Трансформация властных институтов уйгуров в период раннего средневековья: от племенной политиик государству
Представлены основные итоги изучения политических процессов у уйгуров в период раннего Средневековья. В раннесредневековый период уйгуры демонстрирует усложнение политической организации и переход через многочисленные догосударственные формы к государственной организации власти. Несмотря на то, что этот процесс был прерывистым и нередко обратимым, все же можно говорить о его определенной последовательности и целенаправленности. Особое внимание уделяется Уйгурскому каганату как специфичной кочевой империи с развитой городской инфраструктурой, гражданской администрацией, фискальной политикой и важной ролью в мировой торговле. Рассматриваются уйгурские княжества в Восточном Туркестане как особая модель среднемасштабных сообществ, где на фоне формирования комплексного номадно-оседлого социума оформляется устойчивая государственная система с широким включением кочевников в управленческие структуры.
Transformationof Uyghur government institution in early middle ages: from tribal politics to state.pdf Судьба уйгуров была тесно связана с конфеде-рацией теле [1. Т. I. С. 301]. Первые сведения обуйгурах относятся к концу IV-V в. Вместе с дру-гими племенами теле уйгуры занимали обширнуютерриторию Западной и Северной Монголии. В«историческом экскурсе» Тэсинской надписи этовремя ассоциируется с 300-летним правлением«мудрых и великих каганов» уйгуров [2. С. 87-88].В то же время китайские хроники четко фиксиру-ют, что у теле «не было единоначальствующеговерховного главы; каждый род имел своего госу-даря или старейшину» [1. Т. I. С. 215-216]. Итекст на Тэсинской стеле косвенно указывает нато, что уйгурские каганы управляли не одним им-перским элем, а множеством (буквально «тыся-чью») «элей» (племенами) [2. С. 88]. По всей ви-димости, в рассматриваемом фрагменте Тэсинскойнадписи акцент сделан на независимости уйгур-ских вождей («каганов»), а не на их доминирова-нии в имперском объединении номадов. Властьвождей (Афучжило, Мивоту, Ифу и др.) периоди-чески возникавших, но неустойчивых племенныхобъединений теле сопоставима с полномочиямилидеров простых чифдомов.Острые конфликты теле и жуань-жуаней впервой половине VI в. [1. Т. I. С. 219] создали бла-гоприятную почву для возвышения тюрков, раз-грома ими жуань-жуаней и создания ВеликогоТюркского каганата. Среди племен теле именноуйгуры занимали особое место в этноплеменнойиерархии тюркской империи. Не случайно в «Таншу» указывалось, что тюрки силами уйгуров «ге-ройствовали в пустынях севера» [1. Т. I. С. 219].Раскол Великого Тюркского каганата на Вос-точно-тюркский и Западно-тюркский каганаты,междоусобицы между представителями правящегоу тюрков клана Ашина, фактическое подчинениезначительной части элиты Восточно-тюркскогокаганата империи Суй ослабили контроль тюрковнад зависимыми племенами и способствовалипроцессам интеграции телесцев в более крупныенадплеменные объединения. В 605 г. западно-тюркский каган Чуло напал на племена теле, «об-ложил их тяжелой податью», «но опасаясь возму-щения, он собрал несколько сот их предводителейи убил их всех» [1. Т. I. С. 301], в результате вос-стания уйгуры, объединившись с племенами пугу,тунло и байегу, создали союз во главе с Сыгинем(Шы-гянь-Сыгинем) из рода Яглакар и «отложи-лись» от власти тюрков. Местом их расселениястал бассейн р. Селенги [1. Т. I. С. 301-302, 339].В годы правления восточно-тюркского каганаШибира (608-619) надплеменной союз во главе суйгурами подчинился тюркам [1. Т. I. С. 339], носохранил свою автономию. Об этом свидетельст-вует переход власти от Шы-гяня к его сыну Пусе,характеристика которого в «Тан шу» наглядносвидетельствует о самостоятельности его дейст-вий: «в сражениях всегда шел впереди и куда ниустремился все сокрушал: почему подчиненныебоялись и повиновались ему» [1. Т. I. С. 302]. Всеэто позволяет говорить об устойчивости созданно-го уйгурами объединения и преемственности вла-сти в рамках рода Яглакар.Начало следующего этапа политогенеза уйгу-ров можно условно связать с событиями 628 г.,когда сеяньто и уйгуры, поддержанные Тан, вос-стали против тюрков. Пуса, разбив одну из армийтюрков, наладил самостоятельные отношения сПоднебесной [1. Т. I. С. 302]. В результате совме-стного давления на тюрков уйгуров, сеяньто и Ки-тая Восточно-тюркский кагант прекратил сущест-вование, а каган Хейли вместе с остатками армиисдался Тан. Доминирующую роль в монгольскихстепях занял каганат Сеяньто (630-646/647). По-ражение сеяньто, уйгуров, тунло, пугу, мохэ и си в641 г. от китайцев привело к выступлению уйгу-ров против сеяньто. К 646-647 гг. «Дом Сеяньто»под ударами китайцев, тюрков и уйгуров ослаб ибыл в конечном итоге уничтожен [1. Т. I. С. 343].В 647 г. вожди племен теле (включая и уйгуров)прибыли в расположение танского императораТай-цзуна и «один за другим» давали зарок импе-ратору, что «они из рода в род будут служить не-бесному высочайшему хану». Земли к северу отГоби были разделены на 6 крупных территорийдудуфу (для управления уйгурами был созданонаместничество Ханьхай) и 7 округов для болеемелких племен теле [1. Т. I. С. 302, 343; 4. С. 118].Однако уйгуры явно стремились к независимостии консолидации «поколений теле». Тумиду сталименовать себя каганом, учредил должности чи-новников, такие же, как у тюрков [1. Т. I. С. 305; 4.С. 118]. Это вызвало сопротивление среди частикочевой элиты, и Тумиду был убит. Однако жевласть с санкции китайского императора перешлак его сыну Пожуню. Пожунь пошел на тесное во-енное сотрудничество с Китаем. Во главе 50 000уйгурских воинов он участвовал в покорении им-перий Тан Западно-тюркского каганата (657). Принаследнике Пожуня, его сыне (или племяннике)Били (Бисуду) в 660-663 гг. произошли неодно-кратные военные столкновения между китайцамии теле [4. С. 119-120]. Как полагаетА.Г. Малявкин, данный конфликт свидетельствуето фактическом провозглашении Первого Уйгур-ского каганата (663-679) [4. С. 119, 120-123, 125].А.К. Камалов полагает, что Первый Уйгурскийкаганат возник еще в 647 г., война же китайцев стеле 660-663 гг. заставила Поднебесную признатьнезависимость каганата, просуществовавшего до689 г. [5. С. 7, 62-63].В период от падения Восточно-тюркского ка-ганата (630) и до восстановления власти тюрков встепи (689) племена теле, входившие в союз воглаве с уйгурами, обосновались в бассейне рекТолы и Орхона, заняли Отюкенскую чернь (Хан-гай). В 60-70-е гг. VII в., по всей видимости, сло-жилась структура Уйгурской державы. Во главекаганата стояли 9 родов (в надписи из Могон Шинеупоминаются он-уйгуры, т. е. 10 родов) [3. С. 39])собственно уйгров. Племя уйгуров, в свою очередь,было старшим над 8 другими племенами. Составуйгурской политии был изменчив, но в тюркских икитайских источниках закрепилось название токуз-огузы - девять племен. Сложная структура объеди-нения токуз-огузов, наследственный характер вла-сти в рамках клана Яглакар, значительная числен-ность (не менее 200 000 человек) населения позво-ляют говорить о том, что союз токуз-огузов пред-ставлял собой компаудный чифдом.Подчинившись в 689 г. тюркам, токуз-огузылишь отчасти сохранили состав объединения.Многочисленные мятежи уйгуров против тюркови столкновения с ними вели к тому, что отдельныекланы и племена токуз-огузов откочевывали на юги укрывались в пограничных округах Поднебес-ной. Так, часть токуз-огузов, не желавшая мирить-ся с властью тюрков, ушла в низовья р. Эдзин-голи расселилась в Ганьсу [2. С. 87]. Выступлениеуйгуров во главе с родом Яглакар против тюрков в40-е гг. VIII в. привело к восстановлению союзатокуз-огузов. Победа над тюрками, а также раз-гром карлуков и тюргешей [4. С. 39-42] позволилитокуз-огузам стать полноценными хозяевами мон-гольских степей и провозгласить собственную им-перию.Одним из ярких процессов в истории Уйгур-ского каганата была урбанизация [6. С. 56-66,150-153; 7. С. 333-334; 8. С. 23-24 и др.]. В рам-ках Уйгурской империи городская инфраструкту-ра быстро разрослась и превратилась в целую сетьгородских центров разного профиля. Столица -Хара балгас (Орду-балык). Город начал возво-диться по указанию Элетмиш Бильге-кагана непозднее 755 г. [4. С. 42]. Со временем вокруг Ор-ду-балыка возникли многочисленные поселенияземледельцев, ремесленников и торговцев (нали-чие большого посада было зафиксировано ещеучастником Орхонской экспедиции Д.А. Клемен-цем [9. С. XXVII]). Эти наблюдения подтвержда-лись другими исследователями [10. С. 180-182.Рис. 81; 11. Т. (VI) XXVI. С. 311-327 и др.]). Об-щая площадь памятника составляет не менее25 кв. км [7. С. 334]. Обнаружены ставки, военно-административные и религиозные центры, такиекак Бейбалык (городище Бай-Булгайн балгас), Чи-лим балгас, Цаган Сумийн балгас, III Шагонарскоегородище и др. В Туве возникла целая оборони-тельная линия из городищ, крепостей, глинобит-ных и каменных стен, каменных бастионов [12.С. 145-158]. Построенная на границе с владения-ми кыргызов, данная укрепленная линия имеласистему управления и сеть административныхцентров, связывавших ее с центром империи. Дея-тельность гарнизонов крепостей в бассейне Хем-чика координировались из военно-админи-стративного центра I Бажын-Алак, расположенно-го в пойме Чадана притока Хемчика. Администра-ция III Шагонарского городища управляла 6 кре-постями Верхнего Енисея [13. С. 142. Рис. 31]. Сцентром империи уйгурские города и крепости вТуве связывал Пор-Бажын, расположенный на со-временной границе с Монголией. По сведениямТамим ибн Бахра, побывавшего в Орду-балыке, надороге из Восточного Туркестана до уйгурскойстолицы существовали «промежуточные станции»для купцов, а через двадцать дней пути в степистали встречаться многочисленные деревни и по-селения [14. С. 46]. В целом можно говорить отрех-четырехуровневой иерархии поселений го-родского типа: столичный города Хара-балгас -«областные» города - провинциальные города ивоенные крепости на границе с кыргызами - «де-ревни и поселения» Тамим ибн Бахра.Немаловажную роль в жизни уйгурских горо-дов и экономики Уйгурского каганата играла тор-говля. В середине VIII - первой половине IX в.сложились благоприятные условия для развитияторговли в каганате и транзитных торговых опе-раций по территории Монголии. Прежде всего,следует указать на внешнеполитические обстоя-тельства, способствовавшие активной деятельно-сти согдийских купцов в Монголии. Во-первых,это захват Тибетом в 60-90 гг. VIII в. всего «цен-трального участка Великого шелкового пути отИчжоу до Ганьсуского коридора. Это вынуждалоторговцев везти товары, поступавшие из Китаялибо, наоборот, транспортируемые в Поднебес-ную, по «уйгурскому пути» [15. С. 380]. Во-вторых, мощный импульс для развития евразий-ской торговли дал Арабский халифат. Он во мно-гом обеспечивал тогдашнюю мировую торговлюсвоим серебряным дирхемом и товарами, купцыхалифата существенно расширили сеть торговыхкоммуникаций, охвативших и евразийские степи.В-третьих, важными контрагентами и посредни-ками в торговле были растущие города Семиречьяи Средней Азии.Подъем торговой деятельности в Уйгурскомкаганате был невозможен без благоприятных ус-ловий внутри империи. В Уйгурии возникли со-гдийские колонии. Связи уйгуров и согдийцевсложились, по всей видимости, еще в Ганьсу, кудаоткочевала в конце VII в. часть токуз-огузов. Так-же в степи во время восстания Ань Лушаня оказа-лось много земледельцев и горожан. Наряду с тор-говлей в каганате рядом с крупными городамивозникли очаги земледелия. Собственно, и города,как сообщают источники, возводились согдийца-ми и китайцами [4. С. 43]. Согдийские общиныуже в Уйгурском каганате приобрели серьезноеполитическое и духовное влияние. Этим во мно-гом объясняется распространение среди уйгурскойэлиты манихейства. Очевидно, что и торговая дея-тельность согдийцев осуществлялась с санкцииуйгурских каганов, заинтересованных как в разви-тии торговли, так и в сбыте поступавшего из Ки-тая шелка. К тому же уйгурская элита получиладоступ к продуктам земледелия и ремесла (темсамым частично была снята характерная для коче-вого мира зависимость от продукции земледельче-ских цивилизаций). Кроме того, есть все основа-ния считать, что торговцы, ремесленники и земле-дельцы, уплачивая пошлины и налоги, приносилидополнительные доходы.Урбанизация, формирование иерархии город-ских поселений, развитие торговли, земледелия иремесла, фискальная политика, утверждение ма-нихейства в качестве религии элиты - есть прямыесвидетельства трансформации Уйгурского кагана-та в государство. Однако нельзя не заметить опре-деленную «хрупкость» уйгурской «культурно-политической конструкции». Поражение от кыр-гызов и разгром Орду-балыка (840) пресекли про-цессы формирования в степи более сложной соци-ально-политической организации. Однако уйгур-ские государственные традиции оказались востре-бованы в Восточном Туркестане, куда мигрирова-ла после 840 г. часть токуз-огузов. Здесь возниклиГаньчжоуское, Турфанское и другие княжества, вкоторых кочевники-уйгуры тесно взаимодейство-вали с местным согдийским населением, что при-вело к постепенному формированию комплексно-го номадно-оседлого общества [16. С. 5-6, 7, 42-92; 17. С. 5, 8, 31-251 и др.].Подводя итоги можно отметить, что уйгуры впериод раннего Средневековья прошли длитель-ный путь создания сложных форм властной ие-рархии и государственности. Все это может рас-сматриваться как свидетельство нелинейности со-циальной эволюции и необходимости отказа отпредставлений о кочевом мире Центральной Азиикак макросистеме, воспроизводившей в последнейтрети I тыс. до н. э. - I тыс. н. э. одну и ту же мо-дель социально-политической организации.
Ключевые слова
уйгуры,
политогенез,
сложный чифдом,
кочевая империя,
государство,
uighurs,
political genesis,
compound chiefdom,
nomadic empire,
StateАвторы
Васютин Сергей Александрович | Кемеровский государственный университет | кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории средних веков | vasutin@history.kemsu.ru |
Всего: 1
Ссылки
Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Т. I.
Кляшторный С.Г. Тесинская стела (Предварительная публикация) // Советская тюркология. 1983. № 6. С. 76-90.
Малое С.Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
Малявкин А.Г. Тактика Танского государства в борьбе за гегемонию в восточной части Центральной Азии // Дальний Восток и соседние территории в средние века. Новосибирск: Наука, 1980. С. 103-126.
Камалов А.К. Древние уйгуры. VIII-IX вв. Аламаты: Наш Мир, 2001.
Данилов С.В. Города в кочевых обществах Центральной Азии. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004.
Крадин Н.Н. Урбанизационные процессы в кочевых империях монгольских степей // Монгольская империя и кочевой мир. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2008. Кн. 3. С. 330- 346.
Дробышев Ю.И. Уйгурский каганат - нетипичная кочевая империя // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2009. № 2. С. 17-26.
Атлас древностей Монголии. Изданный по поручению Императорской Академш наукъ В. В. Радловым. Труды Орхонской экспедиции. Вып. II. СПб., 1893.
ЦэвээндоржД., БаярД., ЦэрэндагваЯ., ОчирхуягЦ. Археология Монголии. Улаанбаатар, 2008.
Ahrens B., Bemmann J., KlingerR., LehmanF., Munkhbayar L., OczipkaM., PiezonkaM., Schtitt B. Geoarchaeology in the Steppe - a new multidisciplinarny Project Investigating the Interaction of Man and Environment in the Orkhon Valley // Археологийн судлал. У
Кызласов Л.Р. Древняя Тува (от палеолита до IX в.). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981.
Арабские источники о тюрках в раннее средневековье / Пер. с араб. Ф.М. Асадова. Баку: Элм, 1993.
Лубо-Лесниченко Е.И. Великий шелковый путь // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: очерки истории. М.: Наука, 1988. С. 352-391
МалявкинА.Г. Материалы по истории уйгуров в IXXII вв. Новосибирск: Наука, 1974.
Малявкин А.Г. Уйгурские государства в IX-XII вв. Новосибирск: Наука, 1983.