Wedding emperor Neron with Spor: deviating incident or deformationof tradition?.pdf Император Нерон вошел в историю как одна из самых одиозных фигурсвоего времени. Его тирания и сексуальные оргии стали визитной карточкойправления принцепса, а его интимная жизнь до сих пор является примеромраспущенности и вседозволенности. В этом смысле весьма любопытен эпизод женитьбы Нерона на юноше Споре. Итак, будучи в браке с СтатилиейМессалиной, красивой, богатой и образованной женщиной, в который он вступил после трагической гибели Поппеи в 66 г., Нерон отпраздновалсвадьбу с евнухом Спором. Говорят, что он влюбился в него, поскольку тот напоминал и лицом, и фигурой покойную Сабину. Обратимся к Светонию: «Мальчика Спора он сделал евнухом и даже попытался сделать женщиной: он справил с ним свадьбу со всеми обрядами, с приданым, с факелом, с великой пышностью ввел в свой дом и жил с ним как с женой… Этого Спораон одел как императрицу и в носилках возил его с собою и в Грецию, и по собраниям, и торжищам, и потом в Риме по Сигилляриям, то и дело его целуя» [1. С. 208-209]. Мессалина же, судя по источникам, не была против этого супружества и даже находилась в дружеских отношениях со Спором. Было ли это событие казусом, свидетельствующим об исключительности гендерного поведения Нерона, или все же в нем мы можем найти нечто, что укладывается в рамки римской традиции- Вот вопрос, который невольно возникает в контексте наработанного знания о сексуально-брачном поведенииримской элиты, в том числе и императоров- Ответить на него мы сможемтолько в режиме так называемого большого времени. Как писал С.С. Аверинцев: «Большое время даже реальнее, чем изолированный историческиймомент; последний есть по существу наша умственная конструкция, потомучто историческое время - длительность, не дробящаяся ни на какие моменты, как вода, которую, по известному выражению поэта, затруднительно резать ножницами. Но совершенно понятно, почему доказательному знаниюбез этой конструкции не обойтись; только внутри исторического моментафакт в своем первоначальном контексте имеет такой смысл, объем которогоподдается фиксации. Сейчас же за пределами этого исторического моментаон попадает в новый контекст новых фактов, сплетается с ними в единуюткань, становится компонентом рисунка, проступающего на этой ткани и на глазах усложняющегося, и тогда смысл его имеет уже не только границыобъема, сколько опорные динамические линии, куда-то идущие и куда-тоСвадьба Нерона со Спором: девиантный казус или деформация традиции97указывающие» [2. С. 210-211]. Рассмотрев структуру гендерных отношенийНерона в контексте целостной его идентичности и на пересечении того, что представляла собой традиция брачно-сексуальных практик Античности в макроисторическом срезе, мы сможем приблизиться к ответу на заданный себевопрос. Инструментарием для нас будет служить технология полидисциплинарного синтеза, имеющая фокусом бессознательное (Подробнее см. [3]).Начнем с того, что для всех архаических обществ (и Античность не исключение) огромное значение имело понятие власти, доминирования, в том числе и в сексуальной сфере. По определению Э. Фромма: «Власть являетсярезультатом межличностных взаимоотношений, при которых один человексмотрит на другого, как на высшего» [4. С. 142]. Именно в этом контекстеследует рассматривать и распространенность явления промискуитета, характерного для ранних стадий цивилизации всех народов мира. На античномматериале природу этого явления очень точно характеризует П. Киньяр в своей книге «Секс и страх» (Подробнее см. [5]). Это своеобразная охота сексуально активного объекта (мужчины) на более слабого партнера.Ни греки, ни римляне не разделяли понятий «гомосексуальный» и «гетеросексуальный». Они разделяли понятия активности и пассивности. «Онипротивопоставляли фаллос (fascinus) всем отверстиям (spintrias) человеческого тела» [5. C. 9]. Важен был сам процесс охоты, доминирования и то, что победителю доставалась самая лучшая добыча - будь то женщина, юноша, ребенок или кто-либо еще. Римские и греческие взгляды на тех, кто мог бытьпассивен, несколько различались, свидетельствуя об определенной эволюции, которую проделало античное общество. Нравы «Великого города» запрещали пассивное поведение среди всех свободнорожденных граждан независимо от возраста, в то время как греки считали мальчиков (в т.ч. свободнорожденных) пассивными и женоподобными до того момента, как у них начинала расти борода (Подробнее см. [6]). Гражданин Рима считался целомудренным, если никогда не подвергался содомии, т.е. был только сексуально активен. Одна из основных римских добродетелей - virtus совокупностьфизической силы, военного превосходства и, обязательно, сексуальной мощи, состоятельности. Наличие virtus давало ощущение власти. Те, кто находился во главе государства, по определению должны были обладать такой virtus.«Сверхъестественная сексуальность императоров стала неотъемлемымсвойством его правителей. Неограниченное могущество империи находилоотражение в неограниченном сластолюбии императоров. Augustus - умножитель - такова уставная императорская функция» [7. С. 11]. Однако эту силуследовало применять вне семьи. Римский, впрочем, как и греческий, брак не ставил своей целью удовлетворение сексуальных потребностей мужчины.Цель брака - продолжение и соблюдение чистоты рода, все эротические фантазии за пределами дома. Во все времена гражданин был свободен в выборепартнера.Постепенно, в связи с улучшением качества жизни, когда не требовалосьежедневно задумываться о завтрашнем дне и «ежеминутно» подтверждатьсвой статус, когда Рим превратился в мощную империю и был наработанопределенный культурный багаж, произошли некоторые изменения и в отН.С. Зорина98ношении проявления сексуальной энергии. Уже при императоре ОктавианеАвгусте принимается ряд законов, ограничивающих половую распущенность граждан и направленных на укрепление института брака. Был приняттак называемый «Юлиев закон против прелюбодеяний», новшество его былов том, что разбирательство выносилось за пределы семьи и решалось в суде.Виновные (как мужчины, так и женщины) подвергались изгнанию. Следует-------сказать, что Августу пришлось применить этот закон против своей дочериЮлии Старшей и внучки Юлии Младшей, славившихся своими сексуальными похождениями. Был принят и другой закон. Все те проявления половойраспущенности, которые не подходили под категорию прелюбодеяний, попадали в разряд - «бесчестие», «позор». Эти поступки также весьма строгокарались [8. С. 512-513]. Таким образом, можно подвести определенныйитог. В Риме на равных продолжали существовать гомо- и гетеросексуальные отношения, правда, в силу культурных наработок не было необходимости их постоянно демонстрировать. Семья cчиталась важным социальнымэлементом, но по-прежнему не являлась основой сексуального партнерства.Теперь же, имея общее представление о формах интимных взаимоотношений римлян, вернемся к эпизоду женитьбы Нерона и Спора. Сама по себеблизость императора с юношей была вполне обычным и никем не осуждаемым явлением. Говоря современным языком, Нерон был бисексуален, как, впрочем, и все его предшественники. Однако никто из них не решался на подобную демонстрацию своей жизни, хотя и Тиберий, и Калигула в своихоргиях ничем не уступали Нерону, если даже не превосходили его. Однакобрак с юношей - это уже являлось деформацией традиции, поскольку бракизаключались только между мужчиной и женщиной и, повторюсь, своей целью преследовали рождение детей. Так с чем же связан был поступок Нерона- Мне видится, что причину подобного поведения Нерона следует искать в эволюции его Эго-идентичности. С самого раннего детства у него практически не было предпосылок для складывания позитивной идентичности (исключение составляют выигранные им Троянские игры, которые дали возможность на определенном этапе становления личности поверить в себя и быть принятым окружающими). Юного Нерона влекли скачки, пение, музыка, а от него требовали совершенно противоположного (сначала мать, а потом и наставники, в частности Сенека). Он должен был воплотить в себе образ успешного военачальника, прославить род, как когда-то его дед - Великий Германик. Он очень рано оказался вовлечен во дворцовые интриги и заговоры, что не могло не сказаться на формировании его личности. По меткому замечанию Л. Остермана, во дворце к Нерону относились насмешливо, а Британика считали будущим императором, зато, когда Нерон оказался на троне, те же люди перед ним стали заискивать. Не удивительно, что, взойдяна трон и получив реальные полномочия, Нерон реализует свои глубокоскрытые устремления, которым в силу их чрезмерного и долгого подавлениясуждено было раскрыться в уродливо жестокой форме. С детских лет у Нерона отсутствовали условия для обретения не осознаваемой, но фундаментально важной уверенности в себе, любви своих близких. Этот негативныйопыт социализации заложил основания для базисно тревожной психики и в Свадьба Нерона со Спором: девиантный казус или деформация традиции99будущем (Подробнее см. [4, 9, 10]). Став императором, он мог распоряжаться не только своей судьбой и судьбами всех окружающих его людей, и его слово было значимым. Выгодный ранний брак с девушкой, которая вызывала у него отвращение, тоже сыграл не последнюю роль в деформации личности Нерона. Психологический интерьер социализации Нерона на этапе формирования его детской и юношеской идентичности способствовал некоторому застреванию или фиксации личности на проблемах преодоления страхаперед авторитетом, властными фигурами. Подобные ситуации, как правило, приводят к гиперкомпенсаторному поведению на стадии формированиявзрослой идентичности, если условия на этом этапе ее оформления благоприятствуют демонстрации собственной силы. Оказавшись у власти, он почувствовал ее вкус и ту свободу вседозволенности (которую Э. Фромм определяет как свободу «от», а не «для»), от которой уже не мог отказаться. Теперь уже он устраняет тех, кто может ему помешать насладиться полученнойсвободой. Первой его жертвой становится Британик, затем мать, позднее -Сенека. Однако он не обретает того, к чему так стремился. Его начинает преследовать страх возмездия за совершенные злодеяния. С уходом Бурра(62 г.) и Сенеки (65 г.) и появлением «вторых» советников начинается новый этап в жизни императора. Если раньше он испытывал постоянное давление со стороны матери, а затем наставников и проявлял свою слабость, то теперь у освободившегося от этого «гнета» Нерона стала проявляться его вседозволенность как оборотная сторона прежней несостоятельности. Что же подразумевается под вседозволенностью- Как писал Светоний: «В гладиаторской битве…он заставил сражаться даже четыреста сенаторов и шестьсотвсадников, многих - с нетронутым состоянием и незапятнанным именем; из тех же сословий выбрал он и зверобоев и служителей на арене» [1. С. 200].Римская элита участвовала в состязаниях, в которых традиционно соревновались рабы и осужденные на смерть. Читаем дальше: «Мало того, что жил он и со свободными мальчиками, и с замужними женщинами: он изнасиловал даже весталку Рубию… Он искал любовной связи даже с матерью, и удержали его только ее враги… В этом не сомневался никто, особенно послетого, как он взял в наложницы блудницу, которая славилась сходством с Агриппиной; уверяют даже, будто, разъезжая в носилках вместе с матерью, он предавался с ней кровосмесительной похоти…» [1. С. 209]. Весталки в римском обществе воплощали в себе идеал женской чистоты и непорочности, потеря целомудрия грозила весталке смертной казнью. Именно поэтому сексуальное насилие над Рубией можно интерпретировать как вседозволенность, впрочем, как и бытующие на уровне предположений сексуальные отношения с матерью. Нерону не удалось воплотить в жизнь образ идеальныхотношений между императором и подданными, как между pater familias и членами семьи. Он не был доблестным военачальником, а «расширять и увеличивать державу у него не было ни охоты, ни надежды» [1. С. 203]. Он не обладал тем комплексом добродетелей, которые были присущи римскойаристократии, он не был императором-солдатом, каким привыкли видетьсвоих правителей римляне. Ведь именно при Нероне на некоторое время были закрыты двери храма Януса (редчайший случай в истории Рима), в знакН.С. Зорина100того, что во всей империи прекратились войны и воцарился мир. Ощущениенесоответствия тому образу правителя, который он должен был воплощатьсвоим поведением, порождало усиление невротического реагирования, которое снимается за счет включения механизмов компенсаторного удовольствия, когда можно получить удовольствие, унизив того, кто слабее и беззащитнее, - отсюда регрессия к архаичной форме, где -------легче всего ощутить доминирование. Чтобы расслабиться и стать самим собой, хоть на какое-товремя, Нерон погружается в ту среду, к которой тяготел всегда, - музыка и театр. Он жаждет восхищения и всеобщего признания, которое в определенной мере он получает (для плебса его увлечения были весьма близки и понятны, что и вызывало их симпатии). Его театрализованная свадьба видитсямне не чем иным, как попыткой лишний раз продемонстрировать то, что он может быть победителем. С чем же связано то, что общество терпело и принимало подобное поведение главы государства- Возможно, причина в том, что Нерон стал императором в период кризиса ценностных установок римского общества, когда шла девальвация старых наработанных ценностей, а новые были еще слабо укоренены, не были морально санкционированы(Подробнее см. [11]). Этот кризис был сопряжен с психосоциальной трансформацией римского нобилитета, деформацией его идентичности. Архаические практики были еще сильны, а наработанный социокультурный багаж, который мог бы противостоять деформации нравственно-психологическихоснований идентичности, был чрезвычайно хрупким. Именно это обстоятельство обусловило, на мой взгляд, казус, коим и явилась свадьба Нерона с юношей, свидетельствующий одновременно о деформации и его идентичности и традиции, попирание которой социум молчаливо признал.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Зорина Н.С. Деформация гендерного кода поведения элиты в контексте кризиса позднеримского общества (к постановке вопроса) // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск, 2008. Вып. 28.
История Древнего Рима. СПб., 1998.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. СПб., 2002.
Николаева И.Ю. Истоки и особенности европейского культурного кода // Материалы I и II семинаров «Гендерная идентичность в контексте разных историко-культурных типов: стратегии и методики гендерного образования». Томск, 2003.
Николаева И.Ю. Архаика и гендерные коды культуры в свете исследования бессознательного // Вестник ТГПУ.
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
Киньяр П. Секс и страх. М., 2000.
Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7.
Николаева И.Ю. Проблемы методологического синтеза и верификации в истории в современных концепциях бессознательного. Томск, 2005.
Светоний Г. Жизнь двенадцати цезарей. Нерон. М., 1988.