Ганс Сакс и ценностные ориентации труда и наживы немецкогобюргерства XVI в. (срезы ренессансного дискурса в свете макроисторическойспецифики национального менталитета) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 2 (6).

Ганс Сакс и ценностные ориентации труда и наживы немецкогобюргерства XVI в. (срезы ренессансного дискурса в свете макроисторическойспецифики национального менталитета)

НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА)Рассматривается проблема специфики Северного Ренессанса сквозь призму особенностей менталитета мелкого бюргерства, проанализированных на основе шванковнюрнбергского майстерзингера Ганса Сакса.

Hans Sachs and the values of Work orientation and the profitof the German burghers in the XVI century (Slices of Renaiss.pdf В огромном массиве ренессансной литературы произведения авторов Северного Возрождения стоят особняком. Несмотря на то, что под термином«Северное Возрождение» понимают ренессансную культуру всех стран, лежащих к северу от Италии, в данной работе речь пойдёт о литературе Германии, в которой, как и в литературе Нидерландов и Швейцарии, спецификаСеверного Возрождения проявилась наиболее ярко.Исследователи выделяют две отличительные черты литературы Северного Возрождения: во-первых, её неаристократизм, ориентацию на «третье сословие», бюргеров и, во-вторых, сильную дидактическую и морализаторскую составляющие. Как правило, дело ограничивается констатацией этойспецифики, а её причины остаются за кадром. В данной работе на примерешванков Нюрнбергского майстерзингера Ганса Сакса (1494-1576) я попытаюсь выяснить причины формирования особенностей ментальности немецкого бюргерства, вылившиеся в специфику ренессансной культуры Германии, и то, насколько воззрения Сакса-бюргера и по происхождению, и по роду занятий соответствовали общей картине менталитета немецкого бюргерства XVI в. Поскольку Ганс Сакс в своём творчестве затрагивал весьмаширокий круг проблем, представляется возможным в этой работе ограничиться рассмотрением темы труда и наживы. При исследовании источниковиспользовалась технология анализа, имеющая своим фокусом бессознательное, автором которой является И.Ю. Николаева (Подробнее см. [1]).]Устойчивый стереотип о «трудолюбии» немцев имеет под собой реальные основания, как, впрочем, и то обстоятельство, что немецкая привычка к упорному кропотливому труду отличается от предпринимательской активности тех же англичан или итальянцев. Формирование этой специфики уходит корнями в эпоху варварских королевств, когда варвар-германец, про которого Тацит писал, что его проще заставить вступить в бой и претерпетьраны, чем вспахать поле и ждать урожая, был вынужден сменить меч на орало и воспринимал труд земледельца как постылую обязанность, наказание за грехи. То обстоятельство, что труд в эпоху раннего Средневековья был тяжёлым и малопродуктивным, усугубляло невротичность крестьянина. Но поскольку других источников существования не было, установка на упорныйГанс Сакс и ценностные ориентации труда и наживы немецкого бюргерства XVI в.113труд прочно вошла в мировоззрение немецкой нации, если рассматриватьэто явление в режиме «большого времени». Более того, эта установка приобрела черты авторитарной нормы, поскольку в силу вышеперечисленных обстоятельств немецкий крестьянин рационализировал её в понятиях «труд -наказание за грехи», и одним из следствий этой рационализации было морализаторство.Однако постепенно с улучшением агрикультурных навыков и повышением доходности крестьянского хозяйства ситуация менялась в лучшую сторону. В XIII в. появилась поэма Вернера Садовника «Майер Гельмбрехт», которую с полным основанием называют гимном крестьянскому труду, хотяи в ней идентичность майера можно назвать в лучшем случае смешанной, отягчённой длинным шлейфом авторитарных норм.То, что в XIII в. было исключительным случаем, первой ласточкой нового, бюргерского мышления, в XVI столетии стало одной из основ религиозной жизни общества - примером смены взгляда на труд как на наказание за грехи может служить религиозная доктрина Мартина Лютера. Разумеется, церковь и раньше уделяла внимание этой теме, но впервые труд был названосновой благочестивой жизни. Позднее эту идею развил Кальвин: он считалуспешность в избранной профессии знаком божьей избранности к вечнойжизни. Возможно, разница во взглядах виттенбергского и женевского проповедников отражает специфику менталитета немецких бюргеров и, к примеру, англичан, исповедующих кальвинизм в форме пуританизма, чьё мировоззрение легло в основу идеологии успеха в США. В понимании Лютера, человек является страдальцем, который через тяжкий труд обретает спасение, поэтому лютеранство не было воспринято в других странах Европы -Франции, Англии, Голландии, которым был чужд образ "труженикастрадальца", но был хорошо знаком образ преуспевающего дельца, бизнесмена. Вполне естественно, что кальвинизм оказался наиболее органичен для зарождающегося капитализма.Примером специфического отношения немецких бюргеров к честномутруду и наживе может служить шванк Ганса Сакса «Бедный башмачник и богатый бюргер». Ростовщик дарит своему соседу-бедняку сто талеров, но тот, так и не придумав, как распорядиться нежданным богатством наилучшим образом, возвращает деньги: Богатство, видно, тяжело -Одно мученье принесло.Работать я ещё горазд -Жив буду тем, что бог подаст, Зато спокойней будет мне- [2. C. 270]Кроме того, немецкие бюргеры опасались рискованных предприятий, даже сулящих выгоду. К примеру, герой народного шванка, продавший подвыпившим скорнякам четки и бусы из экзотического «собачьего глаза», не радовался своей находчивости, а «убрался с деньгами подобру-поздорову и благодарил Бога, что ушёл небитым» [3. C. 54]. Этот пример хорош и тем, что в нём отчётливо проговаривается причина установки на честный доход.И эта причина - страх. Боязнь потерь в случае неудачи рационализироваласьрелигиозным сознанием как страх перед Богом.Н.В. Хребтова114На этих примерах видно, что немецкий бюргер XVI в. не был склонен к предпринимательскому риску. На мой взгляд, причина этого кроется в особенностях развития германского крестьянства. Установка на упорный труд, чрезмерно акцентированная в силу ряда природных и социальных факторов, дополнялась страхом перед возможными потерями. Немецкий крестьянинбыл беднее, чем английский или французский, и прилагал больше усилийдля того, чтобы прокормить себя, поэтому он скорее продолжит свой труд, тяжёлый, кропотливый, менее прибыльный, зато дающий гарантированный -пусть и небольшой - достаток, чем рискнёт имуществом, которое досталосьему такой дорогой ценой. К тому же у немецких крестьян было объективноменьше возможностей для предприятий, выходящих за пределы их привычных дел.Бюргеры, которых от крестьян отделяло два-три поколения (Лютер был внуком крестьянина), с трудом изживали эти страхи. Ситуация усугубляласьпостоянным притоком избыточного деревенского населения, а бюргеры, выработавшие новые актуально-ментальные установки, не всегда могли передать их следующему поколению (так, из тринадцати детей Ганса Сакса отцапережила лишь одна дочь).Но в творчестве Ганса Сакса звучат и иные мотивы, пусть и выраженныене столь отчётливо, которые свидетельствуют о том, что страх перед авторитарной нормой постепенно изживался, а новые актуально-моментальные установки санкционировались общественной моралью или, по крайней мере, не осуждались столь жёстко. Результатом было появление новых мутацийценностного ряда. Примером этих новых тенденций может служить шванк«Портной и флаг». Герой шванка, сам нечистый на руку, искалечил богатуюженщину, укравшую бельё у бедной соседки. Господь Бог его поступок не одобрил: Скажи, а если бы с тобой, Когда тащил ты у людей, Я обходился б, как ты с ней-..… Немало ты наворовал.Она же менее повинна, За что ж ты так её, дубина- [2. C. 377]Хотя в шванке «Портной и флаг» постулируются те же ценности труда и честной жизни, осуждение нарушителей нормы здесь заметно смягчено: Не столь уж хороши мы сами, Чтоб укорять других грехами.Без низкой злобы, право слово, Нам надобно учить другого, И лучше он сумеет стать [2. C. 378].Таким образом, несмотря на то что в творчестве Ганса Сакса отразилисьвсе черты менталитета, характерные для немецкого бюргерства, его шванкиотличаются более мягкими интонациями, которые сближают его с авторамиВозрождения. Это свидетельствует о том, что ренессансный германскийдискурс в некоторых своих срезах имел сходство с "классическим" итальянским вариантом. Причины этого, возможно, кроются в особенностях историигорода Нюрнберга, который был довольно тесно связан с Италией, а также с Ганс Сакс и ценностные ориентации труда и наживы немецкого бюргерства XVI в.115личностью самого Сакса, который все же имел куда более широкий кругозор, чем рядовые бюргеры, и был хорошо знаком с произведениями ренессансных авторов, сюжеты которых он часто заимствовал для своих шванкови поучений.

Ключевые слова

mentality, bourgeoisie, Schwanks, Germany, North Renascence, шванки, менталитет, бюргерство, Германия, Северное Возрождение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Хребтова Наталья ВадимовнаТомский государственный университетаспирантка кафедры истории древнего мира, средних векови методологии истории исторического факультетаklio@ic.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

The article is focused on a problem of Northern Renaissance specificity viewed through the prism of mental peculiarity of petty bourgeoisie. The basis for the analysis of city-dwellers mentality is the mass of Schwanks by Hans Sachs, the Nuremberg's Meistersinger.
Николаева И.Ю. Проблема методологического синтеза и верификации в истории в свете современных концепций бессознательного. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 302 с.
Брант С. Корабль дураков; Сакс Г. Избранное. М., 1989. 478 c.
Немецкие шванки и народные книги XVI века. М., 1990. 637 с.-
 Ганс Сакс и ценностные ориентации труда и наживы немецкогобюргерства XVI в. (срезы ренессансного дискурса в свете макроисторическойспецифики национального менталитета) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 2 (6).

Ганс Сакс и ценностные ориентации труда и наживы немецкогобюргерства XVI в. (срезы ренессансного дискурса в свете макроисторическойспецифики национального менталитета) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 2 (6).

Полнотекстовая версия