев» в разные страны и эпохи, коих у него достаточно много. Последнее на данный момент переиздание «Вещего князя» вышло в 2016 г., что свидетельствует, на наш взгляд, о его востребованности среди читателей. Необходимо отметить, что далеко не каждый его цикл переиздается. «Попаданческая литература», какого бы качества она ни была, в силу легкости стиля и предоставления возможности читателю вместе с автором переиграть события прошлого, пользуется большой популярностью, о чем свидетельствует все возрастающее количество авторов и книг в этом жанре, а то, что писатели, работающие в нем, периодически обращаются к древнерусским сюжетам, говорит об актуальности данной темы как для самих писателей, так и для читательской аудитории. В свою очередь, обращаясь к тематике истории Древней Руси, авторы своими текстами неминуемо влияют на формирование представлений о ней в обществе. Отдельно, говоря об истории и мифологии славян, необходимо выделить роман Андрея Рубанова «Финист - ясный сокол», вышедший в 2019 г. и получивший престижную литературную премию «Национальный бестселлер». Подобного рода признание выводит его из так называемой «жанровой» в сферу, которую принято называть «большой литературой», и, на наш взгляд, свидетельствует о до сих пор не утихающем интересе современного российского общества к своим корням. Более того, нам стоит ожидать еще множество самых разных произведений на тему «славянского мира Древней Руси», что само по себе говорит о том, что поиск национальной идентичности продолжается и обращение к древним корням играет большую роль в этом нелегком поиске, а художественная литература занимает важное место в данном процессе. Таким образом, жанр художественной литературы является более популярным, чем научный, по количеству аудитории потребляемого контента. Люди узнают об истории, своем месте и роли в ней чаще через художественную литературу, нежели через научные монографии и статьи. Практика воспроизводства коллективной памяти у этого жанра выше, что обосновывает актуальность ее детального изучения широким профессиональным академическим сообществом с целью выявления влияния на формирование исторической картины славянского мира у массового обывателя.

Ключевые слова

историческая память, самосознание, славянский мир, Древняя Русь, художественная литература

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Коньков Дмитрий СергеевичТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории факультета исторических и политических наукdkonkov@mail.ru
Меркулов Сергей АлександровичТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры российской истории факультета исторических и политических наукsermeral@yandex.ru
Юшников Александр ВикторовичТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории факультета исторических и политических наукmusakliol980@gmail.com
Всего: 3

Ссылки

Шмидт С.О. Художественная литература и искусство как источник формирования исторических представлений. // Путь историка : избран ные труды по источниковедению и историографии. М. : РГГУ, 1997. С. 113-115.
Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. Б. Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2014. 323 с. (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).
Эткинд А.М. Новый историзм, русская версия // Новое литературное обозрение. 2001. № 3 (47). С. 7-41.
История и художественная литература / отв. ред. А.Н. Сахаров. М. : Ин-т рос. истории РАН ; Центр гуманитар. инициатив, 2018. 360 с.
Гарцевич Е. Слявянское фэнтези // Мир фантастики. URL: http://old.mirf.ru/Articles/art689.htm/ (дата обращения: 04.07.2022).
19 июня 2022 // Мир Елизаветы Дворецкой. URL: https://vk.com/dub43809476?w=wah-43809476_14614 (дата обращения: 30.06.2022).
 Славянский мир Древней Руси в современной художественной литературе | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2022. № 79. DOI: 10.17223/19988613/79/7

Славянский мир Древней Руси в современной художественной литературе | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2022. № 79. DOI: 10.17223/19988613/79/7