Hans Sachs and the values of Work orientation and the profitof the German burghers in the XVI century (Slices of Renaiss.pdf В огромном массиве ренессансной литературы произведения авторов Северного Возрождения стоят особняком. Несмотря на то, что под термином«Северное Возрождение» понимают ренессансную культуру всех стран, лежащих к северу от Италии, в данной работе речь пойдёт о литературе Германии, в которой, как и в литературе Нидерландов и Швейцарии, спецификаСеверного Возрождения проявилась наиболее ярко.Исследователи выделяют две отличительные черты литературы Северного Возрождения: во-первых, её неаристократизм, ориентацию на «третье сословие», бюргеров и, во-вторых, сильную дидактическую и морализаторскую составляющие. Как правило, дело ограничивается констатацией этойспецифики, а её причины остаются за кадром. В данной работе на примерешванков Нюрнбергского майстерзингера Ганса Сакса (1494-1576) я попытаюсь выяснить причины формирования особенностей ментальности немецкого бюргерства, вылившиеся в специфику ренессансной культуры Германии, и то, насколько воззрения Сакса-бюргера и по происхождению, и по роду занятий соответствовали общей картине менталитета немецкого бюргерства XVI в. Поскольку Ганс Сакс в своём творчестве затрагивал весьмаширокий круг проблем, представляется возможным в этой работе ограничиться рассмотрением темы труда и наживы. При исследовании источниковиспользовалась технология анализа, имеющая своим фокусом бессознательное, автором которой является И.Ю. Николаева (Подробнее см. [1]).]Устойчивый стереотип о «трудолюбии» немцев имеет под собой реальные основания, как, впрочем, и то обстоятельство, что немецкая привычка к упорному кропотливому труду отличается от предпринимательской активности тех же англичан или итальянцев. Формирование этой специфики уходит корнями в эпоху варварских королевств, когда варвар-германец, про которого Тацит писал, что его проще заставить вступить в бой и претерпетьраны, чем вспахать поле и ждать урожая, был вынужден сменить меч на орало и воспринимал труд земледельца как постылую обязанность, наказание за грехи. То обстоятельство, что труд в эпоху раннего Средневековья был тяжёлым и малопродуктивным, усугубляло невротичность крестьянина. Но поскольку других источников существования не было, установка на упорныйГанс Сакс и ценностные ориентации труда и наживы немецкого бюргерства XVI в.113труд прочно вошла в мировоззрение немецкой нации, если рассматриватьэто явление в режиме «большого времени». Более того, эта установка приобрела черты авторитарной нормы, поскольку в силу вышеперечисленных обстоятельств немецкий крестьянин рационализировал её в понятиях «труд -наказание за грехи», и одним из следствий этой рационализации было морализаторство.Однако постепенно с улучшением агрикультурных навыков и повышением доходности крестьянского хозяйства ситуация менялась в лучшую сторону. В XIII в. появилась поэма Вернера Садовника «Майер Гельмбрехт», которую с полным основанием называют гимном крестьянскому труду, хотяи в ней идентичность майера можно назвать в лучшем случае смешанной, отягчённой длинным шлейфом авторитарных норм.То, что в XIII в. было исключительным случаем, первой ласточкой нового, бюргерского мышления, в XVI столетии стало одной из основ религиозной жизни общества - примером смены взгляда на труд как на наказание за грехи может служить религиозная доктрина Мартина Лютера. Разумеется, церковь и раньше уделяла внимание этой теме, но впервые труд был названосновой благочестивой жизни. Позднее эту идею развил Кальвин: он считалуспешность в избранной профессии знаком божьей избранности к вечнойжизни. Возможно, разница во взглядах виттенбергского и женевского проповедников отражает специфику менталитета немецких бюргеров и, к примеру, англичан, исповедующих кальвинизм в форме пуританизма, чьё мировоззрение легло в основу идеологии успеха в США. В понимании Лютера, человек является страдальцем, который через тяжкий труд обретает спасение, поэтому лютеранство не было воспринято в других странах Европы -Франции, Англии, Голландии, которым был чужд образ "труженикастрадальца", но был хорошо знаком образ преуспевающего дельца, бизнесмена. Вполне естественно, что кальвинизм оказался наиболее органичен для зарождающегося капитализма.Примером специфического отношения немецких бюргеров к честномутруду и наживе может служить шванк Ганса Сакса «Бедный башмачник и богатый бюргер». Ростовщик дарит своему соседу-бедняку сто талеров, но тот, так и не придумав, как распорядиться нежданным богатством наилучшим образом, возвращает деньги: Богатство, видно, тяжело -Одно мученье принесло.Работать я ещё горазд -Жив буду тем, что бог подаст, Зато спокойней будет мне- [2. C. 270]Кроме того, немецкие бюргеры опасались рискованных предприятий, даже сулящих выгоду. К примеру, герой народного шванка, продавший подвыпившим скорнякам четки и бусы из экзотического «собачьего глаза», не радовался своей находчивости, а «убрался с деньгами подобру-поздорову и благодарил Бога, что ушёл небитым» [3. C. 54]. Этот пример хорош и тем, что в нём отчётливо проговаривается причина установки на честный доход.И эта причина - страх. Боязнь потерь в случае неудачи рационализироваласьрелигиозным сознанием как страх перед Богом.Н.В. Хребтова114На этих примерах видно, что немецкий бюргер XVI в. не был склонен к предпринимательскому риску. На мой взгляд, причина этого кроется в особенностях развития германского крестьянства. Установка на упорный труд, чрезмерно акцентированная в силу ряда природных и социальных факторов, дополнялась страхом перед возможными потерями. Немецкий крестьянинбыл беднее, чем английский или французский, и прилагал больше усилийдля того, чтобы прокормить себя, поэтому он скорее продолжит свой труд, тяжёлый, кропотливый, менее прибыльный, зато дающий гарантированный -пусть и небольшой - достаток, чем рискнёт имуществом, которое досталосьему такой дорогой ценой. К тому же у немецких крестьян было объективноменьше возможностей для предприятий, выходящих за пределы их привычных дел.Бюргеры, которых от крестьян отделяло два-три поколения (Лютер был внуком крестьянина), с трудом изживали эти страхи. Ситуация усугубляласьпостоянным притоком избыточного деревенского населения, а бюргеры, выработавшие новые актуально-ментальные установки, не всегда могли передать их следующему поколению (так, из тринадцати детей Ганса Сакса отцапережила лишь одна дочь).Но в творчестве Ганса Сакса звучат и иные мотивы, пусть и выраженныене столь отчётливо, которые свидетельствуют о том, что страх перед авторитарной нормой постепенно изживался, а новые актуально-моментальные установки санкционировались общественной моралью или, по крайней мере, не осуждались столь жёстко. Результатом было появление новых мутацийценностного ряда. Примером этих новых тенденций может служить шванк«Портной и флаг». Герой шванка, сам нечистый на руку, искалечил богатуюженщину, укравшую бельё у бедной соседки. Господь Бог его поступок не одобрил: Скажи, а если бы с тобой, Когда тащил ты у людей, Я обходился б, как ты с ней-..… Немало ты наворовал.Она же менее повинна, За что ж ты так её, дубина- [2. C. 377]Хотя в шванке «Портной и флаг» постулируются те же ценности труда и честной жизни, осуждение нарушителей нормы здесь заметно смягчено: Не столь уж хороши мы сами, Чтоб укорять других грехами.Без низкой злобы, право слово, Нам надобно учить другого, И лучше он сумеет стать [2. C. 378].Таким образом, несмотря на то что в творчестве Ганса Сакса отразилисьвсе черты менталитета, характерные для немецкого бюргерства, его шванкиотличаются более мягкими интонациями, которые сближают его с авторамиВозрождения. Это свидетельствует о том, что ренессансный германскийдискурс в некоторых своих срезах имел сходство с "классическим" итальянским вариантом. Причины этого, возможно, кроются в особенностях историигорода Нюрнберга, который был довольно тесно связан с Италией, а также с Ганс Сакс и ценностные ориентации труда и наживы немецкого бюргерства XVI в.115личностью самого Сакса, который все же имел куда более широкий кругозор, чем рядовые бюргеры, и был хорошо знаком с произведениями ренессансных авторов, сюжеты которых он часто заимствовал для своих шванкови поучений.
The article is focused on a problem of Northern Renaissance specificity viewed through the prism of mental peculiarity of petty bourgeoisie. The basis for the analysis of city-dwellers mentality is the mass of Schwanks by Hans Sachs, the Nuremberg's Meistersinger.
Николаева И.Ю. Проблема методологического синтеза и верификации в истории в свете современных концепций бессознательного. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 302 с.
Брант С. Корабль дураков; Сакс Г. Избранное. М., 1989. 478 c.
Немецкие шванки и народные книги XVI века. М., 1990. 637 с.-