Дорожно-строительные работы на переселенческих участкахСибири как источник для изучения сибирских переселенческих дорог | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 4 (8).

Дорожно-строительные работы на переселенческих участкахСибири как источник для изучения сибирских переселенческих дорог

Анализируется очерк «Дорожно-строительные работы на переселенческих участкахСибири» о состоянии переселенческих дорог на рубеже XIX-XX вв., средствах, выделяемых государством на их строительство и ремонт, их виде и качестве, а также о производимых дорожно-строительных изысканиях и средствах, необходимых для продолжения строительства рассматриваемых дорог.

«Road construction on resettlement sites of Siberia» as a sourceof study of Siberian resettlement roads studies.pdf В конце XIX - начале XX в. в Санкт-Петербурге были опубликованы материалы под названием «Дорожно-строительные работы на переселенческихучастках Сибири», подготовленные Отделом Переселенческого Управления.Для нас наибольший интерес представляет 31-й выпуск, посвящённыйстроительству переселенческих дорог в Западной и Восточной Сибири. В выпуске представлены материалы, характеризующие состояние переселенческих дорог до 1903 г. и изменение по четырём сибирским губерниям объёмов выполняемых работ, их стоимости, вида и качества, размера отпущенных кредитов, а также отчёты о произведённых дорожных изысканиях.В первой части материалов даётся характеристика состояния дорожностроительного дела в отношении переселенческих дорог до 1903 г. В них содержится информация о том, что вопросы о путях сообщения при отводепереселенцам участков не ставились перед межевыми партиями. «Первыепартии переселенцев шли в Сибирь пешком, прорубая дорогу и устраиваявременные переходы через препятствия. Часть багажа перевозили вьюкомна лошадях или на лодках по рекам» [1. С. 5]. Так было вплоть до 1899 г.Немного позднее крестьяне обращались к крестьянским начальникам с просьбой о строительстве мостов, гатей и переправ. Если крестьянский начальник находил просьбу основательной, он посылал волостного начальника осмотреть место предполагаемого строительства дороги и составитьсмету. Отпущенные для строительства суммы поступали в распоряжениекрестьянского начальника. Надзор за работами возлагался на сельскогостаросту, отчёт за использованную сумму направлялся в Департамент железнодорожной отчётности, находившийся в Омске. Принятый в 1899 г.циркуляр Министерства земледелия и государственных имуществ обязалпроизводителей работ межевых переселенческих партий при постройкепереселенческих дорог составлять обстоятельные предложения в отношении направления дорог и их необходимости, нанося их на карту. Проектдокладывался временной комиссии, в нём описывалась местность, предназначенная для строительства дороги, планируемые сооружения, делалась её предварительная оценка. На основании этого можно сделать вывод, что Е.А. Александрова38инициатива в дорожном деле перешла от переселенцев к крестьянским начальникам. Крестьянские начальники определяли свои дорожные предположения, ориентируясь лишь на планы переселенческих участков. Их негативное отношение к дорожному строительству объяснялось неуверенностью в том, что проектируемые дороги действительно необходимы, а сметы на их строительство составлены верно. Неуверенность в этом вытекалаиз недостаточно обследованной местности предполагаемого строительства, неопределённости общих условий колонизации района, а сметы составлялись лицами без специальной подготовки. Изменения в отношениидорожного строительства наступили в 1903 г., когда Комитетом Сибирской железной дороги на проведение дорог к переселенческим участкамбыло отпущено 86000 руб. Переселенческим управлением к началустроительного периода были командированы особые техники-десятники, а Министерство внутренних дел в особой инструкции установило в общих чертах желательный вид дорог и конструкцию дорожных сооружений. Проведя анализ положения дел в дорожном строительстве в 1903 г., Переселенческое управление пришло к выводу о необходимости сосредоточения дорожного дела в руках особой технической организации. С этого момента данный вид деятельности был поручен дорожно-строительнойпартии Переселенческого управления, деятельность которой осуществлялась в таёжной полосе Сибири, медленно заселяемой из-за бездорожья.Рассматриваемый нами источник содержит сведения о деятельности партии в четырёх сибирских губерниях: Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской, так как деятельность партии охватывала не только Западную Сибирь, но и часть Восточной. Дорожно-строительные работы по четырём губерниям за 1903-1905 гг. представлены в табл. 1.Таблица 1Сводная ведомость учёта построенных мостов и дорожных сооруженийв 1903-1905 гг.Губерния Построенныедороги, вёрстМосты, саженейНастилы, саженейГати, саженейИзрасходованосредств, рублейТобольская 911,5 1485 3592 7306 111472,89Томская 483,8 1046,9 445 4163 56318,93Енисейская 146 272 972 2884 39420Иркутская 59 106 - - 8313Итого 1600,3 2909,9 5009 14353 207220,133-Дорожно-строительные работы на переселенческих участках Сибири. СПб., 1906. Вып. 31. С. 100-111.Таблица позволяет нам сделать следующие выводы: 1) высокая стоимость дорожно-строительных работ обусловлена: а) сложностью природно-климатических условий Сибири, б) рассредоточенностью переселенческих участков по территории Сибири, 2) объёмы выполняемых работопределялись социально-экономическими целями государственной власти, а также объёмами осуществляемой переселенческой политики, что выражалось в объёмах государственного финансирования дорог, строительство которых способствовало обустройству быта переселенцев. Нужно заметить, что в своей следующей части источник констатирует, что Дорожно-строительные работы на переселенческих участках Сибири39данного объёма дорожно-строительных работ было явно недостаточнодля полного обеспечения районов, на что требовались дополнительныесредства.Таблица 2Средства, необходимые для строительствапереселенческих дорогГубернии Недостающихдорог, вёрстНеобходимыесредства, рублейТобольская 1244,5 668910Томская 657 269431Енисейская 1609,4 835918Иркутская 375 240724Итого 3885,9 2014983-Дорожно-строительные работы на переселенческих участках Сибири. СПб., 1906. Вып. 31. С. 47.Исследуя источник, мы получаем ценную информацию о строительстве дорог, количестве исполненных работ и их качестве. В 1903 г. дорожно-строительные работы велись под непосредственным наблюдениемрайонных чиновников по водворению переселенцев и крестьянских начальников. Выработанная Министерством внутренних дел инструкция не принесла пользы, так как была слишком общей и не приспособленной к условиям Сибири. На основе приобретённого опыта к началу 1904 г. былиразработаны желательные виды дорожных сооружений. Было установлено, что «…магистральные пути представляют собой просеку в пять или шесть саженей ширины, с прокорчёванной посередине полосой в три сажени. Для подъездных путей ширина просеки составляла четыре сажении прокорчёванной полосы две сажени» [1. С. 54]. При подготовке даннойинструкции к специальной литературе практически не прибегали из-за её отсутствия у техников и невозможности применять описываемые там способы строительства дорог в сибирских условиях. Накопив опыт дорожно-строительных работ, в 1905 г. партия Переселенческого управления пришла к выводу о необходимости двустороннего оканавливания дорог, так как именно это позволяет самой дороге не превратиться в канаву.Предварительный расход на такую работу, при минимальном расходесредств, составлял от 107 до 178 руб. за версту, однако осуществить это на практике было практически невозможно из-за получения дорожностроительной партией в среднем по 150 руб. за версту строящихся дорог.Чтобы хоть как-то улучшить состояние дорог при отсутствии необходимых средств, дорожно-строительная партия не достраивала дороги в первый год, употребляя полученную экономию на организацию улучшенноготипа сооружений, а для окончания таких дорог в следующем году запрашивались дополнительные средства. Таким образом расходованиесредств на каждую дорогу при строительстве производилось в течениедвух лет. Главный расход падал на первый год, что видно из табл. 3.Е.А. Александрова40Таблица 3Средства, необходимые для окончательного строительства переселенческих дорогГубернииЗатрачено в первый год постройки (руб.)Затрачено в последующие годы(руб.)Ещё требуется затратить (руб.) Итого (руб.)Тобольская 111472,89 46064,11 135596 293133Томская 56318,93 19460,07 67638 143417Енисейская 18578 - 26670 45248Иркутская 8313 - 15200 23513Итого 194682,82 65524,18 245104 505311-Дорожно-строительные работы на переселенческих участках Сибири. СПб., 1906.Вып. 31. С. 65.Получалось, что на постройку новых дорог затрачивалось по 150 руб. за версту, а на ремонтные работы около 55 руб., на строительство дополнительных дорог и сооружений по 74,3 руб. за версту. Рассматривая общийитог дорожно-строительных работ, осуществляемых в 1903-1905 гг., можноопределить, что строительство новых дорог обходилось в среднем в 225 руб.за версту, а ремонт - в 130 руб., а с учётом оканавливания этих дорог стоимость доходила до 350 руб. за версту новой дороги и до 250 руб. за ремонтирование. Исследователи считали, что окончательная стоимость версты дороги, строящейся в Западной Сибири, составляла в среднем 400 руб., а на территории Восточной Сибири, где дорожно-строительная партия начала действовать с 1905 г., эта стоимость была ещё выше из-за дороговизны стоимоститруда. Обстоятельства определяли среднюю стоимость в данном регионе в среднем в размере 550-600 руб. за версту. Авторы, проведя анализ средств, выделенных в распоряжение дорожно-строительной партии за 1903-1905 гг., определяют её в размере 375500 руб.Таблица 4Распределение средств, выделенных дорожно-строительной партиидля строительства переселенческих дорог№п\п Виды выполняемых работ 1903 г.(руб.)1904 г.(руб.)1905 г.(руб.)1 Содержание личного составапартии11600 20594 457702 Камеральные расходы 2347 2816 44693 Инвентарь 4146 3952 70624 Изыскания 1204 3720 62665 Строительные работы 55664 78918 1264726 Итого 74961 110000 190539-Дорожно-строительные работы на переселенческих участках Сибири.Вып. 31. СПб., 1906. С. 68.Источник позволяет исследовать затраты на содержание специалистов, занимающихся строительством дорог. Средний годовой расход на одноготехника (жалованье и разъезды) равнялся в 1903 г. - 1160 руб., в 1904 г. -780 руб., в 1905 г. - 1300 руб. Такая высокая оплата была вполне объяснимаследующими причинами: 1) краткостью летнего строительного периода в Сибири, вследствие чего на 7 месяцев почти совершенно прекращалась полевая деятельность техников; 2) разбросанностью таёжных переселенческихДорожно-строительные работы на переселенческих участках Сибири41участков, а, следовательно, и дорожно-строительных работ; 3) отсутствием в переселенческих районах надёжных подрядчиков; 4) растянутостью дорожного строительства из-за нехватки денежных средств на 2 года, а то и больше; 5) партией Переселенческого управления не только проводились дороги, но и исполнялся их ежегодный ремонт; 6) ростом численности дорожностроительной партии, который объяснялся расширением дорожностроительных работ.К 1905 г. партия состояла из заведующего работами с годовым окладом в 3200 руб. и его помощника с окладом в 2400 руб., 8 старших техников (от1000 до 1800 руб.), 10 техников среднего оклада (от 820 до -------1000 руб.), 12 младших техников (от 540 до 720 руб.). При партии состоял бухгалтеркассир (1200 руб.), счетовод (600 руб.), заведующий инвентарём (900 руб.).На государственной службе в должностях чиновников особых порученийпри Переселенческом управлении состояли лишь заведующий работами и его помощник, все остальные служащие были вольнонаёмными. Направление деятельности партии, целесообразное использование дорожного кредитаи её производительность находились на ответственности заведующего работами и его помощника. Организация и исполнение полевых работ происходили, по мнению авторов, следующим образом: осенью, руководствуясьпредварительным сообщением Переселенческого управления о примерномразмере кредита, дорожно-строительная партия составляла план зимних работ. Когда устанавливались место и объём работ по районам строительства, туда отправлялись по одному главному технику с помощниками. На одноготакого техника полагалось около 30 вёрст постройки, ему же передавалисьсметы на все дороги района, организация и порядок зимних и летних работ, он был обязан искать местных рабочих, только ему разрешалось делать частичные отклонения от намеченного изысканиями направления дороги и вносить изменения в сметы. Обо всём ходе работ он сообщал заведующему работами в еженедельных рапортах. Техникам среднего оклада поручалосьведение работ в небольших районах, или они откомандировывались в распоряжение районных техников. Остальные техники получали деньги и отчитывались перед старшим техником, который для получения нового авансапредставлял денежную отчётность по всему району чиновнику, отсылавшему её для проверки по существу в Омск. Периоды работ определялись авторами исследования следующим образом: зимние работы начинались с ноября и заканчивались в начале апреля, затихая только в декабре и январе из-засильных морозов, летние работы открывались в конце мая и велись до концаиюня энергичным образом, так как население, закончив посев, было свободно от сельскохозяйственных работ. Необходимо отметить, что дорожностроительная партия занималась не только строительством и ремонтом дорог, но и их охраной, то есть наблюдением за бережным отношением населения к устроенным на дороге сооружениям. Эту задачу чаще всего исполняли дорожные техники попутно. Данную функцию к 1905 г. передали в ведение местной администрации. После этой передачи надзор за дорогамиполностью переходил к заведующему переселенческим районом, и дорожностроительная организация производила ремонт лишь по требованиям поЕ.А. Александрова42следнего. Для реального осуществления функции надзора заведующему районом должны были выделять кредит на наём сторожей.Изыскания дорожно-строительных работ исполнялись специальнымиотрядами, состоящими из 2-3 техников, один из которых являлся старшим и ответственным за правильность линии дороги, её изменения, съёмку, нивелировку и описание. Таким отрядам поручали работу в новых районах, где не было строительных техников или предстояло большое количество изысканий. Иногда строительные изыскания производились силами районногостроительного отряда или специально командируемыми для этого лицами.Время изысканий совпадало с летними строительными работами, только в разгар сельскохозяйственных работ они не прерывались, так как не требовали большого количества рабочих. Техники, производившие изыскания, командировались на место за месяц до начала полевых работ, чтобы они моглизапастись плановым материалом, собрав его в губернских управлениях государственными имуществами, партиях по образованию переселенческих участков, у крестьянских начальников и должностных лиц. Техники проверялинеобходимость дорог, а затем приступали к изучению местности при участии опытных проводников, впоследствии все полученные данные наносились на план. Для разработки добытых изысканиями материалов и составления смет техники в июле съезжались в Омске.Подводя итоги можно сделать вывод о том, что за 1903-1905 гг. дорожно-строительная партия Переселенческого управления провела 1618 вёрстдорог, из которых 718 вёрст были не полностью закончены, а все построенные требовали сплошного оканавливания. На их строительство было израсходовано 375500 руб., что определяло стоимость одной версты не менее232 руб. Проложенными дорогами был подготовлен подъезд к 184 населён-------ным пунктам переселенческих участков. Для обеспечения 525 переселенческих участков, оставшихся бездорожными, необходимо было построить 3906вёрст колёсного пути стоимостью 2500000 руб. С учётом выделяемыхсредств такие работы продлились бы шесть-семь лет. Планомерной организации дорожного дела препятствовал существовавший порядок ежегодногосоставления смет и отпуска кредитов, тем более что срок предоставления сметы совпадал со временем изыскательных работ, отрывая техников от полевыхзанятий, а лиц управления от надзора за ними. Утверждение смет и отпусккредитов запаздывали на три месяца сравнительно со временем начала дорожно-строительных работ. Для повышения эффективности данных работ необходимо было знать хотя бы приблизительно сумму средств, определяемых на несколько лет, что позволило, зная заранее количество и место проводимыхдорог, сформировать постоянный состав техников, качественно выполняющихстроительство дорог. Только указанные условия позволяли дорожностроительной партии укрепить своё положение в процессе создания переселенческих -------дорог, а правительству расширить процесс заселения Сибири.

Ключевые слова

строительство дорог, Сибирь, переселение, Road construction, Siberia, resettlement

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Александрова Екатерина АлександровнаИнститут истории, гуманитарного и социального образования НГПУсоискатель
Всего: 1

Ссылки

 Дорожно-строительные работы на переселенческих участкахСибири как источник для изучения сибирских переселенческих дорог | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 4 (8).

Дорожно-строительные работы на переселенческих участкахСибири как источник для изучения сибирских переселенческих дорог | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2009. № 4 (8).

Полнотекстовая версия