Особенности проведения «малой приватизации» в республиках Южной Сибири
Статья посвящена изучению отдельных аспектов процесса приватизации государственной и муниципальной собственности в республиках Южной Сибири. Автор анализирует как нормативную базу экономических преобразований, так и особенности их протекания, изучает расчетные показатели приватизации и находит причины различий протекания процесса разгосударствления собственности в республиках Г орный Алтай, Хакасия и Тыва. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Features of realization of the “small privatizing” are in the republics of South Siberia.pdf Указ Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» [1] дал старт «малой приватизации». Согласно данному Указу Президента РФ, именные вклады отменялись, и вводилась денежная форма приватизации. Малой приватизацией охватывались «предприятия оптовой и розничной торговли, бытового обслуживания, предприятия строительной отрасли и транспортного обслуживания с числом работников до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов до 1 млн руб.» [Там же]. Федеральная программа приватизации устанавливала расчетные показатели по приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 г. для республик в составе РФ [2]. Как демонстрирует табл. 1, для регионов Южной Сибири были установлены примерно равные показатели по приватизации. Несколько ниже необходимый процент приватизации был рекомендован для Республики Тыва. Согласно рекомендациям федерального центра, в регионах были созданы республиканские, муниципальные и районные комитеты по управлению государственным имуществом. В каждом регионе создавалась собственная программа приватизации. В первую очередь приватизации подлежали предприятия торговли и бытового обслуживания. Это объяснялось упрощенным процессом их расгосударствования. Так, в Республике Алтай в 1992 г. была запланирована приватизация объектов торговли, общественного питания и предприятий бытового обслуживания. Г лавная цель, которая была озвучена руководством республики, -решение проблем дефицита и насыщение рынка промышленными и продуктовыми товарами. «Малая» денежная приватизация в Республике Алтай шла с опозданием от других регионов. М.С. Каташев отмечает, что, «несмотря на отсутствие республиканской программы приватизации, муниципальные образования республики самостоятельно проводили приватизацию» [3. C. 90]. Городская программа приватизации г. Горно-Алтайска была принята 20 февраля 1992 г., когда в России еще не была разработана нормативная база приватизации, а действовало только временное положение. Приватизация предприятий бытового обслуживания и общепита происходила по схеме «аренда с выкупом». Причем выкуп должен быть произведен до июня 1992 г. по старым ценам, без учета инфляции. Торговые предприятия приватизировались по конкурсу [4]. Так, по данным М.С. Каташева, «...из числа приватизируемых предприятий 19 продавались по конкурсу, на базе двух крупных объектов («Горно-Алтайторг» и магазин 46) были созданы акционерные общества с предоставлением льгот рабочим коллективам» [3. C. 88]. Т аблица 1 Расчетные показатели по приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 г. для республик в составе Российской Федерации, % от общего числа предприятий Отрасли Республика Горный Алтай Республика Тыва Республика Хакасия Легкая промышленность 60 60 60 Пищевая промышленность 50 50 50 Строительная промышленность 50 50 50 Промышленность строительных материалов 50 45 50 Производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства 60 - 60 Автомобильный транспорт 60 45 60 Розничная торговля 60 40 60 Оптовая торговля 50 50 50 Общественное питание 50 50 45 Бытовое обслуживание 60 60 50 Тышта Е.В. Особенности проведения «малой приватизации» в республиках Южной Сибири 103 ность отошли все хлебокомбинаты, Каа-Хемский угольный разрез и практически все предприятия сельского хозяйства (совхозы), предприятия «Тува промохота» [6. Д. 1461. Л. 24]. Далее шли списки предприятий, подлежащих приватизации по городам и районам республики, далее по отраслям. Интересен факт, что ответственными лицами по разработке и реализации отраслевых программ приватизации назначались руководили предприятий (проблема «красных директоров»). Например, разгосударствлением территориального производственного объединения хлебопекарных и макаронных предприятий руководил его генеральный директор А.А. Рудольф. Программа приватизации в Туве имела свои особенности, в частности особые льготы при проведении приватизации. Продажа государственных предприятий частным лицам была возможна только при отказе трудового коллектива от таких форм приватизации, как акционирование и аренда с последующим выкупом. Передача собственности должна была производиться на возмездной основе. Отмечалось форсированное проведение «малой» приватизации, охватывающей торговлю, сферу общественного питания и оказания услуг населению, мелкое и среднее производство товаров народного потребления. Преимущественным правом на приобретение в собственность предприятий традиционных промыслов и кустарных ремесел должно было пользоваться коренное население республики. При приватизации собственности предпочтение должно было отдаваться молодежи до 30 лет, постоянным (оседлым) жителям Тывы по сравнению с другими покупателями. При приватизации жилья приоритеты необходимо было предоставлять многодетным семьям, работникам отгонного животноводства с предоставлением определенных льгот [Там же. Д. 1466. Л. 135-136]. Если в Хакасии в комиссии по приватизации входили в основном чиновники различного уровня, депутаты органов представительной власти, то в Туве -руководители предприятий данной отрасли производства. Так, в состав республиканской комиссии по коммерциализации и приватизации сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, помимо заместителя Председателя Государственного комитета по управлению государственным имуществом РТ, входили директор арендного предприятия «Кызыл-промторг», директор арендного предприятия «Кызыл-продуктторг», директор треста общественного питания и представитель профсоюзов [Там же. Д. 1480. Л. 25]. Срок завершения коммерциализации предприятий торговли и сферы обслуживания был определен руководством республики до 1 мая 1992 г. Но в работе Г.Н. Балакиной «Экономика региона в период реформ: Республика Тыва» сообщается, что «“малая” приватизация в Туве завершилась только к концу 1994 г. Самый первый приватизированный магазин в Республике Тува - бывший магазин продторга № 33 по ул. Каа-Хем»[8. C. 28]. Обязательная приватизация началась в 1992 г. На первом ее этапе (1-3-й кварталы 1992 г.) проходила приватизация оптовой и розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания, предприятий, осуществляющих первичную переработку сельскохозяйственной продукции, объектов незавершенного строительства. Второй этап (1993-1994 гг.) - это приватизация автотранспортных предприятий, предприятий строительства, легкой и пищевой промышленности (табл. 2). Приватизация розничной торговли, общественного питания, предприятий бытового обслуживания должна была проходить по конкурсу. Необходимо отметить, что потребительская кооперация, обслуживавшая сельчан, приватизации не подлежала. Анализируя вышеприведенные цифры, можно сделать следующий вывод. На первом этапе приватизации в Республике Тыва наиболее активно приватизировались предприятия общественного питания и транспортного обслуживания, в меньшей степени - строительной отрасли и легкой промышленности. Небольшой процент приватизируемых предприятий в розничной торговле - отличительная черта тувинской приватизации - объясняется тем, что большинство сельских магазинов, входивших в сеть потребительской кооперации, не подлежало приватизации. Т аблица 2 Расчетные показатели по приватизации в Тыве [9. Д. 174. Л. 127] Отрасли Удельный вес приватизируемых предприятий к их общему количеству 1992-1993 гг 1994 г. Легкая промышленность 20% 20% Пищевая промышленность 50% 26% Строительство 13% 13% Т ранспорт 76% 10% Бытовое обслуживание 33% 20% Розничная торговля 36% 2% Оптовая торговля 66% 2% Общественное питание 85% - О том, что федеральный центр был заинтересован в скорейшем проведении приватизации, можно судить по письму, адресованному заместителю Председателя Совета министров РСФСР, председателю Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом М.Д. Малею, от руководства Республики Алтай. В данном письме от 3 октября 1991 г. республиканские власти сообщают о мерах, принятых в регионе для проведения разгосударствления и приватизации жилья и предприятий. В частности, был образован комитет по управлению имуществом ГорноАлтайской ССР, утверждено Положение о приватизации жилищного фонда в ГАССР, а также в процессе разработки находилась республиканская Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности. [10. Д. 45. Л. 18]. Проблемы отечественной истории /Problems of history of Russia 104 Данные вопросы были рассмотрены на сессии Верховного Совета ГАССР 24 октября 1991 г., помимо общих принципов приватизации, таких как осуществление последовательных преобразований низкоэффективных государственных форм собственности в коллективную и частную собственность, создание атмосферы конкуренции и демонополизации отраслей народного хозяйства. Предполагалось использовать формы и методы, которые должны были обеспечить более высокую эффективность общественного производства при соблюдении гарантий социальной защищенности и национальных традиций и т.д. Постановление Совета народных депутатов Горно-Алтайской ССР «О разграничении собственности на территории Горно-Алтайской ССР и основных направлениях ее разгосударствления и приватизации» содержало вполне конкретные рекомендации. Например, «при аренде государственного имущества с правом его выкупа, акционировании, продаже через аукционы и по конкурсу отдавать приоритет трудовым коллективам, работающим на приватизируемых предприятиях; средства, вырученные от приватизации государственных предприятий, аккумулировать на специальных счетах и направлять на социальноэкономическое развитие территории, структурную перестройку народного хозяйства и т.д.» [11. Д. 6. Л. 6062]. Авторы данного документа считали, что приватизацию государственных предприятий следует начинать с отраслей торговли, бытового обслуживания населения, малых и средних предприятий, в первую очередь убыточных; земля и недра, воды, растительный и животный мир и иные природные и рекреационные ресурсы, которые находились в административных границах ГАССР, должны были являться общим достоянием народов, проживающих на территории республики, и не подлежать приватизации. На первом этапе не должны подлежать приватизации объекты народного образования, культуры, здравоохранения, связи, энергетики. Интересен факт, что помимо социальной и производственной инфраструктуры, что в принципе закономерно, на первом этапе не должны были быть приватизированы предприятия, реализующие вино-водочные изделия, и торговые базы [Там же]. Уже 7 мая 1992 г. Верховный Совет РА утвердил постановление, согласно которому часть земельных участков передавалась в собственность гражданам. Основой для данной транзитной идеи стало принятие Закона РСФСР «О земельной реформе». В частности, могли быть переданы в собственность участки для ведения крестьянского хозяйства в пределах среднерайонных норм, установленных в соответствии с указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. Решение о закреплении земель в собственность для ведения крестьянского хозяйства принималось районными советами народных депутатов при условии подготовки правоустанавливающих документов. Для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства -в соответствии нормами, установленными ст. 23 Земельного кодекса РСФСР [Там же. Д. 69. Л. 138]. В Республике Алтай до осени 1992 г., как и в целом по стране, проходила «малая» приватизация. Главные схемы - это продажа на конкурсной основе и выкуп арендуемых предприятий. Главным образом приватизации подлежали предприятия торговли, бытового обслуживания и общепита (муниципальная собственность). Небольшие объемы приватизируемой собственности позволили провести реформирование в сжатые сроки. Так, в 1992 г. в Республике Алтай было приватизировано 109 предприятий, из них 83 по коммерческому конкурсу, 15 - путем выкупа. Помимо этого, в первый год реформ приватизации подверглись 29% промышленных предприятий и 14% жилых помещений. В республике действовало 143 кооператива, каждый второй из которых - в строительной области. В них трудились 2 352 человека. В ходе начального этапа реформ многие кооперативы были преобразованы в хозяйственные товарищества и предприятия акционерного типа. Согласно отчету о деятельности Правительства Республики Алтай за 1992 г., в республике действовало 521 малое предприятие, в них работало более 8% всего занятого населения. При этом большинство малых предприятий было образовано на базе ранее действующих предприятий. Тем самым создавалась новая экономическая структура в регионе. 9 марта 1992 г. в Хакасии также стартовала «малая» приватизация. В частности, комитетом по управлению государственным имуществом создавались комиссии по подготовке предприятий торговли к приватизации. Помимо чиновников, таких как экономист городского (районного) финансового отдела, заведующий отделом торговли горисполкома (райисполкома) и председатель комиссии по торговле городского совета народных депутатов, в них в обязательном порядке входили представители трудового коллектива приватизируемого магазина и депутат городского совета, на участке которого находился магазин [5. Д. 1. Л. 6]. Первым предприятием, приватизированым в Абакане, стал ОРС ПГО «Красноярскгеология». Согласно договору купли-продажи № 1 от 15 марта 1992 г., за имущество ОРСа ПГО «Красноярскгеология», переданного в муниципальную собственность Абакана, в результате конкурса комитетом по управлению государственным имуществом было получено 1 541 300 руб. [Там же. Л. 8]. Подготовка к приватизации промышленных предприятий началась позже, в апреле 1992 г., когда была создана соответствующая комиссия. Одной из первых была подана заявка на приватизацию пивоваренного завода «Абаканский», который является брендом города. Данное предприятие в сентябре 1992 г. было преобразовано в акционерное общество открытого типа «Пивоваренный завод Абаканский». Схема приватизации для большинства предприятий была единой. Первоначально отдел по управлению имуществом муниципалитета выпускал распоряжение о продаже какого-либо предприятия, затем отдел по приватизации администрации города или района в 10-дневный срок после регистрации АО должен был подать заявку в Министерство финансов РХ на проведение первичной эмиссии, дать объявление в средствах массовой информации о преобразовании предприятия и начале закрытой подписки на акции в уста- Тышта Е.В. Особенности проведения «малой приватизации» в республиках Южной Сибири 105 новленные сроки, далее комитет по приватизации брал на контроль поступление средств от продажи акций по закрытой подписке. После завершения взаиморасчетов по продаже акций членам трудового коллектива оставшиеся акции продавались на открытых торгах [5. Д. 1. Л. 111-112]. В качестве особенности «малой» приватизации в Хакасии можно отметить, что, по данным целевых показателей приватизации государственных и муниципальных предприятий различных отраслей по городам и районам, доля приватизируемых объектов торговли и бытового обслуживания в столице региона была значительно меньше, чем в соседних республиках и в районах республики. [Там же. Л. 118]. Анализируя данные, представленные в табл. 3, можно сделать вывод о меньшей доле приватизируемых предприятий в г. Абакане. Тенденция на сохранение муниципальной собственности и дальнейшую сдачу ее в аренду наблюдалась и дальше в политике администрации города. Мэрия пыталась извлечь выгоду, а не освободиться от собственности. В результате данной политики в 2000-х гг. доля от доходов муниципального имущества в бюджете города была весьма значительной. Т аблица 3 Показатели приватизации государственной (республиканской) и муниципальной собственности в Республике Хакасия, % от количества предприятий Виды собственности и территории Лег. пром. Пищ. пром. Строит. ПТО с/х Автотранс Мага зины Опт. базы Общепит Бытов. обслуж. Государственная собственность, РХ 71 66 55 75 67 - 54 - 50 Муниципальная собственность г. Абакан 50 60 45 50 г. Саяногорск 100 100 71 18 100 г. Черногорск 100 100 60 45 50 Алтайский р-н 52 42 58 Аскизский р-н 33 60 50 100 Бейский р-н 50 100 Боградский р-н 100 100 Орджоникидзевский р-н 100 60 45 50 Таштыпский р-н 100 66 60 50 Усть-Абаканский р-н 60 60 45 100 Проблемы отечественной истории /Problems of history of Russia 106 предприятия и удовлетворения общественных потребностей в его продукции, работах, услугах и реализации на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов товарищества [5. Д 14. Л. 180]. В состав товарищества вошли 17 человек из 30 работающих на предприятии. Доли в уставном фонде были распределены следующим образом: Л.М. Карнаушенко - 36,7%, Н.А. Сафарова (главный бухгалтер) -26,7%, Л.И. Сацукевич (кондитер) - 20%, В.М. Бацано-ва (кондитер) - 8%, остальные члены товарищества -по 0,6% уставного фонда. В результате проведенного аукциона ТОО «Преодоление» в лице его директора Л.М. Карнаушенко приобрело МП «Сластена» за 130 млн руб. (цены декабря 1993 г.) [Там же. Л. 178].
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 14
Ключевые слова
республики Южной Сибири, «малая приватизация», приватизация, расчетные показатели приватизации, деятельность комитетов по приватизацииАвторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Тышта Елена Владимировна | Хакасский университет им. Н.Ф. Катанова | доцент кафедры теории и истории государства и права Института истории и права | tyshta@mail.ru |
Ссылки
Особенности проведения «малой приватизации» в республиках Южной Сибири | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2022. № 80. DOI: 10.17223/19988613/80/11
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 180
Вы можете добавить статью