Монастыри и монашествующие Русской православной церкви на территории юга Западной Сибири в начале ХХ в. и начале XXI в | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 1 (13).

Монастыри и монашествующие Русской православной церкви на территории юга Западной Сибири в начале ХХ в. и начале XXI в

Исследуется история православных монашеских обителей на территории юга Западной Сибири. Проанализировано изменение характеристик монастырей и монашествующих на разных этапах исторического развития, динамика и территориальное распределение в начале ХХ и начале XXI вв. Выявлены проблемы организации обителей в постсоветский период.

Orthodox monastic cloisters of the south west Siberia region in the beginning of the XX century andin the beginning of the XXI century.pdf Основная цель Русской православной церкви(далее РПЦ), как и любой другой религиозной ор-ганизации, - распространение вероучения. С дос-тижением этой цели неразрывно связан процессукрепления организационной структуры церкви,который является одним из показателей ареалараспространения православия. Особое место в орга-низационной структуре РПЦ традиционно занимаютмонастыри, являющиеся религиозными и духовно-просветительными центрами. Сравнение количест-венных и качественных характеристик монастырей имонашества на различных временных срезах, по на-шему мнению, позволяет проследить преемствен-ность религиозного пространства страны и измене-ния, происходящие в религиозной организации.Юг Западной Сибири к 1917 г. составлял ка-ноническую территорию Томской епархии (обр. в1834 г.). К началу ХХ в. Томская епархия включа-ла в себя территорию современных Кемеровской,Новосибирской, Томской областей, Алтайскогокрая и Республики Алтай. В связи со спецификойразвития оргструктуры РПЦ на территории совре-менной Омской области она оставлена за рамкамиданного исследования. К началу XXI в. на указан-ной территории были образованы и возрожденыследующие епархии РПЦ: Новосибирская и Берд-ская (1943), Кемеровская и Новокузнецкая (1993),Барнаульская и Алтайская (1994), Томская и Аси-новская (1995). Выделение новых епархий подтал-кивало развитие РПЦ, началось возрождение до-революционных и создание новых монастырей,которые должны были стать религиозными, ду-ховно-просветительными и экономическими цен-трами новых епархий.Обобщающие количественные и качественныехарактеристики монастырей и монашествующихначала ХХ в. были получены нами в итоге иссле-дования, результаты которого были опубликованыв нашей монографии «Православные монастыри иженские общины Томской епархии во второй по-ловине XIX - начале XX века» и коллективномтруде «Русская православная церковь юга Запад-ной Сибири (XIX-XX вв.): исторические очерки»[1-2]. Характеристики начала XXI в. выявленыпутем анализа годовых отчетов монастырей иепархий за 2000-2008 гг., хранящихся в текущихархивах епархиальных управлений Новосибир-ской и Бердской, Кемеровской и Новокузнецкой,Барнаульской и Алтайской, Томской и Асинов-ской епархий РПЦ.К 2007 г. по сравнению с 1917 г. произошлиизменения характеристик монашеских обителейюга Западной Сибири. Количество обителей уве-личилось с 11 до 21. Если к 1917 г. одна монаше-ская обитель Томской епархии приходилась при-мерно на 86 тыс. кв. км и 318,2 тыс. лиц право-славного вероисповедания, то к 2007 г. примернона 45 тыс. кв. км и на 448 тыс. жителей. За 1916-2007 гг. население юга Западной Сибири возрослопочти в три раза, а число монашеских обителейвыросло в два раза.Изменилась типологическая структура мона-шеских обителей: в 1917 г. из 11 было 8 женских(4 монастыря и 4 общины) и 3 мужских (2 мона-стыря и 1 пустынь) обители, в 2007 г. - 10 муж-ских, 8 женских монастырей и 3 женских скита.На современном этапе продолжают незначительнопреобладать женские обители.В 1917 г. из 11 обителей епархии три женскихи один мужской монастырь были городскими, ос-тальные 7 обителей были расположены в сельскойместности или местности, где традиционно про-живало инородческое население. В 2007 г. из 21обителей 11 находилось в сельских населенныхпунктах, но различия между «городскими» и«сельскими» обителями в начале XXI в. стали ме-нее выражены, так как из-за небольшого числанасельников и отсутствия земельных владенийбольшинство «сельских» монастырей не имеюткрупных хозяйств, а часть «городских» экономи-чески благополучных монастырей содержат силь-ные подсобные хозяйства. Некоторые «сельские»монастыри находятся в непосредственной близо-сти от городов.Произошли изменения в территориальномраспределении монашеских обителей, что соот-ветствовало сдвигам в системе расселения этниче-ски православного населения и экономическомразвитии региона. Появление монастырей такжезависело от образования новых административно-территориальных единиц. Так, монашеские обите-ли в начале XXI в., несмотря на дореволюционныемиссионерские традиции, практически не быливозрождены на территории вновь созданных на-циональных республик. В 1917 г. из 11 обителейТомской епархии шесть (мужской монастырь,мужская пустынь, два женских монастыря и двеженские общины) находились в ведомстве Алтай-ской духовной миссии, т.е. были миссионерскими.На территории современной Республики Алтайнаходились в 1917 г. - 3, в 2007 г. - 1 монашескаяобитель; современной Республики Хакасия в1917 г. - 1, в 2007 г.- 0; современного Алтайскогокрая в 1917 г. - 4, в 2007 г. - 8; современной Том-ской области в 1917 г. - 2, в 2007 г. - 3; современ-ной Кемеровской области в 1917 г. - 1, в 2007 г. -2; современной Новосибирской области в 1917 г. -0, 2007 г. - 7.Из возникших к 2007 г. обителей только Том-ский Алексиевский муж. монастырь и Иоанно-Богословский женский скит (расположен на местеЧемальской женской общины) имеют дореволю-ционную историю, а 19 являются вновь созданны-ми. Поэтому одной из основных проблем, тормо-зящих развитие современных сибирских монасты-рей, является утрата традиций монашеской жизнии отсутствие исторических корней. Процесс соз-дания 21 монашеской обители за короткий пост-советский временной отрезок на территории югаЗападной Сибири связан с решением задачи соз-дания опорных точек для вновь образованныхепархий РПЦ. К 2010 г. количественный рост мо-настырей прекратился, так как перед существую-щими обителями стоят сложные задачи качест-венного характера, на решение которых уйдет неодно десятилетие.Темпы роста насельников монашеских обите-лей в постсоветское время превосходили темпыроста в пореформенный период дореволюционно-го периода. Если в 1869 - 1916 гг. число насель-ников монастырей и общин Томской епархии (сучетом открытия новых обителей) выросло со 100до 972 чел., т. е. почти в 10 раз за 47 лет, то в1994 - 2007 гг. с 60 до 458 чел., т.е. почти в 8 разза 13 лет. При этом надо учитывать влияние впостсоветское время следующих факторов: отсут-ствие в советский период монастырей в Сибири,утрата традиций иноческой жизни, атеистическоевоспитание большей части населения. Быстрыйрост насельников монастырей был достигнут не засчет расширения общин действующих обителей, аза счет ежегодного появления большого количест-ва новых.Еще более быстрыми темпами в постсоветскоевремя шел рост числа монашествующих. Если к1916 г. во всех обителях Томской епархии служи-ли 164 монаха и монахини, что составляло около17% от числа насельников, то к 2007 г. более 50 %насельников составляли монахи и монахини (бо-лее 200 чел.). Эта особенность формированияпостсоветского монашества связана с отсутствиемвозрастного ценза и других ограничений на ино-ческий постриг, а также желанием в короткие сро-ки возродить полнокровные монашеские общиныв регионе. Рост монашества юга Западной Сибири,за неполные 20 лет приведший к численному пре-вышению монашества досоветского времени, немог негативно не отразиться на его качественныххарактеристиках. Указанный перекос в соотноше-нии монашествующих и послушников/послушницв постсоветское время во многом ограничил раз-витие организационно-хозяйственной структурыобителей. В динамично развивающихся женскихобителях дореволюционного периода именно по-слушницы составляли к 1916 г. более 90 % на-сельниц обителей и являлись основной рабочейсилой и источником пополнения монашества.Существенно изменились и возрастные харак-теристики. До революции в среднем около 40%насельниц женских обителей были не старше30 лет. Средний возраст насельников мужскихобителей был выше, чем в женских, но у большейчасти братии также составлял менее 50 лет. Впостсоветское время, наоборот, возраст братиимужских монастырей составлял менее 35 лет, аосновную долю насельниц женских обителей со-ставляли сестры в возрасте от 50 до 80 лет.Образовательный уровень насельников обите-лей в постсоветский период, несомненно, вырос вабсолютных показателях как для мужчин (практи-чески 100 % которых получили среднее и высшеедуховное образование в начале XXI в.), так и дляженщин. Уже отмеченные нами более быстрыеотносительные темпы роста числа монастырей иих насельников в постсоветское время по сравне-нию с дореволюционным периодом привели к то-му, что большинство монастырей были малолюд-ными, а среднее число насельников, приходящих-ся на одну обитель, было значительно ниже доре-волюционных показателей: в 1916 г. на одну оби-тель приходилось примерно 88,4 насельника (изних примерно 15 монашествующих), в 2007 г. -23 насельника (из них 13 монашествующих).В дореволюционный период большая частьнасельниц была сконцентрирована в 4 женскихмонастырях по 200 и более сестер. Малочислен-ными были мужские монастыри (в Чулышман-ском - 16 насельников и из них 10 монахов; в Том-ском - 48 насельников, из них 15 монахов), а так-же возникшие в начале ХХ в. женские общины имужская пустынь. К 2007 г. только в двух из 21обители число насельников приближалось к100 чел., в большинстве находилось от 1 до 15 чел.Для оценки сохранения православного про-странства и распространения влияния РПЦ, нанаш взгляд, необходимо сравнить и показательсоотношения числа населения юга Западной Си-бири с числом насельников обителей на этойтерритории в 1916 и 2007 гг. К 1916 г. в среднемодин насельник монашеских обителей примерноприходился на 3600 чел., а один монашествую-щий - на 21343 чел., населяющих Томскую гу-бернию. К 2007 г. плотность населения возрос-ла, численность увеличилась почти в три раза, ив среднем один насельник стал приходиться на20524 чел., а один монашествующий - на11422 чел., что косвенно подтверждает сохране-ние влияния РПЦ на данной территории, сумев-шей за короткий период 1990-х - начала XXI в.восстановить свою организационную структуруна юге Западной Сибири.

Ключевые слова

Русская православная церковь, монастырь, монашество, Russian Orthodox Church, cloister, monasticism

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Овчинников Владислав АлексеевичКемеровский государственный университеткандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры отечественной историиovchinnikov@kemsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Овчинников В.А. Православные монастыри и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX века. Кемерово, 2004.
Русская православная церковь юга Западной Сибири (XIX-XX вв.): исторические очерки. Кемерово, 2007.
 Монастыри и монашествующие Русской православной церкви на территории юга Западной Сибири в начале ХХ в. и начале XXI в | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 1 (13).

Монастыри и монашествующие Русской православной церкви на территории юга Западной Сибири в начале ХХ в. и начале XXI в | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия