Особенности бытового обслуживания населения национальных регионов Сибири в 1965-1975 гг. (на примере Горно-Алтайской автономной области) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 1 (13).

Особенности бытового обслуживания населения национальных регионов Сибири в 1965-1975 гг. (на примере Горно-Алтайской автономной области)

На основе архивных и опубликованных материалов освещаются особенности функционирования бытовой инфраструктуры Горно-Алтайской автономной области. Показывается уровень обслуживания, качество предоставляемых населению бытовых услуг, изменение форм организации бытовой сферы.

The features of consumer services of the population of national regions of Siberia in 1965 - 1975th (on an example of the Gorny Altai autonomous region).pdf В последнее время в исторической литературев научных и практических работах стало уделятьсябольшее внимание проблемам развития различныхсфер общественного обслуживания. Сфера обслу-живания оказывала существенное влияние нажизнь населения. Повышение благосостояния на-рода провозглашалось в советское время главнойзадачей партии [1. Т. 11. С. 65]. Съезды партиитребовали осуществить поворот экономики к ре-шению многообразных задач повышения матери-альной обеспеченности населения. Значительнаяроль в решении этих задач отводилась сфере бы-тового обслуживания. Роль этой отрасли для Гор -но-Алтайской автономной области вытекала изэкономико-географических и природно-климати-ческих условий данного региона.Горно-Алтайская автономная область наначало 1970 г. имела площадь 92,9 тыс. кв. км иотносительно небольшую численность населения(168,3 тыс.), из них 39,3 тыс., или 24 %, -городское население. По размерам территории ичисленности населения административные районыобласти были не равнозначны. Например, на долюТурочакского, Усть-Канского, Улаганского и Кош-Агачского районов приходилось 63% территории,но 29,3% населения области. Плотность населенияв этих районах была в 2 раза ниже, чем в среднемпо области. Характерной особенностью сельскогорасселения являлась большая рассредоточенностьнаселенных пунктов. Густота сельских поселенийсоставляла 1 поселение на 100 кв. км, среднеерасстояние между населенными пунктами достига-ло 9,9 км. Если же исключить из этого подсчета 672населенных пункта, численность населениякоторых достигало всего 26 чел. в каждом, тосреднее расстояние между оставшимися пунктамисоставит 18,3 км. Ряд населенных пунктов(Балынча, Беляши и др.) расположены на большомрасстоянии (70-100 км) от районных центров, связьс которыми была затруднена сложными дорожно-транспортными условиями. Такая удаленностьнаселенных пунктов друг от друга исключалавозможность рациональной организации всех сферобщественного обслуживания из единого центра идиктовала необходимость создания специфическихформ обслуживания. Важным фактором, влияющимна организацию бытового обслуживания в ГорномАлтае, являлась численность сельских поселений.В обозначенный период в области имелось 946населенных пунктов, средняя численность которыхсоставляла 135 человек, что было в 3 раза нижеданного показателя по Алтайскому краю в целом.Для области было характерно наличие большогоколичества мелких населенных пунктов счисленностью населения до 26 человек. Ихудельный вес составлял 71,1% общего количествасельских поселений. Основная часть мелкихнаселенных пунктов являлась сезонно-обитаемыми,где население находилось в связи с производ-ственной деятельностью. Большая часть сельскогонаселения - это 68,9 % - проживала в населенныхпунктах численностью от 201 до 2000 человек, долякоторых в общей численности населенных пунктовсоставляла 17,4%. Населенные пункты числен-ностью населения свыше 2000 человек (их 7)составляли 0,7% общей численности, но в них былосконцентрировано 20,3% всего населения. Какправило, это районные центры (Шебалино - 4,1 тыс.чел., Онгудай - 3,7 тыс. чел., Усть-Кан - 2,4 тыс. чел.и др.), 54 центральные усадьбы колхозов и совхозовимели численность от 500 до 1000 человек.Необходимо отметить, что уровень бытовогообслуживания зависел также от функциональноготипа сельских поселений. Такой тип сельско-хозяйственного производства, как отгонно-паст-бищное животноводство с очаговым земледелием,особенно в горных районах области, способ-ствовал концентрации населения преимуще-ственно в отдельных долинах и межгорных кот-ловинах (Чуйская, Курайская, Уймонская и т.д.) иразвитию широкой сети сезонно-обитаемых пун-ктов - стоянок. Рассредоточенность мест при-ложения труда в сельскохозяйственном производ-стве вызывала необходимость развития специ-фических форм бытового обслуживания населения, аименно, увеличение доли передвижных приемныхпунктов бытового обслуживания.Особенность сельского расселения, распы-ленность населенных пунктов и их малолюдностьтребовали многоуровневой организации всехотраслей бытового обслуживания, где, по мнениюО.А.Малахова, выделялось несколько ступеней.Первую ступень образовывали предприятиябытового обслуживания населения областногоцентра. В нем, как правило, располагалиськрупные по объему выполняемых работ бытовыепредприятия. Например, фабрика трикотажныхизделий, химчистка, ремонт телевизоров ирадиоприемников и т.д. Сельское население всехрайонов области получало некоторые виды услугтолько в областном центре. Вторую ступеньобразовывали предприятия бытового обслужи-вания районных центров, где наиболее распро-страненными являлись парикмахерские, бани,прачечные. Третья ступень - это отдельныемастерские по индивидуальному пошиву одежды,обуви, а также по их ремонту. Стационарныеприемные пункты с одним работником образо-вывали четвертую ступень в территориальнойорганизации бытового обслуживания. Они органи-зовывались в населенных пунктах различнойлюдности (100-500 жителей), в центральныхпоселках, отделениях, бригадах колхозов и сов-хозов [2. С. 103].Система функционирования бытового обслу-живания населения выглядела следующим обра-зом. Управление бытового обслуживания Горно-Алтайской автономной области являлосьобластным управлением двойного подчинения.Оно подчинялось Горно-Алтайскому облиспол-кому и краевому управлению бытового обслу-живания Алтайского крайисполкома. Основнымизадачами управления являлись: обеспечениевыполнения решений партии и правительства поразвитию бытового обслуживания в области, атакже повышение культуры обслуживания;осуществление мероприятий, направленных напревращение службы быта в крупную механи-зированную отрасль народного хозяйства; изуче-ние потребностей городского и сельского насе-ления в бытовом обслуживании и на этой основеразработка и осуществление мероприятий поразвитию бытового обслуживания в области.В соответствии с вышеперечисленными зада-чами осуществлялось выполнение различного родабытовых услуг, в основном за счет расши-рениясети. Например, если в 1966 г. по Упра-влениюбытового обслуживания населения на-считывалось164 единицы бытовых мастерских, то в 1974 г. ихстало 201, в том числе по сельской местности числомастерских увеличилось со 137 единиц в 1966 г. до187 единиц в 1975 г. В большинстве районныхцентров области (Май-минский, Шебалинский,Онгудайский, Усть-Канский и др.) были построенытиповые здания комбинатов бытового обслуживания,количество которых увеличилось с 205 в 1965 г. до255 в 1975 г. [3. С. 261].Если рассмотреть географию отраслей обслу-живания населения, то можно увидеть, что врайонах, занимающих выгодное транспортно-гео-графическое положение, имелось больше пред-приятий быта. Так, например, если в Шебалин-ском районе имелось 5 мастерских по ремонту ипошиву обуви, 7 - по ремонту и пошиву одежды, 4парикмахерских; в Майминском районе - 2мастерские по ремонту и пошиву обуви, 8 - попошиву одежды, 4 парикмахерских, то в Кош-Агачском районе всего 7 предприятий бытовогообслуживания, такая же картина наблюдалась и вУлаганском районе [4. С. 262].Как правило, показателем уровня бытового об-служивания являлась реализация бытовых услугнаселению в расчете на одного человека в год илимесяц. Если обратиться к динамике оказания бы-товых услуг в обозначенный период, то мы уви-дим, что наблюдался рост их показателей. Так,объем услуг с 5 руб. 50 коп. на человека в год в1965 г. вырос до 21 руб. 10 коп в 1975 г. Главнымнаправлением в работе предприятий службы бытабыло создание производственной базы и расшире-ние видов услуг населению. Постоянно совершен-ствовалась работа разъездных мастерских, кото-рыми обслуживалось около 200 населенных пунк-тов. Соотношение видов бытовых услуг, предос-тавляемых населению, показало, что ведущими вобласти являлись индивидуальный пошив одеж-ды - 24% объема производимых услуг, строитель-ство и ремонт жилищ - 13%, изготовление мебе-ли - 6,1%, ремонт бытовых машин и приборов -5% [5. Л. 82].Велико было значение бытового обслуживанияв уменьшении различий уровня жизни населениягорода и деревни, что являлось особенно важнымдля Горно-Алтайской автономной области, гдесельское население превышало городское в 3 раза.Так, для сельской местности предприятиями бы-тового обслуживания за 1965 - 1975 гг. была про-делана целенаправленная работа по улучшениювсех сфер обслуживания. В результате сумма бы-товых услуг в целом по области увеличилась с1593,9 тыс. руб. до 1820,4 тыс. руб., или на 122,9%[6. Л. 11.]. К 1975 г. были освоены новые виды бы-товых услуг: пошив верхней одежды из натураль-ного и искусственного меха, вязание и пошивспортивных изделий, пошив фетровой обуви. Всельских населенных пунктах продолжали стро-иться бытовые комбинаты, которые предоставлялитакие услуги, как химчистка, крашение и стиркаодежды, прокат бытовой техники, ремонт обуви,индивидуальный пошив одежды, транспортныеуслуги и т.д. Например, Майминский быткомби-нат в 1974 г. получил машины для стрижки овчини оборудование для овчинно-шубного производ-ства, в результате чего был организован выпускпопулярной на тот момент у населения продук-ции - цигейки.Несмотря на имеющиеся успехи в бытовом об-служивании населения Горно-Алтайской автоном-ной области, были и существенные недостатки вразмещении предприятий бытового обслуживания.Отсутствовали многие виды бытовых услуг, нехватало предприятий в сельской местности, боль-шинство жителей села не могли пользоваться хим-чисткой, отдавать в ремонт бытовые машины иприборы, не было прачечных, негде было отре-монтировать мясорубку, велосипед, детскую коля -ску и т.д. Одной из наиболее острых проблем всфере обслуживания являлась проблема кадров.Ни в одной отрасли народного хозяйства вопрос окадрах не стоял так остро, как в службе быта. По-всеместно не хватало квалифицированных инже-неров, техников, мастеров. В 1965-1985 гг. в Гор -но-Алтайской автономной области в разных от-раслях службы быта было занято 1266 человек, втом числе на селе - 746 [7. С. 451].На все Управление бытового обслуживанияимелся один человек с высшем образованием. Вдальнейшем подготовка специалистов сталаулучшаться. Появились специалисты, окончившиеБарнаульское профтехучилище, Горно-Алтайскийтехнологический техникум и другие средниеспециальные учебные заведения страны. Но онимало выпускали парикмахеров, фотографов,мастеров для фабрик химчистки и крашенияодежды, обувщиков. В достаточной степени былиобеспечены подготовленными кадрами лишьшвейные и трикотажные мастерские, которыепополнялись выпускниками Горно-Алтайскоготехнологического техникума. Тем не менееследует отметить, что структура бытовых услугкоординировалась в соответствии с потребностяминаселения. В чем-то они совпадали со среднимуровнем потребностей по стране, а в отдельныхвопросах была своя специфика. Так же, как и вдругих областях, жители Горного Алтаяприобретали в личное пользование мотоциклы илегковые автомашины, пользовались всевозмож-ными бытовыми электроприборами и т. д. Аотдельные запросы жителей Горно-Алтайскойавтономной области были связаны с нацио-нальными особенностями. Сюда относилосьизготовление мебели, одежды, обуви с включе-нием национальных орнаментов и вышивки.Таким образом, можно сказать, что для Горно-Алтайской автономной области, особенно для еегорных районов, проблемы бытового обслужи-вания были весьма злободневны. Это диктовалосьтем, что уровень сферы обслуживания в данномрегионе по многим отраслям был значительнониже, чем в среднем по СССР. Хозяйственнаяспециализация области на отгонно-пастбищномживотноводстве, наличие сезонно-обитаемыхнаселенных пунктов вызывали затруднения ворганизации предоставления различного родауслуг на местах. Редкость поселений, слабаяматериальная база дорожно-транспортной органи-зации создавали дополнительные трудности в ока-зании бытовых услуг населению области.

Ключевые слова

сфера услуг, дом быта, предприятия, сеть бытовых услуг, sphere of services, public amenities center, the enterprises, a network of household services

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ложкина Надежда НиколаевнаГорно-Алтайский государственный университетассистент кафедры историиhf@gasu.ru
Всего: 1

Ссылки

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1966-1970 гг.). М.: Политиздат, 1986.
Малахов О.А. Сельское расселение в горных районах и территориальная организация торгового обслуживания населения (на примере Горно-Алтайской автономной области) // Некоторые проблемы географии Горного Алтая. Барнаул, 1975.
Народное хозяйство Алтайского края в 1966-1970 гг.: Стат. сб. Барнаул, 1972.
Город любимый. Горно-Алтайск в документах и фотографиях. Горно-Алтайск, 1998.
Комитет по делам архивов Республики Алтай (КПДА РА). Ф.33. Оп. 6. Д. 529.
КПДА РА. Ф.362. Оп.1. Д.172. Л. 11.
70 лет Горно-Алтайской автономной области (документы и материалы по социально-экономическому и культурному развитию) / Под ред. В.С. Максимова, В.И. Петрова. Горно-Алтайск, 1993.
 Особенности бытового обслуживания населения национальных регионов Сибири в 1965-1975 гг. (на примере Горно-Алтайской автономной области) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 1 (13).

Особенности бытового обслуживания населения национальных регионов Сибири в 1965-1975 гг. (на примере Горно-Алтайской автономной области) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия