Становление системы исторического образования в классических университетах Сибири в XX - начале XXI в
<
Formation of system of the historical education at classical universities of Siberia in the XX-th - in the beginning of the XXI centuries.pdf Актуальность темы исследования объясняетсянеобходимостью в современных условиях рефор-мирования исторического образования (какшкольного, так и высшего), начавшегося в Россиина рубеже 1990 - 2000-х гг., обратиться к изуче-нию дореволюционной, советской и современнойсистемы организации высшего образования вклассических университетах, с целью полученияценного опыта, который следовало бы не толькоизучать, но и учитывать на современном этапе ре-формирования классической российской высшейшколы, в первую очередь ее гуманитарного сег-мента. Историческое образование является тойобластью государственной политики, благодарякоторой осуществляется преемственность поколе-ний, формируются сознание личности, ее граж-данская и политическая культура, мировоззренче-ские установки, нравственные ценности и чувствопатриотизма.Вместе с тем одним из центральных объектовисследований сегодня должно стать изучение ре-гионального опыта организации историческогообразования, включающего все ценное, что былонакоплено в работе высших учебных заведений попреподаванию истории и подготовки профессио-нальных кадров в разных регионах страны. Долгоевремя региональный аспект в исследовании этоговопроса не получал должного освещения в отече-ственной историографии, поскольку считался вто-ростепенным и малозначительным для историче-ского познания. Однако сейчас настало время пе-реосмысления этой значительной составляющейотечественного высшего образования. Именно се-годня, в отличие от советского периода историинашей страны, когда образовательное пространст-во в России перестало быть унифицированным истановится многомерным, многоукладным ком-плексом разнообразных систем, в число активноразрабатываемых направлений входит регионали-зация образовательного процесса. В этом отноше-нии Сибирь представляет собой уникальный рос-сийский регион в экономическом, политическом икультурном отношении, в котором еще в началеXX в. были заложены традиции исторического об-разования в Томском и Иркутском университетах.По мере социально-экономического развитияСибири на протяжении второй половины XVIII -XIX в. стали изменяться ее значение и отношениек ней со стороны российского общества и власти.Поэтому в начале XIX в. возникла идея открытияв Сибири своего университета. Однако в силу оп-ределенных причин как объективного, так и субъ-ективного характера решение этого вопроса рас-тянулось более чем на 70 лет. Лишь 16 (28) мая1878 г. был издан Высочайший Указ Александра IIоб учреждении Императорского Сибирского уни-верситета (позже было решено открыть универси-тет именно в Томске - ИТУ). В правительствен-ных кругах ИТУ стал рассматриваться как центрдля подготовки специалистов на местах, из сиби-ряков, в различных областях народного хозяйства:врачей, учителей, юристов, экономистов, чинов-ников [1. Л. 154].Согласно положениям Общего Устава импера-торских российских университетов 1884 г. в со-став университетов должны были входить четырефакультета - медицинский, юридический, истори-ко-филологический и физико-математический.Однако в силу недостаточного финансирования инехватки выпускников средних учебных заведе-ний Сибири (гимназий и духовных семинарий)Министерство народного просвещения (МНП)приняло решение открыть ИТУ в составе одногомедицинского факультета, приоритет которомубыл отдан в силу того, что врачи в то время былиболее необходимы.На протяжении первых двух десятилетий су-ществования ИТУ Совет университета и некото-рые представители сибирской общественности(например, Г.Н. Потанин [2]) вели активную борь-бу за расширение университета и открытие в немнедостающих факультетов. После долгих усилий22 октября (3 ноября) 1898 г. был открыт юриди-ческий факультет, в результате чего дело высшегогуманитарного образования в Сибири было сдви-нуто с мертвой точки. Однако вопрос с открытиемисторико-филологического и физико-математи-ческого факультетов долгое время так и оставалсянерешенным. Ректоры и Совет ИТУ обращались кпопечителям Западно-Сибирского учебного окру-га и лично к министрам народного просвещения сходатайствами об открытии недостающих факуль-тетов. В первую очередь они настаивали на от-крытии именно ИФФ, который в силу спецификиорганизации на нем образовательного процесса нетребовал значительных ассигнований на обуст-ройство кабинетов и лабораторий, что, в конечномсчете, удешевляло его открытие. Такое внимание коткрытию новых факультетов объяснялось тем,что в те годы для Сибири довольно остро стоялапроблема нехватки преподавателей в среднихучебных заведениях, в первую очередь в гимнази-ях. Учителя из европейской части Российской им-перии ехали неохотно.Обсуждение вопроса о возможности открытияв ИТУ новых факультетов (в первую очередьИФФ) решался, кроме всего прочего, и на уровнеГосударственной Думы III и IV созывов. Этот во-прос постоянно инициировали депутаты Сибир-ской областной фракции, которые ратовали за раз-витие просвещения в Сибири [3], но «пожеланияэти обычно придавались забвению со стороныМинистерства народного просвещения» [4.Ст. 85-86]. Лишь в 1914 г. определенных успеховв этом отношении добился депутат от Томскойгубернии В.Н. Пепеляев (член думской Комиссиипо народному образованию, впоследствии - Пред-седатель Сибирского правительства А.В. Колча-ка). Благодаря его активной деятельности МНПвсе же согласилось с открытием при ИТУ в 1914 г.ИФФ [4. Ст. 89]. Однако начавшаяся в августе то-го же года Первая мировая война, а затем и Фев-ральская революция 1917 г. постоянно откладыва-ли реализацию этого вопроса.Только постановлением Временного Прави-тельства от 22 июня (5 июля) 1917 г., с 1 (14) июляв составе Томского университета (ТУ) были учре-ждены физико-математический и историко-фило-логический факультеты. Последний открывался всоставе четырех отделений: классического, славя-но-русского (словесного), исторического и рома-но-германского [5. Л. 126]. К сожалению, факуль-тет проработал недолго, первые студенты даже неуспели окончить полного пятилетнего курса обу-чения. После восстановления в декабре 1919 г. вТомске власти большевиков с весны 1920 г. в уни-верситете стала проводиться реформа высшейшколы, в ходе которой в мае 1920 г. юридическийфакультет ТУ был преобразован в факультет об-щественных наук (ФОН), а в апреле 1921 г. вместообщественно-педагогического отделения ФОНабыло организовано этнолого-лингвистическоеотделение, в которое был преобразован упразд-ненный ИФФ [6. Л. 43]. Но и сам ФОН ТУ про-существовал также недолго - лишь до июня1922 г., когда он был упразднен приказом заве-дующего СибОНО Д.К. Чудиновым. Студенты,обучавшиеся на ФОНе ТУ, были переведены в Са-ратовский, Петроградский и недавно открывшийсяИркутский университеты.С падением в середине 1918 г. советской вла-сти на территории Сибири и установлением вла-сти Временного Сибирского Правительства (ВСП)стало возможным открытие университета в Ир-кутске (ИУ), борьба за который велась сибирскойобщественностью еще с 1880-х гг. (Г.Н. Потанин,Н.М. Ядринцев и др.). 13 августа 1918 г. на засе-дании Иркутской городской думы было офици-ально объявлено об открытии университета, а ми-нистром народного просвещения ВСП проф. В.В.Сапожниковым было подписано положение об ИУ[7], после чего сразу же было объявлено о началенабора на ИФФ ИУ [8. Л. 311]. Торжественноеоткрытие университета состоялось 27 октября1918 г. Он начал свою работу в составе двух фа-культетов - историко-филологического и юриди-ческого. Изначально ИФФ ИУ состоял из истори-ческого и славяно-русского отделений, в 1919 г. кним добавилось третье - восточное. Однако ИФФИУ проработал тоже недолго. С восстановлениемв начале 1920 г. в Иркутске советской власти ре-форма высшей школы затронула и его - были уп-разднены юридический и историко-филоло-гический факультеты, которые в апреле 1920 г.вошли в состав гуманитарного факультета с ше-стью отделениями (в том числе - историческим),преобразованного 1 июня 1921 г. в ФОН (закрыт в1925 г.). В марте 1922 г. вновь был восстановленгуманитарный факультет с историко-филологи-ческим отделением (закрыт в 1924 г.).В 1920-х - нач. 1930-х гг. в некоторых универ-ситетах СССР стали организовываться педагоги-ческие факультеты, открывавшиеся на базе закры-тых или реорганизованных ФОНов и гуманитар-ных факультетов. Так, в эти годы в ИГУ на базегуманитарного факультета и ФОНа был открытпедагогический факультет с историческим отде-лением. В 1931 г. педфак ИГУ был выведен из со-става университета и образован Иркутский педа-гогический институт, где было открыто историко-экономическое отделение. В 1930 г. в ТГУ такжебыл открыт педагогический факультет, в составекоторого было 11 кафедр различного профиля, втом числе и кафедра всеобщей истории, которая иположила в дальнейшем начало восстановлению вТомске и Западной Сибири высшего историческо-го образования. В 1931 г., на базе открытого годомраньше педфака ТГУ, был создан Томский педаго-гический институт - первый на территории Запад-ной Сибири, в котором в 1932 г. было открыто ис-торическое отделение, реорганизованное в 1934 г.в факультет.Таким образом, многолетняя борьба и победасибирской общественности за организацию исто-рического образования и подготовку собственныхкадров историков на местах была сведена «на нет»советской властью в течение короткого времени.В итоге после всех преобразований классическоеисторическое образование и подготовка квалифи-цированных кадров историков в Сибири былипрерваны на долгие годы. Лишь в 1940 г. в Том-ском и Иркутском университетах вновь были от-крыты исторические факультеты.На протяжении почти целого десятилетия - ссередины 1920-х и до середины 1930-х гг. - вовсей стране историческое образование и сама ис-тория как наука стали неугодными советскомуправительству, поскольку в них оно больше невидело необходимости. Перед советским прави-тельством тогда стояла задача идеологическоговоспитания населения в новом социалистическомдухе, что было невозможно без пропаганды мар-ксизма в широких массах. В этих условиях особаяроль отводилась в основном социальным и эконо-мическим наукам. Идея патриотизма, которуюпроповедует любое национальное историческоеобразование, отошла на второй план, уступив ме-сто интернационализму. Новая власть нуждалась вновых специалистах, стоявших на марксистскихпозициях.Однако с начала 1930-х гг. партия и прави-тельство, в первую очередь сам И.В. Сталин, осоз-нали острую потребность в том, чтобы начатьуделять намного больше внимания историческомуобразованию в средних учебных заведенияхСССР, для чего необходимо было восстановитьсистему подготовки для школ специалистов-историков в вузах страны, прежде всего в универ-ситетах. История в ее традиционных, «националь-ных» рамках как нельзя лучше позволяла внедритьустановку на восстановление государственнойпреемственности, все более утверждавшуюся вмировоззрении руководства и постепенно в идео-логии правящей партии в течение 1930-х гг. Неотменяя официальный культ Октябрьской рево-люции, требовалось только укрепить легитим-ность установленного режима всей глубиной на-циональной жизни. Именно этим целям и былотеперь подчинено преподавание истории. Препо-давателей истории провозгласили «бойцами идео-логического фронта» [10. С. 274]. Вместе с темисторическое образование и воспитание патрио-тизма были необходимы советскому государству вусловиях надвигавшейся угрозы новой мировойвойны.Следуя этой линии, 3 апреля 1934 г. Народныйкомиссар по просвещению РСФСР А. С. Бубновиздал приказ № 260 «Об открытии историческихфакультетов в университетах» [10], согласно ко-торому исторические факультеты в вузах странывосстанавливались «в целях подготовки высоко-квалифицированных специалистов для научно-исследовательской и педагогической работы поистории» [10]. Для вновь открываемых факульте-тов устанавливался 5-летний срок обучения. Темже приказом уже с 1 сентября 1934 г. было решеноорганизовать исторические факультеты в составеМосковского и Ленинградского университетов.Управлению университетов СССР, в лице егоначальника Х.З. Габидуллина, было поручено «вдвухмесячный срок проработать вопрос о даль-нейшем развертывании исторических факульте-тов в составе других университетов, в первуюочередь в Томском, Казанском, Ростовском иСаратовском [то есть там, где они существовалив начале 1920-х гг. - прим. автора], и предста-вить предложения об очередности и сроках ихоткрытия» [10].Известное Постановление СНК СССР и ЦКВКП(б) «О преподавании гражданской истории вшколах СССР» от 15 мая 1934 г. [11] положилоначало восстановлению исторических факульте-тов в вузах страны, в первую очередь в универси-тетах Москвы и Ленинграда.Вместе с тем решение проблемы подготовкиисториков в университетах Сибири оставалосьнаиболее серьезным вопросом. Первые историче-ские факультеты открывались только в универси-тетах столичных и других крупных городов евро-пейской части СССР, а в Сибири этот вопрос дол-гое время так и не решался. Поэтому для решенияпроблемы подготовки кадров историков для школЗападной и Восточной Сибири было решено, пре-жде всего, начать подготовку специалистов в пе-дагогических институтах, которые начали в боль-шом количестве открываться на территории Си-бири в первой половине 1930-х гг. Первые педин-ституты с историческими отделениями, как ужеранее отмечалось, были открыты в 1931 г. в Том-ске и Иркутске на базе педагогических факульте-тов этих университетов, а затем и в других круп-ных сибирских городах.Лишь в 1940 г., после долгих усилий руково-дства Томского и Иркутского университетов, вних были открыты исторические факультеты, ко-торые с 1941 г. были преобразованы в историко-филологические факультеты. В таком виде онипросуществовали несколько десятилетий, пока в1967 г. ИФФ ИГУ, а в 1974 г. ТГУ не разделилисьна самостоятельные исторические и филологиче-ские факультеты.На протяжении двух десятилетий после вос-становления университетского исторического об-разования, вплоть до начала 1960-х гг., ТГУ иИГУ оставались единственными в Сибири универ-ситетами, которые готовили историков. Только в1962 г. в молодом Новосибирском университете,основанном в 1958 г. (Постановление СовминаСССР № 31 от 9 января 1958 г.) [12. Т. 6], был от-крыт гуманитарный факультет с историческимотделением (специальность подготовки - исто-рия). Изначально НГУ стал рассматриваться каксоставная часть системы СО АН СССР и был при-зван готовить кадры для Сибири, которые бы со-ставили основу для развития сибирской академи-ческой науки. В этой системе взаимодействияпредполагалась максимальная интеграция акаде-мической науки и классического образования. Так,уже в 1966 г. был организован Институт истории,филологии и философии.В последующие годы, по мере социально-экономического и культурного развития сибир-ского региона, возникла острая необходимостьрасширения базы университетского образованиядля подготовки высококлассных специалистов поразным отраслям народного хозяйства, в том чис-ле и в области исторического знания. Новые спе-циалисты были необходимы для дальнейшего ос-воения этого региона, для изучения его богатств иистории, а для этого необходимо было на местахготовить квалифицированные кадры. В этой связив конце 1960-х - первой половине 1970-х гг. в раз-ных регионах Сибири были открыты новые уни-верситеты или реорганизованы прежние педагоги-ческие институты и филиалы, где стали готовить иисториков. В 1969 г. на базе красноярских филиа-лов НГУ и ТГУ был открыт Красноярский госу-дарственный университет, где изначально былаоткрыта кафедра истории [12. Т. 6]. С 1999 г. в егосоставе было открыто отделение истории, фило-софии и политологии при факультете филологии ижурналистики. В 2006 г. на базе нескольких вузов,в том числе и КрасГУ, был образован Сибирскийфедеральный университет с гуманитарным инсти-тутом, в состав которого сегодня входит историко-философский факультет. В 1973 г. на базе Тюмен-ского пединститута был образован Тюменскийгосударственный университет (постановлениеСовмина СССР № 117 от 15 января 1973 г.) с ис-торико-филологическим факультетом [12. Т. 6] (с1980 г. - самостоятельный исторический факуль-тет). В том же году был открыт Алтайский госу-дарственный университет (постановление Совми-на СССР № 179 от 27 марта 1973 г.) с историко-филологическим факультетом [12. Т. 6] (с 1980 г. -исторический факультет). В 1974 г. на базе Кемеров-ского педагогического института был создан госу-дарственный университет (Постановление СовминаСССР № 122 от 22 февраля 1973 г.) с историче-ским факультетом [12. Т. 6]. В том же 1974 г. былоткрыт Омский государственный университет (по-становление Совмина СССР № 276 от 28 апреля1973 г.) с историческим отделением факультетагуманитарных наук [12. Т. 6], которое в 1975 г.было преобразовано в историко-филологическийфакультет, а в 1977 г. из него был выделен само-стоятельный исторический факультет. Созданныйв 1975 г. Читинский государственный техническийинститут лишь в 2003 г. получил статус классиче-ского университета, поэтому процесс становленияв нем исторического образования находится покана первоначальной стадии.В течение первой половины 1990-х гг. в на-циональных субъектах Сибири стало происходитьреформирование высшей школы в целях повыше-ния его уровня и организации новой системы вос-питания национальной элиты в этих регионах. Всвязи с интенсивной «суверенизацией» Россиистало понятно, что каждый субъект Федерациидолжен всерьез подумать об обеспечении себя вы-сококвалифицированными профессиональнымикадрами для всех направлений деятельности. Гла-вной составляющей этих преобразований явилосьто, что изменялся статус национальных вузов -бывшие пединституты реорганизовывались в уни-верситеты, где наряду с прежними специально-стями, появлялись и новые. Однако во всех нихпо-прежнему готовились кадры историков. Так, в1993 г. на базе Горно-Алтайского пединститута иГорно-Алтайского сельскохозяйственного техни-кума был создан Горно-Алтайский государствен-ный университет (Постановление Совмина-Правительства РФ от 20 июля 1993 г № 689 и при-каз Госкомитета РФ по высшему образованию№ 312 от 1 ноября 1993 г.). В нем продолжил своюработу исторический факультет, который сущест-вовал в пединституте с 1989 г. Правительство РФ19 июня 1994 г. приняло Постановление № 724 осоздании Хакасского государственного универси-тета» на базе Абаканского педагогического инсти-тута [13. Ст. 1049]. Сегодня в нем идет подготовкаисториков в институте истории и права. В 1995 г.Указом Президента РФ от 30 июня 1995 г. № 989,Постановлением Правительства РФ от 2 ноября1995 г. № 1061 и приказом Госкомитета РФ повысшему образованию от 30 ноября 1995 г.№ 1600, в результате реорганизации Кызылскогогосударственного педагогического института инекоторых других учебных заведений РеспубликиТыва был образован Тывинский государственныйуниверситет [14. Ст. 3879], в котором с 1994 г.существовал исторический факультет. В 1995 г.Указом Президента РФ от 30 сентября 1995 г.№ 991 и Постановлением Правительства РФ от2 ноября 1995 г. был образован Бурятский госу-дарственный университет [14. Ст. 3881], в которомисторический факультет существует с 1987 г., по-сле разделения историко-филологического фа-культета пединститута.В настоящее время все классические универ-ситеты Сибири, созданные в разное время и в раз-ных условиях, продолжают вести подготовку ис-ториков, обеспечивая потребность в них не толькосибирского, но и других регионов страны. Вместес тем за последние два десятилетия историческиефакультеты и исторические отделения универси-тетов, в силу разных причин, стали вести подго-товку по другим специальностям, приспосаблива-ясь под требования современного рынка образова-тельных услуг и спроса на рынке труда: междуна-родные отношения, документоведение, политоло-гия, регионоведение и т.п. Кроме того, необходи-мо отметить, что сегодня историческое образова-ние в классических университетах переживаетсущественные изменения, которые не всегда носятпозитивный характер - переход на двухуровневуюсистему обучения, новые образовательные стан-дарты и т.п. Все это ставит современное историче-ское образование в достаточно жесткие условиясуществования и требует от него кардинальныхизменений.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 364
Ключевые слова
Авторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Хаминов Дмитрий Викторович | Томский государственный университет | кандидат исторических наук, преддокторант | khaminov@mail.ru |
Ссылки
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1152. Оп. 10. Д. 47.
Сибирская жизнь. Томск. 1904. 3 дек.
Стенографические отчеты Государственной Думы. III созыв: I сессия (I-III ч.), II сессия (I-IV ч.), III сессия (I-IV ч.); IV сессия (I-III ч.); IV созыв: II сессия (I-II ч.) // Научная библиотека ТГУ.
Шатилов М.Б. Новые факультеты и курсы сибиреведения // Сибирский студент. Томск, 1915. № 5-6.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 102. Оп. 1. Д. 820.
ГАТО. Ф. Р-815. Оп. 1. Д. 89.
Дело. Иркутск, 1918. 16 авг.
Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 71. Оп. 1. Д. 1.
Гордон А.В. Восстановление исторического образования (1934-2004) // Философский век. Альманах / Отв. ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2005. Вып. 29: История университетского образования в России и международ
Приказ Народного комиссара по просвещению РСФСР «Об открытии исторических факультетов в университетах» // Бюллетень Народного комиссариата по просвещению РСФСР. 1934. № 12. 12 апр.
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» // Собрание законодательства. 1934. № 26. Ст. 206.
Свод законов СССР: В 15 т. М.: Известия, 1990.
Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1994. № 9.
Собрание законодательства Российской Федерации. М., 1995. № 41.
Вы можете добавить статью