The features of consumer services of the population of national regions of Siberia in 1965 - 1975th (on an example of the Gorny Altai autonomous region).pdf В последнее время в исторической литературев научных и практических работах стало уделятьсябольшее внимание проблемам развития различныхсфер общественного обслуживания. Сфера обслу-живания оказывала существенное влияние нажизнь населения. Повышение благосостояния на-рода провозглашалось в советское время главнойзадачей партии [1. Т. 11. С. 65]. Съезды партиитребовали осуществить поворот экономики к ре-шению многообразных задач повышения матери-альной обеспеченности населения. Значительнаяроль в решении этих задач отводилась сфере бы-тового обслуживания. Роль этой отрасли для Гор -но-Алтайской автономной области вытекала изэкономико-географических и природно-климати-ческих условий данного региона.Горно-Алтайская автономная область наначало 1970 г. имела площадь 92,9 тыс. кв. км иотносительно небольшую численность населения(168,3 тыс.), из них 39,3 тыс., или 24 %, -городское население. По размерам территории ичисленности населения административные районыобласти были не равнозначны. Например, на долюТурочакского, Усть-Канского, Улаганского и Кош-Агачского районов приходилось 63% территории,но 29,3% населения области. Плотность населенияв этих районах была в 2 раза ниже, чем в среднемпо области. Характерной особенностью сельскогорасселения являлась большая рассредоточенностьнаселенных пунктов. Густота сельских поселенийсоставляла 1 поселение на 100 кв. км, среднеерасстояние между населенными пунктами достига-ло 9,9 км. Если же исключить из этого подсчета 672населенных пункта, численность населениякоторых достигало всего 26 чел. в каждом, тосреднее расстояние между оставшимися пунктамисоставит 18,3 км. Ряд населенных пунктов(Балынча, Беляши и др.) расположены на большомрасстоянии (70-100 км) от районных центров, связьс которыми была затруднена сложными дорожно-транспортными условиями. Такая удаленностьнаселенных пунктов друг от друга исключалавозможность рациональной организации всех сферобщественного обслуживания из единого центра идиктовала необходимость создания специфическихформ обслуживания. Важным фактором, влияющимна организацию бытового обслуживания в ГорномАлтае, являлась численность сельских поселений.В обозначенный период в области имелось 946населенных пунктов, средняя численность которыхсоставляла 135 человек, что было в 3 раза нижеданного показателя по Алтайскому краю в целом.Для области было характерно наличие большогоколичества мелких населенных пунктов счисленностью населения до 26 человек. Ихудельный вес составлял 71,1% общего количествасельских поселений. Основная часть мелкихнаселенных пунктов являлась сезонно-обитаемыми,где население находилось в связи с производ-ственной деятельностью. Большая часть сельскогонаселения - это 68,9 % - проживала в населенныхпунктах численностью от 201 до 2000 человек, долякоторых в общей численности населенных пунктовсоставляла 17,4%. Населенные пункты числен-ностью населения свыше 2000 человек (их 7)составляли 0,7% общей численности, но в них былосконцентрировано 20,3% всего населения. Какправило, это районные центры (Шебалино - 4,1 тыс.чел., Онгудай - 3,7 тыс. чел., Усть-Кан - 2,4 тыс. чел.и др.), 54 центральные усадьбы колхозов и совхозовимели численность от 500 до 1000 человек.Необходимо отметить, что уровень бытовогообслуживания зависел также от функциональноготипа сельских поселений. Такой тип сельско-хозяйственного производства, как отгонно-паст-бищное животноводство с очаговым земледелием,особенно в горных районах области, способ-ствовал концентрации населения преимуще-ственно в отдельных долинах и межгорных кот-ловинах (Чуйская, Курайская, Уймонская и т.д.) иразвитию широкой сети сезонно-обитаемых пун-ктов - стоянок. Рассредоточенность мест при-ложения труда в сельскохозяйственном производ-стве вызывала необходимость развития специ-фических форм бытового обслуживания населения, аименно, увеличение доли передвижных приемныхпунктов бытового обслуживания.Особенность сельского расселения, распы-ленность населенных пунктов и их малолюдностьтребовали многоуровневой организации всехотраслей бытового обслуживания, где, по мнениюО.А.Малахова, выделялось несколько ступеней.Первую ступень образовывали предприятиябытового обслуживания населения областногоцентра. В нем, как правило, располагалиськрупные по объему выполняемых работ бытовыепредприятия. Например, фабрика трикотажныхизделий, химчистка, ремонт телевизоров ирадиоприемников и т.д. Сельское население всехрайонов области получало некоторые виды услугтолько в областном центре. Вторую ступеньобразовывали предприятия бытового обслужи-вания районных центров, где наиболее распро-страненными являлись парикмахерские, бани,прачечные. Третья ступень - это отдельныемастерские по индивидуальному пошиву одежды,обуви, а также по их ремонту. Стационарныеприемные пункты с одним работником образо-вывали четвертую ступень в территориальнойорганизации бытового обслуживания. Они органи-зовывались в населенных пунктах различнойлюдности (100-500 жителей), в центральныхпоселках, отделениях, бригадах колхозов и сов-хозов [2. С. 103].Система функционирования бытового обслу-живания населения выглядела следующим обра-зом. Управление бытового обслуживания Горно-Алтайской автономной области являлосьобластным управлением двойного подчинения.Оно подчинялось Горно-Алтайскому облиспол-кому и краевому управлению бытового обслу-живания Алтайского крайисполкома. Основнымизадачами управления являлись: обеспечениевыполнения решений партии и правительства поразвитию бытового обслуживания в области, атакже повышение культуры обслуживания;осуществление мероприятий, направленных напревращение службы быта в крупную механи-зированную отрасль народного хозяйства; изуче-ние потребностей городского и сельского насе-ления в бытовом обслуживании и на этой основеразработка и осуществление мероприятий поразвитию бытового обслуживания в области.В соответствии с вышеперечисленными зада-чами осуществлялось выполнение различного родабытовых услуг, в основном за счет расши-рениясети. Например, если в 1966 г. по Упра-влениюбытового обслуживания населения на-считывалось164 единицы бытовых мастерских, то в 1974 г. ихстало 201, в том числе по сельской местности числомастерских увеличилось со 137 единиц в 1966 г. до187 единиц в 1975 г. В большинстве районныхцентров области (Май-минский, Шебалинский,Онгудайский, Усть-Канский и др.) были построенытиповые здания комбинатов бытового обслуживания,количество которых увеличилось с 205 в 1965 г. до255 в 1975 г. [3. С. 261].Если рассмотреть географию отраслей обслу-живания населения, то можно увидеть, что врайонах, занимающих выгодное транспортно-гео-графическое положение, имелось больше пред-приятий быта. Так, например, если в Шебалин-ском районе имелось 5 мастерских по ремонту ипошиву обуви, 7 - по ремонту и пошиву одежды, 4парикмахерских; в Майминском районе - 2мастерские по ремонту и пошиву обуви, 8 - попошиву одежды, 4 парикмахерских, то в Кош-Агачском районе всего 7 предприятий бытовогообслуживания, такая же картина наблюдалась и вУлаганском районе [4. С. 262].Как правило, показателем уровня бытового об-служивания являлась реализация бытовых услугнаселению в расчете на одного человека в год илимесяц. Если обратиться к динамике оказания бы-товых услуг в обозначенный период, то мы уви-дим, что наблюдался рост их показателей. Так,объем услуг с 5 руб. 50 коп. на человека в год в1965 г. вырос до 21 руб. 10 коп в 1975 г. Главнымнаправлением в работе предприятий службы бытабыло создание производственной базы и расшире-ние видов услуг населению. Постоянно совершен-ствовалась работа разъездных мастерских, кото-рыми обслуживалось около 200 населенных пунк-тов. Соотношение видов бытовых услуг, предос-тавляемых населению, показало, что ведущими вобласти являлись индивидуальный пошив одеж-ды - 24% объема производимых услуг, строитель-ство и ремонт жилищ - 13%, изготовление мебе-ли - 6,1%, ремонт бытовых машин и приборов -5% [5. Л. 82].Велико было значение бытового обслуживанияв уменьшении различий уровня жизни населениягорода и деревни, что являлось особенно важнымдля Горно-Алтайской автономной области, гдесельское население превышало городское в 3 раза.Так, для сельской местности предприятиями бы-тового обслуживания за 1965 - 1975 гг. была про-делана целенаправленная работа по улучшениювсех сфер обслуживания. В результате сумма бы-товых услуг в целом по области увеличилась с1593,9 тыс. руб. до 1820,4 тыс. руб., или на 122,9%[6. Л. 11.]. К 1975 г. были освоены новые виды бы-товых услуг: пошив верхней одежды из натураль-ного и искусственного меха, вязание и пошивспортивных изделий, пошив фетровой обуви. Всельских населенных пунктах продолжали стро-иться бытовые комбинаты, которые предоставлялитакие услуги, как химчистка, крашение и стиркаодежды, прокат бытовой техники, ремонт обуви,индивидуальный пошив одежды, транспортныеуслуги и т.д. Например, Майминский быткомби-нат в 1974 г. получил машины для стрижки овчини оборудование для овчинно-шубного производ-ства, в результате чего был организован выпускпопулярной на тот момент у населения продук-ции - цигейки.Несмотря на имеющиеся успехи в бытовом об-служивании населения Горно-Алтайской автоном-ной области, были и существенные недостатки вразмещении предприятий бытового обслуживания.Отсутствовали многие виды бытовых услуг, нехватало предприятий в сельской местности, боль-шинство жителей села не могли пользоваться хим-чисткой, отдавать в ремонт бытовые машины иприборы, не было прачечных, негде было отре-монтировать мясорубку, велосипед, детскую коля -ску и т.д. Одной из наиболее острых проблем всфере обслуживания являлась проблема кадров.Ни в одной отрасли народного хозяйства вопрос окадрах не стоял так остро, как в службе быта. По-всеместно не хватало квалифицированных инже-неров, техников, мастеров. В 1965-1985 гг. в Гор -но-Алтайской автономной области в разных от-раслях службы быта было занято 1266 человек, втом числе на селе - 746 [7. С. 451].На все Управление бытового обслуживанияимелся один человек с высшем образованием. Вдальнейшем подготовка специалистов сталаулучшаться. Появились специалисты, окончившиеБарнаульское профтехучилище, Горно-Алтайскийтехнологический техникум и другие средниеспециальные учебные заведения страны. Но онимало выпускали парикмахеров, фотографов,мастеров для фабрик химчистки и крашенияодежды, обувщиков. В достаточной степени былиобеспечены подготовленными кадрами лишьшвейные и трикотажные мастерские, которыепополнялись выпускниками Горно-Алтайскоготехнологического техникума. Тем не менееследует отметить, что структура бытовых услугкоординировалась в соответствии с потребностяминаселения. В чем-то они совпадали со среднимуровнем потребностей по стране, а в отдельныхвопросах была своя специфика. Так же, как и вдругих областях, жители Горного Алтаяприобретали в личное пользование мотоциклы илегковые автомашины, пользовались всевозмож-ными бытовыми электроприборами и т. д. Аотдельные запросы жителей Горно-Алтайскойавтономной области были связаны с нацио-нальными особенностями. Сюда относилосьизготовление мебели, одежды, обуви с включе-нием национальных орнаментов и вышивки.Таким образом, можно сказать, что для Горно-Алтайской автономной области, особенно для еегорных районов, проблемы бытового обслужи-вания были весьма злободневны. Это диктовалосьтем, что уровень сферы обслуживания в данномрегионе по многим отраслям был значительнониже, чем в среднем по СССР. Хозяйственнаяспециализация области на отгонно-пастбищномживотноводстве, наличие сезонно-обитаемыхнаселенных пунктов вызывали затруднения ворганизации предоставления различного родауслуг на местах. Редкость поселений, слабаяматериальная база дорожно-транспортной органи-зации создавали дополнительные трудности в ока-зании бытовых услуг населению области.
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1966-1970 гг.). М.: Политиздат, 1986.
Малахов О.А. Сельское расселение в горных районах и территориальная организация торгового обслуживания населения (на примере Горно-Алтайской автономной области) // Некоторые проблемы географии Горного Алтая. Барнаул, 1975.
Народное хозяйство Алтайского края в 1966-1970 гг.: Стат. сб. Барнаул, 1972.
Город любимый. Горно-Алтайск в документах и фотографиях. Горно-Алтайск, 1998.
Комитет по делам архивов Республики Алтай (КПДА РА). Ф.33. Оп. 6. Д. 529.
КПДА РА. Ф.362. Оп.1. Д.172. Л. 11.
70 лет Горно-Алтайской автономной области (документы и материалы по социально-экономическому и культурному развитию) / Под ред. В.С. Максимова, В.И. Петрова. Горно-Алтайск, 1993.