СИБИРСКИЙ СОЦИУМ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.:СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И МОТИВАЦИЯ РАЗВИТИЯЭТНИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2010. № 1 (9).

СИБИРСКИЙ СОЦИУМ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.:СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И МОТИВАЦИЯ РАЗВИТИЯЭТНИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Характеризуются социокультурные условия и мотивация предпринимательской активности немецких мигрантов в сибирском социуме в конце XIX - начале XX в. Делается вывод о том, что важнейшей причиной развития немецкого предпринимательства в регионе явилась социально-экономическая маргинальностъ этнических мигрантов. Немецкие предприниматели не потерялись и не растворились в принимающем обществе, наоборот, они заняли особую экономическую нишу, играя важную роль в общественном разделении труда и модернизации сибирского социума.

SIBERIAN SOCIAL AND CULTURAL PURPOSES AT THE END OF 19™ -BEGINNING OF 20™ CENTURIES: THE SOCIAL GROUNDS AND DEVELOPMENT .pdf В настоящее время проблема адаптации иммигрантов в инонациональной среде является чрезвычайно актуальной и представляет немалый исследовательский интерес. В новейших теоретических работах прослеживается расширение зоны действия адаптации. Если ранее большинство ученых трактовали адаптацию исключительно как феномен социально-экономической жизни, то современные исследователи акцентируют внимание на многомерности этого процесса [1; 2; 3]. Более того, сегодня в российской научной литературе активно обсуждаются вопросы этнической и ми-грантской экономики. На Западе такого рода исследования стали достаточно традиционными, и соответствующая дискуссия уже имеет историю. В отечественной историографии проблемы собственно этнического предпринимательства, связи мигрантской экономики с этничностью и создание этнических предпринимательских сетей в автохтонной среде стали рассматриваться совсем недавно. При этом в имеющейся литературе об этническом предпринимательстве уделяется явно недостаточное внимание региональным исследованиям, что, несомненно, обедняет общероссийскую картину. На данном этапе приходится констатировать, что обширный и весьма интересный сибирский материал, отражающий формирование и функционирование мигрантской экономики, связь предпринимательских сетей с этничностью и характеризующий взаимодействие этнического предпринимательства с принимающим большинством, недостаточно изучен и мало введен в научный оборот.Вместе с тем известно, что Сибирь всегда была достаточно многонациональным регионом, население которого отражало пестроту этнического состава, многообразие культур и религий Российской империи, поэтому проблема взаимоотношений между людьми с разными культурными традициями и историческими судьбами на отдельных этапах истории оставалась для региона актуальной.* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 08-01-00420а.Сибирский социум в концеXIX- начале XXв.В современных исторических исследованиях все чаще звучит тезис о «гибридном», «фронтирном» характере сибирского общества, связанного не только со спецификой географического положения Сибири, но и процессами переселения [4]. «Специфика Сибири, как, впрочем, и других окраин России, - указывает В. Рабинович, - изначально определяется тем, что здесь формируется и функционирует переселенческий социум, выступающий как цельное и стабильное образование» [5].Следует отметить, что с конца XIX в. Сибирь являлась основным районом внутренней колонизации в имперской России [6. С. 40-74]. Безусловно, справедлива оценка современных историков Д.Я. Резуна и М.В. Шиловско-го, считающих, что «по своей масштабности, степени воздействия и последствиям массовую крестьянскую миграцию в Сибирь конца XIX - начала XX вв. и производимое одновременно с этим землеустройство можно квалифицировать как переселенческую революцию» [7. С. 94]. В Сибирь переселились миллионы крестьян из Европейской России. На общих основаниях в качестве российских переселенцев на новые земли отправлялись и немецкие колонисты, оставив свои материнские колонии на Волге, Украине, Северном Кавказе, в Крыму и других районах империи. Таким образом, с конца XIX в. начинается история возникновения и социально-экономического развития немецких колоний в Сибири - поселений с преобладающим немецким населением, основанных, как правило, в виде переселенческих поселков, хуторов, частновладельческих имений. Активно в хозяйственной жизни региона участвовали не только крупные немецкие сельские хозяева и крестьяне, но и коммерсанты, выступавшие в качестве как самостоятельных предпринимателей, комиссионеров, так и доверенных лиц, управляющих региональных отделений иностранных и российских фирм.В региональной историографии вопрос об участии немцев в предпринимательской деятельности в Западной Сибири конца XIX - начала XX в. отражен достаточно полно [8; 9; 10; 11. С. 92-93; 12. С. 12-16; 13. С. 68-69; 14. С. 63-78]. Выявлен персональный состав предпринимателей-немцев, отраслевые направления их деятельности, размеры и внутренняя организация дела. Достаточно детально исследовано немецкое землевладение, даны оценки их вклада в развитие товарного сельского хозяйства, торговли, промышленности. Определенные выводы сделаны о культурном влиянии «немецкого элемента» на деловой мир Западной Сибири рубежа XIX-XX вв.Вне поля зрения сибирских исследователей остались некоторые вопросы, связанные с анализом социальных оснований предпринимательской деятельности. Дополнительные усилия необходимы, прежде всего, для того, чтобы дать характеристику социокультурных условий и мотивации предпринимательской активности немецких мигрантов в сибирском социуме в конце XIX - начале XX в.В дореволюционных источниках и научной литературе неоднократно отмечалось заметное участие немецких мигрантов в хозяйственной и общественной жизни Западной Сибири, наличие устойчивых разносторонних связей с окружающим обществом. Вслед за В. Зомбартом мы можем утверждать, что многие переселенческие этнические группы выступали в качествеИ.И. Кротт112некоего «рыночного фермента», меняющего принимающие сообщества. С одной стороны, они становились активными агентами социально-экономической модернизации, а с другой - сами испытывали мощнейшее внешнее воздействие. Попадая в новое окружение, немецкие мигранты приобретали также новые культурные и идентичностные характеристики. Анализ любого, в том числе сибирского переселенческого сообщества, должен учитывать существование взаимных проекций и иерархий отношений между «коренным» и «пришлым» этносами, наличие официальных запретов и всякого рода табу, влияющих на функционирование этого общества, особенно на его социально-экономическую составляющую. Представители этнических общин, как чужаки, не допускались в определенные экономические сферы, в то время как какие-то «рыночные специализации» считались недостойными этнического большинства. Эти ниши заполнялись представителями предпринимательского меньшинства.Пришлость, чужеродность, торговая специализация, рыночная менталь-ность и образ жизни, конфликтные отношения с принимающим обществом -это типичный набор признаков так называемых предпринимательских меньшинств, широко распространенного феномена. Такие группы существовали и существуют во все времена, среди самых разных народов, культур, цивилизаций. Под этим довольно условным наименованием имеются в виду представители ряда этнических и/или конфессиональных общностей, специализирующихся в рыночных профессиях и сферах занятости. Выходцам из этнических меньшинств отводится очень важная специфическая роль в экономической и социальной системе принимающего общества. Они занимают нишу, границы которой устанавливают местные традиции, обычаи, сложившаяся система разделения труда. Меньшинства образуют замкнутые общины, пользуются определенной автономией, сохраняя своеобразие и не смешиваясь с этническим большинством или автохтонным населением [15. С. 214-230].Изучая процесс развития немецкого этнического предпринимательства, невозможно обойти вопрос о мотивах, руководивших деятельностью предпринимателей. Общепризнанным считается, что она обусловливалась, прежде всего, стремлением к богатству. Мы согласны с утверждением, что мотив извлечения денежного дохода обязателен по определению. Но денежный доход все же не является самоцелью, это центральный, но не конечный мотив. Кроме того, очевидно, что стремление к богатству - качество социальное, и как таковое в разных исторических обстоятельствах оно мотивировалось и проявлялось различно [16]. Современные научные представления об экономике Сибири могут лишь в общем виде объяснить происхождение стремления к наживе и способы его удовлетворения. Очевидно, что здесь определенную роль играли социокультурные условия, способствовавшие формированию соответствующих поведенческих установок и настроений.Важнейшей причиной развития немецкого предпринимательства в Западной Сибири в конце XIX - начале XX в., на наш взгляд, является социально-экономическая маргинальность этнических мигрантов. Понятия «мар-гинальность», «маргиналы» были введены в науку в конце 1920-х гг. амери-Сибирский социум в концеXIX- начале XXв.канским социологом Р. Парком и использовались им для изучения вполне конкретной этнокультурной ситуации («личность на рубеже культур»). Позднее значение терминов стало расширяться и одновременно дифференцироваться. В предельно общем смысле маргинальность означает утрату индивидом или группой объективной принадлежности к той или иной социальной общности с последующим или без последующего вхождения в другую подобную общность. В современной науке термином «маргинальность» обозначается пограничность, периферийность или промежуточность состояния отдельных лиц, социальных или этнических групп либо общества в целом. В данной исследовательской практике маргинальность рассматривается не как принадлежность к социальному «дну», а как состояние «статусного несоответствия» или «декомпозиции статусов» [17. С. 160; 18. С. 224]. Следовательно, маргинальность важна как характеристика социальной структуры, а не как личностная характеристика предпринимателей. Дело не только в том, что тяготы миграции становятся фильтрами, через которые проходят наиболее деятельные люди, но и в положении этих людей в их новой среде.Действительно, многие немецкие предприниматели, оставляя свои прежние занятия в различных сегментах рыночного пространства на территории Европейской России, в Сибири вынуждены были приобретать новые знания, новые поведенческие установки экономического взаимодействия. Таким образом, происходило осознание новых условий жизни и необходимости приспособиться к ним так, чтобы иметь возможность участвовать в их использовании. Все это в огромной степени осложнялось проблемами языка, не-встроенности в систему социокультурных норм, формальной или скрытой дискриминации, закрывавшей иммигрантам дорогу к престижным занятиям [19. С. 16; 20. С. 6-12, 16, 22-30; 21. С. 7; 22. С. 100-104; 10. С. 62-77, 83, 89; 8. С. 45-68, 99-122]. В итоге социокультурные условия принимающей сферы закрепляли маргинальный статус немецких мигрантов, для которых только предпринимательство открывало каналы вертикальной социальной мобильности.Оставаясь во многих отношениях «чужаками», представители пришлых этнических групп менее дорожили господствующими в данном обществе статусными позициями (по крайней мере, материальное положение, как правило, заботило их больше, нежели социальный статус). Немецкие предприниматели в регионе были менее стеснены поведенческими нормами, культурными традициями, цементирующими местное сообщество, и поэтому они оказались, во-первых, более открытыми для всякого рода инноваций, что, безусловно, важно для любого предпринимательства, а, во-вторых, более свободными в выборе наступательных стратегий. Сохраняющаяся же относительная обособленность немецких колоний, с одной стороны, рождала спрос на традиционные для данного этноса товары, а с другой - формировала сети деловой поддержки: капиталом и информацией, рабочими руками и заказами. Таким образом, многие успехи в предпринимательской деятельности, которые были достигнуты немцами в начале XX в., в определенной степени можно объяснить наличием отношений этнической солидарности и поддержки [10. С. 74-75, 97-99, 110-111; 8. С. 99-122; 23. С. 6-8, 13-15; 24.И.И. Кротт114С. 184-188; 25. С. 29-30, 33, 36-37; 26]. Выжить в новой этнокультурной и экономической среде, в рамках которой распределены рыночные ниши, возможно было только благодаря совместным усилиям. Принимающее общество изначально обращалось к «чужакам»-мигрантам как к группе, и они должны были этому соответствовать.При этом в историографии традиционно отмечается, что так называемая чужесть выгодна обеим сторонам, позволяя мигрантам, этническим меньшинствам, специализироваться именно в тех профессиях, занимать определенные экономические ниши, устойчивая потребность в развитии которых существует, но которые по ряду причин нежелательны для представителей принимающего большинства [27. С. 205-206; 28. С. 35-36]. По мнению В.И. Дятлова, «чужаку разрешалось то, что порицалось или категорически запрещалось своему» [29. С. 29]. Следовательно, «чужесть» позволяет меньшинствам играть заметную роль в хозяйственной системе принимающего общества, получая быструю прибыль и относительно стабильный и безопасный официальный статус в локальном сообществе.Следует отметить, что для многих немецких мигрантов Западной Сибири занятие предпринимательством являлось вынужденным. Общеизвестно, что главной причиной, побудившей немцев переселяться из европейской части России в Сибирь, являлось увеличивавшееся с каждым годом безземелье, то есть кризисные экономические явления в материнских колониях [8. С. 9; 30. С. 41-42; 10. С. 42-53]. Колонистам-беднякам переселение в «далекий край» давало шанс уйти от нищеты и малоземелья, зажиточные же немецкие колонисты могли рассчитывать на создание крупных капиталистических хозяйств на собственной или арендованной земле. Кризисная ситуация, проявляющаяся в деформации рынков, ухудшении их общей конъюнктуры, вынуждала немецких колонистов к поиску новых хозяйственных возможностей.При этом строительство Сибирской железной дороги в конце ХГХ в. ускорило проникновение товарно-денежных отношений во все поры экономики региона, вызвало наплыв капиталов, знаний и предприимчивости, выступивших катализаторами этого «экономического пробуждения» [31. С. 81-82].В этой связи важно отметить, что представители этнических меньшинств были ограничены в выборе рыночных ниш. Наиболее популярны в среде немецких мигрантов были сельское хозяйство, розничная и оптовая торговля, область услуг. В производственные сферы включались немногие немецкие предприниматели Западной Сибири. Встраивание в сложившийся уклад вынуждало немцев быть «предприимчивым меньшинством» с высокой степенью адаптивности в иной языковой и культурной среде. Их деятельность всегда отвечала потребностям местной экономики, в которую они органично включались. Немецкие мигранты, как пришлые чужаки, вынуждены были постоянно заботиться о своей безопасности, стремиться быть нужными как можно большему числу членов принимающего общества, ориентироваться на быстрый оборот капитала и «скоростные» хозяйственные операции. Западная Сибирь остро нуждалась в развитии сельского хозяйства, ремесла и торговли, поэтому немцы обосновались в регионе как представители сельскохозяйственного и торгово-промышленного предпринимательского сооб-Сибирский социум в концеXIX- начале XXв.щества. «Умение жить в чужом мире, относительно легко переходить из одних условий в другие, с одного языка на другой, готовность к освоению нового, - по утверждению В.И. Дятлова, - являются обязательными характеристиками предпринимательских меньшинств» [29. С. 30]. На этом наборе качеств особый упор делает и американская исследовательница Э. Бонасич, считая их главными, преобладающими. При этом она называет такие этнические или религиозные группы «посредническими меньшинствами» [32. Р. 1-34].Исследования сибирских историков последних лет показали, что этническое немецкое предпринимательство занимало на региональном рынке несколько основных ниш, под которые выстраивались их деловые стратегии [14. С. 63-78; 9; 12. С. 12-16; 8. С. 99-122 ]. Первая - производство и реализация этнических потребительских товаров для нужд их собственных общин (простейшие сельскохозяйственные орудия труда, шерстяные, обувные и столярные изделия). Вторая ниша связана с поставкой этнических товаров для местного населения (немецкая деревянная мебель, колбасные и хлебобулочные изделия). Третья - удовлетворение местных потребностей в разного рода услугах (рынок проектно-консультативных и ремонтно-наладочных услуг, мануфактурно-бакалейно-галантерейные заведения). Четвертая ниша предполагала заполнение слабо защищенных и неустойчивых рынков (рынок зерна и земледельческих машин, оборудования для мельниц и маслодельных заводов, рынок электрического оборудования).Выбор подобных экономических ниш стал для немецких предпринимателей во многом вынужденным. Найденная специализация оказалась единственно возможной из-за специфики сибирского края. Вместе с тем она обеспечивала предпринимателям быстрый достаток и благосостояние, включенность в общественные структуры, надежные связи с разными социальными слоями, что, в свою очередь, являлось одним из обязательных условий для стабильности и безопасности этнической общности в принимающей стороне.Необходимо отметить, что сам факт существования и деятельность предпринимательских меньшинств, а немецкие мигранты, несомненно, являлись таковыми, способствовал конфликтным ситуациям. Достаточным основанием для этого была социокультурная чужеродность меньшинств (иной облик, стиль жизни, тип поведения, другие обычаи и традиции).Особенно острую конфликтность несла и экономическая специализация меньшинств. И уж тем более в условиях рыночной трансформации принимающего общества, когда к предпринимательской деятельности, образу и стилю жизни приобщается «патриархальное большинство». Рыночная специализация, опыт и умения, навыки, ценностные ориентации, материальные ресурсы, общинные инфраструктуры - все это давало определенные преимущества в конкурентной борьбе именно предпринимательским меньшинствам.В результате названных выше процессов в различных вариантах формировалась система отношений, которую Дж. Фэрниволл назвал «плюральным обществом», а некоторые авторы - «симбиозом» [27. С. 206]. Последнее определение, на наш взгляд, представляется более адекватным. В отличие от концепции «плюрального общества», в соответствии с которой различные116И.И. Кроттгруппы, в том числе предпринимательские меньшинства, представлены как абсолютно автономные, замкнутые и встречающиеся лишь на «рыночной площади», понятие «симбиоз» предусматривает теснейшие социальные связи, интеграцию рассматриваемых групп в единую систему социальной иерархии со своим набором прав и обязанностей.Таким образом, немецкое предпринимательство в Западной Сибири в конце XIX - начале XX в. принимало заметное участие в хозяйственной жизни края. Немецкие мигранты не потерялись и не растворились в общей массе, наоборот, они занимали особую экономическую нишу, играя весьма важную роль в общественном разделении труда и модернизации сибирского социума.Социокультурная организация сибирского общества открывала для немецкого населения канал вертикальной социальной мобильности в виде предпринимательской деятельности. Немцам, на первоначальном этапе плохо вписанным в структуру традиционных социальных ролей в новой принимающей среде, было проще проявить себя в предпринимательских занятиях, создавая свои ниши в рамках регионального экономического пространства.Экономические ниши, занятые немецким этническим сообществом, были типичными для предпринимательских меньшинств. Выбор отраслей рыночной инфраструктуры (сельское хозяйство, торговля, промышленность, сфера услуг) в качестве основных отраслей специализации также естествен. Именно здесь удачным образом сплелись в единое целое возможность получения быстрой прибыли, слабая конкуренция со стороны других этнических групп, возможность быть полезным принимающему обществу. В результате своей экономической деятельности немецкие предприниматели на рубеже XIX-XX вв. стали неотъемлемой частью существовавших в регионе социальных отношений и хозяйственных связей.

Ключевые слова

Siberia, German migrates, businessman, Сибирь, предприниматели, немцы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кротт Иван ИвановичОмский государственный педагогический университеткандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории
Всего: 1

Ссылки

Журналы заседаний съезда деятелей сельского хозяйства 1-12 августа 1911 г. в г. Омске. Омск, 1912.
Bonacich E., Modell J. The Economic Basis of Ethnic Solidarity. Small Business in the Japanese American Community. Berkeley, 1980.
Коровушкин Д.Г., Лоткин И.В., Смирнова Т.Б. Неславянские этнодисперсные группы в Западной Сибири (формирование и этнокультурная адаптация). Новосибирск, 2003.
Рабинович В. Евреи дореволюционного Иркутска: меняющееся меньшинство в меняющемся обществе. Красноярск, 2002.
Дятлов В.И. Современные торговые меньшинства: фактор стабильности или конфликта? М., 2000.
Государственный архив Омской области. Ф. 67. Оп. 2. Д. 2022, 2100, 2289.
Дятлов В.И. Предпринимательские меньшинства: торгаши, чужаки или посланные Богом? М., 1996.
«По новым местам». Переселение в Сибирь в 1913 году, впечатления и заметки по поездке в заселяемые районы Сибири члена Государственной Думы А.П. Трегубова. СПб., 1913.
Сборник статистических сведений об экономическом положении переселенцев в Томской губернии. Томск, 1913. Вып. 1.
Морозов А. Переселенческие поселки Омского уезда в 1897 г. // Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества. Омск, 1900.
Немцы в Сибири: Сборник документов и материалов по истории немцев в Сибири. 1895 - 1917 / Сост. П.П. Вибе. Омск, 1999
Фот A.A. К проблеме связи национальной специфики с результатами хозяйственной деятельности (на примере российских немцев) // Гуманитарное знание. Серия «Преемственность». Омск, 1997. Вып. 1.
Вибе П.П. Образование и становление немецких колоний в Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. // Немцы. Россия. Сибирь: Сборник статей. Омск, 1996.
РадаевВ.В. Экономическая социология. М., 2005.
Бетхер А.Р., Сигутов П.Т. Азовский немецкий национальный район. Омск, 2003.
Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1992.
Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., б/г. Отд. IV.
Веселовский В. Классы, слои и власть. М., 1981.
Зашибина Е.Л., Киселев А.Г. Немецкие коммерсанты в Омском Прииртышье в начале XXв. // Немцы. Россия. Сибирь: Сборник статей. Омск, 1996.
Киселев А.Г. Коммивояжеры - германские подданные в Омске // Aus Sibirien - 2005. Научно-информационный сборник. Тюмень, 2005.
Кротт И.И. Этническое предпринимательство: к проблеме социокультурных условий хозяйственной адаптации немцев в Западной Сибири в конце XIX - начале XX вв. // Немцы Сибири: история и культура. Материалы V Международной научно-практической конференции. Омск, 2006.
Кротт И.И. К вопросу об использовании междисциплинарных стратегий и методов в изучении экономического поведения этнических групп населения Западной Сибири в конце 117 XIX- начале XX вв. // История идей и история общества: Материалы V Всероссийской научной конференции. Нижневартовск, 2007.
Карих Е.В. Межэтнические отношения в Западной Сибири в процессе ее хозяйственного освоения. XIX - начало XX в. Томск, 2004.
Шайдуров В.Н. Формирование и социально-экономическое развитие немецкой диаспоры на Алтае: XIX - начало XX вв. Барнаул, 2003.
Вибе П.П. Немецкие колонии в Сибири: социально-экономический аспект. Омск, 2007.
Сибирь в составе Российской империи. М., 2007.
Резун Д.Я., Шиловский М.В. Сибирь, конец XVI - начало XX века: фронтир в контексте этносоциальных и этнокультурных процессов. Новосибирск, 2005.
Шиловский М.В. Фронтир и переселения (сибирский опыт) // Фронтир в истории Сибири и Северной Америки в XVII-XX вв.: общее и особенное. Новосибирск, 2003. Вып. 3.
Рабинович В. «Чужаки» в меняющемся социуме: Иркутск, последняя треть XIX - первая треть XX вв. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://abimperio.net/cgiin/aishow.pl?state <http://abimperio.net/cgiin/aishow.pl7state>.
История российского зарубежья. Проблемы адаптации мигрантов в XIX-XX вв. М., 1996.
Левин З.И. Менталитет диаспоры (системный и социокультурный анализ). М., 2001.
Евтух В.Б. Иммигранты в инонациональной среде: проблемы адаптации // Миграция и мигранты в мире капитала: исторические судьбы и современное положение: Сб. науч. трудов. Киев, 1990.
 СИБИРСКИЙ СОЦИУМ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.:СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И МОТИВАЦИЯ РАЗВИТИЯЭТНИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2010. № 1 (9).

СИБИРСКИЙ СОЦИУМ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.:СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И МОТИВАЦИЯ РАЗВИТИЯЭТНИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2010. № 1 (9).

Полнотекстовая версия