Воспоминания одного из учеников профессора З.Я. Бояршиновой | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 3 (7).

Воспоминания одного из учеников профессора З.Я. Бояршиновой

Memories of one student of professor Z.Y. Boyarshinova.pdf На титульном листе книги «Человек в истории» (Томск, 1999) для менявесьма символичной по своему содержанию и значимости стала надпись со-трудников кафедры отечественной истории исторического ф-та ТГУ - «Напамять о первом университетском учителе З.Я. Бояршиновой». Эта книгавсегда стоит у меня на полке среди книг по истории Сибири, Томска и напо-минает мне о моем учителе. Действительно, обращаясь в памяти на девятомдесятке лет жизни к своим счастливым студенческим годам, несомненно, впервую очередь вспоминаю моих незабвенных учителей З.Я. Бояршинову,А.И. Данилова, А.П. Бородавкина, И.М. Разгона. Считаю большим подаркомсудьбы то, что я стал студентом старейшего университета - ТГУ и ученикомэтих крупных ученых и замечательных педагогов. Они тогда определяли ли-цо сравнительно молодого еще историко-филологического факультета. Ставсам вузовским преподавателем, я старался следовать во многом их примеру:тщательно готовясь к лекциям, практическим занятиям и к общению со сту-дентами во внеучебное время.Как и все студенты, слушал их прекрасные лекции, сдавал зачеты, экза-мены. У Зои Яковлевны занимался в семинаре по истории Сибири, под ееруководством выполнял курсовые работы и дипломное сочинение. Яркиевоспоминания оставила работа над «Книгой записной» - рукописью Тоболь-ского кафедрального собора, - относящейся к середине XVI в. В тот периодона еще не была издана и хранилась в Научной библиотеке ТГУ. Сколькосил и энергии было затрачено мной, чтобы прочитать и разобраться с тек-стом рукописи и найти то, что мне было необходимо. Целью было опреде-лить ценность «Книги записной» как исторического источника в изучениипохода Ермака в Сибирь. Для студента III курса это было нелегко. Помоглинедавние занятия по древнерусскому языку, который мне пришлось досда-вать при переходе из Новосибирского пединститута в ТГУ, кропотливая ра-бота в «научке» по изучению трудов крупнейших ученых-историков Н.И.Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, отразивших эпоху ИванаГрозного, деятельность Строгановых на Урале, на _______службу к которым былприглашен Ермак, положение Сибири того периода. Обратиться к архивнымматериалом в тот период еще не имел возможности, да такой цели и не ста-вил мой руководитель. Да и что мог сделать студент-третьекурсник, неимевший еще опыта научных исследований, чтобы определить ценность это-го исторического источника. Работа меня увлекла, я приложил максимумусилий, чтобы выполнить задание своего руководителя. Это и увидела, по-видимому, Зоя Яковлевна и высоко оценила мое сочинение. Я же получилпервые навыки научного исследования. Многое дала и работа в ее семинаре:обсуждение докладов своих товарищей, выражение своего мнения, опытдискуссий и др.А.В. Гагарин36В дипломной работе, выполненной под руководством Зои Яковлевны,были поставлены более важные задачи: определить ценность сибирских ле-тописей (Ремезовская, Строгановская, «Книга записная» и др.) как источникадля изучения истории Сибири. Это потребовало от меня еще более напря-женной работы по изучению и анализу сибирских летописей и имеющейсялитературы. Дипломная работа была защищена с оценкой «отлично». В це-лом же, эта работа была для меня хорошим уроком. Она дала необходимыенавыки в работе с историческим источником и литературой. Они пригоди-лись мне в последующем: в период обучения в аспирантуре, при подготовкедиссертации, монографии и статей.Помню, Зоя Яковлевна была весьма требовательна к нам при работе надисторическими источниками, не терпела верхоглядства и скороспелой оцен-ки их. Она требовала от нас вдумчивого анализа и аргументированного из-ложения своих мыслей, выводов. Эти требования относились и к изучаемойлитературе. Зоя Яковлевна, несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, су-ровость и излишнюю требовательность, имела ряд прекрасных человеческихкачеств: доброта и честность, принципиальность и готовность оказать по-мощь словом и своим участием как нам, студентам, так и своим коллегам. Вэтом я убедился еще раз, став членом коллектива кафедры, во время пребы-вания в аспирантуре. Правда, как мне показалось, она несколько измениласвое отношение ко мне, после того как я сменил тематику своего исследова-ния (история сибирского крестьянства в 20-е гг. XX в. - руководительИ.М. Разгон). Они стали, как мне казалось тогда, более официальными. Од-нако, когда в 1973 г. под ее редакцией была опубликована «Книга записная»,она не забыла своего ученика и прислала мне экземпляр книги с дарственнойнадписью в память о моих студенческих занятиях над ней. Я был ей благо-дарен и храню эту книгу как драгоценный подарок. Зоя Яковлевна для менябыла и осталась самым дорогим учителем, учителем с большой буквы и будувсегда помнить ее и ее уроки и наставления

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гагарин Александр ВячеславовичТомский политехнический университеткандидат исторических наук, доцент кафедры истории
Всего: 1

Ссылки

 Воспоминания одного из учеников профессора З.Я. Бояршиновой | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 3 (7).

Воспоминания одного из учеников профессора З.Я. Бояршиновой | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 3 (7).

Полнотекстовая версия