Сибирское - Российское - Русское телеграфное агентство и его роль в информационном обеспеченииантибольшевистских правительств Сибири в годы Гражданской войны | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Сибирское - Российское - Русское телеграфное агентство и его роль в информационном обеспеченииантибольшевистских правительств Сибири в годы Гражданской войны

Рассматривается история создания и деятельности телеграфных агентств (Сибирского, Всероссийского, Российского, Русского) на востоке России в период Гражданской войны, их роль в информационном обеспечении регионального (Временное Сибирское) и всероссийских (Директория, Российское адмирала А.В. Колчака) антибольшевистских правительств. Обладая монопольным правом на официально распространяемые сведения, телеграфные агентства являлись важным инструментом государственного контроля как над периодической печатью, так и опосредованно над общественным мнением.

Siberian-Russian-Russian telegraph agency and its role in suppling information for the Antibolshevikgovernments of Siberia in the days of The Civil War.pdf Любая политическая сила, заинтересованная вусилении своего влияния в обществе, стремится втой или иной степени контролировать информа-ционный поток, циркулирующие в социуме идеи.В таких условиях новостная информация стано-вится существенным ресурсом власти, а управле-ние новостями, формирование новостной повесткидня - важным инструментом влияния на общест-во. Значение «информационного капитала» неук-лонно возрастает в переломные моменты истории,когда в политическом поле начинают конкуриро-вать различные «рецепты спасения» - концепциивыхода из кризиса, стабилизации положения и пе-рехода к новой модели развития. В условиях раз-вала старой общественной системы возможностицентральной власти, как правило, существенноослабевают и, напротив, возрастает значение ре-гиональных элит, региональных общественныхпроцессов. События на периферии могут как уг-лубить революционные процессы, усилить цен-тробежные тенденции, так и способствовать вос-становлению порядка и целостности государства.В этом смысле Сибирь в революционных событи-ях ХХ в. сыграла заметную роль. В период Граж-данской войны здесь сложился политический ре-жим, ставший одним из главных конкурентов Со-ветской республики в борьбе за выбор новой об-щественной модели развития.В последние годы среди исследователей, за-нимающихся Гражданской войной в Сибири, за-метно повысился интерес к проблемам, связаннымс изучением информационного и пропагандист-ского обеспечения антибольшевистских государ-ственных образований, медиапроцессов, взаимо-отношения власти и общества. Однако различныеаспекты политической коммуникации этого клю-чевого для дальнейшего развития страны периодапроработаны крайне неравномерно. Свою давнюютрадицию имеет изучение периодической печати.Динамика численности, типология, особенностифункционирования повременных изданий, рольпрессы в общественной жизни Сибири в годыГражданской войны показанательственного Информационного бюро (Отделапечати), а затем частного Русского бюро печати.Собирая и передавая информацию, представляв-шую государственный и общественный интерес,именно оно определяло, какие материалы станутновостями, а какие нет.На первом этапе (июль-октябрь 1918 г.) сво-ей деятельности телеграфное агентство являлосьрегиональным. 24 июля 1918 г. постановлениемВременного Сибирского правительства наряду с«Временными правилами об организации Инфор-мационного бюро при канцелярии Совета минист-ров» было утверждено и «Положение о Сибир-ском телеграфном агентстве». В задачу Сибирско-го телеграфного агентства входило распростране-ние в Сибири и за границей «политических, фи-нансовых, экономических, торговых и других,имеющих общественный интерес, текущих сведе-ний» [4. С. 188].Для работы на местах создавались отделенияили назначались агенты Сибирского телеграфногоагентства. Со временем сеть корреспондентовСТА охватила города Уфу (корреспонденты - Со-сонкин, Цветков, Энгенфельд), Ирбит (Атмакин),Екатеринбург (Яринский), Челябинск (Соколов),Тюмень (Смагин), Новониколаевск (Пославский,Савченко), Красноярск (Тарасов), Иркутск (Жите-нев, Иванов), Читу (Васильевский), Хабаровск(Перлин) [5. Л. 3], а также Оренбург, Уральск,Миасс, Барнаул, Бийск, Томск, Якутск, Харбин,Благовещенск и Владивосток Особое вниманиепредполагалось уделить владивостокскому отде-лению, как «единственному пока окну в Европу иАмерику, где наш голос должен звучать наиболеесильно и выразительно» [6. 25 дек.]. ОтделениеСТА во Владивостоке должно было работать втесном контакте с дипломатическими представи-телями и информационными агентствами зару-бежных стран.Сибирское телеграфное агентство рассылалоциркулярные телеграммы, а также издавало бюл-летени. Последние подразделялись на три разряда:бюллетени первого разряда включали в себя всюсумму сведений агентства, второго - главнейшиеизвестия, третьего - только военную и официаль-ную информацию. Бюллетени и циркулярные те-леграммы направлялись членам правительства,консулам стран Антанты, областным и губерн-ским комиссарам, а также в редакции всех газет иряду частных подписчиков. До 1 декабря 1918 г.СТА выпустило 460 телеграфных бюллетеней [6.25 дек.].Организуя свою деятельность, Сибирское те-леграфное агентство столкнулось с рядом трудно-стей. Газеты нередко публиковали материалы соб-ственных корреспондентов, которые содержалинедостоверную, тенденциозную или преждевре-менную информацию. Рядом могли размещатьсясведения, полученные от СТА, но без ссылки наисточник, беспорядочно чередуясь с информаци-ей, диаметрально противоположной. Кроме того,периодические издания и другие информационныеагентства приписывали СТА данные, которые имне передавались. В этой связи интересна ситуацияс генералом Д.Л Хорватом. Телеграфное агентствопри Комитете членов Всероссийского Учреди-тельного собрания (ТАУЧ) сообщило о назначе-нии генерала Хорвата на ответственный пост, ме-жду тем этого назначения не было. Не было, соот-ветственно, и официальной информации от СТА.Периодические издания пошли еще дальше, и, на-пример, «Иркутское дело» сообщило о назначенииХорвата председателем Совета министров Вре-менного Сибирского правительства. Эта новостьвызвала оживленное обсуждение в местной прессеи породила множество слухов.В связи с этим Сибирское телеграфное агент-ство направило на места телеграмму, в которойуказало, что «в сложных условиях текущей дейст-вительности правильная информация, чуждая из-лишней спешки и погони за сенсацией, чрезвы-чайно важна. Наоборот, каждое непроверенное, атем более имеющее характер остроты и сенсациисведение, опубликованное в том или ином органепечати, косвенно содействует общей государст-венной запутанности и осложняет без того тяже-лую политическую обстановку» [5. Л. 1, 2]. Помнению СТА, публикация в прессе непроверенныхфактов вводила общественное мнение в заблужде-ние, создавала в умах читателей путаницу, подры-вала престиж периодических изданий и информа-ционных служб, «мешала общему государствен-ному делу». Исходя из этого, Информационноебюро ВСП и Сибирское телеграфное агентствообращались к своим корреспондентам с просьбойбольше считаться с официальной информацией,передаваемой СТА, «не допускать помещенияважных, но не проверенных сведений, тем более ввопросах острого характера без проверки их у нас,и не перемешивать наши сообщения с известиями,исходящими из других источников». Таким обра-зом, информационные службы Временного Си-бирского правительства, исходя из собственногопонимания государственного и общественногоблага, стремились закрепить за собой монополиюна передачу новостей, имеющих официальныйхарактер. Так, комментируя историю с «назначе-нием» Хорвата, Инфбюро недвусмысленно указы-вало: «О генерале Хорвате правильные сведенияможет сообщить лишь СТА как передаточный ап-парат сибирского правительства - и если СТА ни-чего пока о Хорвате не дало, это объясняется тем,что определенных и точных данных еще не было»[5. Л. 1].Однако вскоре проявилась другая крайность, вСТА стало поступать мало новостной информацииот местных корреспондентов. 3 октября 1918 г.СТА направило на места циркулярную телеграм-му. «В последнее время, - говорилось в ней, - за-мечается малое поступление сведений от коррес-пондентов, даже из мест с богатой общественно-политической жизнью. Получаемые же сведениячасто касаются весьма незначительных фактов ипроисшествий и не могут быть использованыагентством в силу их малоценности или чисто ме-стного интереса». В этой связи СТА просило уве-личить объем посылаемой информации. Однакопри этом обращалось внимание на то, что каждаятелеграмма, посылаемая агентству, помимо досто-верности и своевременности сообщения должнарасцениваться с точки зрения широкого общест-венного интереса или необходимости информиро-вать центральную власть о важных явлениях ме-стной жизни, о которых «власть, не будучи ин-формированной со стороны своих официальныхагентов, должна быть, тем не менее, вполне осве-домлена» [5. Л. 3].Следует сказать и о том, что материалы, пере-даваемые СТА, не всегда соответствовали требо-ваниям сибирских газет. Так, еще 28 июля 1918 г.редактору омской «Зари» В.П. Фомину было на-правлено письмо журналиста М.И. Соловьева. Внем автор указывал, что в переживаемое времясибирская пресса должна нести новую ответст-венность и перед историей, и перед государством,а потому информация для населения и различныхкругов общества должна быть не только правиль-ной и точной, но и, по возможности, быстрой иполной. «События идут чрезвычайно быстро, -писал Соловьев, - но еще быстрее несутся различ-ные слухи и легенды, а потому в переживаемыйисторический момент хорошо и правильно по-ставленная информация приобретает особое зна-чение. Это значение и ответственность учитыватьдолжны не только различные общественные кругии группы, стоящие на государственной точке зре-ния, но, в особенности, так называемые прави-тельственные сферы. Им-то, как никому, и нужнаинформация: точная, полная и быстрая». Междутем, по мнению Соловьева, именно со стороныправительственных учреждений сотрудники прес-сы встречают непреодолимые препятствия в полу-чении необходимых материалов. В министерствахСибирского правительства, за исключением воен-ного, продовольствия, туземных дел, народногопросвещения, очень трудно получить какие-либосведения. Далее Соловьев указывал на то, что«никогда информационное бюро не снабжало пе-чать сведениями, кроме коротких телеграфныхсообщений… Было бы нелепо и даже крайневредно, что если бы в столичном городе, резиден-ции правительства, центре чуть не мирового вни-мания, омские газеты получали бы только теле-граммы о местной жизни, а газетные репортерыперешли бы на роли полицейских хроникеров илиписали о сломанных тротуарах, неубранных тру-пах собак, о нахалах, заглядывающих в дамскиекупальни, и прочем». М.И. Соловьев предлагалредактору «Зари» официально обратиться к пред-седателю Совета министров П.В. Вологодскому,чтобы «он обратил внимание на затруднительноеположение газет в смысле получения информациии издал через управляющего делами профессораГинса циркуляр, предлагающий снабжать мест-ную прессу материалами, помимо информацион-ного бюро, причем в циркуляре должно быть ука-зано, что быстрая, правильная и полная информа-ция в интересах самого правительства». Соловьевпредлагал, чтобы сотрудникам газет предоставля-лись бы папки с текущей документацией мини-стерств, за исключением секретной информации,откуда бы они выписывали необходимые данныесебе в блокнот [7. Л. 61-63].Своеобразно складываются в это время отно-шения Инфбюро ВСП и Сибирского телеграфногоагентства с информационными службами другогорегионального антибольшевистского правительст-ва - Самарского Комуча. В середине июля Ин-формационное бюро Временного Сибирского пра-вительства предлагает Информационному отделупри Комитете членов Всероссийского Учреди-тельного собрания наладить «постоянный обментелеизвестиями». Однако очень скоро между дву-мя информационными службами возникают тре-ния. С одной стороны, Инфбюро сибирского пра-вительства неоднократно обвиняло самарцев в за-держке своих телеграмм, а также постоянном ис-кажении передаваемой из Сибири информации. «В"Вестнике Учредительного собрания" № 27 и са-марской "Земле и воле" № 100, - говорилось в од-ной из телеграмм Манкевича уполномоченномуВСП в Самаре Е.Е. Яшнову, - сообщаются лож-ные сведения, заведомо злостные. Самарцы вводятв заблуждение. Важнейшие сведения задержива-ются, не доходят полностью… Настаивайте напрямой передаче газетам известий Сибирскоготелеграфного агентства без цензуры штаба. Еслине удовлетворят, прекратим здесь прием и достав-ку от Инфотдела» [8. Л. 13]. 14 августа Манкевичинформирует Главное управление почт и телегра-фа о том, что новостные сводки СТА проходятчерез штаб Народной армии, подвергаются цензу-ре, публикация многих сообщений в самарскихгазетах запрещается. «В самарском официальноморгане, - указывал Манкевич, - помещены явнопровокационные сообщения о действиях и наме-рениях Временного Сибирского правительства…последние сообщения Инфотдела носят тенденци-озный характер, вредящий делу сибирского прави-тельства». В качестве ответной меры Манкевичпросил Главное управление почт и телеграфа от-дать распоряжение о том, чтобы «непосредствен-ная передача известий инфотдела газетам и лицамна территории Сибири была немедленно приоста-новлена и чтобы впредь все сообщения Самарско-го информационного отдела передавались исклю-чительно в информационное бюро и военно-разведывательное отделение» [8. Л. 18]. С другойстороны, самарцы были недовольны стремлениемИнформационного бюро Омского правительствапрекратить передачу телеграмм ТАУЧа напрямуюсибирским газетам. Потребность в такой мере ру-ководством Инфбюро объясняла как стремлениемоблегчить работу телеграфа, так и необходимо-стью адекватного ответа на действия Самарскогоинформационного отдела. Однако, по мнениюЯшнова, такие действия могли нанести непопра-вимый ущерб престижу Омского правительства.«Несомненно, это будет истолковано крайне не-благоприятно для Сибправительства, - телеграфи-ровал он Г.К. Гинсу 25 августа 1918 г., - усилитантагонизм, оставит поволжскую печать в сфереисключительного воздействия Тауча, что будетпитать враждебное отношение к Сибправительст-ву в демократических кругах России» [8. Л. 31].Конфликт информационных служб стал отра-жением наметившегося общего противостояниядвух антибольшевистских режимов, вылившегосяв таможенную войну, столкновения по поводуными агентствами. Сибирское телеграфное агент-ство, как и другие структуры Информационногобюро ВСП, подлежало упразднению. Однаковплоть до утверждения штатов Отдела печатиВВП его штаты сохранялись. Управляющий дела-ми Временного Всероссийского правительствабыл уполномочен «назначить дополнительно не-обходимое число служащих» отдела [11. 6 нояб.].Вскоре на утверждение Директории был пред-ставлен список служащих отдела печати ВВП. Ру-ководителем Всероссийского телеграфного агент-ства планировалось назначить бывшего заведую-щего ТАУЧа С.В. Гонтарева. Однако вплоть довоенного переворота 18 ноября 1918 г. вопрос опередаче всех дел упраздненного Информацион-ного бюро ВСП Отделу печати ВВП решен небыл, так же, как не был утвержден новый штатсотрудников и его бюджет.После прихода к власти адмирала А.В. Колча-ка постановлением Совета Министров от 19 нояб-ря 1918 г. Отдел печати Временного Всероссий-ского правительства переходил в состав Управле-ния делами Совета министров. ВТА было пере-именовано в Российское телеграфное агентство(РТА). В объяснительной записке к штатному рас-писанию Отдела печати от 19 декабря 1918 г. го-ворилось: «В настоящий исторический момент, всложной политической ситуации, когда на целыевека вперед определяется судьба стран и народов,роль государственной информации становитсячрезвычайно важной, какою не была никогда досих пор. Многие державы уже осознали эту роль иотвели информации должное почетное место, -достаточно указать на такие примеры, как гранди-озный масштаб работы Американского правитель-ственного бюро печати, или назначение в новойГермании специального комиссара информации,включенного в состав министерского кабинета.Политическою необходимостью диктуется и дляРоссии иное отношение к этой отрасли государст-венного дела» [13. Л. 56]. Однако реорганизацияпроходила крайне медленно. Фактически Отделпечати начал формироваться лишь в конце нояб-ря - декабре 1918 г., и тольконых организаций по типу заграничных» [17.С. 165]. Кроме того, необходимо было существен-но расширить масштабы осведомительной работыкак на подконтрольных Омску территориях, так иза рубежом.30 мая 1919 г. правление АО РОПД постано-вило объединить все свои информационные учре-ждения под общим названием «Русское бюро пе-чати» (РБП) [18. Л. 2]. С 1 июня «Русскому обще-ству печатного дела» правительством были пере-даны правительственное телеграфное агентство,отдел заграничной информации (Бюро иностран-ной информации) и Пресс-бюро. История офици-ального телеграфного агентства антибольшевист-ских режимов Сибири вступает в завершающую(июнь 1919 - январь 1920 г.) стадию.Включенное в состав РБП телеграфное агент-ство стало действовать под названием «Русскоетелеграфное агентство». Это название было вы-брано после долгих совещаний. В его пользу быливысказаны такие аргументы, как отсутствие пре-тенциозности, удобство термина и легкость пере-вода на все языки. Директором РТА осталсяС.Б. Сверженский.Основные задачи РТА нашли отражение вспециальной декларации, выпущенной руково-дством Русского бюро печати. В ней говорилось отом, что по общему примеру наиболее развитыхстран свободная частная инициатива журналистовполучила возможность проявляться и в областителеграфной информации, как она проявляется всвободной прессе.Однако «газетный мир встретил вновь органи-зуемое агентство несколько холодно, предвидявозможность продолжения прежней системы дея-тельности и при новой форме» [16. Л. 2]. Оппози-ционная печать считала, что «участь разных пра-вительственных телеграфных агентств вообще до-вольно плачевна; они по долгу службы обязаныобрабатывать общественное мнение в желатель-ном направлении и возражать против этого труд-но. В такое положение попало покойное РТА. Чтонам даст "новое частное агентство" … в смыслесвоевременности, всесторонности и беспристраст-ности осведомления, мы пока не знаем. … На со-мнения наводит то обстоятельство, что во главе"частного и беспартийного агентства" стали оченьпартийные кадетские деятели, а, получив и полу-чая субсидию от правительства, "частное" агент-ство едва ли сможет остаться на высоте беспри-страстия» [16. Л. 3, 3об].В этих условиях Русское телеграфное агентст-во 24 июня 1919 г. обратилось к редакциям газет сзапросом о том, что бы они сами хотели получатьот агентства и в каком направлении необходимореформировать работу [16. Л. 3об]. Полученныеответы были довольно разнообразны. Так, «Ка-менская мысль» указала на неудовлетворительнуютехнику передачи телеграмм, при которой большепропусков и вопросительных знаков, чем слов.Относительно содержания было высказано поже-лание предоставлять меньше тенденциозных ком-ментариев, а больше фактов. Рекомендовалосьбольше места уделять ежедневным оперативнымсводкам штаба Верховного главнокомандующего.Красноярская «Свободная Сибирь» предлагалаувеличить количество информационного материа-ла в сторону неофициальных сообщений (эпизодыбоев, красочные картинки жизни фронта и населе-ния прифронтовой полосы и т.д.). «Отечественныеведомости» указали на запоздалые телеграммы ислабую информацию о деятельности министерствпо подготовке законопроектов [19. Л. 1-12]. Всегоже в РТА поступило 8 ответов, то есть 15 % обще-го числа подписчиков агентства, что свидетельст-вовало о слабой заинтересованности газет в улуч-шении работы телеграфного агентства. Несмотряна это, РТА принимает ряд мер, направленных наулучшение его работы [16. Л. 12, 12об]. В бюлле-тенях агентства стали освещаться лишь наиболеезначимые события белой столицы. Увеличилсяобъем информации о деятельности правительствав целом, и отдельных министерств в частности. Потребованию газет РТА вынуждено было сократитьобзоры печати. Однако агентство намеревалосьвернуться к этому виду информации в будущем,поскольку считало обзоры крайне необходимымив период воссоздания государства, так как откликипечати на те или иные действия власти являлисьвыражением мнения общественных групп. РТАстало рассылать отклики печати лишь на наиболееважные события. Чтобы газеты могли выбратьнаиболее интересный для них материал, а такжеиметь возможность его оплатить, Русское теле-графное агентство с 1 сентября 1919 г. разделилобюллетени на шесть бланков в зависимости отобъема и содержания. Кроме того, существовалеще один особый бланк «Для сведения правитель-ства». В нем содержались материалы, не подле-жащие разглашению. Они направлялись толькочленам правительства и высшего военного коман-дования.Несмотря на незаинтересованность газет в по-лучении больших обзоров, сама работа по сборуинформации была усилена. Для этого использова-лись почтовые материалы от сотрудников на мес-тах, сведения Владивостокского отделения, фран-цузского радио. Огромное значение имели дан-ные, получаемые от Бюро иностранной информа-ции. Через Омскую радиостанцию и через особыхкорреспондентов на других радиостанциях РТАполучало достаточно полную информацию о по-ложении дел в Советской России. В то же времяему не удалось расширить материал о событиях нафронте, причиной чего стала позиция военногокомандования, не допускавшего никакой другойинформации, кроме официальных сводок, состав-ляемых и рассылаемых исключительно Освед-верхом.РТА действовало не только в интересах Сиби-ри и Дальнего Востока. По поручению главно-управляющего делами Российского правительстваагентство с 23 июня 1919 г. начало составлятьспециальные бюллетени для Архангельского пра-вительства и отправлять их через французскуюрадиостанцию. Эта работа была поручена специ-альному редактору, ответственному за отбор ин-формации и ее регулярную доставку.В течение лета 1919 г РТА удалось улучшитьпостановку информации. За июнь было отправле-но 290 агентских телеграмм, за июль - 236, за ав-густ - 314. Количество подписчиков бюллетенейагентства составило на июнь - 74, июль - 65, ав-густ - 50 [16. Л. 14, 19].Для повышения качества информационногоматериала из Омска с июня 1919 г. в РТА началформироваться особый репортерский отдел, кото-рый приступил к регулярной работе с августа.Шесть репортеров (среди них Ф.М. Быстров,М.Д. Зыков и др.) самостоятельно собирали ин-формацию в правительственных учреждениях, ор-ганах самоуправления, в общественных организа-циях и т.д. Это позволило РТА отказаться от пере-печаток материалов из местных газет, и даже, на-против, газеты охотно стали использовать данные,передаваемые РТА. Улучшение качества инфор-мации объяснялось установлением тесных контак-тов с Управлением делами Российского прави-тельства, а также с видными политическими и об-щественными деятелями [16. Л. 12, 12об]. Дляобъединения деятельности местных агентов былаорганизована особая инспекция. Инспектором былназначен бывший сотрудник Петроградскогодруга антибольшевистских политических режимоввыступало в роли технического аппарата прави-тельственного отдела печати, осуществляя пере-дачу и распространение значимой для государст-венной власти и общества информации. Его дея-тельность непрерывно совершенствовалась. Пра-вительственные информационные службы, Рус-ское бюро печати стремились играть ключевуюроль в формировании новостной политики, в ор-ганизации «здоровой, правильно поставленнойинформации населения». В идеале они видели се-бя монопольным источником сведений официаль-ного характера для периодической печати. Однаков силу целого ряда факторов, таких как наличие упрессы альтернативных источников информации,слабость технической базы, кадрового состава,добиться этого не удалось. Тем не менее теле-графное агентство антибольшевистских прави-тельств Сибири являлось важным инструментомгосударственного влияния как на периодическуюпечать, так и опосредованно на формированиеобщественного мнения.

Ключевые слова

Гражданская война, белое движение, Сибирь, Временное Сибирское правительство, Российское правительство адмирала А.В. Колчака, Сибирское телеграфное агентство, Русское телеграфное агентство, The Civil War, white movement, Siberia, the Siberian telegraph agency

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шевелев Дмитрий НиколаевичТомский государственный университеткандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры современной отечественной историиshev-dn@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Рынков В.М. Антибольшевистские политические режимы и общество: взаимодействие на информационном пространстве восточных регионов России // Контрреволюция на востоке России в период Гражданской войны (1918-1919 гг.). Новосибирск, 2009. С. 105-125.
Молчанов Л.А. Газетная пресса России в годы революции и Гражданской войны (октябрь 1917-1920 гг.). М., 2002.
Луков Е.В., Шевелев Д.Н. Осведомительный аппарат белой Сибири: структура, функции, деятельность (июнь 1918- январь 1920 г.). Томск, 2007.
Временное Сибирское правительство (26 мая - 3 ноября 1918 г.). Сборник документов и материалов. Новосибирск, 2007.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. р-4886. Оп. 1. Д. 2.
Правительственный вестник (Омск). 1918.
ГАРФ. Ф. р-193. Оп. 1. Д. 5.
ГАРФ. Ф. р-952. Оп. 2. Д. 252.
Гинс Г.К. Сибирь, союзники и Колчак. Поворотный момент русской истории. 1918-1920. М., 2008.
ГАРФ. Ф. р-4886. Оп. 1. Д. 11.
Вестник Временного Всероссийского правительства (Омск). 1918.
ГАРФ. Ф. р-952. Оп. 3. Д. 209.
ГАРФ. Ф. р-952. Оп. 3. Д. 210.
ГАРФ. Ф. р-4910. Оп. 1. Д. 14.
ГАРФ. Ф. р-4910. Оп. 1. Д. 11.
ГАРФ. Ф. р-952. Оп. 1. Д. 7.
Процесс над колчаковскими министрами. Май 1920. М., 2003.
ГАРФ. Ф. р-952. Оп. 3. Д. 6.
ГАРФ. Ф. р-952. Оп. 1. Д. 37.
Посадсков А.Л. К истории эвакуации Русского общества печатного дела (октябрь 1919 - январь 1920 гг.) // История белой Сибири: Тезисы третьей научной конференции, Кемерово, 2-3 февраля 1999 г. Кемерово, 1999. С. 135-139.
 Сибирское - Российское - Русское телеграфное агентство и его роль в информационном обеспеченииантибольшевистских правительств Сибири в годы Гражданской войны | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Сибирское - Российское - Русское телеграфное агентство и его роль в информационном обеспеченииантибольшевистских правительств Сибири в годы Гражданской войны | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия