История революции и гражданской войны в Сибири объединила их судьбы Творческий путь В.А. Овсянкина и С.А. Сидоренко
На материалах архивной документации, периодических изданий, источников личного происхождения отражена специфика научного пути профессоров Владимира Александровича Овсянкина (1909-1985) и Семена Анисимовича Сидоренко (1905-1980). Авторы обращаются к основным аспектам совместного творчества ученых, связанных с исследованием истории революции и Гражданской войны в Сибири. В статье отражена исследовательская позиция авторов. На основе анализа научных публикаций определен их личный вклад в изучение данной проблематики. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The history of the Revolution and the Civil War in Siberia united their destinies. The creative path of V.A. Ovsyankin a.pdf Осмысление 100-летнего рубежа событий революций 1917 г. и Гражданской войны в России актуализирует внимание к научным трудам и судьбам ученых, посвятивших свою жизнь изучению данной проблематики. Среди них достойное место занимают имена профессоров Владимира Александровича Овсянкина (1909-1985) и Семена Анисимовича Сидоренко (1905- 1980). Их научный и жизненный путь складывался порой непросто, но они с честью выходили из трудностей, поднимаясь на новые высоты. Вместе с тем в научной литературе отсутствуют исследования их совместного научного творчества. В данной статье авторы, освещая жизненный и профессиональный путь ученых, ставят своей задачей раскрыть их вклад в развитие знаний по истории революций 1917 г. и Гражданской войны в Сибири. Статья написана с привлечением архивных документов, извлеченных из фондов Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб.), архива Томского государственного университета, материалов периодических изданий, источников личного происхождения, в том числе семейного архива С.А. Сидоренко, ряд из которых впервые вводится в научный оборот. Свой путь в науку герои нашего исследования начали фактически после завершения Гражданской войны и перехода страны к мирному развитию. Сложность переходной эпохи отразилась в переплетении противоречивых тенденций в развитии отечественного научного сообщества. Инфильтрация новых ценностей в общественное сознание была тесно сопряжена со стремлением ограничить роль и влияние дореволюционной профессуры и подготовкой новых кадров национальной интеллигенции, причем не только технической. Возросла потребность достаточного числа научных кадров в области истории. В ведущих вузах страны открылись исторические факультеты. В целях подготовки высококвалифицированных специалистов были скорректированы правила поступления в вузы - не по принципу подходящего классового происхождения, как это было в самом начале 1930-х гг., а на основе приемных испытаний. В 1935 г. на заочное отделение исторического факультета Ленинградского государственного университета (ЛГУ) поступил выпускник Омского комвуза Семен Анисимович Сидоренко, имевший к этому времени 10-летний педагогический стаж. Четыре курса он окончил заочно, а в 1939 г. как отличник учебы был командирован в Ленинград для завершения обучения на дневном отделении (в счет 2% отбора). Сидоренко с большим воодушевлением погрузился в новую для него вузовскую атмосферу [1. С. 144]. Исторический факультет ЛГУ, несмотря на определенные потери начала 1930-х гг., представлял собой один из наиболее ярких коллективов ученых и педагогов. На становление С.А. Сидоренко как ученого большое влияние оказала целая плеяда выдающихся историков - будущие академики Б.Д. Греков, В.В. Струве, Е.В. Тарле, профессора В.В. Мавродин, С.Б. Окунь, С.Н. Валк, О.Л. Вайнштейн, М.И. Артамонов, А.И. Молок, С.Я. Лурье и другие преподаватели, сумевшие передать высокую научную культуру и преданность избранному делу. Значительное внимание на историческом факультете уделялось подготовке кадров историков-профес-сионалов. С этой целью студентов привлекали к научно-исследовательской работе по основным научным направлениям кафедр. Одним из направлений кафедры истории СССР было изучение истории Гражданской войны, в значительной степени связанное с именами профессора Н.А. Корнатовского и молодого доцента В.А. Овсянкина. С.А. Сидоренко, уроженец д. Черниговка Томской губернии (ныне Новосибирской области) был прикреплен для выполнения научной работы к В.А. Овсянкину. Предложенная тема - «Разгром Колчака» - была ему близка. Подростком 13-15 лет он пережил все тяготы, выпавшие на долю гражданского населения Сибири в эти годы. Работа над темой определила творческое содружество студента и научного руководителя на многие годы вперед. И этому были свои основания. Их многое объединяло. Оба вышли из крестьянской среды, из отдаленных регионов: Семен Анисимович - из сибирской глубинки, Владимир Александрович - из СевероЗападного региона России - д. Алфёровки Северодвинской губернии (Архангельской области). Оба с молодых лет вынуждены были работать, помогая себе и своей семье. Оба прошли школу комсомола, активно включились в работу новых органов власти. B. А. Овсянкин в 1925-1929 гг. работал в волостном и уездном комитетах ВЛКСМ на ответственной работе, был секретарем волостного комитета ВЛКСМ. C. А. Сидоренко около десяти лет был секретарем сельской комсомольской организации, в 1926-1939 гг. избирался и был членом сельского и районного советов. Для обоих характерными были огромное желание учиться, большой интерес к исторической науке, истории России. Волею судьбы оба оказались причастными к одному из ведущих вузов страны - Ленинградскому государственному университету. Оба успешно завершили обучение и были рекомендованы для продолжения учебы в аспирантуре исторического факультета. В 1938 г., по окончании аспирантуры, В.А. Овсянкин защитил кандидатскую диссертацию по теме «Разгром Колчака», в 1939 г. решением ВАК был утвержден в звании доцента [2]. В 1940 г. в числе первых аспирантов к нему был прикреплен С.А. Сидоренко. Война прервала совместную научную работу аспиранта и его научного руководителя. В первые же дни войны С.А. Сидоренко подал заявление о добровольном вступлении в армию. В рядах народного ополчения работал по созданию линии обороны на подступах к Ленинграду. Рядом со студентами участвовали в рытье противотанковых рвов и преподаватели. На самых тяжелых участках рядом с аспирантом трудился его научный руководитель В.А. Овсянкин. В начале июля 1941 г. С.А. Сидоренко вызвал секретарь парткома университета и объявил о формировании из числа студентов, аспирантов и преподавателей отряда особого назначения: «Вы писали работу о разгроме Колчака, следовательно, знакомы с под- Сидоренко Н.С., Ткачев С.М. История революции и гражданской войны в Сибири объединила их судьбы 165 польной работой в тылу врага, владеете немецким языком и Ваше участие в отряде весьма желательно», -сказал он. [3. С. 50]. С.А. Сидоренко без колебаний дал свое согласие. Так тема научного исследования наряду с подходящими данными общефизической и языковой подготовки определила в ходе строжайшего отбора его кандидатуру в состав особого отряда для ведения диверсионноразведывательных действий на территории, временно оккупированной противником. Отряд действовал в Тос-ненском районе Ленинградской области в течение девяти месяцев - в самое тяжелое для страны время, нанося ощутимый ущерб противнику [4. С. 19-21]. Как отметил Президент В.В. Путин, «...в начале войны потребовалось создание большого количества специальных подразделений. Часто люди уходили на боевое задание и без глубокой должной подготовки и без специального вооружения. И, конечно, несли большие потери». Вместе с тем в годы войны эти подразделения наносили серьезные удары по врагу, уничтожали штабы и коммуникации, добывали важнейшие разведданные [5]. Общую судьбу таких отрядов разделил и отряд ЛГУ. Для С.А. Сидоренко «дорога домой» прошла через пленение и побег. Победу он встретил в составе 24-го Г вардейского кавалерийского полка. Однако встреча с Ленинградом оказалась тяжелой - в блокадном городе погибла вся его семья. Оформив восстановление в аспирантуре, С.А. Сидоренко взял отпуск для поездки на родину, в Сибирь. Встреча с родными помогла ему принять решение о начале «новой жизни». Преодолевая боль утрат, он вернулся в университет и продолжил обучение в аспирантуре. Здесь С.А. Сидоренко узнал, что пришлось пережить родному университету и факультету в годы войны. Силы придавало сознание того, что даже в таких сложных условиях факультет не прекратил своей деятельности. С гордостью он воспринял известие о высоком патриотизме его научного руководителя, который в годы эвакуации факультета в г. Саратов исполнял обязанности заместителя декана, ведя одновременно большую научную работу. В 1944 г. его работа над диссертацией по теме «Борьба за советскую власть в Сибири в 1917-1920 гг.» была поддержана назначением сталинской докторской стипендии. С реэвакуацией в 1944 г. в Ленинград ему доверили большую организаторскую деятельность - возглавить штаб по восстановлению здания университета. Как талантливый оратор и энергичный руководитель он был назначен на должность заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации Ленинградского ГК ВКП(б) по науке и вузам [6. С. 33]. Аспирант поделился с Владимиром Александровичем своим великим горем и, получив слова поддержки, «с головой окунулся в работу». В декабре 1947 г., по завершении обучения в аспирантуре, успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Революция в Сибири (установление советской власти в Сибири)». Распоряжением Министерства высшего образования СССР был направлен на работу в Томский государственный университет им. В.В. Куйбышева. На историческом отделении историко-филологического факультета университета началась его педагогическая деятельность. В 1947-1948 учебном году С.А. Сидоренко читал курс «Историография СССР», вел спецкурс «Подготовка и проведение Великой Октябрьской социалистической революции в Сибири», спецкурс по истории Октябрьской социалистической революции [7. Л. 10, 12]. Послевоенное десятилетие оказалось по-разному сложным как для В.А. Овсянкина, так и для С.А. Сидоренко. В 1951 г. сфабрикованное «Ленинградское дело» вырвало Владимира Александровича с исторического факультета ЛГУ более чем на два года. Только в 1953 г. он был реабилитирован и восстановлен на работе в университете. Для Семена Анисимовича эти годы стали в прямом смысле годами борьбы за жизнь, за здоровье, подорванное в условиях войны и пленения. Пришлось пройти ряд сложных операций. В 1956 г. он обрел новую семью. Стало возможным возвращение к любимой научной и педагогической деятельности. 1960-1970-е годы явились своего рода вершиной педагогической, научной и организаторской деятельности В.А. Овсянкина и С.А. Сидоренко. В этот период в полной мере раскрылись научный потенциал и выдающиеся организаторские способности Владимира Александровича Овсянкина. Его научная деятельность во многом способствовала становлению новейшей истории России - научной дисциплины, получившей всеобщее признание не только в нашей стране, но и за ее пределами. Необходимость научного исследования проблем гражданской истории XX в. и преодоления доминировавшего с начала 1930-х гг. партийного подхода становилась все более очевидной. В начале 1960-х гг. B. А. Овсянкину удалось добиться создания сектора истории советского общества на одноименной кафедре исторического факультета ЛГУ. В 1968 г. сектор был преобразован в кафедру истории советского общества (ныне кафедра новейшей истории России), которую более 20 лет он и возглавлял. Под его руководством кафедра превратилась в один из ведущих центров страны по изучению истории революции и Гражданской войны, истории рабочего класса [8. С. 102]. При этом в тематике научных исследований В.А. Овсянкина сохранился устойчивый интерес к истории Гражданской войны в Сибири. В декабре 1969 г. ему было присуждено ученое звание профессора без защиты докторской диссертации. Как справедливо заметил один из его молодых коллег, «это был редчайший случай признания заслуг ученого и организатора...» [6. С. 33]. Одновременно Владимир Александрович вел активную деятельность по подготовке научно-педагогических кадров. Только за 1968-1974 гг. он подготовил 12 кандидатов наук, а 5 его учеников защитили докторские диссертации и получили звания профессоров. Среди своих учеников - докторов наук - В.А. Овсянкин выделял и Семена Анисимовича Сидоренко [8. С. 110; 9. Л. 32-33]. С 1949 г. педагогическая и научная деятельность C. А. Сидоренко продолжилась в Челябинском государственном педагогическом институте (ЧГПИ), куда он был переведен из ТГУ по семейным обстоятельствам и где проработал до конца жизни. В 1972 г. защитил Проблемы историографии, источниковедения... /Problems of historiography, source studies... 166 докторскую диссертацию в диссертационном совете на кафедре истории СССР ЛГУ по теме «Сибирь в период мирного развития революции (март - середина июля 1917 г.)». Положительные отзывы на автореферат диссертации прислали академик И.И. Минц, профессора И.М. Разгон, П.И. Рощевский, М.М. Шорников, В.П. Сафронов. В 1974 г. Сидоренко получил звание профессора. Ему выпала честь стать первым профессором отечественной истории среди историков Южного Урала. С конца 1950-х гг. на новом уровне возобновилось научное сотрудничество В.А. Овсянкина и С.А. Сидоренко как ученых, увлеченных вопросами истории революции и Гражданской войны в Сибири. В 19581962 гг. в Вестнике ЛГУ был опубликован ряд их совместных статей, в которых нашли отражение исследовательская позиция авторов, их особое внимание к вопросу источников изучения темы. Отдавая должное архивным документам, отложившимся в региональных и центральных архивах страны, они в то же время высказали мнение об особой роли газетной периодики, фактически представлявшей собой комплекс источников, что вполне соответствует современной трактовке вопроса [10]. Ученые актуализировали это положение применительно к ситуации в Сибири, где «по многим вопросам навсегда останется единственным источником периодическая печать, которая также сохранилась далеко не полно» [11. С. 158]. Авторы подчеркивали значение корреспонденций, содержавших ценный фактический материал, ссылаясь в том числе на традиции дореволюционной отечественной историографии: «Но и листок повременной газеты - говорил еще Грановский, - так же дорог для историка, как хартия летописи» [Там же]. В публикациях и выступлениях на научных конференциях ученые в условиях доминирования партийного подхода смело отстаивали принцип объективности. Считали необходимым привлечение «наряду с документами, исходящими от большевистских организаций... документов враждебного лагеря», «для характеристики положения на фронтах... использовать “Бюллетени Сибирского верховного командования”, которые давали более подробное освещение военных событий, чем газеты “Власть труда” и “Центро-Сибирь” [Там же. С. 160]. События 1917-1920 гг. в Сибири ученые осмысливали сквозь призму давних разнохарактерных конфликтов, резко обострившихся под влиянием затянувшейся мировой войны, что обусловило революционный взрыв 1917 г. и его последующее перерастание в военно-политическое противостояние [12. С. 47-50; 13. С. 100-109]. Учеными был выявлен и систематизирован значительный объем эмпирических данных, в научный оборот введено большое число новых исторических источников, сформулирован ряд положений и выводов, не утративших научной значимости и сегодня. Существенный вклад в реконструкцию и осмысление процесса нарастания политической конфронтации в Сибири в апреле-июне 1917 г., того, что мы сегодня характеризуем как «сползание» общества в состояние гражданской войны, внесли работы С.А. Сидоренко. Ученым выявлен и проанализирован обширный фактический материал, отражающий восприятие основными социальными группами Сибири социально-политической действительности в изучаемый период. Реконструированы модели их поведения, проанализировано влияние на массовую психологию и выбор вариантов поведения политических партий и их лидеров, среди которых особо выделено воздействие комитетов социалистических партий - социал-демократов и эсеров. Рост влияния большевиков интерпретирован как процесс принятия массами их лозунгов в ходе инициативного участия масс в поиске выхода из углублявшегося социально-экономического и политического кризиса в условиях затянувшейся войны [14]. Возможности политики социальной солидарности и компромисса, связанные с идеологией и тактикой умеренных социалистов, признавались несостоятельными вследствие слабости политики Временного правительства и скатывания местного аппарата управления в состояние безвластия [15. С. 20]. Одними из первых В.А. Овсянкин и С.А. Сидоренко поставили вопрос о необходимости изучения «в историческом разрезе социальной психологии» [8. С. 108]. В научных публикациях и монографическом исследовании С.А. Сидоренко акцентировал внимание на роли «человека в военной форме» в событиях 1917-1920 гг. в Сибири. Переход солдат на сторону революции в феврале 1917 г. отмечен как важный фактор, обеспечивший ей мирную победу [16. С. 217], а в последующие месяцы - рост политического влияния советов (наиболее ярко на примере Томского совета, опиравшегося на 70-тысячный гарнизон и обладавшего фактическим единовластием) [14. С. 23]. С.А. Сидоренко выявлено революционизирующее воздействие отпуска солдат в деревни на сельхозработы, что способствовало развитию аграрного движения в Сибири [Там же. С. 215-227]. Одним из факторов, усиливших психологическое напряжение и рост готовности к использованию оружия в борьбе интересов, определен им широкий и разнородный миграционный поток, резко возросший в годы Первой мировой войны, который вел к трансформации традиционной структуры сибирского общества, нес в себе потенциал использования различных форм борьбы [Там же. С. 38-39, 58-59]. С.А. Сидоренко внесены коррективы в представление о численности рабочих Сибири и степени их политической активности. Выявленные им данные подтверждают современные представления о том, что рабочие Сибири не были однородной массой и что воздействие на ход общественно-политической жизни определяла именно активная их часть. По мнению ученого, к ней относилось около четверти промышленных рабочих, сконцентрированных в промышленных заведениях шести городов - Барнаула, Иркутска, Красноярска, Омска, Томска и Новониколаевска (ныне Новосибирск) [17. C. 60]. Практика борьбы за экономические интересы содействовала политизации их сознания, росту влияния большевиков и их лозунгов, что приводило «народные массы в непосредственное столкновение с буржуазией, Временным правительством и его ставленниками на местах...» [Там же. С. 49-50]. В то Сидоренко Н.С., Ткачев С.М. История революции и гражданской войны в Сибири объединила их судьбы 167 же время основную ответственность в нарастании политической конфронтации в Сибири в течение 1917 г. ученые возлагали на политических противников большевиков [17. С. 49-50, 68-69]. Следует отметить, что С.А. Сидоренко справедливо указывал на внимание большевиков к пропаганде, использованию ярких и убедительных слов и символов в полемике со своими политическими конкурентами, что обеспечивало им успех. В частности, это прослежено на примере работы Первого Съезда горнорабочих Западной Сибири [18. С. 338]. Военно-историческая составляющая событий Гражданской войны в Сибири стала частью научного исследования В.А. Овсянкина и традиционной тематикой проводимых им спецкурсов и семинаров [19, 20]. Несмотря на идеологические установки советского времени в подаче материала, В.А. Овсянкин и С.А. Сидоренко не были склонны к героизации данного периода. Пережив события этой эпохи в ранней юности, они в полной мере ощутили ее сложность и трагизм. В то же время в работах авторов прослеживается и личная оптимистичная позиция, обусловленная формированием в советской России новых социальных лифтов, открывших им дорогу в науку и научное сообщество [21]. Жизненный путь В.А. Овсянкина и С.А. Сидоренко отражает специфику целой эпохи в истории советского общества и государства. Они не были «кабинетными» учеными, их активная жизненная позиция определила высокую эффективность в педагогической и общественной сферах деятельности. В.А. Овсянкин в должности заведующего кафедрой отечественной истории (1968-1974) добился значительных темпов ее развития, введения новых учебных дисциплин, специальных курсов. Его всегда окружали многочисленные ученики. Владимир Александрович входил в состав ряда ученых советов, в том числе по истории Октябрьской революции при АН СССР, являлся членом Головного совета по истории при Министерстве высшего образования РСФСР. За заслуги в научной и педагогической деятельности в 1970 г. был занесен на университетскую доску почета ЛГУ [8. C. 110-111]. С.А. Сидоренко большую учебную, научную работу в вузе сочетал с активной общественной деятельностью на факультете, в институте, городе и регионе. Уже первые лекции и первые практические занятия Семена Анисимовича позволили коллегам сказать, «что в наш коллектив вошел историк высочайшей квалификации, целеустремленный, требовательный к себе и к студентам» [22. С. 14]. Такой образ пронес он до последнего года работы. Студенты отмечали: «Мы в мертвой тишине ловили каждое слово и уже в письменном виде отражали его в конспектах. И так практически на всех лекциях. Мы, пожалуй, были подавлены эрудицией профессора. ... Все формулировки были отточены, лекции логично построены, материал интересен» [23. С. 27]. Как ученого и педагога его отличало бережное отношение к историческим источникам. Серьезное внимание уделял он вопросам историографии, привлекая внимание студентов к значимости этой работы. С именем С.А.Сидоренко связаны многие традиции исторического факультета ЧГПУ: участие преподавателей в дискуссиях на страницах центральных исторических журналов; проведение межвузовских научнопрактических конференций и выпуск сборников «Из истории Южного Урала и Зауралья»; участие в конкурсах учебников по истории России; проведение очнозаочных семинаров с учителями сельских районов; прием экзаменов по «творческим вопросам» и др. В течение ряда лет С.А. Сидоренко активно участвовал в общественном движении по охране памятников истории и культуры (ВООПИК), был членом научного Совета при архивном отделе облисполкома. Как настоящий патриот он не мог оставаться равнодушным к попыткам сноса зданий и сооружений, имеющих историческое и культурное значение. Горячо отстаивал свою позицию на различных инстанциях властных структур, не боясь быть «в опале». Часто выступал перед населением, в печати, привлекал на свою сторону многих, и в первую очередь молодежь, студентов. Благодаря общим усилиям удалось сохранить многие здания Челябинска, Троицка и других городов Южного Урала, которые сегодня составляют их неповторимый колорит. Широта научных интересов и направлений деятельности В.А. Овсянкина и С.А. Сидоренко, их личный вклад в науку, формирование целого поколения учителей, ученых, общественных деятелей позволяют говорить о том, что их имена заняли достойное место в отечественном научном сообществе XX столетия.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 18
Ключевые слова
Гражданская война, революции 1917 г, Сибирь, В.А. Овсянкин, С.А. Сидоренко, научная биографияАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Сидоренко Надежда Семеновна | Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет | доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры отечественной истории и права | sidorenkons@cspu.ru |
Ткачев Сергей Михайлович | Томский государственный университет | доктор исторических наук, профессор, заместитель начальника отдела сопровождения образовательных программ | tkachev5319@yandex.ru |
Ссылки

История революции и гражданской войны в Сибири объединила их судьбы Творческий путь В.А. Овсянкина и С.А. Сидоренко | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2022. № 80. DOI: 10.17223/19988613/80/19
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 177