SYLLABUS OF A COURSE «BASICS OF SCIENTIFIC PROJECTING OF MUSEUM EXPOSITIONS».pdf I. Организационно-методический разделЦель курса - получение студентом теоретических знаний и освоение практических навыков, связанных с проектированием музейных экспозиций.Задача учебного процесса - ознакомить студентов с видами работ экспозиционного проектирования, методами экспонирования музейных предметов, историей формирования и бытования экспозиционных методов.Требования к уровню освоения курсаСтудент должен знать:•·основные этапы формирования и развития экспозиционной мысли;••·основные методы проектирования музейной экспозиции и состав проектной документации;••·ведущие тенденции в теории и практике современного проектирования экспозиции.•·Студент должен уметь:анализировать и критически оценивать конкретные экспозиции;разрабатывать документацию музейной экспозиции.//. Содержание курсаТема 1. Проектирование музейной экспозиции как раздел музееведения и направление музейной деятельности.Основные понятия (сущность, коммуникативная функция, язык). Экспозиция как текст и как вид искусства.Принципы построения музейной экспозиции.№2(10)Н.Л. Сенюкова86 Методы: коллекционный (систематический), иллюстративный (тематический), ансамблевый и музейно-образный.Тема 2. История становления и развития методов проектирования музейных экспозиций (вторая половина XIX - 80-е гг. XX в.).Формирование коллекционного (систематического) метода проектирования в Западной Европе (вторая половина XIX в.). Специфика применения коллекционного метода в России на рубеже XIX-XX вв. Ансамблевый метод в этнографических и мемориальных музеях Европы (Скандинавские страны, Германия). Ансамблевые экспозиции в России.Трансформация коллекционного и ансамблевого методов (20-е г. XX в.). Иллюстративный и музейно-образный методы (конец 20-х - начало 30-х гг. XX в.). Основные характеристики (нового) музейно-образного метода. Поэтапное формирование иллюстративного метода проектирования (музей Революции, вторая половина 20-х гг. XX в.). Деятельность Н.М. Дружинина. Первый Всероссийский музейный съезд (1930 г.) о новых методах. «Музейный язык» (И.К. Луппол) и концепция «музейного предложения» (Ю.К. Ми-лонов). Бытование иллюстративного и музейно-образного методов в экспозиции.«Диктатура» иллюстративного метода в проектировании экспозиции 30-60-х гг. XX в. Теоретические работы А.И. Михайловской (60-е гг. XX в.).Возрождение музейно-образного метода и проблемы его практического применения (60-80-е гг. XX в.). Критика иллюстративно-дидактических экспозиций. Понятия «экспозиционно-художественный образ» и «музейный натюрморт». Художественное проектирование. Сосуществование музейно-образного и иллюстративного методов (70-80-е гг. XX в.). Дискуссия о социальной функции экспозиции. Господство музейно-образного метода в проектировании 80-х гг. XX в.Тема 3. Новый образно-сюжетный (художественно-мифологический) метод проектирования музейных экспозиций (80-90-е гг. XX в.).Музейная экспозиция как художественная модель исторического процесса (явления, события). Экспозиционные средства (основные и вспомогательные) в художественном моделировании исторического процесса.Жанровые формы искусства музейной экспозиции: экспозиционно-художественный очерк, экспозиционно-художественные исследования, экс-позиционно-художественная легенда, экспозиционно-художественная модель исторического процесса.Тема 4. «Новые технологии» в музейном проектировании.Музейно-экспозиционная деятельность российских музеев в новых социально-экономических и информационных условиях.«Виртуальный музей». «Живой музей»: экспозиция как предметно-художественная среда в открытом общении посетителей; некоммерческие «живые музеи» и их типология (музей-театр, музей-салон, музей-клуб и др.).Профессиональный кодекс экспозиционера-сценариста.Тема 5. Музейная выставка. Функции и классификация музейной выставки.Рабочая программа дисциплины «Основы научного проектирования музейных экспозиций»III. Распределение часов курса по темам и видам работ№ п/пНаименование темВсего часовАудиторные занятия (час)льная В том числе лекциисеминарылабораторные занятияСамостояте работг1Проектирование музейной экспозиции как раздел музееведения и направление музейной деятельности301001462История становления и развития методов проектирования музейных экспозиций (вторая половина XIX в. -80-е гг. XX в.)26842123Новый образно-сюжетный (художественно-мифологический) метод проектирования музейных экспозиций (80-90-е гг. XX в.)22624104«Новые технологии» в музейном проектировании1020265Музейная выставка. Функции и классификация музейной выставки64002ИТОГО943062236IV.Форма итогового контроля - семинарские занятия, лабораторныеработы, экзаменV.План семинарских занятийТема 2. История становления и развития методов проектирования музейных экспозиций (вторая половина XIX в. - 80-е гг. XX в.). - 4 часаВопросыПроекты организации экспозиции Российского исторического музея на примере предложений A.C. Уварова, И.Е. Забелина, В.О. Шервуда.Н.И. Романов о трансформации коллекционного и ансамблевого методов для местных музеев.Сценарные экспозиционные предложения Ф.И. Шмита.Иллюстративно-тематический метод в предложениях Н.М. Дружинина, А.И. Михайловской.Музейно-образный метод в разработке Е.А. Розенблюма.ЛитератураЗакс А.Б. Из истории экспозиционной мысли советских музеев (1917- 1936 гг.). М., 1970.Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964.Искусство музейной экспозиции: Сб. науч. тр. НИИ культуры. М., 1977. №45.Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования, или «Как делать музей?» - 2. М., 2003.Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М.: Прогресс, 2001.Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. 2-е изд. М.: Академический проект, 2004.Тема 3. Новый образно-сюжетный (художественно-мифологический) метод проектирования музейных экспозиций (80-90-е гг. XX в.) - 2 часаВопросыН.Л. Сенюкова88 Экспозиционные предложения Т.П. Полякова на примере постоянной экспозиции и выставок музея В.В. Маяковского.Искусство музейной экспозиции в контексте традиционных искусств: искусство музейной экспозиции и изобразительные искусства; искусство музейной экспозиции и художественная литература; искусство музейной экспозиции и театр; искусство музейной экспозиции и архитектура.ЛитератураПоляков Т.П. Мифология музейного проектирования, или «Как делать музей?» - 2. М., 2003. 456 с.Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: Сб. науч. ст. / Отв. ред.-сост. М.Т. Майстровская. М., 1997. 368 с: ил.VI. План лабораторных занятийТема 1. Проектирование музейной экспозиции как раздел музееведения и направление музейной деятельности - 14 часов.Посещение музейных экспозиций с целью определения содержания музейной экспозиции - 10(12) часов.Лабораторная работа «Музейный предмет как знаковая система» - защита перед аудиторией. Продолжительность зависит от количества студентов в группе.«Музейный предмет как знаковая система»Задание.Используя предложенный предмет, часто комплектуемый во многие музейные собрания:1..Составить текст этикетки на предмет.2.3..Определить функциональное назначение предмета.4.5..Изложить кратко технологическую эволюцию предмета.6.6.4.Составить ассоциативный ряд, связанный с данным предметом.Тема 2. История становления и развития методов проектирования музейных экспозиций (вторая половина XIX - 80-е гг. XX в.) - 2 часаЛабораторная работа «Экспозиционный комплекс. Метод проектирования и содержание экспозиционного комплекса» - защита перед аудиторией«Экспозиционный комплекс. Метод проектирования и содержание экспозиционного комплекса»Задание: на основе заданной экспозиции составить (описать) содержание экспозиционного комплекса, соответствующего выбранному в экспозиции методу проектирования.Тема 3. Новый образно-сюжетный (художественно-мифологический) метод проектирования музейных экспозиций (80-90-е гг. XX в.) - 4 часаЛабораторная работа «Научная концепция экспозиции, или Какой музей я хочу построить» - защита перед аудиторией«Научная концепция экспозиции, или Какой музей я хочу построить»Определение основных позиций построения научной концепции музейной экспозиции:- Обоснование данной работы, постановка ее целей и задач, определение условий и реальных возможностей ее осуществления.Рабочая программа дисциплины «Основы научного проектирования музейных экспозиций»•·Краткий обзор существующих в стране, данном месте и за рубежом экспозиций по данной или сходной тематике, их структуры и принципы построения.••·Анализ и характеристика предметной базы экспозиции: наличие фондовых материалов, коллекций по теме, реальные возможности комплектования основного и вспомогательного фонда для проектируемой экспозиции.•·-Определение ведущих идей, научных направлений, отбор которыхдолжен явиться стержнем предстоящей экспозиции, и составление основныхразделов тематической структуры.•·Обоснование принципов построения и предлагаемых решений экспозиций с точки зрения удовлетворения запросов и интересов посетителей -учащейся молодежи, одиночных посетителей, предполагаемая эффективность создаваемой экспозиции, возможность проведения экскурсионной и лекционной работы с посетителями музея.••·Предложения и рекомендации к художественному проектированию.••·Список используемой литературы.•·Тема 4. «Новые технологии» в музейном проектировании - 2 часаПосещение музейных экспозиций с целью ознакомления с применением новых технологий в музейном пространстве.VII. Учебно-методическое обеспечение курсаРекомендуемая основная литература1. Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. ред. Э.А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005. 504 с.2. Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. М., 1997. 211 с.3..Музейные экспозиции и выставки // Музейное дело России. М.: ВК, 2003. С.305-362.4.5..Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. На пути к музею XXI века: Сб. науч. ст. / Отв. ред.-сост. М.Т. Майстровская. М., 1997. 368 с: ил.6.7..Поляков Т.П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции): Учеб. пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по спец. «музееведение». М., 1996. 253 с.8.9..Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования, или «Как делать музей?» - 2. М., 2003. 456 с.10.11..Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2004. 558 с.12.13..Шляхтина Л.M. Основы музейного дела: теория и практика: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2005. 183 с.14.14.Рекомендуемая дополнительная литература1..Гнедовский М.Б. Музейная экспозиция: азбука профессии // Сов. музей. 1987. № 6. С. 36-39.2.3..Гнедовский М.Б. Проектирование и музей будущего // Социальное проектирование. Прорыв к реальности. М., 1990.4.5..Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев / Ред. A.M. Тимрот. М.: НИИК, 1985. 134 с: ил.6.6.Н.Л. Сенюкова90 4..Кликс Р. Художественное проектирование экспозиций. М.: Высш. шк., 1978. 368 с, ил.5.6..Крейн А.З. Рождение музея. М.: Сов. Россия, 1969. 207 с: ил.7.7.6.Майстровская М.Т. Музейная экспозиция: организация и техника. М., 1964.7..Музей в современном мире: традиционализм и новаторство: Тр. ГИМ. М., 1999. Вып. 104.8.9..Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М.: Прогресс, 2001.10.11..Этикетаж и тексты в музейной экспозиции: Метод. рекомендации / Авт.-сост. A.M. Гак. М.: Изд-во Центр. музея революции СССР, 1990. 26 с.12
| Сенюкова Наталья Львовна | Томский государственный университетМузей геологии, нефти и газа | преподаватель кафедры музеологии института искусств и культурызаместитель директора по научной работе | museology_77@mail.ru |