Orthodox monastic cloisters of the south west Siberia region in the beginning of the XX century andin the beginning of the XXI century.pdf Основная цель Русской православной церкви(далее РПЦ), как и любой другой религиозной ор-ганизации, - распространение вероучения. С дос-тижением этой цели неразрывно связан процессукрепления организационной структуры церкви,который является одним из показателей ареалараспространения православия. Особое место в орга-низационной структуре РПЦ традиционно занимаютмонастыри, являющиеся религиозными и духовно-просветительными центрами. Сравнение количест-венных и качественных характеристик монастырей имонашества на различных временных срезах, по на-шему мнению, позволяет проследить преемствен-ность религиозного пространства страны и измене-ния, происходящие в религиозной организации.Юг Западной Сибири к 1917 г. составлял ка-ноническую территорию Томской епархии (обр. в1834 г.). К началу ХХ в. Томская епархия включа-ла в себя территорию современных Кемеровской,Новосибирской, Томской областей, Алтайскогокрая и Республики Алтай. В связи со спецификойразвития оргструктуры РПЦ на территории совре-менной Омской области она оставлена за рамкамиданного исследования. К началу XXI в. на указан-ной территории были образованы и возрожденыследующие епархии РПЦ: Новосибирская и Берд-ская (1943), Кемеровская и Новокузнецкая (1993),Барнаульская и Алтайская (1994), Томская и Аси-новская (1995). Выделение новых епархий подтал-кивало развитие РПЦ, началось возрождение до-революционных и создание новых монастырей,которые должны были стать религиозными, ду-ховно-просветительными и экономическими цен-трами новых епархий.Обобщающие количественные и качественныехарактеристики монастырей и монашествующихначала ХХ в. были получены нами в итоге иссле-дования, результаты которого были опубликованыв нашей монографии «Православные монастыри иженские общины Томской епархии во второй по-ловине XIX - начале XX века» и коллективномтруде «Русская православная церковь юга Запад-ной Сибири (XIX-XX вв.): исторические очерки»[1-2]. Характеристики начала XXI в. выявленыпутем анализа годовых отчетов монастырей иепархий за 2000-2008 гг., хранящихся в текущихархивах епархиальных управлений Новосибир-ской и Бердской, Кемеровской и Новокузнецкой,Барнаульской и Алтайской, Томской и Асинов-ской епархий РПЦ.К 2007 г. по сравнению с 1917 г. произошлиизменения характеристик монашеских обителейюга Западной Сибири. Количество обителей уве-личилось с 11 до 21. Если к 1917 г. одна монаше-ская обитель Томской епархии приходилась при-мерно на 86 тыс. кв. км и 318,2 тыс. лиц право-славного вероисповедания, то к 2007 г. примернона 45 тыс. кв. км и на 448 тыс. жителей. За 1916-2007 гг. население юга Западной Сибири возрослопочти в три раза, а число монашеских обителейвыросло в два раза.Изменилась типологическая структура мона-шеских обителей: в 1917 г. из 11 было 8 женских(4 монастыря и 4 общины) и 3 мужских (2 мона-стыря и 1 пустынь) обители, в 2007 г. - 10 муж-ских, 8 женских монастырей и 3 женских скита.На современном этапе продолжают незначительнопреобладать женские обители.В 1917 г. из 11 обителей епархии три женскихи один мужской монастырь были городскими, ос-тальные 7 обителей были расположены в сельскойместности или местности, где традиционно про-живало инородческое население. В 2007 г. из 21обителей 11 находилось в сельских населенныхпунктах, но различия между «городскими» и«сельскими» обителями в начале XXI в. стали ме-нее выражены, так как из-за небольшого числанасельников и отсутствия земельных владенийбольшинство «сельских» монастырей не имеюткрупных хозяйств, а часть «городских» экономи-чески благополучных монастырей содержат силь-ные подсобные хозяйства. Некоторые «сельские»монастыри находятся в непосредственной близо-сти от городов.Произошли изменения в территориальномраспределении монашеских обителей, что соот-ветствовало сдвигам в системе расселения этниче-ски православного населения и экономическомразвитии региона. Появление монастырей такжезависело от образования новых административно-территориальных единиц. Так, монашеские обите-ли в начале XXI в., несмотря на дореволюционныемиссионерские традиции, практически не быливозрождены на территории вновь созданных на-циональных республик. В 1917 г. из 11 обителейТомской епархии шесть (мужской монастырь,мужская пустынь, два женских монастыря и двеженские общины) находились в ведомстве Алтай-ской духовной миссии, т.е. были миссионерскими.На территории современной Республики Алтайнаходились в 1917 г. - 3, в 2007 г. - 1 монашескаяобитель; современной Республики Хакасия в1917 г. - 1, в 2007 г.- 0; современного Алтайскогокрая в 1917 г. - 4, в 2007 г. - 8; современной Том-ской области в 1917 г. - 2, в 2007 г. - 3; современ-ной Кемеровской области в 1917 г. - 1, в 2007 г. -2; современной Новосибирской области в 1917 г. -0, 2007 г. - 7.Из возникших к 2007 г. обителей только Том-ский Алексиевский муж. монастырь и Иоанно-Богословский женский скит (расположен на местеЧемальской женской общины) имеют дореволю-ционную историю, а 19 являются вновь созданны-ми. Поэтому одной из основных проблем, тормо-зящих развитие современных сибирских монасты-рей, является утрата традиций монашеской жизнии отсутствие исторических корней. Процесс соз-дания 21 монашеской обители за короткий пост-советский временной отрезок на территории югаЗападной Сибири связан с решением задачи соз-дания опорных точек для вновь образованныхепархий РПЦ. К 2010 г. количественный рост мо-настырей прекратился, так как перед существую-щими обителями стоят сложные задачи качест-венного характера, на решение которых уйдет неодно десятилетие.Темпы роста насельников монашеских обите-лей в постсоветское время превосходили темпыроста в пореформенный период дореволюционно-го периода. Если в 1869 - 1916 гг. число насель-ников монастырей и общин Томской епархии (сучетом открытия новых обителей) выросло со 100до 972 чел., т. е. почти в 10 раз за 47 лет, то в1994 - 2007 гг. с 60 до 458 чел., т.е. почти в 8 разза 13 лет. При этом надо учитывать влияние впостсоветское время следующих факторов: отсут-ствие в советский период монастырей в Сибири,утрата традиций иноческой жизни, атеистическоевоспитание большей части населения. Быстрыйрост насельников монастырей был достигнут не засчет расширения общин действующих обителей, аза счет ежегодного появления большого количест-ва новых.Еще более быстрыми темпами в постсоветскоевремя шел рост числа монашествующих. Если к1916 г. во всех обителях Томской епархии служи-ли 164 монаха и монахини, что составляло около17% от числа насельников, то к 2007 г. более 50 %насельников составляли монахи и монахини (бо-лее 200 чел.). Эта особенность формированияпостсоветского монашества связана с отсутствиемвозрастного ценза и других ограничений на ино-ческий постриг, а также желанием в короткие сро-ки возродить полнокровные монашеские общиныв регионе. Рост монашества юга Западной Сибири,за неполные 20 лет приведший к численному пре-вышению монашества досоветского времени, немог негативно не отразиться на его качественныххарактеристиках. Указанный перекос в соотноше-нии монашествующих и послушников/послушницв постсоветское время во многом ограничил раз-витие организационно-хозяйственной структурыобителей. В динамично развивающихся женскихобителях дореволюционного периода именно по-слушницы составляли к 1916 г. более 90 % на-сельниц обителей и являлись основной рабочейсилой и источником пополнения монашества.Существенно изменились и возрастные харак-теристики. До революции в среднем около 40%насельниц женских обителей были не старше30 лет. Средний возраст насельников мужскихобителей был выше, чем в женских, но у большейчасти братии также составлял менее 50 лет. Впостсоветское время, наоборот, возраст братиимужских монастырей составлял менее 35 лет, аосновную долю насельниц женских обителей со-ставляли сестры в возрасте от 50 до 80 лет.Образовательный уровень насельников обите-лей в постсоветский период, несомненно, вырос вабсолютных показателях как для мужчин (практи-чески 100 % которых получили среднее и высшеедуховное образование в начале XXI в.), так и дляженщин. Уже отмеченные нами более быстрыеотносительные темпы роста числа монастырей иих насельников в постсоветское время по сравне-нию с дореволюционным периодом привели к то-му, что большинство монастырей были малолюд-ными, а среднее число насельников, приходящих-ся на одну обитель, было значительно ниже доре-волюционных показателей: в 1916 г. на одну оби-тель приходилось примерно 88,4 насельника (изних примерно 15 монашествующих), в 2007 г. -23 насельника (из них 13 монашествующих).В дореволюционный период большая частьнасельниц была сконцентрирована в 4 женскихмонастырях по 200 и более сестер. Малочислен-ными были мужские монастыри (в Чулышман-ском - 16 насельников и из них 10 монахов; в Том-ском - 48 насельников, из них 15 монахов), а так-же возникшие в начале ХХ в. женские общины имужская пустынь. К 2007 г. только в двух из 21обители число насельников приближалось к100 чел., в большинстве находилось от 1 до 15 чел.Для оценки сохранения православного про-странства и распространения влияния РПЦ, нанаш взгляд, необходимо сравнить и показательсоотношения числа населения юга Западной Си-бири с числом насельников обителей на этойтерритории в 1916 и 2007 гг. К 1916 г. в среднемодин насельник монашеских обителей примерноприходился на 3600 чел., а один монашествую-щий - на 21343 чел., населяющих Томскую гу-бернию. К 2007 г. плотность населения возрос-ла, численность увеличилась почти в три раза, ив среднем один насельник стал приходиться на20524 чел., а один монашествующий - на11422 чел., что косвенно подтверждает сохране-ние влияния РПЦ на данной территории, сумев-шей за короткий период 1990-х - начала XXI в.восстановить свою организационную структуруна юге Западной Сибири.
Овчинников Владислав Алексеевич | Кемеровский государственный университет | кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры отечественной истории | ovchinnikov@kemsu.ru |
Овчинников В.А. Православные монастыри и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX века. Кемерово, 2004.
Русская православная церковь юга Западной Сибири (XIX-XX вв.): исторические очерки. Кемерово, 2007.