РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ИНКЛЮЗИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ (РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2010. № 4 (12).

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ИНКЛЮЗИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ (РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ)

Рассматриваются развитие идей инклюзивного образования зарубежными и отечественными авторами, первые результаты их воплощения на практике. В российских вузах наблюдается позитивная тенденция в расширении доступности образования для инвалидов, в частности, в ТУСУРе по инициативе студентов гуманитарного факультета была создана кураторская служба, которая положила начало сопровождению студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательной деятельности.

PROGRESS OF THE CONCEPT OF INCLUSION IN HIGHER EDUCATION (RUSSIAN AND WORLD EXPERIENCE).pdf Проблема преодоления изоляции инвалидов и включения их в повседневную жизнь общества в настоящее время приобретает все большее значение. Это связано с усилением влияния гуманистических ценностей, знакомством с опытом западного общества и потребностью вовлечения таких лиц в сферу производства на фоне спада численности экономически активного населения. Одним из основных способов решения этой проблемы остается обеспечение доступности образования, в том числе высшего, ориентированного на подготовку высококвалифицированных работников.Статистические данные по России и Томской области свидетельствуют о тенденции сокращения количества выпускников школ, ставшей следствием демографической ямы начала 90-х гг. XX в. На фоне снижения общего количества школьников прослеживается рост числа детей и подростков, имеющих инвалидность или хронические заболевания [1]. Влияние этих процессов, несомненно, скажется на необходимости пересмотра принципов социальной политики университетов, ориентации ее на прием и обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья (в данной статье термины «инвалид», «человек с ограниченными возможностями», «человек со специальными потребностями», «человек с инвалидностью» используются как равнозначные). По данным российских и зарубежных источников, лица из числа инвалидов, окончившие вузы, имеют более высокий уровень занятости, чем инвалиды без высшего образования, их социальный статус намного выше статуса инвалидов, имеющих низкий квалификационный уровень [2. С. 96]. Таким образом, можно определить цель настоящей статьи - раскрыть историю развития идей инклюзивного образования и основные направления в этом процессе, существующие в мире на настоящий момент.Названная проблема рассматривается многими отечественными и зарубежными авторами. В работе Е.Р. Ярской-Смирновой и Э.Н. Наберушкиной154В.И. Зиновьева, М.В. Берсенев, М.Ю. Ким, O.E. Радченко«Социальная работа с инвалидами» [3] раскрывается сущность юридических аспектов социальной защиты инвалидов, а также характеризуются основные проблемы профилактики их здоровья, занятости, создания среды жизнедеятельности без барьеров. Стивен Кови [4] рассматривает перечень навыков, которые могли бы помочь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, стать более успешным. Представляет интерес тренинговая программа, ориентированная на совершенствование коммуникативных свойств личности, на развитие навыков планирования своей деятельности, ответственности за свои поступки.Исследования М.П. Шульмина [5] содержат обоснование концепции субъективного мира инвалидов и методику психодиагностики его состояния. В частности, в статье «Антиципационная состоятельность студентов-инвалидов» [6] раскрывается способность молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий, всегда быть на шаг впереди. В другой статье [7. С. 133-136] излагается особенность ментальное™ человека с инвалидностью, подчеркивается специфика его переживаний вследствие неудовлетворения его особых потребностей. Еще одна статья [8] обосновывает необходимость поощрения стремления молодых инвалидов к получению знаний, так как это способ преодоления ими своей коммуникативной ограниченности и становления проактивного развития своего внутреннего мира.Статьи Л.В. Баумгартена [9-10] раскрывают те ценностные установки студентов с ограниченными возможностями здоровья, которые они стремятся воплотить в жизнь. Кроме того, К. Бабаян [11] уделяет внимание обоснованию необходимости формирования у лиц с ограниченными возможностями здоровья качеств лидера для того, чтобы они могли занять более мобильную жизненную позицию.Сопоставив собственный опыт и результаты других исследований, авторы пришли к следующим выводам. Проблема инклюзивного образования разрабатывается со второй половины 1960-х гг., прежде всего, за рубежом. Были сформулированы основные принципы работы с инвалидами в учебных заведениях, разработаны законодательные акты, инструкции и другие документы, регламентирующие такую работу [12]. В одних странах инициаторами реформ выступили представители общественности, в других они осуществлялись по инициативе властных структур. Эта деятельность столкнулась с целым рядом проблем. Одним из препятствий для развития инклюзивного образования явилась развитая система специализированных школ, существовавшая к тому моменту в большинстве западных стран. Также слабыми звеньями в системе инклюзивного образования были недостаточное финансирование, непонимание общественностью значимости такой деятельности и слабо разработанное методическое обеспечение инклюзивного образования. В процессе развития идей и практики инклюзивного образования специалистами западных стран были выработаны следующие принципы: системности, совместного обучения, доступности [13].В России деятельность по внедрению принципов инклюзии развернулась с конца 1990-х гг. Хотя в отдельных технических вузах (МВТУ им. Баумана, Северо-Западном политехническом институте в Ленинграде и т. д.) с 1930-хРазвитие идей инклюзии в высшем образовании (российский и мировой опыт)по 1960-е гг. разрабатывались и внедрялись учебные программы, ориентированные на какой-либо один вид инвалидности, а с 1960-х гг. на индивидуальное и групповое обучение начали принимать и гуманитарные вузы, следует отметить, что до 1990-х гг. политика государства в отношении инвалидов носила преимущественно компенсационный характер (в виде выплат, дополнительных услуг и т. д., но не в плане приспособления среды) [2, с. 97]. В настоящее время накоплен некоторый опыт в решении проблемы повышения доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, существуют детально разработанные модели сопровождения профессионального образования инвалидов, которые довольно успешно реализуются на практике (в странах западного общества), что дает возможность инвалидам реализовать свое право на получение высшего образования. В вопросе доступности высшего образования для инвалидов существуют проблемы финансового характера и проблемы, связанные с противоречиями законодательно-нормативной базы Российской Федерации. Но тем не менее наблюдается позитивная тенденция в расширении доступности высшего образования для инвалидов (с 1995 по 2004 г. численность студентов-инвалидов в российских вузах выросла в 6 раз). Существенный вклад в расширение доступности высшего образования для инвалидов внесли сами вузы, разработав соответствующие модели сопровождения профессионального образования инвалидов и начав их практическую реализацию (например, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Челябинский государственный университет, Владимирский государственный университет, Новосибирский государственный технический университет, Томский политехнический университет, Красноярский государственный торгово-экономический университет) [14].Особенностью формирования модели сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в ТУСУРе является то, что она стала разрабатываться по инициативе студентов без поддержки администрации вуза, при отсутствии безбарьерной архитектурной среды через систему психолого-педагогических тренингов. По инициативе студенческой кураторской службы «Вуз для всех» осуществлялась индивидуальная работа со студентами-инвалидами в академических группах, в которых обучались студенты-инвалиды, а также по формированию позитивного общественного мнения в университетской среде. По результатам практической деятельности кураторской службы «Вуз для всех» были выделены две модели работы с целевой группой лиц с ограниченными возможностями в вузе (модель довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов и модель сопровождения студентов-инвалидов с привлечением инициативных студентов). Возможности практической деятельности позволяют использовать отдельные элементы разных моделей применительно к конкретной ситуации.Исследование, проведённое участниками данного проекта, позволило первоначально выделить две методики работы со студентами-инвалидами: работа в алгоритме «студент-студент» (индивидуальная работа студентов кураторской службы со студентами-инвалидами) и работа в алгоритме «Кураторская служба - академическая группа, в которой обучаются студенты-инвалиды». Количество методик может увеличиться за счет расширения со-В.И. Зиновьева, М.В. Берсенев, М.Ю. Ким, O.E. Радченко156 става участников, приобретения ими опыта и компетенций. В процессе проведения различных тренингов и других мероприятий у участников формируются коммуникативные навыки, умение принимать обоснованные как с прагматической, так и с морально-этической стороны решения. Все это приводит к активизации личностного потенциала как студентов с ограниченными возможностями здоровья, так и всех остальных участников взаимодействия и позволяет сделать вывод о том, что совместная деятельность учащихся без ограничений здоровья и инвалидов повышает эффективность образовательного процесса.По результатам обобщения разработаны рекомендации по организации сопровождения студентов-инвалидов в учебном процессе. Во-первых, представляется обоснованным совмещение образовательных траекторий инвалидов и лиц без ограничений по здоровью за счет дополнительной индивидуальной подготовки. Во-вторых, такое совмещение будет реальным при условии разработки программ инклюзивного образования. В-третьих, существенным дополнением к учебному процессу должно стать совместное проведение внеучебных мероприятий, в ходе которого адаптация студентов-инвалидов проходит более успешно. В-четвертых, благоприятным фактором для социализации инвалидов в этих условиях будет позитивное общественное мнение в отношении лиц с ограниченными возможностями (в особенности со стороны преподавательского состава образовательного учреждения). Успешная реализация данных направлений невозможна без специализированной психолого-педагогической поддержки инвалидов (в том числе по инициативе и при поддержке самих студентов).В связи с ростом численности лиц с ограниченными возможностями здоровья, постепенным изменением в отношении общества к таким людям все более будет расти потребность в разнообразных программах по социализации и интеграции их в социум. Включение их как полноценных членов общества позволит как инвалидам, так и всем остальным в большей степени реализовать свой творческий потенциал и будет способствовать социально-экономическому развитию государства, повышению уровня социальной зрелости общества, личностному росту всех его граждан.

Ключевые слова

студенты-инвалиды, инклюзивное образование, программы адаптации, inclusive education, disabled students, adaptation programmes

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зиновьева Валентина ИвановнаТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроникикандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и социальной работыvpz@tsu.ru
Берсенев Максим ВалериевичТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроникикандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и социальной работы
Ким Максим ЮрьевичТомский государственный университетмладший научный сотрудник научно-образовательного центра истории высшего образования и науки в Сибириmaxl98210@yandex.ru
Радченко Оксана ЕвгеньевнаТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроникистарший преподаватель кафедры истории и социальной работыisr@mail.tusur.ru
Всего: 4

Ссылки

Станевский А.Г. Модель инновационного образования инвалидов, интегрированного с социальной политикой // Н.Л.Зорин. Учебная книга: проблемы и решения [Электронный ресурс] / Научно-исследовательский институт высшего образования (НИИВО). Электрон. дан. сентябрь-октябрь 1999. Режим доступа: <http://www.iet.mesi.ru/magistr/mag09_99/mag9-99.html>, свободный.
Грозная Н. Включающее образование: история и международный опыт / фонд «Поддержка гуманитарных программ» [Электронный ресурс]: Режим доступа <http://>www.fpgp.ru/ <http://www.fpgp.ru/>inclusive/index.php?area=2, свободный.
Рамки действий по образованию детей с особыми потребностями // Бюро ЮНЕСКО в Москве [Электронный ресурс] / Электрон. дан. 1994. Режим доступа: <http://www.unesco.ru/>rus/pages/bythemes/efa.php, свободный.
Бабаян К. Лидерство и инвалидность: совместимая несовместимость. Образование как фактор социальной мобильности инвалидов: Сборник научных трудов / Под ред. проф. Д.В. Зайцева. Саратов: Научная книга, 2007.
Баумгартен Л.В. Жизненные установки студентов-инвалидов. Суждено ли их реализовать // Человек и труд. 1998. №9.
Баумгартен Л.В. Ценностные ориентации и перспективы трудоустройства студентов-инвалидов (на основе анкетирования) // Социально-гуманитарные знания. 1999. № 1.
Шулъмин М.П. Профессиональное образование людей с ограничениями здоровья как возможность развития понимающего субъекта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://>psikrizis.ucoz.ru/publ/1-1-0-12 <psikrizis.ucoz.ru/publ/l-l-0-12>, свободный.
Шулъмин М.П. Ограниченность - сущностная категория ментальности человека. Профориентация и психология поддержки. Теория и практика // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Томск, 2005.
Шулъмин М.П. Антиципационная состоятельность студентов-инвалидов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psikrizis.ucoz.ru/publ/1-1-0-7 <http://psikrizis.ucoz.ru/publ/l-l-0-7>, свободный.
Шулъмин М.П. Субъективный мир инвалидов: Методическое пособие для психологов и социальных педагогов. Томский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения. Томск, 2008.
Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.Н. Социальная работа с инвалидами. СПб.: Питер, 2004.
Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://depositfiles.com/files/3yu9dwdbw>, свободный.
Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Доступность высшего образования для инвалидов // Университетское управление. 2005. № 1.
Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Проблема доступности высшего образования для инвалидов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.isras.ru/files/File/Socis/2005-10/>yarskaya_smirnova.pdf, свободный.
 РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ИНКЛЮЗИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ (РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2010. № 4 (12).

РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ИНКЛЮЗИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ (РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2010. № 4 (12).

Полнотекстовая версия