The case of «baba Masha». Some historical stereotypes of relationsbetween Russian authorities and people, presented by m.pdf Автору уже доводилось писать о том, сколь интересным образом иногдаслышится дыхание «большого времени» в пространстве медиа, казалось бы, сосредоточенных на мимолетных событиях. Вопреки известному суждениюФернана Броделя, в «звонком времени» журналистов иной раз любознательный наблюдатель найдет приметы пресловутого «la longue duree» [1]. Особенно, если речь идет об информационном телевидении, а также о некоторых сегментах Интернета - то есть о тех фрагментах медиапространства, в которых можно услышать голоса людей, не преломленные в сознании посредника-журналиста (или преломленные в меньшей мере, чем это свойственно печатным СМИ, по своей природе трансформирующим реальностьболее основательно). Рассмотрим еще один любопытный медийный казус1.Прежде всего - фабула. В Томске в марте 2009 г. случились выборы градоначальника. Вопреки первоначальным ожиданиям, они прошли в обстановке достаточно острой конкурентной борьбы и завершились не очень убедительной победой во втором туре кандидата от власти. 16 марта, то естьчерез день после выборов, в прямой эфир информационной программы «ЧасПик» томской телекомпании ТВ-2 пришел многолетний спикер Томскойобластной думы Борис Мальцев и неожиданно вступил в спонтанный и показательный диалог с народонаселением Томска в лице его жительницы бабы Маши, Марии Павловны Кобылиной, случайно встреченной журналистами на улице в районе Степановки и высказавшей несколько суждений о местной и региональной власти. Мария Павловна обвинила томскую власть в невнимании к коммунальным проблемам жителей города, пожаловалась на текущую крышу своего дома и заявила, что по этой самой причине голосовала на выборах против кандидата от власти.В ответ на это спикер областной думы сообщил бабе Маше, телевизионной аудитории и ведущему телепрограммы, что они живут в замечательномгороде с самой высокой рождаемостью, самой низкой смертностью (несмот1 В статье использованы материалы архива телекомпании ТВ-2. Видео казуса есть в Сети.См.: [2; 3; 4; 5].Казус бабы Маши125ря на пропиваемые ежегодно миллионы рублей), миллионом сотовых телефонов на пятьсот тысяч населения, рекордным количеством автомобилей на душу населения, построившем в течение года 500 тыс. кв. м жилья, в которые заехали 500 тыс. человек («в квартиры, где не капает»). Несмотря на то, что Томск - это «самая северная столица в Европе» и поэтому здесь тратятсягромадные средства («сто миллионов в день») «на борьбу с природой (ниПариж, ни Берлин, ни Лондон столько не тратят)», - это прекрасный, динамично развивающийся город, убеждал аудиторию гость студии. Не надо говорить, что наш город плохой, потому что у тети Маши капает с крыши, -воспитывал он журналистов. А то, что у бабушки с крыши течет, я знаю 50лет, - не преминул со знанием дела заметить заслуженный строитель Российской Федерации (этого звания Борис Алексеевич был удостоен в 1993 г.[6]), - поскольку прекрасно знаю проблемы ее избирательного округа, от которого когда-то был депутатом. Так микроистория, представленная пенсионеркой Марией Павловной Кобылиной, пересеклась в медийном пространстве с макроисторическим дискурсом, предъявленным спикером областного парламента Борисом Алексеевичем Мальцевым. Проанализируем это.Cтилистика поведения, продемонстрированная в данном случае БорисомАлексеевичем, достаточно для него типична. Он - трикстер - типаж, весьмавостребованный в российской политике 1990-х. Переходное время неизменно актуализирует этот типаж2. Политические трикстеры переходных эпох -Калигула и Нерон, Цао Цао («был распущен и не заботился о правилах поведения» - ключевая характеристика этого колоритного персонажа в китайской исторической традиции [9. C. 312]) и Григорий Отрепьев. Ярко выраженный трикстер - Жириновский, трикстерные черты можно найти в ельциниане (падение в ручей, дирижирование оркестром, «не так сидим» и пр.), в монументальном, казалось -------бы, Черномырдине - с его знаменитыми проговорками. По мере окостенения политической реальности в нулевые трикстерные свойства российской власти отходили на второй план, хотя и не утрачивались вовсе (скажем, многие лексические обороты, которые позволялсебе второй российский президент, его любовь к быстрым и спонтаннымперемещениям в пространстве с использованием разнообразных техническихсредств - работают на этот же стереотип). И это естественно, ведь значительная часть нынешней российской политической элиты сформироваласьименно в «лихие 90-е», как она сейчас обычно аттестует время и обстоятельства своего собственного генезиса. Но как бы она ни относилась к своемупрошлому, в данном случае очень уместной будет слегка перефразированнаяизвестная формула: «Уехал цирк, а трикстеры остались».На трикстерную природу поведения нашего персонажа указывает не только спонтанность поведения, нарушающего заведенный ритуал общенияполитика с народом, необходимость демонстрировать заботу о народе, как непременный элемент ритуала («…Трикстер прибегает к обману, нарушаетсамые строгие табу… нормы обычного права и общинной морали… причем2 О трикстерстве как важной составляющей политической мифологии много любопытногоможно найти в статье Л.А. Абрамяна [7]. Классическую характеристику архетипа трикстерадал, как известно, сам создатель концепции архетипов К.Г. Юнг [8].В.М. Мучник126нарушение табу и профанирование святынь иногда имеет характер «незаинтересованного озорства», - читаем у Е.М. Мелетинского [10. С. 26]), не только своеобразие его лексических оборотов, заставивших часть аудиториипредполагать (несправедливо, кстати) пребывание его в момент эфира в измененном состоянии сознания [11] (что, конечно же, было бы естественнодля трикстера), но и выполненная им по ходу разговора, столь органичнаядля трикстера, космогоническая функция - он сотворил несуществующийгород и к тому же населил его, как заметил один из наблюдателей, гномами(500 тысяч человек на 500 тысяч квадратных метров) [12]. Стоит заметить, что общение со хтонической реальностью - опять же непременный атрибуттрикстера.Обычно подобная стилистика поведения вполне лояльно и даже с сочувствием воспринимается российской аудиторией - доминирующие архаические стереотипы восприятия власти этому способствуют. Однако в этомэпизоде случилось иначе. Наш персонаж угодил под волну народного гнева, которая зафиксировалась в наиболее ярких формах в томском интернетпространстве. Тональность обсуждения и его пафос передает следующаяотсылка к Ветхому Завету, которая встретилась мне в одном из топиков, посвященных казусу бабы Маши, на популярном томском интернет-форуме.«Нашел цитату из Библии, как раз подходит для Мальцева и ему подобных: «Итак, за то, что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить. Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время» (Книга пророка Амоса. Глава 5. Стихи 11-13)» [13].Библейский пафос в обсуждении соседствует с откровенным стебом: Нет чище города и краше, Живете без забот.Какая к черту баба МашаЧто там у ней течетПоди, оппилась самогонаИ в пьяном кураже, А у самой два телефонаИ «Бентли» в гараже [12].И еще - похожее: Мы в городе живем прекрасном, Все лучше город с каждым часом, А тетя Маша - не народ, Она не в городе живет.Б. Мальцев [14].Однако как бы ни рознились стилистики высказываний, общая крайненеблагоприятная для власти тональность обсуждения была очевидна. Нашему герою не очень помог даже осуществленный им через несколько днейритуал публичного покаяния перед бабой Машей и отправка к ней комиссии, которая изучила проблемы бабушкиной протекающей крыши. «То, что делает ТВ-2, я одобряю: за большими делами не надо забывать «маленького» (вКазус бабы Маши127кавычках) человека. Но и о больших делах не надо забывать, решая частныепроблемы. По ремонту крыши бабы Маши все работы ведутся. Я принял меры. Но когда пытаются интерпретировать моё высказывание, как «врага народа», то у многих моих избирателей это тоже вызывает недоумение. Одинпример: только за истекший год я рассмотрел тысячу личных обращенийграждан к депутату Мальцеву. Каких только там вопросов не было: и кровлятечет, и канализация не работает, и электрические печи надо заменить, и зарплату не платят, и так далее и так далее. Миллион частных вопросов. Не все вопросы я смог, конечно, разрешить (я же не Бог-), но повторных обращений - практически не было… И ещё: за все годы я ни разу не проголосовал за законы, которые бы отбирали хотя бы 1 рубль у нашего населения.Хотя бы 1 рубль- Если найдете такой пример - сожгите меня на костре прямо под окнами Белого дома» [15]. Стоит обратить внимание на очевиднуюкарнавальность текста, на то, как соседствуют в нем вполне привычные бюрократические формулы («принял меры», «тысячи личных обращений») с фантасмагорическим образом костра под окнами Белого дома3. Не помогло.Главным пространством, на котором разгулялся шквал народного негодования, стали почти не контролируемые вертикалью власти интернетфорумы. Больше того, благодаря Интернету история с бабой Машей обрелафедеральный информационный статус. Диалог cпикера с Марией Павловнойнесколько дней был в списке лидеров по скачиваниям в Рутьюбе, что самопо себе, как кажется, заслуживает внимания не только аполитичных экспертов по мифотворчеству, но и представителей российского политическогокласса. На Борисе Мальцеве сфокусировались претензии аудитории к властиво всех ее проявлениях. Опять же благодаря Интернету история БорисаМальцева и бабы Маши через некоторое время пересеклась с историей другого чиновника, уже питерского, который после интервью, проведенногожурналистами Пятого канала, счел нужным отчитать их, а заодно и их аудиторию, не удостоверившись предварительно, отключена ли камера4.Подробный анализ причин столь болезненной реакции людей на поведение нашего персонажа не является задачей этого текста. Просто отмечу, что здесь сошлись и политизация аудитории в период выборов, и напряженностьот меняющейся экономической ситуации (разрыв конвенции нулевых - лояльность в обмен на минимальные гарантии благосостояния), и, немаловажно - то, что адресат пассажей спикера - симпатичнейшая баба Маша, вдова, эмигрировавшая в Россию из Узбекистана, в прошлом медсестра, ветерантруда и донор СССР, как она с гордостью аттестует себя [16] - воплощениетипических черт народа-страдальца (если бы эту милую женщину хотя бы 3 На важность темы «ложного шага» в психологии трикстера обратил внимание классикпсихоанализа [8. C. 345].4 Участники одного из топиков, посвященных казусу бабы Маши, разумеется, не обошлисвоим вниманием питерский скандал: «О звонивших в эфир гражданах Сергей Бодрунов заявил следующее: «Мало ли кто вам звонит- Какое-то быдло- Подумаешь, 25 тысяч безработных-- Это - ничего, капля в море. Не сдохнут- А ваши ведущие пускай готовятся отправитьсяна биржу. Хотя их там не устроят. Им теперь нигде не устроиться на работу. Как, впрочем, и вам, и вашим коллегам по передачке» [13].В.М. Мучник128звали иначе…). «Есть такая вещь, - читаем на форумах, - как точка кипения.Я лично давно не верю в возможность «честной» и «справедливой» власти.Знаю немало явных нарушений закона. Лично сталкивался. Но терплю. И многие терпят... Но вот в один момент настает некая переломная точка, когда терпеть не можешь... Одно дело, когда знаешь, что обманывают, когданагло врут, когда действуют только в своих меркантильных интересах. А другое - когда лично оскорбляют. Оскорбляют в лицо, лицемерно, гнусно…Дело не в том, что обманывают, а в том, что демонстративно издеваются над и без того униженными людьми» [17]. И еще: «И это только начало--- Начало года…, - читаем далее на форумах. - Что будет дальше- Думаю, это только цветочки- Кризис послан не зря - он все расставит по местам. А вы обратили внимание на то, что эта милая баба Маша, от которой спикер отмахнулся, как от назойливой мухи, которая вьется перед носом 50 лет с вечнотекущей крышей, - это ведь бывший любимый электорат нашей администрации.Уж кто-кто, а старшее поколение, всегда идущее в ногу с главными управленцами и всегда выбирающее «старенькое», вдруг встало в оппозицию-- И не проездом в Томске баба Маша - давно живет в городе и за ремонт платит.И к руководителям области и города присматривалась с тех пор, - еще стародавних - благодатных. И голосовала всегда за них по первому приглашению на открыточке в почтовом ящике. Так что вдруг произошло с бабойМашей- (и не с ней одной)…» [18]. И в качестве ответа: «Баба Маша - буревестник революции», - гласил -------один из топиков интернет-форума, посвященных нашему казусу [19]. Впрочем, предусматривается и более легитимныйвариант - «Тетя Маша - президент 2012» [20].Предмет моего рассмотрения - некоторые стереотипы восприятия власти, которые актуализировались в ходе интернет-дискуссии, порожденнойказусом бабы Маши. Если суммировать пока в самом общем виде, то отмечу, что выявляются два типа восприятия власти - традиционно-патриархальныйи модернистский. Сразу оговорюсь, что это деление совершенно не тождественно антитезе лояльность - нелояльность. Речь о другом. Патриархальность - в недифференцированном восприятии власти, в представлении о том, что любой носитель власти, безотносительно к своим специальным функциям, отвечает за благополучие вверенного его власти пространства во всех его проявлениях. «Таких баб Маш с дырявыми крышами, гниющими полами, холодными батареями и другими проблемами - полгорода. Большинствонаселения г. Томска живет в старых домах, где проблемы, и только властьможет помочь навести порядок с управляющими компаниями» [2]. Нефункциональное этатистское видение власти как универсальной силы, благодетельствующей все живое на определенном пространстве, вполне традиционно и относится даже не к российской специфике, а, скорее, к общецивилизационной и даже доцивилизационной архаике вообще. Это что-то сродни известной китайской концепции «дэ», которой должен быть наделен властвующий, что и дает ему право на власть [21]. Аналоги этой концепциивстречаются, как известно, и в других традиционных мирах [22] и восходятк архаическому пра-образу «колдуна-правителя», концептуально представленному в одной из глав классического сочинения Дж. Фрэзера [23. C. 93-Казус бабы Маши129101]. Примечательно, что самой распространенной спонтанной реакциейаудитории на тирады спикера стали призывы обратиться с письмом в Москву. «Этот «Час ПИК», - читаем на форуме ТВ-2, - надо отправить на сайтМедведеву Д.А. Пусть посмотрит, как его однопартийцы заботятся о народе, особенно после его вчерашнего интервью, в котором он призвал власть на местах более трепетно относиться к нуждам народа...» [24]. Это реализацияодного из фундаментальных и весьма архаических стереотипов традиционной российской цивилизации. Относительно этого самого стереотипа - в одном из недавних исследований о ценностях российской цивилизации читаем: «Царь-батюшка - единственная надежда на выживание в экстремальных условиях, поэтому он всегда хороший, вне подозрений в антинародности. Антинародной деятельностью могут заниматься лишь его слуги и вопреки волецаря» [25. С. 59; 26; 27].Вместе с тем казус бабы Маши актуализировал не только архаическиестереотипы, но и другое понимание природы власти, которое было обозначено выше как модернистское. В ходе дискуссии о том, какие меры следуетпринять к нашему герою, сформировалась группа томичей c примечательным электронным адресом zabazar@ngs.ru, которая поставила перед собойцель отозвать спикера областной думы из парламента посредством рутинныхюридических процедур. Эти люди поставили себе целью организовать местный референдум и добиться импичмента Б.А. Мальцева [28]. Применительнок сюжету статьи не представляется существенным, сумеет ли данное сообщество добиться поставленной цели5. Гораздо важнее сам факт его возникновения, свидетельствующий о формировании противоположных архаическим стереотипам тенденций восприятия власти как наемного менеджера, с которым общество может расторгнуть договор о найме посредством формальных процедур [25. С. 59]. Важно выраженное стремление эти самыепроцедуры формализовать, важна проявленная воля к самоорганизации. Естественно, укрепление этой тенденции не приведет к изживанию традиционных стереотипов, однако, можно предположить, хотя бы постепенно сформирует им некую историческую альтернативу. Помимо всего прочего, укрепление этой тенденции может привести к некоторому оттеснению на периферию трикстерных свойств российской власти, хотя и не к изживанию их, конечно же. Ведь, по мнению К. Юнга, образ трикстера дан нам как взгляд«я», брошенный в общее, объединяющее всех нас прошлое коллективногосознания [8. С. 345], и потому, можно предположить, является совершеннонеобходимым фоном индивидуального самосознания.А крышу Марии Павловне в результате всей этой истории к лету всетаки залатали [30].5 С самого начала члены группы угодили со своей инициативой в изящную бюрократическую ловушку, сущность которой, комментируя наш казус, с откровенностью изложил во время своего визита в Томск Председатель российского Центризбиркома Владимир Чуров: «Впринципе, наше законодательство предполагает институт отзыва депутата. Но на практике, действительно, закона об отзыве депутата нет, механизма отзыва тоже нет» [29].
Николаева И.Ю., Мухин О.Н., Соломеин А.Ю. Психосоциальная и культурная символика властных мифологем в сравнительно-историческом контексте их бытования // Credo new. Теоретический журнал. СПб., 2008. № 3 (55). С. 208-224.
Мещеряков А.Н. Японский император и русский царь. М., 2004.
Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.,1998.
http://www.tv2.tomsk.ru/forum/forum_view.php3?id=1237210121&r_id=1&list=1.
Кульпин Э.С. Становление системы основных ценностей российской цивилизации. История и современность. М., 2008. Вып. 1.
Крюков В.М. Символы власти и коммуникации в доконфуцианском Китае ( к антропологии «дэ») // От магической силы к моральному императиву: категория «дэ» в китайской культуре. М., 1998. С.76-106.
http://www.tv2.tomsk.ru/forum/forum_view.php3?id=1237210121&r_id=1&list=2
http://www.forum.tomsk.ru/forum.php?a=571&start_result=get_result&_word=%E1%E0%E1%E0-%EC%E0%F8%E0?sparent_id=all .
http://www.forum.tomsk.ru/forum.php?a=9&g=24&t=1014582 .
Мартынов А.С. Категория «дэ» - синтез порядка и жизни // От магической силы к моральному императиву: категория «дэ» в китайской культуре. М., 1998. C. 36-75.
http://www.forum.tomsk.ru/forum.php?a=9&g=24&t=1022452.
Мифы народов мира. М., 1992. Т. 2.
Юнг К.Г. Психология образа трикстера // Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Киев, 1996. С. 338-356.
Малявин В.В. Империя ученых. М., 2007.
Абрамян Л. Ленин как трикстер. Современная российская мифология. М., 2005. С. 68-88.
Мучник В.М. Большое время в пространстве локальных информационных программ. (Перспективы возможного исследования) // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск, 2007. Вып. 28. С. 73-7.