Проблема вины и ответственности немцев за преступления нацизмачерез призму взаимодействия макро- и микроисторических исследований | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 2 (6).

Проблема вины и ответственности немцев за преступления нацизмачерез призму взаимодействия макро- и микроисторических исследований

Рассматриваются проблемы вины и ответственности немцев за преступления национал-социализма через призму взаимодействия результатов макро-и микроисторических исследований. Освещаются стадии анализа проблемы в зависимости от степени удаления от исторических событий. Прослеживается коррекция восприятия обществом вины и ответственности в зависимости от уровня исследованияистории национал-социализма.

The problems of guilt and responsibility of the Germansfor National Socialism crimes through the prism of macro- and mic.pdf Преступления нацистского режима в годы Второй мировой войны обусловили высокую степень морально-психологических факторов при исследовании происхождения и сущности германского фашизма. К одному из них относится проблема вины и ответственности немецкого народа за преступные дела нацистов. Послевоенная и современная историография националсоциализма обнаруживает факторы различного характера, влияющие на интерпретацию проблемы вины и ответственности. К числу важнейших из них можно отнести: · морально-психологическое состояние немецкого общества и психологический настрой людей; · политические процессы; · состояние освоения источниковедческой базы; · развитие исследований на макро-, средне- и микроуровнях; · «историзацию» национал-социализма, понимаемую как процесс его ухода из «истории современности» в «историю прошлого».В режиме послевоенного времени (1945 до начала 60-х гг.) большое значение имеет подавленное морально-психологическое состояние общества, обусловленное жизнью в обществе «краха» и ошеломляющей правды о нацистских преступлениях. Велико стремление дистанцироваться от преступлений: «не думать, забыть, не знали». В публицистике преимущественногосподствует непризнание вины нации, а ответственность распространяетсятолько на тех, «кто принимал решения». В историографии преступления нацизма практически не изучаются. Лишь одинокая в море апологетическойлитературы работа Е. Когана «Государство -------СС» явилась первым систематическим исследованием преступного характера нацизма [1].Перелом в общественном сознании начинается в середине 60-х гг. ХХ в.В это время проявляются разновеликие, но все же связанные между собойаспекты вины и ответственности немцев за преступления нацистского режима: политически-правовые, источниковедческие и проблема поколений. Политически-правовые аспекты связаны с уголовными процессами против администрации концентрационных лагерей и расследованием её преступныхПроблема вины и ответственности немцев за преступления нацизма137действий. В подготовке так называемого «Процесса по Освенциму» активноеучастие приняли молодые историки военного и послевоенного поколения, которые собрали огромное количество разнородных источников о преступлениях в нацистском лагере [2], что было шоком и для общественности, и для самих историков. Эти обстоятельства накладывались на развитие со второй половины 1960-х гг. студенческого движения, среди требований которого фигурирует и требование ответа поколения «отцов» на вопросы их причастности к преступлениям нацистского режима.Источниковедческие и историографические аспекты связаны с тем, что в последующие 1970-80-е гг. в отношении нацизма развивается настоящийисследовательский бум, особенно на средне- и микроуровнях: регионы, муниципалитеты и коммуны в период нацистского режима, история повседневности. Выявляется сопричастность преступлениям нацизма достаточно широких слоёв немецкого общества, а не только тех, «кто принимал решения».Консервативная и военная историография всеми силами стремится отстоятьсложившиеся в общественном сознании легенды о «демоническом характереГитлера», о «всевидящем оке гестапо», о «чистом вермахте», не запятнанномпреступлениями. В ходе начавшейся «историзации» фашизма наблюдаетсястремление некоторых авторов «нормализовать» нацизм (особенно в сфересоциальной политики и модернизационных процессов), релятивировать его преступления преступлениями сталинизма, что наиболее ярко проявилось в известном «споре историков ФРГ» середины 1980-х гг. [3].В 1990-е гг. для немецких авторов становится доступным значительныймассив источников бывшей ГДР, Юго-Восточной Европы, включая страныСНГ. Лавинообразно и неуклонно идёт уход из жизни довоенного и военного поколения. И вновь в изучении нацизма и войны тесно сплетаются освоение новых источников, политические процессы и общественный настрой.Освобождённая от морально-психологических оков уходящего или ушедшего поколения и удесятерённая опытом тех, кто пережил «вторую немецкуюдиктатуру», тема преступлений нацистского режима играет определяющуюроль в исследованиях нацизма, а тема коллективной и индивидуальной винывновь оказывается в центре общественного дискурса Германии.Безусловно, что степень вины и ответственности распределяется неравномерно: от прямого участия в преступлениях, содействия им и до поддержки режима в целом. Приговор относительно большей части населения однозначен: «Под рукоплескания народа и элиты правовое государство было разрушено» [4. С. 11]. Констатируются приспособление, соглашение, лояльнаякооперация с властью традиционных институтов бюрократии, церкви. В ходе более углублённого изучения истории вермахта, действий его отдельныхсоединений на оккупированной территории рушится легенда о «чистом вермахте» [5].Всестороннее современное исследование концентрационных лагерей и их отношений с прилегающими территориями показало, что жители близлежащих деревень и городов были хорошо осведомлены о том, что происходило за колючей проволокой [6]. Под влиянием изучения деятельности гестапона местах ревизуется преувеличенное мнение о профессионализме гестапо.Л.Н. Корнева138Выявляется «сила маленьких людей» (фольксгеноссен), которые были сотрудниками, помощниками, партнёрами гестапо [7. С. 138, 172]. На оккупированных территориях большая помощь гестапо оказывалась со стороныколлаборационистов. Самая трудная проблема - объяснение участия людей в массовых казнях. Сформировалась группа историков, применяющая теологическое измерение вопроса. С. Е. Бэрш считает Холокост ритуальным действием, связанным с религиозными убеждениями исполнителей [8. С. 380-381]. Вместе с тем проводится социологический и ментальный анализ групп«действующих лиц». Историки Банах, Мальман, Пауль выявили их гомогенность, «мировоззренческую однородность», принадлежность определённомупоколению, выделили несколько типов преступников [9. С. 130-132]. В противовес утверждению американского историка Гольдхагена - они не совсем«нормальные немцы» [10].Существуют разные уровни памяти о преступлениях и степени осознания вины и ответственности: память жертв, память участников. С уходомсвидетелей нацистского режима она ослабевает. Тем значимее роль официальной памяти германского государства и общества о преступлениях национал-социализма, поддерживаемой основной массой историков. Пока она сохраняется, реализуясь в установлении и сохранении памятников жертвамХолокоста и геноцида, признанием ответственности за преступления не только нацистов, но и германского общества в целом.

Ключевые слова

общество, историография, преступление, национал-социализм, National Socialism, crime, historiography, society

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Корнева Лидия НиколаевнаКемеровский государственный университетдоктор исторических наук, профессор кафедры новой, новейшей истории и международных отношенийkorneva_21@mail.ru; korneva@history.kemsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Goldhagen D. Hitlers willige Vollstrecker. Ganz gewöhnliche Deutsche und Holocaust. Hamburg, 1996.
Корнева Л.Н. Германская историография национал-социализма: проблемы исследования и тенденции современного развития (1985-2005). Кемерово, 2007.
Steinbacher S. Die Stadt und das Konzentrationslager in der NS-Zeit. Frankfurt am Main, 1994.
Diewald-Kerkmann G. Politische Denunziation in der NS-Regime oder die kleine Macht der „Volksgenossen". Bonn, 1995.
Baersch C. E. Die politische Religion des Nationalsozialismus. München, 1998.
Die Anfänge der Braunen Barbarei. München, 2004.
Борозняк А. И. «Так разрушается легенда о чистом вермахте…» // Отечественная история. 1997. № 1.
Kogon E. Der SS-Staat. Das System der deutschen Konzentrationslager. Muenchen, 1946.
Anatomie des SS-Staates. Bd. 1, 2. Freiburg, 1965.
Кühnl R. (Hrsg.). Vergangenheit, die nichts vergeht: die Historiker-Debatte. Dokumentation, Darstellung und Kritik. Frankfurt am Main, 1987.
 Проблема вины и ответственности немцев за преступления нацизмачерез призму взаимодействия макро- и микроисторических исследований | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 2 (6).

Проблема вины и ответственности немцев за преступления нацизмачерез призму взаимодействия макро- и микроисторических исследований | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 2 (6).

Полнотекстовая версия