Церковь в городском пространстве Забайкалья конца XIX - начала ХХ века | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Церковь в городском пространстве Забайкалья конца XIX - начала ХХ века

Рассматривается положение церкви в идеологическом, культурном и социальном пространстве забайкальских городов в конце XIX - начале ХХ в. в условиях постепенной переориентации общественной жизни на светские учреждения и организации.

Church in social and cultural space of zabaokalje towns at the end of the 19-th and the beginningof the 20-th centuries.pdf Забайкальская область как административно-территориальная единица образована в 1851 г., хотяосвоение этих земель началось еще в 60-х гг.XVII в. На общей площади в 538 890 в., поделеннойна 8 округов, располагалось 8 городов, 5 из кото-рых получили городской статус в конце XVII -первой половине XIX в., два - во второй половинеXIX и один - в начале ХХ в. Освоение территорийи формирование церковно-институциональнойсферы проходили одновременно, и ко второй поло-вине XIX в. церковь накопила значительные идео-логические, культурные и социальные традиции.Забайкальские города были поликонфессиональ-ными, в них проживали православные, буддисты,иудеи, католики, мусульмане, объединенные вконфессиональные общины со своими культовымисооружениями. Мы же сосредоточим свое внима-ние на вопросе, какое место занимала православнаяцерковь в культурном и социальном городскомпространстве Забайкалья.Общая демократизация культуры, формирова-ние атеистической тенденции и её усиление к кон-цу XIX в., расширение досуговой сферы постепен-но снижают роль церкви в общественной жизнигородов и в частной жизни граждан. Центрами при-тяжения становятся общественные учреждения иорганизации. В забайкальских городах в последнейтрети XIX в. работали 2 отделения ИмператорскогоРусского географического общества, 4 музея, По-печительный о тюрьмах комитет с отделами, Ста-тистический комитет, художественные, литератур-ные, драматические, просветительные, профессио-нальные объединения, общественные, коммерче-ские, военные собрания. В начале ХХ в. появляют-ся народные дома, театр, кинотеатры.Однако церковь выполняла одну из ведущихролей в культурно-пространственной системе горо-дов. В архитектурном пространстве православныехрамы оставались градообразующими доминанта-ми. Ко второй половине XIX в. в городах областидействовали 15 храмов (12 каменных) и 14 часовен(3 каменных). По мнению Преосвященного Ме-лентия, епископа Селенгинского, именно наличиекаменных церквей является главным отличиемгорода от деревни. Храмы несли в себе глубокоеэстетическое напряжение. Перестроенные вXVIII - первой половине XIX в., они придавалигородским ансамблям красоту, гармоничность изаконченность. Барочный, позднее классическийстили выявляли величественность, грандиозностьзданий на фоне по большей части одно- и двух-этажной застройки, подчеркивая значимость со-оружения и крепость веры. В течение исследуемо-го периода храмовое строительство не прекраща-лось. В 1894 г. в религиозной жизни края соверша-ется значительное событие: Забайкальская областьвыделяется в самостоятельный епископат с кафед-рой в областном центре. В Забайкальской епархии кэтому времени работали 200 церквей, в том числе21 храм и 18 часовен в городах. Количество цер-ковных зданий увеличилось за счет Читы, где быловозведено 7 церквей и 3 часовни благодаря ростунаселения. К началу века в Забайкальской епархииуже насчитывалось 278 церквей, 4 монастыря, око-ло 300 часовен и молелен. Расширилось церковноехозяйство городов: в Верхнеудинске богослуженияпроводились в 8 церквах (1910), а в Чите - в 19 хра-мах (1914) [1].В идеологическом пространстве на церковь бы-ли возложены задачи попечения о духовно-нравственном состоянии граждан. Традиционноцеркви устраивались при учебных заведениях,больницах или лазаретах, воинских гарнизонах,тюрьмах. С проведением Транссиба появились же-лезнодорожные церкви в городах, расположенныхпо линии дороги. Православный верующий обязанбыл посещать церковь, исповедоваться и прича-щаться.В культурном пространстве городов на церковьвозлагалась забота о народном просвещении. Здесьможно выделить несколько направлений. При ду-ховном ведомстве формируется сеть школьных уч-реждений, включавшая в себя церковно-приходские школы, школы грамоты и другие обра-зовательные учреждения. Согласно «Правилам оцерковно-приходских школах» 1884 г. создавалисьдва типа школ: одноклассные с двухгодичным идвухклассные с четырехгодичным обучением. Хо-тя церковно-приходские школы преследоваливполне конкретные цели приобщения детей к осно-вам православия, воспитания в них «страха божье-го», любви к святой церкви и преданности «Царю иОтечеству», они давали широким слоям городскогонаселения элементарные образовательные навыки,умножая число грамотных горожан. Так же как ивведение в программу ЦПШ хорового пения,имевшего, с точки зрения епархиального начальст-ва, религиозно-воспитательное значение, с однойстороны, привлекавшего в церковь посетителей иповышавшего образовательное значение школы, сдругой [2. Л. 2, 3], в конечном итоге оно было фор-мой эстетического воспитания, прививавшего де-тям рядовых горожан чувство прекрасного, возвы-шенного, гармонической стройности музыкальныхзвуков.Изменения, произошедшие в министерскойшколе в России в конце XIX в., расширение обра-зовательных услуг за счет повсеместного откры-тия ремесленных школ и классов отразились насистеме церковной школы. В центральных губер-ниях стали открываться епархиальные ремеслен-ные школы для детей церковно- и священнослу-жителей, обеспечивавших «бедным честный кусокхлеба на всю жизнь», на что было указано Свя-тейшим Синодом Забайкальскому епархиальномуначальству (1891). Но в Забайкалье они не прижи-лись. Другое же новшество, вошедшее в образова-тельное пространство в начале ХХ в., было под-держано. При всех министерских учебных заведе-ниях городов области вводилась должностьшкольного врача. Заинтересованность в этом вы-сказывало и церковное ведомство, поэтому Верх-неудинское отделение Забайкальского епархиаль-ного училищного совета обратилось в городскуюдуму с просьбой «предложить одному из врачейиметь наблюдение за здоровьем» свыше 350школьников, находившихся «в полной беспомощ-ности во врачебном отношении» (1912). Просьбабыла удовлетворена и в Верхнеудинских церков-но-приходских школах появился свой врач [3.Л. 5].Одним из средств духовного просвещениявзрослого населения, кроме проповедей, считалосьраспространение духовной литературы, которымуспешно занималось читинское братство Кирилла иМефодия. По данным Православной энциклопе-дии, в России за 1891 г. 58 братств, занимавшихсяиздательской деятельностью, продали 66 6371 ибесплатно раздали 491 594 книги, брошюры и лис-товки [4. Т. 6. С. 205]. С 1900 г. в Забайкальскойепархии появился свой печатный орган - газета«Забайкальские епархиальные ведомости», изда-вавшаяся на протяжении 17 лет. При церковно-приходских школах позволялось устраивать заня-тия для взрослых и содержать воскресные школы.На протяжении многих лет в городах края работа-ли воскресные школы, в которых занятия прово-дились учителями ЦПШ и других учебных заве-дений и священниками Читы, Верхнеудинска,Акши, Троицкосавска. В 1908-1909 гг. в Забай-кальской епархии насчитывалось 197 церковно-приходских школ, 37 школ грамоты, 4 воскресныешколы. Для повышения качества преподавания иквалификации педагогов регулярно проводилисьучительские съезды.Первое ведомственное учебное заведение вкрае - Нерчинское духовное училище - было от-крыто в 1805 г. Переведенное в 1900 г. в Читу, оноработало на «епархиальные суммы», имело обще-житие на 40 мест. Окончившие его поступали награжданскую службу «при производстве в первыйклассный чин» без экзамена или продолжали обу-чение в семинарии. К сожалению, вплоть до 1919 г.семинария работала неофициально. Другое ста-рейшее учебное заведение - миссионерское учи-лище, основанное в 1862 г. в Посольском монасты-ре, было переведено в Читу (1900). С 1903 г. учи-лище преобразовали в низшее учебное заведениедуховного ведомства. С 1897 г. в Чите на основа-нии специального указа Синода (1895) начинаетфункционировать женское епархиальное училище.Его учебная программа была сокращенной, новключала основные специальные и общеобразова-тельные предметы. В это сословное заведение при-нимались девочки 9-12 лет. Из 25 школьных мест13 предназначалось для сирот и беднейших детей сполным казенным обеспечением. К 1901 г. учили-ще становится полнокомплектным [5. Т. 1. С. 179].Выпускницы могли работать учителями в низшихучебных заведениях, так как по уровню образова-ния курс епархиального училища приравнивался кгимназическому.В рамках церковной просветительской деятель-ности в городах работали библиотеки и проводи-лись народные чтения. Первая библиотека-читальня открылась в слободе Троицкосавска Усть-Кяхте в 1897 г. и именовалась «В память СвятогоКоронования», в 1907 г. начала функционироватьцерковно-приходская библиотека в Верхнеудинске.Советы библиотек возглавили инициаторы их уст-ройства - священники о. В. Бельтиков и о. С. Стар-ков. Обе библиотеки были открыты на пожертво-ванные средства. В дальнейшем Троицкосавскаябиблиотека-читальня содержалась на средства Тро-ицкосавских и Кяхтинских церквей, которые со-ставлялись из ежемесячного взноса духовенства наоплату библиотекаря и частных пожертвований.Верхнеудинская - некоторое время субсидирова-лась городом. Книжные фонды складывались изчастных пожертвований. В книжном фонде Верх-неудинской народной бесплатной библиотеки-читальни были сочинения, подаренные верхне-удинским мещанином Ф.В. Машановым. Усть-Кяхтинская библиотека, которой дубликаты книгпередала Троицкосавская общественная библиоте-ка, состояла из 470 томов книг 260 названий, аВерхнеудинская насчитывала около 600 томов книги 20 наименований периодических изданий. Уже кконцу 1901 г. в церковно-общественной библиотекеУсть-Кяхты насчитывалось 1213 томов книг 656названий. Рост книжных фондов был обусловленувеличением количества читателей. В год открытияУсть-Кяхтинской библиотеки ее посетителями ста-ли 106 человек. В сословном отношении библиоте-ки полностью оправдывали свое предназначение:117 читателей (1903), посетивших церковно-общественную библиотеку в Усть-Кяхте, предста-вители низших сословий [6; 7]. Поскольку библио-теки были народными, их посещали и люди, неумеющие читать. Когда на открытие Верхнеудин-ской библиотеки-читальни в помещение церковныхшкол пришли неграмотные «в надежде, что им кто-нибудь почитает вслух», совет библиотеки решилустроить для них чтения «с соблюдением строгойсистемы». Цель таких чтений заключалась в том,чтобы «породить и укрепить косвенным образом...влечение к грамоте» [8; 9].Первое публичное чтение на территории За-байкалья состоялось в 1895 г. в Чите. С этого жегода под наблюдением местного благочинногоразрешалось проводить чтения в Верхнеудинске.Для чтения лекций в Троицкосавске была избранаспециальная комиссия из представителей духов-ного и учебного ведомств, выработано Положениео народных чтениях. Чтения были платными (5 к.за вход), а лекторские группы состояли из учите-лей и священников городских и приходских учи-лищ, церковно-приходских школ. Первые чтениякак метод религиозно-нравственного воспитанияарестантов состоялись в Иркутском тюремномзамке (1899), в 1906 г. - в Читинской тюрьме. ВВерхнеудинской тюрьме в конце 1915 г. тоже чи-тались лекции, аудиторией для них служил тю-ремный коридор, в котором, по мнению админи-страции, «с удобством» могли разместиться до 200человек. Беседы проводились учителями реально-го училища по приглашению начальника и свя-щенника тюрьмы, заведующего чтениями, в вос-кресные и праздничные дни [10. Л. 36; 11. Л. 3].Содержание «обычных нравственно-рели-гиозных» чтений включало разделы: разъяснениеслова Божьего или обрядового строя церкви -«Заповеди Закона Божьего», «Символ веры», «Отом, как свершалась божественная литургия приапостолах», «Об архиерейском служении литур-гии»; рассказы агиографические или об иконах -«Святой мученик Игнатий Богоносец», «Затвор-ничество старца Серафима Саровского», «Чудо-творный образ Богоматери-Сподручницы греш-ных»; назидательные - «Мать» А. В. Рождествен-ского, «Работник», «О картежной игре» (журнал«Кормчий») и «из современной жизни» [12]. Всячеловеческая жизнь была пронизана церковной об-рядностью. С первого крика и до последнего вдохакаждое значимое событие в жизни человека сопро-вождалось участием церкви. Многократно описанырелигиозные таинства и обряды - крещение, венча-ние, отпевание. Календарный год отдельного чело-века тесно переплетался с церковным годом. Каж-дый год в день своего святого (именины) прихожа-не посещали церковь, а после смерти устраивалилитии на могиле; строго, особенно старые люди,соблюдали все посты, в том числе и однодневные; вродительский день готовили панихиды, посещалислужбу, а после большой литии так же, как в деньпамяти, проводились малые литии [13. Л. 6об]. Вдень «Радуницы» 1897 г. Преосвященный Георгийпосетил читинское городское кладбище и отслужиллитию у могил иеромонаха о. Герасима, протодиа-конов о. Иосифа и Ф.Д. Черкасова, а военный гу-бернатор Е.О. Мациевский, начальники войсковыхчастей присутствовали на панихиде по погребен-ным на воинском кладбище воинам [14].Церковь являлась центром проведения религи-озных, государственных, общественных и город-ских праздников, ее присутствие требовалось приоткрытии разных учреждений. Веками выверенны-ми обрядами она, воздействуя на зрение и слух,вносила необходимую красочную и торжественнуюпраздничность, глубоко переживаемую прихожа-нами. Большие религиозные праздники были осо-быми днями в годовом календаре православных рос-сиян, к ним тщательно готовились: «Подошло Рож-дество… Та же уборка, мытье, чистка, что и в Рос-сии, тот же гусь…» [15. С. 67], в них принимали уча-стие все - от мала до велика. Начало празднования вобластном центре возвещали пушечный выстрел иколокольный звон. Праздничные богослужения про-должали крестные ходы. Крещенский крестный ходна «Иордань», по воспоминаниям верхнеудинцаМ.В. Танского, самый торжественный. В этот деньнаиболее благочестивые прихожане выносили своииконы. На реке устраивалась прорубь в форме кре-ста. В каждом доме перед иконами зажигали свечи.Глубокое интимное переживание рождения Христа,душевная умиротворенность ощущаются в дневни-ковой записи другого верхнеудинца Н.Н. Бурлакова:«…к Иконам поставил свечи и затеплилось во всехкомнатах….Лучистый свет огоньков озарял и ЛикиСвятых Икон и наше жилище… Торжественное чув-ствуется что-то в эти моменты» [16. Л. 17]. Бывалиеще «поднятия икон», молебствия на полях от засу-хи и «немало всяких религиозных церемоний какдля развлечения верующих, так и для укрепления вних веры» [17. Л. 28].Взаимодействие между церковью и светскойкультурой выражалось в сотрудничестве предста-вителей духовенства и светских учреждений и ор-ганизаций. Церковь (как совокупный избиратель справом голоса по имущественному цензу) моглаиметь представителя в органах местного управле-ния и, следовательно, реально участвовать в город-ских делах. Представительство духовного ведомст-ва было обязательным в различных полугосударст-венных и общественных организациях. В качествеобразца приведем сведения об участниках наиболееизвестных в конце XIX в. объединений. В област-ном Попечительном о тюрьмах комитете состоялиархиепископ Иркутский и Нерчинский; епископСеленгинский, первый викарий Иркутской епархиибыли вице-президентами; в уездном Верхнеудин-ском - обязательным членством обладал протоие-рей Одигитриевского собора А.А. Лавровский. По-четными членами попечительств о детских при-ютах были протоиерей П. Писарев (Чита), протоие-рей П. Шастин и священник Ф. Трапезников (Тро-ицкосавск). В составе Забайкальского статистиче-ского комитета иерархи церквиОбщий ход модернизационных процессов,эмансипация личности, развитие образования в го-родах приводит к изменению отношения к религии,церкви, церковной обрядовости. Оно формализует-ся, обряд становится обязательной внешней фор-мой события. Это характерно для постов, которыесоблюдались уже не всеми («… Саша не любит по-стничать…»), для обряда венчания, вызывавшего вдушах некоторых насмешку («Никогда в жизни яне чувствовал себя в более глупом положении, какпод "венцом"«) и для поведения в храме, когда свя-тость места уже не могла возвыситься над суетно-стью: «В церкви давка… Споры и брань среди тор-жественного пасхального пения». Показательным вэтом отношении является перемена читательскихпредпочтений забайкальских горожан. Если в1895 г. книги духовного содержания составляли1,01 % среди читаемой литературы, то в 1901 г. -0,4 % [30. Л. 94об., 102, 118 - 119].На изменение отношения к церкви оказываловлияние неблаговидное поведение самих священ-нослужителей и их недобросовестное отношение кобязанностям, приверженность к мирской суете. Снеодобрением и даже порицанием пишет Н.Н. Бур-лаков в дневнике о действиях духовенства в роди-тельские дни («Ишь, пошел стрелять по Голдоби-ным, да по Фроловым, а наши бедные панихидыбросил») или о традиции посещения причтом до-мов прихожан на Великие праздники (отец Платон,посещая дом бедного мешанина, «поднялся накрыльцо, дверь даже не дергал и ушел обратно»),ему вторит М.В. Танский: «священник … подго-няемый стужей, не повенчал нас торжественно, апросто «окрутил», как говорится в народе». Из-вестны и более вопиющие случаи: в 1878 г. дьяконВерхнеудинского Одигитриевского собора Нико-лай Тютюков «в пьяном виде оскорбил браннымисловами купцов … в улице … порицал бранью ря-дового Верхнеудинской местной команды», за чтопосле проведенного расследования был наказанссылкой на двухмесячный срок в СеленгинскийТроицкий монастырь. Совершенно очевидно, чтоподобные случаи были не единичными и подрыва-ли церковный авторитет [30. Л. 46, 150; 31. Л. 94об;32. Л. 1, 5]. Проявлением циничного отношения кцерковным святыням стали случаи ограбленияцерквей. Так, в 1897 г. «полному разграблению»подверглась Старособорная Михаило-Архангель-ская церковь: похищено «все, что было в ней цен-ного [дарохранительница со святыми дарами], свя-тыня поругана» [33].Во второй половине XIX - начале ХХ в. цер-ковь оказалась в сложной ситуации. Высвобожде-ние общественной инициативы, направленной насоздание инновационной культурной среды в горо-дах Забайкалья, привело к снижению авторитарно-го давления церковных догм. Центр внимания го-рожан смещается в сторону светских учреждений.Церковь, поддержанная государством, была выну-ждена выйти за рамки только духовно-религиозного круга обязанностей и включить всферу своих интересов культурно-просветительнуюдеятельность, направленную на сохранение своегоавторитета. Ее влияние охватывало все основныесферы жизни городов. Большое значение в распро-странении грамотности имела созданная церковьюсеть образовательных учреждений: школ, в кото-рых за нехваткой мест в министерских училищах,могли получать элементарные образовательныенавыки дети беднейших горожан, бесплатных биб-лиотек, доступных всем горожанам, в том числе инеграмотным. На базе церковных школ при непо-средственном участии их учителей работали вос-кресные школы, устраивались религиозные народ-ные чтения, охватывавшие широкий круг населе-ния, включая лиц, лишенных свободы. Призывая ксмирению, проповедуя любовь к ближнему, цер-ковь продолжала выполнять свою миссию в делемилосердия, показывая путь его реального прояв-ления. Несмотря на формализованное восприятиеобрядовости, усилившееся к началу ХХ в., церков-ные таинства продолжали играть определеннуюроль в жизни большинства православных, церков-ный год вливался в светский календарь, составляяединое неразрывное целое.Взаимодействие церкви и городского сообще-ства осуществлялось на индивидуальном и на об-щественном уровне и было двусторонним. Церковь,по-прежнему находясь на страже государственныхинтересов, ратуя за духовно-нравственное развитиеобщества, оставалась стабилизирующим факторомего развития.

Ключевые слова

церковь, взаимодействие, городской социум, Забайкалье, church, interaction, city communities, Zabaikalje towns

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Паликова Татьяна ВадимовнаБурятский государственный университеткандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории исторического факультетаpalikova@ mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии, XVII-XX столетий. Улан-Удэ, 2001. 448 с.
Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Ф. 10. Оп. 1. Д. 2737.
НАРБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1004.
Православная энциклопедия. М., 2003.
Энциклопедия Читинской области. Чита. 2001.
Байкал. 1898. 1 февр.
Верхнеудинская Конституционная газета. 1906. 16 марта.
Байкал. 1904. 18 февр.
Верхнеудинская Конституционная газета. 1906. 26 марта.
НАРБ. Ф. 181. Оп. 1. Д. 11
НАРБ. Ф. 337. Оп. 2. Д. 351.
Байкал. 1898. 27 сент.; 1904. 25 янв., 1 , 15 февр., 18, 25 апр.; 1905. - 23 янв., 13, 27 марта, 25 сент., 16 окт.
НАРБ. Ф. 337. Оп. 2. Д. 1765.
Восточное обозрение. 1897. 12 февр.
Попов И.И. Минувшее и пережитое. Сибирь и эмиграция. Воспоминания за 50 лет. Л., 1924.
НАРБ. Ф. Р-294. Оп. 1. Д. 42.
НАРБ. Ф. Р-1778. Оп. 1. Д. 6.
Памятная книжка Забайкальской области на 1890 год. Чита, 1890.
Памятная книжка Забайкальской области на 1895 год. Чита, 1895.
Записки Читинского отделения Приамурского отдела Императорского Русского географического общества. Чита, 1896. Вып. 1.
Даурский край. 1908. 16 июня
Сибирский вестник. 1864. 20 окт.
НАРБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 2720.
Забайкальская новь. 1911. 25 сент.
Иркутские Епархиальные ведомости. 1882. 16 окт.
НАРБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 16.
Памятная книжка Забайкальской области на 1910 год. Чита, 1914.
Лобанов В.Г. Старая Чита. Чита, 2001.
Забайкальская новь. 1917. 6, 31 янв.
НАРБ. Ф. Р-294. Оп. 1. Д. 42.
НАРБ. Ф. Р-1778. Оп. 1. Д. 33.
НАРБ. Ф. 186. Оп. 1. Д. 57.
Восточное обозрение. 1897. 16 апр.
 Церковь в городском пространстве Забайкалья конца XIX - начала ХХ века | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Церковь в городском пространстве Забайкалья конца XIX - начала ХХ века | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия