The creation of system of national education in the city of Ulala in 20-30th of the XX century.pdf Составным компонентом социальной инфра-структуры является народное образование. Поданным Западно-Сибирского края за 1920 г., Си-бирь по уровню грамотности находилась на по-следнем месте среди регионов РСФСР. В 20-30-е гг. основными направлениями повышенияобразовательного уровня населения была ликви-дация неграмотности и малограмотности средивзрослых, осуществление всеобуча подрастающе-го поколения, расширение системы профессио-нального и специального образования. К середине20-х гг. в Сибирском крае была организована сетьпунктов по ликвидации неграмотности и ячеекобщества «Долой неграмотность». В Улале онобыло организовано в 1925 г. Грамотным считалсячеловек, умеющий читать по слогам и подписы-вать свою фамилию на родном или русском языке.Грамотность городского населения (именно го-родского, так по всем документам Западно-Сибирского края проходила Улала) составляла в1926 г. - 54,4 % (мужского - 62,5 %, женского -46,8 %). Перепись, проведенная в октябре 1928 г.,выявила следующее: все население города Улаласоставляло 5899 чел., из них 3712 взрослых, 2187детей, неграмотных насчитывалось 876, или15,6 % от общего числа населения, население рай-онов было на 24,9 % неграмотно [1. С. 698].Преобразования, проводившиеся новым пра-вительством, потребовали кардинальных преобра-зований всех сфер жизни, в том числе народногообразования. В Улале в 1920-1930-е гг. существо-вали только миссионерские школы, которые осу-ществляли подготовку кадров. В связи с этим необходимо было создавать новую систему образо-вания, которая отвечала бы новым потребностямобщества и включала бы в себя начальное, среднееи среднее профессиональное, высшее и высшеепрофессиональное образование.В рамках реорганизации народного образова-ния в начале 1920-х гг. все бывшие миссионерскиешколы были превращены в школы I ступени, иуже к концу 1930-х гг. постепенно сложилась еди-ная система образования, включавшая три типашкол, взаимосвязанных между собой: начальные(четыре года обучения), неполные средние (семи-летние) и средние (десятилетки). Если в 1922 г. вУлале действовали 3 школы (школа первой ступе-ни, Заречная школа и школа при Улалинском дет-ском доме), то в конце 1930-х гг. по городу ужеработало 9 начальных школ, неполная средняя идве средние полные (в 1927 г. в Улале была от-крыта первая школа-девятилетка), со 117 учите-лями и 3370 учащимися [2. Л. 68]. Таким образом,школами было охвачено 98 % русских детей и 100% алтайцев. Обучение в школах было бесплатное,плата взималась только за пользование учебника-ми. По решению горсовета Горкомхоз передавалвсе имеющиеся бывшие кулацкие дома под школыи дошкольные учреждения, проверив пригодностьшкольных помещений, также были открыты двеспециальные группы для умственно отсталых де-тей, для детей алтайцев была открыта специальнаяшкола с обучением на их родном языке. В 1938 г.была открыта средняя школа-десятилетка № 6.Первый выпуск школы состоялся в июне 1941 г.[3. Л. 13].В условиях социалистических преобразованийи развития сельского хозяйства области требова-лись профессиональные кадры. Именно в связи сэтим в конце 1930 г. в Улале был открыт зоовет-техникум. На зоотехническое отделение было за-числено 79 человек и на ветеринарное - 57 [6.Л. 123]. Это было первое в Горном Алтае среднееспециальное учебное заведение, готовившее спе-циалистов для сельского хозяйства. Первый вы-пуск окончивших зооветтехникум состоялся в1933 г. В этом же году для более широкой подго-товки представителей коренной национальностиподготовительное отделение техникума было ре-организовано в национально-алтайское.В 1928 г. в Улале начал работу педагогическийтехникум - первое среднее специальное учебноезаведение Горного Алтая, при котором функцио-нировали подготовительное, школьное и дошко-льное отделения. На подготовительном отделениив течение года готовили алтайскую молодежь дляпоступления в техникум. Туда принимали пре-имущественно детей алтайской бедноты, батраче-ства, середнячества, в небольшом количестве при-нимались дети других национальностей, но с обя-зательным знанием алтайского языка. Первый на-бор составил 63 чел., работало одно отделение -школьное. Оно выпускало учителей начальныхшкол и воспитателей детских садов [6. Л. 128].Комплектование техникума происходило учащи-мися школы II ступени. В 1931 г. состоялся пер-вый выпуск педагогического техникума, школыобласти получили 20 учителей начальных классов.Для алтайцев, не знавших русского языка или сла-бо владевших им, с недостаточной подготовкой засемилетнюю школу было открыто дополнительноеподготовительное отделение, после окончания ко-торого учащиеся поступили на 1-й курс педагоги-ческого техникума. В этом же году при педагоги-ческом техникуме начало работать заочное отде-ление. В феврале 1937 г. Ойротский педагогиче-ский техникум переименован в Ойротское педаго-гическое училище. За первое десятилетие своегосуществования он подготовил на очном отделенииболее 200 учителей для начальных школ.С целью подготовки заведующих магазинов,председателей сельских потребительских обществ,счетоводов, продавцов и других работников тор-говли для области в Улале в 1930 г. был открыттрехгодичный учебно-курсовой комбинат коопера-тивного образования. Позже в 1933 г. он был пре-образован в кооперативное училище [7. С. 207].27 июля 1932 г. постановлением бюро обкомаВКП (б) начал свою деятельность рабочий фа-культет - так назывались краткосрочные общеоб-разовательные учебные заведения в 1920-1930-хгодах для взрослых (рабочих и крестьян), которыеоткрывались при высших учебных заведениях дляподготовки работающей молодежи к поступлениюв вузы. Горно-Алтайский рабфак имел свои осо-бенности: он не был подразделением вуза, в числоучащихся принимали не только рабочих и крестьян,но и школьников, при нем было создано подгото-вительное отделение по программе 6-7-х классов.Сюда принимались исключительно дети алтайцев.С 1 октября 1932 г. он был переименован в Ойрот-ский национальный педагогический рабфак, в связис 10-летием образования Ойротской автономнойобласти. В 1930-е гг. он являлся одним из основныхсредних учебных заведений в деле подготовки на-циональных кадров для области.Еще одним средним специальным учебным за-ведением г. Ойрот-Туры была с 1934 по 1939 г.специальная сельскохозяйственная школа при На-родном комиссариате земледелия РСФСР, создан-ная для подготовки специалистов средней квали-фикации для Тувинской Народной Республики [8.С. 152]. Школа начала работать с февраля 1934 г.и существовала до октября 1939 г. Первоначальноучащиеся обучались 2 специальностям - зоотех-нии и ветеринарии. С 1935 г. при спецшколе былооткрыто третье отделение - агрономическое.Практику учащиеся проходили в учхозе школы ина госгплемстанции в с. Кызыл-Озек. А в ноябре1936 г. было организовано свое учебное опытноехозяйство. В 1937 г. состоялся первый выпускшколы. Народное хозяйство Тувы получило 42специалиста средней квалификации. Статистикаговорит о том, что за время существования спец-школы, с 1934 по 1939 г., в ней обучалось 550 чел.Деятельность спецсельхозшколы оставила замет-ный след в укреплении и расширении отношениймежду Горно-Алтайской автономной областью иТувинской Народной Республикой.В 1938 г. был образован педагогический каби-нет (впоследствии институт усовершенствованияучителей), который занимался обобщением пере-довых методов работы педагогов школ области,организовывал семинары в целях повышения ихквалификации [9. Л. 85 ].Особый интерес представляет специализиро-ванное профессиональное направление. С 1930 по1941 г. в Ойрот-Туре работала Ойротская художе-ственная школа, которая вошла в историю какпервая художественная школа в Западной Сибири.Ее основателями и педагогами были алтайскиехудожники Г.И. Чорос-Гуркин и Н.И. Чевалков. В1940 г. была предпринята попытка реорганизациишколы в художественное училище с пятилетнимсроком обучения, однако эти начинания былипрерваны войной, а в 1941 г. школа была закрыта.С установлением советской власти для подго-товки руководящих партийных, советских и хо-зяйственных работников города и области в де-кабре 1923 г. в Улале была открыта советская пар-тийная школа (СПШ) с пятимесячным срокомобучения. Она ежегодно пополняла ряды партий-ных работников. С 1924 по 1934 г. совпартшколавыпустила 250 чел. [4. Л. 147]. Она работала и в по-следующие годы. Кроме того, обком партии перио-дически проводил краткосрочные курсы подготовкии переподготовки кадров. В 1923 г. в Улале состоя-лись месячные курсы секретарей парткомов и ис-полкомов. На курсах летом 1924 г. обучалось107 человек; работали курсы секретарей сельскихСоветов, секретарей первичных комсомольских яче-ек [5. С. 327]. Подготовка работников низового пар-тийного и советского руководства осуществляласьчерез систему курсов и семинаров.Таким образом, в 1920-1930-е гг. в Улале, не-смотря на острый недостаток финансов и другиефакторы, в том числе и политического характера,постепенно складывается многоуровневая системанародного образования, включающая в себя на-чальную ступень, среднее, среднее профессио-нальное, среднее специализированное и высшеепрофессиональное образование.
Анкудинова Татьяна Валерьевна | Горно-Алтайский государственный университет | кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории России исторического факультета | hf@gasu.ru., kir@gasu.ru |
Сибирский край. Статистический справочник. Новосибирск, 1930.
Комитет по делам архивов Республики Алтай (КПДА РА). Ф. 59. Оп. 1. Д. 462.
КПДА РА. Ф. 36. Оп. 1. Д. 60.
Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 3. Оп. 2. Д. 731.
Очерки по истории Горно-Алтайской автономной области / Под ред. Л.П. Потапова. Горно-Алтайск, 1973.
КПДА РА. Ф. 55. Оп. 1. Д. 935.
Горно-Алтайский хронограф: годы, события, факты. Горно-Алтайск, 2003.
Белоусова Н.В. Подготовка кадров для народного хозяйства в Горно-Алтайской автономной области (1928-1941 гг.) / Горно-Алтайск. 70 лет: Материалы научно-практической конференции. 23-24 апреля Горно-Алтайск. Горно-Алтайск, 1998.
КПДА РА. Ф. 36. Оп. 1. Д. 331.