Г.Н. Потанин и общество попечения о начальном образовании в г. Томске
Объектом данного исследования является работа известного в Сибири ученого и общественного деятеля Г.Н. Потанина в составе старейшего и самого крупного в г. Томске Общества попечения о начальном образовании. Рассматривается его роль в организации Музея прикладных знаний, работа во главе комиссии народных чтений, а также деятельность Г.Н. Потанина на посту председателя школьного общества.
G.N. Potanin and Tomsk charity society for elementary education.pdf За последние годы появилось много интерес-ных и разноплановых работ, освещающих различ-ные стороны многогранной деятельности Г.Н. По-танина (1835-1920). Потанин хорошо известен какпутешественник, географ, этнограф и фолькло-рист, общественный деятель общесибирскогомасштаба. Однако исследователи обошли своимвниманием его работу в составе старейшего и са-мого крупного по тем временам общественногоформирования - Общества попечения о начальномобразовании в г. Томске (далее ОПОНО), котороебыло основано известным в Сибири предпринима-телем и просветителем П.И. Макушиным и ус-пешно занималось благотворительной и культур-но-просветительной деятельностью с 1882 по1906 г.Одной из причин такого «невнимания» являет-ся, как нам кажется, фрагментарность источникови их рассредоточенность по периодическим изда-ниям того времени и различным архивным фон-дам, до сих пор не введенным в научный оборот,среди которых хранящиеся в Научной библиотекеТомского государственного университета архивИнститута исследования Сибири и личный архив-ный фонд Г.Н. Потанина. Хотя непосредственноеучастие Г.Н. Потанина в работе общества начина-ется лишь с 1902 г., когда он переезжает на посто-янное жительство в г. Томск, о его тесной связи сОПОНО можно говорить уже с 1887 г., когда пришкольном обществе появляется специальный ка-питал имени Г.Н. Потанина для премированиялучшей книжки для чтения в начальной школе по«родиноведению Сибири». Основанием капиталапослужили средства, полученные за публичнуюлекцию о путешествии по Монголии в 1885-1886 гг., прочитанную Г.Н. Потаниным в зале том-ской городской думы 18 января 1887 г. [1] Советомобщества были выработаны правила конкурса наполучение премии [2]. Но капитал так и не был ис-пользован по назначению, к 1 января 1896 г. онсоставлял 362 руб. 93 коп. и больше не пополнял-ся [3. С. 24].Восстанавливая по письмам хронику событийего жизни, мы видим, что в апреле 1902 г. Пота-нин окончательно поселился в г. Томске [4.С. 287], очень быстро и органично вошел в науч-ную и общественно-культурную жизнь города.Несмотря на свой возраст, он вел весьма активныйобраз жизни, являясь участником многих общест-венных и культурных событий Томска. Уже в мае1902 г. мы находим фамилию Г.Н. Потанина средичленов правления ОПОНО [5. С. 58-59], а в нояб-ре этого же года он пишет в письме Д.А. Клемен-цу: «Я пока пристроился к школьному обществу.Хочу заняться музеем общества, который поканаходится в самом жалком виде» [5. С. 60].Музей, которым стал заведовать Потанин, суще-ствовал на бумаге уже много лет. Впервые мысль оего открытии «в видах развития в населении техни-ческих знаний» была высказана на заседании обще-ства в 1887 г. В мае 1890 г. Министерство внутрен-них дел утвердило правила музея [6. С. 1]. Специ-ально для него пришлось сделать пристройку к на-родной бесплатной библиотеке на средства, пожерт-вованные И.М. Сибиряковым, П.В. Михайловым,И.М. Иваницким и др. [7. С. 6]. По одним источни-кам, временем открытия музея прикладных знанийсчитается дата освящения этой пристройки 2 августа1892 г. [8. С. 182], по другим -указывается 1893 г. [9.С.1], однако фактическое открытие музея как про-светительного учреждения состоялось гораздо позд-нее. Организацией музея занималась специальновыбранная музейная комиссия, которая в 1892 г.выработала предварительную программу для со-бирания коллекций для музея. Новые комиссиисобирались в 1895 и 1897 гг., программа собира-ния коллекций расширялась и дополнялась, но му-зея так и не было [10].Будучи общественным учреждением, Музейприкладных знаний переживал все спады и подъ-емы в жизни общества. То деньги, предназначен-ные для пополнения коллекций, были истраченына текущие нужды, то помещение музея использо-валось не по назначению. В нем размещались ри-совальные классы ОПОНО, проходили заседаниякомиссий общества. Здесь же проводились вы-ставки и лотереи-аллегри, а во время музыкальныхвечеров и спектаклей в перерывах устраивалисьчайные столы, доходы от которых поступали вкассу общества. В конце 1890-х гг. выяснилось,что для сохранения коллекций необходимо полно-стью изолировать музейный зал от других поме-щений. Дело в том, что музейный зал представлялсобой проходную комнату, и в нем постоянно на-ходилась масса народа. Эта проблема была устра-нена лишь после второго расширения здания биб-лиотеки в 1900 гг. Итак, в начале XX в. у музея ужеимелось и собственное изолированное помещение,и некоторые коллекции, но не было хранителя(консерватора) музея, человека, обладающего спе-циальными знаниями в музейном деле. По реше-нию общего собрания им был избран Г.Н. Потанин.К этому времени у него уже имелся солидный опытработы в музее Восточно-Сибирского отдела Им-ператорского Русского географического общества[11].Григорий Николаевич весьма красноречивоописывал то, в каком состоянии оказался музей:«На днях я принял эти остатки разбитого корабля,т.е. пустые витрины с разбитыми стеклами и срастерянными ключами, и вступил в отправлениесвоей должности. Последнее означает, что я по-добрал новые ключи, снабдил их ярлычками иразвесил в маленькой витрине, предназначеннойдля ключей, словом, сделался комендантом. «Му-зей этот в настоящем его виде - одна грусть», -как выражается Швецов. В самом деле, здесь ко-гда-то были ботанический, зоологический и геоло-гический, составленный профессором Зайцевым,отделы, были стеклянные цилиндры с спиртовымипрепаратами, был педагогический отдел, и от все-го это[го] великолепия или по крайней мере извсего это[го] скопления ничего не осталось; все-пожирающее пламя времени все истребило» [5.С. 64-65].Не имея свободных сумм для развития музея,совет общества обратился с ходатайством к том-ской городской думе о назначении обществу по-собия на нужды музея. Докладную записку в думуо необходимости субсидии составлял Г.Н. Пота-нин, и ему же пришлось и отстаивать идею о суб-сидии, потому что в среде гласных многие былинастроены против «бесполезной» траты денег. По-собие в 600 р. было невелико, но оно, по крайнеймере, обеспечивало сохранность имеющихся и по-ступление новых коллекций.Кроме субсидии от городской думы, были ичастные пожертвования: от И.К. Платонова иВ.А. Горохова по 100 р. и 40 руб., от П.И. Маку-шина на постройку витрины [12. С. 64]. Потанинстроил планы развития будущего музея: «...путе-шественники будут привозить коллекции, и из нихвсе ценное для науки будут отдавать в кабинетыуниверситета; детальное в университет, а имею-щее значение образовательное в музейшкольн[ого] общества. Т[аким] о[бразом] музей,открытый свободно для публики, не будет завали-ваться деталями, повторениями, интереснымитолько для специалистов, ученых. В школьноммузее я предполагаю отделы: образовательный итехнический, т.е. выставка сибирского сырья …Наконец, я думаю, что в школьном обществе сле-дует дать место коллекциям археологическим, эт-нографическим и культовым, последний отдел не-обходим ввиду того, что чтения или объяснениякультовых коллекций дают прекрасный повод вы-сказываться за веротерпимость» [5. С. 61].Далеко не все из задуманного удалось претво-рить в жизнь. Для экспонирования в первую оче-редь подготавливались те коллекции, которые ужеимелись в наличии. Г.Н. Потанин обратился запомощью и поддержкой к Д.А. Клеменцу, воз-главлявшему тогда этнографический отдел петер-бургского Музея Александра III, будущего Рус-ского музея, и договорился о возможном получе-нии дубликатов. [5. С. 64-65; 8. С. 185] Вопрекипредыдущим программам, было решено в бли-жайшее іШИіШвремя взяться за организацию общеобравом в 1906-1909 гг.) и пользовался популярно-стью у публики.Однако деятельность Г.Н. Потанина в ОПОНОне ограничивалась только работой хранителя Му-зея прикладных знаний. Наиболее интересной ималоисследованной является его работа на поступредседателя общества с марта по октябрь 1904 г.Так как документов об этом периоде деятельностиобщества практически не сохранилось, мы попы-таемся реконструировать по публикациям в прессеработу правления общества и его председателя заэтот период. Многочисленные организационные ифинансовые проблемы, появившиеся у общества вначале XX в., самым негативным образом сказа-лись как на списочном составе, так и на составеправления организации. К февралю 1904 г. прав-ление состояло из четырех членов (вместо 12), и втаком составе оно было неправомочно решать не-отложные вопросы. За 3 месяца до окончания от-четного года пришлось созывать экстренное соб-рание для выборов нового состава совета, приэтом особо подчеркивалось, что если не будетсформирован новый совет, то на этом же собраниибудет поставлен вопрос о закрытии общества иликвидации всех его дел [15].Экстренное собрание состоялось 6 марта1904 г., на нем большинством голосов председа-телем был избран Г.Н. Потанин, его товарищем -П.В. Вологодский. После объявления результатовголосования «в собрании раздались дружные ипродолжительные аплодисменты. Г.Н. Потанин,поблагодарив собрание за избрание, сказал, чтоон принимает на себя должность председателя сусловием, если будут избраны в совете хорошиеработники» [16]. В приветственной телеграмме,поступившей из Семипалатинска от членов мест-ного ОПОНО, была выражена искренняя радость,что во главе томского общества «стал известныйвсей интеллигентной России человек, высокиекачества которого являются лучшим залогом ус-пешной культурно-просветительной работы. Ра-дуемся за Томское ОПОНО, что оно сумело в пе-режитый им тяжелый момент найти надежнуюточку опоры в лице глубоко уважаемого Г.Н. По-танина» [17]. Однако ни авторитетный среди об-щественных кругов председатель, ни новый советне смогли удержать ситуацию под контролем ивывести общество из финансового кризиса, темболее что полномочия совета заканчивались 1июня 1904 г. Общество работало без сметы, де-лопроизводство находилось в запущенном со-стоянии.Скомпрометированный в политическом отно-шении председатель, имеющий «серьезное поли-тическое прошлое», привлекал особое вниманиекак полицейского управления, так и учебной ад-министрации [18. Л. 1]. Пытаясь «упорядочить»деятельность ОПОНО, чиновники посылали егопредседателю бесконечные запросы и циркуляр-ные распоряжения. Вместо организационной ихозяйственной деятельности большую часть вре-мени Потанина отнимала переписка с дирекциейнародных училищ Томской губернии. Только замарт-апрель 1904 г. ему пришлось ответить намногочисленные запросы этого ведомства о по-рядке организации комиссий и их составе, о пра-вовом статусе и деятельности школ и других уч-реждений общества. Для ответа на эти запросыприходилось поднимать архивы ОПОНО, начинаяс 1885 г. [19. Л. 207-212].Несмотря на административное давление и за-прет многих доходных предприятий, правление воглаве с Г.Н. Потаниным за 2,5 месяца сумело со-брать более 5 000 рублей на текущие расходы ичастично погасить задолженность общества, кото-рая к тому времени составляла 13 600 р. Был со-ставлен и напечатан отчет о деятельности общест-ва за 1902/3 гг. Правда, все попытки создать реви-зионную комиссию для проверки правильностисоставления кассового отчета не увенчались успе-хом [20]. Мечты о безбедном существовании засчет сдачи приобретенной недвижимости в арендутакже не оправдались. Купленные в 1901 г. за32000 руб. дома Вытнова вместо дохода приноси-ли убытки и «обещали быть убыточными еще втечение 20 лет» [18. Л. 5]. К осени 1904 г. сталоясно, что подготовка к новому учебному году бу-дет сорвана. У общества не было денег, чтобы за-купить учебники, письменные принадлежности.Солидные томские фирмы, такие как магазин Ма-кушина, в рассрочках и кредите отказали [21]. Тя-желое материальное положение общества усугуб-лялось Русско-японской войной, отвлекавшеймассу пожертвований на Красный крест. По сметена 1905 г. не было надежды уменьшить долги, на-против, они должны были возрасти до 18 000 руб.Несомненно, что хроническое безденежье кассышкольного общества было обусловлено глубокимипричинами, выяснить которые взялась специальносозданная комиссия под руководством Г.Н. Пота-нина [22].В результате своей работы комиссия пришла квыводу, что для развития школьного дела необхо-димо иметь постоянный и большой бюджет, а участных просветительных обществ бюджет неуст-роенный, основанный, главным образом, на благо-творительности. Поэтому для выхода из создавше-гося положения было предложено: 1) две школыпередать в ведение городского управления; 2) ру-кодельную школу передать обществу взаимноговспомоществования томских ремесленников; 3)продать дома Вытнова [23]. Еще в отчете за 1902/3отмечалось, что интерес у публики к обществупадает. Общество сыграло свою «пионерную»роль для преобразования общественного мнения,и узкая программа его деятельности уже не удов-летворяла общественность [24. С. 7]. Виною все-му, по мнению Потанина, был устаревший устав,низводящий роль Общества до простого сборщикаденег в пользу городского общественного само-управления, а также администрация учебного ве-домства, настаивающая, чтобы Общество не выхо-дило из рамок устава. Для вывода ОПОНО из фи-нансового кризиса и возвращения ему внимания об-щества Г.Н. Потанин предложил прежде всего изме-нить направление его деятельности, вернуть Обще-ству «пионерную» роль. Для этого школьное обще-ство должно «внешкольное образование обратить вглавную свою задачу, а школьное дело предоставитьвполне заботливости городской думы» [25].Программа переориентации деятельности об-щества со школьной на внешкольную была окон-чательно принята в декабре 1905 г., незадолго дозакрытия общества [18. Л. 6]. Несмотря на общийупадок дел в обществе, некоторые комиссии ещепродолжали работать, хотя и не в полную силу.Комиссия народных чтений при ОПОНО такжепереживала тяжелые дни, особенно после запретапубличных лекций и отказа наиболее активнымлекторам в разрешении выступать на народныхчтениях. Для восстановления ее деятельности со-ветом общества были приглашены Г.Н. Потанин,М.Н. Шипицына, М.И. Гостюхин, Г.А. Вяткин,Н.А. Дмитревский. Им было поручено организо-вать новую комиссию народных чтений, котораяработала с 12 ноября 1904 г. по 17 мая 1905 г. Навтором заседании 23 ноября в ее состав были при-глашены еще 28 человек, председателем был из-бран Г.Н. Потанин [26]. Всего комиссия провела22 заседания, на которых вырабатывалась про-грамма чтений, решались возникающие
Ключевые слова
Культурно-просветительное общество,
Томск,
Г.Н. Потанин,
Cultural and educational society,
Tomsk,
G.N.PotaninАвторы
Карташова Татьяна Петровна | Томский государственный университет | главный библиотекарь отдела рукописей и книжных памятников Научной библиотеки, соискатель кафедры археологии и исторического краеведения | kartashova67@mail.ru |
Всего: 1
Ссылки
Сибирская газета. 1887. 18 янв.
Сибирская жизнь. 1901. 12 июня.
Отчет совета общества попечения о начальном образовании за 1901 год. Томск, 1902.
Колосова Г.И. Хроника событий одного месяца: по материалам архива Г.Н. Потанина // Документ в системе социальных коммуникаций: Сборник материалов III Всерос. научно-практ. конф. с международным участием. Томск: Томский государственный университет, 2008. С
Г.Н. Потанин. Письма. Иркутск, 1992. Т. 5. 271 с.
Правила Томского музея прикладных знаний Общества попечения о начальном образовании. Томск: Тип. Михайлова и Макушина, 1890. 4 с.
Дом Общества попечения о начальном образовании в г. Томске: Краткий очерк истории его постройки и отчет по расширению зрительного зала для народного театра (1898- 1900 гг.) / Сост. М.А. Тимофеевым. Томск: Тип. епарх. братства, 1901. 47 с.
Дмитриенко Н.М. У истоков музейного дела в Томске // Труды Томского областного краеведческого музея: Сборник статей. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. Т. 11. С. 178-187.
Шатилов М. Исторический очерк и обзор Томского краевого музея. Томск: Красное знамя, 1927. 37 с.
Сибирский вестник. 1895. 19 апр.
Каталог музея Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества / Сост. И. Подгорбунским и Г. Потаниным. Иркутск: Тип. газ. «Восточное обозрение», 1888. 59 с.
Музей прикладных знаний // Отчет ОПОНО в г. Томске за 1902/3 год. Томск, 1904. С. 62-66.
Сибирский вестник. 1904. 23 сент.
Сибирский вестник. 1904. 30 окт.
Сибирский вестник. 1904. 2 марта.
Сибирская жизнь. 1904. 9 марта.
Сибирский вестник. 1904. 27 апр.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 2. Д. 6099.
ГАТО. Ф. 126. Оп. 2. Д. 1602.
Сибирский вестник. 1904. 8 окт.
Сибирский вестник. 1904. 1 окт.
Сибирский вестник. 1904. 14 окт.
Сибирская жизнь. 1904. 1 дек.
Отчет общества попечения о начальном образовании в г. Томске за 1902/3 год. Томск, 1904.
Отдел редких книг и рукописей Научной библиотеки ТГУ (РКП НБ ТГУ). Архив Г.Н. Потанина. Папка № 113.
ОРКП НБ ТГУ. Архив Института исследования Сибири.
ГАТО. Ф.100. Оп.1. Д.68.
Потанин Г.Н. Культурно-просветительные организации // Город Томск. Томск, 1912. С. 90-100.