Концепция «мест памяти»: к вопросу о русском историческом сознании | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 1 (13).

Концепция «мест памяти»: к вопросу о русском историческом сознании

Рассмотрена проблема национальной идентичности в современной России через призму исторического самосознания русского народа. Предложена концепция «мест памяти», которые могут стать объединяющим фактором русского этноса, основой патриотического воспитания граждан.

The concept «memory places»:to the question on russian historical consciousness.pdf В наше время Россия переживает нелёгкийэтап становления новой государственности:формируется новая экономическая система,складывается новое политическое устройство.Параллельно с этими процессами идёт станов-ление и новых форм национального самосознанияроссиян. Проблема развития национальнойидентичности в современной России тесно связанас проблемой осмысления русской нацией самойсебя в новых исторических условиях, с учётомдлительного промежутка замалчивания даннойтемы и сформировавшихся отрицательныхустановок, связанных с боязнью «русского нацио-нализма». Коллективная идентичность всегдаявляется вопросом самоидентификации участву-ющих в ней индивидов. Она существует только втой степени, в какой определённые личностипризнают своё в ней участие. «Её сила илислабость зависят от того, насколько она жива всознании членов группы и способна мотивироватьих мышление и деятельность» [1. С. 142].Научиться грамотно и в нужном для обществанаправлении влиять на развитие этническихконцептов коллективной идентичности, на нашвзгляд, - важнейшая практическая задача всехгуманитарных наук на современном этапе.Невнимание к этому направлению привело к тому,что от русского народа откололись многомил-лионные куски. Всего за несколько десятилетийпоявились и образовали независимые государстваукраинский и белорусский этносы. Сегодня можноуслышать о таких народах, как поморы, казаки,сибиряки. Если и дальше так пойдёт, то через столет русский народ будет жить на территориинескольких областей центральной России иназываться - «москвитяне». В XIX в. почти никтовсерьёз не верил в возможность практическойреализации Украинского проекта, и перспектива«разложение отечества» считалась в научной иполитической элите демагогической страшилкойупёртых консерваторов. Из истории надонаучиться извлекать уроки! Перед лицом реальнойопасности дальнейшего разложения русскогонарода должны объединиться все здравомыслящиепатриотически настроенные российские учёные-гуманитарии.В отличие от основанных на реальном опытесплочённости небольших социальных групп иобразований, все участники которых знакомымежду собой, нация существует главным образомв умах своих членов как «воображаемоесообщество» [2. С. 30-32]. Многие из историков,исследующих феномен нации, определяли её какпродукт социального конструирования и комму-никации. Идея общего прошлого являетсяопределяющей для возникновения национальнойидентичности [3]. Нация представляет собойбольшую мы-группу - сообщество людей, оди-наково помнящих и оценивающих различныеэлементы своего прошлого, исходя из общихценностных установок и культурных архетипов,имеющее схожие категории мышления иментальные установки, базирующиеся на единствеязыка и (в некоторых вариантах) веры. Различиямежду народом, этносом, нацией условны. Побольшому счёту - это не более чем домыслы итеоретические построения.Немецкий историк Хаген Шульце, развиваямысли французского историка XIX в. Э. Ренана,описывает нации как «духовные сущности,сообщества, существующие лишь до тех пор,покуда они есть в умах и сердцах людей иисчезающие, как только о них перестают или нехотят больше думать» [4. С. 110-111]. Исто-рический опыт развития и гибели нацийпоказывает, что процесс их существованияявляется вполне управляемым, особенно в наш векразвития информационных технологий. Ксожалению, в России процесс развития нацио-нального самосознания во многом пущен насамотёк, что в условиях экономических проблем,распада сверхдержавы, культурной смуты приво-дит к усилению в общественном сознаниитенденций самоотрицания, к устойчивомузакреплению чувства национальной неполноцен-ности. Безразличие государства к проблемамнациональной самоидентификации, отказ от упра-вления идеологическими процессами (полити-ческий PR не берётся в расчёт) привели кпоявлению на этом поле недобросовестныхдельцов, которые в угоду своим (или чьим-то)интересам с экранов телевизоров, со страницгазет, популярной, учебной, псевдонаучнойлитературы разрушают положительные стерео-типы (феномены) национального сознания:маршал Жуков, Александр Невский, ДмитрийДонской и др., формируя на их месте образкровожадных тиранов и душегубов. Обществунавязываются картина ущербности российскойистории («тюрьма народов», «империя зла»)неполноценности российского народа, ложныеценности. Если государство и общество не смогутнайти ответы на такого рода вызовы, то одуховном оздоровлении общества придётся вскором времени забыть навсегда, а безнравственно полноценных, уважающих себя исвой народ и свою страну людей нельзя возродитьни Россию как великую экономическую державу,ни её политический престиж. Очень важно, чтобыответы на указанные вызовы носили адекватныйхарактер. Недопустимо скатиться к методамзапрещения «неправильных» книг или теле-передач, на грамотно построенные и внедряемыетехнологии возможно и необходимо отвечатьтолько сопоставимыми по качеству контр -технологиями, которые, поддерживаемые государ-ством и обществом, окажутся, несомненно,сильнее и продуктивнее.О необходимости создания национальной объ-единяющей идеи говорил ещё первый президентРоссии Б.Н. Ельцин, однако дальше разработкицеремониала, введения новых праздников (безразъяснения их сути) и старого гимна дело, ксожалению, до сих пор не пошло. Несостоятельныпопытки подмены патриотической идеологиивоенно-патриотической или исключительно цер-ковной. Сложность данной задачи объясняется каксамим переходным временем с его разбродомидей и ценностей, так и необходимостью созданиястрого научной, опирающейся на исторические икультурологические реалии идеологической кон-цепции, на разработку и реализацию которой уведущих политтехнологов, видимо, просто недоходят руки. Здесь мы предлагаем «задел»подобной концепции, экспериментальная реали-зация которой на территории одного из регионовсмогла бы ответь на многие вопросы, связанные спроблемой разработки национальной идеи.Как мы полагаем, научно разрабатыватьконцепцию русского нациостроительства надо,опираясь на четыре основы: коллективноеэтническое бессознательное, включающее с себяосновные категории этнической ментальности,осознанную историческую память народа, исто-рический факт и геополитические реалии. Реали-зация в общественном сознании концептов нацио-нальной идентичности должна проходить висторико-патриотическом, гражданско-правовом икультурно-этическом аспектах.I. Коллективное бессознательное российскогонарода - предмет, чрезвычайно плохо изученныйи очень сложный в силу большого этническогоразнообразия россиян, культурных и религиозныхразличий. Здесь, рассуждая об общих культурныхосновах, мы будем говорить о коллективномбессознательном русских, как наиболее много-численного и государствообразующего этноса вРоссийской Федерации. В национальных регионахбудут созданы корректирующие программы,учитывающие национальные особенности. Влюбом случае на практике нациостроительства отэтого противоречия не уйти. Принципиальноважно, чтобы политические, научные и куль-турные элиты, контролирующие и направляющиереализацию этнических проектов, чёткоосознавали конечную цель в национальнойполитике в отношении того или иного этноса ипределы процесса русификации. В отношенииодних народов русификация возможна и жела-тельна в ближайшей перспективе, в отношениидругих этносов мероприятия такого рода могутпривести только к радикализации элит и в итоге кнеблагоприятным геополитическим последствиям.В культурной истории русского народа, на нашвзгляд, можно выделить четыре основныестабильные категории этнической ментальности:идеи мессианства и национальной исключи-тельности, сильной власти, воли, общинности.Остановимся на каждой из них.Идея мессианства и национальной исключи-тельности имеет древние культурные корни,уходящие в эпоху становления Московскогоцарства, когда после падения Византийскойимперии Россия осталась единственным незави-симым православным государством, что способ-ствовало развитию идей об особой исключи-тельности России (Москва - Третий Рим), еёособой миссии, которая понималась каксохранение и распространение истинной веры доСтрашного суда и тем самым спасениечеловечества в час Божьего гнева, введение его внебесное царства «Горний Иерусалим» [5]. Вэпоху Российской империи идея мессианства внекотором смысле возродилась в общественноймысли после Великой Французской Революции ипобеды над Наполеоном. Россия стала пониматьсякак спасительница Европы от «революционнойзаразы». Стабильность российского самодержавиядолгое время противопоставлялась нестабиль-ному, сотрясаемому революциями Западу. С новойсилой идея об исключительности и особой миссииРоссии возродилась во времена Советского Союза.Россия должна была указать миру путь к светломукоммунистическому будущему (здесь невольнонапрашивается параллель с «Горним Иеруса-лимом» и Святой Русью).Идея сильной власти - государственноститакже присуща русскому сознанию со времёнборьбы за свержение татарского ига и становленияМосковского царства («Сказание о князьяхвладимирских»). Без сильной государственнойвласти было бы невозможно ни сохранитьнациональную независимость России в войнах смонголо-татарами, Наполеоном, Гитлером, ниосвоить огромные, в климатическом плане несамые лучшие территории Восточноевропейскойравнины и Сибири, поэтому идея сильной властине умирала ни в имперский, ни в советский периодистории России. Приоритет прав государства надличными правами понимался и оправдывалсяобществом. Показательно, что сейчас идеявозрождения государственности, усиления центра-льной власти пользуется большой поддержкойнарода. Надо заметить, что идея сильногогосударства сочеталась в общественном сознаниис мечтой о воле, как богатой, зажиточной жизни(казаки стали служить государству, как только ононаделило их землёй и признало все вольности).Русское слово «воля» - сходно с терминомсвобода. Оно хотя и не носит либеральногооттенка, но и не противоречит ему.Идея общинности, коллективного быта при-надлежит русскому сознанию от начала егоформирования в первобытной эпохе. В последу-ющие времена тяжёлый климат, трудностисвязанные с освоением территорий, мобильныйобраз жизни, связанный с постоянными пере-мещениями, только укрепляли общину, делали еёжизненно необходимой вплоть до XX в., когдабыла предпринята первая попытка П.А. Сто-лыпина по её разрушению. Коллективизация ииндустриализация, разрушив крестьянскуюобщину, породили «коллектив трудящихся», какправило, до сих пор отличающийся от подобныхявлений в других странах мира взаимовыручкой икруговой порукой перед начальством. Общин-ность, сохраняя лучшие человеческие качества,оказывает тормозящее влияние на экономическоеразвитие страны. Порождением общинногопрошлого являются такие известные чертырусского менталитета, как леность, пассивность,безынициативность. Как бы там ни было,общинность является неотъемлемой категориейментальности - коллективного бессознательногорусского народа, которую необходимо иметь ввиду при научной разработке государственной ирегиональной идеологии.Исходя из вышесказанного, ясно, что длястановления полноценной, жизнеспособной госу-дарственной идеологии необходимы разработка и«внедрение» в общественное сознание новой«мессианской идеи» и возрождение представленийо положительной исключительности россиян.Необходимо поставить перед обществом кон-кретную цель, имеющую глобальный характер,при этом необходимо помнить об ошибкахпредыдущего опыта, когда народу былапредложена утопическая и априорно не всемиразделяемая цель - коммунизм. Необходимопредставлять Россию как носительницу тради-ционных и модерных демократических ценностей:во-первых, Россия имеет древнейшие демо-кратические традиции, идущие со времёнНовгородской республики до диссидентов XIX иXX вв.; во-вторых, в этом проявится органичноесочетание традиционных собственных архетипови элементов культурно близкого нам европейскогопути развития - важный для современногороссийского общества коммуникативный обменкультур; в-третьих, демократические и тради-ционалистские идеалы сами по себе для многихспорные, грамотно синтезированные дадуткомулятивный эффект - национальная идеядолжна признаваться всем обществом.Думается, истоки новой национальной идеиможно почерпнуть и в идеологемах «СвятойРуси», отбросив теократические идеи «ГорнегоИерусалима», оставив гуманистические идеидобра, нравственности, справедливости, гармониинарода и государства, поставить цельюпостроение свободного, гармоничного, гумани-стического общества, которое сможет послужитьобразцом для других народов. В данном тезисенайдёт своё воплощение идея мессианства. (Приэтом важно пропагандировать тезисы о спаси-тельной миссии России в татаро-монгольском,наполеоновском, фашистском нашествиях, оцивилизаторской и научно-космической миссиях).Идея национальной исключительности воплотитсяв противопоставлении здоровых, гуманистическихтрадиций и ценностей России меркантильным ипотребительским ценностям Запада, что при-обретёт новый смысл в неумолимо надвига-ющийся период истощения природных энерге-тических ресурсов и связанный с этим тренд наограничение потребления. Идея национальнойисключительности должна сочетаться с идеями оединстве российской и мировой цивилизации, омиролюбии России и традиционном мирномобщежитии с другими народами. Идея «гума-нистического демократического государства»привлекательна как тем, что не требует для своейреализации конкретных сроков, и можетпостоянно пролонгироваться на протяжении рядапоколений (поскольку для совершенства пределовнет), так и тем, что не найдёт себе серьёзныхоппонентов - она по определению аполитична.Одновременно, для поддержания национальногодуха должен разрабатываться образ сильногогосударства, общество должно чувствовать егозащищенность, видеть могущество на между-народной арене, ощущать военную и поли-тическую мощь. Однако реалии современнойцивилизации, в отличие от прочих историческихэпох, не требуют вмешательства сильного госу-дарства в «суверенную компетенцию» личности иобщественных групп. Сейчас как никогдаподходящий момент для реального воплощениявековой народной мечты о «воле». Свободаэкономических отношений, либерализм, развитиечастного предпринимательства и инициатив,социальные реформы способны сделать эту мечтуреальностью (детальный анализ данной тематикивыходит за рамки этой работы). Опираясь на«волю», необходимо привить общественномусознанию новую категорию ментальности -«свободу» и выработать стойкий иммунитетпротив посягательств на неё.Несомненно, серьёзную идеологическуюреформу должна претерпеть категория общин-ности. Такие её гуманистические составляющие, какколлективизм, взаимопомощь, взаимовыручка,широта души, свойственные русской ментальности,должны объединиться с идеями личнойиндивидуальности, самоценности, здорового эго-изма, необходимыми для развития мощнойэкономики, основанной на частной, предпринима-тельской инициативе, становления свободного -вольного человека. Психологам и педагогампредстоит большая многолетняя теоретическая ипрактическая работа. В русском национальномхарактере необходимо преодолеть известныеотрицательные черты: леность, безынициативность,пассивность, несовместимые с необходимостьюбыстрого экономического роста и поставленнымивысокими гуманистическими идеалами.II. Осознанная историческая память народаимеет сложную структуру. Она состоит измножества эмоционально наполненных мифов иих интерпретаций, сакральных ритуалов (в томчисле политических), многие из которых находятсвоё воплощение в так называемых местах памяти,или «lieux de memoire» (школа французскогоисторика П. Нора) - феноменов, устойчивыхобразов, вызывающих положительные или отри-цательные ассоциации у большинства населениястраны или региона. Носителями идентифи-кационной памяти всегда выступают большиеобъединённые той или иной принадлежностьюгруппы, находящиеся в процессе постояннойэволюции и взаимодействия с другими группами ине отдающие себе отчёта в своих деформациях.Такие группы всегда в большей или в меньшейстепени подвержены влияниям и манипуляциям, втом числе через воздействие на их ментальные,ценностные и эмоциональные установки,внешними носителями которых всегда являются«места памяти». Термин «место памяти» весьмаблизок по своему значению к греческому понятию«топос». Ф.Б. Шенк пишет: «Место памяти» - этоместо в географическом, временном или всимволическом пространстве. Это «символическаяфигура», значение которой может меняться взависимости от контекста её употребления,передачи, присвоения и восприятия и которая,утратив значение, может вновь исчезнуть изколлективной памяти» [6. С. 13]. Места памяти -это всегда знаки и символы, часто имеющиеопределённый ритуальный смысл, актуальные,значимые для больших мы-групп: наций, классов,семей, профессиональных сообществ и т. д. Пословам П. Нора, «даже место, совершенноматериальное, как, например, архивное храни-лище, не является местом памяти, есливоображение не наделит его символической аурой.Даже чисто функциональное место, такое какшкольный учебник, завещание или ассоциацияветеранов, становится членом этой категориитолько на основании того, что оно являетсяобъектом ритуала. Игра памяти в историиформирует места памяти, взаимодействие этих духфакторов приводит к их определению через другдруга. Прежде всего необходимо желаниепомнить. В отличие от всех исторических объе-ктов места памяти не имеют референции вреальности. Или, скорее, они сами являются своейсобственной референцией, знаками, которые неотсылают ни к чему, кроме самих себя, знаками вчистом виде» [7. С. 40; 48-49].Общерусскими местами памяти являются,например, Александр Невский, космодром Байко-нур, картина «Бурлаки на Волге», Мамаев кургани др. Региональными воронежскими являются,например, Кольцов и Никитин. Чем больше вэтническом сознании положительных «местпамяти» и меньше отрицательных, тем вышесамоуважение этноса, крепче патриотический дух.От оценочного, смыслового, эмоциональногонаполнения «мест памяти» зависит развитие иизменение контекстов коллективной, в том численациональной идентичности. Этот факт хорошоосознаётся во всех развитых странах мира, кромеРоссии. Например, в США идеологи преподносятпроигранные кампании как выигранные (война воВьетнаме), преувеличивается роль Америки взначимых событиях мировой истории (разгромфашизма) и т.д. В России долгий периодсамобичевания нанёс большой урон нацио-нальному духу, патриотическому сознаниюроссиян. Однако этот урон поправим. Мироваяпрактика показывает, что оценки устойчивыхэлементов национальной памяти, как поло-жительные, так и отрицательные, легко меняются.Одно и то же «место памяти» может менятьоценочную нагрузку несколько раз на протяженииодного поколения. В качестве примера можнопривести образ В.И. Ленина, оценка которогокардинально поменялась за несколько лет послеперемены вектора пропаганды от восхваления кохаиванию. Озабоченность вызывает образВеликой Отечественной войны, отношение ккоторой стало медленно меняться под воздей-ствием лживых и псевдонаучных публикаций типа«Ледокол». «Исправить» оценку тех или иныхфактов, событий, исторических персонажей,сформировать новые «места памяти» можно засравнительно небольшой промежуток времени,для чего потребуются известные PR-технологии,объектом которых будут не политические деятелии партии, а российский народ, его история икультура.Необходимо сформировать положительноевосприятие обществом как традиционных религи-озных, национальных и этических устоев, так идемократических ценностей, без чего невозможноразвитие России, движение вперёд. Известно, что:а) для устойчивого усвоения того или иного об-раза человеческим сознанием необходимо повто-рить его не менее 20 раз [8]; б) самые устойчивыеобразы - это образы, заложенные до пяти лет. Не-обходимо разработать детальную программу пат-риотического воспитания. С самого раннего дет-ства семья, дошкольные учреждения, СМИ, шко-ла, другие учреждения должны формировать по-ложительное восприятие России, её истории икультуры. Необходимо разрабатывать программы,рассчитанные на взрослое население России. Воснову такой программы, думается, необходимоТаблица«Места памяти» РоссииГосударственные деятели ВладимирСвятойИван III Пётр I Александр II Б.Н. ЕльцинВеликие события Ледовое Стояние на Отечественная Великая Отечест- Первый полёт че-побоище Угре война 1812 года венная война 1941- ловека в космосНевская битва 1945 годовГерои АлександрНевскийДмитрийДонскойСуворов Кутузов ЖуковНаука Ломоносов Менделеев Сахаров Лобачевский ЛихачёвЛитература Пушкин Толстой Достоевский Тургенев ЧеховЧайковский Мусоргский Римский- Глинка РахманиновМузыка КорсаковЖивопись Андрей Рублёв Репин Брюллов Суриков ШишкинПамятные места Кремль МамаевкурганБородинскоеполеЭрмитаж Храм Христа Спа-сителяПамятники природы Озеро Байкал КавказскиеминеральныеводыКарельскиеозераДолина гейзеров Река ВолгаВеликие события ПринятиехристианстваКуликовскаябитваИндустриали-зацияБитва за Москву Август 1991 г.Герои Князь ИгорьПереяславскийВоевода Хабар Денис Давыдов Скобелев ГагаринНаука Вавилов Иоффе Алфёров Ковалевская КоролёвЛитература «Слово о ПолкуИгореве»,«Задонщина»«Война и мир» Булгаков Платонов БунинМузыка Бородин Свиридов Шостакович Прокофьев ШаляпинЖивопись Симон Ушаков Рерих Врубель Левитан СаврасовПамятные места Золотое кольцоРоссииПамятниктысячелетияРоссииЯсная Поляна МогиланеизвестногосолдатаВДНХПамятники природы Река Дон Субтропикирайона СочиРека Енисей Река Ангара Ледовитый океанГосударственные деятели Рюрик Борис и Глеб Василий III Ярослав Мудрый МихаилФёдоровичВеликие события Освобождение Присоединени Северная война Отмена крепостного Победа надМосквы от поляков е Сибири права Япониейв 1712 г.Герои Нахимов Талалихин Маринеско Рокоссовский КоневНаука Фёдоров Мечников Соловьёв Павлов КарамзинЛитература Лермонтов Ахматова Цветаева Горький Солженицын«Евгений Онегин» «Лебединое «Князь Игорь» «Руслан и 2-я симфония Рах-Музыка озеро» Людмила» маниноваЖивопись «Бурлаки на Волге» «Грачи «Последний «Девочка с «Московскийприлетели» день Помпеи» персиками» дворик»Памятные места Спасское-ЛутовиновоПрохоровскоеполеВоробьевыгоры Тарханы Троице-СергиевалавраПамятники природы КрасноярскиестолбыВасюганскоеболотоПриокскийзаповедникГорный Алтай Курильскиеостроваположить систему «мест памяти», задел которойпредставлен в таблице. Данная таблица ни в коемслучае не является претензией на какую-либо за-конченность. В ней, например, не учтены «местапамяти» - ритуалы, ценности, архетипы. Это неболее чем приглашение для дискуссии. Образы,составляющие историческую память народа, раз-делены по вертикали на девять условных групп:основатели государства (правители, внесшие вы-дающийся вклад в развитие России), великие ис-торические события, герои, наука, литература, му-зыка, живопись, памятные места, памятники при-роды; по горизонтали «места памяти» разделенына блоки по пять столбцов в каждом. Чем значи-тельнее по статусу блок, тем интенсивней «пропа-гандируются» заложенные в нём образы. Первыетри блока - основа этнической памяти, нацио-нального самосознания, образы, без усвоения ко-торых общественным сознанием невозможна са-моидентификация россиян, отличие себя от дру-гих народов, осознание своего места в мире. Кро-ме того, «места памяти» заведомо делятся на ста-бильные (хорошо известные передаваемые из по-коления в поколение: Александр Невский, ПётрПервый, Москва и др.) и нестабильные (не извест-ные, плохо узнаваемые: Стояние на Угре, воеводаХабар, П.А. Столыпин, Сперанский и др.). «Местапамяти» заложенные во второй и последующиегоризонтальные блоки либо имеют меньшую зна-чимость для этнического самосознания, либо вы-полняют функцию закрепления своего смысловогоаналога - «места памяти» данного в предыдущемблоке, например, в первом блоке - Дмитрий Дон-ской, а во втором - Куликовская битва, но это до-пустимо для стабильных мест памяти, нестабиль-ное - Стояние на Угре идёт в одном блоке со смы-словым аналогом - Иван III.За рамки таблицы вынесены общенацио-нальные «места памяти»: Великая Россия, право-славие, русский язык, Родина, Москва, Санкт-Петербург, личность, успех, достоинство, госу-дарственность, гуманизм, нация, являющиесябазовой концептуальной основой национальногосамосознания.Разрабатывая программу патриотическоговоспитания и систему «мест памяти», важноучитывать три момента: недопустима транс-формация положительных «мест памяти» вотрицательные; система «мест памяти» должнаспособствовать развитию в общественном созна-нии идей государственности, мессианства инациональной исключительности, общинности ииндивидуализма в вышеназванных формах;необходимо возродить в национальном сознаниинесправедливо забытые имена (Иван III, воеводаХабар, Андрей Боголюбский и др.), события,факты и т.д. Необходимо разработать программусистемного усвоения «мест памяти». Для этогонадо активно использовать СМИ, программыдошкольных учреждений, школ, средних ивысших учебных заведений (в том числетехнических), литературу, документальные ихудожественные фильмы.III. Реализация идеологической концепции ипрограммы патриотического воспитания недолжна превратиться в очередную попытку мани-пуляции общественным сознанием, переписы-вания истории. Для этого необходим грамотныйподход к историческому факту, лежащему воснове любой идеологемы. Количество досто-верно известных исторических фактов всегдаограничено, возможности для интерпретации,напротив, бесконечны. Многое зависит от целей иугла зрения интерпретатора. Например, известныйфакт отвода русских войск к Кременцу Иваном IIIво время Стояния на Угре 1480 г. получил висторической литературе две интерпретации:1) поведение русского командования былонерешительным, оно побоялось вступить воткрытое столкновение с Ордой, которая такжепобоявшись открытого столкновения, ушла встепи; 2) русское командование приглашалопротивника на открытое сражение, татарыиспугались и ушли в степи. Или факт того, чтоколичество потерь Советской армии в ВеликуюОтечественную войну превышало количествопотерь вермахта, может быть объяснён безжало-стностью советских полководцев или высокимгероизмом и жертвенностью народа.При разработке патриотической идеологии иобъединяющей национальной идеи выбор интер-претации должен объясняться интересами поло-жительного самоутверждения национального духароссиян. Историк, как врач, должен исходить изпринципа «не навреди». Разрушить традиционныймиф, внедрив в общественное сознание «науч-ную» интерпретацию того или иного «места памя-ти», легко. Примером подобной интерпретациимогут служить труды И. Н. Данилевского, в томчисле «Русские земли глазами современников ипотомков (XII-XIV вв.): курс лекций». (М., 2001).В этой бесспорно высокой с научной точки зрениякниге, вслед за английским исследователемДж. Феннелом (Кризис средневековой Руси. 1200-1304. М., 1989), утверждается весьма спорная кон-цепция, согласно которой Александр Невский былвиновником нашествия на Русь Неврюевой рати в1252 г. и является в связи с этим и рядом других со-бытий своей биографии недостойным места, котороеему отводит русская культурная память. Предло-жить адекватную замену в тысячу раз сложнее. Приэтом ни в коем случае нельзя отрекаться от такихфактов отечественной истории, как массовые ре-прессии 30-х гг., поражение в Крымской войне и т.д.,нельзя ни обелять, ни удревнять историю. Это уделслабых и нежизнеспособных наций. Такая история,как российская, самодостаточна и ни в каком улуч-шении не нуждается.IV. Геополитическое положение России какосевой державы - «Хартленда» (События, проис-ходящие в России, влияют на весь мир, а события,происходящие в мире, отражаются на России),центра притяжения самых разнообразныхевропейских и азиатских культур служит жиз-ненным подтверждением национальной исклю-чительности и всемирно-исторической месси-анской роли России. Важную роль играетположение России как центра Евроазиатскойцивилизации, складывавшейся со времён ЗолотойОрды в рамках России и СССР. При всехразличиях народы СНГ имеют много общих куль-турных черт, основой которых является русскийязык как язык межнационального общения.Народы Средней Азии и Кавказа под влияниемрусской культуры прошли серьёзную школуевропеизации и существенно отличаются отсоседних традиционных культур. (Классическимпримером могут служить туркмены Афганистанаи Туркменистана). Важно, что период парадасуверенитетов и национального нигилизма прошёл(или проходит). Намечается новый этап интеграции,и то, как он будет протекать, во многом зависит оттого, как народы Содружества (и народ России, вчастности) будут его понимать. Утрата Россиейевразийского статуса и окончательное отторжениеУкраины недопустимо, так как может повлечь засобой утрату «полюса притяжения» и складываниесистемы однополярного мира (возможно, этимполюсом будет цивилизационно чуждый Китай), чтоприведёт к разрушительным для человечествапоследствиям.Россия является признанным центромправославия, что может способствовать посте-пенному вовлечению таких православных стран,как Румыния, Грузия, Сербия, в орбиту Евра-зийской цивилизации. Важную роль в этомдолжно сыграть сближение с Украиной иБелоруссией, что будет способствовать усилениюполюса притяжения православного балканскогорегиона. Строя стратегические планы развитияРоссии, обходить национальные аспекты, в томчисле проблемы развития государствообразующейрусской нации (исходя из постмодернистскихдогматов: гражданской нации, всеобщего равно-правия, интеграции якобы ущемлённых мень-шинств), нелепо. Это тупиковый путь, которыйприведёт к численному и качественномувырождению русских, появлению и развитиюновых субэтносов, а в итоге к развалу великойцивилизации. Приостановить этот процесс сегодняещё не поздно. Нужно только повернуться лицомк реальности и начать дискуссию, в ходе которойвыработать адекватную современным потре-бностям развития общества концепцию нацио-строительства, предложения по которой мыизложили в данной работе. Синергия проектапозволит завтра приостановить деградацию ивырождение, а послезавтра воссоединить русскийнарод в его исконных геополитических границах:от Карпат - до Камчатки.

Ключевые слова

этнос, нация, национальное самосознание, патриотическое воспитание, русская история, Ethnos, the nation, national consciousness, patriotic education, Russian history

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Быковская Галина АлексеевнаВоронежская государственная технологическая академиядоктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и политологииmarselles2006@mail.ru
Злобин Андрей НиколаевичВоронежская государственная технологическая академиякандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии
Иноземцев Игорь ВладимировичВоронежская государственная технологическая академиякандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологииmarselles2006@mail.ru
Всего: 3

Ссылки

Ассман Я. Культурная память, письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М., 2001.
Langewiesche D. Nation, Nationalismus, Nationalstaat: Forschungsstand und Forschungsperspektiven // Neue Politiache Literatur. 1995. №40. S. 190-236; Nation, Nationalismus, Nationalstaat in Deutschland und Europa. Munchen, 2000.
Schulze H. Staat und Nation in der europaischen Geschichte. Munchen, 1994.
Юрганов А.Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998.
Шенк Фритьоф Беньямин. Александр Невский в русской культурной памяти. М., 2007.
Нора П. Франция - память. СПб., 1999.
Храпов В. Кого дают в герои нашим детям // Знание - сила. 1990. № 3.
 Концепция «мест памяти»: к вопросу о русском историческом сознании | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 1 (13).

Концепция «мест памяти»: к вопросу о русском историческом сознании | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 1 (13).

Полнотекстовая версия