Г.Н. Потанин о значении «родиноведения» в развитии сибирскойторговли в конце XIX - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 3 (7).

Г.Н. Потанин о значении «родиноведения» в развитии сибирскойторговли в конце XIX - начале XX в.

В современных овиях, когда Россия предпринимает очередную попытку перехода к господствующим в западных странах нормам рыночной экономики, особую актуальность приобретает исследование взглядов Г.Н. Потанина о значении «родиноведения» в развитии сибирской торговли в конце X1X - начале XX в. Г.Н. Потанин, думаяо повышении престижа России, считал, что для России важнее научиться успешноторговать, а не воевать. По мнению Потанина, добиться этого можно было толькопри условии модернизации специального образования сибирских купцов.

G.N. Potanin about the meaning of the «homeland study» in developmentof Siberian trade at the end of 19th - beginning of.pdf Одна из особенностей Сибири состояла в том, что она имела общую границу с Монголией и Китаем. Благодаря этому факту сибирские купцы получили благоприятную возможность заниматься также и внешней торговлей. К сожалению, Китай долгое время препятствовал становлению и развитиюторговых отношений с Россией. До 1861 г. политика Цинской династии в Китае основывалась на самоизоляции, что негативно сказывалось на развитии не только русско-китайских, но и русско-монгольских торговых отношений (с 1691 г. Северная Монголия входила в состав Китая). Именно поэтому Россия сначала стала торговать с Монголией через Кяхту - торговыйпункт Восточной Сибири (согласно Буринскому договору между Россией и Китаем от 1728 г.), а с 1861 г. также и через Кош-Агач - торговый пункт Западной Сибири. Долгое время сибирские купцы торговали на российскокитайской границе, так как они не имели права въезда «… в пределы Китайской империи», отмечал Г.Н. Потанин [1].С середины XIX в. торговые отношения стали приобретать динамику.Отмена крепостного права и развитие капитализма в России совпали с изменениями в политике Китая. Русско-китайские торговые договоры, подписанные в 60-80-е гг. ХIХ в. стимулировали развитие торговых отношений между этими странами: Согласно Пекинским договорам от 1860 и 1869 гг. русские купцы получили право торговать в Монголии, а с 1881 г., согласно Петербургскому договору Россия получила право беспошлинной торговли в Монголии. Этот договор гарантировал сохранение этих торговых привилегий в течение 10 лет [2. C. 453].Начало непосредственному знакомству с Монголией было положено сибирским торговым капиталом, который без государственной поддержки сумел организовать свою торговлю на территории Монголии. Неслучайно Потанин называл торговлю сибирских купцов в Монголии «вольнонароднымзавоеванием» [1]. Среди сибирских купцов особого успеха в русскомонгольской торговле добились купцы г. Бийска, которые через Чуйскийтракт стали торговать непосредственно в Монголии. Если русский человек, воспитанный государственной властью, как правило, превращался в человеЛ.Н. Смокотина76ка робкого, непредприимчивого, боящегося риска, то бийцы «… представляют счастливое исключение в истории нашей торговли с азиатскими странами», замечал Потанин [3].Бийцы не только открыли, но и монополизировали торговлю с Монголией, годовой оборот которой за 64 года, с 1848 по 1912 г., вырос более чем в 130 раз (с 14285 руб. до 1874602 руб.) [4. Т. 1. Кн. 1. С. 124]. По мнению Г.Н.Потанина, причина успеха бийских купцов заключалась, с одной стороны, в удобном географическом положении г. Бийска, а с другой - наличии у них деловых качеств, выразившихся в том, что они «проявили большую предприимчивость, терпение, настойчивость и выносливость …», писал Потанин[3]. Г.Н. Потанин не сомневался в том, что именно «легкость наживы, возможность в короткий срок сделать торговую карьеру» являлись хорошимстимулом для них стать предприимчивыми людьми [5].Интерес Григория Николаевича Потанина к торговле сибирских купцов в Монголии можно объяснить тем, что он в вопросах изучения природы и общества всегда стоял на позициях естественнонаучного материализма. Экономический вопрос является самым главным и «…только с разрешением его могут разрешиться в желательном смысле и все другие вопросы», считалПотанин [6. C. 104]. Это объясняет, почему еще в 1903 г. Григорий Николаевич Потанин поднимал вопрос о необходимости всестороннего исследованиярусско-монгольской торговли [2. C. 5].Григорий Николаевич Потанин в решении этой непростой задачи возлагалсвои надежды, прежде всего, на томских ученых. К тому же идея изучениярусско-монгольской торговли не сразу нашла понимание в Министерстве торговли и промышленности. По инициативе Г.Н. Потанина было учреждено«Общество изучения Сибири и улучшения ее быта», и уже весной 1909 г. Григорий Николаевич Потанин выступил с мыслью организации научной экспедиции в Монголию под руководством этого научного общества [2. C. 5].В 1910 г. Министерство торговли и промышленности, осознав угрозу потери Монголии для России как рынка монгольского сырья (шерсти овечьей и верблюжьей, шкурок сурка и скота) и экспорта русских промышленных товаров (фабрикатов), признало также необходимым изучение русскомонгольской торговли. С этой целью оно инициировало снаряжение московской экспедиции. Несмотря на то, что томская и московская экспедиции преследовали одинаковую цель, они расходились в поставленной задаче. Еслизадача участников томской экспедиции, в состав которой вошли экономисты, профессора Томского университета, М.И. Боголепов и М.Н. Соболев, состояла в выяснении нужд русской торговли, то для московской - лоббирование интересов московских фабрикантов. Изучение государственного и международного значения русско-монгольской торговли «не входило в ее задачи», констатировал Г.Н. Потанин с горечью [1]. Стремление участниковтомской экспедиции изучить русско-монгольскую торговлю всесторонне - как в экономическом, так и политическом плане - вызвало понимание и желаниепрофинансировать эту экспедицию как со стороны Министерства торговли и промышленности (3 тыс. руб.), так и сибирских купцов (2 тыс. руб.). Частные пожертвования поступили от бийских и минусинских купцов Н.И. АсГ.Н. Потанин о значении «родиноведения» в развитии сибирской торговли77санова, Г.Г. Бодунова, А.Д. Васенева и Г.П. Сафьянова. Щедрая благотворительность сибирских купцов объяснялась их желанием с помощью томских ученых «…разоблачить жадные аппетиты московских мануфактуристов, не желающих понизить цены на их товары стремящихся все прибыли, которые получают бийские купцы, забрать без остатка в свойкарман и обратить бийского купца в своего приказчика», - писалГ.Н. Потанин [1].Бийский купец Н.И. Ассанов в своем письме министру торговли и промышленности обращал его внимание на снижение прибыли сибирских купцов из-за роста цен на монгольское сырье и от продажи русских промышленных изделий, которые по своей цене и качеству не выдерживали конкуренции с иностранными товарами. «Десять лет тому назад шкурка суркастоила 7 копеек, в настоящее время стоит 1 руб. 50 коп. торговля русскими фабрикатами с каждым годом падает, ее вытесняют англичане и американцы через посредников китайцев, массами сбывающих свой товар монгольскому народу. с 1901 по 1910 вывоз из России в Монголию в одном только Улясутайском округе упал с 475 тысяч до 120 тыс., т.е. в четырераза» [3]. Томские ученые подтвердили правильность слов Н.И. Ассанова.Они писали, что все русские лавки в Монголии торговали плохо. «Если прежде торговали на 200 руб. в день, то теперь и 50 руб. в день считается хорошей выручкой», - с горечью констатировали томские профессора [2. C. 75].Будущее для сибирских купцов также представлялось мрачным, посколькуКитай планировал в русско-китайский договор (1911 г.) ввести 5 % пошлинуна русские товары, что сделала бы их еще менее конкурентоспособными на монгольском рынке [2. C. 453].Томские ученые решили успешно поставленную перед ними задачу. Полученные ими сведения были встречены «с большой похвалой экономистамии монголистами», констатировал Григорий Николаевич [8. C. 97]. Примечательно, что результаты этой экспедиции были опубликованы в книгеМ.И. Боголепова и М.Н. Соболева «Очерки русско-монгольской торговли»(Томск, 1911). В этом труде томских ученых было представлено «обстоятельное описание всех сторон русской торговли в Монголии», отмечалГ.Н. Потанин с радостью [1]. Таким образом, проведенная исследовательскаяработа томской экспедиции лишний раз подтвердила мнение Г.Н. Потанинао пользе децентрализации науки. Он считал более целесообразным доверятьизучение родины местным силам, а не экспедициям из Петербурга и Москвы. «Провинциальные учебные общества, знакомые с местной средой, могутнайти людей со средствами, готовых дать деньги на ученое предприятие, а также людей, способных содействовать изучению личным трудом», -писал Потанин [8. C. 97].В то же время Г.Н. Потанин в исследовании этого вопроса пошел дальшетомских ученых. Он обратил особое внимание на то, что «…почти все сырье, производимое монголами, оказывается в руках китайских купцов и русскиемогут получать шерсть только от китайцев и только небольшую часть прямым путем от монголов» [7]. Причину этого факта Г.Н. Потанин видел, с одной стороны, в культурном влиянии китайцев на монгольский народ в теЛ.Н. Смокотина78чение многих столетий, а с другой - в аристократическом устройстве общественного строя Монголии [7].Монголия в рассматриваемый период была разделена на множество княжеств, или хошунов, во главе которых стояли князья с наследственнымиправами. В обязанности князей входило, с одной стороны, производить сборподатей с монголов, а с другой - полученные средства расходовать на народные и государственные нужды. В частности, на содержание пограничнойстражи на государственной границе и почтовой службы, оказание материальной помощи в виде пособий монастырям и местному духовенству и т.д. В то время в стране отсутствовало денежное обращение, в роли денег выступало серебро. Сложность для князя заключалась в том, что доходная частьбюджета состояла из натурального налога. Монголы, занимаясь скотоводством, могли платить только его продуктами (шерсть, скот). Но для князяпредпочтительнее было иметь серебро, с помощью которого финансировались расходные части бюджета. Выход из этой непростой ситуации князьвидел в предоставлении «хошунного кредита», суть которого заключалась в следующем: князь, получая в долг серебро у китайской банкирской конторы, предоставлял ей право сбора налога в виде шерсти с населения хошуна в уплату княжеского долга.Монгольская торговля носила меновой характер. Кроме того, практиковалось «задавание товара в долг» на определенный срок. Экономические условия предоставления кредита китайскими купцами монголам носили грабительский характер: 1) за предоставленное в долг серебро цена на монгольский товар снижалась от 50 до 100 %; 2) должник, не расплатившийся с кредитором в срок, попадал в еще большую экономическую зависимость от китайского купца. В таком случае размер долга возрастал. Например, китайский купец за предоставление монголу в долг чая стоимостью 70 коп. спустядевять месяцев получал с него 3 рубля -------[7]. Вся Монголия была опутана сетью китайских банкирских контор. В результате монголы оказались «… в неоплатном долгу у китайцев; долги с каждым годом растут, а монголы с каждым годом все более и более становятся нищими; некоторые хошуны обобраны до последней нитки. . Местами население запродало свой скот и своюшерсть за три года вперед», - писал Г.Н. Потанин [7]. Такая система взимания податей, по мнению Григория Николаевича Потанина, ставила монголов«… в особое экономическое положение, которое в высшей степени гибельнодля монгольской нации; она отдает всю монгольскую нацию в экономическое рабство китайским купцам» [7]. Будущее монголов Григорию Николаевичу Потанину представлялось беспросветным. Он, путешествуя по монгольским степям, убедился в том, как история безжалостно обошлась с монгольской нацией, в прошлом создавшей мировую империю Чингисхана.Монголы, современники Потанина, уже не напоминали о себе как о великойнации. Они оказались «…в положении жалких сирот, лишенных внутреннейсилы и внешних покровителей», констатировал Г.Н. Потанин [7].Григорий Николаевич Потанин опасался, что Россия в этой непростойдля себя ситуации изберет силовой метод решения проблемы. Он, критикуявнешнеполитический курс царского правительства, отмечал, что нередкоГ.Н. Потанин о значении «родиноведения» в развитии сибирской торговли79царское правительство проявляло агрессивность в отношении соседнихстран в целях либо получения дешевого сырья, либо установления монополии торговли для российских товаров. По этому поводу Потанин констатировал: «Чтобы киргизскую степь сделать потребителем московских ситцев и плисов, нужно было присоединить ее к Российской империи. Все рынки сырья русской мануфактуры лежат в пределах империи. Чтобы ввести Маньчжурию в круг русского торгового влияния, понадобилась оккупация Маньчжурии. У нас повсюду впереди солдат, а за ним уже и купец» [3].В политических кругах, причем не только России, считалось, что агрессивный внешнеполитический курс является необходимым условием для экономического роста страны. Напротив, Потанин не сомневался в том, что для России целесообразнее научиться хорошо торговать, а не воевать. Именно поэтому Григорий Николаевич Потанин предлагал мирный способ решения данной проблемы. С одной стороны, проведение железной дороги от сибирскоймагистрали через Бийск до Кош-Агача. Эта мера позволила бы снизить стоимость товаров русской промышленной продукции и тем самым сделать их конкурентоспособными с английскими и американскими товарами, с другой -повысить образовательный и культурный уровень сибирских купцов. Например, бийские приказчики наполовину были безграмотными [9. С. 146].Для этого необходимо было открыть коммерческое училище в Бийске.По мнению Г.Н. Потанина, программа обучении учащихся в этом училищедолжна быть составлена в соответствии с требованиями российскомонгольской торговли. По этому поводу он писал, что учащиеся этого училища должны изучать наряду с английским языком и немецким также монгольский и китайский языки. Григорий Николаевич был убежден в том, что данная программа обучения должна быть составлена на принципе «родиноведения», т.е. изучение предметов должно было проходить с учетом местныхусловий и потребностей Монголии. Именно поэтому учащиеся должны былиизучать географию, статистику, историю Монголии, ее естественные богатства и товароведение по местным данным [5]. Таким образом, методика потанинских полевых работ (полевой метод), которую Григорий Николаевичуспешно использовал в своих научных экспедициях, была применима и в специальном образовании сибирских купцов. Потанин не сомневался в том, что для успешной полевой работы «необходимо владеть большим знаниемприроды страны, экономических условий жизни населения, памятников народного творчества , а также большим знанием нашей литературы о предмете должен изучать язык туземцев» [4. Т. 2, кн. 2. С. 50-51].Г.Н. Потанин, имея огромный практический опыт научных экспедиций в Центральной Азии, придавал огромное значение изучению «туземного» языка. Безусловно, это повышало престиж чужестранца. Он писал по этому поводу: «Знание чужого языка вообще является сильным цементным средствомдля сплочения народностей . Монгол или киргиз очень ценит в чужеземце знание монгольского или киргизского языка; услышав в устах русского свою родную речь, он чувствует в нем человека, чувствует своего ближнего. А теоретическое знание языка вызовет в монголе уважение, которое станет еще более, когда к знанию языка прибавится знание быта, истоЛ.Н. Смокотина80рии и литературы монгольского народа» [5]. Более того, Григорий Николаевич Потанин не сомневался в том, что знание монгольского языка русскимикупцами положительно скажется на их культурном поведении с монголами в монгольских стойбищах. «Если они будут знать, что есть ценного в жизни и характере монгольского народа, тогда их чувству сделается доступной прелесть поэзии, заключающаяся в произведениях монгольского творчества, тогда они будут в состоянии оценить высоту морали буддизма, ученикамикоторого считают себя монголы», - отмечал Потанин [5].Царское правительство не сочло целесообразным открывать коммерческое училище в Бийске, посчитав, что шести коммерческих училищ на всю Сибирь достаточно. Такие училища располагались в Тюмени, Омске, Томске, Иркутске, Чите и Владивостоке. Старейшим из них было Томское коммерческое училище, открытое -------в 1901 г. Попечителями данного училища являлись томские купцы Н.А. Молчанов, Д.Р. Шадрин, И.Д. Сычев и потомственный почетный гражданин А.Д. Родюков. В 1912-1913 гг. Томское коммерческое училище было реорганизовано в политехническое училище [10. С.51]. Остается выразить надежду, что всегда актуальная идея Г.Н. Потанина о родиноведении найдет понимание и в постсоветском обществе.

Ключевые слова

Г.Н. Потанин, родиноведение, торговля, Сибирь, G.N. Potanin, homeland study, trade, Siberia

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Смокотина Любовь ИвановнаТомский государственный архитектурно-строительный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры историиРоссии и политологииvpz@tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Потанин Г.Н. Нация накануне гибели // Сибирская жизнь. 1911. 13 окт.
Боголепов М.И., Соболев М.Н. Очерки русско-монгольской торговли. Томск, 1911.
Потанин Г.Н. К вопросу о Бийском коммерческом училище // Сибирская жизнь. 1911. 23 янв.
Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири: В 4 т. и 4 кн. Новосибирск, 1994-1995.
Потанин Г.Н. К вопросу о Бийском коммерческом училище // Сибирская жизнь. 1911. 24 янв.
Потанин Г.Н. Областническая тенденция в Сибири // Сборник к 80-летою со дня рождения Г.Н. Потанина. Томск, 1915.
Потанин Г.Н. Нация накануне гибели // Сибирская жизнь. 1911.14 окт.
Потанин Г.Н. Культурно-просветительные организации // Город Томск. Томск, 1912.
Потанин Г.Н. От Кош-Агача до Бийска (отрывок из путевых записок) // Древняя и Новая Россия: Ежемесячный исторический иллюстрированный сборник. СПб., 1879. № 6.
Потанин Г.Н. Из записок книжки сибиряка // Сибирь. 1879. 31 окт.-
 Г.Н. Потанин о значении «родиноведения» в развитии сибирскойторговли в конце XIX - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 3 (7).

Г.Н. Потанин о значении «родиноведения» в развитии сибирскойторговли в конце XIX - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 3 (7).

Полнотекстовая версия