From Sea King-Barbarian to Early Medieval MonarchPhenomenon of Alfred the Great in the Row Historical-Psychological Muta.pdf Формирование нового типа правителя в раннее Средневековье - сложный процесс трансформации вождей варварского типа в конунгов, а затем и собственно средневековых государей. Его слагаемые не раз являлись объектом исследовательского интереса историков. Однако историкопсихологический план этой трансформации, несмотря на всю его важность, большей частью остается за кадром историографического анализа [1. С. 118-188]. Одним из ярких примеров такого рода правителей является фигураАльфреда Великого (848-899 гг.). Если рассматривать то, как форматировалаэпоха сознание и поведение Альфреда в его собственно историческом своеобразии, то необходимо при исследовании принимать во внимание макроисторический формат эпохи, в рамках которой осуществлялась его деятельность.Как известно, Англия находилась на периферии раннесредневековой Европы. Романо-германский синтез здесь был выражен очень слабо, посколькув условиях преобладания германского культурного субстрата христианскиеустановки усваивались с большим трудом и в несколько искаженной форме.Примером эффективного усвоения новых установок и использования их в своих интересах и служит Альфред Великий, который оставил глубокий следне только в средневековой истории Англии, но и в исторической памяти англичан. Благодаря чему он играет столь важную роль- Очевидно, это коренится в том, что Альфред впервые в истории англосаксонских государствсмог реализовать накопленный политический и культурный капитал, опираясь на который он сумел эффективно противостоять нашествию викингов.В данной работе предпринимается попытка рассмотреть проблему формирования новой поведенческой модели у Альфреда Великого. Для этого былаиспользована технология полидисциплинарного исследования, разработанная в рамках томской методологической школой под руководствомИ.Ю. Николаевой. Технология заключается в анализе бессознательного и его роли в поведении как отдельного человека, так и социальных групп применительно к историческому материалу [1].Биография Альфреда описана его сподвижником епископом ШернбурнаАссером. Отдельные сюжеты из его жизни встречаются в англосаксонскойОт конунга-варвара к средневековому государю117хронике, житиях святого Неота и св. Кутберта, а также в различных исторических сочинениях преимущественно XI-XII вв. [2]. Один из самых известных и вместе с тем сомнительных сюжетов из жизни Альфреда Великого -легенда о сожженных лепешках и жене свинопаса, содержащаяся в Анналахмонастыря святого Неота и житиях этого святого. Эта легенда позволяетполнее раскрыть образ Альфреда. В ней рассказывается о самом тяжеломпериоде его жизни, когда военная удача отвернулась от него. Скрываясь от преследований, Альфред набрел на хижину свинопаса, где хозяйничала женапоследнего. Альфред не уследил за лепешками, которые готовила хозяйка, и они сгорели. Альфред спокойно выслушал брань в свой адрес и продолжилпуть, за что получил благословление от святого Неота [3. С. 321-322]. Касаясь этого сюжета, И.Ю. Николаева отмечает: «Можно представить, насколько сложно было варварскому вождю поступиться своим королевским достоинством, не обнаружить свою власть в самом широком смысле слова» [1.С. 145-146].Анализ легенды позволяет нам понять феномен величия Альфреда. Данное поведение представляется нетипичным для варварского конунга, и, дажеесли это лишь легенда, ее содержание, безусловно, несет в себе следы тогообраза, который выделял Альфреда среди его предков и других англосаксонских государей. И действительно, пример его братьев и отца показываетдостаточно серьезные отличия в установках, которыми они руководствовались; вместе с тем он отражает предпосылки формирования прагматическихустановок у самого Альфреда. Наследие варварских установок определялораспространенность и общественное одобрение избыточно мужественногоповедения. Воинственность и мужественность вступили в конфликт с христианскими установками, которые стали постепенно усваивать англосаксы, начиная с конца VI в. В период VII-IX вв. процесс усвоения христианскихценностей продолжался. Сложное сосуществование разных установок объясняет противоречия в поведении исторических деятелей этого периода.Христианизация порождала конфликт между установками, характернымидля язычников-варваров, и новыми установками, которые несла с собой христианская система ценностей. Идейное содержание христианской религииусваивалось в сильно искаженном виде, пройдя через фильтры языческихпредставлений [4. C. 217].Не последнюю роль в процессе усвоения установок играла семья как социальный институт, напрямую влиявшая на формирование характера человека, его личности, а также его бессознательного. Важной в этой связи представляется фигура старшего брата Альфреда - Этельбальда. Этот последнийвоспользовался долгим отсутствием отца, короля Этельвульфа, отправившегося в паломничество в Рим, взяв бразды правления в свои руки. Важно, что в результате противостояния был найден компромисс, позволивший Этельбальду и Этельвульфу выйти из этой ситуации, сохранив лицо. Этельбальдпродемонстрировал пренебрежение к христианским догмам и нанес серьезный удар по своей популярности, потеряв поддержку со стороны части духовенства, когда женился на вдове отца Юдифи, дочери Карла Лысого. Как известно, христианство осуждает не только браки между кровными родстА.В. Музалев118венниками, но и между свойственниками. Этельбальд скорее оставался веренгерманским обычаям; христианство не затронуло глубинные слои его личности. Таким образом, в рамках одной семьи мы видим примеры разного поведения. Подчеркнем, что Альфред не только перенимал образ действий и мышления у своих старших родственников, но учился и на своих ошибках.В молодости Альфред демонстрирует неоднозначное поведение с точкизрения поставленной проблемы. Первоначально влияние традиционных варварских установок превалировало в его бессознательном, что показываетбитва при Эшдауне, когда он, не дождавшись окончания молитвы короляЭтельреда I, ринулся в атаку [2. Ch. 38]. Тем самым Альфред продемонстрировал нетерпение, гордыню, неуважение к старшему брату-королю и пренебрежение религиозным ритуалом, но одновременно отвагу, ценимую в военной среде. Он действовал в данном случае как варвар-язычник. Однаконачиная со второй половины 70-х гг. IX в. Альфред становится осторожным, мудрым и даже хитрым государем. Не случайно его называют английскимСоломоном [3. С. 318]. Альфред, в отличие от своих предшественников, активно интересовался литературой, чему способствовала его грамотность: в 12 лет он начал учиться чтению на родном языке, а в 40 стал изучать латынь[5. С. 61]. Строительство укрепленных бургов, создание системы бокленда и изменение принципов формирования войска - все это говорит нам о прагматическом характере политики Альфреда, направленной на укрепление безопасности -------и усиление позиций уэссекского королевства [6].Наиболее вероятным объяснением трансформации поведения АльфредаВеликого является психологический кризис, связанный с неудачами началаего правления, видное место среди которых занимает поражение в битве при Уилтоне в 871 г. Скитания и неудачи поставили перед Альфредом серьезные проблемы адаптации к окружающей действительности. Традиционныесхемы поведения не работали. Демонстрация храбрости в этой битве не только не принесла победу, но обернулась поражением, когда викинги заманили англосаксов в ловушку притворным отступлением. И Альфред постепенно модифицировал свое поведение. Примером этому может служить выплата значительной по размерам дани Альфредом для избавления от норманнской опасности. Это на 7 лет отсрочило решающее столкновение с данами и позволило провести необходимые преобразования. В 878 г. в битвепри Эддингтоне войска викингов были разгромлены, а их вождь Гутрум был крещен Альфредом и получил христианское имя - Этельстан [2. Ch. 56; 7.Ch. 148, 149]. Крещение Гутрума - это попытка заставить данов соблюдатьвзятые на себя обязательства, с одной стороны, и демонстрация связи междупобедами Альфреда и помощью Бога-дарователя побед, с другой. Христианский Бог Альфреда оказался в 878 г. сильнее богов, которым поклонялсяГутрум. Этот последний признал свое поражение, согласившись на обрядкрещения.Альфред примирил христианские установки со своими политическимиинтересами, а героику варварских ценностей смог отодвинуть на второйплан. Механизм, с помощью которого он сумел примирить христианские и языческие ценности, принято называть формированием позитивной иденОт конунга-варвара к средневековому государю119тичности. Мы ясно видим, как молодой Альфред страдает от чувства собственной греховности, неуверенности в себе. Он даже призывает Бога послатьему какую-нибудь болезнь, чтобы избавиться от влечений плоти. Это прозрачно показывает нам, что господствующей на данном этапе развития личности является негативная идентичность, выражающаяся во враждебном отношении к самому себе. Формирование новой идентичности, по всей видимости, относится к периоду после 871 г., когда молодой король сумел пережить тяжелое поражение при Уилтоне, в результате определившись со своими приоритетами и ценностями. И если негативная идентичность была рационализирована как греховность, то позитивная - как выполнение божественного замысла. Отсюда проистекает необыкновенная уверенность в своихсилах и своей правоте. А.Г. Глебов, характеризуя личность Альфреда, справедливо отмечает: «Этот человек был непоколебимо убежден в том, что все его труды, победы и поражения предопределены Господом, а он являетсяБожьим избранником и исполнителем Его велений» [5. С. 225].Люди Средневековья преимущественно являются носителями авторитарного характера, для них норма является безусловным императивом, а отношения господства и подчинения - главным содержанием их коммуникации [8]. И в этом смысле Альфред не является исключением. Но успехиАльфреда укрепляли его уверенность и позитивную идентичность, что позволяло продолжать выбранный путь и добиваться новых успехов. Проведенный анализ показал, что полидисциплинарная технология позволяет интегрировать макроисторические теории и концепции, нацеленные на изучение бессознательного, и объяснить развитие личности Альфреда, его становление в качестве выдающегося государственного деятеля нового типа.
Музалев Антон Владимирович | Томский государственный университетКузбасская государственная педагогическая академия | аспирант кафедры истории древнего мира, средних векови методологии истории исторического факультетаассистент кафедры всеобщей истории исторического факультета | musalew@mail.ru, klio@mail.tsu.ru |
Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. М., 2006
Глебов А.Г. Альфред Великий и Англия его времени. Воронеж, 2003.
Глебов А.Г. Англия в раннее Средневековье. СПб., 2007.
Anglo-Saxon Chronicle / Ed. and transl. by B. Thorpe. London, 1861.
Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Пер. с ит. В.П. Гайдука. М., 1987.
Assers Life of King Alfred / Transl. by A.S. Cook. Boston, 1906; Anglo-Saxon Chronicle Ed. and transl. by B. Thorpe. London, 1861.
Ли Б.А. Альфред Великий, глашатай правды, создатель Англии. 849-899 гг. / Пер с англ. З.Ю. Метлицкой. СПб., 2006.
Николаева И.Ю. Проблема методологического синтеза и верификации в истории в свете современных концепций бессознательного: Дис. … д-ра ист. наук. Томск, 2006.