Родильные обряды мордвы Сибири | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Родильные обряды мордвы Сибири

Рассмотриваются традиционные родильные обряды мордвы Сибири. Традиционная родильная обрядность мордвы включала несколько этапов: предродильная обрядность, направленная на зачатие ребенка и обережение роженицы и плода; обрядность, сопровождающая появление ребенка на свет; послеродильная обрядность, направленная на защиту ребенка от «злых сил», в виде определенных действий, запретов и предписаний исполнялась примерно в течение года после рождения ребенка.

Maternity Rites of the Mordvins of Siberia.pdf Родильные обряды мордовского населенияСибири не были объектом специального изучения.Основными источниками для изучения этого во-проса явились полевые материалы, собранные вэкспедиционных поездках в 2003-2009 гг. (Кеме-ровская, Иркутская, Омская, Томская, Новосибир-ская, Тюменская области, Забайкальский край,Республика Хакасия). Традиционная родильнаяобрядность мордвы включала несколько этапов:предродильная обрядность; обрядность, сопрово-ждающая появление ребенка на свет; послеро-дильная обрядность. К появлению детей мордва,как и другие народы, готовились заранее. Так, ещев свадебной обрядности использовались различ-ные магические обряды и приемы, целью которыхбыло обеспечение многодетности семьи: сажаниемолодым на колени детей, обсыпание зерном ихмелем, кормление жениха и невесты яичницей ит.п. При обсыпании хмелем, например, пригова-ривали: «Сколько в поле хмелинок, столько в домедетинок!» или «Пусть будет у молодой столько жедетей, сколько на хмелю бывает шишек». Обра-щаясь во время юрт-озкса (домового моления) квсевышнему богу Шкаю, мордва просила его датьстолько детей, сколько крупинок в горшке каши,сваренной к данному празднеству.Забота о будущем благополучии ребенка на-чиналась задолго до его появления на свет, чтовыражалось в ряде ограничений, запретов, отно-сящихся к будущим родителям. В качестве обере-га будущей матери следовало закалывать булавкувнутри одежды, поскольку острому железномупредмету приписывались защитные функции.Подготовка к рождению ребенка проходила в от-носительной тайне. Считалось, что если о бере-менности узнают посторонние, то это может по-вредить будущему малышу. В связи с этим дажеблизкие родственники долгое время находились вневедении о том, что в семье ожидается появлениенового члена семьи. Например, мордва с. Кали-новки Сорокинского р-на Тюменской области на-ступившую беременность старались скрыть от«дурного глаза», поэтому женщиначтобы младенец был румяным. Считалось такжебольшим грехом обидеть беременную, так как, попредставлениям мордвы, в период беременностиребенка (плод) охраняла покровительница домаКуд-ава.Большое значение у мордвы придавалось оп-ределению пола ребенка. От того, родится маль-чик или девочка, зависело материальное благопо-лучие крестьянской семьи: с рождением мальчикаожидали помощника, нового хозяина, рождениедевочки вело нередко к снижению благосостоя-ния - ей нужно было готовить приданое. Особен-но стало заметно с той поры, когда земельные паив сельских общинах начали распределять по муж-ским душам. Существовала целая система призна-ков, по которым пытались определить пол буду-щего ребенка. Так, жительница с. Кайбалы Алтай-ского р-на Республики Хакасия П.М. Кирдяшкинасообщила, что если родится мальчик, то на лицебудущей матери должны появиться пигментныепятна, ее обязательно «тянет» на острое, животимеет заостренную форму, она худеет. Мальчикаможно ждать, когда у последнего ребенка в семьеволосы не заканчиваются на шее косичкой; когдаотец ожидаемого ребенка на дороге найдет кнут;когда ребенок, посаженный за стол, выберет изразложенных перед ним вещей какую-нибудьпринадлежность мужчины, а не женщины, напри-мер трубку, а не платок. Если женщина «переха-живала» срок в девять месяцев, также считалось,что должен родиться мальчик. Так определяли полребенка в с. Листвянка Куйтунского р-на Иркут-ской области. Если беременная, показывая руки,поворачивает их ладонями вверх - родится девоч-ка, если вниз - мальчик. Во время эрзянскойсвадьбы на второй день специально подбрасываликусок хлеба. Если он падал коркой кверху - ро-дится мальчик, мякишем - девочка.Местом родов у мордвы, в прошлом, были до-ма, сараи или бани. В соответствии с поверьями о«нечистоте» беременной и роженицы, чтобы онане «осквернила» жилого дома, она даже зимойуходила рожать подальше от жилья. Либо при на-ступлении родов все люди, находящиеся в доме,уходили в другую избу или иное место, не расска-зывая о происходящем посторонним (считалось,роды бывают тем труднее, чем больше лиц о нихзнает). Большую помощь при рождении ребенкаоказывала повитуха: идень бабай (м.), бабушкабабай (э). которая принимала роды за небольшуюплату деньгами, тканью, шерстью и т.п., иногдабесплатно. Повитухой могла быть только пожилаяженщина, обычно вдова, для которой умереннаяплата за оказание помощи была часто единствен-ным источником средств существования. Следуетотметить, что повитуха пользовалась большимуважением, и дети, которых она принимала вовремя родов, относились к ней как к родной ба-бушке. Избегали приглашать для повивания без-детных женщин или таких, у которых свои илипринятые ею дети умирали. Повитуха не должнабыла, например, обмывать покойников, так как этоповлечет гибель детей, принятых ею. Основныефункции повитухи заключались в следующем: онаобрезала пуповину, производила действия с по-следом, купала ребенка и мыла роженицу. Онатакже следила за тем, чтобы никто не «испортил»ребенка или роженицу, так как до крещения ребе-нок, а с ним и его мать считались не защищенны-ми от всякой порчи. Поэтому повитуха находиласьпостоянно с роженицей и новорожденным, не от-ходила от них, когда к ним приходили посторон-ние лица. Кроме того, повитуха оказывала и прак-тическую помощь роженице. К роженице она час-то шла не с пустыми руками: несла хлеб, яйца, пе-ленку. В тех случаях, когда в семье была толькоодна женщина, бабушка повитуха играла и рольхозяйки, то есть исполняла все необходимые подому работы до тех пор, пока роженица будет всостоянии работать сама. В с. Краснополье Алтай-ского р-на Республики Хакасия, по словамП.М. Пайгушевой и Е.П. Грызиной роды прини-мали Ульяна Накейкина, Дарья Бардина, ЕвдокияТимошкина. Они же были и знахарками. В г. Стре-жевом Томской области, по словам А.А. Ивано-вой, хорошей повитухой считалась Мария Степа-новна Иванова. В с. Калиновка Сорокинского р-наТюменской области повитухами были МарияФролова, Агафья Никитина (Степарясь), МарфаАнтоновна Аверьясова (Антон-баба). Она жевправляла вывихи.Ряд магических действий совершался в случаетяжелых родов: мужа заставляли перешагиватьчерез роженицу, развязывать узел и т.п. Такжероженице расплетали косы. В особо сложных слу-чаях заказывали молебен. В с. Аршанов Алтайско-го р-на Республики Хакасия, как только рождалсяребенок, сразу зажигали свечу и говорили: «Пустьрастет и почитает старших» [3]. Жительницас. Гуран Тулунского р-на Иркутской областиР.Т. Тришина вспоминает: «Как только в доме ро-ждался ребенок, бабка-повитуха мазала ему те-мечко золой из печки, как бы его «роднила» с до-мом и с домовым, так как он якобы не любит но-ворожденных». В с. Сарагаш Боградского р-наРеспублики Хакасия женщине-роженице клали впостель какой-либо металлический предмет - ножили топор [4]. Считалось, что это должно облег-чить страдания роженицы и помочь благополучнородить. Если рождение ребенка происходило вбане, и женщина мучилась при этом, то «знаю-щая» повитуха ставила родильницу лицом на вос-ток, если она могла стоять, либо сажала ее на бан-ный порог и три раза брызгала ей в лицо набран-ной в рот наговоренной водой, приговаривая: «Каквода на лице не держится, так на рабе Божией(имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!». Вы-лив из кувшина оставшуюся воду родильнице наголову, бабка собирала воду при ее падении с го-ловы в правую горсть и брызгала воду на каменку.Благоприятным временем для рождения считалосьутро, особенно на восходе солнца, или первая по-ловина дня. После родов женщину обмывали, ста-рались накормить калорийной пищей, дать отле-жаться. Однако часто бывало так, что уже на тре-тий-четвертый день роженица была вынужденаподниматься и выполнять все работы по дому, хо-зяйству, в поле.У мордовских переселенцев имелись пред-ставления о существовании парциальной души впоследе. Повсеместно плаценту или послед (ме-сто) закапывали в доме в одном из двух переднихуглов или под печкой, предварительно завернув вчистую ткань [5], иногда в ином малодоступном,укромном месте: в сенях, во дворе, на усадьбе -там, где обычно не ходили люди. Причем для того,чтобы никто не мог навредить новорожденному,место, где был закопан послед, старались сохра-нить в тайне. К примеру, в с. Краснополье Алтай-ского р-на Республики Хакасия, с. Калиновка иПокровка Сорокинского р-на Тюменской областипослед прятали в подполе. Когда отпадала пупо-вина, то ее хранили в сундуке или у икон. Вд. Шартонка Новокузнецкого р-на Кемеровскойобласти обрезанную пуповину хранили в сундуке,а когда ребенок подрастал, пуповину доставали.Девочка должна была ее развязать, тогда она бу-дет умной и хорошей рукодельницей, мальчикуговорили: «Положи пупок на топор да молоткомразбей». Тогда из мальчика выйдет хороший и ра-ботящий мужчина [6].В том случае, если роды проходили не в бане,ее обязательно топили в тот же день: пребываниев ней имело как лечебно-гигиеническое, так и ма-гическое значение. По традиции баню топили не-сколько дней подряд. Например, в д. ШартонкаНовокузнецкого р-на Кемеровской области банютопили целую неделю; в пос. Кузедеево - три дня,и все эти дни роженица с ребенком ходили в баню,чтобы окрепнуть и приобрести силы. Если жен-щина рожала не первый раз, то нередко она обхо-дилась без всякой посторонней помощи, потомсама же приносила новорожденного в дом и толь-ко после этого, боясь «сглаза», звала повитуху,чтобы та совершила определенные действия маги-ческого характера.Новорожденных детей укладывали в деревян-ную колыбель (нюрям), подвешенную на ремнях ккрюку, вбитому в потолочную перекладину. Ко-лыбель иногда делали новую или использовали ту,которая оставалась от уже подросших детей. Оп-ределенные обряды совершались и при укладыва-нии ребенка в зыбку. Так, укладывая ребенка, матьребенка три раза крестила его ножом и столько жераз обводила им зыбку, после чего нож пряталапод подушку новорожденного. Общеизвестно, чтожелезу многие народы, в том числе и мордва, при-писывали апотропные свойства, для чего в колы-бель подкладывали под подушку нож или ножни-цы, в одежду ребенка закалывалась булавка. Когдапервый раз ребенка укладывали в колыбель, токого-то просили, чтобы тот задел спиной колы-бель (чтобы ребенок не был плаксивым). Тому,кто толкал люльку, давали сладкое угощение.Обычно этот обряд совершал ребенок (с. Кали-новка Сорокинского р-на Тюменской области). Пословам А.А. Ивановой из г. Стрежевого Томскойобласти, лубяные колыбели для детей делал ееотец - Антон Кузьмич Иванов. По словам Третья-ковых из пос. Сосновский Куйтунского р-на Ир-кутской области, деревянную зыбку они привезлис собой из Мордовии. До настоящего времени онане сохранилась.Сразу после благополучного рожденияребенка совершался обряд молениясия, по словам П.М. Пайгушевой и Е.П. Грызиной,приходили навещать роженицу и ребенка(варжама, варжамо) через 2-3 дня. С собойприносили разные сладости (конфеты, пряники),обязательно горшок каши и вино. В с. Калиновкаэтот обряд назывался ямонь кандома («принестикашу»). Все приглашенные приносили с собой погоршку пшенной каши и разные подарки исладости. Этот горшок оставляли для ребенка. Вс. Покровка такой обряд посещения называливаржама [8]. После родов до 40 дней (6 недель)женщина считалась «нечистой». По истеченииуказанного срока она приходила в церковь, еслиона была, где читалась специальная«очистительная» молитва, затем ее исповедовалии причащали. Младенца старались кормитьгрудным молоком, для искусственного вскарм-ливания использовали соску, разжеванный хлеб втряпице (порькс, кши потя), который начиналидавать ребенку вскоре после рождения. С 5-6-йнедели его прикармливали разбавленнымкоровьим молоком, потом жидкими кашицами.Кормление грудью продолжалось до «шестипостов», т. е. примерно до 1,5 лет, после этогоребенку давали молоко.Новорожденных долгое время не показываличужим, верили в «сглаз». Согласно полевым све-дениям, собранным в г. Стрежевом Томской об-ласти, сразу после рождения на шею ребенка ве-шали крест [9]. В пос. Сосновский Куйтунского р-на Иркутской области рассказывали, что если по-сторонний посмотрел на ребенка, то нужно неза-метно плюнуть через левое плечо. В с. Краснопо-лье Алтайского р-на Республики Хакасия расска-зывали, если ребенок капризничал, читали молит-ву: «Во имя отца и сына, и святаго духа, и ныне, иприсно, и во веки веков. Аминь». В с. Краснопо-лье Алтайского р-на, если сглазили ребенка, томыли ему лицо святой водой и лицо вытирали из-наночной стороной халата [10]. В с. Аршанов Ал-тайского р-на Республики Хакасия при «сглазе»ребенка умывали над входом в подпол, для этоговодой, которой его умывали, предварительно об-мывали ручки двери. От сглаза также ребенку сы-пали на темечко соль [3]. В этом же населенномпункте от сглаза читали следующую молитву:«Встану утром умывши, благословивши,Пойду из поля в поле, на синее море.В этом море стоит баня,В этой бане моется раба божья (имя),Парится золотым веником, моется святой алой водой,Умоет все болезни и скорби, от алой крови,От черной печени, от 99 суставов,Пришла болезнь видима и невидима.Эту молитву читают на воду, затем моют ре-бенку грудь и выливают около двери на пятачок.В случае если ребенку в глаз попадает соринка, вс. Аршанов Алтайского р-на Республики Хакасияговорят такие слова:Люкшась равжа, Гречка черна,Модась сяда равжа, Земля еще чернее,Люкшась лиси колмоце суткаста, Гречка выйдет через три дня,Раба божьяй (имя) У рабы божьей (имя)Лись сорнось колма минутаста. Выйдет соринка через 3 минуты.Прочитать следует три раза, подуть и плюнуть3 раза в сторону через плечо [11].В с. Калиновка Сорокинского р-на Тюменскойобласти от сглаза на шею ребенка вешали вмешочке кусочек ладана и обращались запомощью к местным знахарям: Агафье Чевтай-киной (Агу баба), Анне Семеновне Петряковой(Ваньжарясь), Мирошкиной (Степарясь), а также кАлександре Москвиной (баба Шура). К нейприезжали со всей округи. В с. ПокровкаСорокинского р-на Тюменской области была своязнахарка. От сглаза она читала такую молитву:«Етаст потаст, урманза тарманза, скорбанза,болезнянза, жиливай потяготанза». После этихслов она брызгала на ребенка освященной водой,давала ему попить ее [12]. От сглаза вс. Мишутино Зырянского р-на Томской области,по словам Г.А. Володиной, обращались кзнахарям - бабушке Фекле и Ульяне; в р.ц.Кыштовка Кыштовского р-на Новосибирскойобласти - к бабушке Степанихе [13].Одним из самых торжественных обрядов дет-ского цикла у мордвы было крещение («кстинда-мо» - м., «лемдема» - э.). К нему готовились всеродственники новорожденного. Опасаясь воздей-ствия нечистой силы (вера в сглаз и т.п.), мордвастремилась окреститьбой стать крестным (или крестной). В кумовья вы-бирали как ближайших родственников, так и чу-жих - друзей, знакомых. Приглашение в крестныесчиталось честью, и отказ от кумовства оценивал-ся как грех. Если дети в семье часто умирали, то вкумовья было принято брать первых встречных:кто бы им ни оказался - богатый или нищий, ста-рик или ребенок. Браки между кумовьями запре-щались. Крестный и крестная считались духовны-ми родителями, а их дети - духовными братьями исестрами крестнику, поэтому не поощрялись бра-ки между ними. В настоящее время «крестные»выбираются как из близких родственников, так ииз друзей, коллег, знакомых и соседей (в том чис-ле - и представителей других национальностей).Из-за отсутствия церкви в с. КалиновкаСорокинского р-на Тюменской области креще-нием детей занималась Татьяна Андреевна Петря-кова, а в с. Покровка - бабушка Алена (Степабаба), а потом уже крестили в г. Ишиме. В р.ц. Зы-рянское Зырянского р-на Томской областикрещением детей занималась бабушка Ульяна[14]. Для совершения обряда крещения (ксьтинге)в таз наливали теплую воду, затем наливали«святую воду», церковное масло и окуналиребенка. Для того чтобы взять ребенка на руки,крестная или крестный готовила специальноеполотенце (кундама котф). Затем крестная сребенком на руках 3 раза ходила по кругу за тем,кто совершал обряд крещения. Во время этого оначитала молитвы. Если крестили девочку, то ее наруки брала крестная, а если мальчик - токрестный. После крещения, чтобы узнать, будетребенок жить или нет, отрезали у него маленькийклочок волос, закручивали в воск и бросали вводу. Если будет плавать, то ребенок будет жить.В с. Покровка в знак благодарности за обрядкрещения дарили платок, а в с. Калиновка - тканьна платье. Кроме того, родители ребенка такжеделали подарки: крестному дарили рубашку, акрестной - отрез на платье.В прошлом имя ребенку давала повитуха. Еслидетей крестили в церкви, то имя ему давалсвященник по святцам. Мальчиков во времяобряда крещения заносили в алтарь, девочек жекрестили у алтаря. Имя ребенку давали либо вчесть кого-то из родственников, либоприурочивали к какому-нибудь празднику.После совершения всех этих обрядов хозяиндома приглашал всех к столу. Подавались различ-ные кушанья. В прошлом, как отмечают информа-торы, сначала угощали квашеной капустой, хо-лодцом, вареными яйцами, по мере возможности имясом. Затем следовали горячие блюда: в постныйдень - щи, приправленные растительным маслом;картофельный суп с грибами и лапша; в скором-ный же - щи с мясом, суп из субпродуктов, лапшас мясом или молочная. Какими бы разнообразны-ми ни были блюда на крестильном обеде, обяза-тельно подавали пшенную кашу. Перед тем какпоставить кашу на стол, горшок с кашей поднима-ли наверх и говорили: «Дай Бог, чтобы ребенокбыл здоровым». Отцу новорожденного подавали вложке пересоленную кашу, приговаривая: «Ешь,отец-родитель, ешь, да будь пожеланней к своемусынку (или своей дочке)!» «Как тебе солоно, так ижене твоей было солоно рожать!»... За кашей про-исходил обмен подарками; деньги и подарки кла-ли на горшок с кашей или на особые тарелки. Вкачестве подарка на крестины приглашенные при-носили, как правило, кусок материала: черногоцвета для мальчика и разноцветный - для девочки.Кроме того, обязательно приносили с собой пирог,который назывался «зубка пряка». В качестве на-чинки для пирога использовали рис или пшено,изюм, яйца, масло, соль, сахар. Этот пирог долженбыть четырехугольной формы с зубиками по кра-ям. В настоящее время несут торты.Следует отметить, что функции крестных ро-дителей на этом не ограничивались. Повсеместнона первую масленицу кум и кума несли новорож-денному ложку и чашку. Это обряд назывался ва-канонь кандомо (э.). Роль крестной особенно воз-растала при заключении брака и во время свадьбыкрестника. Большую роль на свадьбе играл такжеи крестный отец. В свадебных обрядах крестныйжениха именовался дружком, или дядькой, кото-рым он часто и являлся. В качестве свата он игралиногда большую, чем родной отец, роль при вы-боре невесты.Так заканчивалось празднование по поводурождения и крещения младенца. Заметим, что кре-стины отмечались с некоторой торжественностьюлишь в том случае, если в крестьянском доме по-являлся первый новорожденный, особенно маль-чик, и если эта семья жила в достатке. В большихи бедных семьях это событие проходило незамет-но. Важными моментами в жизни ребенка счита-лись появление первого зуба, первые шаги, перваястрижка волос. Все они отмечались определенны-ми обрядами.У мордовских переселенцев сохранились обы-чаи, связанные с появлением первого зуба и выпа-дением молочных зубов. Так, первый заметивший,постукивая по зубу ложкой, демонстрировал егопоявление. За эту новость ему полагался подарок.Повсеместно при замене молочных зубов посто-янными выпавший зуб бросали под печь, со сло-вами: «Мышка, мышка, на тебе зуб простой, дай(назвать имя) золотой» - «Шеерти целянь, а (имя)сиянь». В с. Краснополье Алтайского р-на Респуб-лики Хакасия, по словам П.М. Пайгушевой иЕ.П. Грызиной, тому, кто заметит первый зуб, да-вали ложку; если первый зуб выпадал, то завора-чивали его в мякиш хлеба и бросали собаке, приэтом говорили, чтобы у (назвать имя ребенка) бы-ли зубы такие же здоровые, как у собаки: «Пинетицилень, а … сиянь». В с. Аршанов Алтайского р-на и Солнечное Алтайского р-на Республики Ха-касия давали также подарок заметившему первыйзуб [15].Когда ребенок делал первые шаги, ему «резалипуты», т.е. как бы имитировали разрезание пут наногах. Считали, что так ребенок быстрее научитсяходить. В пос. Сосновский Куйтунского р-на Ир-кутской области для этих целей в руки давали ве-ревочку. В с. Краснополье Алтайского р-на Рес-публики Хакасия, по словам переселенцевП.М. Пайгушевой и Е.П. Грызиной, когда ребенокделал первый шаг, ребенка ставили на порог и ре-зали путы ножом или ножницами. В основном ре-зали бабушки. В с. Аршанов Алтайского р-на Рес-публики Хакасия путы резали ножом и говорилитри раза: «Путы режу, и дай Бог, чтобы был шуст-рым». В с. Солнечное Алтайского р-на Республи-ки Хакасия также путы разрезали ножницами.Одним их обрядов детского цикла быластрижка волос. Первый раз ребенка стригли, когдаему исполнялся один год. На пострижение волосприглашали родственников, крестную мать и кре-стного отца, соседей. Перед началом угощениягостей ребенка обычно усаживали на стул. Пер-вым крестный, затем крестная, а также присутст-вующие подходили к ребенку и ножницами со-стригали с головы по клочку волос. Причем кре-стный состригал волосы крестообразно: на лбу,затем на затылке, с правого, а, затем, с левого бо-ка. Волосы не бросали на пол, а складывали натарелку, на вторую тарелку клали подарки ребен-ку: деньги, рубашки, отрезы тканей, игрушки ит.п. Последним к ребенкуСПИСОК ИНФОРМАТОРОВ1. Мирошкина Вера Васильевна, 1948 г.р.,с. Калиновка Сорокинского р-на Тюменской обл.,записи 2009 г.2. Василенко Евдокия Николаевна, 1951 г.р.,с. Красноозерное Усть-Абаканского р-на Респуб-лики Хакасия, записи 2008 г.3. Кияева Клавдия Степановна, 1934 г.р.,с. Аршанов Алтайского р-на Республики Хакасия,записи 2008 г.4. Наземкина Софья Кузьминична, 1933 г.р., с.Сарагаш Боградского р-на Республики Хакасия,записи 2008 г.5. Мошкина (Элементова) Анна Николаевна,1928 г.р., с. Верх-Тарка Кыштовского р-на Ново-сибирской обл., записи 2009 г.6. Досаева Елена Ильинична, 1918 г.р.,д. Шартонка Новокузнецкого р-на Кемеровскойобл., записи 2003 г.7. Шутова (Левина) Мария Григорьевна,1936 г.р., с. Калиновка Сорокинского р-наТюменской обл., записи 2009 г.8. Зайцева Марина Федоровна, 1926 г.р.,с. Калиновка Сорокинского р-на Тюменской обл.,записи 2009 г.9. Щукина Анна Герасимовна, 1932 г.р.,г. Стрежевой Томской обл., записи 2009 г.10 Грызина (Михеева) Елена Ивановна,1934 г. р., с. Краснополье Алтайского р-наРеспублики Хакасия, записи 2008 г.11. Марченко (Кияева) Анна Ивановна,1933 г.р., с. Аршанов Алтайского р-на РеспубликиХакасия, записи 2008 г.12. Одышева Анна Алексеевна, 1931 г.р.,с. Покровка Сорокинского р-на Тюменской обл.,записи 2009 г.13. Цыценко (Антошкина) Тамара Алексеевна,1947 г.р., р.ц. Кыштовка Кыштовского р-на Ново-сибирской обл., записи 2009 г.14. Меркулова Екатерина Алексеевна,1954 г.р., р.ц. Зырянское Зырянского р-на Томскойобл., записи 2009 г.15. Николаева Галина Егоровна, 1954 г.р.,с. Солнечное Алтайского р-на РеспубликиХакасия, записи 2008 г.

Ключевые слова

Сибирь, мордва, духовная культура, родильные обряды, крестильные обряды, Siberia, the Mordvins, spiritual culture, maternity rites, baptising rites

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Щанкина Любовь НиколаевнаИнститут этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук (г. Москва)кандидат исторических наук, докторантschanckina@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

 Родильные обряды мордвы Сибири | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Родильные обряды мордвы Сибири | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 2 (14).

Полнотекстовая версия