Г. Н. Потанин и Алтай: хроника и итоги пребывания | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Г. Н. Потанин и Алтай: хроника и итоги пребывания

Рассматриваются причины, цели и итоги посещения Г.Н. Потаниным Горного Алтая в период с 1852 по 1915 г. Отмечено, что Потанин посещал этот регион в связи с военной службой в 1852-1856 гг., в связи с экспедициями в 1863-1864 и 1877-1879 гг., а также во время поездок на отдых в 1908-1915 гг. Во время этих посещений Потанин занимался научным изучением края - больше всего как этнограф и фольклорист. Результаты этого изучения им опубликованы и представляют научный интерес и по настоящее время.

G.N. Potanin and Altai: the chronicle and the results of the stays.pdf Алтай - горная система на территории России(южная часть Западной Сибири), Монголии и Ки-тая, а также Казахстана. Именно Григорий Нико-лаевич Потанин во время своей первой Монголь-ской экспедиции установил, что Алтай являетсясамостоятельной горной системой и не соединяет-ся на юге с Тянь-Шанем, как считали раньше. Этагорная система разделяется на собственно Алтай(Российский Алтай и Рудный Алтай в Казахстане),Монгольский Алтай и Гобийский Алтай. Данноесообщение ограничивается территорией собствен-но Алтая, или, как сейчас его называют в России,Горного Алтая. В настоящее время эта территорияизвестна, прежде всего, как уникальный природ-ный регион, обладающий набором разнообразных(от предгорной тайги до высокогорных степей ивечных снегов) и очень живописных ландшафтов.Хотя этот край никогда не был объектом ком-плексных экспедиционных работ Потанина, тем неменее он по разным причинам достаточно частопосещал Алтай на протяжении продолжительногопериода своей жизни. Цель настоящего сообще-ния - показать, каковы были причины и цели этихпосещений и как эти посещения отражались мно-гогранной и деятельной натурой Г.Н. Потанина.Впервые Потанин побывал на Алтае в 1852 г. -после окончания Омского кадетского корпуса иприбытия на службу в Семипалатинск, он попро-сил отпуск и вместе с отцом поехал в Усть-Каменогорск, чтобы навестить дядю. Во времяэтой поездки он впервые увидел горы. Это быливосточные склоны Алтая (в настоящее время -Рудный Алтай Казахстана). И увиденное оказа-лось так не похоже на то, что раньше рисовалодетское воображение будущего путешественника[1. С. 94].Следующий раз Потанин попал на северныепредгорья Алтая весной 1855 г., когда после ссорыс полковым командиром Мессарошем он был пере-ведён из Семипалатинска на Алтай в станицу Ан-тоньевскую Бийской линии для командования ка-зачьей сотней. Через некоторое время оттуда онбыл переведён в станицу Чарышскую на этой желинии. Эти станицы расположеныграфии и фольклору русского населения юго-запада Томской губернии [3. С. 1-154]. Статья этапоступила в печать 4 января 1863 г. Написана онас особой тщательностью и демонстрирует глубо-кую заинтересованность автора в изучаемыхпредметах. Значительная часть материалов дляэтой статьи была собрана им в станице Чарыш-ской, в Усть-Каменогорске и «в Бухтарме». ВУсть-Каменогорске, помимо упомянутой поездкив 1852 г., Потанин бывал и позднее, в частности в1855 г. [1. С. 69], а также в 1863 и 1864 гг., в связис экспедициями на хребет Тарбагатай и озеро Зай-сан [1. С. 181].Известно, что в долине Бухтармы, в наиболееглухих местах, проживали так называемые «бух-тарминские каменщики» - русские поселенцыXVIII-XIX вв. из числа старообрядцев, беглыхкаторжников и горнозаводских крестьян. В 1790 г.они подчинились правительству на правах корен-ного населения, а в 1878 г. были зачислены в кре-стьяне [4. С. 183]. Молодого Потанина интересо-вали идеологические установки («республика рус-ского духа») и быт этого населения, в связи с чемон специально ездил на Бухтарму. В частности, онпланировал туда поездку в августе 1864 г. послезавершения сезонных экспедиционных работ нахребте Тарбагатай и озере Зайсан [5. С. 67]. Пота-нин хорошо знал природу долины Бухтармы, ко-торую подробно описал в специальном очерке обАлтае [6. С. 199]. Он отметил, что именно в вер-ховьях Бухтармы зародилась новая и перспектив-ная отрасль животноводства на Алтае - марало-водство.В декабре 1877 г. Потанин прибыл на юг Ал-тая, возвращаясь из своей первой Монгольскойэкспедиции. Юрта первого встреченного в родныхкраях местного жителя - теленгита - поразила егосвоей бедностью. Свои впечатления от этой частипути Потанин подробно изложил в специальныхпутевых заметках [7. С. 131-151]. Это очень точ-ные и взвешенные наблюдения не только о гео-графических особенностях территории, но и обэкономическом положении коренных жителей, озаселении края русскими, о торговле. Первым на-селённым пунктом на этом пути был Кош-Агач.Впечатление Потанина от встречи с Кош-Агачем:«18 декабря мы наконец приехали в Кош-Агач.Это куча рассеянных в лиственном лесу лачуг илихлевов, в которых помещаются русские купцы иприказчики летом; только дом Гилёва и церковьвыдаются из ряда других построек» [7. С. 133].Несмотря на дискомфорт пребывания в этом посе-лении, он написал отсюда письмо Н.М. Ядринцеву(В письме Кош-Агач назван по-монгольски - Хо-ша Модон) [8. С. 109-110]. Следующий раз Пота-нин побывал в Кош-Агаче в мае 1879 г., следуя вовторую экспедицию по Чуйскому тракту из Бий-ска. И в этот раз он также написал из Кош-Агачанесколько писем (при этом стоит отметить, чторегулярная почтовая связь с селом установленатолько в 1909 г. [9. С. 3]), в том числе письмо ге-нерал-губернатору Западной Сибири Н.Г. Казна-кову. В нём Г.Н. Потанин привёл многочисленныефакты беззаконий и притеснения коренных жите-лей русскими: «Самое поразительное зло в здеш-нем крае, которое необходимо уничтожить, - этовзыскание купцами своих долгов не через поли-цию, а посредством самоуправства» [8. С. 157]. Вэтой проблеме Г.Н. Потанин выделил и политиче-скую, и экономическую составляющие. Первая:«Этот отдалённый край нуждается в особом вни-мании Вашего превосходительства. Край этот, во-первых, пограничный, вместе с Кяхтой и Благо-вещенском он один из тех мест, к которым близкоподходят китайские административно-торговыепункты (Урга, Амгунь, Кобдо), поэтому нужно бы,чтобы здесь русские порядки не были способныронять репутацию русской администрации» [8.С. 156]. Вторая: «При нынешнем же направлениидела при богатении купцов и обеднении инород-цев для казны создаётся та невыгода, что угодья ибогатства переходят из рук податных душ в рукилиц не платящих. Изменение дел привело бы этотподатный народ к состоянию, при котором егоплатёжеспособность сильно увеличилась бы» [8.С. 160]. Несмотря на трудности плохо обустроен-ной горной дороги и многочисленные экспедици-онные заботы, Потанин не просто увидел пробле-мы коренногося с деятельностью духовной миссии. В частности,здесь он снабдил ведшего метеонаблюдения свя-щенника термометром и анероидом [8. С. 114].Следующий раз Потанин приехал в Улалу 17 ап-реля 1879 г., также из Бийска, с целью найти пере-водчика с алтайского языка. Разлившаяся рекаМайма задержала его на четыре дня. Он восполь-зовался этим обстоятельством для записи фольк-лорных материалов от священника о. Михаила -телеута по происхождению [8. С. 150]. По даннымПотанина, в селе в это время было около 100 дво-ров и 500 жителей, помимо зданий миссии и церк-ви, имелись школа и больница [11. С. 268]. Какинтересный факт он отмечает существование ро-щицы шелковицы, находящейся на территорииженской общины Улалы [8. С. 114]. Потанин счи-тал Улалу лучшим селом на Алтае и отмечал еговажное культурное значение. В настоящее времяУлала - это г. Горно-Алтайск, административныйи культурный центр Республики Алтай.Проезжая по Чуйскому тракту, Потанин такжеостанавливался в Онгудае. В 1877 г. он писал: «ВОнгудае до сих пор запрещено селиться крестья-нам, и вот результат - стан существует 25 лет, акрещёные живут в берестяных шалашах, спят наголой земле и, кроме котла да долблёного ведра,не имеют другой утвари: ни изб, ни скота, ни рус-ской одежды, ни русского языка здесь нет. По-звольте нашему мужику переселиться в Онгудай,и все те, которые теперь записаны в крещёные, в15 лет обрусеют» [8. С. 112]. В 1879 г., останавли-ваясь в Онгудае, Потанин пишет в письме Л.Н.Майкову, что по дороге до Онгудая успел записатьдве былины коренных жителей (возможно, этоматериалы, записанные в Улале) [8. С. 154]. Чтокасается самого села, то Потанин правильно уви-дел пути решения проблемы, и, как он и предви-дел, ситуация изменилась в лучшую сторону. ВОнгудае он провёл лето 1909 г., живя на квартиреИ. Г. Киселёва. Это было уже совсем другое село.Здесь он занимался обработкой фольклорных ма-териалов и отдыхал. Г.Н. Потанин восторженноотзывался об отдыхе в Онгудае, считая Централь-ный Алтай более романтичным, чем расположен-ный севернее Чемал: «Я часто с большим подъё-мом духа по утрам хожу по двору до чая или тот-час после утреннего чая. Под ногами безукориз-ненный газон, над головой - «чистейшая лазурь».Атмосфера промыта только что прошедшим лив-нем, лазурь не завуалена мглою, под ней стояткрупные и мелкие облака, белые как первый сортваты; растрёпанные края их напоминают ещё, чтоэто остатки разбитой тучи; и лазурный свод надними так чист, что на нём отлично выделяется ивырисовывается каждое волоконце небесной ваты,из которой состоят облака. Так хочется продлитьэту картину и её наблюдение, хочется славосло-вить природу» [12. С. 181].Итогом посещения и изучения Алтая Потани-ным за период 1852-1879 гг. можно считать сериюего очерков в сборнике «Живописная Россия». Вэтих очерках подробно рассматриваются геогра-фия региона, этнография и экономическое поло-жение коренного и русского населения [6. С. 193-224; 11. С. 253-272; 13. С. 313-320]. При этомследует отметить, что помимо работ, написанныхГ.Н. Потаниным на основе собственных наблюде-ний, у него об Алтае есть работы реферативногохарактера. Сюда, прежде всего, относится описа-ние Алтае-Саянской горной системы [14].Совершенно особое место в жизни Г.Н. Пота-нина занял летний отдых на Алтае в так называе-мом Чемальском тупике. Чемал и ближайшие кнему сёла Узнезя, Эликмонар, Анос находились встороне от Чуйского тракта («Чемальский тупик»),где влияние русских было меньше и старый на-циональный быт в то время сохранился здесь вцелости. Чемал находится на берегу р. Катунь вочень красивом месте с благоприятным климатом,на высоте 440 метров над уровнем моря. В на-стоящее время это центр довольно крупной ку-рортно-туристической зоны. Уже в начале XX в.Чемал стал популярным местом отдыха сибирскойинтеллигенции. Здесь Г. Н. Потанин выступал слекциями перед отдыхающими. По его данным, в1908 г. в Чемале было около 100 домов, и это былосамое большое село в районе [15]. В нём имелосьдве столовых для дачников. В 1911 г. в Чемалеотдыхало 480 человек [16. С. 2]. Поездку на лет-ний отдых в Чемал Г.Н. Потанину, по-видимому,предложила М.Г. Васильева в 1902 г. (эта поездкане состоялась). В ответном письме ей Г.Н. Пота-нин пишет: «Чемал пришёл мне в голову раньше,чем Вы упомянули это имя в своём письме. Имяэто я давно знаю; туда ежегодно ездил из Петер-бурга улалинский талантливый пейзажист Гуркин,чтобы писать этюды, я видел чемальские виды и вальбоме Гуркина, и на академической выставке»[12. С. 46]. Летом 1911 г. в Чемале Г.Н. Потанинзарегистрировал свой брак с М.Г. Васильевой [17.С. 280]. Об этом событии также имеется заметка вгазете «Сибирское слово» [18].Но по-настоящему отдыхал и работал Потанинв Аносе. Село это находится недалеко от Чемала,на «теневой» стороне Катуни в окружении дикойприроды. Вот как образно писал об этом местеПотанин: «Анос - это шалаш, поставленный в ле-су. Вы тут даже не в деревне» [15. С. 2]. В Аносе вэто время жил и работал художник Г.И. Гуркин, скоторым Г.Н. Потанина связывали тёплые друже-ские отношения. В доме последнего и жил Пота-нин (первый раз в 1908 г., затем в 1910 и 1911 гг.,последний - в 1915 г.). Для Потанина Анос сталтворческой лабораторией по изучению фольклораи этнографии Горного Алтая. В 1908 г. он писал:«На это лето еду к алтайцам в д. Анос, в резиден-цию художника, моего друга Гуркина, местногоинородца. Тут у меня компания сотрудников, ко-торые помогут мне собирать алтайские сказки»[10. С. 93]. Анос также был местом отдыха и рабо-ты научной и творческой интеллигенции Сибири.Здесь бывали проф. Б.П. Вейнберг, геологС.А. Яковлев, ботаник В. И. Верещагин, компози-тор, музыковед, этнограф А. В. Анохин, фолькло-рист Н.Я. Никифоров художники - Л.П. Базанова,С.М. Прохоров, А.А. Воронина. По словам Пота-нина, «Анос превратился в какой-то Гельдербергили Геттинген, тогда как Чемал - это наш Париж.Там куча лже-интеллигенции, улица кишит дачни-ками; там даже есть ресторан или столовая, обедыв три блюда и газеты. Из села там выезжают ка-валькады флиртующих, а здесь в Аносе вы видитедаму с финским ножом на поясе для рытья расте-ний, с берестяной коробкой на бедре для выко-панных растений; или выходит из села джентель-мен с мальчиком: идущий в лес отыскивать ли-чинки и бабочки» [12. С. 280]. Не случайно сбор-ник алтайских сказок Н.Я. Никифорова, о выходекоторого особо заботился Потанин и с предисло-вием которого он вышел, получил название«Аносский сборник». В 1911 г. Г.Н. Потанин от-дыхал в Аносе вместе со своей второй женойМ.Г. Васильевой. В этом же году в Аносе худож-ник С.М. Прохоров написал известный портретПотанина (хранится в НБ ТГУ). Здесь Потаниннаблюдал камлание шаманки Саатан и присутст-вовал на национальной алтайской свадьбе. Впе-чатления от отдыха в этом месте и сделанные на-блюдения легли в основу ряда его статей, в томчисле с описанием этнографических особенностейкоренного населения [15. С. 2; 19. С. 3; 20. С. 3;21, 22. С. 3]. Здесь же он обращается с призывомсохранять и традиционную культуру алтайцев иокружающую их природу: «Хочется посоветоватьлесному ведомству, чтобы оно приняло рощи мо-ральника под своё покровительство. Пусть оницветут в алтайских долинах и радуют наши глаза»[22. С. 3]. Возвращаясь в 1908 г. после отдыха вАносе, Потанин привёз для Томского обществасадоводов десять кустов этого растения («родо-дендрон»). При этом он пишет, что чувствовалсебя совершающим насилие тюремщиком, этап-ным офицером, сопровождающим партию ссыль-ных [12. С. 134-135].И, наконец, стоит назвать известное алтай-ское село Уймон. Время первого посещения это-го села Потаниным нам не известно. Возможно,он посетил его в 1864 г. во время поездки на Бух-тарму. Во всяком случае, уже в 1879 г. он отме-чал Уймон как один из центров мараловодства -новой отрасли животноводства на Алтае [7.С. 145]. По данным М.В. Шиловского [23.С. 186], лето 1905 г. Потанин провёл на Алтае. Вэто время он, видимо, побывал в Уймоне, где за-писал несколько сказок от русских жителей се-ла - староверов. Эти сказки были опубликованы[24. С. 187-192]. Интерес Потанина к этой частиАлтая был так велик, что в 1911 г. он «команди-ровал» в эти места известного впоследствии пи-сателя Г.Д. Гребенщикова. Командировка былаот Общества по изучению Сибири с целью сборасведений по мараловодству, но во многом носилаэтнографический характер. Гребенщиков посетилверховья р. Бухтармы и село Уймон, откуда на-писал Потанину несколько писем, в одном из ко-торых отмечал, что жители Уймона хорошо пом-нят Потанина [25. С. 54]. Известно также, что ху-дожник С.М. Прохоров 15 мая 1912 г. перед отъ-ездом в Уймон заходил к Потанину, чтобы взятьот него рекомендательное письмо к крестьянинуэтого села Чернову [12. С. 388].Стоит также отметить, что летом 1907 г.Г.Н. Потанин ездил для встречи с М.Г. Василье-вой, как следует из его переписки с последней, вСарасу [12. С. 130]. Это небольшое село располо-жено по Чуйскому тракту (вариант того времени),недалеко от села Алтайского, в северных пред-горьях Алтая. Видимо, это единственная поездкаПотанина на Алтай, совершённая исключительнов личных целях. Каких-либо подробностей о пре-бывании там Потанина нет.По просьбе В.В. Сапожникова Г.Н. Потаниннаписал специальный очерк о населении Алтая[26. С. 15-24]. В начале этой работы дан истори-ческий обзор населения региона по материаламразных авторов и источников. Далее очень выра-зительно даны описания этнографических особен-ностей различных групп коренного населения Ал-тая, их отличия от соседних народов. Эта частьоснована на личных наблюдениях автора. В пери-од с 1904 по 1917 г. Г.Н. Потанин опубликовалзначительное число статей, касающихся самыхразных сторон Алтая (от Коргонских каменоло-мен, до съезда алтайских инородцев), статьи этиопубликованы в основном в томской газете «Си-бирская жизнь» [10. С. 232-239].Пребывание Потанина на Алтае можно связатьс тремя сторонами его жизни: военная служба,экспедиции (транзитные поездки через Алтай, втом числе и во время экспедиционных работ наТарбагатае и озере Зайсан) и так называемые по-ездки на отдых.Г.Н. Потанин не только хорошо знал геогра-фию Алтая, но и тонко чувствовал красоту этойгорной страны и ценил отдых в этих краях. Приэтом он никогда не оставался равнодушным к со-циальным проблемам края, всегда интересовалсяэкономическими вопросами, остро реагировал нафакты несправедливости по отношению к корен-ному населению. И, разумеется, как и везде, наАлтае Потанин при любой возможности занимал-ся научной работой - и при несении военнойслужбы, и следуя транзитом через этот край, и да-же во время отдыха. Отдых для него был в данномслучае делом второстепенным. Больше всего наАлтае Потанин работал как этнограф и фолькло-рист. Опубликованные им многочисленные мате-риалы по этой тематике остаются актуальными и внастоящее время. Как справедливо отмечено: «Вдореволюционное время никто не сделал больше,чем Потанин, для собирания русского фольклораСибири» [27. С. 152]. К сказанному стоит доба-вить, что значительная часть этих сборов связана сАлтаем.

Ключевые слова

Алтай, военная служба, экспедиции, отдых, этнография, фольклор, Altai, military service, expeditions, rest, ethnography, folklore

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кравченко Геннадий ГригорьевичТомский государственный университеткандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной информатикиggk_07@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Потанин Г.Н. Воспоминания // Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1986. Т. 6.
Потанин Г.Н. Полгода в Алтае // Русское слово. СПб., 1859. №9. С. 61-134.
Потанин Г.Н. Северо-западная часть Томской губернии в этнографическом отношении // Этнографический сборник. СПб., 1864. Вып. 6. С. 1-154.
Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. М.,1983.
Потанин Г.Н. Письма. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. Т. 1.
Потанин Г.Н. Алтай // Живописная Россия. СПб.; М., 1884. Т. 11.
Потанин Г.Н. От Кош-Агача до Бийска: Отрывок из путевых записок // Древняя и новая Россия. 1879. №6. С. 131- 151.
Потанин Г.Н. Письма. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1989. Т. 3.
Сибирская жизнь. Томск. 1909. № 139.
Потанин Г.Н. Письма. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1992. Т. 5.
Потанин Г.Н. Инородцы Алтая // Живописная Россия. СПб.; М., 1884. Т. 11.
Потанин Г.Н., Васильева М.Г. «Мне хочется служить Вам, одеть Вас своей любовью»: Переписка. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. 418 с.
Потанин Г.Н. Города Семипалатинской области // Живописная Россия. СПб.; М., 1884. Т. 11.
Алтайско-Саянская горная система в пределах Российской империи и по китайской границе по новейшим сведениям 1832-1876 г. / Сост. П.П. Семёнов, Г.Н. Потанин. СПб., 1877. Т.4 (доп. к т. 3: К. Риттер. Землеведение Азии). 752 с.
Потанин Г. Н. Чемальский тупик // Сибирская жизнь. Томск,1909. № 162.
Сибирская жизнь. Томск, 1911. № 194.
Обручев В.А. Из книги «Путешествие Потанина» // Литературное наследство Сибири. Новосибирск, 1986. Т. 7.
Сибирское слово. Томск, 1911. 6 авг. №173.
Потанин Г.Н. В Чемальском тупике. В аиле у шаманки Саатан // Сибирская жизнь. Томск, 1910 №141.
Потанин Г.Н. В Чемальском тупике (окончание) // Сибирская жизнь. Томск, 1910. №142.
Потанин Г.Н. Селение Анос, Бийского у.:экспедиции и курорты // Сибирская жизнь. Томск, 1910. № 170.
Потанин Г.Н. В Чемальском тупике: 3. Той // Сибирская жизнь. Томск, 1912. №135.
Шиловский М.В. «Полнейшая самоотверженная преданность науке» Г.Н. Потанин: биогр. очерк. Новосибирск, 2004. 244 с.
Записки Красноярского подотдела Вост. Сиб. отд. РГО по этнографии. Красноярск, 1906. Т. 1, вып. 3. С. 187-192.
Г.Д. Гребенщиков и Г.Н. Потанин: диалог поколений: письма, статьи, воспоминания, рецензии) / сост. Т. Г. Черняева. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2008. 212 с.
Потанин Г.Н. Население: очерк // Сапожников В.В. Пути по Русскому Алтаю. Томск, 1912. 170 с.
Сагалаев А.М., Крюков В.М. Потанин, последний энциклопедист Сибири: Опыт осмысления личности. Томск: Изд-во НТЛ, 2004. 208 с.
 Г. Н. Потанин и Алтай: хроника и итоги пребывания | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Г. Н. Потанин и Алтай: хроника и итоги пребывания | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия