Г.Н. Потанин о целесообразности родиноведения в развитии русско-монгольской торговли в конце X1X - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Г.Н. Потанин о целесообразности родиноведения в развитии русско-монгольской торговли в конце X1X - начале XX в.

В современных условиях, когда Россия предпринимает очередную попытку перехода к господствующим в западных странах нормам рыночной экономики, особое значение и актуальность приобретает исследование взглядов Г.Н. Потанина о целесообразности родиноведения в развитии русско-монгольской торговли в конце X1X - начале XX в. Г.Н. Потанин не сомневался в том, что для России важнее научиться успешно торговать, а не воевать. По мнению Потанина, добиться этого можно было только при условии специального образования сибирских купцов.

G.N.Potanin about the expediency «Homeland studing» in developing the Russian-Mongolian tradeat the end of 19-th - beginning of 20-th century.pdf Григорий Николаевич Потанин особое внима-ние уделял изучению русско-монгольских торго-вых отношений. Объяснялось это тем, чтоГ.Н. Потанин в вопросах изучения природы и об-щества стоял на позициях естественнонаучногоматериализма. Он не сомневался в том, что эко-номический вопрос является самым главным.«…Только с разрешением его могут разрешиться вжелательном смысле и все другие вопросы», -констатировал Потанин [1. C. 104].Сибирские купцы, благодаря общей границеРоссии и Китая, имели благоприятную возмож-ность заниматься не только внутренней, но ивнешней торговлей. Русско-китайская торговляначалась в XVII в., но практически без успеха.Объяснялось это тем, что до 1861 г. политикаЦинской династии в Китае основывалась на само-изоляции. Безусловно, такая политика китайскогоправительства негативно сказывалась на развитиирусско-китайских и, следовательно, русско-монгольских торговых отношений, так как с1691 г. Северная Монголия входила в состав Ки-тая. Россия начала торговать с Монголией сначалачерез Восточную Сибирь. Согласно Буринскомудоговору между Россией и Китаем от 1728 г. Рос-сия получила право основать пограничный торго-вый пункт - Кяхту, через который проходил зна-менитый чайный караванный путь. С 1861 г. Рос-сия получила возможность торговать с Монголиейтакже и через Западную Сибирь - Алтай и Саяны.Река Чуя послужила торговой артерией, котораяпривела сибирских торговцев к границам Монго-лии. Долгое время русские купцы, не имея прававъезда в Монголию, торговали на ее границе смонгольскими караулами и монголами. На местеэтой торговли появилось урочище Кош-Агач. Вконце X1X в. Кош-Агач представлял собой «кучурассеянных в лиственном лесу лачуг или хлевов, вкоторых помещаются русские купцы и приказчикилетом. . Очень невесел Кош-Агач зимой мертвые срубы с заколоченными окнами Жизни не слышно изредка вошедший кприказчику теленгит, чтобы набрать в долг белойбязи да красного ситцу …», - писал Г.Н. Потанин[2. С. 133-134]. Долгое время сибирские купцыторговали на российско-китайской границе, таккак они не имели права въезда «… в пределы Ки-тайской империи …», замечал Г.Н. Потанин [3].Значительные перемены в русско-монгольскойторговле стали происходить только с серединыX1X в. Отмена крепостного права и развитие ка-питализма в России совпали с изменениями в по-литике Китая. Русско-китайские торговые догово-ры, подписанные в 60-80-е гг. ХIХ в., стимулиро-вали развитие торговых отношений между этимистранами: согласно пекинским договорам от 1860и 1869 гг. русские купцы получили право торго-вать в Монголии, а с 1881 г, согласно Петербург-скому договору, Россия получила право беспо-шлинной торговли в Монголии. Этот договор га-рантировал сохранение этих торговых привилегийв течение 10 лет [4. C. 453].Подписанные торговые договоры с Китаемвызвали большой интерес у сибирских купцов.Среди сибирских купцов особого успеха в торгов-ле с Монголией добились купцы г. Бийска. Ониоткрыли и монополизировали торговлю с Монго-лией, годовой оборот которой составил в 1848 г. -14 285 руб. и в 1912 г. - 1 874 602 руб. [5. С.124].Рост торговли был связан, главным образом, сввозом в Россию монгольских товаров - шерсти ишкурок сурка. По этому поводу бийский купецпервой гильдии Николай Иванович Ассанов в сво-ем докладе министру торговли и промышленностиП.И. Миллеру писал в 1911 г.: «Вывоз из Монго-лии сырья в Россию с каждым годом увеличивает-ся. Вывоз шерсти и сурка достигает миллионныхоборотов» [6]. Причина успеха бийских купцов, помнению Г.Н.Потанина, заключалась в следующем:во-первых, в удобном географическом положениигорода Бийска; во-вторых, в деловых качествахбийских купцов, которые «проявили большуюпредприимчивость, терпение, настойчивость ивыносливость...» [6].Предприимчивость бийцев удивляла ГригорияНиколаевича. «Русский человек, воспитанный го-сударственной властью, превращался в человекаробкого, непредприимчивого, боящегося риска.Бийцы представляют счастливое исключение вистории нашей торговли с азиатскими страна-ми», - констатировал Г.Н. Потанин [6]. «Легкостьнаживы, возможность в короткий срок сделатьторговую карьеру представляла большой соблазн,который увлекал косных, дотоле неподвижныхбийцев за границу искать счастья». Григорий Ни-колаевич в этом видел причину предприимчивостибийских купцов [7]. Среди бийских купцов наи-большего успеха в торговле с Монголией добилсяНиколай Иванович Ассанов (1865-1922). НиколайИванович происходил из мещан г. Ирбита. Снача-ла в 16 лет он начал работать приказчиком в фир-ме бийского купца И.П. Котельникова и впослед-ствии открыл собственное дело. Торговые оборо-ты Ассанова доходили до 500 тыс. руб. в год. Ни-колай Иванович за свою деятельность был награ-жден медалями «За усердие» на Станиславской,Аннинской и Владимирской лентах [5. C. 39-40].В начале XX в. русско-монгольская торговлястала испытывать определенные трудности. С«1901 по 1910 вывоз из России в Монголию в од-ном только Улясутайском округе упал с 475 тыс.до 120 тыс., т.е. в четыре раза», - докладывалН.И. Ассанов министру торговли и промышленно-сти [6]. Если прежде русские лавки в Монголии«торговали на 200 руб. в день, то теперь и 50 руб.в день считается хорошей выручкой», - с горечьюконстатировали томские ученые [4. C. 75]. Русскиепромышленные товары (фабрикаты) не выдержи-вали конкуренции с иностранными товарами:«Торговля русскими фабрикатами с каждымцелесообразным доверять изучение родины мест-ным силам, а не экспедициям из Петербурга и Мо-сквы. «Провинциальные учебные общества, зна-комые с местной средой, могут найти людейсо средствами, готовых дать деньги на ученоепредприятие, а также людей, способных содейст-вовать изучению личным трудом», - писал Пота-нин [8. С. 97].Г.Н. Потанин в одной из своих научных экспе-диций в Монголии обратил внимание на то, что«…почти все сырье, производимое монголами,оказывается в руках китайских купцов и русскиемогут получать шерсть только от китайцев и небольшую часть от монголов» [9]. Григо-рий Николаевич объяснял этот факт особенностьюмонгольской торговли. Эта торговля носила мено-вой характер с использованием практики задава-ния товара в долг на определенный срок. Эконо-мические условия предоставления кредита китай-скими купцами монголам носили грабительскийхарактер. Так, за предоставленное в долг сереброцена на монгольский товар снижалась от 50 до100 %. Должник с просроченным кредитом попа-дал в еще большую экономическую зависимостьот китайского купца. Например, китайский купецза предоставление монголу в долг чая стоимостью70 коп. спустя девять месяцев получал с должника3 рубля [9]. Вся Монголия была опутана сетьюкитайских банкирских контор. В результате мон-голы оказались «… в неоплатном долгу у китай-цев; долги с каждым годом растут, а монголы скаждым годом все более и более становятся ни-щими; некоторые хошуны обобраны до последнейнитки. . Местами население запродало свойскот и свою шерсть за три года вперед» [9]. Помнению Григория Николаевича Потанина, такаясистема взимания долгов грозила монгольскомународу оказаться в экономическом рабстве у ки-тайских купцов, что было «… в высшей степенигибельно для монгольской нации…» [9].Г.Н. Потанин не сомневался в том, что успехрусских купцов на монгольском рынке возможенпри условии повышения их образовательного икультурного уровня. Подтверждением вышеска-занному может служить следующий пример. Вовремя эпидемии оспы Д.А. Ермолин, приказчикбийского купца Н.И. Ассанова, привез из Россииоспенный детрит. Благодаря этому препарату бы-ли сделаны нужные прививки тысячам монголов,и, таким образом, они были спасены от смерти. Врезультате «… Ермолин приобрел огромную по-пулярность, которая ему пригодилась потом и приего торговых сношениях» [9]. К сожалению, обра-зовательный и культурный уровень большинствасибирских купцов не соответствовал требованияммонгольского рынка. Г.Н. Потанин писал по этомуповоду: «Большинство почти не имеет образова-ния, сплошь и рядом едва грамотны, плохо ведутторговые книги, не имеют представления о бух-галтерии и, если знают монгольский язык практи-чески, то не умеют ни читать, ни писать по-монгольски. Немало встречается в Монголиипьянства и разврата, компрометирующих русскоеимя» [10]. Бытовые условия жизни сибирскихкупцов в Монголии во многом подтверждали ихнизкий культурный уровень. «Русский купец иприказчик не носит с собой комфорта европейскойжизни; являясь в дикую степь, он принимает еезаконы; он ест недоваренное мясо со следами све-жей крови, подобно дикому монголу, и питаетсятолканом с маслом, который месит рукой в чайнойчашке …», - с горечью замечал Г.Н. Потанин [2.С. 133].Григорий Николаевич Потанин мечтал о по-вышении престижа русских купцов. Его не радо-вало то, что сибирские купцы «ездят по Монголиитолько с аршинами» [11]. Он считал, что престижрусских купцов возрастет, если они будут ездить«с фотоаппаратами, с анероидами, с фотографами,со скальпелями, с прессами для сушки гер-бария и с геологическими молотками» [11].По мнению Г.Н. Потанина, решить проблемукачественной подготовки сибирских купцов мож-но было при условии открытия коммерческогоучилища в городе Бийске. Григорий Николаевичбыл убежден в том, что программа обучениядолжна строиться на принципах «родиноведения».Следовательно, программа обучения учащихсябыла ориентирована, главным образом, на полу-чение ими специальных знаний о Монголии: еёгеографии, истории, статистики, политическойэкономии и т.д. Учащиеся должны были изучатьнаряду с английским и немецким языками такжемонгольский и китайский языки [7].Родиноведение по своей методике во многомнапоминает методику потанинских полевых работ(полевой метод). Григорий Николаевич Потанинуспешно использовал «полевой метод» в своихнаучных экспедициях: «…необходимо владетьбольшим знанием природы страны, экономиче-ских условий жизни населения, памятников на-родного творчества , а также большим зна-нием нашей литературы о предмете долженизучать язык туземцев» [12. С. 3-4]. По мнениюН.И. Ассанова, особой проблемой для русскихприказчиков было незнание «туземного» языка.Русские торговцы осваивали монгольский язык сгрехом пополам, но «теоретическое знание языкаи монгольская грамота остаются для них закры-тыми за семью печатями. А между тем самые раз-нообразные письменные торговые сделки с мон-голами требуют теоретического знания язы-ка», - писал Н.И. Ассанов [7]. Более того, Г.Н. По-танин считал, что знание «туземного» языка по-вышало также престиж чужестранца. Потанин пи-сал по этому поводу: «Знание чужого языка вооб-ще является сильным цементным средством длясплочения народностей . Монгол или киргизочень ценит в чужеземце знание монгольского иликиргизского языка; услышав в устах русскогосвою родную речь, он чувствует в нем человека,чувствует своего ближнего. А теоретическое зна-ние языка вызовет в монголе уважение, ко-торое станет еще более, когда к знанию языкаприбавится знание быта, истории и литературымонгольского народа» [7].Потанин не сомневался в том, что выполнениеданной программы обучения на практике во мно-гом будет зависеть от директора и педагогическо-го коллектива коммерческого училища. «К сожа-лению, в настоящее время в ведомстве Министер-ства народного просвещения господствует типлегкомысленных директоров, которые не утруж-дают себя педагогической обузой, умеют потра-фить начальству, не обременяя себя, не обреме-няют и учащихся и иронически смотрят на тех,кто на педагогическое дело смотрит серьезно», -замечал Г.Н. Потанин. По мнению ГригорияНиколаевича, директор должен стать «творцомнового дела». Только такой директор способен«влюбиться» в специальную идею учебного за-ведения, самостоятельно ее разработать и раз-вить ее на практике, а также «…воспитать вучениках ее желание служить чистой науке.Только люди, одушевленные любовью к чистойнауке, а не к собиранию только практически по-лезных сведений, будут теми истинными пред-ставителями русского ума и русского чувства,какие желательны». Кроме того, директор дол-жен воспитать в своих учениках нравственноеправило - вести торговое дело «в общечеловече-ских интересах. Тогда оно будет патриотиче-ским делом в хорошем смысле [7].Потанин был сторонником демократизацииправил приема в Бийское училище. Демократиза-ция выражалась в предоставлении права получе-ния коммерческого образования как мужчинам,так и женщинам. По мнению Потанина, слава за-воевания монгольского рынка принадлежала нетолько бийским мужчинам, но и бийским женщи-нам. «Они вместе с мужьями выезжали в ино-странное государство и проводили здесь лето, анекоторые, как жены мелких приказчиков, остава-лись в Монголии и на зиму. В то же время, какмужья разъезжали по степи, их жены, напримерМ.Е. Васенева, г-жа Киселева и г-жа Юрганова,мыли шерсть и распоряжались трудом монголов-рабочих, нанятых на шерстомойни. Эти бийскиеженщины иногда совершали тысячеверстные пу-тешествия в седле на верховой лошади, и иногдазимой, останавливаясь для ночлега на снегу в от-крытой степи», - писал Г.Н. Потанин [7].Безусловно, Григорий Николаевич Потанинпридавал открытию Бийского коммерческогоучилища особое значение. Именно с этим учеб-ным заведением он связывал свои надежды наукрепление торговых позиций русских предпри-нимателей как в Монголии, так и на сибирскомрынке. Потанин писал: «В Томской губернииполучило развитие маслоделие и продажа сель-скохозяйственных машин. Обе эти отрасли тор-говли пока в руках иностранных экспортеров ипредпринимателей. Местному населению необ-ходимо стоять на страже своих интересов в этомделе, а для этого оно должно подготовить изсвоей среды людей, которые стояли бы на одномуровне образования с теми иностранцами, дат-чанами, немцами, англичанами, которые напол-няют наши города Омск, Новониколаевск, Бар-наул и Бийск» [7].В политических кругах, причем не только Рос-сии, считалось, что агрессивный внешнеполитиче-ский курс является необходимым условием дляэкономического роста страны. Григорий Николае-вич констатировал по этому поводу: «Чтобы кир-гизскую степь сделать потребителемГригорий Николаевич Потанин уделял большоевнимание коммерческому образованию сибирскихкупцов на принципах «родиноведения».

Ключевые слова

Потанин, родиноведение, русско-монгольская торговля, G.N.Potanin, homeland studing, Russian-Mongolian trade

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Смокотина Любовь ИвановнаТомский государственный архитектурно-строительный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры история России и политологииlsmoki@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Потанин Г.Н. Областническая тенденция в Сибири // Сборник к 80-летию со дня рождения Г.Н. Потанина. Томск, 1915.
Потанин Г.Н. От Кош-Агача до Бийска (отрывок из путевых записок) // Древняя и Новая Россия. Ежемесячный исторический иллюстрированный сборник. СПб., 1879. № 6.
Потанин Г.Н. Нация накануне гибели // Сибирская жизнь. 1911. 13. 10.
Боголепов М.И., Соболев М.Н. Очерки русско- монгольской торговли. Томск, 1911.
Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири: В 4 т. Т. 1, кн.1. Новосибирск. 1994.
Потанин Г.Н. К вопросу о Бийском коммерческом училище // Сибирская жизнь. 1911. 23. 01.
Потанин Г.Н. К вопросу о Бийском коммерческом училище // Сибирская жизнь. 1911. 24. 01.
Потанин Г.Н. Культурно-просветительные организации // Город Томск. Томск, 1912.
Потанин Г.Н. Нация накануне гибели // Сибирская жизнь. 1911.14.10.
Потанин Г.Н. Нация накануне гибели // Сибирская жизнь. 1911. 16. 10.
Потанин Г.Н. Монгольский язык в бийской школе // Сибирская жизнь. 1908. 17.05.
Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии // Сборник к 80-летию со дня рождения Г.Н.Потанина. Томск, 1915.
 Г.Н. Потанин о целесообразности родиноведения в развитии русско-монгольской торговли в конце X1X - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Г.Н. Потанин о целесообразности родиноведения в развитии русско-монгольской торговли в конце X1X - начале XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия