Слово об учителе: к 90-летию со дня рождения профессораЗ.Я. Бояршиновой
Word about teacher: to 90th anniversary of the birthday of professorZ.Y. Boyarshinova.pdf Профессор Зоя Яковлевна Бояршинова - известный в стране исследователь истории дореволюционной Сибири - оставила заметный след в отечественной исторической науке. Ее образ неотделим от истории становления и развития исторического и филологического образования и гуманитарныхисследований в Томском университете. Охарактеризовать ее научное наследие для человека, не занимающегося этим периодом, а именно к людям подобного типа я отношусь, невозможно. Я могу только поделиться отдельными воспоминаниями о Зое Яковлевне как Учителе и Человеке.Обычно облик ушедшего от нас человека со временем сглаживается. Но яркая, неординарная индивидуальность Зои Яковлевны и поныне живет в памяти многих поколений студентов. Мне она запомнилась внешне спокойной, собранной, уравновешенной, всегда деятельной, наполненной творческими замыслами. Наше знакомство переросло в близкие дружеские отношения, отношения между учителем и ученицей, между старшей и младшейколлегами, ставших друзьями. И ровно тридцать лет, вплоть до самой в 1986 г. кончины Зои Яковлевны они сохранялись.В человеческих отношениях тридцать лет - большой срок, дающий правообдумать, осмыслить их, выделить то, чем интересно поделиться с коллегами, учениками как самой Зои Яковлевны, так и ее учеников, а также с молодой научной порослью истфака. Осенью 1956 г., став студенткой исторического отделения ИФФ ТГУ, я впервые стала слушать лекции Зои ЯковлевныБояршиновой. Вспоминается первый день занятий и первая лекция в университете 1 октября 1956 г. (учебный год тогда начинался после сельхозработ)8.45 утра. В переполненной первокурсниками одиннадцатой аудитории БИНацарит атмосфера ожидания. Звонок. И тут же в аудиторию входит среднихлет женщина и уверенным шагом направляется к преподавательскому месту.«Доцент Бояршинова Зоя Яковлевна, - представляется она. - Буду читать у вас курс по истории СССР с древнейших времен до середины XVIII века».На II и III курсах я прослушала также разработанный Зоей Яковлевнойдвухсеместровый лекционный курс по истории Сибири. Сегодня этот курс, являясь составной частью исторического краеведения, стал одной из важнейших учебных дисциплин как исторического, так и в целом гуманитарногообразования в Сибирском регионе. В 50-е же годы, впервые после восстановления в 1940 г. исторического образования в Томском университете, по инициативе Зои Яковлевны он стал читаться для студентов историческогоотделения ИФФ. Введение в учебный план ИФФ ТГУ «Истории Сибири» во многом способствовало возрождению сибиреведения как исторической дисциплины в образовательной сфере и фундаментального научного направления в исследовательской области.Л.А. Голишева60Лекции, манеру их чтения Зоей Яковлевной я никогда не забуду. Мысленно я частенько вспоминаю студенческие годы, экзамены, зачеты и пр. ...Естественно, что, прежде всего, возникают лица преподавателей, их действия, поступки, манеры и, конечно же, их лекции и другие виды учебных занятий ... Не помню, чтобы Зоя Яковлевна когда-нибудь опоздала на лекциюхотя бы на 2-3 минуты. Не помню также, чтобы она когда-либо выступалаперед аудиторией сидя. Зоя Яковлевна всегда стояла и держала в поле зрениясвоих слушателей. Она как бы одновременно обращалась и ко всем вместе, и к каждому в отдельности. Речь ее не изобиловала эмоциональными оценками, лекторский темперамент никогда не подменялся внешней театральностью. Меня в ее лекциях захватывала, подчиняла, заставляла ловить каждоеслово фактологическая насыщенность, простота построения и манера изложения материала.Зоя Яковлевна всегда приходила на лекции с кипой листочков тетрадочного формата, исписанных ее мелким почерком. Насыщенные сведениями из первоисточников лекции она читала, пользуясь готовым текстом, часто цитируя первоисточники, с большим мастерством и глубоким знанием воспроизводя древние тексты. В своих курсах Зоя Яковлевна отражала все достижения исторической науки. На ее лекциях мы знакомились с первоисточниками (основными, конечно), узнавали об основных исторических исследованиях и их авторах, о дискутируемых в те годы в советской историографиипроблемах исторической науки. Все это дает мне основание спустя почтисорок лет свидетельствовать, что лекции Зоя Яковлевны Бояршиновой не только расширяли наш (студентов) кругозор, но и закладывали прочныйфундамент исторических знаний.Я не прошла под руководством Зоя Яковлевны школы исследовательской работы (моим научным руководителем еще в студенческие годы сталпрофессор И.М. Разгон), тем не менее полученные на ее занятиях знания, навыки критического анализа первоисточников и историографических схемоставили глубокий след и оказали огромное влияние не только на мою дальнейшую судьбу, но и судьбу моих сокурсников. Убедительным доказательством является то, что из тридцати выпускников историков 1961 г., к коимпринадлежу и я, трое (М.П. Завьялова (в студенчестве - Семибратова), В. Голубев, А. Гайдамакин) защитили докторские диссертации по истории и философии, пятнадцать человек стали кандидатами наук.Влияние педагогического мастерства Зои Яковлевны я особенно почувствовала, когда в 1963 г. начинала вести курс (читать лекции и вести практические занятия) по истории СССР с древнейших времен до 20-х гг. XVII в.Замечу, что за годы учебы в Томском госуниверситете мне посчастливилосьслушать лекции плеяды блестящих преподавателей - профессоров И.М. Разгона, А.И. Данилова, К.П. Ярошевского, доцентов А.П. Бородавкина, М.Е. Плотниковой, Г.И. Пелих, А.А. Сергеева, А.П. Бычкова, Л.В. Алякринского, молодых кандидатов наук Б.Г. Могильницкого, Н.Н. Киселева, Г.П. Шатровой и др. Позднее почти все они, за исключением рано умершихЛ.В. Алякринского и Г.П. Шатровой, были удостоены докторских степеней, профессорских, почетных и академических званий. Естественно, что, помиСлово об учителе: к 90-летию со дня рождения профессора З.Я. Бояршиновой61мо извлекаемых из их лекций знаний по историческим и другим гуманитарным дисциплинам учебного плана, я, как и другие, вольно или невольно испытывала на себе и влияние лекторского мастерства, что-то чисто интуитивно усваивая, а что-то и отвергая. Но, как показали мои первые шаги на педагогическом поприще, проявилось большое влияние лекторского темперамента Зои Яковлевны Бояршиновой. Первым обратил на это внимание Александр Павлович Бородавкин. Как заместитель заведующего единой в то время (1963/64 учебный год) кафедры истории СССР, Александр Павловичпришел с контрольным посещением на одну из первых лекций. При обсуждении Александр Павлович заявил, что у него сложилось впечатление, что он попал на лекцию Зои Яковлевны Бояршиновой. Естественно, что для меня это прозвучало похвалой. Говорю об этом, чтобы еще раз особо обратитьвнимание на учительский дар Зои Яковлевны, показать, что ее лекторскийтемперамент на интуитивном уровне усваивался теми, кто слушал ее лекции.Школой исследовательской работы были спецсеминары Зои ЯковлевныБояршиновой. Мне лично не пришлось пройти ее семинарские занятия, но я имела счастье в течение не одного десятка лет наблюдать ее взаимоотношения с учениками, работавшими в ее семинарах. Необходимо заметить, что семинары Зои Яковлевны считались трудными и, очевидно, поэтому не былимноголюдными, но участники их составляли дружный и сплоченный коллектив, включающий студентов и аспирантов. Семинары Зои Яковлевныпробуждали научную мысль. Именно отсюда путь в науку начинали нынеизвестные ученые, доктора наук А.Н. Жеравина-------, Л.П. Белковец, Н.Ф. Емельянов, Л.М. Плетнева, Л.А. Чиндина. Особенно ценно то, что Зоя Яковлевнастремилась вовлечь своих учеников в круг более широких, выходящих за пределы стен Томского университета, интересов. Со студенческих лет она вводила их в научную семью сибирских и московских историков, приглашаяна научные собрания, конференции и симпозиумы прослушать доклады известных в стране ученых в области феодализма и не только. Не раз я бываласвидетелем, как Зоя Яковлевна в Новосибирске и в Томске представляласвоих учеников - студентов и аспирантов - профессорам М.М. Громыко, Н.Н. Покровскому (Новосибирск) А.А. Преображенскому, С.О. Шмидту(Москва) и другим известным в стране ученым. Впоследствии знакомствоэто перерастало в довольно прочные и тесные творческие контакты, которыеу большинства учеников Зои Яковлевны сохраняются и до сих пор, свидетельствуя о жизнеспособности научной школы Зои Яковлевы Бояршиновойи ее научно-педагогическом таланте.Отношения ее со своими учениками были дружескими. Почти все они, начав работать в ее семинарах, стали бывать у нее дома, порознь и вместе, всегда находя приветливую встречу и поддержку в решении всех учебнонаучных и личных, вплоть до материально-финансовых, вопросов. Принадлежа к поколению тех российских ученых, которые в работе со своими учениками руководствовались принципом входить во все мелочи их повседневной жизни, Зоя Яковлевна никогда не опекала учеников и коллег по мелочам. Характерными в отношении Зои Яковлевны к ученикам были простота, сердечность и человечность. С виду строгая, даже суровая, она была исклюЛ.А. Голишева62чительно человечна. Почти тридцатилетние близкие дружеские отношенияпозволили мне видеть Зою Яковлевну в различных ее ипостасях на факультете - декана, секретаря партбюро ИФФ, зав. кафедрой, председателя учебно-методической комиссии, в семье - дочери, матери, сестры, свекрови, тещи, бабушки, тети. С полным основанием поэтому могу удостоверить, что Зоя Яковлевна всегда была скромным, простым, исключительно деликатными тактичным в обращении с окружающими человеком. Такой она и остаетсяв памяти моей и близко знавших ее людей.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 608
Ключевые слова
Авторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Голишева Любовь Александровна | Томский государственный университет | кандидат исторических наук, доцент |
Ссылки
Вы можете добавить статью