Земские инициативы по совершенствованию правоохранительной системы на Урале в 1917 г.
Раскрываются мероприятия земств по совершенствованию правоохранительной системы после февральской революции 1917 г., когда в ведение земств вошли полиция, юридические консультации, мировые судьи и другие органы. Большую работу провели земства по замене полиции народной милицией на Урале. Деятельность земств заключалась в подборе кадров и улучшении материально-технической базы милиции. Выявлены и обоснованы как положительные, так и отрицательные черты данного процесса. На основании проведенного исследования автор рекомендует современным органам самоуправления использовать в своей работе исторический опыт земств. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The zems initiatives for improving the law enforcement system in Urals in 1917.pdf Традиционно на местные власти возлагается значительная часть вопросов народного образования, здравоохранения, социальной защиты граждан, инфраструктуры, кооперативного движения, охраны окружающей среды, поддержки правоохранительных органов и ряд других, не менее важных сторон жизнедеятельности. В настоящее время необходима активизация деятельности местных органов самоуправления. Важно, чтобы они стали демократичными, профессиональными и мобильными. Обратимся к историческому опыту работы земств, которые решали различные социально-экономические проблемы, в том числе способствовали совершенствованию правоохранительной системы на Урале. Процесс преобразования полиции в милицию, начавшийся после Февральской революции 1917 г., был очень сложным и неоднозначным, имел как положительные, так и отрицательные черты. Немалую роль в этом процессе сыграли местные органы самоуправления - земства, в ведение которых вошли правоохранительные и некоторые судебные органы (милиция, юридические консультации, мировые судьи и пр.). Эти преобразования существенно повлияли на бюджетную политику земств, возложили на них работу по финансированию, снабжению и укреплению материальной базы данных структур. 6 марта 1917 г. Временное правительство издало постановление о ликвидации корпуса жандармов, а 10 марта - об упразднении департамента полиции [1. Д. 4. Л. 3]. Этими документами была провозглашена замена полиции народной милицией, которая переходила в ведение органов местного самоуправления [2. С. 43]. Вопрос о преобразовании полиции в милицию решался на совещаниях земских управ и на заседаниях земских собраний. Важным и спорным являлся вопрос о кадрах. Одни земства считали, что нужно сохранять старые опытные кадры и одновременно заниматься набором новых. Другие же земства были категорически против старых кадров и торопились избавиться от них, беспощадно увольняя. Однако само Временное правительство считало, что на службу нужно принимать «людей достойных из числа бывших чинов полиции и корпуса жандармерии» [Там же. С. 42]. В частности, Вятское уездное земство отмечало, что в милицию нужно принимать честных граждан из высших чинов полиции, способных выполнять свой долг [1. Д 4. Л. 8]. Пермское уездное земство также ратовало за привлечение в народную милицию порядочных людей из бывшей полиции, считая, что такой подход к данному процессу является правильным и полезным для страны [Там же. Л. 9]. В постановлении Златоустовского уездного земского собрания говорилось, что «...в милицию нужно подбирать лица добросовестные, знающие свое дело, умеющие работать с людьми, преданные своей стране» [3. Д. 863. Л. 5]. В резолюции Екатеринбургского уездного земства указывалось, что «в милицию нужно привлекать людей настойчивых, непримиримых к недостаткам, опытных, надежных и беспристрастных» [4. Д. 499. Л. 8]. Однако в некоторых местах чистка старых полицейских кадров велась очень жестко. Например, в Орском уезде были уволены все бывшие служащие полиции. Новый же состав милиции был ужасающим: в милицию проникли даже люди с криминальным прошлым. Такая же обстановка наблюдалась в Верхнеуральском уезде [5. С. 41]. 17 апреля 1917 г. Временное правительство приняло постановление «Об улучшении милиции» и «Временное положение о милиции» [2. С. 45]. В этих документах определялись правовые основы организации и деятельности милиции. Милиция - исполнительный орган государственной власти. На местах (за исключением городов) она подчинялась уездному земству. Уездное земское собрание определяло количество участков и милиционеров в уезде, сумму средств на их содержание. Должность начальника милиции занимал один из членов уездной управы. В милицию принимались лица, достигшие 21 года. Они обязательно должны были быть грамотными. Основная обязанность милиционера заключалась в том, чтобы «наблюдать за исполнением всех обязательных постановлений, касающихся охранения порядка и общественного спокойствия» [1. Д. 4. Л. 14]. Основные функции милиции обсуждались на уездных земских собраниях. Уфимское земское собрание считало, что основные обязанности милиции - охрана общественного порядка, борьба с хулиганством и воровством. Бирское уездное земское собрание постановило, что в обязанности милиционеров должно входить наблюдение за исполнением всеми гражданами основных законов государства. Стерлитамакское уездное земство считало, что милиция должна бросить все свои силы на борьбу с хищениями и грабежами. Пермское уездное земское собрание приняло решение, что милиция должна бороться со взяточничеством и спекуляцией. Златоустовское уездное земство указывало на необходимость борьбы милиции с пьянством и самогоноварением. Верхнеуральское земство обращало внимание милиции на санитарное состояние улиц, площадей, дворов. Оренбургское уездное земство обязывало милицию следить за правилами движения транспорта на дорогах. Орское уездное земство призывало милицию обеспечивать спокойствие и порядок во время стихийных бедствий, например пожаров и наводнений, а также оказывать помощь пострадавшим гражданам [1. Д. 4. Л. 14]. Земские учреждения укрепляли материально-техническую базу правоохранительных органов. Они выде- Проблемы отечественной истории /Problems of history of Russia 92 ляли средства на строительство и ремонт помещений для милиции, закупали мебель, канцелярские товары, пишущие машинки, телефонные аппараты. Значительные средства выделялись на снаряжение и обмундирование кадров, заработную плату и поощрение наиболее отличившихся работников. В среднем заработная плата, к примеру, участковых милиционеров составляла 100-150 руб. в месяц. Поощрения за хорошую работу - от 20 до 80 руб. [6. Д 1. Л. 3]. Земства решали и жилищные проблемы работников правопорядка. Они также организовывали и финансировали курсы по подготовке милицейских кадров, где наряду с теоретическими занятиями проводились и практические, обучающие владению оружием и приемам рукопашной борьбы. Такие курсы были проведены в Уфе, Челябинске, Екатеринбурге. На совместных заседаниях милиции и земства не раз обсуждался вопрос о вреде пьянства и самогоноварения в регионе. В частности, на Златоустовском уездном земском собрании 3 июня 1917 г. выступал по данному вопросу участковый милиционер А.П. Фефелов. Он охарактеризовал плачевную обстановку в с. Дуван, где большинство мужского населения пьет и занимается самогоноварением. Златоустовское уездное земское собрание приняло решение обратиться ко всем культурным слоям населения: учителям, библиотекарям, священникам, муллам, - вести активную разъяснительную работу о вреде пьянства [3. Д. 263. Л. 4]. В целях профилактики в различных волостях Златоустовского уезда были проведены лекции о вреде алкоголизма силами библиотекарей, учителей, милиционеров. Например, в Дунайской волости было проведено 11 лекций, Кусинской - 9, Михайловской - 6, Верхне-Кигинской - 5 [Там же. Д. 863. Л. 4]. На совместных совещаниях представителей земских управ и милиции решались вопросы борьбы с хищениями на железнодорожном транспорте, спекуляцией и хулиганством, соблюдения правил торговли во время проведения ярмарок и базаров. В 1917 г. были раскрыты преступления, связанные с хищением стройматериалов из вагонов на станциях Златоуст, Уржумка и др. Правоохранительные органы указывали на необходимость бороться с любыми проявлениями бесхозяйственности, недобросовестного отношения к народному добру, халатности. Работники милиции проводили рейды по проверке хранения продуктов в магазинах, на базах, складах. Так, в селе Шаровка была уволена с работы продавец магазина, не обеспечившая надлежащее санитарное состояние помещения, что привело к порче многих товаров [Там же. Л. 4]. Активно велась борьба с хулиганством. В июне 1917 г., выступая на заседании Белебеевской уездной земской управы, милиционер Хужин отмечал, что «... хулиганство в селе Никифорово вредно отражается на развитии хозяйства и приводит к таким опасным явлениям, как преступность» [6. Д. 5 Л. 12]. Земство порекомендовало органам милиции в борьбе с хулиганством, наряду с мерами уголовного и административного характера, широко использовать профилактическую, воспитательную работу. Сотрудники правопорядка организовывали встречи с рабочими трудовых коллективов, выступали перед трудящимися с лекциями и докладами, проводили индивидуальные беседы. Лучших работников милиции награждали грамотами, ценными подарками, выплачивали премии, публиковали статьи об их подвигах в газетах. К примеру, в Оренбургском уезде часто получали благодарности и денежные вознаграждения такие участковые милиционеры, как К.В. Яковлев, П.И. Богданов, А.Н. Трапезников, Н.П. Серов [7. Д. 2. Л. 166]. В Уфимском уезде навсегда останутся в памяти начальник уездной милиции М.Д. Нестеров и его заместитель И.Г. Елизаров. В Челябинском уезде достойны уважения начальники уездной милиции В.М. Лисовский, В.К. Шанкарёв, Г.Г. Морозов, начальник уголовного бюро Н.М. Костин. Земства, решая совместно с милицией многие проблемы, содействовали становлению и воспитанию квалифицированных специалистов, преданных своему делу и неравнодушных к судьбе страны. В ведении земств находились также арестные дома и тюрьмы. Земства тратили немалые средства на строительство, ремонт, отопление этих учреждений, подбор специалистов для работы в них, выплату жалования, поощрение за хорошую работу. На средства Челябинского уездного земства содержались, к примеру, Куртамышский и Чумлякский арестные дома. Челябинская уездная управа указывала на нецелесообразность этих домов и не раз поднимала вопрос о необходимости их упразднения и открытии одного арестного дома в с. Птичьем, где имелись лучшие условия для содержания арестованных. На очередном уездном земском собрании было решено выделить для реализации этой цели 1 904 руб. 38 коп., суточное содержание арестованного должно было составлять 1 руб. 37 коп. [8. С. 178]. Земства выделяли средства на увеличение продовольственных пайков для арестованных. Так, Златоустовское уездное земство добилось в 1917 г., чтобы суточное довольствие на одного человека в тюрьме составляло: обед - 35 коп., ужин - 21 коп., т.е. в день -55 коп. А ранее, в 1916 г., в день тратилось на одного арестованного 7 коп. [3. Д. 863. Л. 18]. На содержании земств находились и мировые судьи, которые избирались уездными земскими собраниями. Челябинское уездное земское собрание в ноябре 1917 г. избрало 18 мировых судей, из них 15 участковых, 2 добавочных и одного председателя. Златоустовское уездное земское собрание в декабре 1917 г. разделило город и уезд на 15 участков и избрало 13 мировых судей. Все они были оповещены об избрании и запрошены о том, согласны ли они вступить в исполнение обязанностей. Однако из них ответили согласием только Сорензон, Суслов, Клебер, Чика, Бобров, Кантов, Розов, а отказались Клызбаев, Крылов, Деменев, Петров К.Р. (последний вследствие назначения юрисконсультом Златоустовского земства). Не получены были сведения от Мемненова и Бармина. Съезд мировых судей избрал своим председателем П.М. Сорензона. Таким образом, на 15 участков имелось только 6 судей (т.е. приходилось на троих судей по 2 участка и на троих по 3). Такое по- Семенченко И.В. Земские инициативы по совершенствованию правоохранительной системы 93 ложение, безусловно, было нетерпимым, и потому уездная управа не раз высказывалась за рассмотрение тех ходатайств, которые остались неудовлетворенными организационным собранием, а также и тех, которые поступили за время, прошедшее между организационным и очередным земскими собраниями. Первое очередное Златоустовское уездное земское собрание, проходившее с 20 февраля по 6 марта 1918 г., избрало 18 мировых судей (15 участковых, 2 добавочных и председателя) и выделило 46 860 руб. на их дополнительное содержание, квартирные и наем камер [3. Д. 863. Л. 20]. Отличительными чертами сложившейся правоохранительной системы являлись: приближение юридической помощи к населению; создание для всех земских учреждений возможности получения ответа специалистов по всем правовым вопросам, возникающим в их практике; закрепление в организационных формах взаимного сотрудничества этих специалистов, повышающего качество их работы и предохраняющего от ошибок. После Октябрьской революции милиция перешла в ведение Советов. 28 октября 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел издал постановление «О рабочей милиции», в котором говорилось о том, что все советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию, которая находится всецело и исключительно в их ведении [2. С. 43]. Благодаря земствам повысилось материальное благосостояние работников правопорядка, улучшились организационная структура и качество работы. Опыт земств Урала по формированию и содержанию правоохранительных учреждений огромен, и его необходимо использовать в настоящее время в работе местных органов самоуправления. Внимательное отношение местных органов самоуправления к различным органам правопорядка значительно влияет на качество деятельности последних, от которых зависит спокойствие жизни всего населения. Историческое наследие земств показывает, что только всестороннее развитие местного самоуправления способно пробудить хозяйственную и общественную инициативу населения. Социально-экономическая, культурно-просветительская и общественно-политическая деятельность земств принесла немало пользы для России. Земства выполняли те функции, которые не были реализованы центральной властью. Отсюда следует поучительный вывод: государственная централизация далеко не всемогуща, а стабилизация общественных отношений немыслима без естественного развертывания местного самоуправления.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 25
Ключевые слова
земство, полиция, милиция, материально-техническая база милицииАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Семенченко Ирина Васильевна | Южно-Уральский государственный университет | доктор исторических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-правовых и гуманитарных наук филиала в г. Златоусте | semenchenko-58@mail.ru |
Ссылки

Земские инициативы по совершенствованию правоохранительной системы на Урале в 1917 г. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2022. № 80. DOI: 10.17223/19988613/80/9
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 177