The basis and opening of Tomsk regional museum of local lore.pdf Вопрос о времени и обстоятельствах созданияв Томске краеведческого музея освещался в рабо-тах М.Б. Шатилова, Н.Я. Сергеевой и др. [1, 2], новвиду выявления новых документов, переосмыс-ления уже введенной в научный оборот информа-ции он требует дополнительного рассмотрения.Мысль об открытии в Томске самостоятельногомузея была высказана еще в 1880-х гг., но реаль-ное ее воплощение стало возможным только послетого, как в советской России была сформированасистема управления музейным делом. В 1918 г. всоставе Наркомата просвещения РСФСР был соз-дан отдел по делам музеев и охраны памятниковстарины, с 1922 г. действовавший как музейныйотдел одного из подразделений Наркомата про-свещения - Главнауки [3. С. 106, 124; 4. С. 279].Одновременно складывались органы музейногоуправления на местах. В условиях Гражданскойвойны формирование местных структур музейно-го управления в Томске началось после того, как20 декабря 1919 г. в город вошли части Краснойармии [5. 21 дек.], а 25 декабря 1919 г. был созданчрезвычайный орган советской власти - Томскийгубревком. Около пяти месяцев центром Томскойгубернии временно был Новониколаевск (совре-менный Новосибирск), поэтому Томский ревкомдействовал на правах уездного, пока 8 мая 1920 г.не был преобразован в губернский [6. С. 179].Первым же постановлением от 25 декабря1919 г. ревком распустил Томскую городскую ду-му и управу и передал все дела во вновь создан-ный коммунальный отдел ревкома [5. 25, 28 дек.].После этого началось «конструирование» отделовревкома, и по вполне понятным причинам сначалабыли созданы юридический отдел и ревтрибунал,милиция, военный комиссариат, а также чрезвы-чайная комиссия по борьбе с контрреволюцией,спекуляцией и преступлениями по должности [5.26 дек.]. В последние дни декабря 1919 г. на базеотдела народного образования Томской губерн-ской земской управы началось создание обнов-ленного отдела, который именовался вначале тошкольным отделом Томского городского управле-ния, то Томским городским отделом народногообразования. В документе, датированном 31 де-кабря 1919 г., впервые появилось наименование«Томский губернский комиссариат просвещения»[7. Л. 9, 10, 70]. В распорядительном документе от6 января 1920 г. со штампом «РСФСР. Комиссари-ат народного просвещения. Томский губернскийкомиссариат народного просвещения» от именикомиссара народного просвещения Томской гу-бернии К.М. Молотова требовалось предоставитьсписки служащих всех отделов для составлениясметы и штатов [8. Л. 1]. Эту дату, 6 января1920 г., и следует считать временем создания но-вого подразделения Томского ревкома, которыйдовольно быстро изменил свое необычное обозна-чение: с 29 января 1920 г. бывший комиссариатименуется в официальных документах как отделнародного образования Томского ревкома [8.Л. 98]. Встречается и иное наименование - отделнародного просвещения [9. Л. 2].Социально-политическая нестабильность, эко-номическое неблагополучие в Томске зимой1919/20 г. вполне объясняют неустойчивость на-званий и другие недочеты делопроизводственнойдокументации и самого процесса формированияорганов управления сферой культуры. Так, в фон-де Томского губернского отдела народного обра-зования Государственного архива Томской облас-ти встречается немало документов, в которых за-числение на работу, другие события в жизни отде-ла народного образования датируются «заднимчислом», а порой и теми днями декабря 1919 г.,когда в Томске еще не установилась советскаявласть. Нельзя поэтому согласиться с утверждени-ем О.В. Ионовой, а вслед за ней и А.М. Кулемзинао том, что 17 декабря 1919 г. в Томске был созданподотдел искусств с секцией охраны памятников[10. С.41; 11. С. 195]. Первое документальное упо-минание об отделе искусств в составе Томскогокомиссариата народного просвещения относится к23 января 1920 г., но при этом указывается, что изаведующий этим отделом Н.Г. Котов, и члены от-дела, художники П.С. Тарский, Е.И. Машкевич,М.М. Берингов и др., были приняты на работу вотделе до 1 января 1920 г. [8. Л. 4].В опубликованном документе от 27 января1920 г. сообщается, что в составе внешкольногоотдела комиссариата народного просвещения дей-ствовала секция охраны памятников искусства ихудожественной старины [12. С. 5]. Однако в«Списке ответственных служащих отдела народ-ного образования», направленном 29 января1920 г. в Томский ревком, сообщалось, что секцияохраны памятников во главе с заведующимД.И. Ильиным входила в подотдел искусств отде-ла народного образования. (В феврале 1920 г.Д.И. Ильин был откомандирован на партийнуюработу, и секцию возглавил М.М. Берингов.) [8.Л. 99, 272].Требуют корректировки и имеющиеся в лите-ратуре данные о времени создания подотдела поделам музеев, охраны памятников искусства и ста-рины. Так, А.М. Кулемзин пишет, что в мае 1920 г.был создан подотдел, включавший три секции:художественных памятников, археологическую имузейную (то есть подотдел по делам музеев, ох-раны памятников искусства и старины) [11.С. 195]. При этом он ссылается на статьюА.Л. Шиловского, в которой ни слова нет об этомподотделе. Более того, в статье, датированной 20июля 1920 г., А. Л. Шиловский как раз писал о сек-ции охраны памятников искусства и старины, како действующей [13. С. 55-56]. О.В. Ионова, безуказания источника информации, пишет о форми-ровании подотдела по делам музеев в августе1920 г. [10. С. 41]. Н.Л. Сенюкова и Я.А. Яковлевуказывают время создания подотдела по деламмузеев расплывчато: май или август 1920 г. [14. С.121]. Обращение к архивным первоисточникампоказывает, что 20 августа 1920 г. отдел народногообразования Томского ревкома принял постанов-ление «преобразовать секцию охраны памятниковискусства и старины с 2 августа 1920 г. в подотделпо делам музеев, охраны памятников искусства истарины». Руководителем подотдела 4 сентября1920 г. был утвержден бывший заведующий сек-цией М.М. Берингов, в июне 1921 г. - Н.А. Тихо-миров [15. Л. 7, 30; 16. Л. 33].В конце октября 1920 г. губревком передал всесвои полномочия исполнительному комитету Том-ского губернского Совета рабочих, крестьянских икрасноармейских депутатов; в новообразованныйорган власти и управления - губисполком вошел иотдел народного образования (губнаробраз) в со-ставе всех подотделов [17. Л. 182]. Решением Нар-комата просвещения РСФСР от 23 мая 1921 г. набазе подотдела по делам музеев, охраны памятни-ков искусства и старины Томского губнаробраза непозднее 1 июля 1921 г. был создан Томский гу-бернский комитет по делам музеев и охраны па-мятников искусства и старины, или губмузей [12.С. 32; 14. С. 121]. Вопрос о дате создании губму-зея также достаточно запутан. Так, в документе собоснованием сметы, подписанном в 1923 г. заве-дующим Томским губнаробразом и председателемгубмузея, утверждалось, что в 1920 г. был созданкомитет по охране памятников искусства и стари-ны, с июня 1921 г. преобразованный в губмузей.Неточность этих сведений сами же авторы и огова-ривали так: «К сожалению, отчета по деятельностии архива по губмузею в губоно не сохранилось.»[12. С. 32]. Из-за плохой сохранности документов иневозможности во всем положиться только на своюпамять М.Б. Шатилов ошибочно датирует созданиегубмузея 1 января 1922 г. [1. С. 6].Главными задачами губмузея были определе-ны охрана и изучение историко-культурных па-мятников и музейное строительство [18. Л. 1-4].Это и стало важнейшей предпосылкой и условиемучреждения в Томске музея. Думается, что членыдействовавших в Томске управленческих орга-нов - подотдела искусств, а затем и губмузеявполне осознавали свою главную миссию - соз-дать музей. И совершенно не случайно заведую-щий подотделом искусств совместно с заведую-щим секцией охраны памятников обращались вкоммунальный отдел Томского ревкома с предло-жением «способствовать обогащению Народногомузея», передать для него все собранные в комму-нальном отделе картины, мебель, фарфоровые из-делия, старинные ткани и др. [12. С. 5-6].Одновременно велись поиски помещения длябудущего музея. Именно с такой целью 14 февра-ля 1920 г. художники М.М. Берингов, М.М. Поля-ков, Д.И. Ильин, Б.Н. Засыпкин, сотрудники под-отдела искусств, произвели осмотр архиерейскогодома, бывшего дома золотопромышленникаИ.Д. Асташева. По результатам осмотра было под-готовлено следующее постановление: «Констати-руя факт уничтожения и порчи весьма редких па-мятников искусства XIX века в бывшем архиерей-ском доме, комиссия в интересах сохранения вдальнейшем уцелевших предметов постановила:1) сделать опись предметов; 2) немедленно пред-ложить отделу народного образования объявитьохрану означенных в описи предметов государст-венной важности, взять их на учет и установитьнепосредственную охрану их; 3) для сохраненияобстановки необходимо предоставить помещениебывшего архиерейского дома под «Музей стариныи революции»; 4) обо всем вышеизложенном до-вести до сведения Наркомпроса тов. Луначарско-го» [1. С. 3].Этот документ, который, к сожалению, не со-хранился и воспроизводится по тексту М.Б. Шати-лова, по мнению автора данной статьи, дает воз-можность назвать точную дату основания Томско-го музея. Недаром и сам М. Б. Шатилов писал особытии 14 февраля 1920 г., как о «начальном мо-менте в истории возникновения Томского краевогомузея, документально зафиксированном.» [1.С. 3]. Позже, в 1938 г., зам. директора краеведче-ского музея И.И. Косов еще раз подтверждает этудату: «Начальным моментом в истории возникно-вения Томского музея, документально зафиксиро-ванным, считается 14 февраля 1920 г.» [12. С. 109].И действительно, после 14 февраля 1920 г. ра-бота по сбору материалов для музея значительноинтенсифицировалась. В различных помещениях(бывший архиерейский дом был на время занятотделами губнаробраза, в том числе и губмузеем)было проведено несколько выставок собранныхкартин, зарисовок и других музейных предметов.В феврале 1921 г. в газету «Знамя революции»было отправлено объявление, в котором, в частно-сти, говорилось: «Подотдел по делам музеев и ох-раны памятников искусства и старины просит всехлиц, работавших когда-либо раньше по музейномуделу и желающих продолжить работать в этойспециальной области, явиться в подотдел по деламмузеев и охраны памятников искусства и старины,Ленинский проспект, 40, с 10 до 12 час. дня еже-дневно для переговоров с заведующим подотде-лом» [12. С. 17].Непредвиденные обстоятельства помешалиинициаторам открытия музея выполнить задуман-ное. О состоянии музея сообщалось в газете«Красное знамя»: штат неполный, сотрудники го-лодные, помещения нет, музей временно распола-гается в гарклубе (нынешний Дом офицеров) [19.24 окт.]. Однако работа по созданию музея про-должалась: в музейные фонды поступали различ-ные конфискованные вещи и предметы. Так, опира-ясь на указания Наркомата просвещения РСФСР от5 октября 1918 г., Томский губревком принял по-становление о безвозмездной передаче учрежде-ниям культуры различных культурных и художе-ственных ценностей, реквизированных у буржуа-зии [20. 20 авг.]. Как следствие, в 1920-1921 гг. впользу Томского музея поступали картины, фар-фор, образцы декоративно-прикладного искусства,монеты. Особой ценностью обладала коллекциястаропечатных книг и рукописей, которая былареквизирована у крестьянина-старообрядца Ни-фонтова и передана в музей. Наряду с другимираритетами в коллекции была рукописная «Сте-пенная книга» XVI в., которая, по заключениюархивиста Н.Н. Бакая, представляла самый раннийв Сибири список рукописи [1. С. 13].В 1920-1921 гг. было организовано обследова-ние архитектурных памятников и других старинныхпостроек в Томске и его окрестностях [21. Л. 93].Инициатором и организатором этой работы сталА. Л. Шиловский. По свидетельству коллег, «труда-ми его зарегистрированы почти все выдающиесяпамятники, обследованы почти все улицы и резуль-таты обследования занесены в подробные протоко-лы с рисунками и чертежами, что составляет тол-стую папку» [22. С. 209]. Силами агента-инстру-ктора подотдела по делам музеев И.М. Мягкова бы-ли начаты работы по составлению карточного ката-лога музейных предметов [15. Л. 156].Каких-либо планов создания первой экспози-ции не сохранилось, однако в ряде документоввстречаются упоминания о том, что такие планыпрорабатывались. Например, в черновике текста,подготовленного для размещения в газете «Знамяреволюции» в феврале 1921 г., сообщалось, что вмузее планируются живописный, архитектурный иисторико-археологический отделы [12. С. 15]. Этозаявление можно с уверенностью рассматриватькак эскиз будущей экспозиции, впоследствии до-работанный. В архиве ТОКМ сохранился такжечерновик статьи о первой экспозиции музея,опубликованный позже в Трудах музея. Внима-тельное прочтение текста (автор его не известен,но это явно музейный сотрудник) позволяет вы-явить главную идею разработчиков экспозиции:«Спасти и сохранить будущему невозвратныйопыт отживших поколений, как бы ни силен былчеловек, ни одна более значительная работа не подсилу одному поколению. Строителям нового миранужно знать то, что найдено опытом предшест-венников» [12. С. 25]. Этой идее, которую можноопределить как перекличку поколений через векаи тысячелетия, была подчинена структура и со-держание экспозиции, располагавшейся в шестиили семи залах и включавшей подлинные музей-ные экспонаты, начиная от археологическихпредметов и завершая материалами 1920-х гг.По сведениям М. Б. Шатилова, не позже фев-раля 1922 г. бывший архиерейский дом был осво-божден занимавшими его организациями и пере-дан для музея. Открытие первой экспозиции, оз-начавшее начало работы музея, состоялось в ДеньПарижской коммуны 18 марта 1922 г. [1. С. 6]. Этадата ныне отмечается как день открытия музея. Ненастаиваю на ее изменении, хотя в газете «Красноезнамя» и в некоторых других источниках имеетсясообщение о том, что открытие музея произошло 19марта 1922 г. [23. 21 марта; 12. С. 25], однако счи-таю, что следует помнить о дате 14 февраля 1920 г.,когда инициативой и трудами томских специалистови энтузиастов музейного дела был основан Томскийкраеведческий музей, ставший центром исследова-тельской и просветительной работы в Томске и ок-ружающих его территориях.
Шатилов М.Б. Исторический очерк и обзор Томского краевого музея // Труды Томского краевого музея. Томск, 1927. Т. 1. С. 1-37.
Сергеева Н.Я. Из истории Томского краеведческого музея // Труды Томского государственного объединенного историко-архитектурного музея. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. Т. 7. С. 6-18.
Кузина Г.А. Государственная политика в области музейного дела в 1917-1941 гг. // Музей и власть. Ч. 1: Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.). М., 1991. С. 96-172.
Златоустова В.И. Управление музеями // Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. Т. 2. С. 279-280.
Знамя революции. Томск, 1919.
Ларьков Н.С. Губревком // Энциклопедия Томской области. Т. 1: А - М. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2008. С. 179.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-28. Оп. 2. Д. 2.
ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 2. Д. 5.
Центр документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 5.
Ионова О.В. Создание сети краеведческих музеев РСФСР в первые десять лет советской власти // История музейного дела в СССР. М., 1957. Вып. 1. С. 37-72.
Кулемзин А.М. Формирование системы государственного руководства охраной памятников в Западной Сибири в первые годы советской власти // Кузнецкая старина. Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1994. Вып. 2. С. 193- 205.
История Томского краеведческого музея языком архива / Публ. Е.А. Андреевой // Труды Томского областного крае- ведческого музея. Томск, 2002. Т. 11. С. 3 - 159.
Шиловский А. Художественные сокровища г. Томска // Труды Томского краевого музея. Томск, 1927. Т. 1. С. 55- 56.
Сенюкова Н.Л., Яковлев Я.А. Об охране историко- культурного наследия в Томской губернии в 1919-1924 гг. // Кузнецкая старина. Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1999. Вып. 4. С. 120-145.
ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 2.
ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 1226.
ЦДНИ ТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 16.
ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 555.
Красное знамя. 1921.
Знамя революции. 1920.
ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 632.
Мягков И. Художник-архитектор Андрей Леонидович Шиловский (некролог) // Труды Томского краевого музея. Томск, 1927. Т. 1. С. 208-210.
Красное знамя. 1922.