Хлебный рынок города Шадринска в XIX - начале ХХ в.
Рассматриваются основные проблемы, связанные с изучением хлебной торговли города Шадринска ХIХ - начала ХХ в. Показана роль шадринского купечества в этом процессе. Выделены основные торговые связи города, влияние на них строительства железной дороги
The bread trade of Shadrinsk in the 19th - beginning of the 20th centuries.pdf В первой половине XIX в. у шадринского купечества складывается устойчивая специализация по продаже хлеба, сала, масла и других товаров, производимых в уезде или привозимых купцами из разных областей России[1. Л. 121-122]. Находя для себя торговое дело гораздо более выгодным, большинство шадринских купцов не стремилось заниматься промышленнымпредпринимательством до конца 30-х гг. XIX в. Вот что писал Н.С. Попов о городской торговле начала XIX в.: «Главный предмет торговли здешнихкупцов… чтобы закупать от уездных крестьян разный хлеб, скотское сало и коровье масло». В своем отчете пермский гражданский губернатор так охарактеризовал торговлю в городе: «По огромности и оживленности хлебнойторговли Шадринск и уезд его можно назвать житницей всех горных и винокуренных заводов Пермской губернии».Продажей хлеба занимались купцы: З.И. Черепанов, А.Г. Игнатьев, Г.М. Кандаков, А.И. Бронников, И.В. Плотников, Фетисовы, У.Т. Евграфов, А.Д. Суханов, Я.И. Мамонтов, И.С. Мещеряков, купчиха К.А. Трешина, купеческая вдова А. Богашева и т.д. [2. С. 27-29]. Хлеб (пшеница, ярица и овес)покупался у крестьян Шадринского уезда, привозивших его на городскойрынок, а продавался либо приезжим купцам-оптовикам, либо поставлялсясамими купцами в другие города. На городские торги привозилось от 30 до 50 тыс. пудов хлеба. Ежегодная закупка пшеницы в городе достигала от 800 тыс. до 1 млн пудов [3. С. 107]. Пшеница продавалась на крупчатыемельницы Шадринского, Камышловского, Екатеринбургского уездов [4.Л. 64-68]; ярица - на винокуренные заводы Пермской и Тобольской губерний, казенные и частные горные заводы Урала количеством до 2 млн пудовна 1 млн руб. [5. С. 148]. Рабочему горнозаводскому населению хлеб поставлялся из Шадринского, Камышловского и Ирбитского уездов. Избытков этихтрех уездов в урожайные годы было достаточно для обеспечения хлебомвсего Зауральского горнозаводского края, составлявшего главный рынок их сбыта [6. С. 32-33]. Овес сбывался крестьянам Шадринского, Екатеринбургского и Камышловского уездов [7. С. 31]. Крупчатая мука, производимая в уезде, поступала на продажу на Ирбитскую и Ивановскую ярмарки, в городаЕкатеринбург, Тюмень, Тобольск, Омск.Купцы г. Шадринска Фетисовы владели фарфорово-фаянсовым заводом, кроме торговли салом, маслом и другими товарами, осуществляли торговлюхлебом. Так, зачастую хлеб в Екатеринбург, Тобольск, Тюмень, на рынкиЮ.В. Закожурникова14Европейской России доставлялся водным путем. Поэтому они контролировали строительство дощаников в самом Шадринске. Также для данной целина Уткинской, а затем на Ильинской пристанях, в верховьях реки Чусовойдля Фетисовых строились вместительные речные суда, так называемые коломенки [8. С. 183-184]. Возвращаясь назад, было выгодно закупать товары, пользующиеся спросом в Южном Зауралье.Что касается Зотея Ивановича Черепанова, он в 1826 г., будучи купцом3-й гильдии, занимался -------розничной торговлей салом, маслом и хлебом. К 1838 г. положение его заметно изменилось. Накопленные богатства позволили ему стать купцом 2-й гильдии, Черепанов обзаводится салотопенным заведением, и ассортимент продаваемых им товаров увеличивается во многихроссийских городах и портах. Он продавал товары (в том числе и хлеб) уже не в розницу, а оптом от Западной Сибири до Верховьев Волги. С его именем можно связать прорыв зауральского хлеба на рынки Европейской России. Известно, что с 1841 г. З. Черепанов участвовал в сбыте зауральскогохлеба на Волге [9. С. 44-45]. С конца 1850-х гг. делаются попытки доставкихлеба в Петербург. В 1857 г. в «Экономическом указателе» сообщалось: «Ныне же предприимчивые люди - почетный гражданин Череньков (явная описка - Черепанов Е.М.) и крестьянин Г.П. Демидовых Ушков отправляют в Петербург здешнюю пшеницу водным путем через реку Чусовую, Каму и так далее: желательно, чтоб увенчалось успехом это предприятие» [10. С. 327].Бурную деятельность развернул шадринский 1-й гильдии купеческийсын Д.И. Хохлов. В 1845 г. он заключил два контракта на поставку провианта для войск в Оренбургской и Пермской губерниях на 25853 руб.83 коп. сер.[11. С. 77]. В 1846 г. взял подряд о поставке в запасные магазины Курганского округа 112247 пудов ржаного хлеба в зерне на сумму 18452 руб. 57 коп.сер. [12. С. 179-181]. В 1847 г. Хохлов взял гостевые свидетельства на торговлю в пяти российских городах: Екатеринбурге, Красноярске, Челябинске, Семипалатинске, Камышлове, имея в качестве торговых агентов 17 приказчиков [13. Л. 4].В середине XIX в. торговые связи Шадринска простирались на многиегорода и уезды Российской империи. Торговые площади, обслуживаемыегородом, включали в себя значительные территории Челябинского, Екатеринбургского, Камышловского, Курганского и Ялуторовского уездов, северную часть Казахстана. Были налажены постоянные торговые связи с СанктПетербургом, Казанью, Нижегородской и Ирбитской ярмарками, Уральскими горными заводами, Сибирскими губерниями и многими другими местностями. Так, в 1897 г. в Шадринске было продано и куплено 13060000 пудовзернового хлеба [14. С. 70, 78].Прокладка железной дороги на Тюмень и Челябинск через Курган и далее в Сибирь способствовала ослаблению роли Шадринска как перевалочного пункта и центра хлебной торговли [15. С. 109]: хлебные товары приходилось перевозить на ближайшие железнодорожные станции, что было крайненевыгодно. Стоимость гужевой перевозки составляла 15% от стоимостихлебных продуктов. Кроме того, территория от Кургана до Челябинска самапо себе была богата хлебами. Вследствие этого хлебные продукты скапливаХлебный рынок города Шадринска в XIX - начале XX в.15лись на складах железнодорожных станций. Так, в 1897 г. на станции Мишкино было принято и ждало своей отправки до 1300 вагонов хлебных товаров, что составляло около миллиона пудов, помимо этого оставалось до 2500вагонов не принятого на станции груза, который ожидал своей очереди в отдаленном будущем. Подобное скопление хлебных грузов наблюдалосьпочти на всех станциях, начиная от Кургана до Челябинска, и только на последней станции отправка грузов шла успешнее, так как здесь хлебные продукты шли по двум направлениям: на Урал и в Европейскую Россию. Торговцы, не успевшие ранее продать свой хлеб, начали терпеть убытки, однибыли вынуждены возвращаться со своим товаром обратно, а другие уже и не рисковали везти свои продукты на хлебные рынки [16. С. 1-2]. Поэтому еще в 1893 г. из Шадринска была направлена очередная депутация в составеуполномоченного городской Думы статского советника А.Я. Прозорова, секретаря земской Управы Н.Г. Федорова, гласного Думы Тимофеева и купцаА.А. Лещева, которая вручила министру путей сообщения докладную записку с просьбой о постройке железной дороги.Особенно много усилий к осуществлению этого проекта прикладывалА.А. Лещев. Об этом говорят многочисленные телеграммы, адресованные то в адрес пермского головы, то чиновникам МПС, а также большое количествоквитанций за почтовые отправления и обширная переписка. Вот что он пишет в городскую Думу в 1912 г.: «У подножья Шадринска весьма скоро постелется полотно давно желаемой железной дороги, ожидающейся населением с нетерпением почти четверть века, а это - могучая сила. Передвижениенарода и товаров по рельсовому пути дает оплот и поддержку, особливо бедному населению. Шадринску дается подъездный путь. Долготерпение нашебудет этим вознаграждено сторицей. Здесь появятся и земледельцы, и покупатели товаров. Прибудут сюда и хлеб, и другие сельхозпродукты».Сначала шадринцы получали отказ в проведении железной дороги, но, затем 6 сентября 1910 г. П.А. Столыпин, приняв шадринскую депутацию в парадных комнатах Екатеринбургского вокзала, передал докладную запискуминистру МПС, сопроводив своей личной запиской с просьбой не отказать в содействии дальнейшего продвижения дела, и уже 25 марта 1913 г. городторжественно встречал первый паровоз. Так Шадринск, в конце концов, оказался соединенным с остальным миром самым современным в ту пору средством передвижения, без которого немыслима теперь наша жизнь. Проведение железной дороги способствовало выходу хлебных продуктов на российский и европейский рынок, позволило наладить экспорт хлеба в другие страны через сеть железных дорог, морские порты.Подводя итоги, можно отметить, что в XIX - начале ХХ в. Шадринскстановится важным центром притяжения и распределения хлебных товаровна Урале и в Зауралье. Это обстоятельство обусловило быстрый рост численности и пополнения богатства местного купечества.Литература
Ключевые слова
купечество,
Шадринск,
хлебная торговля,
negotiates,
Shadrinsk,
bread tradeАвторы
Закожурникова Юлия Владимировна | Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова | | |
Всего: 1
Ссылки
Государственный архив Шадринска (ГАШ). Ф. 474. Оп. 1. Д. 401.
Битюков А.Г. Шадринское купечество в первой половине ХIХ в. // Шадринская старина. Шадринск, 1998.
Шадринск в издании «Экономическое состояние городских поселений Европейской России…» // Шадринская старина. Шадринск, 1994.
ГАШ. Ф. 474. Оп. 1. Д. 704.
Ершов М.Ф. Внегородская торговля Шадринска в конце ХVIII - нач. ХХ вв. // Шадринская старина. Шадринск, 1999.
Безобразов В.П. Торговля хлебом в Зауралье в середине ХIХ в. // Шадринская старина. Шадринск, 1997.
Экономическое состояние городских поселений Европейской России. СПб., 1863. Ч. 2.
О шадринских купцах-судовладельцах // Шадринская старина. Шадринск, 1995.
Черевань А.С. Развитие товарно-денежных отношений на Урале и Европейском Севере России во второй половине XVIII - первой трети XIX вв. Условия развития крестьянской торговли // Учен. зап. Петрозаводского ун-та, 1967. Ч. 14, вып. 6.
Иофа Л.Е. Города Урала. М.; Л., 1951. Ч. 1.
Битюков А.Г. Шадринские купцы Хохловы // Шадринская провинция. Шадринск, 1998.
Хрестоматия по истории Курганской области. Курган, 1995.
ГАШ. Ф. 474. Оп. 1. Д. 417. Л. 31.
Миненко Н.А., Федоров С.В. Город на Исети. Шадринск, 1997.
Харлов В.И. Экономическое развитие города Шадринска и Исетско-Шадринского региона // Шадринская провинция. Шадринск, 1993.
Записки о проведении дороги Екатеринбург - Шадринск - Курган. 1898-1919.