ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ В 1991-2002 гг. (ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2010. № 4 (12).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ В 1991-2002 гг. (ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА)

На основе привлечения обширной источниковедческой базы рассматривается оценка деятельности религиозных организаций России в отечественной историографии. Выделяются общероссийский, региональный и местный компоненты, а также присущие им особенности.

ACTIVITY OF THE RELIGIUS ORGANIZATIONS OF RUSSIA IN 1991-2002 (A QUESTION HISTORIOGRAPHY)..pdf Религиозная сфера жизни общества стала объектом научных изысканий достаточно давно. В советское время на тему религии и церкви писали много, начиная от антирелигиозных листовок и агиток до статей, монографий, различных справочников, кандидатских и докторских исследований, многотомных академических изданий. Однако сразу необходимо оговориться, что в связи с официально провозглашённой в советском государстве политикой атеизма существенно пострадала объективность данных трудов. Кроме того, недостатки советской историографии можно, по мнению исследователя Л.И. Сосковец, «объяснить её методологической ущербностью» [1. С. 4]. Так как методологические подходы целиком строились на основе марксистского учения об исторической обречённости любой религии и невозможности одновременного существования религиозной и марксистской идеологий. Из этих установок вытекало пропагандистское обоснование борьбы против любой формы религии. Отсюда и происходила та непримиримая борьба, которую вела партия и правительство против религиозных организаций, с применением мер политического и юридического террора, а в научной среде велась та же борьба в теоретическом плане. Так, большинство авторов преподносило религию как пережиток прошлого, проводя мысль, что в советском обществе ей попросту нет места. При этом деятельность традиционных конфессий оценивалась как заблуждение, а деятельность нетрадиционных религиозных организаций (в основном имевших заграничные центры), как вредительство и даже шпионаж.В советской историографии по данному вопросу можно отметить работы А.Ф. Анисимова, A.A. Подмазова, А.И. Демьянова, А. Дулуман, М.А. Морозова, В.И. Колоснипина, К.И. Никонова, В.В. Павлюка, Ю.И. Семёнова, С.А. Токарева, В.К. Арсенина, В.Н. Лентина, Э.М. Бартошевича, Е.И. Борисоглебского и др. В силу известных обстоятельство в стране не могла развиваться и полноценная церковная литература, т.е. самим религиозным деятелям писать об истории своих конфессий было невозможно.*Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант 10-01-61104 а/Т.A.C. ФетисовВ 1990-е гг. в связи с изменением общей социальной, политической и экономической ситуации в России в отечественной историографии сложилось два подхода относительно анализа развития религиозной ситуации в стране. С одной стороны, представители самих религиозных организаций (в основном православных), озабоченных судьбой своих конфессий. С другой -представители академической науки, исследователи.Типичными авторами первого направления можно назвать о. Андрея (Ку-раева), В. Шохина, А.Л. Дворкина, И.Я. Кантерова, Е.Г. Балагушина, Е.С. Холмогорова, протоиерея Митрофана Зносско-Боровского, о. Ивана (Ефимова), митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, Д. Дудко, Митрополита Смоленского Кирилла, Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира, профессора Московской духовной академии А.И. Осипова, Патриарха Московского и всея Руси Алексия П. В данных работах основной упор делался на возрождение и развитие православия как одной из традиционных религий России, освещалось состояние культуры и нравственности в стране, а также активно поднимались вопросы развития нетрадиционной религиозности, различного рода сект и предполагаемых в связи с этим рисках для общества. Кроме того, в работах иерархов РПЦ нашла своё отражение и идея экуменизма (вселенского объединения церквей), в отношении которой при всестороннем анализе их высказывания носили явно негативный характер.Среди представителей научного подхода рассматривавших общую динамику религиозной жизни России можно назвать таких религиоведов и исследователей, как Е.И. Аринина, СВ. Медведко, Л.Н. Митрохина, И.Н. Яблоко-ва, В.А. Богданова, СЕ. Прокофьева, В.И. Гараджа и др., а также научно-религиозных публицистов Б. Фаликова, М. Штерина, А. Щипкова, М.П. Мче-делова, СБ. Филатова, Д.Е. Фурмана, К. Каариайнена и др. Проблемы православного просвещения рассматривались в трудах В.А. Бурко, М.П. Мчедело-ва, И.В. Налетовой, М.Г. Писмарка, Л. Попова, Э.Г. Филимонова. Проблемам государственно-церковных отношений посвящены работы И.Г. Дубова, Р. Лопаткиной, Ф.Г. Овсиенко, А. Пчелинцева, О. Федяевой, Н.В. Володиной, М. Штерина и др. Также среди научных работ можно выделить работу А. Красикова «Религиозный фактор в европейской и российской политике», в которой чётко прослеживалась тесная связь религии и политики, особенно в отношении республик бывшего СССР. В сборнике К. Каариайнена и Д. Фурмана «Старые церкви, новые верующие, религия в массовом сознании постсоветской России» авторами на основе привлечения широкого круга данных анализировался феномен стремительного возрождения как самих религиозных организаций, так и религиозного сознания у большинства населения в посткоммунистической России. Примечателен в этом отношении труд «Религия и общество: очерки религиозной жизни современной России» под редакцией СБ. Филатова, где рядом авторов предпринимались попытки осмысления некоторых проблем социального характера, оказавших значительное влияние на развитие стихийной религиозности в одной из самых, до недавнего времени, атеистических стран мира. Авторы предлагали свою интерпретацию процесса стремительного развития в стране нетрадиционной религиозности и оккультизма, объясняя данную ситуацию попустительством со сто-Деятельность религиозных организаций России в 1991-2002 гг.роны государства, которое оказалось неспособно в условиях отсутствия официальной идеологии и надлежащей правовой базы контролировать ситуацию. Кроме того, и сами традиционные конфессии, оказались не готовы к всплеску интереса к духовному, а их догматические устои, сформировавшиеся в процессе развития и долгое время не подвергавшиеся пересмотру, были непонятны либо слишком строги для нового «демократического» общества.Особое внимание уделено роли религиозного (конфессионального) фактора в многонациональном обществе в исследованиях В.Н. Рагузина, A.A. Нуруллае-ва, И.Т. Рябовой [2-5]. Проблемы этнокультурной и этноконфессиональной идентичности народов на территории национальных субъектов РФ в 1990-е гг. представлены в материалах исследований, проведенных отечественными (СБ. Филатов, A.B. Щипков, В.Ю. Зорин) и зарубежными (Д. Льюис) учеными. Данные всероссийских опросов населения 1991, 1993, 1996 и 1999 гг. раскрывали и проблемы регионального законодательства о свободе совести, в первую очередь - антимиссионерские законы середины 1990-х гг. Особенности религиозной ситуации в поликонфессиональном регионе исследуются в работах К.Д. Давлетшина, P.A. Набиева, А.Б. Юнусовой, Я.С. Черняка.Вопросы межконфессионального диалога поднимались в работах Н.К. Кисовской (взаимоотношения православия и ислама в контексте глобальных изменений в российском обществе), Л.А. Андреевой (проблема взаимоотношения православия с протестантизмом), A.B. Митрофановой (вопросы влияния православия на политическую ситуацию в стране), К. Каневского (вопросы отношения исламской традиции к власти и государству), Ю.Н. Гладкого (проблемы федерализма на Кавказе), Н.М. Емельяновой (особенности религиозной ситуации на Северном Кавказе, на примере Северной Осетии и Кабардино-Балкарии), И.Л. Алексеева (проблемы восприятия ислама в русском обществе), Е.И. Кэмпбела (проблемы мусульманского вопроса в России), P.M. Бегеулова (исламское духовенство на Северном Кавказе), Р. Гайнутдина (положение, проблемы и перспективы ислама в России), A.B. Мартыненко (новые течения в современном исламе), СП. Нестёркина (тенденции развития буддизма в России).Отдельно можно выделить работы, посвященные проблемам этноконфес-сионального характера в Западной Сибири. Здесь можно выделить таких исследователей, как Е.В. Самушкина, СБ. Филатова, Ф. Уолтерса, С. Сафроно-ва и др. В данных работах рассматривалась этнополитическая и этноконфес-сиональная ситуация в регионах Сибири, приводились данные о верующих, количестве культовых зданий и священнослужителях по основным традиционным и нетрадиционным религиозным деноминациям, описывались проблемы межконфессионального диалога и пути их решения, отношение властных институтов к той или иной конфессиии, а также общая политика власти в регионе по отношению к религиозным организациям. В Горном Алтае вопросами, связанными с деятельностью религиозных организаций, занимались исследователи: СБ. Филатов (возрождение буддизма-бурханизма), Н.М. Екеева (общий анализ религиозной жизни и проблема сохранения межконфессионального согласия в регионе), Н.В. Расова (проблемы межконфессионального диалога, репрессивная политика советских органов власти в отношении священнослужителей), А.П. Адлыкова, Н.С Модоров (различныеA.C. Фетисоваспекты деятельности Алтайской духовной миссии) [6-7]. Традиции и культуру коренного населения (в том числе и алтайцев) изучали В.А. Муйтуева, С.Н. Тюхтенева, H.A. Тадина [8].Таким образом, можно отметить, что проблема возрождения и деятельности религиозных организаций в России в 1991-2002 гг. обсуждалась в отечественной историографии достаточно активно: писались научные статьи, публиковались монографии и материалы диссертационных исследований. Исходя из этого можно сделать следующие выводы: при анализе опубликованных работ по данной проблематике можно выделить два основных направления: сравнительное богословие и наука. В зависимости от приверженности исследователя к тому или иному направлению различались и его подход к проблеме, и оценка, даваемая тем или иным процессам и явлениям; все имеющиеся работы можно подразделить на общероссийский и региональный уровни. В работах общероссийского уровня поднимались общие вопросы деятельности религиозных организаций, проблемы их взаимоотношений с органами власти, находили своё отражения изменения, происходившие в области государственно-конфессиональной политики государства, публиковались данные по количественному и социальному составу верующих. В работах регионального уровня основной упор делался на этноконфессиональные особенности того или иного региона, его особенности в сфере законодательства (антимиссионерские законы), если таковые имелись, приводились различные данные по основным номинациям, описывались традиционные верования коренного населения. В Горном Алтае, несмотря на активное рассмотрение в научной среде деятельности самих религиозных организаций и вопросов, связанных с поддержанием межконфессионального мира и сотрудничества в регионе, данная тема так и не стала объектом комплексного исследования.

Ключевые слова

the traditional faiths, Religion, the atheism, традиционные конфессии, атеизм, религия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Фетисов Антон СергеевичГорно-Алтайский государственный университетассистент кафедры истории России
Всего: 1

Ссылки

Тадина H.A. Об этнической толерантности как традиции мировосприятия алтайцев // Коренные народы Саяно-Алтая: в прошлом, настоящем и будущем. Горно-Алтайск, 2006. С.225-230.
Филатов С. Религия и общество. СПб., 2002. С. 220-237.
Расова Н.В. Мировоззренческие проблемы взаимоотношения религиозных систем в Горном Алтае // Макарьевские чтения. Горно-Алтайск, 2004. С. 78-85.
Рябова И.Т. Влияние конфессионального фактора на развитие политической культуры общества (на материалах православия в России): Дис. ... канд. философ. наук. М., 1996.
Рагузин В.Н. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. М., 1998.
Рагузин В.Н. На острие российской геополитики. М., 1999.
Нуруллаев A.A. Религиозный фактор в национальных процессах // Государственно-церковные отношения в России. М., 1995.
Сосковец Л.И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-60-е годы XX века. Томск: ТГУ, 2003. 348 с.
 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ В 1991-2002 гг. (ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2010. № 4 (12).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ В 1991-2002 гг. (ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2010. № 4 (12).

Полнотекстовая версия