Изображая прошлое: историческая память о Гражданской войне в оптике визуальной семиотики и айтрекинг-исследования
Отражены первые результаты эксперимента, начатого на базе Томского государственного университета в проблемном поле истории памяти, в котором методологически традиционные качественные подходы историографии соединяются с принципами визуальной семиотики и нейронаучными методами исследования восприятия исторических образов, чтобы выявить эвристический потенциал совместного использования изначально удаленных друг от друга инструментов познания. Объектом исследования выступили визуальные материалы эпохи Гражданской войны, на основании восприятия которых определяются исторические репрезентации, присущие жителям России без специального исторического образования. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ключевые слова
историческая память,
Гражданская война,
визуальная семиотика,
айтрекингАвторы
Трубникова Наталья Валерьевна | Томский государственный университет | доктор исторических наук, профессор кафедры истории Древнего мира, Средних веков и методологии истории | troub@mail.ru |
Пешковская Анастасия Григорьевна | Томский государственный университет | кандидат психологических наук, директор Центра нейронаук | peshkovskaya@gmail.com |
Всего: 2
Ссылки
Трубникова Н.В. Междисциплинарный альянс или конфронтация? Дискуссии французских историков и социологов по теории социальных наук // Известия Томского политехнического университета. 2005. Т. 308, № 3. С. 192-196.
Трубникова Н.В. "Позволить прошлое как историю": о влиянии постмодернизма на историописание в XXI в. // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 436. С. 192-198.
Шпет Г.Г. История как проблема логики: критическое и методологическое исследование: материалы: в 2 ч. / под ред. В.С. Мясникова. М.: Памятники исторической мысли, 2002. 1168 с.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек-текст-семиосфера-история. М.: Языки русской культуры: Кошелев, 1996. 464 с.
Успенский Б.А. История и семиотика (восприятие времени как семиотическая проблема) // Успенский Б.А. Избранные труды. М.: Языки русской культуры, 1996. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. С. 9-70.
Пирс Ч. Икона, индекс, символ // Пирс Ч. Начала прагматизма. СПб: Алетейя, 2000. Т. 2. С. 75-96.
Аванесов С.С. Что можно называть визуальной семиотикой? // ПРАЕНМА. Проблемы визуальной семиотики. 2014. Вып. 1 (1). С. 10-22.
Квашина Л.П. Семиотика плаката: жест и слово // Филологические чтения: Человек. Текст. Дискурс: материалы конференции, Ярославль, 15-17 мая 2019 г. Ярославль: Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, 2019. С. 22-29.
Peshkovskaya A. Egoistic versus Prosocial Decision Making: an Eye Movement Data Report. Scientific Data.
Александрова А.Д. Интерпретация раннесоветской символики в контексте знаково-семиотической системы // Верхневолжский филологический вестник. 2023. № 3 (34). С. 231-239. doi: 11.20323/2499_9679_2023_3_34_231.
Гражданская война в образах визуальной пропаганды: словарь-справочник / под ред. Е.А. Орех. СПб.: Скифия-принт, 2018. 208 с.
Holsanova J., Rahm H.S., Holmqvist K. Entry points and reading paths on newspaper spreads: comparing a semiotic analysis with eye-tracking measurements // Visual Communication. 2006. Vol. 5. P. 65-93.
Just M.A., Carpenter P.A. Eye fixations and cognitive processes // Cognitive Psychology. 1976. Vol. 8. P. 441-480.
Josephson S. Eye tracking methodology and the internet // Handbook of Visual Communication, Theory, Methods, and Media // K.L. Smith et al. (eds.). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2004. P. 63-80.
Peshkovskaya A.G., Babkina T.S., Myagkov M.G., Kulikov I.A., Ekshova K.V., Harriff K. The socialization effect on decision making in the Prisoner's Dilemma game: An eye-tracking study // PLoS ONE. 2017. Vol. 12 (4). e0175492.
Peshkovskaya A., Myagkov M. Eye Gaze Patterns of Decision Process in Prosocial Behavior // Frontiers in Behavioral Neuroscience. 2020. Vol. 14. Art. 525087.
Brumberger E. Generational differences in viewing behaviors: an eye-tracking study // Visual Communication. 2023. Vol. 22 (1). P. 128-151.
Holsanova J. Reception of multimodality: Applying eye tracking methodology in multimodal research // Routledge Handbook of Multimodal Analysis / C. Jewitt (ed.). 2nd ed. London: Routledge, 2014. P. 285-296.
Wartenberg C., Holmqvist K. Daily Newspaper Layout - Designers' Predictions of Readers' Visual Behaviour - a Case Study. Lund: LUCS 2005. (Lund University Cognitive Studies; 126).