К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА АЛТАЕ: ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2008. № 3 (4).

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА АЛТАЕ: ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассматриваются информационные возможности и особенности основных групп источников изучения современного предпринимательства на Алтае. Дается краткий источниковедческий анализ законодательных и нормативных актов, делопроизводственной документации, материалов периодической печати, статистики, данных социологических опросов и специальных обследований.

TO THE PROBLEM OF RESEARCH OF MODERN BUSINESS IN ALTAI: PECULIARITIES OF SOURCES OF HISTORICAL-ECONOMIC RESEARCH .pdf Изучение отечественного предпринимательства различных исторических эпох в течение последних пятнадцати лет стало одной из весьма популярных тем научных исследований. История предпринимательства преподается в качестве учебной дисциплины на ряде факультетов вузов. В помощь студентам предлагаются различные учебники и учебные пособия по истории российского предпринимательства, которые, как правило, включают и сравнительно небольшие главы, посвященные современному этапу развития бизнеса. Имеются попытки и научного изучения современного предпринимательства, в том числе на региональном уровне.В то же время для научного сообщества характерен явный скепсис по отношению к стремлению историко-экономического осмысления современного этапа развития предпринимательства. Отчасти он основан на убеждении, что современный бизнес еще слишком юн, чтобы иметь свою историю, что, поскольку процесс его развития находится лишь в начальной стадии, выявить тенденции и закономерности невозможно, а без этого говорить о серьезных научных разработках не приходится. С другой стороны, появляется соблазн любого исследователя, позиционирующего себя в качестве историка современного предпринимательства, заранее обвинить в конъюнктуре и даже «продажности», причем как власти, так и коммерсантам, поскольку на всех уровнях декларируется необходимость поддержки и популяризации бизнеса, который рассматривается как главный двигатель российской экономики.Попытаемся разобраться, есть ли реальная заинтересованность в научном осмыслении истории современного предпринимательства и какие источники имеются для этого в распоряжении исследователя. На первый взгляд кажется, что заинтересованными сторонами должны стать сами предприниматели и их объединения, а также экономические ведомства государственных структур и организации, созданные с целью поддержки предпринимательства. В Алтайском крае действует более десятка таких организаций: Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, Общественный Совет по малому и среднему предпринимательству при председателе краевого Совета народных депутатов и главе администрации края, Территориальное управление по Алтайскому краю Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации, Алтайский Фонд поддержки малого предпринимательства, Алтайская Торгово-промышленная палата, Алтайский Союз предпринимателей, Алтайский региональный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Алтайское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Алтайская ярмарка, Центр правовой защиты предпринимателей и другие. Эти структуры, как и соответствующие комитеты и управления администраций всех уровней, как правило, довольствуются лишь количественными данными, поставляемыми местным статистическим управлением. Считается, что, поскольку работники этих структур, каждодневно общаясь с представителями бизнеса, «знают проблемы предпринимательства изнутри», никакой сторонний научный анализ им не нужен. Сами же предприниматели в большинстве своем до такой степени устали от разнообразных проявлений внимания в свой адрес со стороны различных государственных структур, что хотят, как правило, только одного: чтобы их оставили в покое; или, в редких случаях, зачастую связанных с предвыборными кампаниями, бывают заинтересованы в фальшивой апологетике собственной особы. Конечно, созданные в Москве специальные научные центры проводят серьезные исследования современных экономических процессов, историк же современного предпринимательства в регионах, как правило, не имеет союзников и заказчиков, что, на мой взгляд, создает весьма благоприятные предпосылки для разностороннего и максимально беспристрастного исследования.Традиционно используемые для изучения современного предпринимательства источники - законодательные и нормативные акты, делопроизводственная документация, статистические материалы, материалы периодической печати, данные социологических опросов и специальных обследований - имеют свои особенности, разные информационные возможности и перспективы использования.Регламентирующие предпринимательскую деятельность законодательные и нормативные акты включают как федеральные законы, так и нормативные правовые акты, принятые на территории Алтайского края. Если первые задают общие правовые рамки существования предпринимательства, то вторые преимущественно направлены на конкретизацию и детализацию общих правовых норм. Определяющими в данном случае являются два федеральных закона - от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». На их основе Администрацией Алтайского края принимались постановления о специальных краевых программах государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Аналогичные программы разраба-тывались в крае на городских и районных уровнях. Анализ трансформации правового пространства существования предпринимательства требует также изучения изменений в системах налогообложения, землепользования и землевладения, таможенного регулирования, пенсионного обеспечения, трудового законодательства, страхования, уголовного, гражданского и семейного права.Большинство подзаконных актов, в той или иной степени касающихся предпринимательства, составляют существенную часть делопроизводства (нотариального, управленческого, судебно-следственного, милицейского, административно-хозяйственного и др.) различных учреждений и организаций. Помимо делопроизводственной документации управленческих структур, важными представляются многочисленные акты правоохранительных органов, фиксирующие преступления, акты арестов и обысков, об изъятии имущества и т.п. Однако документация многих государственных организаций (милиции, налоговых ведомств, финансовых учреждений) носит закрытый характер.Из делопроизводственной документации наибольшую информационную ценность для историко-экономического исследования предпринимательства имеют уставы, деловая переписка, в том числе докладные записки, различные сводки, сообщения, отчетные документы, включая финансовую отчетность, непосредственно частных предприятий, а также их объединений и ассоциаций. Признавая безусловную ценность этой группы источников, надо иметь в виду, что они также относятся к числу труднодоступных, а зачастую и вовсе не доступных для исследователя. Согласно существующим правилам организации государственной архивной службы, государственные архивы лишь выборочно заключают договоры с частными предприятиями на принятие у них части документации. Прав был А.К. Соколов, когда заметил: «Большинство материалов, которые поступают в архивы, представляют собой заботу государства о самом себе, о своей истории, а не историю общества, в котором мы живем, и историк, обращаясь к ним, зачастую оказывается в роли чужака в чужой стране» [1. C. 65]. В 2008 г. Центр хранения архивных фондов Алтайского края имел такие договоры лишь с 24 частными предпринимателями. Учитывая короткие сроки существования сотен частных предприятий в крае, возможность изучения их истории уже безвозвратно потеряна.Наиболее полные количественные данные, характеризующие динамику развития предпринимательства, имеются в статистических источниках -публикациях и электронных базах данных Алтайкрайстата - Территориального органа Росстата по Алтайскому краю [2-7]. В статистических сборниках, бюллетенях, справочниках и аналитических записках имеются сведения об основных социально-экономических показателях развития края в сравнении с регионами Сибирского федерального округа и Российской Федерацией в целом, о распределении организаций на территории края по формам собственности, о численности малых предприятий по видам экономической деятельности, об общих экономических показателях, обороте и деловой активности малых предприятий, о числе работающих на малых предприятиях, размерах заработной платы и другие. Определенные трудности в работе с данной группой источников вызывают происходившие в течение рассматриваемого периода изменения форм статистического учета, а также изменения масштабов цен. Материалы статистики наиболее полно и точно, по сравнению с другими видами источников, отражают количественные изменения, происходившие в частном секторе экономики в 1990-е - начале 2000-х гг. В то же время следует учитывать, что, по разным сведениям, от одной трети до половины реального оборота частного сектора, особенно в первой половине 1990-х гг., осуществлялось «в тени» и не поддавалось каким бы то ни было формам учета. Несмотря на произошедшие в начале 2000-х гг. существенные изменения делового климата в стране, оптимизацию налоговой системы и явное сокращение возможностей для «теневой» активности, зарплата «в конвертах» и «черный нал», вынужденно используемый коммерсантами на взятки государственным чиновникам, продолжают оставаться неотъемлемым атрибутом современной предпринимательской деятельности. Эти обстоятельства вынуждают исследователя критически относиться к, казалось бы, самым точным из возможных количественным данным, поставляемым органами статистики.Существенным информационным потенциалом обладают Интернет-ресурсы - сайты ряда краевых структур, деятельность которых в той или иной степени связана с развитием предпринимательства [8-13]. На сайтах Алтайского Союза предпринимателей, Алтайского Центра поддержки предпринимательства, Алтайской торгово-промышленной палаты и других размещаются сведения об основных направлениях деятельности указанных организаций, о мерах, направленных на обеспечение взаимодействия бизнеса и власти, о системе государственной поддержки малого предпринимательства в крае; а также резолюции и другие материалы ежегодно проводимых съездов предпринимателей Алтая, аналитические записки, обзоры, справки, доклады о развитии предпринимательства в регионе, которые, правда, включают сведения лишь о последних нескольких годах развития бизнеса.Региональная периодическая печать 1990-х - начала 2000-х гг. содержит значительное количество разнообразных по характеру и содержанию материалов о региональном предпринимательстве - от серьезных статей и экономических обзоров до поверхностных заметок и явно конъюнктурных и тенденциозных публикаций. На страницах краевых газет «Алтайская правда», «Молодежь Алтая», «Свободный курс», «Вечерний Барнаул», «Московский комсомолец на Алтае» размещались материалы о деятельности конкретных коммерческих фирм и истории создания коммерсантами собственного дела, поднимались вопросы налогообложения, социальной ответственности предпринимателей, взаимоотношений власти и бизнеса, множестве преград и административных барьеров на пути развития современного предпринимательства, о создании благоприятного делового климата в регионе, помещались интервью с курирующими вопросы предпринимательства представителями властных структур, материалы по истории бизнеса XIX - начала XX в. и периода нэпа. В целом можно сказать, что региональная пресса преимущественно, за редким исключением, работала на создание положительного имиджа современного коммерсанта. В большинстве материалов проявлялась явная идеализация деятельности конкретных коммерческих предприятий, усиливавшаяся в период выборных кампаний, что позволяет квалифицировать данные материалы как скрытую, но оплаченную соответствующим образом рекламу, наряду с которой публиковались также явно заказные сведения негативного характера, причем иногда об одних и тех же коммерческих структурах. Более профессионально подготовленные материалы по экономическим проблемам в целом и проблемам развития предпринимательства в регионе, в частности, помещались в издаваемом с 2007 г. журнале «Экономика Алтайского края», а также в специализированных изданиях, позиционирующих себя как печатные органы бизнес-сообщества - газете «Ваше дело», в «Алтайском бизнес-журнале», а также в информационно-аналитическом издании Алтайской торгово-промышленной палаты - журнале «Наше дело».Конечно, названные выше источники дают определенное представление о развитии предпринимательства в Алтайском крае в 1990-е - начале 2000-х гг. Вместе с тем следует признать, что даже комплексное их использование не позволяет выявить пути и способы первоначального накопления капитала в частном секторе экономики, адекватно оценить реально получаемые коммерсантами доходы, определить степень криминализации бизнеса и размеры теневого оборота, создать коллективный портрет современного предпринимателя, полноценно исследовать целый ряд других проблем, то есть осуществить разностороннее научное историко-экономическое изучение современного предпринимательства. Обязательным атрибутом исследований такого рода, очевидно, следует признать проведение специальных социологических и иных опросов, а также использование фото- и видеодокументов, материалов устной истории (интервью-воспоминаний и интервью-биографий коммерсантов). В последнем случае исследователь сам является создателем источников, значимость которых трудно переоценить.В Алтайском крае подобная работа находится лишь в начальной стадии. В 2006 г. Алтайское региональное объединение бизнес-ассоциаций и некоммерческих организаций (АРО) получило грант Центра международного частного предпринимательства CIPE - отделения Торгово-промышленной палаты США - для изучения наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются алтайские предприниматели при ведении бизнеса. В ходе реализации проекта были проведены исследования с целью определения наиболее типичных административных барьеров в развитии малого бизнеса в Алтайском крае. Эта информация собиралась путем проведения фокус-групп и анкетирования в городах Рубцовске, Славгороде, Заринске и Бийске с участием руководителей малых и средних предприятий различных сфер деятельности. В результате исследования были выявлены основные препятствия, мешающие развитию бизнеса: необоснованно высокие налоговые ставки, делающие нерентабельным ведение мелкого бизнеса, общее несовершенство законодательства как на региональном, так и на общероссийском уровне; многочисленные проверки контролирующих организаций (лидерами по «проблемно-сти», с точки зрения предпринимателей, являются проверки со стороны пожарной инспекции, Росторгкооперации и Роспотребнадзора»); затянутые сроки получения различных согласований и разрешений, коррупция чиновников и бремя неофициальных платежей (особенно для строительных организаций, где вопросы согласования документации с различными организациями могут затягиваться на продолжительное время); навязывание невыгодных условий со стороны организаций, оказывающих монопольные услуги («Алтайэнерго», БТИ, «Сибирьтелеком» и др.), отсутствие персональной ответственности чиновников за результаты своей деятельности; недоступность информации и отсутствие «прозрачности» по вопросам приватизации; низкий уровень знаний предпринимателей [14-18]. Анкетирование предпринимателей осуществлялось и силами Алтайской торгово-промышленной палаты во время проведения съездов предпринимателей Алтая в 2006 и 2007 гг. Полученные материалы представляют большую ценность для более глубоко -го и неформального изучения современного предпринимательства.Перспективным мог бы стать осуществляемый под руководством профессиональных историков проект в рамках относительно нового направления исторических исследований - устной истории - по интервьюированию предпринимателей, сопровождаемый документированием полученных материалов. В результате такой работы может быть получена информация, способная существенно дополнить, конкретизировать, а в ряде случаев и скорректировать сведения официального характера. Очевидно, что, несмотря на определяющее значение делопроизводственной документации, статистики и других традиционных для историко-экономического исследования современного предпринимательства материалов, разносторонним и полным такое исследование может стать лишь на основе комплексного использования различных видов источников, включая материалы устной истории.

Ключевые слова

research , Modern business , исследования , современный бизнес

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Демчик Евгения Валентиновна Алтайский государственный университет доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей отечественной истории demtchikev@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Проект CIPE по преодолению административных барьеров успешно завершен // Наше дело. 2007. № 4. С. 6.
www.asp.aip.ru <http://www.asp.aip.ru>
www.altaicpp.ru <http://www.altaicpp.ru>
Административные барьеры глазами рубцовских предпринимателей // Наше дело. 2006. № 5. С. 24.
Что мешает работать заринским предпринимателям? // Наше дело. 2006. № 5. С. 25.
Итоги встреч с предпринимателями по выявлению административных барьеров // Наше дело. 2006. № 6. С. 24-25.
Преодоление административных барьеров обсуждено в Славгороде // Наше дело. 2006. № 11. С. 29.
Торговля в Алтайском крае в 1990-2002 гг. Барнаул, 2003.
www.altairegion22ru/gov/administration/stuct/busness <http://www.altairegion22ru/gov/administration/stuct/busness>
www.altai-biz.com/about <http://www.altai-biz.com/about>
www.alttpp.ru <http://www.alttpp.ru>
www.altfair.ru <http://www.altfair.ru>
Малое предпринимательство в Алтайском крае. 2001-2005: Стат. сборник. Барнаул, 2006.
Современные тенденции развития малого бизнеса в Алтайском крае. 2005: аналитическая записка. Барнаул, 2006.
Алтайский край в цифрах. 2001-2005: Стат. сборник. Барнаул, 2006.
Малое предпринимательство в Алтайском крае в 1997-1999 гг.: Стат. сборник. Барнаул, 2000.
Алтайский край в цифрах. 1993-1997: Стат. сборник. Барнаул, 1998.
Соколов А.К. Путь к современной лаборатории изучения Новейшей истории России // Источниковедение Новейшей истории России. М.: Высшая школа, 2004.
 К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА АЛТАЕ: ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ             | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2008. № 3 (4).

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА АЛТАЕ: ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2008. № 3 (4).

Полнотекстовая версия