Attitude to the past as a civilizations` code.pdf Разработка цивилизационной проблематики в современной философскоисторической и исторической литературе ставит проблему поиска новыхметодов анализа и понимания специфики цивилизаций, ибо период констатации цивилизационных различий, очевидно, подошел к своему логическомузавершению, открыв новые возможности в приближении методов исследования цивилизаций к современному уровню гуманитарного знания. Представляется интересной идея А.М. Кантора о возможностях семантическогоподхода в анализе специфики цивилизаций, в частности поиск кодов цивилизации [1. С. 148-155]. Специфика отношения к прошлому, форма -------его присутствия в общественном сознании могут быть представлены в виде одногоиз кодов цивилизации. В качестве знаковых систем могут быть названы: присутствие образов прошлого в традиции народной культуры, различныеспособы «сохранения памяти» в традиции высокой культуры, отношениевысших слоев и власти к возможности и необходимости сохранения памятио прошлом, отношение к свидетельствам прошлого и настоящего (потенциальным историческим источникам).Имеющийся в специальной литературе материал позволяет обрисоватьспецифику цивилизаций сквозь призму предложенной знаковой системы, а также выделить общечеловеческие начала цивилизации. Так, характерно, что память о прошлом в каком-то первоначальном варианте свойственна, очевидно, самой человеческой сущности и может выступать в качестве одногоиз свойств рефлективности человеческого сознания. Это подтверждаетсяналичием различных сюжетов, связанных с прошлым, прежде всего в сказках, традициях духовной и материальной культуры, культуры быта всех народов мира. Прошлое присутствует «здесь и сейчас», оно насыщено условными образами далеких предков, но отличается четким обозначением в сегодняшней жизни всех норм узаконенного традицией бытия. Традиция естьспособ создания знаковой системы памяти о прошлом.Более высокий уровень исторической памяти отражен в мифологии и эпосе; хотя привязка ко времени очень относительна, все же обозначаетсянекая граница между прошлым и настоящим.У высокой культуры гораздо больше способов сохранения памяти, но для их реализации нужны средства, чтобы в архитектурных формах, в сооружении дорог и каналов, традиционно строившихся «на века», передатьпотомкам знаки величия и значимости современности. Чтобы эти средстваН.И. Кругова38появились, нужна заинтересованность власти. Мы оказались у границы, с которой начинают заявлять о себе цивилизационные особенности. Необходимо создание школ для обучения писцов, которые запечатлеют великиедеяния для потомков, но также запишут мифологию и великие произведенияпоэтов и ученых, события из жизни «посланников божьих» и великих мудрецов. Одни цивилизации развивают рефлексию о прошлом разнообразнымиспособами, другие оставляют без внимания.Общепризнанная уникальность индийской цивилизации проявляется, в частности, и в том, что она не только не создает научного историческогознания, но и вообще демонстрирует равнодушие к собственному прошлому[2. С. 111]. Воспроизведение прошлого остается на уровне традиции и поэтического, и несколько шире - культурного присутствия прошлого в настоящем.Китайская цивилизация, наоборот, очень рано пришла к осознанному использованию прошлого в интересах настоящего со стороны власти. Ни однацивилизация не придавала такого значения присутствию прошлого в настоящем, причем в строго продуманной модели интерпретации прошлого. Те летописи, по которым европейская наука только и могла изучать историюКитая, представляют собой созданную китайскими мудрецами версию истории Китая. Наличествующие в летописях почти дословно приводимые указыи другие документы создают иллюзию достоверности. Все же подлинныеисточники утрачены [3. С. 230-242]. Ни одна цивилизация не осознала так рано идеологического значения истории. Во всей истории Китая (включаясовременность) существует знаковая модель интерпретации прошлого, созданная в глубокой древности. Прошлое присутствует в сознании китайцевнепреложно. Характерно, что во времена «культурной революции» на страницах газеты «Жэньмин жибао» развернулась критика конфуцианской доктрины и ее роли в истории Китая. Победу конфуцианцев над легистами былопредложено считать ошибкой. Предполагалось исправить ошибку и вернуться к более правильному пути, предлагавшемуся легистами в IV в. до н.э. Какая еще страна в мире в обоснование современной политической доктриныобратится к дискуссиям, столь отдаленным- Да еще на страницах газеты, т.е.в полной уверенности, что всем читателям будут ясны и предмет критики, и аргументация.Иное отношение к прошлому на Ближнем Востоке. В древнем Египте настоящее значимо, но не во всех аспектах, а выборочно. Из грандиозных архитектурных памятников сохранились храмы и гробницы, а дворцы фараонов не сохранились. Дворцовый комплекс в Ахетатоне - это исключение, и далеко не случайное. И в более ранней истории Египта мы находим свидетельства того, что в основе египетской цивилизации не было отрицания значимости земной жизни. Но это знаки, не создающие кода, так как их оформлению в код противостоит другое видение земного бытия, навязываемоежречеством. Однако обнаружение этих знаков позволяет характеризоватьдальнейшую историю Египта не как гибель, а как обновление цивилизации, ибо потенциально она к этому была готова.Отношение к прошлому как код цивилизации39Другие регионы Ближнего Востока более явственно обнаруживают в своей цивилизационной специфике высокую оценку земного бытия и связанное с ней представление о значимости прошлого. Это проявляется в бережном отношении к свидетельствам современности, сохранности архивов, возникновении библиотеки Ашшурбанипала, в которой будут собраны все тексты, начиная с шумерской эпохи. Ветхий Завет, ислам несут с собою также не разрыв, но обновление цивилизационной основы. Восточный тип цивилизации обнаруживает себя в том, что все прежние нормы отношения к прошлому сохраняются, воспроизводятся все знаки возвышения настоящегочерез его связь с прошлым. В процессе развития цивилизации возникают новые формы обозначения связи с прошлым (новые знаки). Так, с распространением ислама на Ближнем Востоке появляются летописи [4. С. 222-230].В правовой системе, обновлявшейся радикально и далеко не косной, отсылки к прошлому всегда были обязательны. Мусульманский Восток придаетпрошлому абсолютный смысл, сохраняя весь набор знаков, подтверждающих его абсолютную значимость. Новые знаки вписываются в существующий код, который остается неизменным.Общей чертой в восприятии прошлого всеми цивилизациями Востокаявляется то, что ни одна из них не выработала требования достоверности в воспроизведении прошлого, предпочитая видеть прошлое таким, каким оно «должно быть», а вовсе не таким, каким оно было «на самом деле».Европейская цивилизация, характеризующаяся как динамичная, проявляет динамизм и в своем отношении к прошлому. До недавнего времени кодомее отношения к прошлому была его высокая оценка, и этот код выступал как набор знаков: возможность извлечения различных уроков из прошлого, создание разнообразных форм воспроизведения прошлого, бережное отношениек свидетельствам прошлого, достоверное и проверяемое знание о прошлом.Однако код как система знаков постоянно обновлялся, причем новый знаквсегда вытеснял старый: христианская концепция всемирной истории отрицала античную, Просвещение отвергло христианство и т.д. Начиная с эпохимодерна современность провозглашает разрыв с прошлым, и это угрожаетсуществованию одного из кодов цивилизации - коду истории.
Кругова Наталья Ильинична | Алтайский государственный университет | кандидат исторических наук, доцент | krugova@hist.asu.ru |
Новосельцев А.П. Некоторые аспекты развития мусульманской историографии средних веков // Всемирная история и Восток: Сб. ст. / Отв. ред. Б.Б. Пиотровский. М., 1989.
Доронин Б.Г. Государственное историописание в Китае // Всемирная история и Восток: Сб. ст. / Отв. ред. Б.Б. Пиотровский. М., 1989.
Кантор А.М. О кодах цивилизации // Цивилизации. М., 1993. Вып. 2.
Алаев Л.Б. Темп и ритм индийской цивилизации // Цивилизации. М., 1992. Вып. 1.