Mission of «educated natives»: N.M. Yadrintsev and G.N. Potanin in the pages of «The Tomsk provincialgazette» (middle 1860th).pdf Заметным и во многом неожиданным явлени-ем в сибирской публицистике середины 1860-хгодов стали «Томские губернские ведомости». Накороткий период, благодаря участию Н.М. Ядрин-цева и Г.Н. Потанина, газета явила собою своеоб-разный рупор сибирского патриотизма. Казалосьбы, на страницах этой газеты для такого всплескане было предпосылок. Но тем не менее «Томскиегубернские ведомости» стали местом выражениярегиональных патриотических идей. Как заметилС.Г. Сватиков, статьи в «Томских губернских ве-домостях» «чрезвычайно характерны для Сибир-ского кружка». Они показывают, «как широко по-нимали руководители Сибирского кружка идеюособенности Сибири, как страстно и горячо про-поведовали... свои идеи». А ведь излагались они вофициальном провинциальном органе, «в услови-ях довольно строгой цензуры» [1. С. 55, 57].С сентября 1865 г. под неофициальной частьюгазеты появляется фамилия редактора Д.Л. Кузнецо-ва, учителя словесности Томской гимназии, по чьейинициативе в 1863 г. в городе была открыта публич-ная библиотека. Когда в 1864 г. Г.Н. Потанина на-правили из Омска в Томск секретарем статистиче-ского комитета, то он, как отмечает А.В. Адрианов,«прежде всего свел близкое знакомство с наиболеевыдающимся в городе человеком, учителем гимна-зии Д.Л. Кузнецовым». Более того, завязав в Томскеновые знакомства, Г.Н. Потанин «тотчас же выпи-сывает Ядринцева из Омска, убеждая его использо-вать возможность сотрудничества в "Том[ских]губ[ернских] ведом[остях]" «[2. Т. 1. С. 341].Н.М. Ядринцев, конечно, откликнулся. ВедьГ.Н. Потанина «он обожал и чтил... как отца и го-тов был следовать за ним куда угодно».На субботних вечерах у Д.Л. Кузнецова ими сталиобсуждаться в том числе дела газеты «Томскиегубернские ведомости» [2. Т. 1. С. 345, 351]. Запериод 1864-1865 гг. в этой газете, указываетМ.В. Шиловский, было опубликовано более 20статей областников [3. С. 52].Обращает на себя внимание публицистическая«специализация» Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потани-на. Н.М. Ядринцев, который хотя и был моложеГ.Н. Потанина на семь лет, но тем не менее вы-ступил как лидер - ему принадлежат «наступа-тельные» патриотические статьи. Публикация«сибирефильских» идей в официальной газете засчитанные месяцы до майских арестов в высшейстепени примечательна. Именно тогда Н.Я. Яд-ринцев начинает в печати рассматривать Сибирькак колонию [4]. При этом он нередко употребляетслова «самобытность», «самобытное развитие»,пишет, что в Сибири «должны развиться само-бытно и свободно народно-славянские силы» [4;5]. Он также критикует сибирскую молодежь,представители которой «не пропитываются общимдухом любви к родине, не вырабатывают никакихсамобытных идей в интересах своего края и оста-ются космополитами, чуждыми своей земле, чуж-дыми своему народу». Поэтому Сибири необхо-димы, как выразился Н.М. Ядринцев, «образован-ные туземцы», которые будут пропитаны «любо-вью к месту рождения и воспитания» [6]. Именнотакими «образованными туземцами» и были самиавторы патриотических статей.Еще одной характерной чертой раннего «си-бирефильства» было стремление к единству всейСибири, можно сказать, своеобразный «пансиби-ризм». Н.М. Ядринцев акцентирует внимание натом, что сибирские проблемы и перспективы от-носятся именно ко «всей Сибири». Пусть же «си-бирское общество, - восклицает он, - соединитсяот Урала до Восточного океана, чтобы создать но-вую жизнь Сибири». Им критикуется разъединен-ность сибиряков, отсутствие общих дел, которыемогли бы объединить «всю Сибирь». А ведь онануждается в том, что «должно быть обдумано кол-лективным умом всей Сибири» [5]. Областники ссамого начала своей деятельности смотрели с об-щесибирской точки зрения. Такой подход был ва-жен потому, что Сибирь - регион одновременно«русский» и «нерусский». Начав с противопостав-ления интересов «русской» Сибири интересамсобственно России, «сибирефилы» уже в середине1860-х гг. постепенно включали в актуальныйконтекст областничества коренные народы.Н.М. Ядринцев даже сравнивает исконных жите-лей Сибири с участниками испанской народнойгерильи против Наполеона. Русские сибиряки, поего представлению, должны протянуть руку этим«сибирским гверильясам», с которыми «периодвражды кончен», и которые «должны одинаковоразделить общую судьбу в истории Сибири». Онотмечает, что «территориальные и гуманные ин-тересы их одинаковы и потому в будущем онидолжны дружески относиться друг к другу» [7].Подобное отношение, как верно заметил С.Г. Свати-ков, «расширило смысл и значение сибирского обла-стничества до идеи представительства и защиты об-щих интересов всех обитателей Северной Азии» [1.С. 4]. Таковы были на страницах «Томских губерн-ских ведомостей» в середине 1860-х гг. «признакизарождающегося самосознания» [8. С. 21], того са-мосознания, в котором сочетались местный патрио-тизм, своеобразный «пансибиризм», представление околонии, стремление к самобытности.Без сомнения, полемические статьи 1865 г.проникнуты настоящей «патриотической любо-вью» к Сибири, верой в ее новую «занимающуюсязарю» [5]. Однако, в чем же должна была заклю-чаться «самобытность» новой Сибири как боль-шого и своеобразногоВсе это свидетельствует о том, что сибирефи-лам в естественнонаучном аспекте необходимабыла новая система координат. И у Г.Н. Потанина(уже в 1865 г.) такое понимание географическогоконтекста, в котором находится и позиционирует-ся Сибирь, появляется. При рассмотрении при-родного своеобразия Западной Европы, России иСибири им формулируется такое понятие, как «ев-ропейско-азиатский материк» [10]. Для своеговремени это была новая формулировка. Ведь, на-пример, Н.Я. Данилевский, аргументировавшийтезис о Европе как западном полуострове Азиат-ского материка, в 1865 г. только приступал к на-писанию «России и Европы», а В.И. Ламанскийопубликовал трактат об «Азийско-европейскомматерике» еще позже - в 1892 г. [11]. Таким обра-зом, необходимость осмысления специфики Си-бири в широком географическом плане привеласибирефилов к понятию «европейско-азиатскийматерик» даже раньше, чем других российскихученых. И в этом была своя логика, так как дляуяснения своеобразия сибирского региона в первуюочередь необходимо было его сравнительное вос-приятие в широком континентальном контексте.Также и с другой стороны: осмысление европейско-азиатского пространства не могло не привести кизучению конкретных регионов. В том числе и од-ного из наиболее значительных - Сибири.Кроме того, Г.Н. Потанин считает, что в ре-зультате влияния особенностей континентальногоклимата «рано или поздно мы должны утратитьпризнаки прежней своей расы и приобресть новыечерты лица, новые черты характера» [12], образо-вать «общий смешанный тип сибиряка». Примеча-тельно, что, несмотря на всю «европейскую» ори-ентацию, азиатский аспект появляется в сибире-фильстве тогда же, в середине 1860-х гг., и появ-ляется применительно не к внешним, а к внутрен-ним, этническим вопросам. Следует подчеркнуть,что представления Н.М. Ядринцева о европейскойцивилизации парадоксальным образом сочетаютсяс признанием этнокультурного, европейско-азиатского е\u1084 многообразия Сибириную европейскую, а также на то, что между нимив XVI-XIX вв. имело место активное взаимодей-ствие, которое и привело к формированию новогосибирского, европейско-азиатского типа. Однакопри этом в цивилизационном плане Н.М. Ядрин-цев являлся абсолютным европеистом. Поэтому«нечего бояться, - пишет он, - если б даже и такойскандал случился, если б было доказано, что мычуть-чуть не самоеды, только говорящие по-русски», то «это у нас не отняло бы права на евро-пейскую цивилизацию» [14]. То есть если реаль-ное историческое европейско-азиатское сообщест-во сибирских народов, этносов весьма разнооб-разно, то тем не менее настоящая цивилизация, впонимании Н.М. Ядринцева, только одна.Публикации Н.М. Ядринцева и Г.Н. Потанинана страницах «Томских губернских ведомостей»свидетельствуют о том, что в середине 1860-х гг.молодая сибирская общественная мысль была наподъеме. О научных планах молодых сибирефи-лов накануне арестов говорит письмо Г.Н. Пота-нина А.Д. Шайтанову в Петербург (март 1865 г.).«Мы затеваем сборник Сибирский», - пишетГ.Н. Потанин, и дальше перечисляет его програм-му: история колонизации и управления Сибири;естественноисторические особенности; экономи-ческие условия; историческое развитие умствен-ных сил Сибири [16. Т. 1. С. 39]. Политическиеобстоятельства, как известно, прервали этот ин-теллектуальный подъем. Тем не менее Г.Н. Пота-нин, по словам А.В. Адрианова, в 1864-1865 гг.«стал фокусом местной умственной жизни» «и закороткий промежуток своего пребывания здесь...успел развернуть свой организаторский талант исделать эту полосу в жизни самого Томска доста-точно яркой» [2. Т. 1. С. 341, 342].Таким образом, и социально-идейные, и есте-ственнонаучные публикации в «Томских губерн-ских ведомостях» середины 1860-х гг. стали, во-первых, важным этапом в развитии сибирскойобщественной мысли, определенным итогом«внутренних» интенсивных размышлений моло-дых сибирефилов первой половины 1860-х годов,и, во-вторых, своеобразной точкой отсчета дляпоследующего развития областнических идей.Г.Н. Потанин и Н.М. Ядринцев жизнью и дея-тельностью своей в 1865 году убеждали: патрио-тическая миссия «образованных туземцев» (к ко-торой они призывали молодых сибиряков) - вы-полнима.
Селиверстов Сергей Васильевич | Институт истории государства Министерства образования и науки Республики Казахстан (г. Астана) | кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, отдел евразийства и сравнительных политических исследований | seliverst-sv@rambler.ru |
Сватиков С.Г. Россия и Сибирь (К истории сибирского областничества в XIX в.). Прага, 1929.
Адрианов А.В. Томская старина // Труды Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского ТГУ. Томск, 2002.
Шиловский М.В. Сибирское областничество в общественно-политической жизни региона во второй половине XIX - первой четверти XX в. Новосибирск, 2008.
Ядринцев Н.М. Сибирь перед судом русской литературы // Томские губернские ведомости. 1865. № 9.
Ядринцев Н.М. Сибирь в 1-е января 1865 года // Томские губернские ведомости. 1865. № 1.
Ядринцев Н.М. По поводу Сибирского университета // Томские губернские ведомости. 1864. № 5.
Ядринцев Н.М. Этнологические особенности сибирского населения // Томские губернские ведомости. 1865. № 17-18.
Потанин Г.Н. Областническая тенденция в Сибири. Томск, 1907.
Ядринцев Н.М. Общественная жизнь в Сибири // Томские губернские ведомости. 1865. № 4, 5.
Потанин Г.Н. Климат и люди Сибири // Томские губернские ведомости. 1865. № 12.
Ламанский В.И. Три мира Азийско-европейского материка. СПб., 1892.
Потанин Г.Н. Климат и люди Сибири // Томские губернские ведомости. 1865. № 13.
Щапов А.П. Этнологическое развитие сибирского населения // Русское слово. 1865. № 1.
Ядринцев Н.М. Этнологические особенности сибирского населения // Томские губернские ведомости. 1865. № 15.
Ядринцев Н.М. Этнологические особенности сибирского населения // Томские губернские ведомости. 1865. № 7- 18.
Потанин Г.Н. Письма. Иркутск, 1977.