About the Ernst Kantorowicz's researches of king authority sacralization.pdf Эрнст Канторович - выдающийся немецкиймедиевист, внесший существенный вклад в разви-тие политической антропологии XX столетия. Егоисследования королевской власти существеннодополнили представления его современников осредневековой власти и самой эпохе.Э. Канторович, будучи членом литературногоклуба Стефана Георга и близким другом его осно-вателя, попал под влияние неоромантических идейкружка, следствием чего стал выход в свет егопервого труда - биографии Фридриха II. Работаимела значительную источниковую базу и быланаправлена на освещение судьбы императора, атакже на анализ его эпохи и создание и поддержа-ние великой Священной Римской империи. Опи-сывая обряд крещения маленького Фридриха,Э. Канторович рассуждает о наделении свыше бу-дущего императора мудростью и силой [1. P. 45].Он анализирует процессы становления молодогоимператора и складывания его авторитета в глазахподданных. Содержание пронизано духом мас-штабности личности Фридриха и его амбициознойцели - создать и укрепить империю. Нужно отме-тить, что подобные настроения автора вполне объ-яснимы. С одной стороны, он был подверженвлиянию идей лидера литературного объединения,членом которого являлся. С другой, будучи при-верженцем неоромантических взглядов, восхвалялобъединительную политику императора Фридри-ха, его идеи целостного государства, привержен-цем которого был сам историк.По оценке Эрнста Канторовича, особенностисредневековой королевской власти проистекали извизантийской, римской и христианской традиций.Римская империя явилась источником идеи абсо-лютной власти. Однако, как утверждает Канторо-вич, для народных масс основывалась она не наримском праве, а на естественных законах и тра-дициях [2. P. 105]. В Средние века бытовало пред-ставление о том, что римляне неукоснительноподчинялись правителю, независимо от его чело-веческих качеств. Христианская традиция прояви-лась со времени правления Константина Великого,который стал благодаря интерпретации служите-лей церкви наместником Бога на земле. Историкделает вывод, что у простых людей стало форми-роваться убеждение, что противостоять императо-ру не только преступление, но и грех. [3. P. 65].Природа богоизбранности королевской власти, помнению Эрнста Канторовича, имела ветхозавет-ные корни. Они проистекали из священной исто-рии, из сказания о помазании на царство царяСаула пророком Самуилом. Тот по воле Бога былизбран и помазан на царство. Однако суровыйнрав и нестабильное поведение вынудили Самуи-ла тайно сделать помазанником божьим юногоДавида. Давид, несмотря на все ухищрения и ме-тания своего царя, не противился власти Саула иподчинялся ему. Такое непротивление стало длясредневекового человека, по заключению истори-ка, ярким примером смирения и покорности передносителем божьей власти, т. е. королем. Оно сде-лало власть монарха священной, а любое непови-новение его воле противоестественным [3. P. 75].Сила Священного писания была крайне великав период Средневековья. Однако историк не ос-тавляет без внимания тот факт, что первые короли,которые переживали переходный этап от варвар-ства к христианству, не всегда соответствовалирелигиозному канону смиренности монарха. По-добной данности нельзя было избежать в силу сло-жившейся в варварских обществах традиции. ДажеКарл Великий, по мнению Э. Канторовича, снискалуважение своих подданных в первую очередь какуспешный предводитель войска и завоеватель [2.P. 106]. Однако, как подчеркивает исследователь,вторая половина VIII в. стала переломной для тра-диционных варварских обществ: христианская верастала утверждаться в Западной Европе.Эрнст Канторович отмечает повсеместнуюпреемственность римского и византийского обы-чаев и их последующую трансформацию согласноновому средневековому мировоззрению, сочетав-шему языческие нормы и христианские каноны.Ярким примером подобного «содружества» можетвыступать обычай признания правителя в римскомобществе и в обществе средневековом. Для этогоавтор исследует эволюцию так называемых хва-лебных речей в честь государей. Римский сенатпосле выбора своего императора произносил в егочесть приветственные слова и восклицания. По-добная практика имела место во франкском обще-стве, когда толпа приветствовала своих вождей, азатем первых королей и именно общенародноепровозглашение символизировало приход новогоправителя. Когда христианские каноны утверди-лись в сознании западноевропейского человека,вышеописанная традиция не утратила своего зна-чения, но лишь приобрела новую семантику, ис-точником которой стала новая официальная рели-гия. Так называемые «laudes regiae» (хвалебныеречи в честь короля) [3. P. 65] приняли характермолитв и псалмов. Они произносились на служ-бах, их читали, молясь о правителе, и, что важно,данные восхваления торжественно возносились вчесть монарха, принимая вид гимнов, когда тотпроходил таинство миропомазания и становилсякоролем. Именно трансформация обычных норм ипорядков, а не нововведения, усиливала эффектдействий церкви и оказывали влияние на мировоз-зрение человека.Преемственность традиций Э. Канторович от-мечал, описывая въезд правителя в город, которыйеще в римское время сопровождался ликованием ипринимал характер праздника. Данная традиция,именуемая «adventus» [3. P. 72], со временем былатакже ритуализирована церковью. По наблюде-нию автора, въезд короля принял вид торжествен-ной церемонии, в которой каждому участнику,коим выступали в первую очередь представителиместного духовенства, была отведена своя роль.Священники брали на себя функцию встречаю-щих. Епископ был главным сопровождающим ко-роля на его пути от городских ворот к стенамцеркви. Именно в монастыре монарх оставался наночлег. Очевиден приоритет религиозной состав-ляющей в светской процессии.Таким образом, Э. Канторович отмечает, чтоповсеместное присутствие церкви и реализациярелигиозных практик как в повседневной жизнисредневекового общества, так и в деятельностисильных мира сего, то есть короля и представите-лей высшего света, создавали четкие стереотипы ввосприятии тех или иных жизненных проявлений.Соответственно, с персоной монарха были связа-ны исключительно положительные и превосход-ные качества, которыми его награждала традицияверований. Король - носитель божьей воли, пома-занник божий, обладатель высшей силы и гарантспокойствия и благополучия в государстве.Эрнст Канторович, рассматривая процессскладывания авторитета королевской власти,оформления приоритета церкви, рассуждает опреемственности языческих традиций и их пре-ломлении в христианских канонах. Сочетаниеримских, варварских и христианских обычаев и ихпроецирование на институт королевской властиоформили новый взгляд на правителя в историче-ской традиции и позволяют по-новому оценитьобраз короля. Новации Э. Канторовича стали ка-чественным вкладом в развитие политической ан-тропологии XX в.
Шайхутдинова Елена Нургалиевна | Кемеровский государственный университет | соискатель кафедры истории средних веков, ст. лаборант кафедры истории средних веков факультета истории и международных отношений | chydo.86@mail.ru |
Kantorowicz Ernst. Frederick the Second. 1194-1250. New York: Frederick Ungar Publishing Co, 1967. 724 p.
Cantor Norman F. Inventing the Middle Ages. New York: Quill William Morrow, 1991. 448 p.
Kantorowicz Ernst. Laudes Regiae. A Study in Liturgical and Medieval Ruler Worship. Berkeley and Los Angeles: University of California press, 1946. 292 p.
Kantorowitcz E. The king's two bodies. A study in medieval political theology. Princeton, 1957.