Интернационализация как практика социальной адаптации иностранных студентов в контексте постпандемического периода (на примере Томского университета систем управления и радиоэлектроники - ТУСУРа) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2022. № 80. DOI: 10.17223/19988613/80/23

Интернационализация как практика социальной адаптации иностранных студентов в контексте постпандемического периода (на примере Томского университета систем управления и радиоэлектроники - ТУСУРа)

Статья посвящена выявлению проблемных зон образовательной и социокультурной адаптации иностранных студентов в современном университете. Анализируются результаты социологического опроса студентов-иностранцев по проблемам интернационализации, отмечен ряд аспектов, связанных с социальнокоммуникативной проблематикой, акцентируется внимание на способах форматирования гармоничного интернационального пространства в условиях университета. Такое видение сегодня релевантно отвечает социальноэкономическим и геополитическим вызовам мира и задает новую исследовательскую реальность в области онлайн-взаимодействия и новых возможностей адаптации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Internationalization as a practice of foreign students' social adaptation in the context of the post-pandemic perio.pdf Геополитический и экономический характер современной социальности ставит новые задачи в сфере управления образованием в рамках вуза. В настоящий момент, несмотря на сложившиеся условия неопределенности, открытость университета в области международного обмена остается одним из стандартов российского образования, что способствует продвижению национальных интересов. В связи с выше обозначенным, актуальной продолжает оставаться разработка адаптационных механизмов и инструментов формирования безбарьерной интернациональной среды вуза. Сегодня образование как отражение реалий современного мира направлено не только на формирование целей утилитарно-технологического характера, но и на ценностные характеристики, сближающие народы (идеалы добра, справедливости, равенства). Осознание ценности межличностного взаимодействия и коммуникации как таковой наиболее ярко проявилось в ходе пандемических вызовов (вынужденная изоляция, страх перед неизвестным, чувство опасности и т.п.), детерминировавших постпандемийные состояния (повышенная тревожность, снижение коммуникативных навыков, уход в интроверсию и т.п.), требующие управления и коррекции. Вместе с тем позитивным фактором в ряде вузов выступило экстренное внедрение новых информационно-коммуникативных технологий, платформ как на уровне административного управления, так и непосредственно в образовательном процессе. С точки зрения содержания интернационализации это сохранило наработанные ранее связи и не снизило качество образовательных услуг, что сыграло ключевую роль в сохранении контингента иностранных студентов. В настоящее время в научном дискурсе представлен широкий спектр теоретико-методологических исследовательских работ по проблемам интернационализации высшего образования и формирования международного рынка образовательных услуг (Ф. Альтбах, Э. Биркенс, Ю.П. Вахрушев, И.В. Аржанова, В.М. Жу-раковский, А.Б. Воров, А.Н. Джуринский, Е.А. Князев, Н.В. Дрантусова, М.В. Ларионова, О.В. Перфильева, М.М. Лебедева, О.Н. Олейникова, М.П. Пальянов, И.Ю. Малкова, О.Г. Масленникова, Ю.Н. Зиятдинова, А.Н. Безруков, С.Е. Бич, А. Наги, У. Нотдурфтер, О. Гроувс, Х. Чен, И. Вереникина и др.) [1-18]. Современное исследовательское поле характеризует трансформацию интернационализации. Так, в работе С. Бич обосновывается необходимость «проявления заботы» как обеспечения комфортной и привлекательной образовательной среды, создания благоприятных условий обучения, что является важной составляющей процесса набора иностранных студентов [2]. Востребованность тренда интернационализации образования приводит к росту контингента иностранных студентов в большинстве университетов. А. Наги и У. Нотдурфтер рассматривают вопросы интернационализации с включением потенциала социальной работы в качестве обязательного модуля в программе подготовки студентов [6]. Этот подход как адаптационный механизм способствует интеграции студентов в принимающее сообщество. Раитина М.Ю., Покровская Е.М., Зиновьева В.И. Интернационализация как практика социальной адаптации 203 В контексте интернационализации до пандемии выстраивалась приоритетная логика, целью которой выступало построение комфортной безбарьерной интернациональной среды, основанной на научной теоретико-методологической базе. Фундирующей основой являлась теория Б. Лиска, обоснованная еще в допандемийный период, согласно которой выделялись этапы процесса интернационализации, возможность ее использования как способа укрепления идеи глобального гражданства, которые в допандемийный период являлись актуальными. Он подчеркнул роль академической мобильности и обратил внимание как на внешнюю, так и на внутреннюю сторону интернационализации [19, 20]. Целью данной работы является анализ процесса внешней образовательной миграции, определение содержания этапов, выявление проблем постпандемического периода и направлений по их эффективному решению на примере ТУСУРа. Сохранение устойчивости образовательной среды в условиях вызовов пандемии связано со сформированной в предшествующий период в университете практикой комфортного интернационального взаимодействия, позволившей гибко адаптировать образовательную среду (обучение и воспитание) для всех участников образовательного процесса. Так, первоначально была принята за основу «модель заботы», в соответствии с которой студенты были включены в экосистему вуза: 1) они обучались в общих академических группах; 2) проживали в одних общежитиях с российскими студентами; 3) приглашались на совместные мероприятия и, таким образом, не находились в изоляции. Помимо этого, сложившейся университетской практикой адаптации стало изучение русского языка в течение довузовской подготовки (1-2 года), первых двух лет бакалавриата и первого года обучения в магистратуре как самостоятельного предмета, работа различных неформальных «разговорных клубов», система кураторства, тьюторства и т.п. Такая практика приводит к свободному владению русским языком, погружению в социальный и культурный контекст принимающего сообщества, помогает более глубокому пониманию дисциплин подготовки в рамках специальности. Все вышеобозначенное сближает студентов различных национальностей, формирует приятельские отношения и дружеские связи. Отметим, что разработка адаптационных механизмов и инструментов формирования безбарьерной интернациональной среды вуза зависит от развитой вузовской инфраструктуры, в понятие которой вкладываются: наличие программ довузовской подготовки, нацеленных на вопросы мотивации иностранных граждан к обучению в ТУСУРе; создание новых служб или выполнение новых функций университета в рамках Международного отдела и Центра обучения иностранных граждан. Со своей стороны, общественные организации вуза, Центр внеучебной работы (в настоящее время - Молодежный центр вуза) способствовали реализации новой молодежной повестки для осуществления международной деятельности. Внезапный переход вузов к дистанционному формату обучения в рамках противоэпидемических мер обнаружил ряд проблем и особенностей дистанционного обучения, оказавших существенное влияние на сферу академического обмена. Значимыми стали такие образовательные форматы, как электронное обучение, формы дистанционного взаимодействия. В связи с этим в ТУСУРе усилилась разработка авангардных научных направлений, был основан Центр компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) «Технологии доверенного взаимодействия». Эти технологии ориентированы на применение интеллектуальных элементов и комплексов в цифровой среде и предназначены для обеспечения функционирования различных приложений и платформ, отражают приоритет безопасности граждан и способствуют распространению информации в учебной, исследовательской и других видах деятельности, в том числе при обучении иностранных студентов. Эти технологии фактически обеспечивают суверенитет информационного обмена, безопасность личных кабинетов. Среда доверия - важнейшее условие безопасного функционирования общества и личности, любых субъектов, она определяет устойчивость социальных институтов [21]. Однако при этом факторами успешного взаимодействия продолжают оставаться доверительные принципы общения: недирективность, кон-груэтность, конфиденциальность, аутентичная дружба, формирование позитивной атмосферы в вузе и т.п. Проведенный в период пандемии мониторинг среди иностранных студентов выявил ряд следующих проблемных зон: - общая дезадаптация, неподготовленность к переходу на дистанционное образование как студентов, так и преподавательского состава и др.; - сложности понимания материала в режиме онлайн-занятий; - трудности с самодисциплиной, самоорганизацией и тайм-менеджментом, рациональным планированием времени. Для преодоления вышеуказанных проблем университет использовал такие инструменты комплексной поддержки, как: - цифровое-интеллектуальное волонтерство (безвозмездное оказание помощи со стороны администрации, преподавателей и студентов, быстро освоивших новые подходы, всем остальным сотрудникам и студентам в области повышения цифровой грамотности); - расширенная информационная поддержка, включающая такие сервисы, как «личный кабинет» (информационно-аналитический ресурс для координации работы профессорско-преподавательского состава и студентов университета, направленный на организацию и планирование контактного и дистанционного образовательного процесса с заполнением и представлением различных форм отчетности, получением актуальной научной, образовательной информации и т.п.), «журнал успеваемости» (сервис ввода и мониторинга текущей и промежуточной успеваемости студентов), «журнал посещаемости» (сервис ввода и мониторинга сведений о посещаемости студентов и пр.); - возможности электронной информационно-образовательная среды ТУСУРа, включающей широкое использование платформы BigBlueButton (открытое Университетские практики: история и современность / University practices: history and modernity 204 программное обеспечение для проведения веб-конференций). Эти меры стали поддерживающим и адаптационным механизмом, позволившим всем участникам образовательного процесса, включая иностранных студентов, получить доступ к научно-образовательным ресурсам с любого устройства вне зависимости от географического местоположения, реализовать новые возможности обучения и интерактивное общение студентов и преподавателей (вебинары, чат-группы и пр.). Пандемия обозначила видимую хрупкость процесса интернационализации (локдаун, закрытие границ, ограничение личного общения и т.п.), но вместе с тем достаточно быстро был найден инструментарий решения большинства проблем по трансграничной передаче знаний в новых цифровых форматах, успешно используемый университетом. В рамках аналитики результатов образовательного процесса отметим, что в постпандемийный период процесс интернационализации трансформируется в сторону фокусировки на национальных интересах принимающего сообщества, расширяются возможные варианты деятельности на всех этапах интернационализации, согласно Б. Лиску: аналитическом, прогностическом, эмпирическом, оценочном [19, 20]. На настоящем этапе, учитывая последствия пандемии, целесообразно проанализировать особенности образовательной и социокультурной адаптации иностранных студентов с выделением проблемных зон. Данное исследование было проведено в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) в весеннем семестре 2022 г. посредством анкетного опроса в Google-формах методом случайной выборки студентов 1-4-го курсов бакалавриата и 1-2-го курсов магистратуры из ближнего и дальнего зарубежья. Всего был опрошен 81 студент, из них 54 респондента - представители ближнего зарубежья (66%) (рис. 1). Рис. 1. Страны происхождения иностранных студентов ■ Казахстан ■ Вьетнам ■ Кот д'Ивзтар Мадагаскар Привлечение студентов из ближнего и дальнего зарубежья - одна из приоритетных задач университета. В последние десятилетия ТУСУР уверенно занимает высокие позиции в рейтингах по доле иностранных студентов, поскольку является одним из лидеров в областях микроэлектроники и систем связи нового поколения, ИТ, безопасной цифровой среды и киберфизических систем, наук о космосе и инжиниринга и т.п. Понимание географии привлечения абитуриентов позволяет отследить рамки формирования интернациональной среды вуза и межкультурной коммуникации студентов. Обращение внимания к теме «ясного языка» (адаптированного варианта национального языка, рекомендованного к использованию в качестве средства обеспечения информационной доступности и безбарьерной коммуникации) способствует системной работе по включению всех участников в учебный процесс, межличностное и межкультурное взаимодействие [22]. Успех в развитии международного обмена студентов также зависит от учета факторов влияния на выбор университета (рис. 2). Исходя из полученных данных, вариант «советы родственников» превалирует для студентов из стран СНГ (39,5%) и Кот-д’Ивуара (8,5%). Ответы «хорошее владение русским языком» и «возможность трудоустроиться в России» характерны как для студентов из ближнего (25,9%), так и из дальнего зарубежья: Кот-д’Ивуара (4,9%), Вьетнама (6%). Ответ «возможность трудоустроиться в России» выступает значимым фактором влияния на выбор страны обучения и вуза, поскольку определяет качество образования в вузе. Так, в исследованиях допандемийного и пандемийного периодов 89% респондентов были удовлетворены качеством обучения, а оценка степени удовлетворенности была отмечена как высокая и хорошая. В данном постпандемийном опросе фактор доступности трудоустройства по-прежнему определен как актуальный, он опосредован высоким качеством образования. Это достигается включенностью в новые научно-образовательные практики, новые средства коммуникации и процесс освоения разнообразных интерактивных форм взаимодействия. Далее представлены другие вариан- Раитина М.Ю., Покровская Е.М., Зиновьева В.И. Интернационализация как практика социальной адаптации 205 ты: «наличие информации в Интернете» (18,5% студентов из стран СНГ, 7,4% студентов из дальнего зарубежья), «место в рейтингах» (18,5 и 3,7% соответственно) и «доступность сайта вуза» (14,8 и 3,7%) (рис. 2) Экономические мотивы (престиж учебного заведения, доступность стоимости обучения, дешевизна проживания) выполняют стимулирующую функцию для привлечения иностранных студентов. Студенческая мобильность, как отмечает К. Тремблей, является тенденцией последних лет и вносит значительный вклад в обеспечение устойчивости стратегии интернационализации [23]. Этот процесс также требует комплексных инфраструктурных решений и целевой поддержки студентов из дальнего зарубежья, в том числе, в деле решения их личных проблем. Полученные данные показали, что при поступлении в вуз у большинства студентов из ближнего зарубежья (29,6%) не было никаких проблем, что свидетельствует о скоординированной работе приемной комиссии университета и ее менеджмента. Для студентов из дальнего зарубежья основными проблемами выступили бытовые условия (23,4%), причем вопросами питания студенты оказались озабочены меньше всего, недостаточное владение русским языком (22,2%) и проблемы с доступом к информации на родном языке (14,8%) (рис. 3). Место в рейтинге Возможность трудоустройства в России Доступная стоимость образования Дешивизна проживания Хорошее владение русским языком Наличие в вузе диаспоры Доступность сайта вуза Наличие информации в Интернете Рекомендации рекрутингового агентства Советы родственников, друзей 0 5 10 15 20 25 30 35 ■ Студенты дальнего зарубежья ■ Студенты ближнего зарубежья Рис. 2. Факторы влияния на выбор обучения 0 5 10 15 20 25 Не было проблем Проблема с доступом информации на родном языке Недостаточное владение русским языком Долгий период нострификации Оформление медицинского полиса Проблемы с визой Бытовые условия Особенности питания 30 ■ Студенты из дальнего зарубежья ■ Студенты из ближнего зарубежья Рис. 3. Проблемы при поступлении в вуз Университетские практики: история и современность / University practices: history and modernity 206 Язык обучения - один из значимых факторов при выборе страны обучения. Неанглоязычные страны предлагают курсы на английском языке или развивают инфраструктуру поддержки национального языка в образовательном процессе. Сегодня в ТУСУРе действуют клубы разговорного английского и русского языков, что позволяет осуществлять подлинный кросскультурный обмен, в неформальной обстановке делиться мнениями и взаимообогащать друг друга. В образовательном процессе активно развивается критическое мышление студентов, усиливаются социальные навыки, способствующие всестороннему личностному росту и совершенствованию коммуникативной компетенции. Сегодня инкорпорация форм поддержки национального языка в контексте интернационализации образования задает новый вектор в осмыслении данного понятия. Теория «ясного языка» в области интернационализации образования определяет информационную доступность с учетом потребностей целевой аудитории, перевод неадаптированных материалов к понятному, ясному варианту, что приводит к безбарьерной коммуникации и является важным фактором адаптации иностранных студентов [22]. Также среди проблем были обозначены: долгий период нострификации, оформление медицинского полиса, проблемы с визой. Вспомогательным звеном в адаптационном механизме выступили цифровые сервисы (личный кабинет абитуриента, онлайн-взаимодействие с отделом международного сотрудничества вуза, научно-образовательный портал университета и пр.), которые были созданы для навигации и сопровождения в условиях сложившихся вызовов. Отвечая на вопросы, связанные с проблемами, возникающими в период обучения, иностранные студенты из ближнего зарубежья (30,8%) отметили финансовые трудности, в то время как из дальнего зарубежья данный ответ выбрали 5% респондентов. Вместе с тем 29,6% студентов из ближнего зарубежья указывают на отсутствие проблем в период обучения, 4% студентов из дальнего зарубежья согласны с ними. Бытовые условия - проблема для студентов из ближнего зарубежья (23,4%), их мнение разделяют 6% студентов из дальнего зарубежья. Умение адаптироваться в повседневной жизни включает такую сферу жизнедеятельности, как здоровье, и вопрос о медицинском обслуживании. В исследованиях допандемийного периода было выявлено, что 50% респондентов испытывают сложности при обращении в медицинское учреждение, а остальные 50% даже не пробовали воспользоваться услугами врача, что свидетельствует о слабой социальной адаптации и недостаточном информировании со стороны вуза. Как следствие, вуз предпринял усилия в части сопровождения иностранных студентов по вопросам медицинского обслуживания, что совпало с периодом пандемии и приобрело системный характер. Были организованы круглосуточные службы реагирования, «горячие линии», проведен комплекс превентивных мер на базе вуза (обеспечение индивидуальными средствами защиты, вакцинация, термометрия и пр.). Данный постпандемийный опрос показал, что проблема медицинского обслуживания по-прежнему остается актуальной, но организация обеспечения медицинского обслуживания и вопросы информирования улучшились и не стоят так остро. Вариант «дискриминационное отношение» выбрали только 2% студентов из ближнего зарубежья (рис. 4). Таким образом, можно сделать вывод, что взаимоотношения с иностранными студентами в студенческой среде вуза строятся в целом на принципе интернационализма, т.е. принятии идей равенства. 0 5 10 15 20 25 Отсутствие проблем Финансовые трудности Дискриминационное отношение Проблемы с продлением визы Бытовые условия Доступ информации на родном языке 30 ■ Студенты дальнего зарубежья ■ Студенты ближнего зарубежья Рисунок 4. Проблемы в период обучения Финансовые трудности - значимый фактор, требующий от вуза комплексной системы институциональной поддержки. Система личных грантов на обучение, включение в научно-исследовательскую работу студентов на платной основе и прочие меры позволяют снизить тревожность о личной финансовой устойчивости и сконцентрироваться на учебном процессе. Кроме того, в процессе управления интернационализацией в образовательной системе важную роль играют инфраструктурные решения, инициированные службами Раитина М.Ю., Покровская Е.М., Зиновьева В.И. Интернационализация как практика социальной адаптации 207 проректора по международному сотрудничеству и другими подразделениями университета: кафедрами, деканатами, профсоюзными комитетами студентов и сотрудников, Молодежным центром вуза и пр. Для более точного понимания формирования адаптационных механизмов важно определить существующие способы решения возникающих проблем. Большинство студентов как из ближнего (38,2%), так и из дальнего зарубежья (28,3%) выбрали вариант «самосто ятельно», что свидетельствует о развитии личной автономности и направленности на поиск альтернативных путей решения возникающих проблем. С помощью родственников предпочитают решать проблемы 23,4% студентов из ближнего зарубежья и 2,9% из дальнего зарубежья. Отдел международного сотрудничества помогает в решении проблем 18,5% студентов из дальнего зарубежья. На полное отсутствие проблем указали 16,5% студентов из ближнего зарубежья (рис. 5). С помощью международного отдела вуза С помощью родственников Самостоятельно Многие проблемы не решены Не было проблем 35 0 5 10 15 20 25 30 ■ Студенты дальнего зарубежья ■ Студенты ближнего зарубежья Рисунок 5. Способы решения проблем По результатам предпринятого исследования можно выделить особенности процесса социокультурной адаптации иностранных студентов: - самостоятельность и опора на позитивную атмосферу студенческой среды (взаимодействие «индивид-группа-общество»); - наличие развитой инфраструктуры вуза; - использование методик «ясного языка», норм и паттернов повседневного многостороннего взаимодействия («вуз-группа-индивид»). Таким образом, современные вызовы, в том числе пандемического характера, являются пробами на устойчивость процесса интернационализации университетов в рамках международного обмена. В этих условиях вузу необходимо учитывать опыт и разрабатывать комплекс мер, направленных на сохранение контингента иностранных студентов и их успешной адаптации в образовательной и социокультурной сфере. В ТУСУРе с начала пандемии было обращено внимание на развитие средств «доверительного взаимодействия», технологий для обеспечения функционирования приложений и электронных платформ в цифровом мире, на безопасность распространения информации в учебной и исследовательской деятельности, в том числе в отношении иностранных студентов. Формирование позитивной студенческой среды, благоприятной для коммуникации и поддержания дружеских отношений, включение в нее иностранных студентов, обсуждение общих интересов, вопросов подготовки по специальностям играют особую роль в формировании и принятии новых поведенческих моделей, ценностей и норм студентами. Инструментами формирования безбарьерной интернациональной среды вуза становятся интерактивные, принимающие и проектные методы работы, «модель заботы» с акцентом на индивидуальный подход к иностранному студенту, методики «ясного языка» способствующие успешной образовательной и социокультурной адаптации.

Ключевые слова

интернационализация, иностранные студенты, позитивная образовательная среда, модель заботы, доверенное взаимодействие

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Раитина Маргарита ЮрьевнаТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроникидоктор философских наук, доцент кафедры философии и социологииraitina@mail.ru
Покровская Елена МихайловнаТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроникикандидат философских наук, заведующая кафедрой иностранных языков, доцент кафедры философии и социологииpemod@yandex.ru
Зиновьева Валентина ИвановнаТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроникикандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социальной работы, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра ИСРvalentina.i.zinoveva@tusur.ru
Всего: 3

Ссылки

 Интернационализация как практика социальной адаптации иностранных студентов в контексте постпандемического периода (на примере Томского университета систем управления и радиоэлектроники - ТУСУРа) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2022. № 80. DOI: 10.17223/19988613/80/23

Интернационализация как практика социальной адаптации иностранных студентов в контексте постпандемического периода (на примере Томского университета систем управления и радиоэлектроники - ТУСУРа) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2022. № 80. DOI: 10.17223/19988613/80/23