Лидеры сибирского областничества и первый университет в азиатской части России | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Лидеры сибирского областничества и первый университет в азиатской части России

Оценивается роль областников Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанина в пропаганде университетской идеи в Сибири и открытии Императорского Томского университета; рассматривается полемика областников с В.М. Флоринским по университетскому вопросу. Статья написана на материалах центральных и региональных архивов, периодической печати и источников личного происхождения.

Leaders of the Siberian Oblastnichestvo and the first university in the Asian part of Russia.pdf В последнее время заметен интерес к историиобразования в Сибири в XIX-XX вв.[1-9] Не со-ставляет исключения и история открытия Томско-го университета и роли в этом процессе областни-ков [10-12]. Известно, что роль областников в от-крытии университета неоднозначно оцениваласьсовременниками. Так, устроитель Томского уни-верситета В.М. Флоринский в воспоминаниях, аони были опубликованы через 7 лет после егосмерти в журнале «Русская старина», выразилсвое несогласие с заявлением Б.Б. Глинского, био-графа Н.М. Ядринцева, о том, что Ядринцев «пер-вый после Сперанского, начал пропагандироватьэту идею (создания в Сибири университета), еепроводил он красной нитью во всех своих статьях,каково бы ни было их содержание, он за нее пред-ставительствовал перед местной и столичной ад-министрацией, он собрал на основание универси-тета громадные суммы, он приветствовал его воз-никновение и о нем он говорил еще в наши дни …Ратуя всю свою жизнь за необходимость высшегорассадника просвещения на востоке, Николай Ми-хайлович органически связал свое имя с Томскимуниверситетом, явившись его создателем и проро-ком» [13. С. 425].В.М. Флоринский, как человек, который отдалмного времени и сил организации первого универ-ситета в Сибири, посчитал своим долгом пояснитьчитателям, что мнение, высказанное Глинским,«совершенно не соответствует действительности».В первую очередь Флоринский поставил под со-мнение существование какого-либо общества, ор-ганизованного по инициативе областников длясобирания пожертвований на университет. Пуб-личная лекция Н.М. Ядринцева в Омске (1863 г.),по его мнению, «не произвела ни малейшего дей-ствия на денежных сибиряков. Да вряд ли кто-нибудь и знал о ней, кроме слушателей вышеупо-мянутого литературного вечера, да редактора«Томских ведомостей» [14. С. 590]. И далее онпишет: «На призыв проповедника не откликнуласьни одна душа. Зато молодая сибирская интелли-генция, разделявшая идеалы Ядринцева, приняла ксведению его идею о теоретической возможностисоздать в Сибири университет на местные средст-ва, не обязываясь правительству. Не находя этогов действительности, сибирские патриоты сталикультивировать эту идею в устном предании и вместной прессе, стараясь доказать, что Томскийуниверситет, главным образом, обязан самим си-бирякам» [14. С. 590].Друг и соратник Н.М. Ядринцева Г.Н. Пота-нин не замедлил откликнуться на воспоминанияВ.М. Флоринского. В том же 1906 г., когда ониувидели свет, он в трех номерах газеты «Сибир-ская жизнь» (29 октября, 1 и 2 ноября) подвергрезкой критике попытки В.М. Флоринского пре-тендовать на статус идеолога открытия универси-тета в Сибири. Потанин наградил Флоринскогонелестными эпитетами и обвинил его в том, чтотот присвоил себе заслуги Н.М. Ядринцева в соз-дании Сибирского университета. «Страницы, по-священные Ядринцеву, - пишет Г.Н. Потанин, -самые неприятные в записках Флоринского. В нихсквозит желание автора оттереть Ядринцева вприхожую или даже за входную дверь, а самомусесть под святые … На всем протяжении своихзаписок Флоринский усиленно старается доказатьмысль, что Сибирь обязана университетом прави-тельству, а не местному обществу…» [15]. В1907 г. в своей брошюре «Областническая тенден-ция в Сибири» Г.Н. Потанин повторил эту жемысль: «В истории открытия сибирского универ-ситета Ядринцев сыграл значительную роль; Фло-ринский в своих воспоминаниях отрицает инициа-тиву Ядринцева в этом деле и приписывает ее се-бе, но в кругу сибирских патриотов сохранилосьсовершенно противоположное предание. Так илииначе было дело, во всяком случае, вне сомнения,что Ядринцев был самым неутомимым популяри-затором этой идеи в литературе и обществе» [16.С. 98]. Какой же в действительности была рольобластников в университетском вопросе, какуюлепту они внесли в пропаганду и реализацию уни-верситетской идеи? Кому принадлежит пальмапервенства в этом важном для Сибири деле? Ксередине 70-х гг. XIX в. созрели все необходи-мые условия для возвращения к вопросу об уни-верситете в Сибири на правительственном уровне.В его решении была заинтересована не только об-щественность Сибири. Это диктовалось и насущ-ными потребностями хозяйственного освоениякрая. К тому времени численность населения Си-бири возросла до 5 млн человек. Все это, безуслов-но, требовало подготовки высококвалифицирован-ных специалистов непосредственно на месте.Как к созданию университета в Сибири отно-силось сибирское общество? С появлением сибир-ских газет университетский вопрос стал оживлен-но обсуждаться. Много внимания этой проблемеуделяла и столичная пресса. «Даже пресловутаяжелезная дорога, столь интересовавшая все рус-ское общество, не привлекла к себе в Сибири та-кого всеобщего внимания, как университет», - пи-сала газета «Восточное обозрение» [17]. Большуюроль в пропаганде идеи университета в Сибирисыграли сибирские областники, и в первую оче-редь их лидеры - Григорий Николаевич Потанин(1835-1920) и Николай Михайлович Ядринцев(1845-1894). Они являлись авторами первых зна-чительных статей о Сибирском университете. Ихдеятельность, направленная на пропаганду и от-стаивание идеи необходимости открытия универ-ситета в Сибири, начиналась в Петербурге, кудаони приехали учиться в конце 50-х гг. Выходцы изСибири образовали там кружок, на заседаниях ко-торого обсуждались вопросы, связанные с эконо-мической жизнью Сибири, состоянием культуры ипросвещения края, колониальной политикой пра-вительства и другие.Позднее Г.Н. Потанин писал, что они (сибиря-ки-студенты°VАF)) «сознавали, что над Сибирью тяго-теют три зла: деморализация ее населения как вверхних, так и в нижних слоях, вносимая в крайссылаемыми социальными отбросами Европей-ской России; подчиненность сибирских экономи-ческих интересов интересам московского ману-фактурного района и отсутствие местной интелли-генции, могущей встать на защиту интересовобездоленной родины» [18. С. 66]. На своихвстречах студенты-сибиряки впервые стали обсу-ждать и вопрос о «значении в крае университета инеобходимости его для Сибири». Н.М. Ядринцев,вспоминая свои студенческие годы, писал: «Воживленном кружке студентов-сибиряков Петер-бургского университета шел разговор о Сибир-ском университете. Как занесена эта идея, кем, яне помню, но она была принята с восторгом.Мысль и предложение, погребенное с 1803 г.,мысль, оставленная администраторами, как преж-девременная, возродилась и охватила юные серд-ца … »[19].«В юном воображении, - писал он далее, - нампредставлялся уже университет открытым, мыпредставляли его в роде роскошного здания, к ко-торому стеклись все разнообразные произведениянашей родины. Портик должен быть из белогомрамора с золотою надписью: «Сибирский уни-верситет». Нет, лучше на черном, внутренность измалахита, яшм, кругом сад, в котором сосредото-чивается вся сибирская флора. В кабинеты достав-лены коллекции со всей Сибири, общественнаяподписка дала огромные средства. Аудитория ки-шит народом, где мы встречаем рядом с плотнымии коренастыми сибиряками наших инородцев -наш друг Пирожков, изучивший философию Геге-ля, был для нас примером; университет привлечетяпонцев и китайцев, - говорили другие. Так разви-валась мечта. «Доживем ли до этого? - раздавалсяскептический голос. И потом опять сменялосьдетской радостью и кончалось пением «Gaudeamusigitur» и казанской студенческой песней: «Отзари до зари, Как зажгут фонари…» [19]. Эти соб-рания продолжались в течение двух лет. В нихпринял участие и приехавший в ПетербургС.С. Шашковsoft . Однако многие сибиряки вынужде-ны были оставить университет вследствие студен-ческих волнений, вызванных введением «Правил онекоторых преобразованиях по университетам»,разработанных министром народного просвеще-ния Е.В. Путятиным. В них активное участие при-нял Г.Н. Потанин, который в октябре 1861 г. былзаключен в отдельный каземат Петропавловскойкрепости и пробыл там до начала декабря. Вскореон принял предложение П.П. Семенова-Тян-Шанского направиться переводчиком и натурали-стом в экспедицию астронома К.В. Струве, орга-низованную Русским географическим обществомдля обследования озера Зайсан и Восточного Тар-багатая. Осенью 1862 г. он выехал в Омск, откуданачиналась экспедиция [20. С. 68-74].Осенью 1863 г. возвращается в Сибирь иН.М. Ядринцев вместе С.С. Шашковым, Ф.Н. Усо-вым, Н.И. Наумовым с намерением заняться во-площением того, о чем они так мечтали в Петер-бурге. «Мы все явились в Сибирь в каком-то вос-торженном состоянии экзальтированных прозели-тов новой идеи, одушевлявшей нас, - писал он. -Мы могли говорить о Сибири, о ее обновлении, обудущих задачах целые часы, горячо, пламенноговорить. Спорам, разработке деталей, мечтам небыло конца. Воображение живо переносило нас вдаль будущего. Нам представлялось все в розовомцвете. Мы короновали, изукрашали свою родину,как невесту, всеми нарядами, всеми цветами на-шей души; явившись в сибирское общество, у насявилась потребность скорее высказаться, передать,провести свои идеи в жизнь, пробудить и заста-вить жить это общество. Мало того - заставитьтрепетать его и воспламеняться тем же огнем, ка-кой кипел в нас. Мы неустанно пропагандироваливезде обновление Сибири, и, не довольствуяськружками, искали случая говорить публично, чи-тать лекции и зажигать сердца» [21. С. 50].Приехав в Томск, Ядринцев стал свидетелемнекоторого оживления общественной жизни вэтом городе. Там открылась публичная библиоте-ка, читались лекции. В этом была большая заслугапреподавателя местной гимназии, учителя словес-ности Д.Л. Кузнецова, выпускника Казанской ду-ховной академии. Ядринцев близко сошелся стомским старожилом А.П. Пичугиным, человекомбольшого ума, его кружком и несколькими семи-наристами. Местная молодежь «рвалась в универ-ситет». Ядринцев договорился с Пичугиным «по-могать ей добиваться знания всеми средствами»[22]. Уладив свои дела, Н.М. Ядринцев выехал вконце лета в Омск, где встретился с Г.Н. Потани-ным. Они поселились вместе. Однако зимой1863 г. Потанин отправился в составе экспедицииН.В. Струве в Зайсан, где пробыл около года. ВОмске Ядринцеву пришлось зарабатывать нажизнь, давая уроки. В это время его особенно за-интересовала идея открытия университета в Си-бири. Н.М. Ядринцев прекрасно понимал, что делоне сдвинется с места до тех пор, пока не удастсядобиться проявления широкой общественнойинициативы. Он решается публично высказатьсвои соображенияИз этого он сделал вывод: «… наше общество, вы-деляя даровитые личности, не получает от них ни-какой пользы для своего края». А те немногие, ктовозвращались, не вносят «новых элементов в об-щество», глохнут в атмосфере «апатии и квиетиз-ма (бездейственности)».Н.М. Ядринцев считал, что Сибирь не можетудовлетвориться «наезжими образованными людь-ми из России», главным образом чиновниками,которые мечтают лишь о том, чтобы разбогатеть ивернуться туда, откуда они приехали. «Мы, - под-черкивал Ядринцев, - законно мечтаем о том, что-бы все члены сибирского общества были людьмиуниверситетского образования…». «Образованныетуземцы» будут «пропитаны той любовью к местурождения и воспитания, которая удесятерит ихсилы». «Наш край, - убеждал он, - нисколько не ис-следован и не разработан. Все сокровища нашейземли не приносят нам пользы, потому что мы илине знаем их, или не умеем разработать. Кто знает,сколько богатств мы найдем на земле нашей? Намнужны теперь и сельские хозяева, для создания бо-лее рационального хлебопашества, нам нужны и ми-нералоги и геологи, для открытия минералогическихбогатств, нам нужны технологи, для создания пра-вильной заводской и фабричной промышленности,нам нужны географы, статистики, зоологи и ботани-ки!» Таким образом, университетский вопрос идео-лог областничества рассматривал не только как от-крытие университета, но и «прекращение отливамолодых сил из края», а на университет смотрел какна одно из средств достижения этой цели.Доклад Н.М. Ядринцева заканчивался сле-дующими словами: «Сибири суждена роль - соз-дать ту цивилизацию, которая будет служить по-следним звеном, смыкающим образованные наро-ды умеренного пояса северного полушария. Си-бирский университет будет зародышем этой циви-лизации. Мы указали на средства, которыми онможет как можно скорее осуществится; а общест-ву остается сказать: мы хотим университета, мыготовы дать средства и сибирский университетбудет, будет и будет!!» В начале 1864 г. текст вы-ступления Н.М. Ядринцева в Омске был напечатанв «Томских губернских ведомостях» [23]. В этойже газете публиковал свои статьи и корреспон-денции Г.Н. Потанин. В них также поднималсяуниверситетский вопрос [24]. В одном из своихписем Н.С. Щукину, датированном 2 мая 1865 г.,он просил Щукина прислать для публикации в«Томских губернских ведомостях» тексты лекций,которые тот читал в Иркутске [25. С. 43].Большой резонанс вызвали публичные лекцииС.С. Шашкова по истории Сибири в Красноярске,а затем в Томске. Его последнее выступление вТомске в феврале 1865 г. проходило в перепол-ненном зале Благородного (Общественного) соб-рания. Г. Потанин, Н. Ядринцев и Е. Колосов за-ранее ознакомились с текстом лекции. Когда лек-тор произнес заранее намеченные слова «Нам, т.е.сибирякам, нужен университет!», - Колосов прямос эстрады крикнул: «Нам нужен университет!».Семинаристы, стоявшие около стен, подхватили, ився зала, вспоминал Потанин, начала дружно кри-чать: «Нам нужен университет!» [18. С. 192-193].Однако вскоре областники были обвинены всепаратизме, выразившемся якобы в вынашиваниипланов «отделения Сибири от России и образова-ния республики, подобно Соединенным Штатам».Последовали аресты, допросы и суровые пригово-ры. Г.Н. Потанин был приговорен к пяти годамкаторжных работ и последующей ссылке.Н.М. Ядринцев к трем годам тюремного заключе-ния, которое он отбывал в Омске. Свою деятель-ность, направленную на внедрение в обществен-ное сознание мысли о необходимости для Сибириуниверситета, им удалось возобновить лишь послеосвобождения. Г.Н. Потанину в конце 1871 г. со-кратили срок каторжных работ и отправили в Во-логодскую губернию к месту ссылки, а в конце1873 г. он был помилован [20. С. 104, 115].Н.М. Ядринцев после трехлетнего заключения былвыслан в Шенкурск, откуда его вызволил графСологуб, пригласив сотрудничать в комиссии потюремной реформе. Будучи в ссылке, он опубли-ковал ряд статейвеские аргументы в пользу открытия Сибирскогоуниверситета. Они, по его мнению, были следую-щими: «1. Потребность высшего учебного заведе-ния в Сибири обусловливается отдаленностьюстраны и затруднением для туземцев отправлятьсяза 6-12 тысяч верст для обучения в русских уни-верситетах; 2. Необходимость высшего образова-ния для приобретения технических и естественно-исторических знаний, без которых богатства стра-ны оставались и остаются мертвым капиталом, ауровень материального благосостояния населениябыл крайне низок; 3. Необходимость высшего об-разования вследствие недостатка учителей и ме-диков; 4. В видах доставления лучших сил адми-нистрации; 5. В видах воспитания общества, соз-дания в нем образованного класса и лучших умст-венных сил, поднятия уровня нравственности исоздания гражданской честности; 6. В видах уч-реждения и поддержания таких ученых и общест-венных учреждений, которые теперь падают занедостатком образованных людей; 7. В видах раз-работки науки на Востоке и открытий в сферахгеографических, исторических, филологических ипрочих, которыми должна обогатиться наука,принимая во внимание обширность непочатогодля науки азиатского материка; 8. В видах обще-человеческих целей цивилизации и распростране-ния ее в Азии; 9. В видах воспитания инородцев идипломатических сношений наших с соседнимистранами Востока; 10. Для усиления и сохранениярусской национальности в виду новых приобрете-ний и присоединений на Востоке; 11. В виду ожи-даемых реформ в Сибири, которые без этого яв-ляются немыслимыми» [28. С. 33-69].В заключение статьи Н.М. Ядринцев подчерк-нул: «Отсутствие университета в Сибири обуслов-ливало отсталость и несостоятельность сущест-вующих здесь учебных заведений и парализовалоих влияние и значение. Открытие университета вСибири, несомненно, повлияет на умственнуюжизнь всего края». Позднее, в начале 80-х гг., вы-шла его книга «Сибирь, как колония» (СПб.,1882), в которой университетскому вопросу такжеуделено

Ключевые слова

областники, Сибирь, университетский вопрос, Императорский Томский университет, oblastniki, Siberia, university question, Imperial Tomsk University

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Некрылов Сергей АлександровичТомский государственный университетдоктор исторических наук, доцент, профессор кафедры современной отечественной истории исторического факультетаfsf@mail2000.ru
Фоминых Сергей ФедоровичТомский государственный университетдоктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой современной отечественной истории исторического факультетаfsf@mail2000.ru
Всего: 2

Ссылки

Красильников С.А., Сергеевых Г.П. Ученые и политический режим в 30-е годы (по материалам Западной Сибири) // Кадры науки советской Сибири. Проблемы истории. Новоси- бирск, 1991;
Красильников С.А., Кликушин М.В. Анатомия одной идеологической кампании: «лузинщина» в Сибири // Советская история: проблемы и уроки. Новосибирск, 1992.
Красильников С.А. Социальный статус ученых в годы «Великого перелома» // Роль науки в освоении восточных районов страны. Новосибирск, 1992.
Красильников С.А. Социально-политическое развитие интеллигенции Сибири в 1917 - середине 1930-х гг.: Дис. … д-ра ист. наук. Новосибирск, 1995.
Красильников С.А. Наука в Сибири: Конец 1920-х - 1930-е годы. Новосибирск, 1999.
Могильницкая К.И. Очерки становления высшего образования в Сибири: К 120-летию со дня основания Томского университета, 110-летию его открытия и 100-летию экономического образования в Сибири. Томск, 1997.
Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. 2-е изд., испр. и доп. Томск, 1998.
Балбеко А.М. Развитие региональной системы высшего образования: Историко-педагогический аспект (на материалах Сибири 1917-1941 гг.). М., 2002.
Изменения в обществе и классический университет: история и современность / Н.Н. Абакумова, Т.Г. Бохан, О.А. Брылева и др.; Отв. ред. О.М. Краснорядцева, С.Ф. Фоминых. Томск, 2005.
Крюков В.М., Сагалаев А.М. Г.Н. Потанин: Опыт осмысления личности. Новосибирск, 1991.
Шиловский М.В. «Полнейшая самоотверженная преданность науке». Г.Н. Потанин: Биографический очерк. Новосибирск, 2004.
Гемуев И.Н., Гущина С.А. Ученые-сибиреведы и первый сибирский университет // Сибирский этнографический вестник. 2004. № 17(18).
Исторический вестник. 1894. № 8.
Заметки и воспоминания В.М.Флоринского: 1865- 1880 // Русская старина. 1906. Июнь. С. 590.
Сибирская жизнь. 1906. 1 нояб.
Потанин Г.Н. Областническая тенденция в Сибири // Сборник к 80-летию со дня рождения Григория Николаевича Потанина: Избранные статьи и биографический очерк. Томск, 1915.
Еще о Сибирском университете // Восточное обозрение. 1886. № 20.
Потанин Г.Н. Воспоминания // Литературное наследство Сибири. Т.6. Новосибирск. 1983.
Восточное обозрение. 1888. № 29.
Шиловский М.В. «Полнейшая самоотверженная преданность науке». Г.Н. Потанин: Биографический очерк. Новосибирск, 2004.
Лемке М. Николай Михайлович Ядринцев: Биографический очерк. К десятилетию со дня кончины. СПб., 1904.
Восточное обозрение. 1887. № 17.
Ядринцев Н. По поводу сибирского университета // Томские губернские ведомости. 1864. № 5.
Гражданское увлечение Сибири // Томские губернские ведомости. 1865. № 16.
Потанин Г.Н. Письма. Т. 1. Иркутск, 1977.
Ядринцев Н.М. Сборник избранных статей, стихотворений и фельетонов. Красноярск, 1919.
Адрианов А.В. Томск в прошлом и настоящем. Томск, 1890.
Ядринцев Н.М. Потребность знания на Востоке: по поводу учреждения Сибирского университета // Дело. 1875. №10.
Сборник к 80-летию со дня рождения Григория Николаевича Потанина. Избранные статьи и боиграфический очерк. Томск, 1915.
Сибирская жизнь. 1906. 2 нояб.
 Лидеры сибирского областничества и первый университет в азиатской части России | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Лидеры сибирского областничества и первый университет в азиатской части России | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия