По следам экспедиции Г.Н. Потанина более века спустя | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

По следам экспедиции Г.Н. Потанина более века спустя

На основе фактологического материала автор проводит сравнение жизнь тюркского народа сары уйгуров более века спустя с этнографическими наблюдениями Г.Н. Потанина. Г.Н. Потанин является первым ученым, сделавшим записи образцов языка сары уйгуров. Приводится маршрут, по которому были совершены путешествия исследователей 1883-1886 и 2010 годов. Автор ставит вопрос исследования и сохранения языка сары уйгуров, так как из-за малочисленности этноса, влияния более численных этнических групп идёт процесс исчезновения этого тюркского этноса.

Following the expedition of G. Potanin over a century later.pdf 17 июня 2010 г. поезд «Астана-Урумчи»привёз меня в места, где более ста лет тому назадпроходил путь экспедиции Г.Н. Потанина.Имея за плечами большой опыт экспедицийдальнего следования, в 1883 году, по поручениюИмператорского Русского Географического обще-ства, Г.Н. Потанин отправляется в новую экспеди-цию, в Срединный Китай, в провинцию Ганьсу,Ордос и окраины Тибета. Из экспедиции, длив-шейся три года, он возвращается в Петербурглишь в 1886 г. и в течение нескольких лет занима-ется обработкой громадного материала [4, 145].Наблюдения ученого-путешественника о Средин-ном Китае нашли отражение в его книге «Тангут-ско-тибетская окраина Китая и ЦентральнаяМонголия». С того времени, когда Г.Н. Потаниносуществил свое путешествие в провинциюГаньсу, прошло более века. Он является первымисследователем, сделавшим записи образцов язы-ка сары уйгуров. Как признавался сам Г.Н. Пота-нин, ему не удалось пожить в среде этого народа.Но, по свидетельствам людей, которые сопро-вождали его в экспедиции, он собрал достаточнобольшой объём сведений о жизни этогосамобытного тюркского этноса. В последующихисследованиях ученые не раз обращались кзаметкам Г.Н. Потанина о сары уйгурах.В книге «Тангутско-тибетская окраина Китая иЦентральная Монголия», описывая один из тюркскихнародов - сары уйгуров, ученый отмечает: «Ёгуры -тюркская народность, частично монголизирована;вероятно тождество, или преемственность, ёгуров иуйгуров; наиболее близки к древнеуйгурскому языкунаречия шира-ёгуров» [2. С. 618].«Кочевья ёгуров начинаются от левого берегаЕдзина ниже Па-баор-та-сы и простираются догорода Карне, лежащего к югу от Сучжоу.Другими словами, кочевья их заключаются всеверных долинах Нань-шаня, между меридиа-нами Ганьчжоу и Сучжоу» [2. С. 480]. Г.Н. Пота-нину из старинных обрядов удалось записатьтолько два. Приведем один из них. «Ёгуры джада-лана, т.е. совершают обряд, привлекающий с небадождь. Для этого они делают из снадобьев коло-бок, приносят из ключа в дом воду в ведре, коло-бок опускают в ведро и читают «ном» [священныекниги], когда дождь прольется, воду относят и вы-ливают в тот же ключ, из которого она былавзята» [2. С. 482].Итак, Срединный Китай, провинция Ганьсусегодня, 100 лет спустя. За это время в жизни сарыуйгуров произошли значительные перемены. В1954 г. в провинции Ганьсу был образованавтономный уезд с центром в городе Сунань, ибыло введено единое наименование для всейнародности - «юйгу» [3. С 85]. Введенныйискусственный термин «юйгу» навсегда обо-значил разграничение преемственности междусары уйгурами и уйгурами. Хотя, описываянародность сары уйгуры (юйгу), Г.Н. Потаниннеоднозначно предполагал возможность тожде-ственности, или преемственности ёгуров с уйгу-рами [2. С 618]. По имеющимся сведениям,тюркоязычные уйгуры - предки ганьсуйских сарыуйгуров (юйгу) - переселились в Ганьчжоу иЛяньчжоу из бассейна р. Селенги в VII-VIII вв.н.э. Новый поток хлынул в середине IX в., когдауйгурский каганат в Монголии был разгромленкиргизами. Предания самих сары уйгуровсообщают о том, что они пришли в район Сучжоус запада, из Сиджи-Хаджи и Цяньфутун в XVII-XVIII вв. [3. С. 89]. С 1958 г. китайский язык ииероглифическая письменность были приняты усары уйгуров (юйгу) как государственный язык иписьменность [3. С 86]. Модернизация общества имежнациональные браки неизбежно вели и ведут кстиранию различий между этническими группами.Наблюдая за бытом современных нам сарыуйгуров начала XXI в., удалось констатиро-вать следующее. Сегодня они используют в повсе-дневной жизни и профессиональной деятельностисовременные достижения. Практически у каждогодома имеется собственная ветровая мини-уста-новка или же солнечная батарея, обеспечивающиедома электроэнергией. Дома, в которых япобывал, практически все имеют бетонные полы, ав некоторых бетон имеет деревянное покрытие, впервом случае все домочадцы ходят в обуви.Сегодняшняя сарыуйгурская семья имеет не болеедвух детей, в то время как во времена экспедицииГ.Н. Потанина в каждой сарыуйгурской семьебыло не менее десяти детей. Чтобы не бытьизгоями, сары уйгурам приходится подстраива-ться под нормы китайского общества. Молодежьпредпочитает покидать родные дома и переезжатьв город, где практически везде используетсякитайский язык.Традиционное сарыуйгурское поселение - этоаул (агыл сар.), состоящий из пяти-шести домов.Таких поселений довольно много, расстояниемежду ними составляет от 500 м до несколькихкилометров. Сунань, который можно увидеть,поднявшись на возвышенность, как на ладони,состоит из двух центральных улиц, на которыхрасположены магазины, места общественногопитания, гостиницы, воинская часть, Дом куль-туры, спортивные сооружения, школы, детсады,административные здания, полицейский участок.Остальная часть города распожена так: попериферии частные дома. Люди живут в нихоседло, занимаются земледелием и скотоводством.Свадебные празднества у сары уйгуровустраиваются осенью, эти традиции не на-рушаются испокон веков. Среди других сохра-нившихся традиций - праздник День стрижкиовец, он устраивается в весеннее время, праздниксопровождается большими гуляниями. Для сарыуйгуров, как некогда кочевого этноса, овца имеетбольшое значение. Сегодня она являетсясвоеобразным символом провинции Ганьсу.Повсюду, где имеется травостой, овцы пасутся вочень больших количествах. Горы, усеянныеотарами овец на фоне зеленых лугов, становятсябелыми.Современные сары уйгуры сохранили своютрадиционную(варенная нарезанная лапша), айран, творог(сузбе). Безусловным влиянием китайской кухнина сарыуйгурскую является употребление в пищуразличных салатов. Сегодня традиционнуюнациональную одежду сары уйгуры надевают попраздникам, и, в принципе, она сохранилась в томвиде, в каком была и сто, и двести лет тому назад.Различий в названиях между мужскими и жен-скими одеяниями нет. Головной убор именуется«порик», рубашка называется «доом», брюкиименуется «эм».В данное время в современном востоко-ведении наблюдается снижение научно-исследо-вательского интереса к тюркоязычным народамевразийского пространства. Эти народы в XIX иXX вв. были привлекательны для России, так каквходили в круг её государственных политическихинтересов, и поэтому они изучались. В данноевремя существует реальная опасность исчезно-вения народов, подобных сары уйгурам (юйгу),исчезновения их самобытной культуры, языка.Этническая дисперсия; отсутствие возможностиобучения детей на родном языке; разобщениеюйгу внутри этноса на четыре группы, каждая изкоторых говорит на языках, воспринятых ими врезультате различных исторических и полити-ческих причин - ведет к исчезновению этогоуникального народа и его языка. Сегодня времяставит перед нами задачу - продолжитьисследования языка и культуры сары уйгуров,начатые экспедицией Г.Н. Потанина в СрединныйКитай.

Ключевые слова

Г.Н. Потанин, тюркский народ, сары уйгуры, этнография, экспедиция, G. Potanin, the Turkic people, the Saryuighurs, ethnography, expedition

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бутеев Бактияр ОразгалиевичЕвразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Астана, Казахстанмагистрант факультета международных отношений кафедры тюркологии специальности филология
Всего: 1

Ссылки

Бессонов Ю.Н., Якубович В.Я. По внутренней Азии (Ч.Ч. Валиханов и Г.Н. Потанин). М., 1947.
Потанин Г.Н. Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. М., 1950.
Тенишев Э.Р. Избранные труды. Книга вторая. Уфа, 2006.
Факсимиле страниц книги Справочник. Городъ Томскъ. 1912 г. http://www.siberianclub.ru/Rare_Books/Hero/27/5
 По следам экспедиции Г.Н. Потанина более века спустя | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

По следам экспедиции Г.Н. Потанина более века спустя | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия