INTEGRATION HANDICAPPED STUDENTS IN LIFE OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN BELGIUM - FREE UNIVERSITY OF BRUSSELS AN.pdf В связи с подготовкой и подписанием нашей страной Конвенции ООН «О правах инвалидов» в сентябре 2008 г., тема их интеграции в общественную жизнь и образовательную среду начинает привлекать внимание отечественных исследователей [1-3]. В западном обществе идеи инклюзивного образования получили развитие с середины 60-х гг. XX в. К этому времени в европейских странах сложились профессиональная социальная работа, система оказания психологической помощи, социальное проектирование. В системе высшего образования наряду с развитием образовательной деятельности происходило формирование служб социального сопровождения.В Свободном университете Брюсселя (СУБ), одном из старейших университетов Бельгии, в середине 50-х гг. был создан Институт труда. В нем идет обучение бакалавров (3 года) и магистров (2 года), действуют вечерние курсы. С 2006-07 гг. он фактически включен в факультет экономических и социальных работ с сохранением многопрофильное™ специальностей. Подготовка бакалавров социальной работы в Бельгии осуществляется как в университетах, так и в высших школах. Если в университетах готовят бакалавров «переходного типа» как будущих исследователей, то в высших школах готовят кадры в основном профессионалов социальной работы, и, соответственно, программа их подготовки имеет несколько видов практик.*Статья подготовлена в рамках выполнения проекта «Сопровождение социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в техническом вузе. (ТУСУР). Программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010)».В.И. Зиновьева, М.В. Берсенев144Так, к примеру, в Высшей школе Брюсселя студенты получают знания по экономике, юриспруденции, социологии, в области здравоохранения и физкультуры, а также по методологии и техникам профессии. Большое внимание уделяется практическому обучению. В первый год обучения практика составляет 1 месяц, во второй - 3 месяца, в третий - 6 месяцев в году. Задача обучения - соединить практические навыки с теоретическими знаниями. При этом они могут продолжать учебу в университетах по магистерским программам.Для организации работы таких служб сопровождения студентов-инвалидов используется два варианта: во-первых, социальная служба помощи студентам-инвалидам СУБ является некоммерческой организацией, созданной при факультете психологии 10 лет назад. Часть должностей - психолог, секретарь, библиотекарь - входят в штат факультета, а остальные (президент, помощник, два психолога, исследователи) финансируются за счет исследовательских контрактов. Большинство сотрудников сочетают организацию помощи студентам-инвалидам СУБ с исследовательской деятельностью по проблемам инвалидности. Изучается, в частности, влияние официального признания человека инвалидом на его психологическое состояние. Кроме того, изучается отношение среды к студентам-инвалидам в разных вузах, влияние непрерывного профессионального образования на специалистов с инвалидностью. Одновременно служба ведет прием клиентов из гражданского населения и оказывает услуги по работе с взрослыми, имеющими отсталость в умственном развитии, в частности, при помощи тематических функциональных тетрадей, разработанных совместно с логопедами, их учат самостоятельно пользоваться чеками, деньгами и т. д.В Свободном университете Брюсселя нет вступительных экзаменов из-за высокой конкуренции среди вузов. Служба начинает работу с будущим студентом-инвалидом со встречи с его родителями. Сотрудники сообщают, как университет подготовлен к принятию инвалидов, рекомендуют те или иные специальности. Студент-инвалид свободен в выборе. Если он не обращается за помощью, то ее ему не навязывают. Даже если обучение в вузе будет угрожать состоянию его здоровья или жизни, свободный выбор студентом своего будущего не ограничивается. Один из ведущих принципов деятельности службы заключается в том, чтобы инвалидность студентов не вставала на пути их успехов.Наиболее распространенной формой работы с инвалидами в вузе является психосоциальный подход, главное в котором - понимание личности студента и его взаимодействия с миром, который его окружает. Для этого подхода характерны две черты - приверженность традиционным приемам в обеспечении клиентов услугами и готовность к переменам по мере появления новых идей. Цель подхода - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, которые влияют на его жизнедеятельность. В соответствии с этим подходом организуется сопровождение студентов-инвалидов. В основе его - потребности самого студента. Так, в частности, если у студента существуют проблемы с записью, то ему предлагается помощник-сопроводитель. Если сту-Развитие системы сопровождения студентов-инвалидов в вузах Бельгиидент имеет слабое зрение или слеп, то предоставляется услуга по переводу текстов в азбуку Брайля. Эта услуга очень трудозатратна, иногда студенты месяцами ждут выпуска таких текстов. Предоставляются аппараты для слабослышащих. Служба помощи студентам-инвалидам СУБ имеет широкие налаженные связи с общественными организациями Бельгии, занимающимися благотворительной помощью инвалидам, в частности с Валлонским агентством интеграции инвалидов и Франкофонным брюссельским сервисом, которые компенсируют студенту-инвалиду приобретение компьютера или специальных компьютерных программ. Сопроводители студентов-инвалидов специально обучаются, один раз в три месяца проходит обмен опытом между всеми, кто работает с инвалидами, таким образом, в вузе существует своеобразная сеть. Студентов из академических групп приглашают стать сопроводителями студентов-инвалидов, они получают плату - три евро в час. Центральное место в деятельности службы занимает посредническая функция. Служба помощи связывается с внутренними службами университета, внешними службами (Лига слепых и т. д.) и расширяют спектр возможных услуг. В соответствии с социально-психологическим подходом [4] традицией являются контакты с каждым преподавателем по поводу конкретных студентов-инвалидов, во время которых заключаются договоренности, которые представляют собой компромисс между требованиями преподавателя и возможностями студента-инвалида.В Свободном университете Брюсселя студенту-инвалиду разрешается пройти годовой курс обучения за два года. В первый год он платит за обучение полностью (837 евро), во второй - всего 60 евро. В Бельгии налажена помощь сурдопереводчиками, в роли которых могут выступать в том числе и преподаватели вуза. Прием экзаменов у студентов-инвалидов оговаривается отдельно, сессия продлевается или остается открытой в каждом конкретном случае. В Дни открытых дверей для привлечения абитуриентов вывешивается реклама услуг студентам-инвалидам. В настоящее время (ноябрь 2009 г.) на попечении Службы инвалидов СУБ находятся 28 студентов-инвалидов. Информация об окончивших вуз студентах-инвалидах, их трудоустройстве и их самочувствии, проблемах также накапливается в архиве службы помощи.Работа службы помощи студентам-инвалидам в Высшей школе Брюсселя (ВШБ) также осуществляется на основе социально-психологического метода. Психосоциальный подход как система предусматривает более полное понимание людей в контексте существующей действительности и использование этих знаний для того, чтобы помочь им развивать и усиливать свой потенциал. Цель психосоциальной терапии - способствовать психосоциальной стабилизации личности. При этом большое внимание уделяется структуре личности, путям работы с ней, а не предоставлению материальной помощи, жилья и т. п. В Школе есть инструкция, в которой сформулированы правила, способствующие интеграции инвалидов в образовательную среду. В начале каждого семестра эта инструкция рассылается по всем подразделениям ВШБ. По мере необходимости служба сопровождения обращается с
Зиновьева Валентина Ивановна | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники | кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и социальной работыО.н.и. - история и теория социальной работы | vpz@tsu.ru |
Берсенев Максим Валериевич | Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники | кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и социальной работыО.н.и. - история и теория социальной работы | isr@mail.tusur.ru |
Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха: основные стратегические подходы в работе в интегративном классе. М.: Прометей, 2005. 88 с.
Развитие системы сопровождения студентов-инвалидов в вузах Бельгии 147
Грозная Н. Включающее образование: история и международный опыт // Фонд «Поддержка гуманитарных программ» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: <http://www.fpgp>.ru/inclusive/index.php?area=2, свободный
Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы: Материалы регионального семинара. Минск: Четыре Четверти, 2004. 208 с.
Пэйн М. Социальная работа: современная теория: Учебное пособие / Под ред. Дж. Камплинга; Пер. с англ. О.В. Бойко и Б.Н. Мотенко; Науч. ред. рус. текста докт. филос. наук, проф. И.В. Наместникова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 195-196.