Проблемы формирования гражданского общества в либеральном дискурсе России начала XX в. (из интеллектуального наследия профессоров Томского университета) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Проблемы формирования гражданского общества в либеральном дискурсе России начала XX в. (из интеллектуального наследия профессоров Томского университета)

Представлен анализ позиций либерально настроенных профессоров Томского университета по проблемам становления гражданского общества в России начала XX в. Реконструирована разработанная ими теоретическая модель социально-политического переустройства Отечества, предусматривавшая синтез личной свободы и общего блага. Дана характеристика либеральной стратегии формирования предпосылок гражданского общества. Либеральный идеал гражданского общества рассматривается в общем контексте мировоззренческих ориентиров данного направления общественно-политической мысли.

Problems of formation of a civil society in the liberal discourse of Russia at the beginning of the XX th century(from the intellectual heritage of TSU professors).pdf Требование гражданских свобод, являющихсяодним из важнейших оснований гражданскогообщества и его атрибутом, было едва ли не самымраспространенным в общественно-политическойжизни России начала XX в. Оно содержалось впрограммных документах многих партий (от со-циал-демократов и эсеров на левом фланге до«Союза 17 октября» - на правом), звучало в резо-люциях и постановлениях собраний и митингов,присутствовало в риторике публичных выступле-ний политических деятелей как либеральной, так иреволюционно-демократической ориентации. Од-нако это обстоятельство едва ли можно считатьдостаточным для выводов о широком распростра-нении идеалов гражданского общества и поддерж-ке их основными субъектами оппозиционногодвижения. Очевидно, что смысловое наполнениеодних и тех же идеологических формул, как и ихфункциональное предназначение, могут сущест-венно варьироваться в различных системах миро-воззренческих координат.Объективная оценка места и значения идейгражданского общества в системе ценностей тогоили иного направления общественно-полити-ческой мысли с необходимостью предполагаетвыявление их соотношения, взаимосвязи с други-ми концептами этого направления (в том числе спредполагаемой моделью политического устрой-ства, с представлениями о соотношении личност-ного и общественного начала, о системе гарантийиндивидуальной свободы, о формах проявленияобщественной самодеятельности и гражданскойответственности и пр.). Между тем в современнойотечественной историографии сохраняется став-ший своего рода традицией акцент на исследова-ние прикладной программатики и практическойдеятельности партий безотносительно к доктри-нальным основам тех течений общественно-политического движения, представителями кото-рых они являлись. Отсутствие целостного, сис-темного представления об объекте исследованияне позволяет в полной мере раскрыть отношениеразличных акторов политического пространстваРоссиикрепкую власть являлась одной из наиболее яркихособенностей российского либерализма. Отмечен-ные обстоятельства подтверждают необходимостьанализа и оценки позиций либералов по вопросамформирования гражданского общества в России вобщем контексте социально-политической док-трины отечественного либерализма. Обращение вэтой связи к интеллектуальному наследию про-фессоров Томского университета представляетнесомненный интерес, так как позволяет, помимопрочего, определить наличие общих логическихоснований в конструировании либеральной моде-ли общественного и политического устройства,выявить те специфические составляющие, кото-рые являлись типичными для либерального типамышления и вместе с тем образовывали своеоб-разную демаркационную линию, позволявшуюотграничивать либеральные концепции от нелибе-ральных. Решение подобной задачи, естественно,предполагает расширение источниковой базы ис-следования за счет включения в неё, наряду с на-учными и публицистическими трудами ведущихидеологов и теоретиков отечественного либера-лизма, трудов представителей региональной ин-теллектуальной элиты.Признание самоценности и приоритета чело-веческой личности, представление об индивиду-альной свободе как «исходной данности» при по-строении общежития и, соответственно, при кон-струировании социально-политической теорииявляется прочной связующей нитью, объединяю-щей разнообразные, иногда взаимоисключающиемировоззренческие позиции либералов в единую«семью». Данное теоретико-методологическоеоснование определяет инвариант либерализма, егонеизменную сущность на всех стадиях эволюции ипри всем многообразии конкретно-историческихипостасей [3. C. 14; 4. С. 121]. Тезис о свободеличности являлся центральным в творчествеА.Н. Радищева, проектах Н.С. Мордвинова иМ.М. Сперанского, трудах Т.Н. Грановского,А.И. Кошелева, К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина идр. В результате к началу ХХ в. идея самоценно-сти человеческой личности оказалась прочно ин-корпорирована в интеллектуальную традициюроссийской интеллигенции. Это наследие быловоспринято либералами нового поколения. Про-фессор Томского университета, специалист попроблемам философии права, член кадетской пар-тии И.В. Михайловский, излагая суть воззренийБ.Н. Чичерина, выражал полную солидарность сосновными его положениями: «Исходный пунктвсего учения о праве и государстве есть личность.Личность есть движущая сила истории культуры икраеугольный камень всего общественного зда-ния. Человек составляет цель, для которой суще-ствует общественный организм» [5. С. 26].Такая позиция отнюдь не исключала положи-тельного отношения либералов к историческисложившимся учреждениям и общественнымформам, в рамках которых отдельный человекподчиняется определенному порядку и дисципли-не [6. С. 5]. Независимо от того, как трактуетсяисторическое предназначение человеческой лич-ности различными представителями либеральноготечения, оно всегда рассматривается в контекстеобъективного общественного порядка, а потомулиберальный индивидуализм имеет относитель-ный характер и в этом отношении принципиальноотличается от анархизма, крайности которогоможно считать проявлением абсолютного индиви-дуализма. Как «заблуждение человеческого ума»квалифицировал анархизм И.В. Михайловский,утверждая, что «власть является необходимымэлементом всякого общежития, и ограничениесвободы безусловно необходимо для совместногосуществования людей» [5. С. 29-30].Необходимость общественной организацииобосновывалась либералами несовершенствомчеловеческой природы, большой степенью веро-ятности всплеска низменных инстинктов в усло-виях абсолютно ничем не ограничиваемой свобо-ды. Но основным аргументом служил тезис о воз-можности полноценной реализации способностейи творческого потенциала человека только в об-ществе. «Только на почве правильной обществен-ной организации, внешней и внутренней безопас-ности, обеспеченности прав личности и твердостиправопорядка возможна та спокойная жизнь,жизнь содержательная, которая дает импульсы и кнаучному, и к художественному творчеству, и кпрактической деятельности, одухотвореннойидеалами», - подчеркивал И.В. Михайловский [6.С. 5]. Признание правильно устроенного общежи-тия в качестве необходимого условия духовногоразвития и высшей его цели не противоречит ин-дивидуалистической первооснове либерализма,поскольку не отрицает приоритета человеческойличности и определяет ценность общественнойорганизации в зависимости от того, в какой мереона позволяет защищать права и интересы отдель-ных людей. И.В. Михайловский отмечал, что об-щежитие не должно развиваться в ущерб само-стоятельности отдельных лиц, поскольку наделен-ная сознанием и свободой личность стоит вышеобщества и составляет для него цель. Он писал:«Разрешить великую проблему примирения сво-боды и самоцельности личности с необходимо-стью подчинения этой личности требованиям, вы-текающим из существа общежития, может толькотакая организация общежития, где в основу по-строения будет положен принцип уважения к лич-ности и где гармонически сочетаются все необхо-димые для общежития элементы» [5. С. 37].Оптимальной и высшей формой общежития,охватывающей все другие общественные институ-ты, учреждения, союзы (но не растворяющей их всебе), либералам представлялось государство.Имея источником своего существования единениеживых и самостоятельных общественных и лич-ных сил, верховный союз не может не уважать этисилы, а потому заботится об их процветании. Ктому же государство обладает необходимой вла-стью для сдерживания антисоциальных наклонно-стей человека и поддержания авторитета закона[5. С. 37]. В качестве основного инструмента реа-лизации этой власти рассматривалось право. Сцелью воспитания энергичного, крепкого духом,инициативного и свободного человека право при-звано создать вокруг личности определенную сфе-ру, где эта личность является центром, где все икаждый обязаны уважать её волю и не могут пося-гать на её свободу [7. С. 217]. Исходя из этого,И.В. Михайловский считал правомерным выделе-ние Б.Н. Чичериным в области права сферы отно-шений, которая должна быть предоставлена ничемне стесняемой личной свободе и в которую госу-дарство может проникать только в порядке редкихисключений. Более того, признавая необходи-мость обеспечения личности возможности сво-бодного развития, создания некой ниши, в кото-рой личность может чувствовать себя полным хо-зяином, не опасаясь ничьих вторжений, он, как иЧичерин, строго разграничивал область права, до-пускавшую принуждение, и нравственности, гдепринуждению нет места и торжествует внешняя ивнутренняя свобода [5. С. 29, 30].Отводя праву роль регулятора взаимодействиямежду личностью и обществом, либералы возла-гали на него двойную функциональную нагрузку.С одной стороны, оно должно обеспечивать лич-ности свободу и возможность беспрепятственногоразвития, а с другой - гарантировать общежитие ипрочный порядок совместной жизни. Исходя изстремления к идеалу синтеза личной свободы иобщего блага, И.В. Михайловский вычленял дваряда общих принципов в области права: «Одинряд выводится из свободы и самоцельности лич-ности, а другой - из необходимости организацииобщежития». К первому ряду он относил равенст-во всех перед законом, охрану личности и ее прав,запрещение нарушать чужое право, необходи-мость соблюдать договоры, а также свободу рели-гиозных убеждений, свободу родного языка, не-прикосновенность женской чести, право на жизнь,на честь, на свободное пользование законно при-надлежащим имуществом, право не быть превра-щенным в вещь и т.п. Второй ряд принциповвключал в себя необходимость прочной организа-ции общежития, необходимость власти, стоящейна страже общего блага, необходимость известныхограничений личной свободы для поддержанияобщежития, право власти применять принуди-тельные меры для охраны общежития [7. С. 203,204, 219, 470]. Таким образом, задачей права про-возглашалась «не только охрана субъективныхправ, но и охрана общих условий развития куль-туры, охрана культурных благ, которые не могутбыть разделены без остатка между отдельнымиличностями, а имеют непреходящее значение» [8.С. 369].Примечательно, что функцию охраны свободыличности право, по мнению либералов, обретаеттолько на высших ступенях своего развития, всвязи с изменением реального соотношения глав-ных субъектов гражданского права: индивида исоюза. Профессор Томского университета по ка-федре гражданского права и гражданского судо-производства, один из организаторов и руководи-телей местного отдела «Союза 17 октября»И.А. Базанов излагал суть этого процесса сле-дующим образом. Если в древнем праве союз вформе семьи, общины и пр. господствует над лич-ностью, поглощает ее, то новейшее право характе-ризуется развитием индивидуализма, преобла-дающим значением личности, падением старых,естественных союзных форм и возникновениемновых, главным образом произвольных союзныхобразований (различных обществ, товариществ,компаний и т.д.). Специфика новых союзов прояв-ляется в свободном по преимуществу характересоединения индивидов, гарантирующем сохране-ние самостоятельного значения личности [9.С. 13-14]. Задача общего гражданского права за-ключается в строгой фиксации этого историческо-го изменения взаимодействия личности и союза.Более того, само появление личности в строгомсмысле этого слова, т.е. как «движущей силы ис-тории культуры и краеугольного камня всего об-щественного здания», И.В. Михайловский несклонен был воспринимать как некую изначаль-ную данность человеческого существования, счи-тая его результатом длительного историческогоразвития человечества через «суровую школу кол-лективизма» к постепенной дифференциации лич-ностного начала из групповой жизни и обретениючеловеком индивидуальности [8. С. 369]. Подоб-ные рассуждения являются показателем того, чтолиберальная идея индивидуальной свободы пред-полагала в качестве своей основы наличие социа-лизированной личности, способной к инициатив-ным, самостоятельным действиям, социальнойинтеграции на добровольных началах и осознав-шей ответственность за свой выбор как перед са-мой собой, так и перед обществом. Принцип гра-жданской ответственности воспринимался либе-ралами как императив индивидуальной жизнедея-тельности. Четко формулировал этот императивпрофессор Томского университета по кафедре ис-тории русского права, член губернского комитетапартии народной свободы И.А. Малиновский:«Каждый человек должен быть гражданином зем-ли своей, каждый человек должен поставить зако-ном жизни - служение земле своей» [10. С. 2].Сохраняя верность отечественной гуманисти-ческой традиции, российские либералы связывалиперспективы интеграции на новом этапе с высо-ким нравственным потенциалом гражданскогообщества. И.В. Михайловский полностью разде-лял мнение философа Вл. Соловьева, согласно ко-торому «действительно нравственное совершенст-вование людей происходит только тогда, когдадобрые чувства отдельного человека не ограничи-ваются субъективной сферой его личной жизни, апереходят за ее пределы, сливаются с жизнью со-бирательного человека, создавая нравственностьобщественную, объективно осуществляемую черезучреждения, законы и публичную деятельностьгрупп и лиц» [6. С. 4, 5].Поскольку же законодательные нормы в граж-данском обществе должны были являться объек-тивной формой воплощения его нравственныхнорм, предусматривающих наличие индивидуаль-ной свободы, либералы были единодушны в при-знании возможности сопротивления юридическимзаконам, которые вступают в противоречие с за-конами нравственности. Так, И.В. Михайловскийсчитал безусловно недопустимым повиновениезаконам, стесняющим религиозные убежденияго прогресса, а именно широкого личного почина,предприимчивости, самодеятельности. Напротив,стеснение свободы влечет за собой принижен-ность, придавленность, робость и препятствуетразвитию общественных сил [13. С. 27, 81]. По-этому личная свобода рассматривалась И.А. Ма-линовским в качестве необходимой предпосылкиправ гражданской свободы, являющихся венцомдолговременных усилий истории права культур-ных народов: неприкосновенности личности, соб-ственности, жилища, частной корреспонденции,свободы передвижений, труда и занятий, свободыобщения, совести, мысли и слова. «Полный про-стор для проявления всех свойств и особенностейсвободного человеческого духа в области юриди-ческих отношений ведет к признанию за людьмиличных прав, или прав гражданской свободы», -писал И.А. Малиновский. И с горечью отмечалконтраст этого идеала права с российской дейст-вительностью: «Где признается свобода личности,там считается дозволенным все, что прямо не за-прещено законом. В русском обществе встречаемсовершенно противоположный взгляд: все запре-щено, что прямо не разрешено... Свободы лично-сти нет в русском обществе. Русские люди на ка-ждом шагу встречают разнообразные стеснения,ограничения, запрещения; они привыкли к этомупорядку и боятся всего» [13. С. 81].Здравая оценка реальной ситуации в странеприводила к осознанию глубины пропасти, отде-лявшей российское общество от норм и ценностейобщества гражданского. Либералы чутко фикси-ровали симптомы отставания России от ЗападнойЕвропы в этом отношении: отсутствие уважения кзакону во всех слоях общества, самоуправство ипроизвол со стороны власти, порождавшие заменучувства законности верой во всемогущество бари-на-начальника, постоянные нарушения предписа-ний закона и т.п. Драматизм ситуации, по их мне-нию, усугублялся тем, что она была укоренена всамих устоях общественной жизни. Реформы 60-70-х гг. ХIХ в., будучи противоречивыми и непо-следовательными, не смогли изменить эти устои.Сохранение зависимости крестьян от общины, отподатного и паспортного закрепощения, контрре-формистские по сути изменения в Земском и Го-родовом Положениях 1890-х гг., частичные изме-нения судебных уставов, введение института зем-ских начальников, сохранение цензурного гнета,телесных наказаний и пр. - всё это в совокупностиспособствовало, по словам И.А. Малиновского,поддержанию тех понятий, взглядов, привычек инравов, которые образовались во времена крепо-стного права [13. С. 11]. И.А. Базанов, ссылаясь назаключения губернских совещаний 1897 г., кон-статировал, что простой народ России все ещепребывает в фазе разложения родового строя иразвития личности, формирования самых святыхее потребностей - собственной инициативы, соб-ственных понятий, своего самостоятельного жиз-ненного пути. Рассматривая этот процесс как об-щемировой, как закономерность эволюции чело-веческих обществ, проявившуюся в истории всехкультурных народов, он считал его необратимым,но весьма далеким от завершения [9. С. 27]. Оче-видное несоответствие российской действитель-ности либеральному идеалу социального устрой-ства остро ставило проблему создания необходи-мых предпосылок и условий для формированиягражданского общества, выводя её за рамки про-стого совершенствования и упорядочения законо-дательства. В самом общем виде контуры решенияэтой проблемы обозначил И.А. Малиновский.Считая Россию «страною мертвых душ», где лю-дям различных сословий и званий чужды высшиезапросы человеческого духа, элементарное уваже-ние к человеческому достоинству, стремлениестать деятельными членами общества, он связывалее «воскресение» с двумя моментами: политико-социальным («Воскресение наступит тогда, когдабудут проведены реформы политического и соци-ального строя») и этическим («Воскресение на-ступит тогда, когда высокое и прекрасное челове-ческой природы восторжествует над низким и по-шлым») [10. С. 19-20]. Взаимосвязь внешнего ивнутреннего раскрепощения человеческой лично-сти, прослеживающаяся в такой постановке про-блемы, свидетельствует о продолжении радикаль-ной традиции в либеральном мировоззрении, зало-женной А.Н. Радищевым. Рассуждения И.А. Мали-новского были созвучны представлениям последне-го, согласно которым для достижения добродетелив частной жизни (единожитии) человек долженсовершенствовать свои физические силы, разви-вать ум размышлениями и воспитывать нравст-венное чувство, а в жизни общественной (обще-житии) для устранения социального зла необхо-дима коренная реформа политического и социаль-ного строя [12. С. 14, 32].Более детально либеральное видение основ-ных технологических подходов к формированиюгражданского общества изложил в ряде своих работи, прежде всего, в фундаментальном труде «Очеркифилософии права» И.В. Михайловский. Обращаявнимание на то, что несовершенство человеческойприроды, недостатки социального и политическогостроя обусловливают поведение людей, противоре-чащее нормам положительного права и нарушаю-щее субъективные права, профессор выдвигал за-дачу создания социальных, политических и юри-дических гарантий правопорядка.К числу основных политических гарантийИ.В. Михайловский относил следующие: «Надеж-ная система взаимных сдержек и контроля, пре-пятствующая различным органам власти нарушатьправа граждан; широкое развитие местного само-управления, надлежащая организация законода-тельного учреждения; создание стоящей на высотесвоей задачи бюрократии» [7. С. 598, 600]. Орга-низованная на этих началах государственнаявласть была призвана свести к минимуму опас-ность вырождения власти в «голый деспотизм» иобеспечить добросовестное исполнение всемиагентами власти своих обязанностей и уважение сих стороны к правам граждан. Ввиду того, чтоключевая роль в ограничении всемогущества го-сударства, создании для личности гарантий от еёпоглощения государством и предоставлении ейвозможности развиваться и совершенствоватьсяотводилась либералами праву, венцом всей систе-мы политических гарантий правопорядка Михай-ловский считал создание «органа власти, которомувверяется по преимуществу охрана права - суда»[7. С. 600]. Идеал суда, к которому должны бытьнаправлены усилия законодателя и государствен-ного деятеля, рисовался И.В. Михайловскому сле-дующим образом: «Олицетворение справедливо-сти, консерватизма, спокойствия, беспристрастия,высшего авторитета, государственной мощи, всейполноты научных и профессиональных знаний,житейского опыта и нравственной чистоты, ондолжен быть основой всей государственной жиз-ни» [7. С. 604]. В этих характеристиках идеально-го суда содержалось стремление обеспечить егокомпетентность, способность противостоять все-возможным эмоциональным порывам, противоре-чащим положительному праву, самостоятельностьи независимость. Идея независимости суда приоб-ретала чрезвычайную актуальность в условияхнакала политических страстей начала ХХ в. По-этому И.В. Михайловский особотрактовалось им достаточно широко, включая всебя различные формы распределения экономиче-ских благ, механизм взаимоотношений социаль-ных групп, степень распространения просвеще-ния, господствующие религиозные и нравствен-ные воззрения, общий характер народа и т.п. Зна-чение этих социальных условий определялось ихвлиянием на формирование «господствующих внаселении нравов», т.е. общественного мнения. Вэтой связи проблема создания социальных гаран-тий заключалась в обеспечении экономического,социокультурного, психологического фона, спо-собного стать основой высокого уровня общест-венного самосознания, которое, в свою очередь,призвано было стать оплотом против всевозмож-ных правонарушений, откуда бы таковые ни исхо-дили [7. C. 597-598].Важную роль в создании социальных гарантийправопорядка И.В. Михайловский отводил куль-турным факторам, придавая особое значение нау-ке и образованию, развитию и распространениюзнаний. По его убеждению, огромная часть соци-альных и политических бедствий, выпавших надолю России в XX в., объяснялась именно необра-зованностью в самом широком смысле, под кото-рой профессор подразумевал абсолютное невеже-ство и темноту масс, устрашающе низкий уровеньобразования учащихся средней и высшей школыи, наконец, безнадежную путаницу в умах боль-шей части интеллигенции. Это убеждение разде-ляло большинство либералов. Наука воспринима-лась при этом как своего рода маяк в области со-циальных исканий, как главный критерий диффе-ренциации идеала и утопии, как противоядиекрайнему радикализму, отрицавшему выработан-ные историей формы и допускавшему возмож-ность мирового переустройства при помощи най-денной формулы, вопреки всем объективным фак-торам культуры [14. С. 8]. И все же умственноеразвитие не представлялось панацеей в деле куль-турного прогресса. Рационалистическую тенден-цию, проявлявшуюся в придании науке и образо-ванию решающего значения в развитии культуры,И.В. Михайловский оценивал как неизбежно об-реченную односторонность. Будучи сторонникомидеи равноценности разных факторов обществен-ной жизни, он последовательно проводил её и впостановке проблемы культурного прогресса. По-иски истины на этом пути были сопряжены длянего с высшим синтезом различных факторовкультуры - науки, умственного развития, эстети-ческого, нравственного, религиозного и др. Обра-щенный к согражданам призыв И.В. Михайлов-ского развивать общую культуру, создавать куль-турную среду был направлен против двух крайнихвариантов «специфически-русского», по его вы-ражению, представления о предназначении чело-веческой личности. Первый вариант нашел своевоплощение в этической проповеди Л.Н. Толстого,проникнутой пафосом личного нравственногоусовершенствования и признанием его единствен-ным средством достижения социального идеалавсеобщего братства. Другая крайность специфиче-ски-русского образа мыслей проявлялась в макси-мализме, чрезмерной увлеченности глобальнымипроблемами возрождения человечества и третиро-вании задач развития культуры как совершеннонедостойных внимания при осуществлении миро-вого переустройства. Для И.В. Михайловского,считавшего, что полную возможность жить выс-шей духовной жизнью человек может обреститолько на почве высокоразвитой культуры, такиевариации на тему предназначения человека явля-лись неприемлемыми [6. С. 4, 5]. Соответственно,основное предназначение русской интеллигенцииИ.В. Михайловский видел в создании атмосферывысокой культуры, способствующей осознаниюсобственного достоинства, уважению к личности,к установившимся культурным формам общежи-тия, к учреждениям и традициям и порождающейсоциальную стабильность [6. С. 2-4].Формирование уважительного отношения кпрошлому, к историческим традициям рассматри-валось либералами как важный компонент нацио-нального правового воспитания. Признавая, чтопартийная «обработка» населения, как и насажде-ние полицейского национализма, дает прискорб-ные всходы, если сталкивается с «людской пы-лью», безликой массой, Н.Я. Новомбергский счи-тал, что разумного и твердого противодействия имможно ожидать лишь со стороны граждан, осоз-навших великое прошлое Отечества и великие за-дачи, еще предстоящие ему во всемирной истории.Большие надежды в формировании национальногосознания он возлагал на юридические факультетыроссийских университетов, где проходили подго-товку представители административной и судеб-ной службы, многих свободных профессий [15.С. 9]. Исключительную роль в воспитании у рос-сиян чувства законности и, соответственно, вобеспечении достойной будущности России отво-дил юристам и И.В. Михайловский [6. С. 9]. Пред-ставление своих коллег о формировании и разви-тии общественного правосознания как необходи-мой предпосылке создания правового государст-венного порядка полностью разделял профессорпо кафедре финансового права кадет М.И. Боголе-пов, утверждавший: «…правовое государствопрежде всего опирается на определенное право-сознание общества и в этом правосознании нахо-дит свое основание и устойчивость» [16. С. 26].Определенный оптимизм в отношении пер-спектив приобщения россиян к цивилизованномугражданскому обществу посредством культивиро-вания чувства законности придавали либераламнаметившиеся на рубеже XIX-XX вв. тенденциитрансформации народного правосознания. Фикси-руя противоречивость русской общественнойжизни, И.А. Малиновский отмечал присутствие вней двух течений: «Молодая раскрепощенная Рос-сия уже начала свое бытие и сделала первые не-твердые шаги; но еще доживает последние днистарая крепостная Россия, она употребляет отча-янные усилия, чтобы продлить свое существова-ние ... и ревниво оберегает приобретенные права»[13. С. 12]. Эта противоречивость не могла остать-ся без влияния на народное правосознание, кото-рое также обрело некое переходное состояние.Анализ наметившихся сдвигов давал богатую пи-щу для размышлений. Сущность новых тенден-ций, обозначившихся в 90-е гг. ХIХ в. как реакцияна «начавшееся разложение в самих недрах на-родной жизни», Н.Я. Новомбергский определялтаким образом: «Правосознание народное, всегдачуткое к температуре окружающей среды, посте-пенно начинает отражать в себе криворост кресть-янской мысли, расшатанной жизнью в казарме,городе, на фабрике и различных отхожих промыс-лах. Крестьянство, затронутое толками об общихгражданских правах, теряет мало-помалу патриар-хальную веру в совесть мира и ищет спасения вопределениях писаного права, идет к мировому,апеллирует к земскому начальнику» [17. С. XIII].Движение «от совестного безобрядного волостно-го суда к камере представителя твердой прави-тельственной власти», служившее показателемвытеснения обычая законом, воспринималось какнеобратимое. Залогом поступательного развитияэтого процесса Н.Я. Новомбергский считал дажене столько начавшееся расщепление устоев на-родной самобытности, которое должно было слоявлениях (аграрные волнения, революционныйтеррор, черносотенные погромы, смертные казнии т.п.) либералы считали реформы социального иполитического строя, водворение начал граждан-ской и политической свободы, обеспечение проч-ного правопорядка, что должно было открытьвозможности мирной культурной работы и создатьусловия для всестороннего гармоничного развитияличности [18. С. 133, 134, 136, 137; 20. Стб. 304-305]. В целом, обращение к интеллектуальномунаследию профессоров Томского университетасвидетельствует как о глубоком рационалистиче-ском обосновании теоретической модели граж-данского общества, так и о системности предла-гавшихся ими технологических подходов к фор-мированию гражданского общества в России. Тообстоятельство, что в условиях резкой социальнойи политической поляризации общества в началеXX в. либеральные технологии не были и не мог-ли быть реализованы ввиду отсутствия адекватнойсреды восприятия как на уровне социума, так и науровне политики, не умаляет очевидной интеллек-туальной зрелости отечественного либерализма впостановке проблем формирования и развитиягражданского общества, а потому и не исключаетвозможности использования этих технологий виной исторической среде.

Ключевые слова

гражданское общество, свобода личности, правопорядок, либерализм, civil society, freedom, personality, law and order, liberalism

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Харусь Ольга АнатольевнаТомский государственный университетдоктор исторических наук, профессор кафедры истории и документоведенияkharus-olga@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Сенин А.С. Либералы у власти. История повторяется? // Кентавр. 1993. № 2. С. 109-121.
Чешев В.В. Неизменный либерализм // Либерализм в России: история и перспективы. Томск, 1997.
Капустин Б.Г. Три рассуждения о либерализме и либерализмах // Полис. 1994. № 3. С. 13-26.
Кара-Мурза А.А. Либерализма против хаоса. Основные интенции либеральной идеологии на Западе и в России // Полис. 1994. № 3. С. 118-124.
Михайловский И.В. Воззрения Б.Н.Чичерина на право и государство. Б.м., б.г. 15 с.
Михайловский И.В. Культурная миссия юристов. Правовые прелюдии к грядущей культуре. Томск, 1910. 27 с.
Михайловский И.В. Очерки философии права. Томск, 1914. Т. 1. 625 с.
Михайловский И.В. Рецензия на учебник философии права Иосифа Колера (Берлин, 1909). Б.м., б.г. 20 с.
Базанов И.А. Основные черты гражданско-правового строя крестьян по Положениям 19-го февраля и позднейшим узакононениям. Томск, 1912. 34 с.
Малиновский И.А. Общественное значение литературной деятельности Гоголя. Речь, произнесенная в торжественном заседании Императорского Томского университета 20 марта 1909 г. Томск, 1909. 20 с.
Новомбергский Н.Я. Рец. на: Михайловский И.В. Очерки философии права (Томск, 1914. Т.1) // Журнал Министерства юстиции. 1915. Март. 12 с. (оттиск).
Малиновский И.А. Начальная страница из истории русской интеллигенции. (Ответ авторам «Вех»). Томск, 1909. 35 с.
Малиновский И.А. Вопросы права в сочинениях А.П. Чехова. Доклад, читанный в заседаниях Томского юридического общества 9 и 30 октября 1904 г. Томск, 1905. 93 с.
Михайловский [И.В.]. Университет и наука. Вступительная лекция в курсе философии права, читанная 18 сентября 1907 г. студентам I курса юридического факультета. Томск, 1908. 18 с.
Новомбергский [Н.Я.]. Кафедра истории русского права в российских университетах. Пг., 1915. 9 с.
Боголепов М.И. Финансы, правительство и общественные интересы. СПб., 1907. 1907. 334 с.
Новомбергский Н.Я. Волостной суд, преобразованный по закону 2-го июня 1898 года. Практическое руководство. Томск, 1900. 111 с.
Малиновский И.А. Кровная месть и смертные казни. Томск, 1909. Вып. 2, ч. 3. 149 с.
Малиновский. Русские писатели-художники о смертной казни. Томск, 1910. 100 с.
Малиновский И.А. Кровавая месть и смертные казни. Доклад, читанный в заседании Петербургского юридического общества 27 декабря 1908 г. // Право. СПб., 1909. № 5. Стб. 296- 305.
 Проблемы формирования гражданского общества в либеральном дискурсе России начала XX в. (из интеллектуального наследия профессоров Томского университета) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Проблемы формирования гражданского общества в либеральном дискурсе России начала XX в. (из интеллектуального наследия профессоров Томского университета) | Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2011. № 3 (15).

Полнотекстовая версия