Сотрудничество России и Лаоса в сфере образования
Рассматриваются правовая основа сотрудничества России и Лаоса в сфере образования, факторы и динамика выделения квот Россотрудничества на обучение лаосских граждан в российских вузах; приводится в табличной форме по уровням образования и источникам финансирования и анализируется открытая статистика Министерства науки и высшего образования России, касающаяся набора, обучения и выпуска студентов из Лаоса в российских вузах; даются кейсы межвузовского сотрудничества столичных и региональных вузов России с партнерами в Лаосе. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Educational Cooperation between Russia and Laos.pdf Лаос - страна в Юго-Восточной Азии, которая, несмотря на географическую удаленность и небольшие размеры, представляет безусловный интерес для России. У Москвы и Вьентьяна есть солидный багаж когда-то очень тесных советско-лаосских отношений, который частично сохранился. Россия и Лаос имеют близкие внешнеполитические установки в отношении принципов международного взаимодействия, подходов к решению региональных проблем. В 2010-е гг. интенсифицировались двусторонние политические, военные и экономические связи в рамках двустороннего «стратегического партнерства». Сфера образования с советских времен занимала важное место в системе связей. Около 7 тыс. лаосцев прошли обучение в советских вузах. Многие выпускники того времени занимают важные позиции в различных сферах Лаоса, в том числе в системе госуправления на самом высоком уровне. Например, Тхонглун Сисулит, нынешний президент Лаоса и генеральный секретарь Народно-революционной партии Лаоса, в 1978 г. окончил филологический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, в 1984 г. получил докторскую степень в Академии общественных наук при ЦК КПСС [1]. Действующий премьер-министр Лаоса Пханкхам Вибхаван также защитил научную степень в СССР. Министр иностранных дел Лаоса Салэмсай Коммасит учился в МГИМО в 1986-1992 гг. В Лаосе в семьях части выпускников советских / российских вузов сохраняется установка на получение одним из детей российского образования. Договорно-правовой основой российско-лаосских отношений в сфере образования является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики о культурном и научном сотрудничестве от 9 марта 1994 г. Данное соглашение фиксирует направления, формы сотрудничества в сферах науки и образования, культуры и искусства, информации, печати, издательского дела, спорта, туризма, здравоохранения [2]. Также между странами продолжает действовать Протокол об эквивалентности документов об образовании и ученых степеней, выдаваемых и присваиваемых в Союзе Советских Социалистических Республик и Лаосской Народно-Демократической Республике от 23 мая 1978 г. Данный протокол признает на взаимной основе эквивалентность школьных аттестатов, дипломов об окончании средних специальных и высших учебных заведений и право их владельцев учиться на следующей ступени обучения. В том, что касается ученых степеней, согласно Протоколу, «ученая степень кандидата наук, присваиваемая в СССР после окончания аспирантуры и защиты диссертации в высшем учебном заведении университетского уровня или научно-исследовательском учреждении, признается в ЛНДР на уровне доктора философии (Ph. D.)» [3]. На межправительственном уровне ключевую роль в расширении образовательного сотрудничества играют Межправительственная российско-лаосская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а также с российской стороны - Посольство России в Лаосе и Российский центр науки и культуры во Вьентьяне (РЦНК), в рамках современной реформы Россотрудничества переименованный в Русский дом во Вьентьяне. Деятельность РЦНК во Вьентьяне была приостановлена в 1998 г. Его работу удалось восстановить только в 2013 г., после подписания и вступления в силу в 2012 г. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров [4]. РЦНК / Русский дом организует курсы русского языка, различные мероприятия культурного и образовательного характера. РЦНК / Русский дом является также оператором так называемых «квот Россотрудничества» - стипендий Правительства России для обучения иностранных граждан в российских вузах. Выделение квот Лаосу на обучение в России было возобновлено еще в 1990-е гг. Однако из-за свертывания тогда двусторонних связей в большинстве сфер, сокращения изучения русского языка в Лаосе квоты далеко не всегда оказывались востребованными. Например, по данным бывшего посла России в Лаосе В.П. Федотова, на 1996-1997 учебный год было выделено 40 квот для обучения в вузах и 10 квот обучения в аспирантуре, но были направлены на учебу только 6 студентов и 7 аспирантов [5. С. 65]. Из-за невостребованности в 2000-е гг. квота для Лаоса составляла минимальные значения, например только 5 мест в вузах и 2 - в аспирантуре. С 2010 г. , на фоне углубления двусторонних связей и роста изучения русского языка, количество стипендий для граждан Лаоса постепенно увеличивалось: с 15 до 93 квот на 2022 г. [6] Долгое время единственным местом изучения русского языка в Лаосе оставалась небольшая средняя школа при Посольстве России во Вьентьяне. По данным на 11 октября 2021 г., в школе обучались 55 учеников [7]. После долгого перерыва с 20142015 учебного года изучение русского языка возобновилось в Лаосе на филологическом факультете Лаосского национального университета (ЛНУ) [8. С. 141]. В 2015 г. на базе ЛНУ в сотрудничестве с Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса открылся Центр русского языка и культуры. По данным на 2020 г., в ЛНУ уже действовал факультет русского языка [9]. В табл. 1-4 представлены данные, собранные и подсчитанные на основе «выжимки» из так называемых «отчетов ВПО-1» - ежегодных отчетов, которые российские вузы отправляют в Министерство науки и высшего образования России ежегодно не позднее 5 октября [10]. Университетские практики: история и современность / University practices: history and modernity 198 Т аблица 1 Обучение граждан Лаоса в вузах России по программам бакалавриата, всего по России / в вузах Томской области (государственные вузы, очная форма обучения), чел. Годы Набор на платное обучение Всего обучающихся, платное обучение Набор по квоте Россотрудничества Всего обучающихся по квоте Россотрудничества Выпуск по квоте Россотрудничества 2021 г. 2 / 1 7 / 2 31 / 5 110 / 44 25 / 1 2020 г. 0 / 0 5 / 1 51 / 23 147 / 57 13 / 1 2019 г. 1 / 0 7 / 0 49 / 16 128 / 35 17 / 0 2018 г. 2 / 0 5 / 0 32 / 12 105 / 21 5 / 0 2017 г. 2 / 0 4 / 0 47 / 6 80 / 7 0 / 0 2016 г. 2 / 0 1 / 0 23 / 1 46 / 1 2 / 0 Т аблица 2 Обучение граждан Лаоса в вузах России по программам специалитета, всего по России / в вузах Томской области (государственные вузы, очная форма обучения), чел. Годы Набор на платное обучение Всего обучающихся, платное обучение Набор по квоте Россотрудничества Всего обучающихся по квоте Россотрудничества Выпуск по квоте Россотрудничества 2021 г. 0 / 0 1 / 0 3 / 0 24 / 1 0 / 0 2020 г. 0 / 0 0 / 0 16 / 0 33 / 1 0 / 0 2019 г. 0 / 0 0 / 0 13 / 1 22 / 5 0 / 0 2018 г. 0 / 0 0 / 0 11 / 4 13 / 4 0 / 0 2017 г. 0 / 0 0 / 0 4 / 0 3 / 0 0 / 0 2016 г. 0 / 0 0 / 0 0 / 0 0 / 0 1 / 0 Т аблица 3 Обучение граждан Лаоса в вузах России по программам магистратуры, всего по России / в вузах Томской области (государственные вузы, очная форма обучения), чел. Годы Набор на платное обучение Всего обучающихся, платное обучение Набор по квоте Россотрудничества Всего обучающихся по квоте Россотрудничества Выпуск по квоте Россотрудничества 2021 г. 1 / 0 1 / 0 12 / 6 16 / 6 7 / 3 2020 г. 0 / 0 0 / 0 4 / 0 12 / 5 9 / 2 2019 г. 0 / 0 0 / 0 9 / 4 16 / 6 6 / 3 2018 г. 0 / 0 1 / 1 8 / 4 13 / 5 4 / 0 2017 г. 0 / 0 0 / 0 5 / 2 11 / 3 7 / 3 2016 г. 0 / 0 0 / 0 6 / 1 12 / 4 0 / 0 Т аблица 4 Обучение граждан Лаоса в вузах России по квоте Россотрудничества (бакалавриат, специалитет и магистратура), всего по России / в вузах Томской области (государственные вузы, очная форма обучения), чел. Полученные данные позволяют сделать следующие выводы об особенностях обучения лаосских студентов в России. Во-первых, абсолютное большинство граждан Лаоса учатся за счет квоты Россотрудничества, а не за счет собственных средств. Во-вторых, существенный рост набора студентов из Лаоса в вузы России происходит с 2015 г. В-третьих, в г. Томске (главным образом за счет обучающихся в Томском государственном университете (ТГУ)) сформировалась самая большая студенческая диаспора лаосцев в России. В 2020 и 2021 гг. она составляла около одной трети всех лаосских студентов в России. В августе 2020 г. в ТГУ даже состоялся слет лаосских студентов, обучавшихся в России [11]. По опыту ТГУ, самыми популярными программами подготовки среди граждан Лаоса являются программы, связанные с экономикой, муниципальным управлением, международными отношениями, IT-сферой. В-четвертых, в 2020 г., несмотря на пандемию, набор сохранился на прежнем уровне, но заметно снизился в 2021 г. В-пятых, существует проблема успешного окончания обучения студентами из Лаоса. Например, в 2017 г. по квоте на программы бакалавриата российских вузов поступили 80 граждан Лаоса, а завершили обучение в 2021 г. только 25 чел. Очевидно, что резкое и широ- Годы Набор по квоте Россотрудничества Всего обучающихся по квоте Россотрудничества Выпуск по квоте Россотрудничества 2021 г. 46 / 11 150 / 51 32 / 4 2020 г. 71 / 23 192 / 63 22 / 3 2019 г. 71 / 21 166 / 46 23 / 3 2018 г. 51 / 20 131 / 30 9 / 0 2017 г. 56 / 8 94 / 10 7 / 3 2016 г. 29 / 2 58 / 5 3 / 0 2015 г. 28 / 4 35 / 4 4 / 0 2014 г. 7 / нет данных 14 / нет данных 6 / нет данных 2013 г. 1 / 0 15 / 0 0 / 0 Юн С.М., Пхонкео В. Сотрудничество России и Лаоса в сфере образования 199 кое внедрение дистанционного обучения сыграло свою роль. Школьное образование в Лаосе становится лучше, но все еще отстает от современного уровня. Поэтому студенты из Лаоса требуют дополнительного внимания, поддержки, занятий со стороны российских вузов. По оценкам действующего посла России в Лаосе В.А. Калинина, наиболее активны в межвузовском сотрудничестве российские региональные вузы из Владивостока, Томска, Калуги [12]. В частности, Калужский государственный педагогический университет (КГПУ) им. К.Э. Циолковского стал развивать сотрудничество с Лаосским национальным университетом еще в 2000-е гг.: в рамках договора о сотрудничестве в 2007 г. была проведена совместная научная экспедиция в ЛНДР и направлен на стажировку в Россию лаосский студент-эколог, в апреле 2008 г. в Лаосе состоялась международная конференция по экологической проблематике, организованная совместно КГПУ и ЛНУ [13]. В феврале 2020 г. ЛДНР посетили сотрудники Геологогеографического факультета, Биологического института и Управления международных связей ТГУ. Целью поездки, инициатором которой выступило министерство природных ресурсов и экологии Лаоса, было обсуждение использования разработок ТГУ для решения проблемы затопления жилых территорий [14]. Что касается столичных вузов, то в июле 2010 г., во время визита министра иностранных дел России С.В. Лаврова в Лаос, было подписано соглашение между Дипломатической академией МИД России и Институтом международных отношений МИД Лаоса. Сотрудники МИД Лаоса регулярно проходят в Дипакадемии МИД России курсы повышения квалификации. Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) принял первых лаосских студентов еще в 1962 г. и до сих пор продолжает подготовку кадров для Лаоса. 24 июля 2015 г. Президентом ЛНДР Т. Сайянсоном был подписан указ о награждении МАДИ Орденом Дружбы. Российский университет дружбы народов привлекает сравнительно много студентов из Лаоса: по данным за 2019 г. там обучалось 29 студентов - «максимальное число с момента основания университета» [15]. Также студенты из Лаоса регулярно поступают, например, в Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (Институт Пушкина). В целом, помимо увеличения квот, расширению образовательного сотрудничества Российской Федерации и Лаосской Народно-Демократической Республики способствовали бы налаживание прямого воздушного сообщения между странами, финансовая поддержка со стороны российского государства проектов научного и образовательного сотрудничества вузов двух стран, дальнейшее развитие торгово-экономических связей Москвы и Вьентьяна.
Ключевые слова
Россия,
Лаос,
квоты Россотрудничества,
межвузовское сотрудничество,
Томский государственный университетАвторы
Юн Сергей Миронович | Томский государственный университет | кандидат исторических наук, заведующий кафедрой мировой политики фaкультета исторических и политических наук | sergey.yun@mail.tsu.ru |
Пхонкео Винават | Томский государственный университет | аспирант кафедры мировой политики | vinavathphonekeo@gmail.com |
Всего: 2
Ссылки
Сисулит Тхонглун // ТАСС. URL: https://tass.ru/encyclopedia/person/sisulit-thonglun (дата обращения: 06.09.2022).
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики о культур ном и научном сотрудничестве // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/48152/(дата обращения: 06.09.2022).
Протокол об эквивалентности документов об образовании и ученых степеней, выдаваемых и присваиваемых в Союзе Советских Социалистиче ских Республик и Лаосской Народно-Демократической Республике // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/49289/(дата обращения: 06.09.2022).
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики об учреж дении и условиях деятельности информационно-культурных центров // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/international_contracts/2_contract/44632/(дата обращения: 06.09.2022).
Федотов В. Лаос. Интерес отнюдь не угас // Международная жизнь. 1997. № 10. С. 58-66.
Двусторонние отношения // Посольство России в Лаосе. URL: https://laos.mid.ru/ru/countries/dvustoronnie_otnosheniya/(дата обращения: 06.09.2022).
Школа при Посольстве России в Лаосе. URL: http://laosshool.mcdir.ru/about_shool (дата обращения: 06.09.2022).
Арефьев А.Л. Современное состояние и тенденции распространения русского языка в мире / под ред. Г.В. Осипова. М. : Ин-т социальнополит. исслед. РАН, 2017. 320 с.
Факультет русского языка открыли в университете Лаоса. 2020. 10 июня. URL: https://russkiymir.ru/news/273575/(дата обращения: 06.09.2022).
Форма N ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/(дата обращения: 06.09.2022).
ТГУ стал местом встречи лаосских студентов, обучающихся в России // Новости Томска. 2020. 3 авг. URL: https://www.riatomsk.ru/article/20200803/tgu-stal-mestom-vstrechi-laoskih-studentov-obuchayuschihsya-v-rossii/(дата обращения: 06.09.2022).
Владимир Калинин: дружеские связи РФ с Лаосом укрепляются несмотря на COVID // РИА Новости. 2022. 9 февр. URL: https://ria.ru/20220209/laos-1771771836.html (дата обращения: 06.09.2022).
Гуманитарное сотрудничество : (справочная информация) // Министерство иностранных дел Российской Федерации. 2009. 7 апр. URL: https://mid.ru/ru/maps/la/1726984/(дата обращения: 06.09.2022).
Лаос планирует защитить людей от паводков с помощью геопортала ТГУ // Томский государственный университет. 2020. 12 февр. URL: https://www.tsu.ru/news/laos-planiruet-zashchitit-lyudey-ot-pavodkov-s-pom/(дата обращения: 06.09.2022).
Землячество студентов из Лаоса // Российский университет дружбы народов. URL: https://www.rudn.ru/life/student-organizations/associations/associaciya-uchashchihsya-iz-stran-azii/zemlyachestvo-studentov-iz-laosa (дата обращения: 06.09.2022).