Общества трезвости в Тобольской губернии и Акмолинской области России (1890-е - начало 1910-х гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 1 (13).

Общества трезвости в Тобольской губернии и Акмолинской области России (1890-е - начало 1910-х гг.)

Приводятся сведения об обществах трезвости Тобольской губернии и Акмолинской области, раскрывающие положительный опыт их деятельности. (Территория современных Курганской, Омской, Тюменской областей России, Акмолинской, Карагандинской и Северо-Казахстанской областей Казахстана.)

Temperance societies in Tobolsk province and Akmolinsk region of Russia (1890s- early 1910s.).pdf В России начала XX в. алкогольная политика ихарактер употребления спиртного вели к разруше-нию общества. Особенно сильно страдало кресть-янство - ведущий класс-сословие страны. О па-губном влиянии растущего числа мест продажиалкоголя красноречиво свидетельствовал на рубе-же 1913-1914 гг. священник села Новоселье Тю-калинского уезда Тобольской губернии И.С. Го-лошубин: «За последнее время, строгие ограни-чения заменились разрешением на неограничен-ное число пивных и продажу казённой водки примелочных лавках. Появление этих нежелательныхторговых помещений внесло в посёлки какой-тоураган, опустошающий карманы у людей слабоха-рактерных, малосильных и имеющих некоторуюсклонность к спиртным напиткам» [1. С. 6].Ответом на алкогольную угрозу стало второероссийское трезвенное движение, его наиболееорганизованной частью были общества трезвости.Тобольская губерния и Акмолинская областьрасполагались в западной части Западно-Сибирской равнины и в Казахском мелкосопочни-ке на землях по среднему и нижнему течению Обии её притоков Иртыша, Ишима, Тобола. Это былогромный, но сравнительно слабо населённыйкрай. Его площадь составляла 1 млн 663,5 тыс. кв.вёрст - 8,3% от площади Российской империи, анаселение в 1911 г. - 3 млн 418,9 тыс. человек, илив среднем всего 2,1 человека на кв. версту [2.С. 39, 88, 91]. В южные уезды Тобольской губер-нии и северные Акмолинской области в концеXIX - начале XX в. направлялся многотысячныйпоток переселенцев из Европейской России.Временной срез учёта обществ обусловленимеющимися репрезентативными источниками.Согласно циркуляру директора Канцелярии обер-прокурора Святейшего синода В.И. Яцкевича№ 8038 от 28 августа 1910 г. секретарям духовныхконсисторий империи, они должны были предста-вить не позднее января 1911 г. подробные сведенияоб имеющихся в епархиях церковно-приходскихобществах трезвости, с приложением печатных ус-тавов и изданий. В ответ в Канцелярию были по-сланы требуемые рапорты секретарей духовныхконсисторий Тобольской (7 января 1911 г.) и Ом-ской (от декабря 1910 - января 1911 гг.) [3. Л. 434-436, 765-769]. В Омскую епархию тогда входилиАкмолинская и Семипалатинская области и частьуездов Тобольской и Томской губерний. В рапор-тах сообщалось о местонахождении, названии,числе членов обществ, а также кратко говорилосьоб их работе. Были приложены также два уставаобъединений в Омске и Тобольске (см. ниже спи-сок обществ, № 1.2, 4.2). Работа обществ лучшепрослеживается по источникам, исходящим от нихсамих. Это очерк деятельности Байдарского обще-ства трезвости Курганского уезда Тобольской гу-бернии [4], сведения в справочниках деятелейтрезвости, составленных на основании писем смест и сообщений в периодической печати [5;6], корреспонденции в петербургский трезвен-ный журнал [7. 1914. № 229. С. 26, № 230.С. 25-26]. Сведения этой группы имеются лишьпо небольшой части обществ. Данные о насе-лённых пунктах, где они имелись, составе насе-ления, священниках-руководителях дополнены* Даты везде даны по старому стилю.и уточнены нами по справочным изданиям [1; 8;9]. Совокупность данных источников обработа-на по специальной карточке-анкете [10. С. 53-59].Результаты обработки таковы. На декабрь1910 - январь 1911 г. в Акмолинской области иТобольской губернии насчитывалось 28 обществтрезвости с более чем 1320 членами (таблица).Приведённые цифры следует считать примерны-ми, так как возможно, что в отдельных случаях взаписках с мест действительность приукрашива-лась и цифры завышались. С другой стороны,имелись общества в глубинке, сведения о числен-ности (и, возможно, о существовании) которых ненашли отражения в источниках и потому не учте-ны в итоговом подсчёте.подробными и точными картами [9], мы видим,что почти все сельские общества - 24 из 26 - на-ходились в лесостепной зоне вдоль линии Сибир-ской железной дороги, в семи наиболее густонасе-лённых земледельческих уездах юга Западной Си-бири, где большинство населения составляли пра-вославные русские. Это уезды Ишимский, Курган-ский, Тюкалинский, Тюменский, Ялуторовский,Омский и Петропавловский (территория послед-него ныне входит в Казахстан). Два оставшихсясельских общества находились несколько север-нее - в Тарском и Тобольском уездах, располо-женных в зоне западносибирской тайги. Трезвен-ных объединений не было только в трех северныхмалонаселённых уездах Тобольской губернии (Бе-рёзовском, Сургутском и Туринском) и в трёхТаблицаОбщества трезвости Акмолинской области и Тобольской губернии (декабрь 1910 - январь 1911 гг.)Уезд / область Население Число церковных обществ трезвости Число чле- Обществ(губерния) Всего (тыс. Плотность, Городских Сельских Всего нов на 100 тыс.человек) чел. на 1 кв. обществ населенияверстуОмский 364,6 9,8 1 1 2 120 0,55Акмолинский 311,9 1,5Атбасарский 154,9 1,3Кокчетавский 315,3 4,9Петропавловский 297,0 4,7 1 1 0,34Акмолинская область 1443,7 2,9 1 2 3 120 0,21Тобольский 153,0 1,3 1 1 2 68 1,31Березовский 26,9 0,05Ишимский 381,0 10,4 14 14 712 3,67Курганский 359,3 15,8 3 3 250 0,83Сургутский 9,9 0,05Тарский 252,8 3,4 1 1 80 0,40Туринский 96,8 1,4Тюкалинский 325,2 5,5 1 1 0,31Тюменский 140,2 8,4 3 3 77 2,14Ялуторовский 230,1 11,7 1 1 16 0,43Тобольская губ. 1975,2 1,7 +1 24 25 1203 1,27Всего Акмолинская обл. и 3418,9 2,1 2 26 28 1323 0,82Тобольская губ.Источники. 1). По числу населения: 2. С. 88, 91; 2). По обществам: 3. Л. 435-436, 765-769; 4; 6. С. 43-49, 85, 139, 196, 213; 7. 1914. № 229.С. 6, № 230. С. 25-26. См. также ниже, в списке обществ.Количество и численность обществ трезвостименялись в зависимости от настроений в общест-ве, наличия или отсутствия в данном населённомпункте энергичных организаторов, отношениявластей. В целом в 1909-1914 гг. они заметно рос-ли и в Сибири, и в России в целом.Местонахождение обществ. Подавляющаячасть трезвенных объединений - 26 (92,8%) - на-ходились в сельской местности и лишь два(7,2%) - в городах (в губернском и областном цен-трах - Тобольске и Омске). Сопоставляя таблицу сюжных уездах Акмолинской области (Акмолин-ском, Атбасарском и Кокчетавском), расположен-ных в зоне степей и пустынь, где большинствонаселения составляли казахи-мусульмане. (По-следние употребляли слабоалкогольный кумыс.)Все выявленные общества были церковными,т.е. действовали при православных храмах; неко-торые имели уставы, утверждённые епархиальнымначальством. (Гражданские кружок и обществотрезвости, действовавшие в Омске и Тобольске в1890-е гг., к началу XX в. прекратили существова-ние.) Все пять известных руководителей обществбыли священниками. Духовенство обращалось ктрезвости по следующим причинам. Во-первых,пьянство препятствовало проповеди евангельскойистины и разоряло людей. Во-вторых, во многихместах появились представители протестантскихтечений (баптисты, штундисты и др.), стремив-шиеся привлечь к себе людей из православия тем,что их общины были непьющими, как следствиеэтого зажиточными и т. п. И. С. Голошубин писал:«8-го сентября храмовой праздник, а 7-го уже весьпосёлок был пьян и шумел всю ночь, и через день100 вёдер водки в лавке дворянина не стало. И этов беднейшем посёлке, а что делается в других по-сёлках? [,..] С одной стороны - сектантство; а сдругой - пьянство. Вот два врага Церкви право-славной, с которыми приходится бороться право-славному духовенству» [1. С. 7].Указания на социальный состав обществ трез-вости в источниках очень редки, но имеются срав-нительно полные сведения о составе прихожан техцерковных приходов, где они действовали. С не-которой долей предположительности можно ска-зать, что состав обществ примерно совпадал с со-ставом прихожан, т. е., по сути дела, с составомнаселения. Из 28 поселений, где были общества, в26 (92,8%) среди прихожан преобладали крестья-не. В одном (на станции Омск) железнодорожныеслужащие и рабочие, а также казаки расположен-ного поблизости хутора Атаманского Сибирскогоказачьего войска. Обобщая имеющиеся данные (втом числе включённые в помещённый ниже спи-сок обществ), можно сделать вывод о том, что за-чинателями создания и руководителями обществтрезвости выступали, как правило, православныесвященники, большую же часть рядовых участни-ков составляли русские крестьяне-старожилы ипереселенцы-новосёлы из русских и украинскихгуберний Европейской России.Сведения о деятельности обществ трезвостинеполны, но по ним можно представить общуюкартину. 22 общества (78,6%) принимали обетытрезвости, т. е. обещания не пить ничего опьяняю-щего на избранный срок, от месяца до года-двух,редко - пожизненно. Как правило, они принима-лись в храме в торжественной обстановке, передСвятым Крестом и иконой покровителя общества.(Сведений о том, насколько они соблюдались вкрае, нет, но известно, что в других местах Россиибольшая часть принявших обеты их соблюдала[см.: 11. Т. 2. С. 14-15, 40-45].) В 21 обществе(75%) проводились проповеди и беседы о вредепьянства и пользе трезвости. Принятие обетов,проповеди и беседы и были наиболее распростра-нёнными видами работы. Это отмечалось в упо-мянутом рапорте секретаря Тобольской духовнойконсистории: «Главнейшим средством здесь [вдеятельности обществ] являются обеты воздержа-ния от употребления спиртных напитков, которыев той или иной форме дают вступающие в общест-во» [3. Л. 766].Наряду с этими формами работы общества вОмске и с. Байдарском Курганского уезда разда-вали противоалкогольную литературу и проводи-ли публичные чтения на религиозные, антиалко-гольные, литературные темы, нередко в сопрово-ждении туманных картин (слайдов). Байдарскоеобщество трезвости имело библиотеку и, крометого, читальню в местной школе, проводило еже-годные праздники с концертами, на которых вы-ступали ученики школы и взрослые (см. список,№21). Участие в церковных обществах трезвостиподнимало людей к светлой жизни на христиан-ских началах. Передавая воздействие чтений и бе-сед Байдарского общества на слушателей, членобщества С.Г. Утков говорил на празднике 1 ок-тября 1908 г.: « . М ы найдём истину и будем де-лать добро по заповедям Спасителя, памятуя, что«пьяницы царствия Божия не наследуют». Будемполезными членами людского общества, истин-ными сынами церкви и верными служителями го-сударства!» [4. C. 27.] Согласно уставу Приход-ского Сретенского братства при Сретенской (Пят-ницкой) церкви г. Тобольска, его члены давалиобет «воздержания от употребления опьяняющихнапитков, от сквернословия и от табакокуренияи... супружеской верности в браке и чистоты внебрака» [3. Л. 769].Таким образом, обществами проводилось от-резвление, религиозно-нравственное просвещениеи подъём культурного уровня народа. Их работавела также к уменьшению бедности и повышениюблагосостояния людей. Автор очерка историиБайдарского общества (вероятно, его председательприходской священник Н. В. Булдыгин) писал обэтом: «Всякий обыватель, состоявший в обществетрезвости, будет свидетельствовать. что когда онбыл член[ом] общества - был трезв, а когда былтрезв - легко и охотно работал, был сыт, лучшеодет, исправнее и легче нёс своё тягло» [4. С. 31].Влияние обществ выходило за пределы церковныхприходов. Почти во всех объединениях были чле-ны из других приходов, иногда из других волос-тей, уездов, губерний.В 1910-1914 гг. движение поднялось на но-вую ступень, когда наряду с работой на местахстали проводиться общероссийские действия,получавшие широкий отклик на местах. 28 де-кабря 1909 - 6 января 1910 г. в Петербурге про-шёл Первый всероссийский съезд по борьбе спьянством, деятельным участником которогобыл священник Н. В. Булдыгин из Курганскогоуезда [12. Т. 1. С. 18, 34, 78, 123, 131, 190-191.Т. 3. С. 1458-1459]. 6-12 августа 1912 г. в Мо-скве состоялся Всероссийский съезд практиче-ских деятелей по борьбе с алкоголизмом, гдеучаствовали священники Николай Гвоздинский(Гвоздицкий?) из Омска и Василий Покровскийиз Акмолинской области [11. Т. 1. С. 11, 13]. Вапреле-июне 1913 г. состоялся Первый всерос-сийский праздник трезвости, проведённый приучастии духовенства и обществ трезвости такжев Омске и Тобольской епархии; 8 апреля 1914 г.в рамках Второго всероссийского праздникатрезвости праздник прошёл в Омской епархии(см. список, № 1.3; 4.3). В итоге общественноемнение стало меняться в сторону отрицательно-го отношения к пьянству и благожелательного -к трезвости. Многие становились на путь трез-вой, светлой жизни. Значение обществ трезвостии трезвенного движения в целом заключалось втом, что они были естественным средством са-мозащиты общества от разрушительной, близо-рукой алкогольной политики и питейных обыча-ев, вели к оздоровлению обстановки в крае и встране в целом. Этот опыт необходимо исполь-зовать трезвенным объединениям, гражданам,власти для преодоления алкогольной катастро-фы в современной России [13].Ниже представлены сведения об обществахтрезвости края 1910-1911 гг. по географическомупринципу: в алфавитном порядке названий регио-нов, уездов, волостей. В области/губернии вначалеуказывается главный город и уезд. (В некоторыхслучаях для полноты картины указаны общества,прекратившие существование к 1910-1911 гг. илиже возникшие позднее учитываемого периода; онипомечены знаком*. В приведённой выше таблицесведения о них не учитывались.)1. АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Омск, гор.областной.1.1. В 1892-1893 гг. в Омске действоваладешёвая чайная частного кружка трезвости*.Устроительница - Н.В. Дыхановская. Чай про-давался по цене две кружки по одной копейке[5. С. 24].1.2. Станция Омск Сибирской железной доро-ги. Общество трезвости в честь Святого ПророкаИоанна Предтечи при Свято-Троицкой церкви.Открыто 11 ноября 1910 г. Закрыто не ранее1915 г. Председатели - священники: в 1910 - июле1913 г. Иоанн Константинович Попов (родился в1874 г., окончил Ярославскую духовную семина-рию), с июля 1913 г. - Сергий Дмитриевич По-кровский (родился в 1875 г., окончил ту же семи-нарию). Прихожан около 6320: железнодорожныеслужащие, рабочие мастерских, казаки хутораАтаманского. К январю 1911 г. в обществе 120членов. В 1910-1913 гг. всего вступило 1152 чело-века. В 1913 г. вступило 278 действительных чле-нов (260 мужчин и 18 женщин) и 40 членов-соревнователей. С 1910 г. - беседы, чтения, разда-ча и продажа литературы; устав. В 1913 г. имелобиблиотеку-читальню: 720 книг, газеты, журналы.9 декабря 1913 г. обществом открыты «вечерниеклассы для взрослых» по программе однокласс-ных церковно-приходских школ с введением в неё«отдела трезвости»; посещало 65 человек от 15 до52 лет, неграмотные и малограмотные [1. С. 27,1177, 1181. 3. Л. 435-436; 7. 1914. № 229. С. 26;№ 230. С. 25-26]. 28-29 апреля 1913 г. при дея-тельном участии общества в Омске прошёл празд-ник трезвости в рамках 1-го Всероссийскогопраздника трезвости [15. С. 15].1.3. С середины 1913 г. в Омске действовало*«Общество трезвости при Омском епархиальномБратстве, учреждённом в честь [иконы] БожиейМатери, именуемой «Утоли моя печали» и в честь300-летнего юбилея царствования Дома Романо-вых». Устав утвердил 12 июля 1913 г. сторонниктрезвости епископ Омский и СемипалатинскийАндроник (Никольский, 1870-1918, позднее архи-епископ Пермский, священномученик). Председа-тель - 2-й викарий епархии епископ АкмолинскийМефодий (Краснопёров), товарищ (заместитель) -священник Илья Иванович Фокин, инспектор Ом-ского епархиального женского училища. Только вмарте-мае 1914 г. в общество записалось свыше600 человек. 8 апреля 1914 г. (в 3-й день Пасхи) вОмске и других местах Омской епархии при уча-стии указанных выше обществ (№ 1.2-1.3) былпроведён праздник трезвости в рамках 2-го Все-российского праздника трезвости [1. С. 899, 1021-1028; 14; 16. С. 22].2. Акмолинская обл. Омский уезд. Павлоград-ская волость. Белоусовский посёлок. Белоусовскоеобщество трезвости [6. С. 182]. Посёлок входил вприход Павлоградской Свято-Тихоновской церк-ви. Прихожане - крестьяне-земледельцы [1. С. 77-78]. Вероятно, общество было церковным, как идругие общества в крае.3. Акмолинская область. Петропавловскийуезд [?]. Ильинская волость [?]. Александровское,село. Александровское общество трезвости. Цер-ковное. Руководитель - священник Евграф Стефа-нович Кыштымов [6. С. 177]. Прихожан 2550.Кыштымов родился в 1872 г., окончил два классаОренбургской духовной семинарии и миссионер-ские курсы при Казанской духовной академии [1.С. 119-120, 1142-1143]. В источнике указана об-ласть, но не уезд, где было с. Александровское собществом трезвости. В области было три села стаким названием: в Акмолинском, Кокчетавском,Петропавловском уездах. По ряду признаков (на-личие церкви, а не молитвенного дома; наиболеемногочисленный приход; местонахождение в ле-состепной, а не степной зоне и др.) наиболее веро-ятным представляется наличие общества трезво-сти в с. Александровском Петропавловского уезда[1. С. 119-120, 194-195, 260-261; 9. Карта 24].4. ТОБОЛЬСКАЯ ГУБЕРНИЯ. Тобольск, гор.губернский.4.1. *«Тобольское общество трезвости». Граж-данское. Открыто 13 апреля 1893 г. Закрыто неранее 1898 г. Председатель П.П. Кокшаров, секре-тарь Н.Л. Пепеляев, казначей Д.Р. Горащенко. В1893 г. открыло две чайные. Священник О. Пудо-виков составил брошюру «Где гибнут миллионыденег», П.П. Кокшаров в «Тобольских губернскихведомостях» печатал «Письма о пьянстве» [5.С. 7].4.2. «Приходское Сретенское братство приСретенской (Пятницкой) церкви г. Тобольска».Устав утверждён 2 ноября 1905 г. Прихожан 448.Членов братства в 1-й г. - 15, в январе 1911 г. - 41.Давали обет «воздержания от употребления опья-няющих напитков, от сквернословия и от табако-курения и... супружеской верности в браке и чис-тоты вне брака» [3. Л. 768, 769].4.3. 3 июня 1913 г. Епархиальный комитетПравославного братства Св. Димитрия Солунско-го провёл праздник трезвости в Тобольске и дру-гих местах Тобольской епархии в рамках I-го Все-российского праздника трезвости [15. С. 15; 17].5. Тобольский уезд. Ашлыкская волость.Агальинское (Тунгуслинское), село. Агальинскоеобщество трезвости, церковное. Открыто в1910 г. Прихожан 936. Членов в 1910 г. и к январю1911 г. - 27. Проповеди, обеты трезвости [3.Л. 765-767].6. Ишимский уезд. Беловская волость. Белов-ское (Белое), село. Беловское общество трезвости,церковное. Открыто в 1909 г. Прихожан 3445.Членов в 1909 г. - 122, к январю 1911 г. - 202.Проповеди, обеты трезвости [Там же].7. Ишимский уезд. Каменская волость. Камен-ское (Каменка), село. Каменское общество трезво-сти, церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 2685,крестьяне. Членов к январю 1911 г. - 9. Пропове-ди, обеты трезвости [Там же].8. Ишимский уезд. Каменская волость. Орлов-ский (Орлова), посёлок. Орловское общество трез-вости, церковное. Открыто в 1910 г. Прихожан1046, крестьяне. Членов к январю 1911 г. - 5.Проповеди, обеты трезвости. [Там же].9. Ишимский уезд. Каменская волость. Песья-ная (Песьянская), деревня. Песьянское обществотрезвости, церковное. Открыто в 1910 г. Прихо-жан 2318, крестьяне. Членов к январю 1911 г. - 11.Проповеди трезвости [Там же].10. Ишимский уезд. Ларихинская волость.Клепиковское (Рощиха, Клепиково, Аникина), се-ло. Общество трезвости в честь Серафима Саров-ского чудотворца при Петропавловской церкви.Открыто 22 июля 1905 г. Прихожан 2212 (Омскойепархии). Крестьяне-земледельцы и скотоводы.Русские. Членов общества в 1-й г. - 9, к январю1911 г. - 79 [3. Л. 435], в 1912-1913 гг. - 136 [1.С. 733-734]. По И. Мордвинову, в 1907 г. здесьбыло открыто Клепиковское отделение Ларихин-ского общества трезвости, 140 членов [6. С. 196].(См. ниже № 11).11. Ишимский уезд. Ларихинская волость. Ла-рихинское, село. *Ларихинское общество трезво-сти во имя св. Иннокентия, церковное (Омскойепархии). Открыто 16 января 1905 г. Имело отде-ление в селе Клепиковском с 1907 г. и школьноеобщество трезвости (для детей). Членов в общест-ве и отделении - 631, членов-детей - 227. Назида-тельные беседы, народные чтения, выдача книгдля чтения [6. С. 199]. Прихожан 4695 (1913 г.).Крестьяне-земледельцы и скотоводы [1. С. 748-749]. Вероятно, общество прекратило существова-ние к 1910 г.12. Ишимский уезд. Ларихинская волость. Но-вая Ченчерь (Ново-Ченчерское), село. Обществотрезвости в честь Николая Чудотворца при Бого-родице-Покровской церкви. Открыто 8 марта1910 г. Прихожан 2674 (Омской епархии). Кресть-яне-земледельцы. Членов к январю 1911 г. - 87 [3.Л. 435; 1. С. 751-752].13. Ишимский уезд. Локтинская волость. Ми-зоновское (Мизонова, Быкова, Тыковка), село.Мизоновское общество трезвости, церковное. От-крыто в 1906 г. Прихожан 3233, крестьяне. Членовв 1-й г. - 20, к январю 1911 г. - 35. Проповеди,обеты трезвости [3. Л. 765-767].14. Ишимский уезд. Петуховская волость.Юдина (Горушки), село. Юдинское обществотрезвости, церковное. Открыто в 1909 г. Прихо-жан 1688, крестьяне. Членов в 1-й г. и к январю1911 г. - 34. Проповеди, обеты трезвости [Там же].15. Ишимский уезд. Ражевская волость. Ра-жевское (Ражево), село. Ражевское общество трез-вости, церковное. Открыто в 1906 г. Прихожан1207, крестьяне. Членов в 1-й г. - 45, к январю1911 г. - 58. Проповеди, обеты трезвости [Там же].16. Ишимский уезд. Соколовская волость.Глубокое (Боровка, Глубокая, Глубоковское, Кру-тая), село. Глубоковское общество трезвости, цер-ковное. Открыто в 1907 г. Прихожан 2652, кресть-яне. Членов в 1-й г. - 22, к январю 1911 г. - 78.Проповеди, обеты трезвости [Там же].17. Ишимский уезд. Соколовская волость.Пресновский (Пресно), посёлок. Общество трезво-сти во имя Св. Архистратига Божия Михаила приСвято-Троицкой церкви. Открыто 8 ноября 1907 г.Председатель правления священник Иоанн Геор-гиевич Орехов. Прихожан 3030 (Омской епархии).Членов в 1907 г. - 14, к январю 1911 г. - 24. Про-поведи, обеты трезвости. Устав. Членские билеты[3. Л. 435; 6. С. 43-49, 85, 139, 213]. Прихожане -крестьяне-переселенцы из Киевской, Чернигов-ской, Херсонской, Полтавской и Тульской губер-ний. В 1912-1913 гг. общество имело читальню ипредполагало открыть чайную. И.Г. Орехов ро-дился в 1870 г., сын крестьянина, окончил Благо-вещенскую учительскую семинарию Уфимскойгубернии. Служил с 1889 г. учителем, с 1898 г.псаломщиком, с 1900 г. диаконом, с 1904 г. свя-щенником. За труды по народному образованиюнаграждён серебряной медалью с надписью «Заусердие». Имел жену и 8 детей [1. С. 743, 1167].18. Ишимский уезд. Сумская волость. Сумское(Сумны), село. Сумское общество трезвости, Цер-ковное. Открыто в 1910 г. Прихожан 3169, кресть-яне. Членов к январю 1911 г. - 12. Проповеди,обеты трезвости [3. Л. 765-767].19. Ишимский уезд. Уктузская волость. Заро-словское (Зарослова), село. Зарословское общест-во трезвости. Церковное. Открыто в 1910 г. При-хожан 2623, крестьяне. Членов к январю 1911 г. -10. Проповеди, обеты трезвости [Там же.]20. Ишимский уезд. Частоозёрская волость.Частоозёрное (Частоозёрная, Частоозёрское), село.Частоозёрское общество трезвости. Церковное.Открыто в 1904 г. Прихожан 2734, крестьяне.Членов в 1-й г. - 11, к январю 1911 г. - 68. Пропо-веди, обеты трезвости [Там же].21. Курганский уезд. Байдарская волость. Бай-дарское, село. «Байдарское приходское обществотрезвости» при Покровской церкви. Открыто20 ноября 1902 г. Закрыто не ранее 1911 г. Пред-седатели - приходские священники: ноябрь 1902 -весна 1903 - Македоний Волков; июнь 1903 -март 1905 г. - Вячеслав Николаевич Седыгин; май1905 - 1910 гг. - Николай Васильевич Булдыгин(окончил Гатчинскую учительскую семинарию; в1909-1910 гг. - участник I Всероссийского съезда поборьбе с пьянством). Прихожан 3862, крестьяне, рус-ские. Членов на 1 января: 1902 г. - 20, 1903 г. - 30,1906 г. - 60, 1907 г. - 80, 1909 г. - 150, 1911 г. - 160(из села Байдарского и волостей Байдарской, Са-ломатовской, Половинской, Давыдовской). Бесе-ды, проповеди. Чтения со световыми картинами иконцертами. Хор учеников местной школы. Чи-тальня в школе, 30 постоянных читателей. Биб-лиотека, 55 постоянных читателей. С 1907 г. -ежегодный праздник общества в школе с участиемучеников в день Покрова - 1 октября. Проповеди,обеты трезвости. Устав [3. Л. 767; 4].22. Курганский уезд. Казаркинская волость.Казаркинское, село. Казаркинское общество трез-вости. Церковное. Открыто 1 мая 1910 г. Прихо-жан 4215, крестьяне. Членов к январю 1911 г. - 13.Проповеди, обеты трезвости [3. Л. 765-767].23. Курганский уезд. Тебенякская волость.Першинское, село. Першинское общество трезво-сти. Церковное. Открыто 29 ноября 1909 г. При-хожан 4340, крестьяне. Членов в 1-й г. - 12, к ян-варю 1911 г. - 77. Проповеди, обеты трезвости[Там же].24. Тарский уезд. Рыбинская волость. Рыбинское,село. Общество трезвости в честь Рождества Христо-ва при Христорождественской церкви. Открыто в1906 г. Прихожан 4390 (Омской епархии). Членов в1907 г. - 60, к январю 1911 г. - 80 [3. Л. 435]. Прихо-жане - крестьяне-старожилы, земледельцы и скотово-ды. Общество было открыто при церковно-приход-ском попечительстве [1. С. 813-814].25. Тюкалинский уезд. Андреевское (Андреев-ка), село. *Андреевский отдел Всероссийскоготрудового союза христиан-трезвенников. Открыт27 октября 1914 г. [16. С. 49]. В уезде было двасела с таким названием. По-видимому, отдел былоткрыт в с. Андреевском Андреевской волости, ане в Андреевском Густафовской (Сыропятской)волости. В первом была церковь, а не молельныйдом, как во втором, и приход был более многочис-ленным [1. С. 605-607, 705-706; 8. С. 217, 248].26. Тюкалинский уезд. Сладковская волость.Сладковское, село. Петропавловское Сладковскоеобщество трезвости при храме апостолов Петра иПавла. Основано в 1908 г. священником АлексеемФёдоровичем Баженовым [6. С. 210]. Вероятно,существовало и на декабрь 1910 г. Прихожан к1914 г. - 13500 (Омской епархии), крестьяне-старожилы, земледельцы и скотоводы. А.Ф. Баже-нов родился в 1885 г., учился в Вологодской ду-ховной семинарии [1. С. 745-747, 1087].27. Тюменский уезд. Гилеволиповская во-лость. Гилевское (Липовское), село. Гилевскоеобщество трезвости. Церковное. Открыто в 1890 г.Прихожан 3959, крестьяне. Членов в 1-й г. - 20, кянварю 1911 г. - 25. Проповеди, обеты трезвости[3. Л. 765-767].28. Тюменский уезд. Покровская волость. По-кровское, село. Покровское общество трезвости.Церковное. Открыто 7 февраля 1907 г. Прихожан5131, крестьяне. Членов в 1-й г. - 71, к январю1911 г. - 25. Проповеди, обеты трезвости [Там же].29. Тюменский уезд. Яровская волость. Маль-ковское, село. 1) *Общество трезвости при Спас-ской церкви, покровитель - св. Николай Чудотво-рец. Открыто в 1890 г., 14 членов. Председатель -священник С. Виноградов [5. С. 24]. Впоследствиипрекратило существование. 2) Общество трезво-сти, церковное. Открыто 16 февраля 1910 г. При-хожан 2715, крестьяне. Членов к январю 1911 г. -27. Проповеди, обеты трезвости [3. Л. 765-767].30. Ялуторовский уезд. Исетская волость. Исет-ское, село. Исетское общество трезвости, церковное.Открыто 31 июля 1904 г. Прихожан 3151, крестьяне.Членов в 1-й г. - 4, к январю 1911 г. - 16. Проповеди,обеты трезвости. [3. Л. 765-767].

Ключевые слова

общества трезвости, трезвенное движение, история, церковь, крестьянство, школа, праздники, Сибирь, Урал, Казахстан, temperance societies, temperance movement, history, church, peasantry, school, Siberia, Kazakhstan

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Афанасьев Александр ЛукьяновичТомский государственный университет систем управления и радиоэлектроникикандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социальной работыafal_2007@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Голошубин И. Справочная книга Омской епархии. Омск: Тип. Иртыш. 1914. IV; 1250 с.
Азиатская Россия. СПб.: Товарищество А.Ф. Маркс, 1914. Т. 1: Люди и порядки за Уралом. VIII; 526 с.
Российский государственный исторический архив. Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 80. 2 отдел. 3 стол. Д. 141. Ч. 2. 955 л.
Под сенью Байдарского общества трезвости: (с 1902 по 1909 г.). Курган: Б. и., 1909. 31 с.
Григорьев Н.И. Русские общества трезвости, их организация и деятельность в 1892-93 гг. СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1894. 79 с.
Мордвинов И. Общество трезвости, жизнь и работа в нём. СПб.: Изд. Александро-Невского общества трезвости, 1911. 227 с.
Вестник трезвости. СПб., 1909-1914.
Список населённых мест Тобольской губернии. Тобольск: Губ. тип., 1903. 341 с.
Атлас Азиатской России: Изд. Переселенческого упр. Главного упр. землеустройства и земледелия. СПб.: Товарищество А.Ф. Маркс, 1914. Карты 24-28, 34.
Афанасьев А.Л. Трезвенное движение в России в период мирного развития: 1907-1914 годы: опыт оздоровления общества / Науч. ред. В.П. Зиновьев. Томск: Томский гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2007. 196 с.
Труды / Всеросийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, состоявшийся в Москве 6-12 августа 1912 г. Пг.: Тип. Общ. распространения религиозно-нравственного просвещения. 1914. Т. 1; 1915. Т. 2.
Труды / Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством. СПб.: Тип. П.П. Сойкина, 1910. Т. 1-3.
Алкогольная катастрофа и возможности государствен- ной политики в преодолении алкогольной сверхсмертности в России / Отв. ред. Д.А. Халтурина, А.В. Коротаев. М.: ЛЕ- НАНД, 2008. 376 с.
Священномученик Андроник (Никольский, 1870- 1918), архиепископ Пермский. Творения. Тверь, 2004. Кн. II. Проповеди, обращения, послания. С. 159-164, 172-186. - URL: http://trezvenie.Org/files/books/1/andronik.pdf (дата обращения 02.03.2010).
Отчёт Всероссийского трудового союза христиан- трезвенников за 1913 г. СПб., 1914. 75 с.
Отчёт Всероссийского трудового союза христиан- трезвенников за 1914 г. Пг., 1915. 69 с.
К празднику трезвости в Тобольской епархии 3 июня 1913 г. [Тобольск]: Тип. Епархиального братства, 1913. 34 с.
 Общества трезвости в Тобольской губернии и Акмолинской области России (1890-е - начало 1910-х гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 1 (13).

Общества трезвости в Тобольской губернии и Акмолинской области России (1890-е - начало 1910-х гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия